ПАМЯТНИКИ ПРАВА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
(Материалы научно-практической конференции)
26. ПСЗ. Собр. 2-е. Т. ХЬУ. № 48354.
27. Кириллов А. Обычное право на Дону //Сборник ОВД Статистического комитета, вып. 8. Новочеркасск, 1908.
УДК 340.15
28. Тимощенков И.В. Общественный быт и народные обычаи Казанской станицы // Труды ОВД Статистического Комитета. Вып. 2. Новочеркасск, 1874.
Сергеев В.Н.
Профессор Северо-Кавказской академии государственной службы, д. и. н.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЗЕМЕЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ В КАЗАЧЬИХ ВОЙСКАХ 1869 Г. (ЗАКОНОПРИМЕНЕНИЕ В 1870-1917 ГГ.)
Раскрыто содержание важного закона XIX — начала ХХвв. «Положение о поземельном устройстве». Показано, что документ был регулятором аграрных отношений в казачьих областях юга России, но перестал быть таковым после отречения императора 2 марта 1917 г. Указывается, что в 1917-1920 гг. на юге страны одна из причин гражданской войны был отказ казачества реализовывать основные принципы общинного землепользования.
The contents of an important law of XIX — beginning XX-th century «The Statement on the land settlement» is described. It is shown, that the document was a regulator of the agricultural relations in the Cossack areas of the South of Russia, but it stopped to fulfil this function after the abdication of the emperor on March 2 1917. It is shown, that one of the reasons of the Civil War of1917-1920 in the South of Russia was the refusal of the Cossacks to realize the main principles of the community's using of land.
Ключевые слова: положение, казачьи войска, поземельное устройство, казачье управление, аграрный законопроект.
Key words: statement, the Cossack troops, reform, land settlement, the Cossack governance, agrarian bill.
В 2009 г. вышел в свет первый том многотомного издания «Антология памятников права народов Кавказа». В связи с началом этой огромной работы ученых встает и решается важная проблема источниковедения — отбор источников по истории казачества, их классификации, внутренней и внешней критики. Рассматривается вопрос и о том, какие именно источники необходимо переиздавать. Необходимость такого переиздания приобрела особую актуальность в связи с возрастанием значения исторического опыта казачества для современного движения по возрождению казачества. За 20 лет этого движения издано более 100 законов, прямо относящихся к движению. При этом начало осуществляться и переиздание законодательных актов, но, к сожалению, лишь отдельных источников по истории казачества XIX — начала ХХ вв., являвшихся историческими предтечами, а иногда и источниками современного законодательства по казачьему движению. Переизданы Положение об общественном управлении в казачьих войсках 1891 г., постановления нескольких казачьих кругов донского казачества 1917 г. [1].
К сожалению, работа по переизданию памятников права Х1Х-ХХ вв. была приостановлена. Отчасти это объясняется неясностью вопроса о том, какие же именно документы необходимо отобрать для переиздания, и в чем именно состоит их полезность для современности. Цель настоящего сообщения — привлечь внимание научной общественности к необходимости изучения и по возможности переиздания «Положения о поземельном устройстве казачьих войск 1869 г.» — законодательного акта, определяющего права казаков России на земельные наделы.
При этом нужно учесть несколько обстоятельств:
1. Положение затрагивает вечный и актуальный для нашего отечества аграрный вопрос.
2. Данный законодательный акт незаслуженно игнорируется учеными, в том числе и в некоторых новейших исследованиях.
3. «Положение о поземельном устройстве в казачьих войсках 1869 г.» вводит новое правило о поземельном устройстве казачьих войск и явилось одним из важнейших актов, ставших основой реформ казачьих войск в царствование императора Александр II.
4. Названное положение было распространено на большинство казачьих войск (кроме Уральского), население которых определялось как «сословная организация, наделенная особыми правами и несущая повинность». Лишь по отдельным войскам Положения о землепользовании уточнялись (например, «О размежевании земель Оренбургского казачьего войска» (1867), «О размежевании земель в Астраханском казачьем войске» (1866, 1869, 1873), «О размежевании земель в Сибирском войск» (1877) [2, с. 262].
5. Положение появилось вскоре после окончания Кавказской войны 1817 — 1864 гг. В это время значительно усилилось переселение русских на Северный Кавказ, где в результате этого русские стали доминировать (на Дону, например, в начале ХХ в. уже было 43 % казаков и 57 % неказачьего населения). На Тереке численность горского неказачьего и русского населения была примерно равновелика.
Впервые законодательно поземельное устройство казачьих войск отражено в Положениях о казачьих
24
Сергеев В.Н.
войсках, изданных в 30-40-х гг. XIX в. В период либеральных реформ 60-70-х гг. в России над проблемой поземельного устройства казачьих войск начали работать местные комитеты (в войсках) и временные комитеты при Главном управлении казачьих войск. В качестве основных были определены следующие вопросы: о казенном устройстве станиц; о наделении офицеров и чиновников войскового сословия особыми по их чинам земельными участками; о войсковых запасных землях. Результатом работы стало Положение, утвержденное 21 апреля 1869 г. Согласно ему на каждую душу мужского пола в станице отводился надел размером не менее 30 десятин, в том числе на записанных в станицах чиновников. В местностях, где имелись церкви, на церковные нужды причиталось до 300 десятин в общее юртовое владение станиц. При этом надел мог быть уменьшен или увеличен в зависимости от качества земли. Для обеспечения земельными наделами увеличивающегося населения специально создавался станичный запас, из которого выделялись дополнительные наделы. Каждому члену станичного общества дозволялось разведение на своей усадьбе и на определенных обществом местах плодовых садов и лесных рощ с предоставлением права частной собственности на время их существования. В целом же земля продолжала принадлежать станичному обществу. Каждому станичному жителю из казачьего сословия предоставлялось право на участие во всех станичных угодьях и довольствиях. Положение оговаривало права на землю казаков, офицеров и чиновников по их чинам и званиям, малолеток до 17 лет, священнослужителей, вдов и сирот. Член станичного общества мог пользоваться своим паем лично или передавать право на пользование им жителю не только той же станицы, но и других станиц и даже иногородним на срок не более года. Порядок распределения станичных угодий разрешалось устанавливать самим станичным обществам сообразно местным условиям и обычаям. Войсковые запасные земли могли использоваться местными казачьими управлениями для сборов и учений воинских команд, обустройства дорог и т.д. Свободные казенные земли могли быть отданы в аренду частным лицам под хозяйственные нужды сроком от 24 до 99 лет [2, с. 263].
В начале ХХ в. на Дону и Северном Кавказе проживало 70 % казаков России. Донское, Кубанское и Терское казачьи войска находились, по сути дела, в горячей точке России обеспечивали региону мир с позиции силы. Положение о поземельном устройстве в казачьих войсках 1869 г. появилось в период, когда край особенно нуждался в стабильности, мирном устройстве государственного порядка, примирении народов после многолетней Кавказской войны (1817 — 1864), в освоении богатой и щедрой природы края. Важным фактором, определявшим государственный порядок, было землевладение и землепользование. В Донской казачьей области, например, по Положению закреплялись по роду владения и пользования три категории казачьих земель.
1. Войсковые запасные земли — 1 976 894 дес. — резерв для создания новых станиц и хуторов и наделения малоземельных в связи с ростом населения, для войскового коневодства, казачьих военных лагерей и других надобностей. Значительная часть этих земель сдавалось в аренду для увеличения войскового капитала.
2. Земли казачьих офицеров и классных чиновников — 476 791 дес., являвшихся, по сути дела, потомственным владением генеральско-офицерско-атаманской верхушки.
3. Станичные или юртовые земли — 9 627 263 дес. (удобной земли — 8 265 007 дес.) из которых каждому казаку, достигшему 17 лет, полагался пай размером в 30 десятин в качестве материального обеспечения его военной службы. Указание о выделении значительного земельного пая по достижению 17 лет (3,1 га) впервые появилось в законодательном акте императора, что означало дальнейшее перераспределение земли в пользу казачества на Дону и Северном Кавказе. Исследователи подтверждают, что 80 % земли на Дону стало принадлежать казачеству [3, с. 9], столько же на Кубани, 60 % — на Тереке.
На территории казачьих войск имелись также земли, на которые казачество претендовало и требовало передачи их в свою собственность. Это были государственные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные земли, не включенные в общее юртовое владение станиц, земли немецких колонистов и др.
В крайне стесненном положении находились безземельные и малоземельные иногородние крестьяне, горцы. Они были заинтересованы в скорейшем разрешении аграрного вопроса в казачьих областях.
Положение о поземельном устройств в казачьих войсках 1869 г. регулировало земельные отношения в течение довольно длительного периода — с 1870 до 1917 г. Однако дважды законоприменение данного акта было поставлено под сомнение: в Государственной думе 1906—1917 гг. и после отречения императора 2 марта 1917 г. В связи с тем, что после появления Манифеста 17 октября, Основных законов империи в новой редакции, учреждения Государственной думы последняя стала законодательной. В Думе встал вопрос о том, что Положение о поземельном устройстве 1869 г. не отвечает реалиям жизни. Поскольку земли казакам дарованы царем, то после ликвидации абсолютизма казачество должно поступиться землей в пользу иногородних. Председатель казачьей фракции в Думе В.А. Харламов не раз указывал, что земля не пожалована царем, а принадлежит казакам по праву войны и колонизации. В своей речи в Думе В.А. Харламов подчеркнул: «Казакам не дана земля, казаки завоевали землю, казаки были оплотом государства, когда русское государство складывалось, казаки могучей стеной стали на окраинах страны, раздвигали ее границы, и там они отвоевали и завоевали эту землю» [4, с. 117-128].
С отречением Николая II перестали действовать царские законы и Положение о поземельном устройстве казачьих войск 1869 г. уже не применялось. Из резолюций казачьих съездов, кругов и рад исчезло главное, что было в Положении, права казака на пай в 30 десятин земли казаку по достижению им 17 лет. Казачество начало готовить новый агарный законопроект, основу которого должна была составить резолюция по земельному вопросу, принятая 28 марта 1917 г. на Всероссийском общеказачьем съезде в Петрограде, и именно она стала основой решений по агарным вопросам Временного правительства и казачьих кругов, съездов и других сословных установлений. Какие же новые положения появились в этой
ПАМЯТНИКИ ПРАВА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
(Материалы научно-практической конференции)
резолюции. Во-первых, казачество уже не упоминало о том, что земля принадлежит ему по праву войны, что земля завоевана, вместо этого появилась новая категория — земля — это «историческое достояние казачества». Во-вторых, казаки полагали, что в условиях русской свободы, предстоящего Учредительного собрания они уже могут претендовать на владение не только землями, но и недрами (а это уголь и нефть и другие полезные ископаемые). Уже в начале упомянутой резолюции указано: «Все земли казачьих войск, леса, недра, рыболовные воды и прочие угодья, как историческое достояние казачества, составляют неотъемлемую, неприкосновенную собственность каждого казачьего войска». В-третьих, казачьи войска стали требовать передачи в свою собственность земли государственные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные, немецких колонистов «на основании того общего принципа отчуждения таких земель в пользу трудящихся масс» [5]. За иногородними селянами признавалось лишь право на земли «крестьянские, надельные, крестьянских товариществ и мелких собственников», расположенных на территории казачьих войск по решению Учредительного собрания.
Таким образом, Положение о поземельном устройстве казачьих войск 1869 г. действовало как регулятор земельных отношений на Дону, Кубани и Тереке в 1869— 1917 гг. до отречения царя, после чего уже не являлись применимым законом. В воззвании Временного правительства к населению Области войска Донского от 3 апреля 1917 г. уже не могло быть ссылки на это закон, а повторяется резолюция общеказачьего съезда России 28 марта 1917 г. с требованием признания всех категорий казачьих земель «историческим достоянием казачества». Началась подготовка нового законодательства по землепользованию казачества, но эта работа была затруднена участием казачества в Первой мировой войне и к тому же была прервана гражданской войной. Руководители казачьего движения полагали, что решить аграрный вопрос на Дону они смогут только в случае создания казачьего регионального государственного образования — федерации казачьих государств. Отказ от своевременного создания такой государственности совместно с иногородним крестьянством М.П. Богаевский в своем «Ответе перед историей» назвал ошибкой казачества [6].
Подытожим. Почему же в начале XXI в. представляется полезным переиздание Положения о поземельном устройстве в казачьих войсках 1869 г. (ведь закон появил-
ся 140 лет тому назад). Какой урок этот закон позволяет извлечь? Кроме интереса для ученых и практических работников современного казачьего движения, его значение состоит в расширении источниковой базы наук. Укажем и на один урок прошлого.
Исторический опыт подтверждает, что собственность казачества на землю была основой социальной стабильности и государственного порядка на Дону и Северном Кавказе, пока эта собственность защищалась законом — Положением о поземельном устройстве в казачьих войсках 1869 г. Однако прекращение действия законов империи после отречения царя требовало проведения быстрых реформ и обновления законодательства, что и было начато Резолюцией о земле общеказачьего съезда России 28 марта 1917 г. и Обращением Временного правительства к населению Области войска Донского от 3 апреля. Однако 380 тыс. казаков находились на фронтах войны, и времени на реформы не было, казачество же в скрытом виде требовало подтверждения обновления царских законов о землепользовании, но использовало при этом новые формулировки вроде того, что земля «историческое достояние казачества». Вместе с тем, являясь казачьей общиной, казачество не допускало при этом проведения в жизнь коренного принципа общинного землепользования — периодического передела земли с учетом новых реалий жизни, возросшей нужды, иногородних. Поэтому распределение земли в крупнейших казачьих областях Дона, Кубани и Терека в условиях русской свободы 1917 г. продолжало оставаться несправедливым, что и привело к новому социальному взрыву колоссальной силы — гражданской войне.
Литература
1. Шапсугов Д.Ю. и др. Государственная и местная власть на Дону в 1917 г. Ростов-на-Дону, 2000; и др.).
2. Казачество. Энциклопедия / Под ред. А.П. Федотова. М., 2003.
3. Кириенко Ю.К. Революция и донское казачество. Ростов-на-Дону, 1988.
4. Государственная дума. Созыв 4. Сессия 3. Историческое заседание Государственной думы 27-29 января. М., 1916.
5. Труды общеказачьего съезда России. СПб., 1917.
6. Богаевский М.П. Ответ перед историей // Донская волна. 1919. № 22-25.
УДК 340.15
Крымшокалова (Думанова) Ф.Х.
Помощник прокурора г. Нальчика, к. ю. н.,
Думанов Х.М.
Зав. отделом Кабардинского научного центра РАН
ВХОЖДЕНИЕ КАБАРДЫ В ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКОВ
В статье рассматриваются проблемы вхождения Кабарды в правовое поле России в конце XVIII— первой четверти XIX вв.
The article considers the problem of the inclusion of Kabarda in the law area of Russia in the end of XVIII— the first quarter of XIX centuries.