Научная статья на тему 'Положение национальных меньшинств Армении при выполнении Рамочной конвенции совета Европы'

Положение национальных меньшинств Армении при выполнении Рамочной конвенции совета Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
527
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЕЗИДЫ / РУССКИЕ / АССИРИЙЦЫ / ГРЕКИ / ЕВРЕИ / УКРАИНЦЫ / КУРДЫ / БЕЛОРУСЫ / ПОЛЯКИ / НЕМЦЫ / ARMENIA / COUNCIL OF EUROPE / FRAMEWORK CONVENTION / NATIONAL MINORITIES / YAZIDIS / RUSSIANS / ASSYRIANS / GREEKS / JEWS / UKRAINIANS / KURDS / BELARUSIANS / POLES / GERMANS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Папоян Айваз Рафикович

В статье рассматривается положение национальных меньшинств Армении в начале XXI столетия. Особое внимание уделяется развитию и сохранению их языков, религий и культур. Научная новизна данного исследования заключается в том, что положение национальных меньшинств изучается на основе докладов Совета Европы, в которых предусматривается выполнение Арменией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF ARMENIA’S NATIONAL MINORITIES WHEN IMPLEMENTING THE FRAMEWORK CONVENTION OF THE COUNCIL OF EUROPE

The article examines the status of Armenia’s national minorities at the beginning of the XXI century. Special attention is paid to the development and preservation of their languages, religions and cultures. The scientific originality of the research is in the fact that the status of national minorities is studied on the basis of the Council of Europe’s reports, which provide Armenia’s implementation of the Framework Convention for the Protection of National Minorities.

Текст научной работы на тему «Положение национальных меньшинств Армении при выполнении Рамочной конвенции совета Европы»

Папоян Айваз Рафикович

ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ АРМЕНИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

В статье рассматривается положение национальных меньшинств Армении в начале XXI столетия. Особое внимание уделяется развитию и сохранению их языков, религий и культур. Научная новизна данного исследования заключается в том, что положение национальных меньшинств изучается на основе докладов Совета Европы, в которых предусматривается выполнение Арменией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -1725.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 96-99. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

BENEDETTO GARETH AND HIS ITALIAN STRAMBOTTO

Pankina Elena Valerievna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka 2mikep@mail. ru

The article examines reasons to include the only Italian polyphonic song by the Catalan poet and singer-improvisator Benedetto Gareth (Cariteo) into the ninth frottola collection by Ottaviano Petrucci (Venice, 1508/1509). Relying on historical-biographical data the author justifies the logicality and reasonability of including Gareth's composition into the collection of the printer, whose publishing activity was focused on Roman musicians. The musical and stylistic analysis of the song allows proposing a hypothesis on an unknown editor's participation in its polyphonic adaptation.

Key words and phrases: Benedetto Gareth; Cariteo; Ottaviano Petrucci; frottola; strambotto; octave.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

В статье рассматривается положение национальных меньшинств Армении в начале XXI столетия. Особое внимание уделяется развитию и сохранению их языков, религий и культур. Научная новизна данного исследования заключается в том, что положение национальных меньшинств изучается на основе докладов Совета Европы, в которых предусматривается выполнение Арменией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Ключевые слова и фразы: Армения; Совет Европы; Рамочная конвенция; национальные меньшинства; езиды; русские; ассирийцы; греки; евреи; украинцы; курды; белорусы; поляки; немцы.

Папоян Айваз Рафикович

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина aivaz-papoyan@mail.ru

ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ АРМЕНИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Армения является моноэтнической страной, где подавляющее большинство населения составляют армяне. Тем не менее в стране также проживают представители других национальностей. Власти страны относят к национальным меньшинствам тех, кто имеет свою собственную общественную организацию и входит в Координационный совет, консультативный орган национальных меньшинств при Офисе Президента, созданный в 2000 г. На данный момент официально зарегистрированы 11 национальных меньшинств.

При изучении положения национальных меньшинств были использованы доклады таких международных организаций как Совет Европы и ОБСЕ. Для определения численности национальных меньшинств в Армении автор опирался на статистические источники: Всесоюзную перепись населения СССР 1989 г., а также Переписи населения Армении 2001 г. и 2011 г.

Положение национальных меньшинств Армении давно является актуальной темой в исследованиях армянских и иностранных авторов: А. Акопяна, Г. Асатряна, В. Аракеловой, Ю. И. Мкртумяна, Г. Г. Саркисяна, А. З. Тадевосяна, А. Газаряна, Н. Мосаки и др. Большинство работ размещено на официальных сайтах «Ноев Ковчег», «Кавказский Узел», «NovostiNK» и «Xenophobia Prevention Initiative».

Ещё до вступления Армении в Совет Европы (25 января 2001 г.) страну начали посещать представители Европейской комиссии. Комиссия разрабатывает доклады, в которых описывается жизнедеятельность национальных меньшинств согласно Рамочной конвенции Совета Европы. Конвенция была ратифицирована Арменией 25 июля 1997 г. и вступила в силу 1 ноября 1998 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Республика Армения должна была представить отчет по состоянию на 1 ноября 1999 г. в течение одного года после вступления в силу Конвенции. Тем не менее, в силу определенных причин, влияющих на разработку доклада, он был представлен с некоторой задержкой [17].

Согласно переписи населения, проведённой в 2001 г., в стране проживало 3 213 011 человек, включая армян - 3 145 354 человека - и представителей национальных меньшинств - 67 657 человек [13].

Термин «национальное меньшинство» хорошо известен армянам, которые в результате геноцида в начале ХХ века расселились по всему миру и сами составляют национальные меньшинства в разных странах. Следует отметить, что статья 11 Конституции Республики Армения является обязательной для исполнения всеми органами Республики Армения в соответствии с принципами и нормами международного права: 1) для оказания помощи в защите армянских исторических и культурных ценностей, расположенных в других странах; 2) содействия развитию армянской образовательной и культурной жизни в других странах. С учетом вышеизложенного, Республика Армения должна уделять больше внимания подобной решительной политике в отношении национальных меньшинств на своей территории.

Важным шагом в деле защиты национальных меньшинств является создание координационного совета национальных меньшинств Республики Армения при советнике Президента Республики Армения. Целью этого Совета, который был официально учрежден 15 июня 2000 г. по указу Президента Республики Армения, является обеспечение защиты национальных меньшинств, чтобы активизировать их межобщинные отношения, а также сделать более эффективной работу государства в решении проблем образования, культуры, правовых и других проблем. Следует отметить, что указом Президента 12 марта 2000 г. была созвана первая конференция представителей национальных меньшинств. Координационный совет создавался с целью формирования специального государственного органа по вопросам национальных меньшинств. Президент и премьер-министр Республики Армения провели ряд встреч с членами Координационного совета для обсуждения вопроса о создании культурного центра национальных меньшинств [17].

Члены Координационного совета избираются следующим образом: каждое из 11 национальных меньшинств, проживающих в Республике Армения, назначает двух лиц, которые представляют разные организации каждой общины. Там, где сообщество имеет одну из неправительственных организаций, два члена избираются от этой организации, где община имеет две или более неправительственные организации, члены Координационного совета избираются из числа представителей различных неправительственных организаций. Таким образом, Координационный совет состоит из 22 членов. Это - консультативный орган, который осуществляет свою деятельность через заседания, в соответствии с правилами процедуры, утвержденными Координационным советом [16].

К началу 2000-х гг. не было списка официально признанных национальных меньшинств. Армения докладывала о существовании более двадцати «национальностей», одиннадцать из которых входят в открытый список: немцы, белорусы, грузины, греки, евреи, курды, поляки, русские, ассирийцы, украинцы и езиды. Существовали разногласия в отношении национальной самобытности курдов и езидов и их принадлежности к одному национальному меньшинству или к двум различным национальным меньшинствам. Но перепись населения, проведённая в октябре 2001 г., дала возможность заинтересованным гражданам самим идентифицировать себя как езидов или курдов.

В соответствии с данными, предоставленными Министерством юстиции Республики Армения до применения требований Закона «О вступлении в силу Гражданского кодекса Республики Армения», к началу 2000-х гг. в Министерстве юстиции Республики Армения было зарегистрировано несколько десятков национальных общин.

Национальный состав Армении по переписям населения СССР и Армении

Национальность 1989 2001 2011

Армяне 3 083 616 3 145 354 2 961 801

Езиды 56 127 40 620 35 308

Курды 1 519 2 162

Русские 51 555 14 660 11 911

Ассирийцы 5 963 3 409 2 769

Украинцы 8 341 1 633 1 176

Греки 4 650 1 176 900

Грузины 1 364 - 617

Персы 14 - 476

Другие - 10 744 1 634

Всего 3 304 776 3 213 011 3 018 854

Езиды являются по численности одними из крупных этнических меньшинств Армении. Основная масса ези-дов Армении проживает в регионах Арагацотн, Гехаркуник, Армавир, Арарат, Котайк. Езидское население имеется также в регионах Ширака и Лори [1]. Согласно переписи населения 2011 г., на территории Армении проживает 35 308 езидов [14]. В СССР до 1989 г. езидов относили к курдам [7], и потому в переписи 1989 г. езиды в качестве национальности не выделялись [6; 12]. Родным языком езидов является курманджи (северокурдское наречие), но сами езиды называют свой язык эздыки. Помимо родного языка почти все езиды разговаривают на армянском и русском. Школы для езидских детей существуют в Армении с 20-х гг. XX в. Традиция и культура езидов основываются на езидизме - синкретическом учении, в котором имеются элементы зороастризма, христианства, иудаизма и ислама. В Армении издаются газеты «Шангал» и «Голос езидов», ежемесячный журнал «Эздихана» (издаётся на езидском, армянском и русском языках) и ведутся радиопрограммы на езидском языке при содействии таких езидских организаций, как Национальный союз езидов и Национальный союз езидов мира [1; 5; 7; 16; 17].

Вторым крупным национальным меньшинством являются русские, которых в стране насчитывается 11 911 человек [7]. Основателями первых русских поселений в Армении являются русские сектанты (молокане, духоборы и др.) в 1-й половине XIX в. Некоторые поселения были основаны семьями военных, православных крестьян, казаков. В Армении действуют такие общественные организации, как благотворительный союз русских «Березка» и Конгресс культурной неправительственной организации русского сообщества Республики Армения. Для сохранения родного языка и культуры в Армении действуют Российско-Армянский (Славянский) университет и факультеты в Ереванском государственном университете (ЕГУ) и Лингвистическом

университете им. Брюсова. Издаётся газета «Русский дом», ведутся радиопрограммы на русском языке. Также действуют русские церкви в Ереване, Гюмри и Ванадзоре [4; 16; 17].

На территории нынешней Армении ассирийцы, насчитывающие почти 2 800 человек, проживают уже несколько столетий. Ассирийская община в основном состоит из беженцев из Турции и Ирана. Как и армяне, ассирийцы были жертвами геноцида со стороны Османской Турции, которая пыталась «стереть» все следы ассирийского присутствия на территории Западной Армении и иранской области Урмия. По данным Европейского центра по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств, ассирийцы в Армении проживают в городе Арзни, который до 1990 года был на 80% ассирийским. В настоящее время в результате внутренней миграции в Ереване проживает 1 000 ассирийцев. В целом 85% нынешнего ассирийского населения Армении являются городскими жителями, а остальные живут в селах. По вероисповеданию ассирийцы являются христианами, большинство из них относятся к православным. В Армении расположена Ассирийская церковь Востока - одна из самых древнейших христианских святынь в мире. Также действуют ассирийские православные церкви в селах Димитров и Верин Двин. Ведутся радиопрограммы на ассирийском языке. С начала 1990-х свою работу ведет общественная организация ассирийцев Армении «Атур», основанная в городе Арзни [2; 5; 16].

До распада СССР на территории Армении имелось множество греческих поселений, в том числе и компактно заселенных. Первое поселение было основано греками в Ахтале на севере Армении в 1763 г. Большинство греков переселилось в Армению после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. В основном они поселились в Александропольском уезде, а также в Лори. В городе Алаверди особенно много греко-армянских семей, но, как правило, дети в таких семьях владеют исключительно армянским языком. Силами общины в Ереване была создана школа № 74 с греческим уклоном. Ведутся радиопрограммы на греческом языке. В селе Шамлуг действует Церковь святого Саввы, построенная в 1909 г. Греческая община ведет активную культурную жизнь, участвует как в общегосударственных, так и в национальных праздниках. Успехи культурной и образовательной жизни греческой общины во многом обусловлены деятельным участием Посольства Греции в Армении, которое объединяет представителей общины [9]. Сегодня греки, проживающие в Армении, могут считаться народом с самым высоким уровнем организованности среди других национальных меньшинств. Все греки, живущие в Армении, зарегистрированы и являются членами греческой разветвленной общины. Во всех местах с греческим населением, независимо от компактного или рассеянного проживания, существуют греческие общины. Активные лидеры греческих общин, со своей стороны, во многих городах и регионах организовали центральный орган, который координирует работу общин. В Армении сейчас действуют такие греческие общины, как «Патрида» (Ереван), «Понтиум» (Ереван, Ванадзор), «Ромеос» (Алаверди), «Олимп» (Ноемберян), «Фаэтон» (Гюмри), «Эльпида» (Ванадзор), «Анастаси» (Раздан), Федерация греков Армении и др. Основным направлением деятельности греческих общин является сохранение и укрепление их национальной идентичности путём установления связей с исторической родиной, изучения родного языка, а также внедрения греческих учебников, научной и художественной литературы, газет и журналов в образовательные учреждения и молодёжные организации греческой общины [11; 16; 17].

Украинское население Армении в основном является городским. Незначительное число украинцев проживают в Ташире и Степанаване, в частности, в селе Николаевка. Часть украинцев из Болниского района Грузии в советское время также переселились в Армению. Армяно-украинские семьи имеются во всех районах страны. При поддержке украинской общины через такие организации, как федерация армянских украинцев «Украина» и благотворительный фонд «Украина», действует воскресная школа, издаётся газета «Дни-про» на украинском и армянском языках, а также ведётся радиовещание на украинском языке на базе Национального радио Армении [3; 15; 17].

Еврейская община Армении сконцентрирована в Ереване, Гюмри и Ванадзоре. Большинство евреев Армении - ашкенази (так называемые европейские евреи). Во время армяно-азербайджанского конфликта в Армении обосновались горские евреи из Азербайджана (в основном члены армяно-еврейских смешанных семей). Хотя община евреев в Армении малочисленна, она довольно активна. Евреи Армении в основном говорят по-русски. Тем не менее многие изучают иврит и армянский язык. С 1995 г. в Ереванском государственном университете преподается иврит. В Ереване действует еврейский религиозный центр Армении «Мордехай Нави», расположенный на улице Нар-Доси, 23. Его возглавляет раввин Герш-Меир Бурштейн, который периодически выезжает для проведения службы в синагоге Севана. Общинный центр «Мордехай Нави» состоит из молельного зала, а также благотворительной столовой и воскресной школы. Имеются такие общественные организации, как Еврейская община Армении и Еврейский культурный центр «Менора» [8].

Курдское население Армении проживает в основном в окрестностях Еревана и Араратской долины, а также в селах Талина и Апарана [3]. Кавказский центр иранистики и кафедра иранистики ЕГУ активно занимаются вопросами курдского языка, литературы, истории, этнографии. Ведутся радиопрограммы на курдском языке. Издаются газеты «Риа Таза» («Новый путь») и «Ботан». Курды имеют общественные организации: Совет курдской интеллигенции Республики Армения и «Комитет Курдистан» [10; 16; 17].

Такие меньшинства, как белорусы, поляки и немцы, в Армении малочисленны. Большинство из них разговаривают на русском языке, хотя некоторые испытают интерес к родному языку и культуре. В основном они относятся к представителям интеллигенции. Поляки и немцы также имеют собственные общественные организации (у поляков - благотворительная общественная организация «Полония», у немцев - общество немцев РА «Источник», у белорусов - общество белорусов Еревана) [5; 9].

Согласно последней переписи населения, проведённой в 2011 г., население страны составило 3 018 854 человека. Из них 57 053 человека относятся к национальным меньшинствам [14].

В течение десяти лет население страны уменьшилось почти на 200 тыс. человек, в т.ч. среди национальных меньшинств. Основной причиной уменьшения населения является экономическая нестабильность страны, которая связана с экономической блокадой, установленной ближайшими соседями в связи с карабахским конфликтом.

Тем не менее общины национальных меньшинств по-прежнему существуют и продолжают развиваться на территории Армении. По нашему мнению, на протяжении 10-ти лет Армения выполняла обязательства перед Советом Европы по защите прав национальных меньшинств на своей территории, по сохранению их языков, религий и культур, демонстрируя намерение к дальнейшему сотрудничеству с Советом Европы, а также стремление к европейской интеграции.

Список литературы

1. Акопян А. Езиды - достойные граждане Армении [Электронный ресурс] // Ноев Ковчег. 2012. № 5 (188). URL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-05/3120.html (дата обращения: 01.06.2016).

2. Акопян А. И Армения - Родина ассирийцев [Электронный ресурс] // Ноев Ковчег. 2012. № 7 (190). URL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-07/3181.html (дата обращения: 08.06.2016).

3. Акопян А. Особенности современных этнических процессов в Армении [Электронный ресурс] // Ноев Ковчег. 2009. № 11 (146). URL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2009-11/1837.htm (дата обращения: 24.06.2016).

4. Акопян А. Русские в Армении [Электронный ресурс] // Ноев Ковчег. 2010. № 12 (159). URL: http://noev-kovcheg.ru/issue.php?id=2293&search_str=%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E5+%E2+%C0%F0%EC%E5%ED%E8%E8 (дата обращения: 08.06.2016).

5. Асатрян Г., Аракелова В. Национальные меньшинства Армении [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. 2002. 12 ноября. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/30125/ (дата обращения: 27.06.2016).

6. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=13 (дата обращения: 02.07.2016).

7. Газарян А. Езиды. Кто они? [Электронный ресурс] // Ноев Ковчег. 2013. № 5 (211). URL: http://noev-kovcheg.ru/ mag/2013-05/3749.html (дата обращения: 03.06.2016).

8. Евреи Армении [Электронный ресурс] // Xenophobia Prevention Initiative. 2009. 14 августа. URL: http://stopxenophobia.com/ ?p=405 (дата обращения: 22.06.2016).

9. Защита прав национальных меньшинств в Республике Армения [Электронный ресурс]: внеочередной публичный доклад. URL: http://www.osce.org/ru/yerevan/86462?download=true (дата обращения: 22.06.2016).

10. Курды Армении [Электронный ресурс] // Xenophobia Prevention Initiative. 2009. 11 августа. URL: http://stopxenophobia. com/?p=386 (дата обращения: 25.06.2016).

11. Мкртумян Ю. И., Саркисян Г. Г., Тадевосян А. З. Греки в современной Армении [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. 2002. 19 сентября. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/26955/ (дата обращения: 20.06.2016).

12. Мосаки Н. Курды и езиды в российской переписи 2010 г. [Электронный ресурс] // NovostiNK. 2012. 16 января. URL: http://novostink.ru/politics/30157-nodar-mosaki-kurdy-i-ezidy-v-rossiyskoy-perepisi-2010-goda.html (дата обращения: 03.06.2016).

13. Результаты переписи населения Республики Армения 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.armstat.am/ census/pdfs/52.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

14. Результаты переписи населения Республики Армения 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://armstat.am/ file/doc/99484883.pdf (дата обращения: 01.06.2016).

15. Украинцы в Армении [Электронный ресурс] // Xenophobia Prevention Initiative. 2009. 15 августа. URL: http://stopxenophobia. com/?p=415 (дата обращения: 21.06.2016).

16. Fourth Report Submitted by Armenia Pursuant to Article 25, Paragraph 2 of the Framework Convention for the Protection of National Minorities [Электронный ресурс]. URL: http://hkdepo.am/up/docs/4th_SR_Armenia_en.pdf.pdf (дата обращения: 02.04.2016).

17. Report Submitted by Armenia Pursuant to Article 25, Paragraph 1 of the Framework Convention for the Protection of National Minorities [Электронный ресурс]. URL: http://www.refworld.org/docid/4254e7854.html (дата обращения: 10.03.2016).

STATUS OF ARMENIA'S NATIONAL MINORITIES WHEN IMPLEMENTING THE FRAMEWORK CONVENTION OF THE COUNCIL OF EUROPE

Papoyan Aivaz Rafikovich

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin aivaz-papoyan@mail. ru

The article examines the status of Armenia's national minorities at the beginning of the XXI century. Special attention is paid to the development and preservation of their languages, religions and cultures. The scientific originality of the research is in the fact that the status of national minorities is studied on the basis of the Council of Europe's reports, which provide Armenia's implementation of the Framework Convention for the Protection of National Minorities.

Key words and phrases: Armenia; Council of Europe; Framework Convention; national minorities; the Yazidis; the Russians; the Assyrians; the Greeks; the Jews; the Ukrainians; the Kurds; the Belarusians; the Poles; the Germans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.