Научная статья на тему 'Положение мастеров лиможской расписной эмали в социополитических реалиях хvі-хvіі вв'

Положение мастеров лиможской расписной эмали в социополитических реалиях хvі-хvіі вв Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
50
10
Поделиться
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ / РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ / ЭМАЛЬЕР / RELIGIOUS WARS / CIVIL WAR / APPLIED AND DECORATIVE ART / HOT ENAMEL / PAINTED ENAMEL / ENAMELLER

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Жильцова Оксана Петровна

В статье комплексно рассмотрено и проанализировано влияние гражданских потрясений на жизнь мастеров лиможской расписной эмали в ХVІ-ХVІІ вв. Расписная эмаль относится к декоративно-прикладному искусству, и ее изучение невозможно без анализа социополитического и экономического контекста. Особое внимание уделено малоизвестным фактам социального положения эмальеров и их личной жизни, что дает возможность комплексного анализа развития лиможской расписной эмали.

STATUS OF LIMOGES ENAMELLERS IN SOCIO-POLITICAL REALIA OF THE XVI-XVII CENTURIES

The article analyzes in detail the influence of civil crises on the life of Limoges enamellers in the XVI-XVII centuries. Painted enamel refers to applied and decorative art and its study is possible only when analyzing the socio-political and economical context. Special attention is paid to little-known facts on enamellers’ social status and their private life, which allows the author to analyze comprehensively the development of Limoges painted enamel.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Положение мастеров лиможской расписной эмали в социополитических реалиях хvі-хvіі вв»

Жильцова Оксана Петровна

ПОЛОЖЕНИЕ МАСТЕРОВ ЛИМОЖСКОЙ РАСПИСНОЙ ЭМАЛИ В СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ХУ1-ХУИ ВВ.

В статье комплексно рассмотрено и проанализировано влияние гражданских потрясений на жизнь мастеров лиможской расписной эмали в ХVI-ХVII вв. Расписная эмаль относится к декоративно-прикладному искусству, и ее изучение невозможно без анализа социополитического и экономического контекста. Особое внимание уделено малоизвестным фактам социального положения эмальеров и их личной жизни, что дает возможность комплексного анализа развития лиможской расписной эмали. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/10723.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 93-95. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7.035(44) Искусствоведение

В статье комплексно рассмотрено и проанализировано влияние гражданских потрясений на жизнь мастеров лиможской расписной эмали в ХУ1-ХУП вв. Расписная эмаль относится к декоративно-прикладному искусству, и ее изучение невозможно без анализа социополитического и экономического контекста. Особое внимание уделено малоизвестным фактам социального положения эмальеров и их личной жизни, что дает возможность комплексного анализа развития лиможской расписной эмали.

Ключевые слова и фразы: религиозные войны; гражданская война; декоративно-прикладное искусство; горячая эмаль; расписная эмаль; эмальер.

Жильцова Оксана Петровна

Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств zhyltsoksa@гambleг. ги

ПОЛОЖЕНИЕ МАСТЕРОВ ЛИМОЖСКОЙ РАСПИСНОЙ ЭМАЛИ В СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ХУ1-ХУП ВВ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расписная эмаль - особенная техника горячей эмали, несмотря на то, что материалы те же, что при изготовлении выемчатой или перегородчатой эмалей, изобразительные средства и художественный замысел отличные. Достигнув своего расцвета в XVI в., лиможская расписная эмаль прославила французское декоративно-прикладное искусство и стала образцом не только для расписной эмали в других странах, но и для других видов искусства. Лиможская расписная эмаль, несмотря на богатую историю и наследие, достаточно плохо изучена. Основными источниками информации служат каталоги различных коллекций, ощущается нехватка аналитической литературы, доступно крайне мало данных о том, почему сменялись этапы развития эмали, и расцветы чередовались с упадками. Расписная эмаль, как и любой другой вид искусства, создавалась людьми, а их судьбы и, соответственно, их работа зависели от глобальных событий в жизни общества. К сожалению, социальное положение эмальеров было не особо высоким, а потому крайне мало информации о частной жизни мастеров. Мы считаем актуальным исследование именно малоизученных фактов биографии и социального положения эмальеров, но это невозможно в отрыве от общего социополитического контекста. В связи с этим, задачей данной статьи является анализ политических событий, повлиявших на общество и изменивших судьбы эмальеров. А также освещение малоизвестных фактов их биографии и личной жизни. Именно в редкости упоминаний и недостаточной проработанности этой информации заключается научная новизна исследования, ведь в отечественных литературных источниках практически полностью отсутствуют такие данные.

А. Н. Кубе и его преемница О. Д. Доброклонская отмечают, что в конце XVI - начале XVII в. лиможская эмаль становится несколько пестрой. Если же проанализировать количество работающих в то время эмальеров, то становится заметно, что их стало меньше, чем в середине XVI в., и вспомнятся только около 10 фамилий. В целом же, такое уменьшение количества и некоторое ухудшение самой продукции обусловлено сложными условиями для любого искусства в то время во Франции из-за войн, бушевавших в стране.

Между смертью Генриха II в 1559 г. и подписанием Нантского эдикта в 1598 г. Франция в течение почти 40 лет переживала один из самых тяжелых и драматичных периодов в своей истории. Хотя этот тяжелейший национальный кризис и получил название Религиозных войн, он имел не только религиозный, но также политический, экономический и социальный подтекст. Корни этого кризиса уходят в Средневековье и заключаются в представлении того, что в государстве может существовать только одна религия - религия монарха. Все, кто исповедуют другую религию, представляют угрозу для единства государства и должны быть уничтожены. Однако распространение кальвинизма при Генрихе II привело к затяжному и ожесточенному конфликту. После провала коллоквиума в Пуасси в 1561 г. большинство не видело иного решения возникших противоречий, кроме физического устранения противника. Еще большего ожесточения этой войне придал тот факт, что она носила характер гражданской, и с той, и с другой стороны в ней участвовали французы-христиане.

Королевская власть оказалась неспособной сыграть роль арбитра, подобающую ей согласно средневековым представлениям общества, а религия на тот момент служила только как ширма для маскировки своих политических амбиций лидерами враждующих фракций. Вышеуказанные события способствовали пробуждению провинциального и местного сепаратизма, который был очень опасен для молодого французского государства. Губернаторы многих провинций, поддерживаемые провинциальными штатами, часто вели себя как независимые владыки. Вмешательство иностранцев и прямая военная интервенция еще больше усугубляли политический кризис во Франции и оказывали разрушительное воздействие на экономику. Воинские отряды и банды наемников, перемещающиеся по стране в различных направлениях, оставляли за собой лишь разрушения и смерть. Непрестанно росли налоги, сельскохозяйственное производство, являющееся ключевым для Франции того времени, снижалось, что вело к голоду и еще большей смертности среди населения. Выгоду из этой катастрофы извлекали только наиболее знатные аристократические семьи, финансисты и представители криминального мира. Все остальные были жертвами длительного кризиса. Население страны, которое росло после завершения Столетней войны, теперь начало стремительно сокращаться.

13 апреля 1598 г. был подписан Нантский эдикт, принесший долгожданный мир в королевство. Одновременно с завершением войны начался быстрый экономический подъем Франции. Генрих IV и его суперинтендант финансов Сюлли разделяли идеи меркантилизма, согласно которым необходимо продавать за границу

94

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

больше, чем покупаешь там, чтобы получить положительный торговый баланс. Поэтому они стимулировали производство предметов роскоши, произведений искусства, шелков, хрусталя и много другого. Однако 14 мая 1610 г. король был убит Равальяком. Так как Людовику XIII, сыну Генриха IV, на момент смерти отца было всего 9 лет, то обязанности регента исполняла королева-мать Мария Медичи. Будучи крайне неопытной в государственных делах, она быстро попала под влияние Кончини Галигаи, ставшего в 1613 г. маршалом Франции [4, c. 80], в результате чего он фактически являлся реальным правителем государства. После кратковременного кризиса и примирения с матерью Людовик XIII приблизил к себе Ришелье, назначив его сначала кардиналом, а позже главой королевского совета в 1624 г. [Там же, c. 85]. Ришелье был умным и прагматичным человеком, свою основную задачу он видел в укреплении государственной власти в стране и усилении влияния Франции на международной арене, однако не проявлял интереса к развитию экономики и усилил налоговый гнет на население Франции. Несмотря на провальную экономическую политику Ришелье, укрепление государственной власти и покровительство, оказанное отцом Людовика XIII, Генрихом IV, привели к началу расцвета искусства во Франции. Наиболее динамично развивающимися в стране видами искусства в тот период становятся производство предметов из фарфора и эмалевая роспись.

На расписную эмаль Лиможа большое влияние также оказало и то, что именно в это время произошла смена поколений - ушли такие выдающиеся мастера, как Леонар Лимозен, Пьер Раймон, Колен Нуалье и др. На смену этим прославленным мастерам должно было прийти молодое поколение.

1620-1630 гг. ознаменовались возвращением мира во Францию. Католическая церковь утвердила свои позиции благодаря политике Ришелье, создавались новые религиозные ордена. Страна переживала экономический подъём, развивалось сельское хозяйство, благодаря чему численность населения страны возрастала. И это создало благоприятные условия для развития искусства по всей стране, в том числе, в Лиможе. Увеличилось количество эмальеров, так в 1620-1630 гг. уже работало до 30 мастеров, почти в 2 раза больше, нежели в начале века. Появляются новые фамилии, например, Пьер Мериго, Пьер и Жан Бариер, Ноэль Папон, Эстен Лекомпт и др. Но в 1631-1632 гг. в Лиможе произошла последняя из известных эпидемий чумы, что, конечно, негативно повлияло на местное искусство, несколько замедлив его развитие.

В большинстве, расписная эмаль - это был «семейный бизнес», а мастерство передавалось по наследству. В каждой мастерской работало несколько мастеров, которые были родственниками и могли иметь одинаковые инициалы, что усложняет атрибуцию предметов. Не менее пяти мастеров мы встречаем в семье Лимозен (Леонар II, его сын Франсуа, кузен Леонара - Жан, и два брата - Жозеф и Леонар «младший»). Иногда мастера меняли место жительства, но зачастую все же они наследовали дом от родителей, где в дальнейшем и проживали. Достаточно часто складывалась такая ситуация, когда несколько поколений жили в одном доме, который управлялся отцом семьи. Женатые сыновья иногда покидали дом, но в любом случае недвижимость оставалась большой частью их наследства. Так, известный эмальер Мартин Нуалье женился в 1617 г. и имел только комнату в доме своего отца Жана Нуалье до 1625 г. Когда его отец умер, он унаследовал дом. В 1635 г. после смерти своего отца - Леонара II Лимозена - унаследовал дом Франсуа II Лимо-зен. В этом доме он уже проживал с женой и детьми, а также со своей мачехой и братьями. Таким образом, 10 человек 15 лет проживали вместе в одном доме [7, р. 45].

В такой системе совместного проживания полностью доминировала семья, и этому также были и экономические причины. Так, молодые мастера работали с родителями, а результаты их труда попадали в семейную собственность. Когда родители становились немощными из-за почтенного возраста, то их содержание становилось обязанностью молодого поколения. Также, именно наследственностью и желанием семьи жить рядом или вместе обусловливается и расположение домов эмальеров, ведь само изготовление расписной эмали не требует особых условий, которые бы влияли на выбор места жительства.

Безусловно, эмальеры в материальном плане жили по-разному. Так, были те, что получали прибыль в основном от своей работы эмальером, и поэтому, как правило, именно они упоминаются в документах с термином «эмальер». Лишь иногда они совмещали эмальерство с работой художника или писателя и не были бедными, но имели небольшой достаток, например, Ноэль Лоден. К «среднему классу» можно отнести тех мастеров, которые объединяли свою непосредственную деятельность эмальера с торговлей разнообразным товаром, например, принадлежностями для шитья. И, наконец, третья группа, в которую входили «буржуа и торговцы». К ним принадлежал Жан Лимозен, который, предположительно, был самым богатым среди тогдашних эмальеров. В нотариальных документах, например, при бракосочетании эмальеры обычно указывались именно как торговцы, иногда с пометкой «торговцы эмалью». Да и женились они, в большинстве, на дочерях торговцев. Такое сочетание наводит на мысль, что в целом в обществе эмальеры позиционировались именно как торговцы. И в этом статусе им было комфортно, а о творческой составляющей «бизнеса» они предпочитали лишний раз не вспоминать. Ни один из эмальеров не был в браке с дочерью буржуа или судьи [Ibidem, р. 72], но данный факт лишь подчеркивает, что, несмотря на стремительный рост городов и связанных с ними ремесел, социальное устройство общества еще имело сословный характер, свойственный Средневековью.

Интересно, что можно найти подтверждение разной экономической деятельности эмальеров: торговля, обработка земли, наследование недвижимости и т.д. Но нет ни одного контракта продажи эмали или заказа. Такое впечатление, что их непосредственная деятельность и заработок именно как мастеров эмали держались в большом секрете, не должны были нигде документироваться и отслеживаться. Хотя сведения о продаже эмалевых изделий очень редки, все же нам известны некоторые цены на эмалевые изделия. Так, в 1672 г. цена на овальную эмалевую тарель была около 20 ливров, а круглую - около 15 ливров [Ibidem, р. 258]. Можно отметить, что цены на эмалевые изделия были примерно одинаковыми с ценами на фарфор и фаянс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, войны и социальные изменения XVT-XVTI вв. имели огромное значение для развития лиможской расписной эмали. Менялось французское общество, а вместе с ним и искусство.

Список литературы

1. Доброклонская О. Лиможские расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа. М., 1969. 159 с.

2. История Франции / под общ. ред. Ж. Карпантье, Ф. Либрена. СПб.: Евразия, 2008. 607 с.

3. Кубе А. Н. Французские расписные эмали XV-XVI веков. М. - Л.: Искусство, 1937. 68 с.

4. Литтлвулд Л. История Франции. М.: ИЦ «Астрель», 2008. 224 с.

5. Моруа А. История Франции. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. 352 с.

6. Уваров П. Франция XVI века: опыт реконструкции по нотариальным актам. М.: Наука, 2004. 511 с.

7. Maryvonne Beyssi-Cassan. Le métier d'émailleur à Limoges: XVIe-XVIIe siècle. Limoges: Presses Univ., 2006. 484 р.

STATUS OF LIMOGES ENAMELLERS IN SOCIO-POLITICAL REALIA OF THE XVI-XVII CENTURIES

Zhil'tsova Oksana Petrovna

National Academy of Managing Staff of Culture and Arts zhyltsoksa@rambler. ru

The article analyzes in detail the influence of civil crises on the life of Limoges enamellers in the XVI-XVII centuries. Painted enamel refers to applied and decorative art and its study is possible only when analyzing the socio-political and economical context. Special attention is paid to little-known facts on enamellers' social status and their private life, which allows the author to analyze comprehensively the development of Limoges painted enamel.

Key words and phrases: religious wars; civil war; applied and decorative art; hot enamel; painted enamel; enameller.

УДК 94(470X1991/1994" Исторические науки и археология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается процесс трансформации единой рублевой зоны и введения в бывших республиках СССР национальных валют в начале 1990-х гг. Автор приводит причины, повлиявшие на этот процесс, анализирует работы ряда исследователей по данному вопросу, а также уделяет особое внимание неэкономическим причинам трансформации единой рублевой зоны, считая их ключевыми в понимании данной проблемы и в то же время наиболее неизученными.

Ключевые слова и фразы: распад СССР; СНГ; постсоветское пространство; валютный союз; рублевая зона; экономическое взаимодействие; российско-украинские отношения.

Захов Александр Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный университет 3axoff@gmail com

ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕДИНОЙ РУБЛЕВОЙ ЗОНЫ И ВВЕДЕНИЯ В БЫВШИХ РЕСПУБЛИКАХ СССР НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ

Рассматривая экономические взаимоотношения стран СНГ (а в данном вопросе и всего постсоветского пространства), нельзя обойти вниманием вопрос о трансформации единой рублевой зоны и введения в бывших республиках СССР национальных валют. Такие процессы протекали на всем постсоветском пространстве в первой половине 1990-х гг. В результате только Россия сохранила рубль в качестве платежного средства и он перестал быть межгосударственной валютой.

Данный вопрос является основополагающим для понимания нынешних интеграционных и дезинтеграци-онных процессов на постсоветском пространстве. Проблемы, связанные с распадом единого валютного пространства, ощутимы до сих пор: в частности, не удалось создать валютный союз на постсоветском пространстве даже между несколькими странами: члены самого значительного интеграционного проекта постсоветского пространства - Евразийского экономического союза - не могут договориться о единой валюте, увязывая этот вопрос с унификацией странами законодательства в области регулирования финансовых рынков.

Распад единой рублевой зоны значительно повлиял на разрыв хозяйственных связей между странами постсоветского пространства. Выйдя из валютного союза, ряд стран начал переориентировать свои рынки на другие государства, и этот процесс происходит до сих пор. Примерами могут являться Прибалтика в 1990-е гг. и Украина в 2010-е гг. Ощутимы также влияние Китая на страны Центральной Азии и все большее падение влияния на данный регион со стороны России.

Именно поэтому вопрос трансформации единой рублевой зоны и введения в бывших республиках СССР национальных валют необходимо рассматривать комплексно, со всех сторон, с целью выяснения причин подобного процесса, а также факторов, повлиявших на это. К сожалению, на данный момент подобные исследования отсутствуют, а их авторы зачастую уделяют внимание лишь одной области проблемы, пренебрегая остальными.