Научная статья на тему 'Л. А. Соломникова - художник-эмальер и педагог'

Л. А. Соломникова - художник-эмальер и педагог Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Л. А. СОЛОМНИКОВА / ЛИМОЖ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭМАЛЬ / ЭМАЛЬ / СТАНКОВАЯ ЭМАЛЬ / ЦАРСКИЕ ВРАТА / СПАС НА КРОВИ / СОВРЕМЕННАЯ ЭМАЛЬ / СТУДИЯ ЖИВОПИСНОЙ ЭМАЛИ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА / L. A. SOLOMNIKOVA / LIMOGES / ART ENAMEL / ENAMEL / EASEL ENAMEL / HOLY DOORS / CHURCH OF THE SAVIOR ON SPILLED BLOOD / MODERN ENAMEL / ENAMEL ART STUDIO / SAINT PETERSBURG SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрова Яна Александровна

В статье рассматривается связь между художественным творчеством и педагогической деятельностью художника-эмальера Л. А. Соломниковой. Цель исследования определить вклад Л. А. Соломниковой в развитие Санкт-Петербургской школы станковой эмали конца XX начала XXI в., занимающей лидирующие позиции в мировом искусстве. В биографии художника выделяется несколько принципиальных этапов: период обучения (1990-е гг.); период воссоздания Царских врат храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1997-2012 гг.); период руководства студией «Искусство живописной эмали» (с 2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. A. SOLOMNIKOVA - ENAMELLER AND TEACHER

The article considers the interrelation of the creative work and pedagogical activity of the enamel painter L. A. Solomnikova. The paper identifies L. A. Solomnikova’s contribution into the development of Saint Petersburg school of easel enamel painting at the end of the XX the beginning of the XXI century, which occupies a leading position in the world art. The following key stages of the painter’s biography are identified: the period of training (the 1990s); the work to restore the Holy Doors of the Church of the Resurrection in Saint Petersburg (1997-2012); the director of the Enamel Art Studio (from 2012).

Текст научной работы на тему «Л. А. Соломникова - художник-эмальер и педагог»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.39

Александрова Яна Александровна

Л. А. СОЛОМНИКОВА - ХУДОЖНИК-ЭМАЛЬЕР И ПЕДАГОГ

В статье рассматривается связь между художественным творчеством и педагогической деятельностью художника-эмальера Л. А. Соломниковой. Цель исследования - определить вклад Л. А. Соломниковой в развитие Санкт-Петербургской школы станковой эмали конца XX - начала XXI в., занимающей лидирующие позиции в мировом искусстве. В биографии художника выделяется несколько принципиальных этапов: период обучения (1990-е гг.); период воссоздания Царских врат храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1997-2012 гг.); период руководства студией "Искусство живописной эмали" (с 2012 г.). Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^Р^^Ш.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 186-192. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Visual, Decorative and Applied Arts and Architecture

УДК 74 Дата поступления рукописи: 03.06.2019

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.9.39

В статье рассматривается связь между художественным творчеством и педагогической деятельностью художника-эмальера Л. А. Соломниковой. Цель исследования - определить вклад Л. А. Соломниковой в развитие Санкт-Петербургской школы станковой эмали конца XX - начала XXI в., занимающей лидирующие позиции в мировом искусстве. В биографии художника выделяется несколько принципиальных этапов: период обучения (1990-е гг.); период воссоздания Царских врат храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1997-2012 гг.); период руководства студией «Искусство живописной эмали» (с 2012 г.).

Ключевые слова и фразы: Л. А. Соломникова; Лимож; художественная эмаль; эмаль; станковая эмаль; Царские врата; Спас на Крови; современная эмаль; студия живописной эмали; петербургская школа.

Александрова Яна Александровна

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица cheburashca13@yandex.ru

Л. А. СОЛОМНИКОВА - ХУДОЖНИК-ЭМАЛЬЕР И ПЕДАГОГ

Санкт-Петербургская школа станковой эмали в 2000-е гг. переживает период расцвета, занимая одно из лидирующих положений среди российских школ.

Лидирующие позиции школа занимает в результате активной выставочной деятельности, а также за счет возникновения эмальерных мастерских, открытых выпускниками Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), при вузах - Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ), Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А. Л. Штиглица (СПГХПА им А. Л. Штиглица), Иркутском национальном исследовательском техническом институте (ИРНИТУ), - в которых изучение технологии горячей эмали было введено в обязательную программу подготовки студентов [2, с. 39].

Значимым событием в истории развития Санкт-Петербургской школы станковой эмали стало открытие в 2012 г. студии «Искусство живописной эмали» при Исаакиевском соборе под руководством Л. А. Солом-никовой - первого и единственного в России центра, в котором осуществляется обучение искусству горячей эмали не студентов, а детей в возрасте от 6 до 17 лет по специально разработанной программе, а не через однодневный мастер-класс.

Обратимся к анализу творческой и педагогической деятельности Ларисы Анатольевны с целью определения ее роли в утверждении лидирующих позиций Санкт-Петербургской школы станковой эмали конца XX - начала XXI в.

Отсутствие в научной литературе сведений о Л. А. Соломниковой как художнике-эмальере-педагоге определяет актуальность и научную новизну исследования.

Лариса Анатольевна Соломникова - один из ярких представителей Санкт-Петербургской школы станковой эмали.

Первый опыт работы в технологии горячей эмали она получает в Художественно-профессиональном техническом училище при заводе «Русские самоцветы», в которое она поступает в 1978 г. Важно отметить, что два месяца во время производственной практики она работала в цехе эмальеров на заводе «Русские самоцветы» совместно с лучшими мастерами в области ювелирной эмали. Работа в эмальерном цехе, основанная на профессионализме исполняющего мастера, позволяла создавать высокохудожественные произведения высокого качества. Этот опыт во многом повлиял на творческую судьбу будущего художника-эмальера, так как эмаль покорила ее сердце чистотой и яркостью цветов, волшебством преображения во время обжига.

Работа в цехе эмальеров требовала от Ларисы Соломниковой ответственности, точности, исключительной аккуратности, и эти качества в дальнейшем станут определяющими в ее творчестве.

После окончания училища (1981 г.) получить рабочее место в цехе эмальеров не представлялось возможным. Проработав некоторое время на заводе, выполняя одну из операций ювелира-монтировщика, она поняла, что ежедневная монотонная, однообразная работа, заключающаяся в выполнении только одной технологической операции из полного цикла производства ювелирного изделия, - это не ее призвание. Стремясь к творчеству, свободе самовыражения, она принимает решение отказаться от работы на заводе и в дальнейшем продолжает обучение в ЛВХПУ им В. И. Мухиной.

Несмотря на то, что в училище существовала кафедра художественной обработки металла, в 1986 г. Л. А. Соломникова поступает на отделение керамики и стекла. Этот выбор во многом был обусловлен тем, что после училища, в какой-то степени устав от строгих правил работы с металлом, она стремилась к освоению приемов работы с новым материалом - более пластичным, мягким, податливым, позволяющим на одном дыхании воплотить творческую идею.

На кафедре керамики в это время преподавали: Ф. С. Энтелис - специалист по технологии керамики и стекла, один из старейших преподавателей кафедры, увлеченный, погруженный в свое любимое дело; О. Л. Некрасова-Каратеева - одна из талантливейших педагогов, художник-керамист, передающая студентам тонкое понимание материала; Л. И. Фаенсон - человек, обладающий энциклопедическими знаниями, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, благодаря которой богатые Эрмитажные коллекции стали досконально изучены и понятны студентам; М. А. Копылков, В. С. Васильковский - «легендарные художники», обладающие широким кругозором, - все, как отмечает художник, настоящие «самородки», дающие заряд позитивного творчества1. Они значительно расширили горизонт творчества Ларисы Соломниковой и способствовали формированию у нее таких качеств, как стремление к созданию современного произведения, в котором бы были заключены лучшие достижения прошлых поколений, и тонкое понимание материала.

Первые два года обучения в ЛВХПУ студентка увлеченно работает с новым для нее материалом - керамикой, создавая множество произведений, отличающихся профессиональным мастерством.

В этот период в Ленинграде искусство эмали «переживает пик популярности». Г. Н. Габриэль отмечает: «К концу 1980-х гг. в эмали оформилось несколько самостоятельных авторских направлений... концептуально-пространственное конструирование и станковая эмалевая живопись на металле» [4, с. 62].

Проведение выставок «Ленинградская эмаль» в Голубой гостиной Ленинградского союза художников в 1987, 1988 и 1989 гг., на которых была показана «новая эмаль» - нефункциональные, уникальные, экспериментальные произведения, по одному от каждого автора, - инициировало интерес к искусству эмали у молодого поколения художников.

Л. А. Соломникова, восприняв новые веяния, твердо решила связать свою судьбу с искусством эмали и начинает уделять большую часть времени опытам с эмалью, взяв за основу принцип, который был основополагающим в ЛВХПУ, - «опора на опыт прошлого поколения» [Цит. по: 1, с. 18]. Выполняя копийные работы, студентка самостоятельно осваивает технику Лиможской расписной эмали XVI в., ювелирная драгоценность которой, виртуозная живопись и графика в совокупности с сакральным звучанием, яркость и насыщенность синего кобальта оказались тем, к чему она неосознанно стремилась.

После окончания ЛВХПУ (1991 г.) она начинает профессионально заниматься реставрацией горячей эмали совместно с В. Ю. Никольским - мастером литейной мастерской кафедры художественной обработки металла ЛВХПУ, специалистом в области реставрации металла.

Выполнение каждой работы по воссозданию эмали для начинающего эмальера было своего рода обучением - нужно было подобрать (отработать) палитру цветов; точно, аккуратно заложить стекловидную краску; обжечь так, чтобы не повредить произведение. Таким образом, Л. А. Соломникова разработала для себя точный алгоритм действий (создание образца палитры, пробник, готовое изделие), который позволял избежать множества ошибок.

В то же время она продолжает совершенствовать мастерство в выполнении станковых произведений в технике Лиможской расписной эмали, создавая копийные и авторские работы, достигнув в этом больших результатов. Это подтверждает аттестация в Епископском дворце - музее эмали в Лиможе - как специалиста (мастера) по технике Лиможской расписной эмали в 1997 г., во время посещения Франции в составе делегации от ЛВХПУ накануне Международного антикварного салона во Дворце конгрессов в Пуатье.

После поездки во Францию Лариса Соломникова создает многочисленные реминисценции на работы мастеров эпохи Возрождения (см. Илл. 1, 2), в которых, как отмечает Т. В. Горбунова, «свойственная тому времени любовь к декоративному насыщению сюжета активно отозвалась в богатом многоцветье эмалей» [6, с. 8].

В произведениях этого периода проявляются качества, которые были выработаны в период обучения при заводе «Русские самоцветы», - ювелирная точность, тщательность исполнения, организованность; а также свободное, уверенное владение рисунком, развитое чувство композиции и цвета, тонкое понимание материала, выработанные в ЛВХПУ; ответственность, требующаяся при реставрации эмали, - все это, объединенное с талантом художника, способствует созданию высокопрофессиональных станковых работ, превосходящих по одухотворенности оригиналы эпохи Возрождения.

Иллюстрация 1. «Рождество». Медь, горячая эмаль, 38 х 23 см

Иллюстрация 2. «Мария». Медь, горячая эмаль, 30 х 40 см

Высокий профессионализм Л. А. Соломниковой как художника-эмальера, сочетающий в себе ювелирную изысканность и талант художника, работающего в области сохранения и развития технологии Лимож-ской расписной эмали, и мастерство в области реставрации металлоконструкций В. Ю. Никольского помогли получить и успешно выполнить заказ по воссозданию Царских врат для храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге (см. Илл. 3). Отметим, что одним из конкурентов на выполнение заказа был завод «Русские самоцветы».

Процесс воссоздания эмалевого убранства Царских врат стал отдельным этапом в жизни Ларисы Анатольевны, который длился с 1997 по 2012 гг. - 15 лет. В этот период она разрабатывает способ покрытия эмалью рельефа, отрабатывает палитру цветов, которая достигает более 250 оттенков, и воссоздает живописные эмалевые иконы в киотах врат.

Работа сложная, трудоемкая, ответственная, как отмечает сам автор, требовала особой точности, аккуратности, отсутствия брака, умения продумывать алгоритм действий заранее и осознанно контролировать и управлять процессом обжига \

Иллюстрация 3. Царские врата храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Серебро, эмаль, золочение, 1997-2012 гг.

Параллельно с этой работой она создает творческие станковые произведения, успешно принимая участие в международных выставках современной эмали.

Именно в этот период в её авторских работах появляется тема «Ангел», над которой она будет работать на протяжении всего творческого пути. Кажется, что, обращаясь к образам Ангела, художник стремится отвлечься от работы, требующей точности, предельной концентрации внимания, выражая свои внутренние переживания, яркие впечатления, мечты.

В композиции «Белая ночь» (см. Илл. 4) [9, с. 88-89] художник-эмальер в образе созерцающего ночную тишину истинно петербургского Ангела, возможно, изображает себя как человека, сыгравшего важную роль в истории города, в сохранении его культурного наследия. В этом образе соединились в единое целое реальность и мистика, строгость и нежность, мечтательность и уверенность в себе.

Здесь следует обратить внимание на мастерство написания лика, наполненного внутренним свечением, подобно тому, что мы видим на эмалевых иконах византийских мастеров. Такого эффекта автор добивается за счет нанесения плавей опаловой эмали (полупрозрачной) поверх меди, покрытой фонданом, оставляя линию носа, бровей, губ нетронутой. Золотой цвет меди, просвечивая через фондан и опал, создает ощущение внутреннего свечения.

Иллюстрация 4. <«Белая ночь». Медь, горячая эмаль, 25 х 21 см, 2005 г.

В произведении «Вечерний Ангел» (см. Илл. 5), ставшем лауреатом международной выставки эмали «Петербургские встречи» в номинации «Профессиональное совершенство» [11, с. 43], Лариса Анатольевна виртуозно передает ощущение теплого, тихого, задумчивого июльского вечера. Кажется, что теплый свет луны, отражаясь в морской волне, как легкое дыхание ветра, проникает в наши мысли и придает им спокойствие и умиротворение. Такого ощущения художник добивается за счет точно подобранной палитры цветов, мягкости моделировки формы, тонкой проработки лика полупрозрачными красками, свечения, звучание которого усиливается на контрасте с насыщенным фактурами фоном.

Иллюстрация 5. «Вечерний Ангел». Медь, горячая эмаль, 20 х 20 см, 2008 г.

В эмали «Звездный дождь» (см. Илл. 6) автор передает тот трепет, восхищение, которые испытываешь перед таинственной красотой бесконечности, вглядываясь в мерцающую россыпь звезд ночного неба, скрывающего тайну мироздания. То ощущение волшебства, когда, увидев падающую звезду, загадываешь сокровенное желание, ожидание исполнения которого освещает теплом душу.

Иллюстрация 6. «Звездный дождь». Медь, горячая эмаль, 2014 г.

На примере вышерассмотренных работ видно, что Л. А. Соломникова, опираясь на знания и умения, полученные в процессе творческого становления, обращается к религиозным образам и создает произведения, отличающиеся современным звучанием, в которых проявляется «желание... осознать собственную творческую и человеческую свободу» [7, с. 706].

Взяв за основу такие инварианты, как живопись прозрачной эмалью по металлической основе, техника Ли-можской расписной эмали, художник создает образы Ангелов, которые, в отличие от канонических изображений, наделены эмоциями, чувствами, свойственными обычным людям. Подобная трактовка образа «Ангела» делает его интересным и доступным для понимания современному зрителю и доказывает актуальность применения техники Лиможской расписной эмали в настоящее время, подтверждая истинность высказывания А. А. Гилодо: «Искусство эмали не ретро. Она идет в ногу со временем и вполне созвучна ритму эпохи» [5, с. 44].

Следовательно, для её творческих работ справедливы слова: «.это не столько постмодернистское цитирование шедевров, сколько погружение в тайны образов, в секреты ремесла старых мастеров, в неповторимость пластических решений, стремление выразить свои идеи через обращение к формам ренессансного искусства», -которыми С. М. Грачева характеризует творчество петербургских художников-академистов [7, с. 712].

После завершения проекта по воссозданию «Царских врат» Л. А. Соломникова как один из выдающихся петербургских художников-эмальеров, в совершенстве владеющих технологией горячей эмали, была приглашена в качестве создателя и руководителя студии для одаренных детей «Искусство живописной эмали» при Исаакиевском соборе.

К вопросу руководства студией Лариса Анатольевна подошла ответственно, с тонким пониманием как технологии эмали, так и особенностей детского восприятия.

Программа обучения в студии «Искусство живописной эмали» включает теоретические и практические занятия, а также походы в музеи, театр, в ходе которых дети знакомятся с подлинными произведениями искусства, так как руководитель ставит целью не только обучить ремеслу, а воспитать всесторонне развитую личность с хорошим художественным вкусом. Что соответствует концепции А. В. Бакушинского, который видел основную цель художественного воспитания в формировании культуры творческой личности, способной стать творцом в области избранного дела, связанной со способностью к восприятию и созерцанию предметов искусства [3].

Учитывая особенности детского возраста, Лариса Анатольевна на вводных теоретических занятиях в форме беседы, через сказку знакомит обучающихся с историей эмальерного дела, а также с основами технологии горячей эмали.

В ходе практических занятий происходит постепенное овладение такими техниками и техническими приемами, как:

- сграффито, путем выполнения небольшой плакетки с геометрическим или растительным орнаментом;

- перегородчатая эмаль;

- Лиможская расписная эмаль - создание эффекта объема с помощью «плавей» белой эмали на черном фоне - при выполнении творческих копий лучших образцов эпохи Возрождения или самостоятельных авторских работ, в зависимости от возраста и желания ребенка;

- живопись прозрачной эмалью по медной основе в процессе выполнения творческих заданий, таких как автопортрет, портрет друга, любимый сказочный герой и т.п. То есть идет в основном обучение приемам, которые активно использует в своем творчестве руководитель мастерской. Так как, по словам Л. А. Соломниковой, «увлечь детей можно только личным примером и любовью к тому, что ты делаешь»1.

Работы учащихся студии отличаются высоким уровнем профессионального исполнения, ювелирной точностью, аккуратностью, выразительностью - качествами, которые являются основополагающими в творчестве руководителя студии. Одновременно в них есть свежесть, детская непосредственность, что мы можем наблюдать на примере коллективной работы «Алиса в зазеркалье» (см. Илл. 7), произведения, ставшего победителем международной биеннале эмали «Зеркало мира» 2017 г. в номинации «Обучающиеся» [8, с. 53].

Следует подчеркнуть, что в 2017 г. «крупнейшие музейные деятели России дали высокую оценку мастерству руководителя студии и ее подопечных» [10, с. 19].

Факт открытия единственной в России студии по обучению искусству горячей эмали детей, успех работ студийцев на первых выставках говорят о новом этапе развития Санкт-Петербургской школы станковой эмали, о ее лидирующих позициях среди российских и зарубежных школ в вопросах подготовки молодого поколения.

Иллюстрация 7. «Алиса в зазеркалье». Коллективная работа учеников студии для одаренных детей «Искусство живописной эмали». Медь, горячая эмаль, зеркало, 2017 г.

Из вышесказанного следует, что опыт, накопленный Л. А. Соломниковой в процессе художественного творчества, способствовал эффективному обучению детей в студии «Искусство живописной эмали», которая стала важным фактором в развитии Санкт-Петербургской школы станковой эмали.

Педагогическая деятельность художника-эмальера отразилась и на ее творчестве. Продолжая развивать тему «Ангел», обозначенную в 1997 г., автор, постоянно стремившийся к достижению звонкости и светонос-ности прозрачных эмалей, свободе рисующей линии и легкости живописной техники, как у лиможских мастеров эпохи Возрождения, пришла к гармонии цвета и эмоционального строя, доведя технику работы с эмалью до предельного совершенства, что видно на примере произведения «Вода живая» (см. Илл. 8). В этой композиции она передает ощущение внутренней радости, духовной чистоты, доброты, сердечности - тех чувств, которые испытывает педагог, раскрывая перед искренним, впечатлительным сознанием ребенка многообразие окружающего мира через лучшие образцы культуры и искусства.

Иллюстрация 8. «Вода живая». Медь, горячая эмаль, 2019 г.

Следовательно, художественное творчество Ларисы Анатольевны и ее педагогическая деятельность взаимообуславливают друг друга, требуя от художника-педагога тонкого понимания технологии эмалирования, умения контролировать процесс обжига, предотвращать возможные ошибки, то есть способствуют постоянному профессиональному росту.

Таким образом, в творческой биографии Л. А. Соломниковой выделяются три периода:

1. Период обучения (1900-е гг.) - постижение тайн технологии ювелирной эмали в училище при заводе «Русские самоцветы», станковой эмали путем выполнения копии Лиможской расписной эмали, опыт реставрационных работ, что способствовало формированию индивидуального стиля художника, в основе которого -доскональное знание технологии эмали, ювелирная точность и опора на опыт эмальеров эпохи Возрождения.

2. Период воссоздания Царских врат храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1997-2012 гг.). Получение и успешное выполнение заказа по воссозданию эмалевого убранства Царских врат для храма

Спаса на Крови говорят о достижении художником-эмальером высокого уровня профессионального мастерства благодаря длительному теоретическому и практическому обучению, многолетнему упорному труду, о чем свидетельствуют награды - грамота «За вклад в развитие православного искусства», диплом «Достойному» Российской академии художеств.

Выполнение этого проекта способствует популяризации Санкт-Петербургской школы станковой эмали, так как воссоздание врат стало значимым событием не только в жизни города, но и в мировом искусстве.

3. Период руководства студией для одаренных детей «Искусство живописной эмали» (с 2012 г.). Руководство студией позволило художнику-педагогу Соломниковой проявить весь опыт работы в технике горячей эмали, накопленный в предыдущие годы. Такие качества художника-эмальера, как ювелирная точность, свободное владение технологией горячей эмали, высокий уровень профессионального мастерства в области создания станковых эмалей с опорой на опыт лиможских мастеров эпохи Возрождения, способствовали успешному обучению «студийцев», чьи работы занимают призовые места на международных выставках и выделяются мастерством исполнения, ювелирной драгоценностью, неординарностью решений на фоне признанных мастеров станковой эмали.

Факт открытия первой в России студии по обучению искусству эмали детей, успех обучающихся в ней на российских и международных выставках способствовали выходу Санкт-Петербургской школы на лидирующие позиции в вопросах подготовки молодого поколения среди российских и зарубежных школ станковой эмали.

Обращение Ларисы Анатольевны в авторских работах к образам Ангела, начиная с 1997 г., обусловленное стремлением выразить свои внутренние переживания, индивидуальность, творческую свободу, показывает высокий уровень мастерства, достигнутый художником в результате обучения, саморазвития и педагогической деятельности.

Из вышесказанного следует, что Л. А. Соломникова - художник-эмальер-педагог - способствует утверждению лидирующих позиций Санкт-Петербургской школы станковой эмали на российском и международном уровнях обучением молодого поколения этому уникальному виду искусства и своей творческой деятельностью.

Список источников

1. Александрова Я. А. Формирование центра художественной эмали в С11ГХПА им А. Л. Штиглица: истоки, этапы развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 1. С. 16-19.

2. Александрова Я. А. Этапы развития Ленинградской - Санкт- Петербургской школы станковой эмали // Культура и современность: метаморфозы трансформации и развития: монография / под общ. ред. Б. Н. Герасимова. Н. Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. С. 26-44.

3. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / сост. Н. Н. Фомина. М.: Карапуз, 2009. 420 с.

4. Габриэль Г. Н. Петербургская эмаль: история и современность // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2010. № 1. С. 58-64.

5. Гилодо А. А. Русская эмаль = Russian enamel: вторая половина 19 - 20 век: альбом. М.: Береста, 1996. 196 с.

6. Горбунова Т. В. Горячая станковая эмаль: эпоха перемен // Современное эмальерное искусство / сост. Н. Новоселова. СПб.: Мир Металла, 2009. С. 6-9.

7. Грачева С. М. Ренессансные мотивы в изобразительном искусстве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. Вып. 6. С. 706-714.

8. Зеркало мира: III международная биеннале искусства эмали (16 мая - 10 июня 2017 г.): каталог / Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им А. Л. Штиглица; сост. С. П. Понома-ренко, С. Н. Крылов; науч. ред. А. О. Котломанов. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2017. 184 с.

9. Образы белых ночей: международная биеннале искусства эмали (10 июня - 15 июля 2010 г.): каталог / арт-проект «Современная горячая эмаль»; сост. О. О. Лысенкова, В. А. Щербинин. СПб., 2010. 132 с.

10. Стахеев И. Волшебные краски стекла и огня // Юный художник. 2018. № 2. С. 17-19.

11. Эмаль. Петербургские встречи: выставка (27 мая - 12 сентября 2009 г.): каталог / арт-проект «Современная горячая эмаль»; сост. О. О. Лысенкова, В. А. Щербинин. СПб., 2009. 92 с.

L. A. SOLOMNIKOVA - ENAMELLER AND TEACHER

Aleksandrova Yana Aleksandrovna

Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design cheburashca13@yandex.ru

The article considers the interrelation of the creative work and pedagogical activity of the enamel painter L. A. Solomnikova. The paper identifies L. A. Solomnikova's contribution into the development of Saint Petersburg school of easel enamel painting at the end of the XX - the beginning of the XXI century, which occupies a leading position in the world art. The following key stages of the painter's biography are identified: the period of training (the 1990s); the work to restore the Holy Doors of the Church of the Resurrection in Saint Petersburg (1997-2012); the director of the Enamel Art Studio (from 2012).

Key words and phrases: L. A. Solomnikova; Limoges; art enamel; enamel; easel enamel; Holy Doors; Church of the Savior on Spilled Blood; modern enamel; enamel art studio; Saint Petersburg school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.