в сфере оплаты труда в 1917-1941 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд первого президента России Б.Н. Ельцина, 2010. - 415 с.: табл. - (История сталинизма).
3. Гуревич А. Заработная плата прежде и теперь. - М.: Красная новь, 1922. - 31 с.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. Р. 5548. Оп. 1. Д. 9.
5. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 4. Д. 24.
6. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 8. Д. 64.
7. Шмидт В. Наша политика в области заработной платы // Вестник труда. - 1925. - № 9. -С. 11-22.
8. Решения партии и правительства по хозяй-
ственным вопросам: В 5 т. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. - Т. 1. 1917-1928 гг. - М.: Политическая литература. - 783 с.
9. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 5. Д. 39.
10. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 4. Д. 26.
11. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 4. Д. 64.
12. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 5. Д. 39.
13. Трудовые конфликты в Советской Росси / отв. ред. Ю.И. Кирьянов, В. Розенберг, А.Н. Сахаров. Изд. 2-е. - М.: Эдториал УРСС, 2010. - 360 с.
14. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 6. Д. 8.
15. ГАРФ Ф. Р. 5548. Оп. 6. Д. 54.
16. Российский государственный архив экономики (РГАЭ) Ф. 3429. Оп. 3. Д. 1719.
УДК 940(4вел)
Осипова Маргарита Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
margafitaosipo va 87@gmail. ш
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-РАБОТНИКОВ НА ТЕКСТИЛЬНЫХ ФАБРИКАХ В АНГЛИИ (по материалам выступления Р. Оуэна в парламенте в 1816 г.)
В статье анализируется выступление перед парламентом знаменитого английского философа, собственника промышленного предприятия в Нью-Ланарке Роберта Оуэна в 1816 году. Исследование обобщает положение фабричных детей на текстильных предприятиях в начале XIX века: возраст, продолжительность рабочего дня, возможности обучения для бедных и т.д. В работе проводится сравнительных анализ положения детей-рабочих на фабрике в Нью-Ланарке до и после преобразований, осуществленных Р. Оуэном к 1816 году.
Ключевые слова: Нью-Ланарк, дети, текстильные фабрики, образование для бедных, английская промышленность.
В Англии времен промышленного переворота существовал целый ряд социальных проблем. В первую очередь фабрикантов волновал вопрос прибыли: используя дешевую рабочую силу на своих предприятиях, собственники мануфактур и фабрик, как правило, не задумывались о состоянии работников. В начале XIX века английский парламент начинает контролировать положение детей на фабриках в промышленных городах и округах Англии: привлекаются свидетельства фабрикантов, самих рабочих, данные различных подразделений Комитета по рабочему вопросу. Именно в начале XIX века появились первые фабричные акты, отражающие деятельность парламента по улучшению положения работающих детей. Одним из первых фабрикантов, уделивших внимание социальным проблемам, состоянию нравственного и физического здоровья рабочих, прежде всего детей, был Роберт Оуэн. Р. Оуэн был совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия, близ Глазго) в 1800-1829 гг. Р. Оуэн купил эту фабрику у своего тестя Дэвида Дейла, богатого собственника. Фигура Р. Оуэна, коммерческий успех хлопкопрядильного предприятия в Нью-Ланарке, а также уровень дохода и жизни рабочих привлекали внимание как других фабрикантов, так и государствен-
ных властей. Довольно хорошо о деятельности Р. Оуэна были информированы и в России. В 1829 г. «Московский телеграф» опубликовал статью «О чрезвычайных успехах бумажных мануфактур». Редактор журнала в примечании к этой статье писал: «Благотворное действие фабрик на рабочий класс народа скажется только тогда в полной мере, когда фабриканты... станут подражать примеру почтеннейшего английского фабриканта г. Овена, который умел свою огромнейшую прядильную фабрику... сделать не только обильнейшим источником своего благосостояния, но и училищем благонравия и воспитания народного» [5, с. 118]. Интересно описывает свою встречу с Р. Оуэном в Лондоне в 1852 г. А.И. Герцен: «Я сжал его руку с чувством сыновнего уважения; если б я был моложе, я бы стал, может, на колени и просил бы старика возложить на меня руки. Так вот отчего у него добрый, светлый взгляд, вот отчего его любят дети... Это тот, один трезвый и мужественный присяжный “между пьяными” (как некогда выразился Аристотель об Анаксагоре), который осмелился произнести not guilty человечеству, not guilty преступнику. Это тот второй чудак, который скорбел о мытаре и жалел о падшем и который, не потонувши, прошел если не по морю, то по мещанским болотам английской жизни, не только не потонувши, но и не загрязнившись!» [4, с. 202]. В условиях благопри-
© Осипова М.С., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012
173
ятной экономической ситуации конца XVШ - начала XIX вв. Оуэн путём «перевоспитания», или скорее даже «воспитания» и улучшения положения рабочих, пытался создать в Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Но из-за экономического кризиса 1815-1816 гг. и острых социальных конфликтов, как отмечает и сам Р. Оуэн, его попытки реформирования системы, изменения положения рабочих, повышения уровня их образования были ограничены сопротивлением совладельцев ланаркской фабрики, которые не желали отказываться от прибыли ради социальных перемен.
В 1816 г. Специальный Комитет палаты общин по контролю за состоянием детей, занятых на мануфактурах Соединенного Королевства, вызвал для допроса Р. Оуэна. Так как Комитет контролировал работу английских промышленных предприятий для разработки фабричного законодательства, вопросы касались следующих тем: общее число работающих на промышленном предприятии, в том числе детей, возраст начала работы, продолжительность рабочего времени для детей, обучение детей-работников.
Жизнь людей в промышленных городах и населенных пунктах, как правило, полностью зависела от находящегося там предприятия. В Нью-Ланарке к 1816 году проживало около 2300 человек, из них около 1600-1700 являлись работниками фабрики [1, с. 20]. В 1799 году, когда Р. Оуэн стал одним из собственников ланаркского предприятия, на фабрике работало около 500 детей. К 1816 году количество работающих детей было примерно таким же [1, р. 20]. Дети становились работниками на фабрике различными способами: во-первых, некоторых бедных детей, которые просто «слонялись» по улицам Лондона, чаще всего бродяжничали, государственные власти отправляли работать в промышленные города. Второй путь -это, конечно, добровольный наём, хотя добровольным его можно назвать условно, так как маленьких детей чаще всего отдавали на работу родители для получения дополнительного заработка [1, р. 39].
Возраст работающих детей также различался на каждой из фабрик. Р. Оуэн отмечает, что это напрямую зависит от количества населения в данном промышленном районе: в небольших городах, где нет особого спроса на рабочую силу, нет и необходимости нанимать детей до двенадцати или четырнадцати лет, в то время как в больших фабричных районах детей используют с самых ранних лет [1, с. 24]. Также возраст начала работы связан с положением семьи: более бедные семьи, ввиду необходимости получения дополнительного дохода, отдают детей на работу раньше, чем те, которые могут обеспечить себя без использования детского труда [1, р. 37].
Сам Р. Оуэн нанимал детей в качестве работников хлопкопрядильной мануфактуры исключительно с десяти лет, а наиболее оптимальным для начала работы считал двенадцатилетний возраст, так как до этого дети слишком подвержены риску подорвать свое здоровье, повредить своему развитию. Р. Оуэн считал, что использование труда очень маленьких детей «вредно для детей и невыгодно для владельцев» [1, р. 20]. Р. Оуэн утверждает следующее: «Я нахожу закономерным, что если собственники мануфактур понимают свои интересы и интересы своих работников, то нанимают детей младше 10 лет в очень незначительных количествах» [1, р. 86]. В среднем возраст работающих детей на фабрике в Нью-Ланарке в 1799 году составлял приблизительно 5-8 лет. Однако оправдание этому находилось следующее: если не забирать этих маленьких детей из богаделен (в основном в Эдинбурге), откуда он попадали в Ланарк к мистеру Дэй-лу, то в более взрослом возрасте их получить было бы невозможно. Очевидно, они были бы наняты на другие фабрики, так как использование труда маленьких детей было общераспространенным явлением в Соединенном Королевстве. При вопросе представителей Комитета о характере работы детей до десятилетнего возраста Р. Оуэн ответил, что ему не кажется необходимым использовать детей такого раннего возраста на регулярной работе, так как им следует учиться [1, р. 23]. Во многих промышленных районах детей на работу брали в возрасте 5-6 лет, например, в Лидсе, Стокпорте, Мак-лесфелде и почти во всех промышленных округах [1, р. 38]. Эту информацию Р. Оуэн получал от рабочих и фабрикантов, а также лично был свидетелем использования труда маленьких рабочих на предприятиях в указанных городах. Случаи приема совсем маленьких детей на производство были известны на фабрике в Стокпорте. Казначей и секретарь местной школы рассказали Р. Оуэну, что там работают трехлетний мальчик и четырехлетняя девочка, часто используется труд пяти- и шестилетних детей. Основным занятием в таком возрасте является уборка мусора и отходов хлопкового производства [1, р. 88-89].
В 1802 году был издан первый законодательный акт «О здоровье и нравственности трудящихся детей» [2, р. 723], именуемый также «Биллем Роберта Пиля», в котором утверждалось, что владельцы предприятий должны обеспечивать детей-рабочих одеждой, обучать их, заботиться о должном состоянии рабочих помещений и о надлежащем медицинском обслуживании, а рабочий день не должен был превышать двенадцати часов. Конечно, не все фабриканты следовали предписаниям данного документа, но Р.Оуэн утверждает, что слышал от собственников фабрик в Йоркшире об увольнении значительного числа детей-работников младше десяти лет [1, р. 86].
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012
Важной характеристикой условий труда на промышленном предприятии была температура в помещении, которая также могла влиять на здоровье работников. По утверждению Р. Оуэна, «температура мельниц в Ланарке в результате прядения нити, очень грубой и не требующей термальной обработки, редко повышается до 60-70°, при этом не используется искусственное тепло, за исключением четырех зимних месяцев». Согласно температурной шкале, используемой в Англии, температура в 60-70° по Фаренгейту примерно равна 20-25° по Цельсию. На предприятиях в Карлайле температура выше, сообщает Р. Оуэн, что заставило его «почувствовать себя чрезвычайно неприятно». Помещения подогревались искусственными средствами, это сказывалось на состоянии здоровья детей. Р. Оуэн пишет: «.. .Дети показались мне более желтоватыми, менее сильными, и, в общем, внешне не выглядели здоровыми». Все рабочие помещения в Карлайле были примерно одинаковыми по чистоте и температуре воздуха [1, р. 36]. В беседе представителей Комитета с Р. Оуэном поднимается важный вопрос о том, осознают ли родители вред, который наносится здоровью детей при непрерывном использовании их труда на производстве. Р. Оуэн полагал, что многие из них, видя вред, который получает ребенок, работая на таком предприятии, будут ограждать его от работы, но значительное число родителей не будут этого делать [1, р. 38].
Одним из ключевых вопросов при работе парламента по урегулированию труда детей был вопрос сокращения рабочего времени. На фабрике в Нью-Ланарке в 1799 году дети работали по тринадцать часов, включая время на еду - полтора часа. Притом дети «чрезвычайно хорошо питались, были хорошо одеты, жили в хороших условиях, о них очень заботились, но все же их рост и их умы были существенно повреждены. Правда, что те дети из-за хороших условий жизни выглядели свежими и здоровыми для сторонних наблюдателей, все же их конечности были сильно искажены, их рост был маленьким., они очень медленно продвигались даже в изучении общего алфавита» [1, р. 20, 27]. К 1816 г. время работы детей было сокращено до двенадцати часов, из которых 45 минут отводилось на обед и 30 минут на завтрак, таким образом, рабочее время составляло 10 часов и 45 минут, а за год до этого рабочее время составляло 11 часов 45 минут. Сокращение рабочих часов происходило постепенно, но управляющий использовал детей на производстве так мало, как это позволяли обстоятельства [1, р. 39]. Сокращение продолжительности рабочего времени положительно сказалось на детях: «.Было очень заметное различие в общем состоянии здоровья и духе всей массы нанятого населения» [1, р. 21]. Уменьшение количества рабочих часов могло быть невыгодным для собственников, но Р. Оуэн утверждает, что
уменьшение рабочего времени на один час не несло бы значительных убытков для предприятия: сокращение дохода, при самом неблагоприятном исходе, составляло бы один грош из двадцати пенсов [1, р. 90]. Конечно, утверждает Р. Оуэн, на его фабрике была проявлена должная забота о здоровье и сохранении духа людей, что позволило, вопреки всем ожиданиям, увеличить темпы производства при сокращении часов работы [1, р. 93]. Представители комитета, однако, полагают, что увеличение объема производства было связано, прежде всего, с использованием «водной или гребенной прядильной машины» [1, р. 93]. Такие машины могли производить пряжу более высокого качества и были более безопасными [1, р. 94]. При этом заработная плата работников осталось практически на том же уровне, что и до сокращения рабочих часов к 1816 году, так как часть работников получала заработную плату за рабочий день, но большая часть - за количество выпущенной продукции [1, р. 95].
Рабочее время на других фабриках, кроме Ланаркской, было самым разным. Например, во время поездки в Лидс, при беседе с одним известным фабрикантом по фамилии Готт, Р. Оуэн узнал, что при увеличении спроса на шерсть дети на фабрике работают по шестнадцать часов в день, в том числе в ночное время (с 3 или 4 утра до 9 вечера [1, р. 89]. Такие случаи были распространены повсеместно, так как сокращение рабочего времени грозило фабрикантам значительными потерями прибыли при условии удачной торговли.
Р. Оуэн считал, что необходимо внедрять систему производственного обучения детей на фабриках. С трех до шести лет дети могли проходить инструктаж по работе на фабрике в Ланарке - это была подготовительная школа, вторая ступень - для детей от 6 до 10 лет, при этом можно было продолжить обучение и дальше [1, р. 22]. В школе в Нью-Ланарке преподавали точно такие же предметы, что и во всех школах в Шотландии: детей обучали чтению, письму, арифметике, девочек - шитью, уделялось также внимание моральному воспитанию учеников [1, р. 26]. Р. Оуэн считал необходимым проявлять заботу о детях, а также стараться объяснить им, что каждый должен нести пользу друг другу и всем людям [1, р. 26]. Одним из элементов воспитательной системы Р. Оуэна на фабрике в Нью-Ланарке было введение сборов в «фонд бедных», куда молодые девушки и юноши должны были выплачивать 1 и 2 шиллинг в неделю соответственно (зарплата составляла примерно 810 шиллингов в неделю) [1, р. 40].
Р. Оуэн утверждает, что дети с большим удовольствием посещали школу [1, р. 22]. После сокращения рабочих часов на фабрике в Нью-Ланарке до 10 часов 45 минут в школах заметно улучшилась посещаемость: со 100 человек до 350-390 че-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012
175
ловек. Оуэн связывает это именно с сокращением рабочего времени, тогда как Комитет предполагает, что произошло усиление надзора за детьми со стороны управляющего фабрикой [1, р. 39-40]. В результате разговора Р. Оуэна с мистером Перкинсом, владельцем Манчестерской школы, выяснилось, что школы в крупных фабричных городах, таких как Манчестер, были значительно менее популярны (там обучались около полутора лет), чем школы в городах поменьше (например, в Ньюкасле), где не было стимула для занятости детей до 12-14-летнего возраста.
Использование детского труда на английских фабриках в конце XVIII - начале XIX в. являлось естественным состоянием промышленной системы страны и было вполне приемлемо и традиционно для общества. Однако именно в начале XIX века регулированию труда рабочих на фабриках в целом, и особенно труда маленьких рабочих, стало уделяться значительное внимание. Это отражено в работе парламента (создание комитета по рабочему вопросу, издание фабричных актов), а также в деятельности фабрикантов, в частности, одного
из самых известных и выдающихся - Роберта Оуэна. Очевидно, эти явления были скорее естественным следствием изменения взглядов европейцев на социальные проблемы, нежели единичными попытками урегулирования условий труда рабочих.
Библиографический список
1. British Parliamentary Papers. - Shannon Ireland, 1968.
2. English Historical Documents. XII (1), 18331874 / ed. by G.M. Young and W.D. Haudcock. - L., 1970.
3. Волгин В.П. История социалистических идей. Т. 2. - М.; Л., 1931.
4. Герцен А.И. Роберт Оуэн // Герцен А.И. Соч. : В 9 т. Т. 6: Былое и думы. Ч. 6: Англия. Глава IX. Роберт Оуэн. - М., 1957. - С. 202-251.
5. ЕрофеевН.А. Туманный Альбион. - М., 1982.
6. Неманов И.Н. К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Р. Оуэна // Социальноэкономическое развитие России и зарубежных стран. - Смоленск, 1972.
УДК 281.2
Смирнов Сергей Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ ПО УЛУЧШЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА (на материалах Костромской епархии)
В статье рассматривается проблема существенной дифференциации результатов деятельности приходских попечительств по улучшению материального положения приходского духовенства в различных регионах Российской империи. На материалах Костромской епархии делается попытка определения причин этого различия.
Ключевые слова: церковная реформа, приходское попечительство, Костромская епархия, приходское духовенство, земство.
Разрешение создания церковно-приходских попечительств было одним из первых мероприятий в рамках Церковной реформы Александра II, направленных на улучшение материального положения приходского духовенства. От успеха его реализации во многом зависел дальнейший ход церковных преобразований в данном направлении.
Однако результаты реформирования в разных частях Российской империи существенно отличались [22, с. 352-369]. Чтобы разобраться в причинах различия, необходимо обратиться к изучению регионального аспекта реализации данного направления приходской благотворительности. Выбор в качестве объекта исследования церковно-приходских попечительств Костромской епархии обусловлен парадоксальностью результатов преобразований в этом регионе: с одной стороны, епархия относилась к числу древнейших церковно-админис-
тративных округов империи с глубоко укоренившимися традициями православия, в связи с чем здесь с началом реализации реформы должен был произойти всплеск приходской активности; с другой стороны, результаты деятельности приходских по-печительств не соответствовали ожиданиям. Следовательно, можно предположить, что в этом несоответствии и должны скрываться причины различия результатов реализации данного мероприятия.
Открытие церковно-приходских попечительств стало возможным после официального утверждения 2 августа 1864 г. «Положения о приходских попечительствах при православных церквях». Согласно этому «Положению» улучшение материального положения приходского духовенства предполагалось произвести несколькими способами: во-первых, на попечительства возлагалось наблюдение за тем, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми предоставленными ему средствами
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012
© Смирнов С.А., 2012