Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/74PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Монгуш Ч.Н., Кудрявцева И.В., Пфау Т.В., Монгуш Ч.М. Половые различия во временной перспективе в молодом и зрелом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mongush Ch.N., Kudryavtseva I.V., Pfau T.V., Mongush Ch.M. (2019). Sexual differences in the temporal perspective in young and mature age. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/74PDMN219.pdf (in Russian)
УДК 159.99
Монгуш Чочагай Николаевна
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Кызылский педагогический институт, Кызыл, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: chochagai_84@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=784238
Кудрявцева Ирина Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан, Россия
Медико-психолого-социальный институт Студентка, направление подготовки - 37.04.01. Психология
E-mail: ira_k_99@mail.ru
Пфау Татьяна Вильевна
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: pfau.tv@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=777922
Монгуш Чайзат Минчиир-ооловна
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Кызылский педагогический институт, Кызыл, Россия
Студент
E-mail: chochagai_84@mail.ru
Половые различия во временной перспективе в молодом и зрелом возрасте
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследований половых различий во временной перспективе в молодом и зрелом возрасте. Результаты исследования показали похожие возрастные изменения в насыщенности мотивационными объектами у мужчин и женщин, что доказывает то, что возраст имеет большее значение и с возрастом различия во временной перспективе в меньшей степени имеют половую специфику. Исследование показало, что возникают существенные различия во временной перспективе в молодом и в зрелом возрасте, и в основном они проявляются в снижении значения таких мотивационных объектов как самореализация, познание и увеличении значения отдыха и контактов с людьми.
Ключевые слова: временная перспектива; временные установки по отношение к прошлому; настоящему и будущему; мотивационные объекты; молодой и зрелый возраст
Проблема времени и временная перспектива уже давно привлекает внимание ученых. И данный интерес психологической науки к проблеме времени не случаен. В частности, это объясняется тем, что исследования временной перспективы раскрывают один их важных компонентов самосознания личности, а именно образа «Я» [1]. В экспериментальной психологии временную перспективу рассматривают в качестве необходимой части мировоззрения, необходимой для осознания смысла жизни и самореализации, потому что она неотделима от процессов планирования и всей системы ценностей человека [2].
Термин «временная перспектива» предложил К. Левин. По мнению ученого, данное понятие следует понимать как включение будущего и прошлого в контекст настоящего [3]. Изучение в данной области представлено в различных взглядах зарубежных и отечественных ученых, таких как Ж. Нюттен [4], У. Джемс [5], К. Левин [3; 6], Е.И. Головаха [2], Д.И. Фельдштейн [7] и др.
На протяжении жизни человека временная перспектива трансформируется. Так, было установлено, что дети нацелены на настоящее, о будущем они мало задумываются, в то время как молодежь, напротив, уже ориентирована на создание своего жизненного пути и большое количество факторов внешней среды могут оказывать влияние [8]. Так, в одном из исследований было выявлено, что в молодом возрасте на показатели временной перспективы оказывает влияние даже такой фактор, как направление подготовки в период обучения в вузе. Студенты гуманитарных и технических направлений подготовки показали существенные различия во временной перспективе [9].
Зрелость же считается порой полного расцвета личности. В этот период человек реализует весь свой потенциал, достигает значительных результатов во всех сферах жизни. Чем старше становится человек, тем все глубже и острее он ощущает течение времени, и проблема стремительности времени, становится все более значимой. Ранее были изучены половые различия во временной перспективе в зрелом и пожилом возрасте Пфау Т.В. и Степановой Д.В. Было показано, что период старения меняет ценность времени в целом и отношение к нему. Пожилые мужчины, и женщины по сравнению со зрелыми людьми, имеют больше положительных установок на настоящее и принимают настоящее таким, какое оно есть, несмотря на недостатки [10]. Эти результаты подтверждают предыдущие результаты исследования, которые показывают, что с возрастом, и особенно старением, человек все глубже и острее переживает течение времени, и проблема времени, его быстротечности приобретает все большое значение [2]. Опираясь на результаты данного исследования, мы изучили половые различия во временной перспективе в такие возрастные периоды, как молодость и зрелость. Кроме того, для нас было важно изучить аффективное отношение или временные установки по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Исследователями было показано, что независимо от реакции личности на различные события своей жизни (положительные или отрицательные), события всегда имеют временные координаты [3].
Таким образом, понятие «временная перспектива» определяется как динамический взгляд индивида на свое прошлое, настоящее и будущее, формирующийся в процессе социальной деятельности, обеспечивающей самореализацию личности. И временные установки на события своей жизни в прошлом, настоящем или будущем имеют аффективную выраженность.
Методологической основой данного исследования является мотивационный подход к изучению временной перспективы Ж. Нюттена, которую он охарактеризовал как восприятие в
определенный момент последовательности событий с интервалом между ними [4]. Основной целью исследования являются половые различия во временной перспективе в молодом и зрелом возрасте. Приступая к исследованию, мы предположили, что существуют половые различия во временной перспективе в молодом и зрелом возрастах; независимо от пола возраст влияет на изменения во временной перспективе.
В исследовании были использованы следующие методы: модифицированный метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (ММИ), шкала временных установок Ж. Нюттена и У. Ленса (ШВУ). Методы математической статистики: пакет программ 81ай81;юа 10.0 -двухфакторный дисперсионный анализ, а также критерий ф* - угловое преобразование Фишера. Выборка исследования была сформирована с помощью стратегии рандомизации или случайного отбора. Для исследования таким способом было отобрано 60 человек - две экспериментальные группы по 30 человек в каждой. Первая экспериментальная группа - 15 женщин и 15 мужчин молодого возраста средний возраст - 21,8 и 22,3 лет соответственно. Вторая экспериментальная группа - женщины и мужчины зрелого возраста по 15 человек в каждой группе, средний возраст - 39,2 и 42,2 лет соответственно.
Результаты. На расстановку мотивационных объектов во временной перспективе и ее наполненность различными категориями внутри молодого возраста пол не оказывает существенного влияния. Половые различия в молодом возрасте проявляются только в аффективной оценке временной перспективы. Молодые женщины по сравнению с мужчинами, более позитивно настроены на настоящее и будущее (ф*эмп = 2,304; р < 0,05), а мужчины -напротив, к своему настоящему и будущему относятся отрицательно (ф*эмп = 3,366; р < 0,01). Также юноши, в отличие от девушек, более склонны считать прошлое своим личным. Юношам будущее кажется более приятным по сравнению с девушками. Однако девушки представляют его более легким и важным.
В зрелом возрасте выявлены статистически значимые половые различия во временной перспективе. Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Среднегрупповые значения выраженности мотивационных объектов мужчин и женщин в зрелом возрасте
Мотивационные категории Среднегрупповое значение, балл Уровень значимости
Мужчины Женщины
Аспекты личности 5,4 7,53 0,618
Самореализация 3,13 9,67 0,000***
Познание 1,4 0,7 1,000
Деятельность 7,07 3,27 1,000
Отдых 5,3 2,27 1,000
Духовные ценности 0,87 2,2 1,000
Материальные ценности 2,67 2,47 1,000
Контакты для себя 5,6 2,27 1,000
Контакты для других 6,13 8,53 1,000
Страх одиночества 2,4 1,14 0,624
Половые различия ярко проявляются в отношении к самореализации в зрелом возрасте. Наибольшее значение самореализация имеет для женщин (р = 0,000). И это проявляется, например, в таких ответах, как: «Я готова к дальнейшему совершенствованию профессионализма», «Я работаю над своим самообразованием/саморазвитием». Зрелые женщины более позитивно настроены на настоящее (ф*эмп = 2,208; р < 0,05), оно им представляется важным, а мужчины более позитивно смотрят на прошлое и будущее (р < 0,01). К будущему женщины относятся отрицательно (ф*эмп = 6,53; р < 0,01), в то время как мужчинам
будущее кажется более отдаленным во времени, по сравнению с женщинами, для которых будущее знакомо.
Сравнительный анализ показал, что различия в выраженности мотивационных объектов мужчин в молодом и зрелом возрасте наиболее также ярко проявляются в таком аспекте временной перспективы, как самореализация. Она имеет огромное значение для молодых мужчин и значительно снижается у мужчин к зрелому возрасту (р = 0,000). Зато большее значение приобретает отдых в зрелом возрасте у мужчин по сравнению с молодым (р = 0,003), контакты для себя (р = 0,003) и контакты для других (р = 0,003). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Среднегрупповые значения выраженности мотивационных объектов во временной перспективе мужчин в молодом и зрелом возрасте
Мотивационные категории Среднегрупповое значение, балл Уровень значимости
Мужчины молодые Мужчины зрелые
Аспекты личности 4,8 5,4 1,000
Самореализация 9,67 3,13 0,000***
Познание 2,4 1,4 1,000
Деятельность 4,13 7,07 0,721
Отдых 3,33 5,3 0,003**
Духовные ценности 3,73 1 0,721
Материальные ценности 2,53 2,67 0,584
Контакты для себя 4,06 5,6 0,003**
Контакты для других 3,87 6,13 0,003**
Страх одиночества 1,47 2,4 0,589
Результаты исследования показывают, что с возрастом у мужчин растет потребность в отдыхе и возможно путешествиях во время отдыха, что объясняется изменением приоритетов. События, связанные с так называемым историческим временем, которое охватывает жизнь не только данного человека, а общество людей, представлены у зрелых мужчин чаще, чем у молодых: «Я надеюсь, что люди будут доброжелательнее друг у другу», «Я ожидаю справедливой жизни всем», «Я опасаюсь наводнения/международных катаклизмов», «Я мечтаю о том, что будет мир на земле» (р = 0,003).
Временные установки зрелых мужчин по сравнению с молодыми, имеют больше положительных установок на прошлое и будущее (ф*эмп = 3,988; р < 0,01). В то время, как молодые мужчины к своему прошлому относятся нейтрально (ф*эмп = 5,759; р < 0,01), а будущее для них кажется отрицательным (ф*эмп = 4,751; р < 0,01) так же, как и настоящее (ф*эмп = 3,104; р < 0,01). Зрелые мужчины склонны оценивать свое настоящее как легкое и постоянно меняющееся, по сравнению с мужчинами молодого возраста, для которых настоящее важное, отдаленное во времени и сложное. Зрелые мужчины считают прошлое успешным, а молодые приятным и светлым. Будущее зрелые мужчины видят как прекрасное и успешное. Для юношей будущее представлено как стремительное во времени и отдаленное.
На расстановку мотивационных объектов во временной перспективе и ее наполненность различными категориями у женщин возраст не оказывает существенного влияния. Зато существенные различия выявлены в аффективной окрашенности событий временной перспективы. Так молодые женщины в отличии от зрелых прошлое воспринимают отрицательно (ф*эмп = 2,408; р < 0,01). Зрелые женщины имеют больше отрицательных установок на настоящее (ф*эмп = 4,477; р < 0,01), в то время, как для молодых девушек положительные установки представляет будущее (ф*эмп = 3,378; р < 0,01). Молодые женщины считают, что их будущее - стремительное и легкое, тогда как зрелые женщины считают
будущее знакомым. В целом же, молодые женщины имеют больше положительных установок на будущее, в отличие от зрелых.
В отношении к старости выявлены существенные различия между молодыми мужчинами и зрелыми женщинами (р = 0,000). Старость и возрастные изменения совсем не волнуют молодых мужчин, у которых еще очень далеко этот временной период и есть масса других важных целей и задач. И приближающаяся старость заставляет серьезно задуматься женщин зрелого возраста, которые сильно переживают по уходящей молодости.
Таким образом, мы видим похожие изменения в насыщенности мотивационными объектами у мужчин и женщин, что доказывает то, что возраст имеет большее значение и с возрастом различия во временной перспективе в меньшей степени имеют половую специфику. Поэтому наша гипотеза нашла лишь частичное подтверждение.
Выводы:
1. На расстановку мотивационных объектов во временной перспективе и ее наполненность различными категориями внутри молодого возраста пол не оказывает существенного влияния. Однако пол оказывает влияние на аффективную оценку временной перспективы. Женщины более позитивно оценивают свое настоящее и будущее, а мужчины имеют положительную установку на свое прошлое.
2. В зрелом возрасте половые различия проявляются в большем стремлении к самореализации женщин по сравнению с мужчинами. Половые различия в аффективной оценке в зрелом возрасте проявляются в более отрицательной временной установке по отношению к своему будущему у женщин, чем у мужчин.
3. Такой аспект временной перспективы, как самореализация имеет большое значение у мужчин в молодом возрасте. В зрелом возрасте гораздо большее значение приобретают отдых, контакты для себя, контакты для других людей и историческое будущее всех людей. Молодые мужчины оценивают настоящий и будущий моменты времени своей жизни как важные и сложные. Зрелые мужчины считают свое прошлое успешным, а будущее интересным.
4. На расстановку мотивационных объектов во временной перспективе и ее наполненность различными категориями у женщин возраст не оказывает существенного влияния. Различия проявляются лишь в аффективной оценке событий временной перспективы. Молодые женщины в большей степени наслаждаются текущим моментом жизни и в отношении к своему будущему полны надежд, считая его стремительным и легким. Зрелые женщины не питают иллюзий в отношении своего будущего и считают его очень близким.
https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Камнева, И.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта (В возрастном диапазоне от 6 до 18 лет) [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Камнева Елена Владимировна. - Тула: 2002. - 191 с.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности / 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Смысл, 2008 - 207 с.
Гусев С.А. Факторная структура переживания событий Психология. Журнал Высшей школы экономики / 2010. Т. 7, № 1. С. 104-113.
Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст]: монография / Ж. Нюттен. - М.: Издательство «Смысл», 2004. - 608 с.
Джемс У. Личность / У. Джемс // Психология самосознания: хрестоматия. -Самара: Издат. дом «БАХАР-М», 2007. - 672 с.
Левин, К. Теория поля в социальных науках / Пер. с нем.3-е изд. - М.: Академический проект, 2019. - 313 с.
Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст]: монография / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПБ.: Алетейя, 2001. - 304 с.
Колмогорцева, И.С. Психологическое время личности ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореферат дис. ... канд. психол. наук / И.С. Колмогорцева. - М., 1993. - 25 с.
Наумкина Т.А., Пфау Т.В. Временная перспектива студентов гуманитарных и технических направлений подготовки. В сборнике: Молодежь Сибири - науке России. Материалы международной научно-практической конференции 2018 с
Степанова Д.В., Пфау Т.В. Половые различия во временной перспективе в зрелом и пожилом возрасте. Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. Часть 14. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - С. 125-127.
196-171.
Mongush Chochagay Nikolaevna
Tuva state university Kyzyl pedagogical institute, Kyzyl, Russia E-mail: chochagai_84@mail.ru
Kudryavtseva Irina Vyacheslavovna
Khakass state university N.F. Katanova, Abakan, Russia Medical-psychological-social institute E-mail: ira_k_99@mail.ru
Pfau Tatyana Vilyevna
Khakass state university N.F. Katanova, Abakan, Russia Medical-psychological-social institute E-mail: pfau.tv@gmail.com
Mongush Chayzat Minchiir-oolovna
Tuva state university Kyzyl pedagogical institute, Kyzyl, Russia E-mail: chochagai_84@mail.ru
Sexual differences in the temporal perspective in young and mature age
Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical studies of sex differences in the time perspective in young and mature age. The results of the study showed similar age-related changes in the saturation of motivational objects in men and women, which proves that age is more important and with age, differences in the temporal perspective are less sexually specific. The study showed that there are significant differences in the time perspective in young and adulthood, and they mainly manifest themselves in a decrease in the value of such motivational objects as self-realization, cognition and an increase in the value of recreation and contacts with people.
Keywords: temporal perspective; temporal attitudes with respect to past; present and future; motivational objects; young and mature age