Научная статья на тему 'ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ STEM НАПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ'

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ STEM НАПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / мотивация / самооценка способностей / STEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исматуллина В. И., Масленникова Е. П.

Исследование посвящено изучению половых различий в мотивации и самооценки академических способностей в зависимости от предпочтений в выборе будущей карьеры у 480 старшеклассников в возрасте от 13 до 18 лет. Результаты показали, что наличие заинтересованности в изучение математики и научных дисциплин является важной предпосылкой для выбора STEM направлений в качестве своей будущей карьеры. Девочки оценивают свои способности в математике ниже, чем мальчики, они также менее заинтересованы в ее изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исматуллина В. И., Масленникова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ STEM НАПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ»

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ STEM НАПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ

Исматуллина В. И., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО, ismatullina.v@pirao.ru

Масленникова Е. П., Москва (Россия), maslennikova74@gmail.com

DOI:

Исследование посвящено изучению половых различий в мотивации и самооценки академических способностей в зависимости от предпочтений в выборе будущей карьеры у 480 старшеклассников в возрасте от 13 до 18 лет. Результаты показали, что наличие заинтересованности в изучение математики и научных дисциплин является важной предпосылкой для выбора STEM направлений в качестве своей будущей карьеры. Девочки оценивают свои способности в математике ниже, чем мальчики, они также менее заинтересованы в ее изучении.

Ключевые слова: старшеклассники, мотивация, самооценка способностей, STEM

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14127

SEX DIFFERENCES IN MOTIVATION AND SELF-ESTEEM OF ACADEMIC

ABILITIES IN HIGH SCHOOL CHILDREN ON CHOOSING STEM MAJORS

Ismatullina V. I., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Leading Researcher, Laboratory of Developmental behavior genetics, PI RAE, ismatullina.v@pirao.ru

Maslennikova E. P., Moscow (Russia), maslennikova74@gmail.com

The study focused on gender differences in motivation and self-esteem of academic abilities depending on preferences of STEM careers among 480 high school students aged 13 to 18 years. The results showed that interest in studying math and science in high school is an important factor for choosing STEM as a future career path. Girls rate their ability in math lower than boys, and they are also less interested in it.

Keywords: high school students, motivation, self-assessment of abilities, STEM

Человеческий прогресс фундаментально связан с научными, технологическими, инженерными и математическими достижениями т.е. достижениями в области STEM (содержание акронима STEM можно раскрыть следующим образом: S - science, T - technology, E - engineering, M - mathematics, т. е. наука (в первую очередь имеются в виду естественные науки), технология, инженерия, математика). Важным вопросом для исследователей остается понимание факторов, влияющих на выбор и продолжение карьеры в области STEM, данная проблема актуальна не только для ученых, но и для политиков. Связанное с этим беспокойство вызывает также тот факт, что девушки реже проявляют интерес, связывают свою жизнь и преуспевают в STEM карьере, чем их сверстники-парни [1].

Одной из моделей, пытающейся объяснить важные факторы выбора STEM направлений, выступает "мотивационная модель ожидаемой ценности" разработанная Жаклин Экклз [2]. В данной модели ожидаемые ценности фокусируется на субъективных

ценностях, которые индивиды присваивают школьным предметам, и на представлениях о своих способностях [7]. Представление о своих способностях, а именно уверенность в своих способностях или успешность в области математики или естественных наук во многих исследованиях концептуализируется как частичное определение того, будут ли в целом учащиеся изучающие STEM специальности, продолжать развиваться в этой области. Как отмечает Лента и коллеги (1994) в "теории социальной когнитивной карьеры", самоэффективность в конкретных академических областях, таких как инженерия и математика имеет ключевое значение для продолжения обучения, особенно для учащихся, выбирающих специальности STEM области. Проанализировав индивидуальные характеристики учащихся, Wang (2013) обнаружил, что на выбор студентов направления образования в области STEM влияют: успеваемость по математике и естественным наукам в средней школе, наличие курсов по математике и естественным наукам, уверенность в своих силах в математике, а также стремление получить ученую степень и первоначальный опыт связанный с данной областью после окончания средней школы. Таким образом, студенты выбирают академическую среду, которая в их восприятии соответствует сильнейшей академической компетентности [5]. При этом девочки склонны оценивать свои способности по математике ниже, чем мальчики, даже если они имеют одинаковый с ними уровень достижений [4]. Девочки также имеют более низкий уровень интереса к математике и внутреннею мотивацию к ее изучению (и ниже оценивают о важность изучения математики для будущего), по сравнению с мальчиками [3], что во многом выступает одной из причин наличия гендерного дисбаланса в пользу мужчин среди молодежи в области STEM.

В нашем исследовании мы поставили целью сравнить мальчиков и девочек по уровню мотивации и оценке своих способностей в изучение математики, научных и гуманитарных дисциплин. Мы также поставили задачу сравнить мальчиков и девочек в зависимости от предпочтений STEM направлении в рамках их будущей профессии.

Выборка исследования

В выборку исследования вошли 460 старшеклассников из общеобразовательных школ в возрасте от 13 до 18 лет (средний возраст =15,2; стандартное отклонение=1,04; 49,5% девочек). Участники исследования проходили тестирование онлайн в течение 30 минут.

Методики

Для оценки школьниками самооценки своих академических способностей в различных дисциплинах, а также мотивации к их изучению применялся опросник "Мотивация школьников к учебе и самооценка способностей" Б. Шпината [6]. На основе самоотчета по 5-балльной шкале Лайкерта оценивалась мотивация учащегося по отношению к различным компонентам школьного образования, а также самооценка собственных способностей в различных областях, включая вопросы, связанные с основными школьными предметами.

Помимо опросника, учащиеся также отвечали на вопрос о предпочитаемой ими будущей профессии. Учащимся было предложено выбрать три профессии, которые, по их мнению, наиболее для них предпочтительны. На основание ответов для оценки различий в предпочтениях STEM направлений по изучаемым показателям среди школьников, участники исследования были разделены на две большие группы: предпочитающих профессии, относящиеся к STEM направлению (например: врач, программист) и предпочитающих профессии, не относящиеся к направлению STEM (например: журналист, психолог).

Результаты исследования

Первоначально нами были посчитаны описательные статистики для групп по полу и предпочитаемым профессиям по изучаемым характеристикам представленные в таблице ниже (см. Таблица 1). Для того чтобы оценить различия между группами в самооценки своих способностей и мотивации изучения различных школьных дисциплин мы использовали двусторонний дисперсионный анализ (two-way Anova). В рамках анализа факторами взаимодействия выступали пол и принадлежность к группе. В результате мы обнаружили статистически значимые различия в самооценке своих способностей в гуманитарных дисциплинах (F = 7,661, p <0,01), а также способностей в математике (F = 7,382, p <0,01) у мальчиков и девочек. Так, девочки более высоко оценивают свои способности в гуманитарных науках, а мальчики в математике. Девочки также более мотивированы к изучению гуманитарных наук (F = 11,869, p <0,001), а мальчики к изучению математики (F = 17,477, p <0,001). Среди групп, предпочитающих и не предпочитающих STEM направления были получены различия в мотивации изучения научных дисциплин (F = 8,154, p <0,01). Учащиеся предпочитающие STEM профессии имеют более высокие показатели в данной мотивации.

Таблица 1

Описательные статистики для групп по полу и предпочитаемым профессиям

STEM Не STEM Девочки Мальчики

M(SD) M(SD) M(SD) M(SD)

Возраст участников 15,2 (1,02) 15,2 (1,06) 15,2 (1,05) 15,1 (1,03)

Самооценка способностей в гуманитарных дисциплинах 3,91 (0,65) 4,05(0,62) 4,05 (0,59) 3,89 (0,68)

Самооценка способностей в математике 4,10 (0,65) 4,03 (0,71) 3,98 (0,67) 4,15 (0,68)

Самооценка способностей в научных дисциплинах 3,74 (0,72) 3,60 (0,77) 3,65 (0,72) 3,72 (0,76)

Мотивация к изучению гуманитарных дисциплин 3,60 (0,79) 3,75 (0,87) 3,80 (0,67) 3,53 (0,87)

Мотивация к изучению математики 3,62 (0,88) 3,49 (1,03) 3,38 (0,93) 3,74 (0,93)

Мотивация к изучению научных дисциплин 3,68 (0,88) 3,43 (0,90) 3,51 (0,88) 3,64 (0,91)

Взаимодействие факторов пола и принадлежности к группе было обнаружено только для показателя самооценки своих способностей в научных дисциплинах (Р = 4,235, p <0,05). Результаты представлены ниже на рисунке (см. Рисунок 1).

Рис. 1. График взаимодействия факторов пола и выбора профессии (для самооценки

способностей в научных дисциплинах)

Как видно на рисунке 1 апостериорный тест Тьюки выявил значимые различия между мальчиками и девочками из STEM группы, а также между мальчиками из STEM группы и девочками из группы предпочитающих другие области в качестве своей будущей карьеры. При этом мальчики из STEM группы в целом оценивают свои способности в научных дисциплинах выше, чем все остальные.

Заключение

Основной целью нашего исследования было сравнение мальчиков и девочек по уровню мотивации и оценке своих способностей в изучении математики, научных и гуманитарных дисциплин. В результате было получено, что мальчики в целом оценивают свои способности в математике выше, чем девочки, они также более мотивированы к ее изучению. Девочки, наоборот, более мотивированы к изучению и более высоко оценивают свои способности в гуманитарных науках. Различий между полами по уровню мотивации к изучению и оценки своих способностей в научных дисциплинах не было обнаружено. Полученные результаты согласуются с результатами предыдущих исследований, согласно которым девочки склонны оценивать свои способности по математике ниже, чем мальчики, даже если они имеют одинаковый с ними уровень достижений [4]. Данная тенденция сниженной заинтересованности в изучении математики у девочек может быть связана с наличием гендерных стереотипов относительно важности математики, что требует дальнейших исследований для оценки данного эффекта. Сравнивая группы по будущему профессиональному выбору, были получены различия в мотивации изучения научных дисциплин. Что в свою очередь является важной предпосылкой для выбора STEM направлений в качестве своего карьерного пути. При этом мальчики из STEM группы в целом оценивают свои способности в научных дисциплинах выше, чем все остальные.

Таким образом, наличие заинтересованности в изучении математики и научных дисциплин является важной предпосылкой при выборе STEM направлений в качестве своей будущей карьеры.

Литература

1. Dasgupta N., Stout J. G. Girls and women in science, technology, engineering, and mathematics: STEMing the tide and broadening participation in STEM careers //Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2014. Т. 1. №. 1. С. 21-29.

2. Eccles J. Expectancies, values and academic behaviors //Achievement and achievement motives. 1983.

3. Eccles J. S., Wigfield A., Schiefele U. Motivation to succeed. 1998.

4. Sainz M., Eccles J. Self-concept of computer and math ability: Gender implications across time and within ICT studies //Journal of vocational behavior. 2012. Т. 80. №. 2. С. 486-499.

5. Smart J. C., Feldman K. A. "Accentuation effects" of dissimilar academic departments: An application and exploration of Holland's theory //Research in Higher Education. 1998. Т. 39. №. 4. С. 385-418.

6. Spinath B. et al. Predicting school achievement from general cognitive ability, self-perceived ability, and intrinsic value //Intelligence. 2006. Т. 34. №. 4. С. 363-374.

7. Watt H. M. G. et al. Gendered motivational processes affecting high school mathematics participation, educational aspirations, and career plans: a comparison of samples from Australia, Canada, and the United States //Developmental psychology. 2012. Т. 48. №. 6. С. 1594.

ДОКУМЕНТЫ АРХИВНЫХ И МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ, ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ КАК ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ЦЕЛОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Лавренчук С. Ю., Санкт-Петербург (Россия), кандидат психологических наук, независимый исследователь, svet.lavrenchuk@yandex.ru

DOI:

В статье на примере работ Б.М.Теплова 40-х гг. представлен широкий спектр источников, привлекаемых автором для целостного психологического изучения личности, а также отражена высокая оценка их значения, данная впоследствии А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломовым и М.Г. Ярошевским. Приводятся сведения об использованных автором в собственном исследовании жизненного и творческого пути выдающейся балерины Кировского и Большого театров Н.В. Тимофеевой (1935 - 2014) документов архивных и музейных фондов, публикаций в периодических изданиях, относящихся ко второй половине ХХ века.

Ключевые слова. Целостное психологическое изучение личности, Б.М. Теплов, документы архивных и музейных фондов, Н. В.Тимофеева, балетное искусство, Большой театр, Академия имени А.Я. Вагановой, Кировский театр, Театральная библиотека

ARHIVES AND MUSEUMS COLLECTIONS, PUBLICATIONS IN PERIODICALS AS THE SOURCES OF HOLISTIC PSYCHOLOGICAL STUDY OF BALLERINA

PERSONALITY

Lavrenchuk S. U., Saint Petersburg (Russia), PhD, independent researcher, svet.lavrenchuk@yandex. ru

Using the example of B.M. Teplov's works, the article presents a wide range of sources used for a holistic psychological study of personality, as well as a high assessment of their significance, given by A.R. Luria, B.F. Lomov, M.G. Yaroshevskiy. The article also provides information about the documents of archival and museum collections, publications in periodicals dating back to the second half of the twentieth century, used by the author in the research of the outstanding ballerina of the Kirov and Bolshoi theaters N.V. imofeeva (1935 - 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.