Klementyeva Marina Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, do-madres@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.9
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА
У МЕНЕДЖЕРОВ
И.Л. Фельдман
Представлен анализ понятия « жизненный успех», рассмотрены различные теории, подходы к его изучению и основные компоненты, влияющие на представление о себе как об успешном человеке. Автором приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования менеджеров по рекламе, проанализирована зависимость главных составляющих жизненного успеха и отслежена динамика изменения жизненных приоритетов от половозрастных особенностей.
Ключевые слова: жизненный успех, личный успех, профессиональный успех, субъективное благополучие, объективное благополучие, удовлетворенность качеством жизни, менеджер по рекламе, жизненные приоритеты, половозрастные особенности.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в современном обществе наблюдается заметное возрастание установки людей на жизненный, личный и профессиональный успех. Тем не менее, проблема жизненного успеха изучена недостаточно и требует разработки вопросов, касающихся структуры, критериев жизненного успеха, особенностей жизненного успеха в представлении различных людей. Безусловно, данная проблема заслуживает психологического рассмотрения.
Практически все люди стремятся к достижению жизненного успеха. Однако для каждого человека существуют свои убеждения, критерии, представления о том, что для него является успехом.
В представлении одних жизненный успех заключается в престижной работе, перспективной карьере, а для других приоритетом является счастье в личной жизни, благополучие в семье, наличие детей. Кому-то для счастья необходимо всеобщее признание, слава, популярность, а кому-то достаточно уважения близких людей. Некоторые люди считают себя успешными, добившись высоких результатов в спорте. Есть и те, кто видит успех в создании нового, в собственных творениях, открытиях.
Таким образом, существуют абсолютно разные мнения, представления и определения жизненного успеха.
О жизненном успехе можно говорить в том случае, когда человек достигает своих истинных целей, к которым так усердно стремился; когда он может вести такой образ жизни, который ему нравится, получая удовлетворенность от событий, происходящих в жизни; когда человек испытыва-
ет внутреннюю гармонию, душевное равновесие и эмоциональный комфорт.
Наиболее широко проблема успеха исследована в США и Западной Европе. Данные исследования заключаются во всестороннем рассмотрении успеха с разных точек зрения: с психологической, социальной, философской, педагогической. В течение достаточно длительного времени разрабатывались алгоритмы достижения жизненного, профессионального и личного успеха.
Изучением жизненного успеха, проблемой достижения успеха занимались такие психологи, как У. Джемс, М. Аргайл, Э. Динер, Дж. Холланд, А.В. Либин, Н.Л.Киселева, Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская, Р.М. Шамионов, и др. Отечественные философы А.Г. Здравомыслов, А.Т. Москаленко, Г.Л. Тульчинский рассматривают успех как социальную потребность человека.
Социально-психологические механизмы формирования установки на успех исследовались Дж. Аткинсоном, Д. Маклелландом, В. Фридрихом, А. Хофманом, Р. Стернбергом и др.
Р. Стренберг, говоря об успехе, определяет его как «способность человека достигать в жизни уровня заданных личностных стандартов, обусловленных конкретным социально-культурным контекстом» [13, с. 88].
К изучению психологических причин успеха можно отнести экспериментальные исследования К. Левина и его школы, М. Юкнат, опыты Ф. Хоппе, изучавшие вопрос о влиянии на успех уровня притязаний.
Полученные данные показали, что один и тот же достигнутый результат некоторые воспринимает как успешный, а другие - как неуспешный. Следовательно, все зависит от уровня их притязаний. Чем выше уровень притязаний, тем выше планка успеха, которую ставит себе человек [10].
В работе Дж. Роттера была рассмотрена еще одна психологическая составляющая успеха личности - локус контроля, под которым понимают «степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь, склонность личности видеть источники управления своей жизнью во внешней среде или в самом себе» [3, с. 25].
Дж. Роттеру и Н. Фетеру удалось доказать, что удовлетворенность успехом и неудовлетворенность неудачей растут прямо пропорционально степени интернальности контроля.
Многие исследователи, такие, как, Р. Френкин, А. Бандура, Л. Фестингер, связывают успех с активностью личности, её субъективностью, считая, что успех опосредован возможностями личности.
Так, например, А. Бандура утверждает, что «людей с чувством субъективности не обескураживают неудачи и, в конечном счете, человек несет ответственность за свои действия, свой успех и неудачи» [2, с. 148].
По мнению ряда психологов, «достижимость успеха связана не с силой мотивации или прилагаемыми стараниями, а обусловлена различиями в способностях, знаниях, умениях и навыках» [3, с. 25].
Д. Гольман связывает успех с развитием эмоционального коэффициента.
Авторы биологических теорий успеха полагают, что причины успешности личности заключаются в особенностях органической конституции человека, его индивидуальных биологических особенностях. По их мнению, существенную роль в процессе обретения успеха играет интеллект, духовное овладение значимыми для личности сферами. Для успешного удовлетворения своих потребностей человеку необходимо обладать богатым запасом знаний, иметь мотивационную компетентность и потенциальную готовность решать поставленные задачи со знанием дела.
Сторонники социального направления утверждают, что на успешность личности оказывают влияние не только ее индивидуальные особенности и способности, но и характер цели, а также желание и прикладываемые усилия в достижении высокого результата [17].
По мнению О.И. Ефремовой, достижение успеха - это «единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме» [9, с. 322].
Суммируя различные подходы, можно констатировать, что успех является «социально-психологическим достаточно многофакторным образованием, наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности личности и является высоко генерализованным качеством личности» [9, с. 324].
Жизненный успех состоит из объективного и субъективного компонентов. Объективный компонент - это нормы и правила, установленные социальными институтами, оценка обществом личных достижений человека, мнение окружающих. А субъективный компонент - наше самовосприятие, удовлетворенность своей жизнью, оценка самого себя как успешного человека, исходя из собственных представлений и убеждений.
Согласно Е.П. Белинской, «счастье, успешность, благополучие, удовлетворение, комфорт - понятия, относящиеся к субъективному переживанию человеком процессов, происходящих в его жизни» [4, с. 169].
Иными словами, от субъективного ощущения благополучия, от того, насколько человек удовлетворен качеством своей жизни, своими достижениями, и зависит, насколько человек считает себя успешным в жизни.
Ощущение субъективного благополучия не всегда совпадает с объективным благополучием личности. Часто люди оценивают свой успех, основываясь не на своих субъективных ценностях и представлениях об успешности, а на оценке общества и мнении окружающих. Из-за этого многие чувствуют себя не вполне успешными, забывая о самом главном:
жизненный успех зависит от базовых убеждений самого человека, от его представлений о благополучии и соответствии этим представлениям [18].
Успешная личность - это независимая позитивно настроенная личность, имеющая свои идеалы, ценности и убеждения, ясные цели, к которым активно стремится, не останавливается на достигнутом, склонна к самореализации, находится в гармоничных отношениях с собой и окружающими.
Таким образом, физическое здоровье, эмоциональный комфорт, душевное равновесие, самообладание, гармония, удовлетворенность своей жизнью, реализация поставленных целей, самоактуализация позволяют человеку почувствовать себя счастливым и успешным [19].
А. В. Либин определяет вектор жизненного успеха человека как сумму векторов личного успеха и профессионально успеха. Жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов, так и за счет наиболее оптимального сочетания личного и профессионального компонентов. По мнению автора, личный успех «выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанной с ощущением субъективного и семейного благополучия» [8, с. 214- 215].
Личная жизнь является одной из главных сфер жизни любого человека. Счастливая, стабильная личная жизнь - это то, к чему со временем стремятся все люди.
Ощущение благополучия напрямую зависит от межличностных взаимоотношений. Конструктивные положительные межличностные отношения, дающие возможность общаться и получать позитивные эмоции, удовлетворяющие потребность в эмоциональном тепле и комфорте, делают человека счастливым. Люди, испытывающие нехватку в близких теплых отношениях, напряженность в значимых межличностных связях, не чувствуют себя благополучными [6].
Успешная профессиональная жизнь является еще одной из главных составляющих жизненного успеха.
А.В. Либин говорит, что профессиональный успех «отражается в степени творческого своеобразия конечного результата и продукта деятельности» [8, с. 215].
Успех в профессиональной жизни подразумевает ощущение человеком своей успешности в работе. Е.А. Климов утверждает, что одним из важнейших условий взаимного соответствия человека и его работы, а значит, и его эффективного профессионального развития является сочетание успешности деятельности с удовлетворенностью ею [18].
Во многих странах (США, Япония, Германия) профессиональная успешность является одной из наиболее значимых социокультурных установок.
Профессиональная успешность исследовалась как отечественными, так и зарубежными учеными, среди которых можно выделить следующих:
А.Г. Асмолов, Дж. Аткинсон, Н.А. Алюшина, Н.А. Батурин, Г. Вайзер, А.А. Деркач, Х.Р. Кауфман, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А. Маслоу, П.Ш. Магомедов, В. Фридрих, А. Хофман, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе.
Т.Н. Банщикова говорит, что «проблема профессиональной самореализации представляет собой проявление самоактуализации и саморазвития личности в профессии (Р. Бернс, К. Левин, А. Маслоу), одним из показателей которой выступает успешность в профессии» [3, с. 26].
Профессия- это не просто работа, квалификация или общность людей, занимающихся сходным делом. Профессия - это и образ жизни. Помимо способностей личности и мотивации выбора профессии большое значение для успешности деятельности человека в избранной сфере имеет уровень развития у него профессионально важных качеств (необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения).
По мнению Т.Н. Банщиковой, «в качестве одного из предикторов профессиональной успешности можно рассматривать профессиональную компетентность» [3, с. 25].
Наличие работы влияет на общую удовлетворенность жизнью, причем не столько сам факт работы или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие, как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством, то есть система отношений в процессе реализации труда [1].
Таким образом, удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим успешность личности в профессионально-трудовой деятельности, а также влияет на уровень общего благополучия человека.
Можно говорить о том, что успех в личной жизни переплетается с успехом в профессиональной жизни. Две данные сферы находятся в непрерывной взаимосвязи.
Психологами было установлено, что удовлетворенность личной жизнью, отношениями в семье (с супругом, с детьми) заряжают человека положительной энергией. Это дает ему возможность направить внутренний потенциал на реализацию других важных жизненных целей (в том числе и на профессиональную жизнь) и добиться более высоких результатов.
Возраст от 20 до 35 лет является периодом достижений. На данной стадии для человека характерно активное стремление к самореализации, независимости, утверждению в жизни, достижению жизненного успеха.
Приблизительно к 25-летнему возрасту человек получает образование, профессионально самоопределяется, устраивается на работу, закрепляется в конкретной трудовой сфере. (Наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет).
Постепенно (примерно после 25 лет) ранее выступавшая приоритетом профессиональная жизнь, уходит на второй план. И главной сферой для самореализации становится личная жизнь, стремление создать семью.
Многочисленные исследования показывают, что мужчины и женщины не одинаково представляют себе жизненный успех и имеют разные источники счастья, благополучия и удовлетворенности жизнью. Это объясняется существующими в каждом обществе тендерными стереотипами.
Социум определяет для каждой гендерной роли «свою» успешность. Для мужчин общество определяет роль «добытчика», успешность которого отражается в материальном благополучии. (Мужчины чаще женщин высказывают низкую удовлетворенность своим заработком, поэтому стремятся к постоянному карьерному росту). Для женщин - это роль «хорошей домохозяйки и матери»: в данном случае успешность определяется по критериям благополучия в семье и отношениях.
Таким образом, основным источником счастья и критерием успешности для мужчин преимущественно являются материальное положение и работа (профессиональная сфера), а для женщин — дети и семейное благополучие (личная сфера). Добиться успеха в данной сфере им необходимо, чтобы считать себя успешным, так как оценка успешности связана с удачным выполнением предписываемой гендерной роли [19].
Рекламный бизнес очень популярен в наши дни, и одной из востребованных профессий является «менеджер по рекламе».
В связи с этим менеджер по рекламе должен обладать следующими профессионально важными качествами: развитые коммуникативные способности, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость, быстрая переключаемость внимания, наблюдательность, организаторские способности, сообразительность, находчивость, творческий подход, амбициозность, ответственность [17].
Таким образом, рекламный менеджер это активный, коммуникабельный, энергичный человек, который стремится преуспеть везде: как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.
Активная насыщенная профессиональная жизнь (рекламные акции, дегустации, показы, знакомства, постоянное движение) наряду с семейной жизнью, где они получают недостающее на работе спокойствие, стабильность и эмоциональный комфорт. В теплых отношениях с семьей он заряжается энергией, а внутренний потенциал и энергию направляет на активную профессиональную деятельность.
Целью нашего исследования является выявление половозрастных особенностей жизненного успеха у менеджеров.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует зависимость между приоритетами, составляющими жизненный успех, и половозрастными характеристиками.
Выборку исследования составили менеджеры рекламного агентства (62 человека) - мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет.
Испытуемые были разделены на шесть групп по половому и возрастному критерию:
1) мужчины (31 человек);
2) женщины (31 человек);
А: мужчины в возрасте до 25 лет (15 человек);
В: мужчины в возрасте после 25 лет (16 человек);
С: женщины в возрасте до 25 лет (16 человек);
Э: женщины в возрасте после 25 лет (15 человек).
Для проведения эмпирического исследования мы использовали следующие методики:
1. Опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн).
2.«Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» (Н.Е. Водопьянова).
3. «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман).
4. «Шкала субъективного благополучия» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
5. «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер).
6. Авторская анкета «Образ жизненного успеха у менеджеров», которая состоит из 14 вопросов, направленных на определение главных составляющих жизненного успеха и уровня удовлетворенности своей жизнью.
Использованные методики позволили выявить и сравнить половозрастные особенности во всех шести группах с помощью метода корреляционного анализа и критерия различия Манна-Уитни.
По результатам корреляционного анализа мы выяснили, что у менеджеров жизненный успех зависит от их внутреннего ощущения себя как здорового, счастливого, благополучного и успешного человека, удовлетворенного своей повседневной деятельностью, событиями, происходящими в жизни. Понижает уровень успешности зависимость от мнения окружающих (от того, что они скажут, что подумают, как оценят), сильная эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения, постоянная напряженность и преобладание негативных эмоций.
Менеджеры являются оптимистичными людьми, которые верят в то, что в мире больше добра, чем зла. Менеджерам важно видеть плоды своей работы, он должны видеть, что их деятельность имеет смысл: приносит пользу обществу, людям (продвижение товара, ознакомление людей с новой продукцией).
Рассмотрим характеристики каждой группы.
Для мужчин главной целью является успех в карьере, занятие высокой должности, перспективы. Им важно завоевать авторитет, уважение своих коллег и окружающих. Они хотят занимать лидирующие позиции,
управлять другими (Ц=245; P=0,0004). Для мужчин характерно стремление к независимости как в работе (хотят иметь свое дело), так и в отношениях с другими людьми (с семьей, с окружающими) (Ц=367; P=0,05). Они более ответственны и привыкли контролировать свою жизнь, распоряжаться своими делами, распорядком, предпочтениями (и=356; P=0,04). Поэтому мужчины убеждены, что достижение успеха является результатом их собственных усилий.
Мужчины не надеются на удачу, предпочитая предотвращать негативные последствия с помощью собственных сил. Они не верят в случайность и считают, что все хорошее, чего им удалось достичь, является результатом их собственных усилий (и=303,5; P=0,01). Мужчины более сдержанны в проявлении своих чувств, эмоций.
Для женщин самое главное гармония: в личной жизни, в семье, в работе, в отношениях с близкими, друзьями. Им важно, чтобы все было сбалансировано: работа не должна мешать личной жизнь, времени должно оставаться и на общение с близкими людьми, и на собственные интересы, и на профессиональные дела (и=63,5; P=0,01).
Для женщин не характерно стремление контролировать свою жизнь, полагаясь только на собственные силы (и=356; P=0,04). Они в большей степени склонны надеяться на удачное стечение обстоятельств, везение, случайность, постороннюю помощь (и=274,5; P=0,001). Поэтому они считают, что достижение успеха не всегда зависит только от них. Женщины более эмоциональны, чувствительны, они сильнее нуждаются в поддержке, понимании, в теплых отношениях с близкими людьми. (и=329,5; P=0,02). Женщины наиболее удовлетворены своей повседневной жизнью, событиями, происходящими в данный момент (и=354,5; P=0,04).
Приоритетом и для мужчин (52 %), и для женщин (77 %) является личная жизнь. Однако стремление к семье, стабильности сильнее выражено у женщин. Они не готовы пренебречь личной жизнью ради карьеры (55 %). А мужчины вполне могут отставить на второй план личную жизнь, если этого потребуют «рабочие обстоятельства» (26 %).
Мужчины-менеджеры в возрасте до 25 лет (группа A) менее всех ориентированы на успех в личной жизни (33 %). Добиться успехов в работе, продвинуться по карьерной лестнице, занять престижную должность, самореализоваться, утвердиться профессионально, стать независимыми для них наиболее важно. Стремятся контролировать свою жизнь, не верят в случайность. Они довольны своей профессиональной деятельностью, считают, что наибольших успехов они добились именно здесь. Однако меньше остальных ощущают эмоциональный комфорт и удовлетворенность событиями, происходящими в жизни (9,67). У них самый низкий уровень субъективного благополучия (44,27).
Мужчины-менеджеры старше 25 лет (группа B) стремятся быть независимыми. У них выражена тяга к предпринимательству, серьезные про-
фессиональные намерения (Ц=64; P=0,01), готовность к конкуренции (32,13), стремление приносить общественную пользу, желание видеть плоды своей работы. Они стремятся побеждать, управлять людьми. Предпочитают поступать самостоятельно, при этом им важно, чтобы к их мнению прислушивались. Они стремятся контролировать жизнь и события, происходящие с ними. По сравнению с мужчинами в возрасте до 25 лет, у них более выражено стремление совмещать работу и семью. Однако для них карьера также остается важной составляющей жизни. Уровень субъективного благополучия у них выше, чем у более молодых мужчин (Ц=347,5; P=0,03), они менее зависимы от мнения окружающих(U=326; P=0,01).
Женщины-менеджеры в возрасте до 25 лет (группа С) являются самыми оптимистичными (29,31), чувствительными (12,81), сильнее всех заботятся о своем здоровье (6,63). Для них личная жизнь важнее работы, однако у них также выражено стремление добиться успехов и в карьере (38 %). Стабильность для женщин данного возраста не так важна, они могут переехать в другое место ради получения новой перспективной работы (13,63). Они верят, что многое в жизни определяется случаем и не любят контролировать свою жизнь.
Женщины-менеджеры старше 25 лет (группа D) больше всех стремятся к стабильности в личной жизни. Гармония, благополучие в семье, наличие детей, теплые отношения с близкими для них самое главное в жизни (40,93). Им важно ощущать поддержку, понимание. Они не стремятся слишком контролировать свою жизнь, так как довольно суеверны, верят в случайность, надеются на удачу и помощь. Они считают себя счастливыми, удовлетворены событиями, происходящими в жизни, ощущают эмоциональный комфорт (10,93), у них самый высокий уровень субъективного благополучия (53,42).
У менеджеров старше 25 лет наблюдается более высокий уровень субъективного благополучия по сравнению с менеджерами в возрасте до 25 лет, которые часто оценивают свою успешность, опираясь на мнение окружающих. Еще одним отличием является стремление менеджеров в возрасте до 25 лет преуспеть в работе, профессионально реализоваться, а для менеджеров старше 25 лет характерно желание завести семью, детей.
Проведённое исследование позволило заключить, что половозрастные характеристики оказывают влияние на представления человека о жизненного успехе, на его мировоззрение, убеждения, жизненные ценности и приоритеты.
С помощью методики «Якоря карьеры» мы выяснили, что у мужчин-менеджеров преобладающая карьерная ориентация - «Менеджмент». У женщин-менеджеров преобладающая карьерная ориентация - «Интеграция стилей жизни». Для мужчин главной целью является успех в карьере, занятие высокой должности, перспективы. А для женщин важна гармония: как в семье, так и в работе. Женщины стремятся больше внимания уделять
своим близким, чем «пускаться с головой» в работу. У мужчин сильнее выражена тяга к предпринимательству, серьезные профессиональные намерения, готовность к конкуренции, стремление побеждать, управлять людьми.
По результатам авторской анкеты «Образ жизненного успеха у менеджеров» мы получили, что женщины в основном свой жизненный успех видят в личной жизни, семье, детях, при этом не уделяя должного внимания карьере. Мужчины, отнюдь, не забывают и про свою профессиональную жизнь; они стремятся преуспеть в карьере намного сильнее, нежели женщины.
Подавляющее большинство женщин не готово пренебречь личной жизнью даже ради очень успешной карьеры. Однако мужчины в этом вопросе сомневаются, и очень многие готовы пожертвовать личной жизнью. Женщины намного больше стремятся завести семью, детей, чем мужчины.
Описывая свои достижения в жизни, мужчины выделяют в основном работу (учебу) и материальные блага, а женщины - личную жизнь.
По результатам корреляционного анализа мы определили, что мужчинам для ощущения своей успешности нужно получать удовлетворенность от своей работы, от профессиональной деятельности, добиться успеха в карьере, занять высокую должность, а женщинам необходимо ощущать стабильность в семье, иметь теплые близкие отношения и поддержку.
Следовательно, можно утверждать, что гипотеза о том, что «Для женщин наиболее важным является успех в личной жизни, а для мужчин -успех в профессиональной жизни», подтвердилась.
С помощью методики «Индекс качества жизни» мы выявили, что мужчины лучше умеют организовывать свою жизнь, свой распорядок и время. Они более удовлетворены тем, как им удается контролировать свою жизнь.
Используя методику «Шкала базовых убеждений», мы определили, что женщины сильнее убеждены в доброте людей, их дружелюбии, в том, что люди готовы оказать помощь, если это потребуется. Они чаще полагаются на других, ищут поддержку, обращаются с просьбами, за помощью. Женщины сильнее убеждены в том, что в нашей жизни многое определяется случаем.
Мужчины сильнее убеждены в том, что каждый в жизни получает по заслугам - если стараться, трудиться, прикладывать усилия, упорно идти к своей цели, то обязательно добьешься успеха. Мужчины сильнее убеждены в контролируемости мира, в том, что, принимая меры, можно предотвращать различные события, также убеждены и в своей способности контролировать происходящие события. Им лучше удается выбирать такую стратегию поведения, которая увеличивает вероятность благосклонного для них исхода дела, предотвращать несчастья, приносить максимальный выигрыш, добиваться успеха.
С помощью методики «Уровень субъективного контроля» мы определили, что у мужчин-менеджеров уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями выше. Мужчины более уверены в том, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем.
По результатам корреляционного анализа мы получили, что общее субъективное благополучие мужчин зависит от того, насколько хорошо им удается контролировать свою жизнь, от личных достижений, от собственного ощущения успешности. У женщин общее субъективное благополучие будет выше в том случае, когда им не приходится постоянно контролировать свою жизнь, нести ответственность. Им хочется, чтобы все желаемое доставалось им с помощью удачного стечения обстоятельств.
Следовательно, можно утверждать, что гипотеза о том, что «Мужчины убеждены, что достижение успеха является результатом их собственных усилий и стараний, а женщины считают, что многое зависит от удачного стечения обстоятельств», подтвердилась.
По методике «Шкала субъективного благополучия» мы получили, что менеджеры старше 25 лет имеют более высокий уровень субъективного благополучия, полагаются в основном на себя, на свое собственное мнение, взгляды, ценности. А для менеджеров в возрасте до 25 лет мнение и одобрение социального окружения имеют более высокую значимость.
По результатам авторской анкеты «Образ жизненного успеха у менеджеров» мы выявили, что самое большое значение личная жизнь имеет для женщин старше 25 лет; наименее важное - для мужчин в возрасте до 25 лет. Наиболее успешными себя считают женщины старше 25 лет, а мужчины в возрасте до 25 лет менее остальных оценивают себя как успешных. Менеджерам в возрасте до 25 лет проще отставить личную жизнь на второй план, если это будет способствовать их профессиональному росту. Менеджеры в возрасте до 25 лет, описывая свои достижения в жизни, выделяют в основном работу (учебу), а менеджеры старше 25 лет - личную жизнь.
Следовательно, можно утверждать, что гипотеза о том, что «Менеджеры старше 25 лет в большей степени ориентированы на успех в личной жизни и уровень их субъективного благополучия выше, чем у менеджеров в возрасте до 25 лет, которые чаще определяют успех своими профессиональными достижениями», подтвердилась.
Далее мы сравним уровень интернальности испытуемых с их удовлетворенностью в данной сфере жизнедеятельности.
Самый высокий уровень интернальности у мужчин в возрасте до 25 лет. Они сильнее убеждены в контролируемости мира, в том, что они сами способны распоряжаться своей жизнью, контролировать происходящее. Им лучше удается выбирать такую стратегию поведения, которая увеличивает вероятность благосклонного для них исхода дела, способствует до-
стижению успеха. У женщин старше 25 лет экстернальный локус контроля - они самые суеверные. У мужчин интернальность в области достижений выше, чем у женщин - и удовлетворенность своими достижениями у них тоже выше. Самая высокая удовлетворенность здоровьем у мужчин в возрасте до 25 лет, самая низкая - у женщин старше 25 лет. Это соответствует уровню их интернальности в данной сфере. Все испытуемые удовлетворены своими взаимоотношениями, интернальность в сфере отношений (семейных и межличностных) тоже высокая.
Однако уровень интернальности не во всех случаях соответствует успешности в конкретной сфере и удовлетворенности ею. К примеру, у опрошенных наблюдается высокая удовлетворенность своей работой, при этом интернальность в данной сфере у них низкая. (У женщин-менеджеров самая низкая удовлетворенность работой, но самая высокая интерналь-ность).
Следовательно, гипотеза о том, что «У менеджеров успешность в определенной сфере жизни и удовлетворенность ей увеличиваются прямо пропорционально степени интернальности контроля», подтвердилась частично.
Следовательно, мы можем утверждать, что подтверждается наша основная гипотеза о том, что «Существует зависимость между приоритетами, составляющими жизненный успех, и половозрастными характеристиками».
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования полученных данных при оказании помощи тем, кто пытается понять, что для них является главным в жизни, стремящимся стать успешными, счастливыми, добиться успеха в жизни, в психоаналитической работе с людьми, желающими изменить свою жизнь к лучшему; при консультировании трудностей, возникающих между мужчинами и женщинами, между супружескими парами, между людьми разного возраста.
Список литературы
1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология: ексты. М., 1984.
3. Банщикова Т.Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности // Акмеология. 2007. № 1. С. 25-29.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
320 с.
6. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Просвещение, 1988.
187с.
7.Венгер А.Л. Психология развития. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко.;
под общ. ред. А. В.Петровского. М.: Пер Сэ, 2005. 176 с.
8. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011. 296 с.
9. Ефремова О. И. Психология успешного поведения личности»// Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. С.321-325.
10. Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 2. С. 326-336.
11. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
12. Матищев А.Н. Эффективность рекламы. М.: Финпресс, 2002.
416с.
13. Стренберг Р. Практический интеллект / под общ. ред. Р. Стернберга СПб.: Питер, 2002. 265 с.
14. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 216 с.
15. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998. 512с.
16. Элкинд Э. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Когито-центр, 1996.
17. Фельдман И.Л. Функции самопознания персонала в структуре социального капитала // Вестник МГАДА. М.: МГАДА, 2012. № 3(15). С.54-58.
18. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов-психологов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: изд-во ТулГУ, 2013. Вып. 4. С. 351-363.
19. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента -медика // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Вып. 1.С.404-412.
Фельдман Инесса Леонидовна, канд. психол. наук, доц., доцент кафедры психологии, inessa-feldman@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
SEX AND AGE CHARACTERISTICS OF SUCCESS IN LIFE AMONG MANAGERS
I.L. Feldman
This article presents an analysis of the concept of "success in life" and examines various theories and approaches to the study of the concept and the main components affecting one's image of a successful person. The author shows the comparative results of empirical research carried out among the advertising managers, analyzes the main components of suc-
cess in life and outlines the dynamics of the change of priorities in life depending on sex and age characteristics.
Key words: success in life, personal success, professional success, subjective well-being and objective well-being, satisfaction with quality of life, advertising manager, life priorities, sex and age characteristics.
Inessa Leonidovna Feldman, PhD (Psychology), Associate Professor, inessa-feldman@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University