Научная статья на тему 'Половозрастные особенности динамики длины тела учащихся 7 – 16 лет гимназии эстетического профиля (лонгитудинальное исследование)'

Половозрастные особенности динамики длины тела учащихся 7 – 16 лет гимназии эстетического профиля (лонгитудинальное исследование) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
563
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЛИНА ТЕЛА / ПОПУЛЯЦИЯ / ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / BODY LENGTH / POPULATION / LONGITUDINAL STUDY / SPECIALIZED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова М. В., Шибкова Д. З.

В лонгитудинальном исследовании детей и подростков 7 – 16 летнего возраста гимназии г. Челябинска с углубленным изучением образовательной области «Искусство» изучены возрастно-половые особенности динамики длины тела. В статье приводится сравнительный анализ длины тела учащихся обследованной популяции с данными, полученными другими авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-sex features of body length dynamics were studied on children and adolescents (7-16 years old) at school with in-depth study of art in Chelyabinsk. The body length of this sample was compared with the data obtained by other authors

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности динамики длины тела учащихся 7 – 16 лет гимназии эстетического профиля (лонгитудинальное исследование)»

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ДЛИНЫ ТЕЛА УЧАЩИХСЯ 7 - 16 ЛЕТ ГИМНАЗИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

М.В. Семенова, Д.З. Шибкова ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск

В лонгитудинальном исследовании детей и подростков 7 - 16 летнего возраста гимназии г. Челябинска с углубленным изучением образовательной области «Искусство» изучены возрастно-половые особенности динамики длины тела. В статье приводится сравнительный анализ длины тела учащихся обследованной популяции с данными, полученными другими авторами.

Ключевые слова: длина тела, популяция, лонгитюдное исследование, профильное обучение.

Age-sex characteristics of body length dynamics in 7-16 year-old pupils of school with art specialization (longitudinal study). Age-sex features of body length dynamics were studied on children and adolescents (7-16 years old) at school with in-depth study of art in Chelyabinsk. The body length of this sample was compared with the data obtained by other authors.

Key words: body length, population, longitudinal study, specialized training.

Адаптация организма ребенка к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе и социальной, представляет собой один из важнейших вопросов возрастной физиологии. В последние годы особую актуальность приобретают исследования адаптации детского организма к различным образовательным технологиям, повышенным учебным нагрузкам, вариативным учебным программам, инновационным образовательным средам [1, 2, 8, 15, 19, 25]. Данные исследований закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его физиологических систем на разных этапах онтогенеза в условиях специфических образовательных сред необходимы для дальнейшей разработки теории адаптации, решения проблем охраны здоровья детей и повышения эффективности педагогических технологий [5, 9, 22, 23, 26].

Комплексное изучение закономерностей формирования здоровья в современных условиях, в том числе проведение лонгитудинальных исследований в области морфофункционального и психофизиологического роста и развития детей, в настоящее время является одним из приоритетных направлений научно -исследовательской работы в области возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков [1, 2, 4, 12, 16, 26, 29].

Физическое развитие ребенка является одним из основных поддающихся объективному изучению и сопоставлению показателей состояния его здоровья и выступает объективным критерием адаптации детей к условиям окружающей среды. В настоящее время общепризнано мнение, что физическое развитие детей должно быть одним из ведущих показателей системы мониторинга. При этом особый ин-

терес представляют популяционные исследования, проводимые по единой программе в одном и том же регионе через определенные временные интервалы.

В данной работе представлен один из разделов комплексного лонгитудиналь-ного исследования морфофункционального и психофизиологического статуса учащихся 7 - 16 лет в условиях профильного обучения, а именно анализ половозрастных особенностей динамики длины тела.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в период с 2001 по 2010 гг. на базе МОУ гимназии № 10 с углубленным изучением образовательной области "Искусство" (г. Челябинск). В данном учебном заведении модель гимназического образования совершенствуется через интеграцию основного общего и базового музыкально -хореографического образования (музыкальный и хореографический профиль), учащиеся основной школы наряду с программами МО РФ осваивают программы эстетического профиля.

Популяция детей, обучающихся в МОУ гимназии № 10 г. Челябинска, может характеризоваться как социально благополучная, испытывающая влияние высоких и специфических учебных нагрузок, находящаяся в условиях реализации профилактических и оздоровительных технологий.

В исследовании принимали участие учащиеся 1 - 9 классов. Общее количество обследованных детей составило 550 человек.

Диагностика проводилась два раза в год (октябрь, апрель) согласно календарным планам, утвержденным администрацией МОУ гимназии № 10, классными руководителями и научно-исследовательской группой, на основании договора о научно-педагогическом сотрудничестве. Руководителями и родительским комитетом учебного учреждения было одобрено участие детей и подростков в исследовании. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие субъектов исследования и соответствует требованиям биомедицинской этики.

Обследованные дети имели I и II группы здоровья. Медицинская группа детей определялась по данным ежегодных медицинских осмотров. В исследовании принимали участие дети, не имеющие на момент наблюдения остро возникших заболеваний.

В программу мониторинга были включены оценка соответствия условий образовательной среды санитарно-гигиеническим требованиям и морфофункциональным особенностям учащихся, оценка физического развития (по антропометрическим (длина и масса тела, обхват грудной клетки в паузе) и физиометриче-ским (жизненная емкость легких, динамическая сила мышц кистей и спины) показателям), состояния кардиореспираторной системы и психофизиологического статуса учащихся.

Физическое развитие учащихся оценивали по общепринятым методикам, описанным в соответствующих руководствах [3, 13]. В качестве контроля для оценки динамики показателей физического развития использованы «Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков...» государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ (17 марта 1996, N01-19/31-17). Для современного сравнительного

анализа нами были использованы данные, полученные при исследовании детей в различных регионах РФ в 2000-2010 гг. (центр европейской части России; юго-восток Западной Сибири; центральная часть Западной Сибири - Среднее Прио-бье; Среднее Поволжье России; Казахстан). С этой целью были проведены сравнения полученных нами результатов с результатами следующих авторов: В.В. Юрьева с соавт., 2000 (г. Москва); Э.М. Казина с соавт., 2008 (г. Кемерово) - лон-гитюдное исследование; О.Г. Литовченко, 2009 (г. Сургут); А.Ю. Манюхина, 2010 (г. Самара); Ж.М. Мукатаевой, 2010 (г. Павлодар).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среднегрупповые значения длины тела учащихся обоего пола в динамике наблюдения соответствовали возрастно-половым стандартам [N01-19/31-17].

Нами были выявлены достоверные различия между показателями длины тела учащихся хореографического и музыкального профилей в возрасте 13 - 15 лет (рис. 1). Мальчики хореографического класса, имея дополнительные физические нагрузки в количестве 6-8 часов в неделю, вероятно, могли испытывать задержку темпов возрастного развития. Однако компенсаторные механизмы организма позволили за счет больших величин приростов длины тела в пубертатном периоде, по сравнению с учащимися музыкального профиля, достичь к 16 годам сопоставимых значений показателя длины тела. Различия составили от 2,5 % в возрасте

13 лет, до 1,8 % в возрасте 15 лет, максимальная величина различий по показателю роста учащихся разнопрофильных классов отмечена в возрасте 13,42±0,41 лет и составляет 3,3 % (различия между мальчиками классов музыкального и хореографического профилей составили 3,9 %, между девочками соответственно 2,6 %). При этом на момент поступления в школу и к возрасту 15 лет показатели длины тела учащихся разных профилей не имели достоверных различий (рис. 1). В настоящее время показано, что влияние систематических тренировок на темпы роста и развития организма детей неоднозначно. В частности есть данные, указывающие на некоторую задержку темпов развития под влиянием длительных тренировок [10, 21].

Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, по данным В.Р. Кучмы с соавт. (2008), мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. При нормальных условиях жизни, и в первую очередь питания, мальчики от рождения до 10 лет имеют большую длину тела, чем девочки [19].

В исследуемой нами популяции учащихся показатель роста мальчиков и девочек не различается в возрасте 7-9 лет, что согласуется с результатами исследования морфофункционального развития учащихся младших классов г. Челябинска, проведенного О.В. Шибковой (2011). А.Ю. Манюхин (2010) также указывает на отсутствие достоверных отличий в показателях длины тела мальчиков и девочек до 10-летнего возраста (в остальных возрастных группах наблюдалась наибольшая длина тела у мальчиков и юношей).

Рис. 1. Длина тела мальчиков (1) и девочек (2) хореографического и музыкального профилей обучения в динамике 8 лет обучения.

Примечание: стандарт - N01-19/31-17; * -достоверность различий, р<0,01

Для нормального физического развития характерен двойной перекрест кривых возрастного изменения показателя длины тела [4, 23]. «Первый перекрест» связан с более ранним началом пубертатного ускорения роста у девочек, которые по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки начинают превосходить своих сверстников; позднее, когда мальчики вступают в фазу пубер-

татного ускорения роста, они вновь превосходят девочек по величине антропометрических показателей - наблюдается «второй перекрест». В конечном итоге, согласно закону половой специфичности роста, показатели дефинитивного роста мальчиков выше, чем девочек.

В изучаемой нами популяции отчетливый первый перекрест ростовых кривых не наблюдается (рис. 2), в связи с отсутствием статистически достоверных различий показателя длины тела мальчиков и девочек. Одной из причин отсутствия первого перекреста кривых роста, по мнению Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова (1990), являются неблагоприятные условия жизни, в большей степени сказывающиеся на скорости роста и развития мальчиков. По нашему мнению, одной из причин отсутствия различий по параметру длины тела между мальчиками и девочками 7 - 10 лет может являться определенный процент детей в исследуемой популяции, прошедших специализированный отбор в классы хореографического профиля.

175 170 165 160 155 150 145 140 135 130 125 120

7,42 7,91 8,40 8,91 9,42 13,02 13,42 13,92 14,33 14,В2 15,31 15,ВЗ

— -Ф - - М альчик и Я ДёыОч ки

Рис. 2. Динамика показателя длины тела учащихся мужского и женского пола

В 90-е годы для русских детей, проживающих в городах, перекресты кривых роста приходились на 10 лет 4 месяца и 13 лет 10 месяцев [19].

Различия между детьми разного пола в исследуемой популяции были выявлены нами в возрасте 13 лет, второй перекрест кривых динамики роста обследуемых мальчиков и девочек приходится на возраст 14 лет. Достоверные различия между мальчиками и девочками по показателю роста проявились в возрасте 15 лет. Полученные данные согласуются с результатами исследования Н.Н. Гребневой (2001), согласно которым наступление второго биологического ростового перекреста отмечается в возрасте 13-14 лет, при этом достоверные различия между мальчиками и девочками по показателю длины тела были выявлены также только в 15 лет (р<0,001).

Исследование физического развития детей и подростков 7 - 17 лет г. Сургута, проведенное О.Г. Литовченко показало, отсутствие достоверных отличий в показателях длины тела мальчиков и девочек 10, 12 и 13 лет, в остальных возрастных группах наблюдалась наибольшая длина тела у мальчиков и юношей, кроме возрастной группы 11 лет, когда девочки были выше своих сверстников.

В сравнительном аспекте длина тела мальчиков и девочек исследуемой нами популяции имела ряд отличий с показателями детей других регионов. В частности, длина тела мальчиков 7 лет достоверно меньше значений данного показателя мальчиков г. Сургута (7,18 %, р<0,05) и г. Кемерово (2,62 %). В возрасте 8 лет отмечаются различия длины тела обследуемых мальчиков также с данными детей г. Сургута (меньше на 3,56 %), а также Казахстана и Москвы (больше на 2,82 %; 1,97 %).

Показатели длины тела мальчиков 9 и 10 лет не имели достоверных отличий с данными, полученными в исследованиях детей других регионов. В возрасте 13 лет длина тела обследованных нами мальчиков на 4,32 % превышала длину тела мальчиков Самары. Различия, вероятно, объясняются особенностью метода поперечных срезов, использованного автором, в результате которого школьники 11 и

14 лет имеют одинаковые значения показателя длины тела, что не согласуется с общебиологическими закономерностями. Полученные нами данные длины тела юношей 15 лет согласуются с данными других авторов, что демонстрирует рисунок 3.

1во

7 лег 2лс1 9 лет Ю лет 11 лег 12 лез 13 лет Шлет 15 лет 16 лет 1?л#1

—*— З.Й Юрьев со.тг., 2001 ■ Э. М. Кл э пн с осш., 2003 —Млн онигг. 2010

—Ж .М. Муклтлсва, 2010 ----О.Г. Лнтсечскко, 200<>

Рис. 3. Возрастная динамика длины тела (см) мальчиков 7-17 лет по данным различных авторов

В целом, различия в показателях длины тела мальчиков рассматриваемых географических регионов отмечаются в возрасте 7 - 8 и 13 - 14 лет, что, вероятно, может объясняться разновременным наступлением периодов «полуростового» или 1-ого ростового сдвига (7 - 8 лет у мальчиков) и пубертатного ускорения роста; а также особенностями метода исследования. Также следует отметить достоверно более высокие значения показателей длины тела мальчиков г. Сургута в возрасте 7 и 17 лет, по сравнению с мальчиками других регионов, на более высокие показатели длины тела детей Северных широт указывает М.Л. Берговина (2008).

В динамике показателя длины тела девочек обследованной нами популяции также наблюдается ряд различий с показателями их сверстниц других регионов (рис. 4).

165

135 120

?лег &Д1СТ 9д1«т Плат 12 лет 13лет Ылет 15лет 1?лст

В. В. М18Т„ 2001 —• - Э ,М. К* }ии t (К№2(ЮЭ —*— А.Ю. МаНШМК 2010

-•-ж.М. Мукатон, 21)15 —О Г. Лотмчечно, 2005

Рис. 4. Возрастная динамика длины тела (см) девочек 7 - 15 лет по данным

различных авторов

Так в возрасте 7 лет длина тела обследованных девочек на 3,96 % ниже длины тела девочек г. Сургута, в возрасте 9 лет напротив длина тела обследованных девочек превышала длину тела девочек г. Сургута на 3,74 %, а также г. Самары (4,02 %). В возрасте 13 и 14 лет различия с девочками г. Самары сохраняются (4,14 %, 5,08 % соответственно). В возрасте 14 и 15 лет длина тела обследуемых девочек меньше значений данного показателя девочек г. Кемерово (2,98 % и 3,93 %).

Анализ приростов длины тела (Табл. 1), показал, что за первый год обучения средняя величина прироста составила 5,58 см (4,48 %), отличий между учащимися хореографического и музыкального профиля, а также учащимися разного пола не выявлено (прирост у мальчиков составил 5,54 см, у девочек - 5,61 см). Со второго по седьмой класс (возраст от 8 до 13 лет) суммарная прибавка длины тела учащихся в среднем составила 27,63 см. Суммарный прирост длины тела девочек за данный возрастной период закономерно был несколько больше, чем у мальчиков (28,46 см у девочек, 26,50 см у мальчиков), в связи с различиями в сроках полового созревания. Так, по данным В.В. Юрьева с соавт. (2008), период второго «вытягивания», именуемый также главным ростовым сдвигом, отмечается у девочек в более ранние сроки (с 10 до 14 лет), по сравнению с мальчиками (с 12 до 17 лет).

С 13 до 14 лет (7-8 класс) среднее значение годовой прибавки длины тела составило 4,72 см, в данном периоде отмечается более высокое значение прироста длины тела у мальчиков, по сравнению с девочками (6,25 см и 3,50 см соответственно). С 14 до 15 лет (8-9 класс) темпы роста мальчиков значительно выше, чем у их сверстниц (6,63 см и 0,34 см соответственно). По данным Н.Ж. Булгаковой с соавт. (1996) прирост длинны тела в возрасте 13-14 лет составил 2,4 см у мальчиков и 2,94 см у девочек; средняя величина прироста длины тела в возрасте 14-15 лет составляет 7,56 см у мальчиков, и 1,04 см у девочек.

Таблица 1

Среднегрупповые темпы прироста показателя длины тела (см) учащихся 7-16 лет хореографического (ХП) и музыкального (МП) профилей обучения

Средний возраст учащихся Год обучения Мальчики Девочки Все

ХП МП ХП МП М Д

7,42-7,91 1 класс осень-весна 3,09 3,09 2,98 2,96 3,27 2,97

7,91-8,40 1 - 2 класс весна-осень 2,00 2,76 2,87 2,48 2,27 2,64

8,40-8,91 2 класс осень-весна 0,53 - 2,15 4,65 1,23 2,05

13,02-13,42 6 - 7 класс весна-осень 1,97 6,98 1,82 1,09 3,17 3,57

13,42-13,92 7 класс осень-весна 4,08 3,88 2,50 2,20 18,12 21,27

13,92-14,33 7 - 8 класс весна-осень 3,46 1,40 0,26 1,13 3,97 1,56

14,33-14,83 8 класс осень-весна 1,99 2,75 0,62 -0,23 4,13 2,33

14,83-15,31 8 - 9 класс весна-осень 5,30 2,33 0,73 0,23 2,13 1,17

15,31-15,83 9 класс осень-весна 4,75 1,58 1,50 2,71 2,56 -0,10

Значительные различия между учащимися 14-15 лет разных профилей обучения, более высокие темпы роста учащихся хореографического класса (5,40 см и

1,84 см у учащихся хореографического и музыкального профилей соответственно), могут указывать на более позднее начало пубертатного скачка роста у учащихся, занимающихся по направлению «хореография». Среднее значение годового прироста длины тела с 14 до 15 лет составило 3,63 см.

Более частной закономерностью неравномерности изменений скорости роста является сезонная периодичность темпов роста, с преобладанием в летние месяцы года [28]. Подобная закономерность отчасти прослеживается у мальчиков обоих профилей обучения (Табл. 1), у девочек, скорее наблюдается обратная закономерность: значения приростов длины тела за период «весна-осень» в большинстве случаев либо сопоставимы, либо меньше приростов за период «осень-весна».

ВЫВОДЫ

В результате исследования возрастной динамики показателя длины тела детей 7 - 16 лет г. Челябинска, обучающихся в условиях гимназии с углубленным изучением образовательной области «Искусство», нами были получены следующие выводы:

1) Среднегрупповые значения длины тела учащихся обоего пола в динамике наблюдения соответствовали возрастно-половым стандартам.

2) У учащихся 7 - 16 лет имеются различия возрастной динамики длины тела в зависимости от профиля обучения. Достоверные различия между показателями длины тела учащихся хореографического и музыкального профилей были выявлены в возрасте 13 - 15 лет. При этом на момент поступления в школу и к возрасту 15 лет показатели длины тела учащихся разных профилей не имели достоверных различий

3) В изучаемой нами популяции отчетливый первый перекрест ростовых кривых не наблюдается. Второй перекрест кривых динамики длины тела обследуемых мальчиков и девочек приходится на возраст 14 лет. Достоверные различия между мальчиками и девочками по показателю длины тела проявляются в возрасте 15 лет.

4) В сравнительном аспекте длина тела мальчиков и девочек исследуемой нами популяции имела ряд отличий с показателями детей других регионов. В целом, различия в показателях длины тела мальчиков рассматриваемых географических регионов отмечаются в возрасте 7 - 8 и 13 - 14 лет.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 2012 г., гранта Министерства образования и науки Российской Федерации, Проект № 4.1187.2011.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / Э.М. Казин, С.Б. Лурье, В.Г. Селятицкая и др. Ответственный редактор Э.М. Казин. - 2-е издание, с изменениями и дополнениями. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - 299 с.

2. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руковод-

ство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.

3. Баранов А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. -М.: Династия, 2004. - 168 с.

4. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.: ил.

5. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер / 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 416 с.

6. Берговина М.Л. Характеристика роста и развития детей 7-16 лет разных широт Севера России: Дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 - физиология / Мария Леонидовна Берговина. - Сыктывкар, 2008. - 160 с.;

7. Булгакова Н.Ж. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов и школьников 11-16 лет, не занимающихся спортивным плаванием / Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 49-52.

8. Быков Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся общеобразовательных учреждений нового типа / Е.В. Быков, А.П. Исаев // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 5. - С. 78-81.

9. Вирабова А.Р. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения / А.Р. Вирабова, В.Р. Кучма, М.И. Степанова. - М.: Пробел, 2006. - 436 с.

10. Выставкина В.Ф. Морфологические и функциональные особенности подростков 13 -15 лет с различным уровнем двигательной активности: дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 - физиология / Валентина Федоровна Выставкина. - Бийск, 2006. - 128 с.

11. Гребнева Н.Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири: Автореф. ... докт. биол. наук: 03.00.13 - физиология / Надежда Николаевна Гребнева. - Томск, 2001. - 47 с.

12. Здоровосберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод. рекомендации / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм, 2002. - 114 с.

13. Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В.Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А.К. Демин. - М., 2000. - 152 с.

14. Литовченко О.Г. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7-20 лет: Дис. . докт. биол. наук: 03.00.13 - физиология / Ольга Геннадьевна Литовченко. - Челябинск, 2009. - 285 с.

15. Макунина О.А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения: Дис. . канд. биол. наук / Ольга Александровна Макунина. - Челябинск, 2005. - 153 с.

16. Максимова Т.М. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России / Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина и др. -М., 2008. - 367 с.

17. Манюхин А.И. Соматофизиологическая характеристика физического развития детей и подростков г. Самары: Автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.03.01 -физиология / Манюхин Артем Игоревич. - Челябинск, 2010. - 24 с.

18. Мукатаева Ж.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности развития детей и подростков: монография / Ж.М. Мукатаева. - Павлодар, 2010. - 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Никитюк Б.А. Морфология человека / Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов. - М.: МГУ, 1990. - 342 с.

20. Параничева Т.М. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. - 2012. - № 1. - С. 135-144.

21. Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: Дис. ... докт. биол. наук: 03.00.13 - физиология / Виктор Борисович Рубанович. -Томск, 2004. - 338 с.

22. Сонькин В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В.Д. Сонькин, И.А. Корниенко, Р.В. Тамбовцева, В.В. Зайцева, С.И. Изаак // Физиология развития ребенка / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М., 2000. - С. 31-60.

23. Фарбер Д.А. Методологические аспекты изучения физиологического развития ребенка / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. - М., 2001. -Т. 27. - № 5. - С. 8-16.

24. Харрисон Дж. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В. Рэйнолдс. - 2-е издание. Сонькин В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития. - М.: Мир, 1979. - 613 с.

25. Шибкова Д.З. Здоровьесберегающая деятельность школы: системный подход / Д.З. Шибкова, Ю.В. Смирнова // Качество образования в школе. - М.: Современное образование, 2008. - № 6. - С. 51-65.

26. Шибкова Д.З. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2011. - 153 с.

27. Шибкова О.В. Особенности морфофункционального развития учащихся младших классов при адаптации к интеллектуальным нагрузкам: Автореф. дис. . канд. биол. наук: 03.03.01 - физиология / О.В. Шибкова. - Челябинск, 2011. - 23 с.

28. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. - СПб: СПбГПМА, 2000. - 197 с.

29. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников - жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: Автореф. дис. . д-ра биол. наук: в виде научного доклада / Юлия Абрамовна Ямпольская. - М., 2000. - 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.