Научная статья на тему 'Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников'

Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ МЫШЛЕНИЯ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврик Оксана Викторовна

В настоящей работе представлен анализ результатов проведенного исследования по изучению способностей мышления мальчиков и девочек на примере возрастной выборки первоклассников. Полученные результаты призваны внести свою лепту в решение проблемы половых различий в способностях человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEXUAL DIPSYCHISM IN FIRST GRADE PUPILS’ MENTALITY

In the article the author presents the analysis of undertaken study results on observation of boys and girls’ mentality by the example of age-specific selection of first grade pupils. Obtained results appeal to make a contribution to the problem solving of gender differences in human capacity.

Текст научной работы на тему «Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников»

Аф 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЛОВОЙ ДИПСИХИЗМ

В СПОСОБНОСТЯХ МЫШЛЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Лаврик Оксана Викторовна

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии младших школьников Московского педагогического государственного университета, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 363», педагог-психолог,

РФ, г. Москва Е-mail: Lavrik.ov@mail.ru

SEXUAL DIPSYCHISM IN FIRST GRADE PUPILS’ MENTALITY

Lavrik Oksana

candidate of Psychological Sciences, Associate professor of Psychology ofjunior schoolchildren chair, Moscow State Pedagogical University, State Funded Educational Institution Secondary General School №363, educational psychologist,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В настоящей работе представлен анализ результатов проведенного исследования по изучению способностей мышления мальчиков и девочек на примере возрастной выборки первоклассников. Полученные результаты призваны внести свою лепту в решение проблемы половых различий в способностях человека.

ABSTRACT

In the article the author presents the analysis of undertaken study results on observation of boys and girls’ mentality by the example of age-specific selection of first grade pupils. Obtained results appeal to make a contribution to the problem solving of gender differences in human capacity.

Лаврик О.В. Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 11(10) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1710

Ключевые слова: способности мышления, половые различия.

Keywords: mentality, gender differences.

Проблема половых различий в способностях человека становится все более актуальной в психологической науке. Еще в 1970 г. академиком Н.А. Тихом был введен термин «половой дипсихизм» для определения многочисленных психических различий в противовес термину «половой диморфизм» (Гюнтер, 1853), обозначающему морфологические различия между полами. Сегодня обилие фактического материала заставляет отечественных и зарубежных авторов считать фактор пола составляющей любого психологического исследования, который зачастую обладает большим весом, чем типологические и возрастные особенности человека.

Половые различия выявлены на всех основных уровнях психики человека: в особенностях реактивности организма, психомоторике, системах нейропсихической регуляции и, конечно же, в интеллекте [1].

Среди теоретических исследований в данной области выделяются метаболическая концепция А. Фулье, основывающаяся на закономерностях обменных процессов организма: анаболизма и катаболизма, нейрогормональная концепция американских ученых (Д.М. Броверман и др.) и активно разрабатываемое направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий [1; 4; 5].

Не вдаваясь в подробности теоретических изысканий в данной области, отметим основные факты полового дипсихизма способностей человека. Выявленные исследователями закономерности эмпирически доказаны, но зачастую взаимопротиворечивы.

У женщин лучше развита способность к решению простых перцептуальномоторных задач, под которыми понимаются задачи, определяемые в терминах скорости, точности их выполнения: скорость вербализации цветных обозначений; тесты на скорость восприятия деталей и переключаемость внимания; точные ручные манипуляции; вербальные функции и чтение и меньшая патология

в вербальных функциях и чтении. У мужчин сильнее развита способность к решению тормозно-реструктурирующих задач. Понимаются задачи, определяемые понятием «озарение»: гибкость выделения стимула из фона, в которое он включен; тесты, требующие деления целого на части; тесты, требующие затормаживающих действий; решение лабиринтных и конструкторских задач; субтесты при исследовании коэффициента интеллекта (сборка, завершение картинок, кубики Коса и т. д.) [5; 6].

А будут ли наблюдаться половые различия в способностях мышления на возрастной выборке испытуемых 6—7 летнего возраста?

Нами исследовались особенности мышления мальчиков и девочек, поступивших в первые классы общеобразовательной школы № 363 г. Москвы. Оценивались особенности словесно-логического мышления: способность

к обобщению и выделению существенных признаков (мыслительные операции «классификация» и «обобщение»), общая осведомленность («кругозор») и особенности развития невербального интеллекта. Выбор перечисленных способностей мышления обусловлен особенностями возрастного развития первоклассников. Общепризнано, что к концу дошкольного детства у ребенка, как правило, сформированы 4 мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация [3]. Так как доминирующим видом у дошкольников является наглядно-образное мышление и первоклассники «школьно незрелые» будут более успешны в невербальных тестах, по сравнению с вербальными, для диагностики особенностей мышления был выбран показатель «невербальный интеллект».

В исследовании приняли участие 75 первоклассников из «А», «Б» и «В» параллелей.

Для оценки способностей испытуемых к обобщению первоклассникам зачитывался ряд слов (4 слова), из числа которых 3 объединялись общим родовым понятием, а четвертое не относилось к данному родовому понятию. Ребенку необходимо было вычленить и назвать «лишнее» слово. Сыробалльные результаты детей нормировались и переводились в 10-балльную шкалу. Рассчитывался коэффициент успешности.

Развитие общего кругозора ребенка оценивалось по результатам ответов на 10 вопросов (общая осведомленность).

Результаты средних показателей развития способностей мышления по классам представлены в таблице № 1.

Таблица 1.

Показатели развития способностей мышления: словесно-логическое мышление (средний показатель по классу)

Классы Словесно-логическое мышление

Обобщение Классификация Осведомленность

1 «А» 6,6 6,4 6,8

1 «Б» 7,4 6,4 7,0

1 «В» 7,3 6,9 7,3

Все первые классы 7,1 6,6 7,0

Для исследования особенностей невербального интеллекта использовался субтест «Кубики Коса» методики исследования интеллекта Д. Векслера. Данный субтест методики направлен на изучение процессов анализа и синтеза мыслительной деятельности на образном материале. А так как эти процессы являются основными «фундаментальными» для интеллектуальной деятельности, то субтест может служить важным показателем развития невербального интеллекта. Считается, что тест исследует потенциальные способности невербального интеллекта, независимо от обучения или других форм тренировки [2].

Первоклассникам давалось задание составить из кубиков фигуру, изображенную на предлагаемом образце. Увеличением количества используемых кубиков и усложнением образца достигалось нарастание трудности теста. Выполнение каждого задания строго лимитировалось временем. За правильное решение в установленный срок результат оценивался соответствующим трудности задания баллом. Если испытуемый справлялся с заданием в более короткое время, ему прибавлялись дополнительные баллы.

Результаты выполнения заданий первоклассниками представлены в таблице № 2.

Таблица 2.

Показатели развития способностей мышления: наглядно-образное мышление (средний показатель по классу)

Классы Невербальный интеллект

1 «А» 18,4

1 «Б» 15,5

1 «В» 18,4

Все первые классы 17,4

Попробуем проанализировать результаты, разделив выборку испытуемых первоклассников по половому признаку. Результаты представлены в таблицах № 3, 4, 5, 6.

Таблица 3.

Половой дипсихизм способностей мышления первоклассников: словесно-логическое мышление: обобщение

Классы Обобщение

Показатель по классу в целом Мальчики Девочки

1 «А» 6,6 6,7 7,0

1 «Б» 7,4 7,9 6,5

1 «В» 7,3 6,9 7,2

Все первые классы 7,1 7,2 6,9

Видим, что на небольшой выборке, например, выборке равной численности первоклассников одного класса, можно наблюдать половые различия в пользу того или другого пола. Если же увеличить выборку (практически до статистически значимой), половые различия фиксируются в пользу мальчиков.

Таблица 4.

Половой дипсихизм способностей мышления первоклассников: словесно-логическое мышление: классификация

Классы Классификация

Показатель по классу в целом Мальчики Девочки

1 «А» 6,4 6,5 6,2

1 «Б» 6,4 6,9 5,4

1 «В» 6,9 6,8 7,1

Все первые классы 6,6 6,7 6,2

Аналогично предыдущим результатам первоклассников, представленным в таблице № 3, при исследовании сформированности операции мышления «классификация» на небольшой выборке, наблюдаются половые различия в пользу того или другого пола. Увеличение выборки испытуемых до статистически значимой приводит к результатам, фиксирующим половые различия в способностях мышления, в пользу мальчиков.

Таблица 5.

Половой дипсихизм способностей мышления первоклассников: словеснологическое мышление: осведомленность

Классы Осведомленность

Показатель по классу в целом Мальчики Девочки

1 «А» 6,8 6,3 7,4

1 «Б» 7,0 7,7 5,9

1 «В» 7,3 6,9 7,9

Все первые классы 7,0 6,9 7.0

Из данных, представленных в таблице, видно, что аналогично результатам по двум предыдущим тестам на небольших выборках испытуемых фиксируются половые различия в пользу того или другого пола. Однако в отличие от данных, полученных в первых тестах способностей мышления («обобщение» и «классификация»), в случае теста «Общая осведомленность» половые различия фиксируются в пользу девочек.

Полученные в третьей тестовой пробе данные не противоречат, а скорее, объясняются результатам других исследований в области психологии способностей мышления. Тест «Общая осведомленность» диагностирует, скорее, объем знаний первоклассников, а не конкретную способность мышления. Начиная с А. Фулье исследователи отмечали, что женский пол обладает способностью к обучению более высокой, чем мужской [4; 5].

Рассмотрим результаты тестовых проб на «Невербальный интеллект». См. таблицу № 6.

Таблица 6.

Половой дипсихизм способностей мышления первоклассников: «невербальный интеллект»

Классы Невербальный интеллект

Показатель по классу в целом Мальчики Девочки

1 «А» 18,4 18,4 18,4

1 «Б» 15,5 17,2 12,1

1 «В» 18,4 20 16,9

Все первые классы 17,4 18,5 15,8

По результатам данной тестовой пробы половые различия в пользу мальчиков фиксируются уже на уровне малых выборок испытуемых. Данный результат вполне ожидаем, если вспомнить, что к задачам, в которых имеют преимущества мужчины, относятся: гибкость выделения стимула из фона, в который он включен; тесты, требующие деления целого на части; решение конструкторских задач; субтесты при исследовании коэффициента интеллекта, в частности, субтест кубики Коса.

Итак, проведенное нами исследование подтвердило наличие половых различий в способностях мышления мальчиков и девочек в возрастной выборке первоклассников (дети 6—7 лет). При увеличении выборки испытуемых до статистически значимой, преимущества в развитии способностей мышления наблюдаются в пользу мужского пола. Следует заметить, что разнообразие тестовых методик, используемых при исследовании особенностей мышления мальчиков и девочек, может не позволить прийти к окончательным выводам относительно половых различий в величине способностей мышления.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А.А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 384 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 525 с.

3. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 992 с.

4. Фулье А. Темперамент и характер. — М.: Книжное дело, 1986. — 341 с.

5. Broverman D.M., Klaber E.L., Kobayashi Y. et al. Rolles of activation and inhibition in sex differences in cognitive abilities // Psychological Reviev. — 1968. — V. 75, № 1. — P. 23—50.

6. Garni F.E. Sex differences in mental Health // Genetic psychology monographs. — 1971. — № 81(1). — P. 123—142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.