Научная статья на тему 'Половой диморфизм двигательной активности у человека в онтогенезе'

Половой диморфизм двигательной активности у человека в онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР ВФСК ГТО / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ГТО / РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Соболев Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы полового диморфизма (ПД) двигательной активности человека. ПД двигательной функции у представителей разного пола человека характеризуется выраженной (или невыраженной) потребностью к повышенной двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexual dimorphism of locomotor activity at humans in ontogeny

The article considers the questions of sexual dimorphism (PD) in the locomotor activity. PD motor functions among the two sexes representatives are characterized by expressed (or unexpressed) need in the increased physical activity.

Текст научной работы на тему «Половой диморфизм двигательной активности у человека в онтогенезе»

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). ния на присвоение значка 14 (63,6%).

Результаты выполнения государственных требований

Таблица 1

Кол-во участников Ю17/Д 22 Выполнение на соответствующий значок ГТО, кол-во чел /%

Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили нормативы

Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д

17/22 6/35,3 3/13,6 0/0,0 3/13,6 1/5,9 2/9,1 10/58,8 14/63,6

Всего 37 9 3 3 24

ВЫВОД: таким образом, предлагаемую модель деятельности тьютора, направленную на реализацию задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном учреждении, а также организацию работы по обеспечению информацией участников образовательного процесса о сроках и местах сдачи нормативов комплекса ГТО в центрах тестирования, можно считать эффективной и рекомендовать для внедрения в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fizvosp.ru/ (дата обращения: 20.02.2015). - Заглавие с экрана.

2. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (одобрены протоколом Минспорта России от 23.07.2014 N 1) [Электронный ресурс] // Режим доступа : minsport.gov.ru/polojgto.doc. - Дата обращения 20.02.2016.

3. Мониторинг физической подготовки школьников к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с применением автоматизированной системы «АС ФСК ГТО» / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Иванов К.Г. Игнатов, О. В., Гусева М.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 178-181.

REFERENCES

1. All-Russian complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://fizvosp.ru/.).

2. The methodical recommendations on the organization of testing, forming the All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), "Methodical recommendations on the fulfilment of aspects of tests, forming the All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) (approved by the report of Ministry of Sports of 23.07.2014 №1),, available at: minsport.gov.ru/polojgto.doc.

3. Sinyavskiy, N.I., Fursov, A.V., Ignatov, O.V., Ivanov, K.G. and Guseva, M.A. (2015), "Monitoring of schoolchildren's physical proficiency to realize the norms of the complex 'Ready for labor and defense' using automatized system 'AS FSK GTO'", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 178-181.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.04.2016

УДК 796.011:61

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЧЕЛОВЕКА В

ОНТОГЕНЕЗЕ

Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы полового диморфизма (ПД) двигательной активности человека. ПД двигательной функции у представителей разного пола человека характеризуется вы-

раженной (или невыраженной) потребностью к повышенной двигательной активности.

Ключевые слова: половой диморфизм, пол, мужчины, женщины, двигательная активность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p260-263

SEXUAL DIMORPHISM OF LOCOMOTOR ACTIVITY AT HUMANS IN

ONTOGENY

Dmitry Valerievich Sobolev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh

Annotation

The article considers the questions of sexual dimorphism (PD) in the locomotor activity. PD motor functions among the two sexes representatives are characterized by expressed (or unexpressed) need in the increased physical activity.

Keywords: sexual dimorphism, gender, men, women, physical activity.

Известно, что у женских и мужских особей уже внутриутробно закладываются при половой дифференцировки мозга половые различия (половой диморфизм) в локализации и активности моторных центров. Это определяется их различными от природы филогенетическими задачами вида после рождения

С рождения у мальчиков, юношей и мужчин жизнь тесно связана с движением. Именно движение в онтогенезе и предопределяет их поисковую, наступательную, оборонительную и защитную функции, а у девочек, девушек женщины уровень движения ограничено её репродуктивной функцией: зачатием, вынашиванием, рождением, вскармливанием и воспитанием детенышей на ранних стадиях их развития после родов и даже детские игры девочек.

Причем такие различия (половой диморфизм) формируются на ранних стадиях (4 месяца беременности) пренатального развития человека при половой дифференцировке головного мозга под воздействием мужских половых гормонов - андрогенов [1]. Именно андрогены и формируют особое свойство - гиперкинезию - у мальчиков и мужских особей различных животных после рождения. Так, мальчики, так же как самцы животных, особенно приматов, более активны, азартны, подвижны, чаще участвуют в силовых играх, что связано с пренатальным воздействием андрогенов на двигательную зону их мозга.

Так Г.Н. Голубева и соавторы [2] утверждают, наблюдая беременных женщин, что мальчики, в отличие от девочек, уже внутриутробно имеют предрасположенность к повышенной двигательной активности. Они чаще шевелятся (посчитано по тесту Пирсона). После рождения даже у грудных детей потребность у мальчиков в двигательной активности выражена больше, чем у девочек. Далее в дошкольном возрасте имеется выраженная половая дифференциация двигательной активности детей разного пола.

Так, Т.Ю. Круцевич и соавторы [4] свидетельствуют, что среднесуточный объем локомоций у детей 5-7 лет составляет у мальчиков - 7,1^9,0 км, тогда как у девочек -6,4^7,7 км. Такая же тенденция прослеживается и в школьном возрасте. У взрослых мужчин среднесуточная двигательная активность составляла летом - 20,3 тыс. шагов, у женщин - 13,8 тыс. шагов, зимой - 14,5 тыс. шагов и 10,2 тыс. шагов соответственно.

Доказано на опытах с животными (крысы), что пренатальное (до рождения) введение матери мужских половых гормонов, ускоряет у новорожденных самок их двигательную активность [1]. Те же результаты получены и на приматах. Так R.W. Goy, J.A. Resko [7] констатируют, что при нарушении половой дифференцировки головного мозга под влиянием андрогенов обезьяны-макаки, которые по воле природы стали гермафродитами, имеющими половые признаки, как самцов, так и самок, стали занимать после рождения по двигательной активности между ними промежуточное поле.

В этой связи нами выявлено [6], что воронежские футболистки команды мастеров «Энергия» (неоднократный чемпион России и обладатель Кубка России), имели в своем большинстве (72%) мужской соматотип, свидетельствующий о повышенном содержании андрогенов, т.е. гиперандрогении, у женщин. Мало того, по показателям физической подготовленности (бег с места, выпрыгивание, «челночный» бег), а также функциональным показателям (физическая работоспособность по тесту PWC170) элитные футболистки занимали промежуточное положение между мужчинами - футболистами команды мастеров и футболистками команды первой лиги, где мужской соматотип регистрировался только у 28% девушек. Таким образом, на примере футболисток команды мастеров, можно утверждать факт того, что элитные спортсменки в женском спорте занимают промежуточное положение между представителями мужского и женского пола, находясь даже ближе к спортсменам.

В норме по законам полового диморфизма мозг у пренатально развивающейся девочек не находится под влиянием андрогенов, поэтому у них не сформирована выраженная активность моторных зон мозга. Поэтому женские особи не имеют выраженной потребности к повышенной двигательной активности, т.е. они не склоны к кинезофилии (лат. «любовь к движению»).

Именно поэтому абсолютно не все женщины двигательно активны, поэтому не все из них стремятся заниматься физической культурой и особенно тяжелым женским спортом. Так, количество женщин в популяции, занимающихся спортом, в Европе составляет всего 10^15%, тогда как в России и в Украине еще меньше - 1^3% [4].

Однако именно такие девочки с измененной половой дифференцировкой мозга по мужскому типу уже с раннего детства. Поэтому они имеют высокую мотивацию для занятий женским спортом, поэтому перспективно успешны.

ВЫВОД: До сих пор не существует научной доказательной базы того, что большинство женщин в популяции не имеют повышенную потребность в движении, т.е. к женскому спорту предрасположены единицы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабичев, В.Н. О половой дифференцировке гипоталамуса / В.Н. Бабичев // Проблемы эндокринологии. - 1969. - № 3. - С. 12-24.

2. Голубева, Г.Н. Анализ двигательной активности плода во внутриутробном периоде / Г.Н. Голубева, Е.И. Казакова // Теоретические и практические аспекты физического воспитания : материалы межвузовской конференции молодых ученых и студентов / Камск. пед. ин-т. -Набережные Челны, 2000. - С. 30.

3. Исаев, Д.Н. Влияние пренатальной андрогенизации на гендерные особенности / Д.Н. Исаев, М.А Кравцов // Ананьевские чтения : материалы научно-практической конференции. -СПб., 2008. - С. 285-287.

4. Круцевич, Т.Ю. Половой диморфизм и гендерная политика в вопросах физического воспитания и спорта / Т.Ю. Круцевич, Е.А. Биличенко // Спортивная медицина / Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. - 2011. - № 1-2. - С. 23-27.

5. Соболев, Д.В. Педагогические и физиологические аспекты отбора и тренировки футболисток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соболев Д. В. - СПб., 1998. - 24 с.

6. Goy, R.M. Gonadal hormones, behavior of normal and pseudohtrmophroditic human female primates / R.M. Goy, J.A. Resko // Receipt. Progr. Hormone Res. - 1972. - N 28. - P. 707-723.

REFERENCES

1. Babichev, B.H. (1969), "About sexual differentiation of a hypothalamus", Endocrinology Problems, No. 3, pp. 12-24.

2. Golubeva, G.N. and Kazakova, E.I. (2000), "Analysis of physical activity of a fruit in the prenatal period", Theoretical and practical aspects of physical training: materials of interuniversity conference of young scientists and students, Kama teacher training college. Naberezhnye Chelny, pp. 30.

3. Isaev, D.N. and Kravtsov M. A. (2008), "Influence of a prenatal androgenization on gender features", Ananyev readings: materials of scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 285-287.

4. Krutsevich, T.Yu. and Bilichenko, E.A. (2011), "Sexual dimorphism and gender policy in questions of physical training and sport", Sports medicine. Scientific-theoretical journal of National university of physical training and sport of Ukraine, No. 1-2, pp. 23-27.

5. Sobolev, D.V. (1998), Pedagogical and physiological aspects of selection and training of football players, dissertation, St. Petersburg.

6. Goy, R.M. and Resko, J.A. (1972), "Gonadal hormones, behavior of normal and pseudohtr-mophroditic human female primates", Receipt. Progr. Hormone Res, No. 28, pp. 707-723.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.04.2016

УДК 37.01

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ПОЛИЦИИ

Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических, наук, доцент,

Михаил Игоревич Соколов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье на основе педагогического анализа принципов обеспечения безопасности, обеспечения общественной безопасности, деятельности полиции, выделены и рассмотрены воспитательные аспекты данных принципов и их значение для подготовки и деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова: сотрудники полиции, принципы деятельности полиции, воспитательные аспекты деятельности полиции, общественная безопасность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p263-268

EDUCATIONAL ASPECTS OF THE PRINCIPLES FOR PROVISION OF PUBLIC SAFETY IN POLICING ACTIVITY

Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Igorevich Sokolov, the competitor, The St. Petersburg Military Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Annotation

In the article, on the basis of the pedagogical analysis of the principles of security, including the public safety, police, there have been identified and examined the educative aspects of these principles and their implications for the training and policing.

Keywords: police, principles of policing, educational aspects of policing, public safety.

Общественная безопасность является одним из основных приоритетов российского государства и общества. Положения, касающиеся обеспечения общественной безопасности, изложены в целом ряде нормативных правовых актов, таких как, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЭ «О безопасности» [8], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 года) [7], Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года) [2].

Особо внимание в указанных документах обращается на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в решении задач обеспечения общественной безопасности. Также подчеркивается важность в решении данных задач процесса гражданского воспитания и в целом конструктивного взаимодействия сил обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.