Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 258-260. © Н.А. Соколова, 2008
УДК 342
ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Н.А. СОКОЛОВА
Предпринята попытка классифицировать полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в целях конкретизации роли указанных органов власти в данной области.
За последние два десятилетия российская система здравоохранения пережила несколько этапов реформирования. Последний из них связан с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью данного проекта является организационное и финансовое совершенствование оказания гражданам медицинской помощи. Эффективность мероприятий, проводимых в рамках национального проекта, обеспечивается в том числе и чётким разграничением полномочий между различными уровнями власти. Это обусловило необходимость внесения изменений в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы) [1]. Поскольку редакция соответствующих статей Основ менялась неоднократно, классификация полномочий органов власти будет способствовать более четкому уяснению содержания правовых норм базового закона в сфере здравоохранения. Предметом рассмотрения данной статьи являются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целом полномочия, закреплённые в Основах за различными государственными органами, можно разделить на общие, относящиеся к различным сферам охраны здоровья граждан, и специальные, относящиеся к организации и оказанию медицинской помощи населению (собственно к здравоохранению). Из 18 полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации 11 относятся к сфере здравоохранения.
В свою очередь, среди общих полномочий можно выделить несколько видов. В частности, общие полномочия субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
подразделяются на полномочия, составляющие организационно-правовую основу деятельности органов власти в данной области, и полномочия, касающиеся отдельных самостоятельных мер по охране здоровья граждан. К первым относятся следующие полномочия:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;
3) разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
4) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространённости социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
5) охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства).
Второй блок составляют полномочия по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также по реализации мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информированию населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения также
можно классифицировать по различным направлениям деятельности.
Итак, первая группа полномочий связана с организацией функционирования системы здравоохранения в конкретном регионе. К этой группе относятся следующие полномочия:
1) разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению;
2) самостоятельное формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере здравоохранения, установление порядка их организации и деятельности; развитие организаций здравоохранения субъекта Российской Федерации; материальнотехническое обеспечение таких организаций;
3) формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение;
4) установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;
5) координация деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан.
Вторая группа включает в себя полномочия по непосредственному оказанию медицинской помощи, а именно:
1) организация оказания специализиро-
ванной медицинской помощи в кожновенерологических, противотуберкулезных,
наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
2) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определённых категорий граждан;
3) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.
Третья группа - это полномочия, направленные на обеспечение эффективного оказания медицинской помощи в подведомствен-
ных организациях здравоохранения. В частности, органы государственной власти субъектов РФ должны обеспечивать донорской кровью и её компонентами, лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организации здравоохранения, находящиеся в их ведении.
Четвёртая группа объединяет полномочия субъектов Российской Федерации, направленные на реализацию принципа доступности бесплатной медицинской помощи. К ним можно отнести полномочия:
1) по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования;
2) по организации обязательного медицинского страхования неработающего населения.
В пятую группу следует включить полномочия субъектов Российской Федерации по организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и её компонентов, безвозмездному обеспечению муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и её компонентами, а также обеспечению за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и её компонентами.
Шестая группа полномочий субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заслуживает особого внимания. Эти полномочия можно назвать контрольноразрешительными, и они являются делегированными. К ним относятся:
1) осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
2) лицензирование следующих видов деятельности:
- медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
- фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
- деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. В ст. 5.1 Основ сказано, что общий объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) численности населения;
2) количества организаций здравоохранения, контроль за качеством медицинской помощи в которых передан органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) количества аптечных организаций, осуществляющих реализацию населению лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ;
4) количества организаций здравоохранения, полномочия по лицензированию медицинской деятельности которых переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных полномочий не могут быть использованы на другие цели.
Основы также определяют функции федеральных органов власти в сфере здравоохранения относительно переданных полномочий. В частности, Министерство здравоохранения и социального развития РФ принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий; издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий; согласовывает структуру органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; согласовывает назначение на должность руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и т. д.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, в свою очередь, ведёт единый реестр лицензий; осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
В связи с делегированием полномочий дополнительные обязанности возникают и у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а именно согласование кандидатуры руководителя и структуры органа власти, осуществляющего переданные полномочия, самостоятельная организация его деятельности, а также своевременное предоставление соответствующей отчетности.
Как видно из проведенного анализа, субъекты Российской Федерации осуществляют достаточно широкий круг полномочий, выступая при этом важным субъектом в системе здравоохранения. Правовое положение органов власти субъектов Российской Федерации характеризуется, с одной стороны, их государственным статусом, а с другой - обязанностью при реализации своих полномочий учитывать территориальные, финансовые, демографические и иные особенности конкретного региона. И поэтому реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья невозможна без эффективной деятельности органов власти данного уровня.
1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318; СЗ РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1143; 1999. - № 51. -Ст. 6289; 2000. - № 49. - Ст. 4740; 2003. - № 9.
- Ст. 805; 2004. - № 35. - Ст. 3607; № 49. -Ст. 4850; 2005. - № 10. - Ст. 763; № 52 (ч. 1). -Ст. 5583; 2006. - № 1. - Ст. 10; Российская газета. - 2007. - 24 октября.