УДК 615.1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЬГОТНЫМ
ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
Зубарева Л. В.,
д.э.н., профессор кафедры экономических и учетных дисциплин БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Широкоряд М. Г.,
начальник планово-экономического отдела КУ «Центр лекарственного мониторинга»
В статье рассматривается вопрос управления льготным лекарственным обеспечением в части распределения организационных функций и обязательств по финансовому обеспечению между федеральными органами исполнительной власти и регионами.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, бюджет, организация управления льготным лекарственным обеспечением
Одним из приоритетов государственной политики на ближайшие годы определено обеспечение до 2024 года повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет). [1]
Достижение указанной цели обеспечивается национальным проектом «Здравоохранение», в рамках которого, среди прочего, должно быть достигнуто снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения). [1]
Национальным проектом также определены организационные задачи, способствующие достижению целевых показателей, в том числе завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы; создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения; внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов; обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами и т. д.
Важным, но не поименованным в нормативных документах, инструментом достижения
поставленных целей являются эффективные организационно-экономические условия для формирования механизма лекарственного обеспечения пациентов.
В настоящее время льготное лекарственное обеспечение в Российской Федерации организовано следующим образом:
Организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами — данное полномочие закреплено за федеральным органом государственной власти в сфере охраны здоровья [2] — Министерством здравоохранения Российской Федерации. Данная программа реализуется с 2008 года и известна как «7-ВЗН», поскольку изначально она включала в себя 7 высокозатратных нозологий, но в 2018 году в нее были включены еще 5 заболеваний, поэтому сейчас ее корректнее называть «12-ВЗН».
Минздрав России осуществляет централизованные закупки лекарственных препаратов для пациентов, страдающих включенными в программу заболеваниями либо перенесших трансплантацию в объемах, определенных на основании согласованных Минздравом России заявок субъектов Российской Федерации.
Источником финансирования таких закупок являются средства федерального бюджета на очередной финансовый год, предусмотренные Минздраву России.[3] Поставленные лекарственные препараты передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На регионы, помимо составления годовой заявки на лекарственные препараты, возложены обязанности по ведению региональных сегментов Федерального регистра лиц, а также осуществление организационных мероприятий по обеспечению пациентов переданными Минздравом лекарственными препаратами. Финансовое обеспечение таких мероприятий осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Обязанность по организации льготного лекарственного обеспечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, возложена на субъекты Российской Федерации [2], которые самостоятельны в определении порядка организации обеспечения таких пациентов и несут все расходы по их обеспечению, ежегодно предусматривая в региональном бюджете ассигнования на это направление расходов. Аналогично программе 7-ВЗН, регионы должны вести региональный сегмент соответствующего Федерального регистра.
В рамках этой программы федеральные органы власти выполняют функцию регулирования и контроля: определяют перечень заболеваний, относящихся к орфанным (в настоящий момент он включает в себя 19 нозологий), выступают оператором Федерального регистра; разрабатывают порядки и стандарты оказания медицинской помощи, а также клинические рекомендации, которые являются основой для назначения лекарственной терапии пациенту. Кроме этого, федеральными нормативными документами предусмотрена возможность предоставления средств из федерального бюджета для обеспечения пациентов, страдающих редкими заболеваниями. Реализована эта возможность была только в 2015 году. В последующие годы регионы были вынуждены самостоятельно решать вопрос финансирования таких расходов, что, учитывая ограниченность средств региональных бюджетов, заставляет их, заручившись поддержкой общественных организаций, поднимать на федеральном уровне вопрос
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №2 2019
о передачи полномочий по финансовому обеспечению пациентов, страдающих орфанными заболеваниями полностью на уровень федерации и фактическому слиянию данной программы в 7-ВЗН.
Обеспечение лекарственными препаратами в рамках реализации государственной социальной политики — полномочия Российской Федерацией для осуществления органами исполнительной власти субъектов федерации. В рамках данной программы отдельные категории граждан (среди которых инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», инвалиды, дети-инвалиды) [4] имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (для детей-инвалидов). Обеспечение осуществляется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи в пределах перечней, утвержденных Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов в данной программе осуществляется путем предоставления регионам из федерального бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий. Размер субвенции конкретному региону определяется исходя из численности граждан, имеющих право на получение социальной услуги и не отказавшиеся от него и установленного Правительством Российской Федерации норматива финансовых затрат.
Помимо утверждения перечней медикаментов и порядков их формирования, а также обязательств по финансированию расходов, на федеральные органы исполнительной власти возложены полномочия по разработке нормативных актов, методических материалов и иных документов, которыми регионы должны руководствоваться при осуществлении переданных полномочий, а также функция контроля за их осуществлением субъектами, а также за использованием выделенных бюджетных ассигнований. Регионы самостоятельно организуют деятельность по исполнению переданных полномочий (определяют потребность, проводят все этапы процедур закупок в соответствии с
действующим законодательством и обеспечивают отпуск приобретенных медикаментов гражданам с обязательным соблюдением принципа доступности лекарственных препаратов), а также предоставляют в федеральные органы власти установленную отчетность.
Обеспечение отдельных групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения бесплатно или со скидкой 50% — полномочия закреплены за субъектами Российской Федерации. Правом на получение лекарственных препаратов в рамках данной программы обладает широкий круг граждан, как относящихся к определенным социальным группам (например, участники Великой Отечественной войны, дети до 3 лет и дети до 6 лет из многодетных семей), так и граждане, страдающие от определенных заболеваний (например, детские церебральные параличи, бронхиальная астма, сахарный диабет). [5] На федеральном уровне определены перечни групп населения и категории заболеваний, а также объем обеспечения, кроме этого регионы обязаны учитывать положения федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и руководствоваться утвержденными перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемых Правительством Российской Федерации. В остальном регионы абсолютно самостоятельны в принятии решений: они устанавливают порядки организации лекарственного обеспечения (при этом они вправе расширить перечень категорий граждан, имеющих право на льготное получение лекарственных препаратов), обеспечивают проведение всех этапов процедур определения поставщиков медикаментов, а также обеспечивают доступность льготных лекарственных препаратов для получения лицами, имеющими на это право. Финансовое обеспечение реализации указанного полномочия осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта федерации. Учитывая разный уровень финансового состояния регионов страны, объемы обеспечения жителей разных субъектов могут значительно отличаться.
Заключение
Организационная структура льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации неоднородна: в рамках 7-ВЗН основные полномочия сосредоточены на федеральном уровне, регионы же выступают источником информации для определения потребности и «логистом», обеспечивающим доставку лекарственных препаратов пациентам. В то же время вопросы обеспечения широкого круга лиц, относящихся к определенным группам или страдающим определенными заболеваниями, самостоятельно решаются регионами. Экономический аспект оказывает влияние на принятие решений о модификации структуры, сдерживая возможности перераспределения полномочий между участниками реализации программ ввиду ограниченности финансирования.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Режим доступа — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 Обращение 08.05.2019.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Режим доступа — URL: http:// base.garant.ru/12191967/ Обращение 08.05.2019.
3. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипо-физарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Режим доступа — URL: http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/72013444/ Обращение 08.05.2019.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Режим доступа — URL: http://base.garant.ru/180687/ Обращение 08.05.2019.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения
опыт и инновации №2 2019
населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Режим доступа — URL: http:// base.garant.ru/101268/ Обращение 08.05.2019.
© Зубарева Л. В., Широкоряд М. Г., 2019
УДК 61:004
НЕФТЕЮГАНСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ
Мошкин А.В.,
главный врач БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи»
Сковбель И.А.,
заместитель главного врач по медицинской части БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи»
В статье описана реализация цифровых информационных систем в службе скорой медицинской помощи. Медицинская деятельность БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи» тесно связана с развитием и внедрением современных информационных технологий, которые спасают человеческие жизни, сокращают время получения экстренной помощи, улучшают качество оказания скорой медицинской помощи.
Ключевые слова: национальный проект, скорая медицинская помощь, электронная карта вызова, электронный документооборот
С 1 января 2019 года началась реализация национального проекта «Здравоохранение», главная задача которого исполнить те цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018. Наиглавнейшая задача проекта заключается в повышении качества и доступности медицинской помощи и в целом жизни, поскольку от здравоохранения напрямую зависит качество жизни людей. И прежде всего федеральный проект посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. [1]
Одним из направлений национального проекта «Здравоохранение» является формирование единого цифрового контура в сфере здравоохранения, который с помощью единой государственной информационной системы обеспечит взаимодействие с государственными информационными системами в сфере здравоохранения 85 субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг.
И уже с 2013 года БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи» стала продвигаться в сторону унификации и совершенствования информационных технологий, понимая, что за электронным документооборотом будущее в здравоохранении.
Существующая информационная система диспетчеризации скорой медицинской помощи («АДИС») значительно отставала по своим возможностям с ростом требований к медицинским 1Т-системам. Прежде всего, отсутствовала возможность интеграции с ЕГИСЗ (единая государственная информационная система здравоохранения).