групп общества. Все эти различные формы взаимодействия гражданского общества и органов власти обеспечивают снижение коррупции, особенно это актуально в современных условиях.
В итоге общую схему участия ОВД в деле эффективного обеспечения экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД России можно представить следующим образом:
- использование элементов аудита при обеспечении экономической безопасности
системы материально-технического снабжения ОВД России;
- выявление преступлений и лиц, их совершающих;
- выявление и изучение причин и условий, способствующих экономическим преступлениям, их квалификация и предотвращение;
- создание надежной системы обеспечения всех ОВД финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами в соответствии с нормами и табелями поло-женности.
Литература:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 1. - М., 1981.
3. Нургалиев Р.Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1994.
5. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
POWERS OF SECURITY COUNCIL OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SPHERE OF MAINTENANCE OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
УДК 342(470)
Б.В. КРЫСИН,
адъюнкт (Челябинский юридический институт МВД России)
B.V. KRYSIN,
FGED HPE «Chelyabinsk Law Institute of Ministry of Home Affairs of Russia» post-graduate student of department of state juridical disciplines
Аннотация: В статье проведен анализ полномочий Совета Безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности России. Совет Безопасности, как основной элемент системы обеспечения национальной безопасности, является ключевым звеном в деятельности по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Это выдвигает задачу по совершенствованию концептуальных и законодательных основ деятельности Совета Безопасности.
Ключевые слова: Совет Безопасности РФ, национальная безопасность, полномочия, Стратегия национальной безопасности, оборонное производство, военное строительство, стратегическое планирование.
Abstract: In article the analysis of powers of Security council of the Russian Federation in sphere of maintenance of national safety of Russia is carried out. Security council as the basic of an element of system of maintenance of national safety, is a key link in activity on protection of national interests of the Russian Federation and safety of the person, a society and the state. It puts forward a problem on perfection of conceptual and legislative bases of activity of Security Council.
Key words: Security Council, national security, security strategy, defensive manufacture, military building, strategic planning.
Совет Безопасности Российской Федерации как основной элемент в системе обеспечения национальной безопасности России функционирует на основании Федерального Закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 и Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726 [3].
Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности [2].
Основными задачами Совета Безопасности являются:
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности федераль-
ных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;
6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности [2].
Основными функциями Совета Безопасности являются:
1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726 на Совет Безопасности РФ также возложены следующие задачи и функции:
- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
- подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
- рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
- анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 года, возлагает на Совет Безопасности РФ координирующую роль:
- по согласованию действий всех элементов системы обеспечения национальной безопасности за счет реализации комплекса
мер организационного, нормативно-правового и информационного характера;
- по корректировке настоящей Стратегии (по результатам постоянного мониторинга, с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние национальной безопасности);
- информационной и информационноаналитической поддержке реализации настоящей Стратегии.
Вызывает вопросы такая норма, как реализация Советом Безопасности мер нормативно-правового характера в целях согласования действий всех элементов системы обеспечения национальной безопасности.
Основываясь на задачах и функциях Совета Безопасности, закрепленных в Федеральном законе «О безопасности» и Указе Президента, можно сделать вывод, что его полномочия лежат в русле организационного, информационного, аналитического, консультативного и контрольного характера, но не нормативно-правового, как отмечено в Стратегии.
Также все решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, но данные решения вступают в силу только после их утверждения Президентом Российской Федерации.
Существует несколько полярных взглядов на сущность деятельности Совета безопасности. А.И. Подберезкин высказывается против наделения Совета Безопасности распорядительными функциями, тем более исполнительными. Совет Безопасности, как он считает, является только консультативным органом при Президенте РФ [4, с. 28]. М.А. Краснов обращает внимание, что Совет Безопасности может играть противоречивую роль в различных политических условиях, поэтому к расширению его компетенции нужно относиться очень взвешенно и осторожно [4, с. 12]. По мнению С.В. Степашина, необходимо серьезно пересмотреть деятельность Совета Безопасности [4, с. 19]. Е.М. Примаков считает, что данный орган должен действовать еженедельно, обладать правом принимать решения, а не только анализировать проблемы и выдавать рекомендации по их решению [4, с. 6].
Нам близка позиция тех, кто говорит о том, что задачей Совета Безопасности должно являться сведение межведомственных интересов в единое целое для того, чтобы создать оптимальные условия для работы
органов государства в кризисных ситуациях процесс совершенствования деятельности
и для решения жизненно важных проблем. данного органа предполагается начать с
Однако все же существует необходимость четкого закрепления статуса и полномочий
усиления функции Совета Безопасности как в Конституции РФ, как это сделано, напри-
консультативного координационного органа мер, в Основном законе Украины (ст. 107)
при Президенте Российской Федерации. [1, с. 508-571], где аналогичный Совету
Таким образом, учитывая важность реша- Безопасности РФ орган называется Совет
емых Советом Безопасности РФ вопросов, национальной безопасности и обороны.
Литература —
1. Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сб. документов / сост. ЮА. Дмитриев, Н.А. Михалева. - М., 1997. С. 508-571.
2. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (принят ГД ФС РФ 07.12.2010) // Российская газета. 2010. № 295.
3. Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.
4. Отчет о заседании «круглого стола» Совета по внешней и оборонной политике // Журнал российского права. 1999. № 12.
References
1. New constitutions of the CIS and Baltic countries: Sent-Petersburg. Documents / JU.A. Dmitry, N.A. Mikhalev. - M., 1997. With. 508-571.
2. About safety: the Federal law from 12/28/2010 № 390-FL (The state duma of Federal meeting of the Russian Federation of 12/7/2010 is accepted) // the Russian newspaper. 2010. № 295.
3. About the statement of positions about Security council of the Russian Federation and the device of Security council of the Russian Federation, and also change and a recognition become invalid for separate certificates of the President of the Russian Federation: the Decree of the President of the Russian Federation from June, 7th, 2004 № 726 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2004. № 24. Item 2392.
4. The report on session of «a round table» Council about the external and defensive policy // Magazine of the Russian right. 1999. № 12.
УЧАСТИЕ ЧИНОВ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
СЛЕДСТВИЯ
PARTICIPATION OF RANKS OF CRIMINAL POLICE IN THE INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION
УДК 343.123.1+347.934“19”
Ю.А. ЖИЛИНА,
адъюнкт (Белгородский юридический институт МВД России)
J.A. ZHILINA,
Post- graduate student of the Belgorod legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аннотация: Сыскные отделения дореволюционной России являлись органом дознания. Чины сыскных отделений занимались розыском и производством дознаний по всем уголовным делам. На этапе раскрытия преступления они осуществляли оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление преступника. Так же чины сыскных отделений могли действовать на основании поручений судебных следователей.