Научная статья на тему 'О совершенствовании правового статуса Совета безопасности Российской Федерации'

О совершенствовании правового статуса Совета безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ / MOTIONAL SECURITY / LEGAL STATUS / THE SECURITY COUNCIL / STATES PARTIES TO THE CIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Редкоус В. М.

Статья посвящена совершенствованию правового положения Совета Безопасности России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING OF THE LEGAL STATUS OF THE RUSSIA SECURITY COUNCIL

Article is devoted to improving the legal status of the Security Council of Russia

Текст научной работы на тему «О совершенствовании правового статуса Совета безопасности Российской Федерации»

Закон Кыргызской Республики от 29 декабря 1997 г. № 105 «О Службе государственной охраны Кыргызской Республики» определения государственной охраны не дает. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 октября 1995 г. № 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан» понятие «государственная охрана» не используется, употребляется понятие «охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов».

Эти определения отражают неоднородность подходов законодателей к определению столь сложного явления, каким представляется государственная охрана.

По нашему мнению, в ст. 1 Федерального закона «О государственной охране» государственную охрану следует определить как «функцию федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения национальной безопасности по обеспечению безопасности объектов государственной охраны, осуществляемую на основе совокупности правовых, организацион-

ных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, контрразведывательных, технических и иных мер». Это определение будет более полно отражать содержание такого понятия, каким является «государственная охрана».

1 См.: СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

2 См., например: Козлов Р.М. Совершенствование правового положения органов государственной охраны // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 10. С. 65-66.

3 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс / Под общ. ред. А.В. Куракина. М.: Дело и Сервис, 2004. С. 560.

5 Тексты законов государств-участников СНГ предоставлены ИПС «СоюзПравоИнформ».

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.М. РЕДКОУС,

доцент кафедры конституционного и международного права Международной академии бизнеса и управления

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию правового положения Совета Безопасности России. Ключевые слова: национальная безопасность; правовой статус; совет безопасности; государства-участники СНГ.

ON IMPROVING OF THE LEGAL STATUS OF THE RUSSIA SECURITY

COUNCIL

V.M. REDKOUS

docent of the department of the constitutional and international law, International Academy of Business and Management

Annotation. Article is devoted to improving the legal status of the Security Council of Russia. Key words: »rational security, legal status, the security council, states parties to the CIS.

В соответствии с п. «ж» ст. 83 Конституции РФ1 Президент РФ «формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом». Это конституционное установление служит основой для разработки и принятия федерального закона, устанавливающего правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. Тем не менее до настоящего времени этого не сделано, а статус Совета Безопасности РФ определяется Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с посл. изм. и доп.) «О безопасности»2, а также Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726,

утвердившим Положение о Совете Безопасности Российской Федерации3. В соответствии с Положением Совет Безопасности Российской Федерации (далее — СБ РФ) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Для более четкого определения правового статуса Совета Безопасности РФ необходимо проведение

сравнительных исследовании соответствующих законодательств России и государств—участников СНГ.

Так, важнейшее место в системе обеспечения национальной безопасности Украины играет Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее — СНБОУ)4; важнейшим государственным органом обеспечения безопасности Туркменистана служит Государственный совет безопасности Туркменистана (далее - ГСБТ)5.

В соответствии с Конституцией Украины СНБОУ является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины. ГСБТ в целях обеспечения безопасности и обороны государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, совершенствования принципов укрепления законности и правопорядка, усиления влияния политики постоянного нейтралитета Туркменистана на укрепление мира в регионе представляет по этим аспектам на рассмотрение Президента Туркменистана информацию, предложения и проекты решений по соответствующим вопросам, а также рассматривает другие вопросы, указанные в настоящем законе, затрагивающие государственную безопасность Туркменистана.

Сравнивая правовые положения СБ РФ, СНБОУ и ГСБТ, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, следует констатировать определенную идентичность их правового положения, вызванную общностью решаемых задач. Это, однако, не исключает присутствие национальной специфики в определении правового статуса данных органов. Общность функций проявляется в наличии следующих общих полномочий: вносить предложения президентам по реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности; определять жизненно важные интересы личности, общества и государства; готовить предложения по нейтрализации внутренних и внешних угроз национальной безопасности, по введению правовых режимов чрезвычайного и военного положения и ряд других.

Во-вторых, подчеркивается, что советы безопасности являются конституционными органами, т.е. их статус преимущественно конституционно-правовой.

В-третьих, правой статус СБ РФ в гораздо меньшей степени подчеркивает полномочия СБ РФ в области обороны, чем статусы СНБОУ и ГСБТ. В России самостоятельно существовал Совет обороны РФ как постоянно действующий совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области военного строительства, реализацию важнейших решений СБ РФ по стратегическим вопросам оборонной политики6. В 1998 г. в целях совершенствования государственного управления в области обороны и безопасности Совет обороны РФ был упразднен7. Причиной этому стал параллелизм в работе СБ РФ и Совета обороны РФ, определенное

дублирование функций, тем более что даже в Положении о Совете обороны была заложена его функциональная подчиненность СБ РФ. Этим решением как бы признавалась включенность основных вопросов в области обороны в область обеспечения национальной безопасности, несмотря на возможность их относительно автономного рассмотрения.

В-четвертых, и в России, и в Украине, и в Туркменистане подчеркивается координационный характер деятельности рассматриваемых советов. Однако в украинском и туркменском законодательстве более четко прослеживается тенденция наделения соответственно СНБОУ и ГСБТ контрольными полномочиями, особенно за деятельностью органов исполнительной власти, в сфере национальной безопасности и обороны. Контрольная деятельность рассматриваемых советов должна рассматриваться как составная часть президентского контроля, осуществляемого в соответствии с национальными законодательствами за деятельностью субъектов в сфере обеспечения безопасности. При этом для рассматриваемых советов в большей степени характерны информационная и аналитическая составляющие контрольной деятельности, обеспечивающие принятие Президентом РФ соответствующих решений.

В научной литературе также отмечается, что СБ РФ не решает в полном объеме задачи по координации и межведомственному взаимодействию в сфере обеспечения национальной безопасности8. Расширение данной области деятельности СБ РФ можно считать оправданным, так как это приведет к усилению его взаимодействия с иными государственными органами, и, прежде всего, с федеральными органами исполнительной власти, решающими наибольший объем задач в сфере обеспечения национальной безопасности РФ9.

В-пятых, отмечая особенности правового статуса ГСБТ, хочется упомянуть что ГСБТ: «...возлагает на одного из заместителей Председателя Кабинета Министров Туркменистана временное исполнение обязанностей Президента Туркменистана, если Президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента Туркменистана»10. Это полномочие явно выходит за рамки «традиционных» представлений о задачах, функциях и полномочиях советов безопасности.

Таким образом, совершенствование правового статуса СБ РФ — достаточно сложная и важная проблема, решение которой позволит повысить эффективность деятельности всей системы обеспечения национальной безопасности страны в целом. Важнейшими направлениями ее решения, по нашему мнению, выступают: четкое определение координационных функций СБ РФ в сфере деятельности органов национальной безопасности; четкое закрепление контрольных полномочий СБ РФ в сфере обеспечения национальной безопасности; установление конкретных

форм координации деятельности и взаимодействия в сфере обеспечения национальной безопасности.

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

3 См.: Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

4 См.: Закон Украины от 5 марта 1998 г. № 183/98-ВР «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» // Ведомости Верховной Рады Украины. 1998. № 35. Ст. 237.

5 См.: Закон Туркменистана от 23 октября 2008 г. № 219-Ш «О Государственном совете безопасности Туркменистана» //

Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2008. № 4.

6 См.: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1102 «О Совете обороны Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3699.

7 См.: Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 220 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в области обороны и безопасности» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1155.

8 См.: ВозжениковА.В. Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 187.

9 См. также: Законодательное обеспечение национальной безопасности Украины: сравнительно-правовое исследование / Под ред. В.М. Редкоуса. Орск: Изд-во ОГТИ, 2005. С. 66-67.

10 Пункт 7 ст. 4 Закона Туркменистана от 23 октября 2008 г № 219-III «О Государственном совете безопасности Туркменистана».

ПРОБЛЕМА ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.И. РОМАНЬКОВ,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России

Аннотация. Проведен сравнительно-правовой анализ законодательных актов ряда субъектов Федерации, которые легализуют возможность делегирования законодательных полномочий на региональном уровне, закрепляют процессуальные нормы, определяющие порядок реализации этой процедуры. Представлено обоснование правомерности делегирования законодательных полномочий «снизу вверх», а равно делегирования нормотворческих полномочий представительному органу местного самоуправления. Доказывается целесообразность разработки и принятия модельного федерального закона о порядке делегирования органам исполнительной власти субъектов Федерации законодательных полномочий.

Ключевые слова: делегирование, полномочия, порядок делегирования.

DELEGATION OF LEGISLATIVE POWERS PROBLEM IN RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

A.I. ROMANKOV, The graduated in a military academy of chair of the constitutional and municipal right of the Moscow university of the

Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The comparative-legal analysis of legal acts of number of federal subjects which legalize the possibility of Delegation of legislative powers on regional level, fix procedural norms defining the realization order of the present procedure is carried out in the article. Delegation of legislative powers legality ground is submitted «bottom-up», as well as delegation of rulemaking powers to representative body of local government. The suitability of investigation and adoption of model federal law about the delegation order by legislative powers of Russian Federation subjects to executive authorities.

Key words: delegation, powers, a delegation order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.