Научная статья на тему 'Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению проведения религиозных публичных мероприятий (на примере Кировской области)'

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению проведения религиозных публичных мероприятий (на примере Кировской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
607
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PUBLIC EVENTS / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / KIROV REGION / PROCESSION OF THE CROSS IN VELIKORETSK / СВОБОДА СОБРАНИЙ / FREEDOM OF MEETINGS / РЕЛИГИЯ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / МИТИНГ / RALLY / ШЕСТВИЕ / PROCESSION / ДЕМОНСТРАЦИЯ / DEMONSTRATION / ВЕЛИКОРЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пибаев Игорь Александрович

В статье рассматривается вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ при согласовании и проведении публичных религиозных мероприятий в свете изменений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В ряде случаев проведение массовых религиозных мероприятий приобретает совершенно особый характер, отличающийся от рядового публичного мероприятия и от традиционной религиозной церемонии (независимо от конфессиональной принадлежности). В работе речь идет об организации Всероссийского Великорецкого крестного хода, проводимого ежегодно в Кировской области. Особую роль в его организации и проведении играют органы государственной власти субъекта РФ. Автор отмечает противоречие в нормативном регулировании порядка проведения публичных религиозных мероприятий, а также отсутствие единообразного подхода со стороны органов публичной власти к обязательному соблюдению уведомительного порядка религиозными организациями. Делается вывод о необходимости создания особого правового порядка проведения публичных религиозных мероприятий (крестных ходов, публичных богослужений и др.) для исключения возможных нарушений прав их организаторов и участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пибаев Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The powers of the public authorities of the constituent entities of the Russian Federation concerning the provision of performing public religious events (Kirov region serving as an example location)

The article is devoted to the issue of the powers of the authorities of the constituent entities of the Russian Federation while coordinating and holding public religious ceremonies in conformity with the alterations envisaged by the Federal Law «Regarding Meetings, Rallies, Processions and Picketing». There are certain cases when mass religious ceremonies acquire unique features that distinguish them from both: an ordinary public event and from a traditional religious ceremony (irrespective of the confession). The article gives a description of organizing and performing the All-Russian Procession of the Cross that is held annually in Kirov region. The state authorities of the constituent entity of the Russian Federation play an important part in its organization and performance. The author focuses on the contradiction in the regulatory governing of the order of holding public religious ceremonies and also on the lack of a single approach of state authorities to mandatory providing due notification of religious ceremonies by religious organizations. There has been made a conclusion about the compulsory introduction of a special legal order concerning holding religious ceremonies (processions of the Cross, public church services and others) aiming at the exclusion of possible violations of organizers’ and participants’ rights.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению проведения религиозных публичных мероприятий (на примере Кировской области)»

И.А. Пибаев*

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению проведения религиозных публичных мероприятий (на примере Кировской области)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ при согласовании и проведении публичных религиозных мероприятий в свете изменений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В ряде случаев проведение массовых религиозных мероприятий приобретает совершенно особый характер, отличающийся от рядового публичного мероприятия и от традиционной религиозной церемонии (независимо от конфессиональной принадлежности). В работе речь идет об организации Всероссийского Великорецкого крестного хода, проводимого ежегодно в Кировской области. Особую роль в его организации и проведении играют органы государственной власти субъекта РФ. Автор отмечает противоречие в нормативном регулировании порядка проведения публичных религиозных мероприятий, а также отсутствие единообразного подхода со стороны органов публичной власти к обязательному соблюдению уведомительного порядка религиозными организациями. Делается вывод о необходимости создания особого правового порядка проведения публичных религиозных мероприятий (крестных ходов, публичных богослужений и др.) для исключения возможных нарушений прав их организаторов и участников.

Ключевые слова: публичные мероприятия, органы государственной власти, Кировская область, Великорец-кий крестный ход, свобода собраний, религия, религиозные организации, митинг, шествие, демонстрация.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное право относится к числу важнейших политических прав, характеризующих конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации. Существует множество различных форм выражения свободы собраний. Но в течение последних 23 лет в общественно-политической жизни России появились мероприятия, которые не укладываются в привычные еще с советских времен формы выражения позиций населения. Речь идет о публичных религиозных обрядах и церемониях. В советский период сложно было даже представить проведение публичной религиозной церемонии: богослужения «внутри церковной ограды» часто требовали согласия уполномоченных органов. Ситуация коренным образом изменилась с принятием Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», когда впервые появился законный порядок

проведения религиозных обрядов вне культовых зданий. Принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» №125-ФЗ (далее — №125-ФЗ)' так же, как и предыдущий акт, закрепил порядок и особенности проведения религиозных обрядов и церемоний.

П. 1—4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливают право проводить религиозные обряды и церемонии, основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больнич-

1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собра-

ние законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2013. № 27.

Ст. 3477.

© Пибаев Игорь Александрович

* Ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [igor-pibayev@mail.ru] 610000, Россия, г. Киров, ул. Ленина, д. 99.

** Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития МГЮА имени О.Е. Кутафина; НИР «Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ», проект № 2.4.1.6.

Актуальные проблемы местного самоуправления и муниципального права

ных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в воинских частях.

Таким образом, данные положения закона устанавливают беспрепятственное осуществление религиозных обрядов в религиозных зданиях и других местах. Но как быть с публичными религиозными мероприятиями? Устанавливает ли закон возможность их проведения и порядок их организации?

П. 5 ст. 16 закрепляет, что в случаях, не предусмотренных пунктами 1—4 ст. 16 № 125-ФЗ, публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — № 54-ФЗ)2, установлено, что проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Законом № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Получается, что данная норма изымает из сферы действия Закона № 54-ФЗ публичные религиозные мероприятия, отсылая к специализированному нормативно-правовому акту, который, однако, не устанавливает никакого особого порядка проведения публичных религиозных обрядов. Так как Закон № 54-ФЗ был принят в 2004 г., а Закон № 125-ФЗ в 1997 г. логично предположить, что отсылающая норма в Законе № 125-ФЗ не должна применяться, ее следует исключить, а взамен прописать специальный порядок для публичных религиозных мероприятий.

Тогда закономерно возникает вопрос: каким актом сегодня должен регламентироваться порядок организации публичного религиозного мероприятия?

Юрист Славянского правового центра С.В. Чу-гунов полагает, что для выбора применяемого акта определяющим критерием являются цели и форма организуемого мероприятия: «Если это религиозная церемония или обряд, то никаких согласований и уведомлений, — пишет он, — по закону не требуется. Если это публичное мероприятие в том смысле, как оно определяется в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то оно должно быть организовано в соответствии с порядком, установленным этим законом»3. В обоснование такой позиции он приводит два примера. В первом случае, религиозная организация планирует провести мероприятие

евангелической направленности в виде концерта с проповедью Евангелия на городской площади. Данное мероприятие, по его мнению, нельзя назвать религиозной церемонией из-за схожести с целями публичного мероприятия в виде «свободного выражения и формирования мнений» и в связи с тем, что данная акция будет обращена в основном не к членам, проводящей её религиозной организации, поэтому необходимо соблюдать требования Закона № 54-ФЗ.

Во втором случае, некая религиозная организация без уведомления собрала около здания мэрии города Москвы своих прихожан, певших христианские песни и возносивших молитвы за руководство города. Рассматривающий дело о привлечении к административной ответственности суд пришел к мнению, что данные религиозные церемонии («молитвенные собрания») не требуют уведомления.

С подобным разграничением можно согласиться лишь отчасти.

Во-первых, очень сложно назвать проповедь Евангелия даже в таком виде «свободным выражением и формированием мнений». Вместе с тем в тех формах, в которых она имеет место быть в крайних протестантских течениях, наверное, не будет ошибочным классифицировать ее подобным образом.

Во-вторых, разграничивать религиозные церемонии по такому принципу крайне сложно. В некоторых религиозных конфессиях (таких, как Русская Православная церковь, Римская Католическая церковь, Армянская Апостольская церковь и др.) существуют особые формы публичных религиозных обрядов — «молитвенные стояния» граждан на территориях, где располагались взорванные в советское время храмы4, и крестные ходы, которые можно отнести и к одному из видов публичных мероприятий по № 54-ФЗ (например, к шествию), и к форме богослужения. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дает следующее определение крестного хода: «торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом, с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название. Священнослужители и церковнослужители, в церковных облачениях, во время шествия поют молебный канон»5. Получается, что провести четкую грань, исходя из существующих положений федерального законодательства, в этом случае затруднительно.

Таким образом, полагаем, что необходимо использовать единообразный подход к проведе-

2 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485; 2012. № 24. Ст. 3082.

3 Чугунов С.В. Массовые мероприятия: особенности организации // Религия и право. 2007. № 3 (42). С. 30.

4 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ч. II. Постатейный комментарий специалистов. М., 2012. С. 26.

5 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Еф-

рона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/

нию публичных религиозных мероприятий, так как разнообразие правоприменительной практики приводит к нарушениям прав и их организаторов и участников.

В настоящее время в большинстве случаев группы верующих граждан и религиозные организации соблюдают уведомительный порядок. Суть его сводится к следующему. Организатор публичного мероприятия, к примеру местная, централизованная религиозная организация или группа верующих, в установленный срок направляет уведомление о мероприятии в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Ст. 7 № 54-ФЗ определены содержание, срок и форма его подачи. В случае нарушения законодательно установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования предусмотрено привлечение к административной ответственности.

Необходимость соблюдения данного порядка подтверждается складывающейся судебной прак-тикой6.

Вместе с тем иногда проведение массовых религиозных мероприятий приобретает совершенно особый характер, отличающийся от рядового публичного мероприятия и от традиционной религиозной церемонии (независимо от конфессиональной принадлежности). Речь идет об организации Всероссийского Великорецкого крестного хода7, проводимого ежегодно в Кировской области. Особую роль в его проведении играют органы государственной власти субъекта РФ. Рассмотрим их роль подробнее.

В Кировской области в целях реализации № 54-ФЗ принято два нормативно-правовых акта: - Закон Кировской области от 3 ноября 2011 г. № 76-ЗО «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования в Кировской области» (далее Закон № 76-ЗО)8;

6 См.: апелляционное определение Саратовского областного суда от 18 июля 2013 г. по делу № 33-4458, апелляционное определение Московского городского суда от 18 января 2013 г. по делу № 11-1785, постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2010 № 11-АД-1.

7 Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свя-то-Серафимовского собора г. Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Му-рыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. URL: http://www.kirovreg.ru/region/krest/

8 Закон Кировской области от 3 ноября 2011 г. № 76-ЗО «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования в Кировской области». URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=9554

- Закон Кировской области от 6 ноября 2012 г. № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон № 215-ЗО)9.

Ст. 2 Закона № 215-ЗО устанавливает орган, куда подлежит подать уведомление о мероприятии: это может быть орган исполнительной власти области либо орган местного самоуправления.

Великорецкий крестный ход проходит по территории муниципального образования «Город Киров», Слободского и Юрьянского муниципальных районов Кировской области, количество его участников меняется год от года, причем наблюдается устойчивая тенденция к постоянному увеличению, к примеру, в 2010 г. — в с. Великорецкое пришло 30000 паломников, в 2014 — 33000 человек10. Таким образом, данное мероприятие подпадает под критерии, установленные абз. «а» и «б» п. 1, 4 ст. 2 Закона № 215-ЗО и п. 1 ст. 1 Закона №76-ЗО. Данные нормы определяют необходимость подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Кировской области в уполномоченный Правительством Кировской области орган исполнительной власти области в случаях проведения:

- публичного мероприятия с количеством участников свыше трех тысяч человек,

- публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов;

- на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования.

В соответствии с п. 2.1.2. Положения об управлении по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29 января 2014 г. № 245/58, Управление является структурным подразделением администрации Правительства Кировской об-ласти11, которое наделено полномочиями по рассмотрению уведомлений о проведении публичных мероприятий в подобных случаях.

Следовательно, если Великорецкий крестный ход проводится в соответствии с требованиями

9 Закон Кировской области от 6 ноября 2012 г. № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=11826

10 В Великорецкий крестный ход отправилось около 30 тыс. человек. URL: http://www.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=27802

11 Постановление Правительства Кировской области от 29 января 2014 г. № 245/58 «Об утверждении положения об управлении по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области». URL: http://www.kirovreg.ru/ publ/akoup.nsf/ad98c6e24f10e5c4c3256f2300420e1e/9b6767ff df84b0da44257c7400489163?OpenDocument

Актуальные проблемы местного самоуправления и муниципального права

№ 54-ФЗ, то в период с 19 по 25 мая каждого года Вятской епархией Русской Православной Церкви должно подаваться уведомление в Управление по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области, а Правительство Кировской области должно издать акт о согласовании времени и места проведении мероприятия или при наличии законных оснований предложить иные варианты его проведения (относительно времени и места).

Вместе с тем анализ нормативно-правовых актов Кировской области позволяет сделать вывод о том, что проведение крестного хода зависит не от волеизъявления Вятской епархии, точнее не только от нее.

Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. № 189/839 утверждена Государственная программа Кировской области «Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций».

17 сентября 2013 г. в программу были внесены изменения12. В частности, в перечень мероприятий программы была включена «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений», а разд. 8 «Участие муниципальных образований области» был дополнен абзацами следующего содержания: «В рамках отдельного мероприятия «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений» муниципальными образованиями Кировской области проводится Великорец-кий крестный ход, Старообрядческий Великорец-кий крестный ход и региональный национальный праздник "Сабантуй"»13.

Кроме того, ежегодно (начиная с 1999 г.14) Правительство Кировской области принимает распоряжение «О содействии проведению Великорецкого крестного хода», которым создается организационный комитет по оказанию содействия проведению Великорецкого крестного хода и принимается перечень предложений для государственных органов, касающихся организационных моментов: Управлению Министерства внутренних дел РФ по Кировской области обеспечение общественного порядка, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области организация контроля

12 Постановление Правительства Кировской области от 17 сентября 2013 г. № 227/596.

13 Цель их проведения Правительство Кировской области видит так: «содействие в проведении национальных и религиозных мероприятий позволит совершенствовать этнокультурную и конфессиональную инфраструктуру в Кировской области, а также обеспечит рост взаимопонимания и взаимоуважения представителей всех наций и народностей, проживающих в области».

14 В 1999 г. основанием для издания распоряжения являлось соглашение от 7 января 1999 г. между администрацией Кировской области и Вятским епархиальным управлением о сотруд-

ничестве по возрождению духовной культуры Вятского края.

за надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановкой в местах сбора, размещения и питания паломников и т.д. В 2014 г. распоряжение издано 26 марта, что намного ранее сроков, установленных № 54-ФЗ (при соблюдении уведомительного порядка акт уполномоченного органа должен датироваться ориентировочно от 20 до 31 мая).

Таким образом, Великорецкий крестный ход проводится не в порядке, предусмотренном для публичных мероприятий № 54-ФЗ, но и не в виде традиционного религиозного обряда. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, требующих разрешения.

1. Не противоречит ли подобный подход конституционному принципу светскости государства? Это вопрос для отдельного исследования, которое не представляется возможным осуществить в рамках данной работы.

2. Почему крестный ход организован как мероприятие в рамках Государственной программы Кировской области?

Первый ответ напрашивается сам собой — органы государственной власти Кировской области заинтересованы в его поддержке. Губернатор Кировской области Н.Ю. Белых неоднократно подчеркивал его важность для Вятской земли (в том числе и как некоего туристического бренда), поэтому и прикладывается много усилий со стороны органов государственной власти субъекта РФ и муниципальных районов для его проведения.

Но возможен и иной подход. Представим себе, что Великорецкий крестный ход будет проводиться в порядке, предусмотренном № 54-ФЗ. В 2012 г. после прошедших выборов в Государственную Думу и выборов Президента РФ, повлекших массовые протесты, законодатель серьезно изменил закон о митингах, установив также необходимость законодательного регулирования отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на уровне субъектов РФ. А именно ч. 2.2. ст. 8 № 54-ФЗ установила, что законом субъекта РФ могут дополнительно определяться места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, в том числе если их проведение в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Как справедливо отмечает профессор Е.С. Шугри-на, «подобный критерий допускает слишком большую дискрецию органов исполнительной власти»15. Действительно, на практике региональный законодатель пошел по пути наибольшего ограничения.

15 Шугрина Е.С. О проверке конституционности правил организации и проведения публичных мероприятий // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 4. С. 384.

Нормами ст. 3 Закона № 215-ЗО в дополнение к местам, где запрещено нормами № 54-ФЗ проводить публичные мероприятия, отнесены вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские, физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, а также относящиеся к ним объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, спортивные, развлекательные, просветительские центры, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей, а также территории, непосредственно прилегающие к вокзалам и аэропортам. Если обратить внимание на постановление Администрации г. Кирова от 19 мая 2014 г. № 2058-П, а именно на маршрут прохождения участников Ве-ликорецкого крестного хода по территории города Кирова, то на пути следования по объективным причинам находятся и остановки общественного транспорта, рынок и т.д. Выходит, что проведение крестного хода как реализация конституционного права на публичные религиозные церемонии и обряды предельно ограничивается при реализации полномочий субъектами РФ по определению специальных мест, предназначенных для проведения публичных мероприятий, и мест, где проведение запрещается.

Следовательно, организация и проведение Ве-ликорецкого крестного хода в существующей сегодня форме зависит от политической конъюнктуры и достигнутых договоренностей между высшим должностным лицом субъекта РФ и руководителем епархии. В случае изменения политического курса, «охлаждения» покровительствующего отношения органов государственной власти субъекта РФ к мероприятиям, проводимым Вятской епархией

Русской Православной Церкви, Управление по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области может отказаться согласовывать его проведение по целому ряду причин16:

- во-первых, маршрут хода, проходит в местах, где проведение публичных мероприятий запрещается;

- во-вторых, создаются помехи движению пешеходов и транспортных средств (6 и 8 июня практически на половину дня происходит перекрытие улиц города Кирова);

- в-третьих, проведение хода препятствует доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что следует изменить ряд условий в № 54-ФЗ, предусматривающих широкие возможности для усмотрения в полномочиях органов исполнительной власти субъектов, так как они не соответствуют требованиям об определенности правовых норм. Также необходимо устранить пробел в законодательстве с помощью внесения изменений в Закон № 125-ФЗ, которые бы исключили отсылочную норму к Закону № 54-ФЗ и создали особый правовой порядок проведения публичных религиозных мероприятий (крестных ходов, публичных богослужений и др.), не предусмотренных п. 1—4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Полагаем, что подобные меры создадут дополнительные гарантии обеспечения свободы собраний в Российской Федерации и устранят проблемы, возникающие при нормативном регулировании публичного мероприятия, проводимого религиозной организацией или верующими гражданами на какой-либо открытой площадке.

Библиография:

1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ч. II. Постатейный комментарий специалистов. М., 2012. 159 с.

2. Чугунов С.В. Массовые мероприятия: особенности организации // Религия и право. № 3 (42). 2007. С. 29—32.

3. Шугрина Е.С. О проверке конституционности правил организации и проведения публичных мероприятий // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 4. C. 384.

4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/.

References (transliteration):

1. Federal'nyi zakon «O svobode sovesti i o religioznykh ob"edineniyakh». Ch. II. Postateinyi kommentarii spetsialistov. M., 2012. 159 s.

2. Chugunov S.V. Massovye meropriyatiya: osobennosti organizatsii // Religiya i pravo. № 3 (42). 2007. S. 29—32.

3. Shugrina E.S. O proverke konstitutsionnosti pravil organizatsii i provedeniya publichnykh meropriyatii // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2013. № 4. C. 384.

4. Entsiklopedicheskii slovar' F.A. Brokgauza i I.A. Efrona. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/

Материал поступил в редакцию 24 июня 2014 г.

16 Следует учесть тот факт, что еще 25 лет назад существовал официальный запрет со стороны властей Кировской области на участие в Великорецком крестном ходе. Запрет на паломничество был отменен в 1989 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.