Научная статья на тему 'Полномочия и ответственность органов внутреннего контроля в обществах взаимного страхования: проблемы теории и практики'

Полномочия и ответственность органов внутреннего контроля в обществах взаимного страхования: проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / MUTUAL INSURANCE / SOCIETY OF A MUTUAL INSURANCE / INSURANCE / CIVIL INSTITUTE / PROPERTY INTERESTS / CONTROL AUTHORITIES / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Згонников Андрей Петрович

В статье исследуются порядок формирования, основные полномочия и ответственность органов контроля в обществах взаимного страхования по законодательству Российской Федерации. Сформулированы выводы о том, что в качестве основной функции, осуществляемой органом контроля (ревизионной комиссией, ревизором) в отношении обществ взаимного страхования, является осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Обосновывается необходимость урегулирования обязанностей и ответственности членов ревизионной комиссии в обществах взаимного страхования в уставных нормах и в Положении о ревизионной комиссии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS AND RESPONSIBILITY OF BODIES OF THE INTERNAL CONTROL IN MUTUAL INSURANCE SOCIETIES: THEORY AND PRACTICE PROBLEMS

In article the formation order, the main powers and responsibility of control authorities in societies of a mutual insurance by the legislation of the Russian Federation is investigated. As a result of research conclusions that as the main function which is carried out by control authority (audit commission, the auditor) concerning societies of a mutual insurance, control of financial and economic activity of society is are drawn. The author considers that duties and responsibility of members of audit commission in societies of a mutual insurance have to be settled in authorized norms and in the Provision on audit commission of society.

Текст научной работы на тему «Полномочия и ответственность органов внутреннего контроля в обществах взаимного страхования: проблемы теории и практики»

обязательства, которые заключаются во введении стандартов прав человека и гражданина в национальное законодательство и строгое их соблюдение, в частности в имущественной сфере супругов. Введение института брачного договора в национальное законодательство свидетельствует об ориентации законодательств стран СНГ и Балтии на частно-правовое регулирование. Значительное расширение договорных начал в семейном праве стран Содружества ставит под сомнение приоритет публично-правового регулирования семейных отношений.

Полагаем, что в сфере регулирования договорных имущественных отношений супругов, скорее, следует признать правильным и поддержать сочетание в механизме правового регулирования частных и публичных начал, нежели отдать предпочтение в институте брачного договора приоритету публично-правового регулирования. Это, на наш взгляд, будет отвечать современным экономическим и социально-политическим отношениям в обществе, способствовать в конечном итоге укреплению семьи как основной ячейки общества.

1 См.: Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16.

2 См.: Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. (с изм. и доп. на 1 мая 2007 г.). Ташкент, 2007.

3 См.: Семейный кодекс Украины от 26 декабря 2002 г. // Ведомости Верховной Рады. 2002. № 21-22, ст. 135.

4 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. № 26-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5 Закон СССР от 27 июня 1968 г. «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 27, ст. 241 (утратил силу).

6 См.: Гражданский кодекс Литовской Республики от 18 июля 2000 г. Часть третья: Семейное право // Обзор законодательства государств — членов Содружества Независимых Государств и стран Балтии в сфере актов гражданского состояния. Т. 3. М., 2008.

7 См.: Гражданский кодекс Латвийской Республики от 28 января 1937 г. (в ред. 2006 г.). Часть первая: Семейное право // Обзор законодательства государств — членов Содружества Независимых Государств и стран Балтии в сфере актов гражданского состояния. Т. 3.

8 См.: Гражданский кодекс Грузии от 15 октября 1998 г. // Законодательный вестник Грузии. 1998.

9 См.: Закон Эстонской Республики от 18 ноября 2009 г. // Государственный вестник. 2009. № 15.

А.П. Згонников ЮТОЗВАНА 5 августа 2019 года

ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОБЩЕСТВАХ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В статье исследуются порядок формирования, основные полномочия и ответственность органов контроля в обществах взаимного страхования по законодательству Российской Федерации. Сформулированы выводы о том, что в качестве основной функции, осуществляемой органом контроля (ревизионной комиссией, ревизором) в отношении обществ взаимного страхования, является осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Обосновывается необходимость урегулирования обязанностей и ответственности членов ревизионной комиссии в обществах взаимного страхования в уставных нормах и в Положении о ревизионной комиссии общества.

Ключевые слова: взаимное страхование, общество взаимного страхования, гражданско-правовой институт, имущественные интересы, органы контроля, правовой статус.

© Згонников Андрей Петрович, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Российский государственный университет правосудия, г. Воронеж); е-1г^к azgonnikov@yandex.ru

A.P. Zgonnikov RETRACTED 5 August 2019 g.

POWERS AND RESPONSIBILITY OF BODIES

OF THE INTERNAL CONTROL IN MUTUAL INSURANCE

SOCIETIES: THEORY AND PRACTICE PROBLEMS

In article the formation order, the main powers and responsibility of control authorities in societies of a mutual insurance by the legislation of the Russian Federation is investigated. As a result of research conclusions that as the main function which is carried out by control authority (audit commission, the auditor) concerning societies of a mutual insurance, control of financial and economic activity of society is are drawn. The author considers that duties and responsibility of members of audit commission in societies of a mutual insurance have to be settled in authorized norms and in the Provision on audit commission of society.

Keywords: mutual insurance, society of a mutual insurance, insurance, civil institute, property interests, control authorities, legal status.

Важную роль в деятельности общества взаимного страхования (далее — ОВС) играют органы внутреннего контроля. Российское законодательство о взаимном страховании предусматривает обязательное наличие в обществах такого самостоятельного органа внутреннего контроля, как ревизионная комиссия, избираемая общим собранием членов ОВС. По своему назначению и функциональным возможностям она способна выполнять как оперативный, так и ретроспективный контроль за работой исполнительных органов ОВС.

Функционирование органа контроля ОВС (ревизионной комиссии, ревизора) регламентировано ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (в ред. от 4 ноября 2014 г.)1.

Ревизионная комиссия (ревизор) ОВС не входит в состав органов управления общества. В качестве основной функции, возложенной на орган контроля ОВС, является осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Детализируя и дополняя основную функцию, норма ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О взаимном страховании» указывает, что ревизионная комиссия (ревизор) ОВС осуществляет контроль за соблюдением устава общества, работой органов управления общества, а также рассматривает обращения членов общества в случае нерассмотрения их правлением ОВС. Ревизионная комиссия (ревизор) ОВС подотчетна общему собранию членов общества — высшему органу управления ОВС. Правлению ОВС и, тем более, директору ОВС ревизионная комиссия (ревизор) общества не подотчетна.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) ОВС, включая председателя ревизионной комиссии, избираются общим собранием членов общества (п. 6 ч. 2 ст. 10 Закона «О взаимном страховании»). Как предусмотрено в данной норме, срок, на который избирается ревизионная комиссия (ревизор) ОВС, должен быть определен в уставе общества. В нем также должен быть установлен количественный параметр числа членов ревизионной комиссии.

Практика создания и деятельности контрольных органов показывает, что для нормальной работы комиссия в ее составе должно быть не менее трех человек2. Членами ревизионной комиссии (ревизором) могут быть только члены общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием членов ОВС. Как правило, это положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

Ревизионная комиссия должна строить свою деятельность на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности.

Норма ч. 2 ст. 14 Закона о взаимном страховании регламентирует формы контрольной деятельности, осуществляемой ревизионной комиссией (ревизором) ОВС. Согласно данной норме в рамках этой деятельности ревизионная комиссия (ревизор) ОВС проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности общества; представляет общему собранию членов общества заключение по результатам проверки годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общества.

В целях обеспечения возможности реализации ревизионной комиссией (ревизором) ОВС своих контрольных полномочий членам ревизионной комиссии (ревизору) общества не может быть запрещено присутствовать на заседаниях правления общества3. Ревизионная комиссия обладает правом созыва общего собрания членов ОВС в случаях, если деятельность правления ОВС не обеспечивает достижение целей и выполнение задач общества. Данный случай охарактеризован в довольно общем виде. Соответственно порядок созыва ревизионной комиссией (ревизором) ОВС общего собрания членов общества должен быть детализирован в уставе ОВС, в положении об общем собрании членов общества и в положении о ревизионной комиссии (ревизоре) общества. Ревизионная комиссия обладает правом созыва общего собрания членов ОВС и в случаях неисполнения правлением общества требования одной трети от общего числа членов общества о созыве общего собрания членов общества.

Изложенное свидетельствует о том, что компетенция ревизионной комиссии (ревизора) ОВС определяется действующим законодательством, включая устав е

т

общества. Закон исходит из того, что компетенция ревизионной комиссии (ре- и

к

визора) может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определенных р

уставом общества. Итоговым документом деятельности ревизионной комиссии в

(ревизора) ОВС является письменное заключение, которое составляется по резуль- |

татам проверки годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общества. У

Представляется, что в целях ужесточения требований к документированию с

внутренней деятельности ОВС необходимо предусмотреть правила подготовки н

заключения ревизионной комиссии (ревизора), установить порядок голосования, I

кворум, сроки подписания заключения и порядок оформления особого мнения. 1

д

Заключение в обязательном порядке должно содержать сведения о подтвержде- е

п

нии достоверности данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгал- | терской отчетности ОВС. При неподтверждении достоверности данных годового Д отчета и годовой бухгалтерской отчетности в заключении должны быть указа- | ны информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и ^

го

представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством, з предложения об устранении таких нарушений. )

В случае выявления ревизионной комиссией (ревизором) ОВС нарушений по- ¡з

СТ)

ложений устава общества органами управления общества в заключении должна быть указана информация о фактах таких нарушений. Если заключение ревизионной комиссии (ревизора) ОВС содержит информацию о выявленных фактах нарушений, общее собрание членов общества при обсуждении вопроса об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности должно рассмотреть данную информацию и принять меры по устранению выявленных нарушений. 53

Законом прямо установлен запрет передачи членами ревизионной комиссии (ревизором) ОВС своих полномочий другим лицам. По нашему мнению, изложенное означает невозможность передачи одним членом ревизионной комиссии общества своих полномочий другому члену ревизионной комиссии. По решению общего собрания членов ОВС полномочия любого члена ревизионной комиссии (ревизора) общества (соответственно и полномочия председателя ревизионной комиссии общества) могут быть прекращены досрочно (ст. 14 Закона о взаимном страховании).

Отмечая позитивные положения ст. 14 обсуждаемого Закона, следует указать на то, что формирование и деятельность ревизионной комиссии требуют дополнительного правового регулирования. Так, Закон не содержит каких-либо требований к кандидатам в ревизионную комиссию и запретов для лиц, предложенных для избрания в ревизионную комиссию. В отношениях между членами ОВС и членами ревизионной комиссии законодатель усматривает элемент личного доверия. Именно поэтому для принятия решения по вопросу об избрании члена ревизионной комиссии членам ОВС должна быть представлена информация персонального характера: о лице или группе лиц, выдвинувших данные кандидатуры; о возрасте и об образовании кандидатов; о должностях, занимаемых кандидатами на день их выдвижения и в течение последних 5 лет; о наличии или об отсутствии у кандидатов судимости за преступления в сфере экономики; иная предусмотренная уставом ОВС информация.

Очевидно, характер функций члена ревизионной комиссии таков, что требует, 016 как минимум, достойной деловой репутации, законопослушности, соответствия л. требованиям конкретного ОВС, которые могут содержаться в уставе общества.

0

5. Для решения проблемы неинформированности членов ОВС относительно кант

И дидатур в состав ревизионной комиссии следует предусмотреть обязанность

| общества в качестве материалов к общему собранию членов ОВС предоставлять

| информацию о каждом кандидате в объеме, достаточном для избрания в члены

>| ревизионной комиссии.

1 Довольно сложным и требующим уточнения является вопрос об обязанностях | и ответственности членов ревизионной комиссии ОВС. В обществах взаимного ® страхования ревизионная комиссия не является органом управления и, видимо, £ поэтому члены ревизионной комиссии не упоминаются как лица, несущие от-| ветственность за свою деятельность

| Отсутствие положений об ответственности члена ревизионной комиссии ОВС

0

£ создает риск дестабилизации деятельности общества, поскольку член комиссии

| может уклониться или отказаться от участия в проверке, отнестись к ее прове-

| дению формально, не проявить должной заботы об инициировании проверки,

1 даже зная о нарушениях при ведении финансово-хозяйственной деятельности

I

§ общества. В случае отказа членов комиссии от проведения проверки остается

со

лишь обязать членов комиссии провести проверку путем обращения в суд или предпринять попытку переизбрания ревизионной комиссии, созвав внеочередное общее собрание членов ОВС.

Таким образом, в настоящее время единственной формой ответственности члена ревизионной комиссии может быть лишь косвенная ответственность в 54 форме прекращения его полномочий и назначения нового состава комиссии.

С.О. Карибян

• Реализация признаков и особенностей семейно-правовой ответственности

Представляется, что в обязательном порядке обязанности и ответственность членов ревизионной комиссии ОВС должна быть урегулированы в положениях устава и в Положении о ревизионной комиссии общества.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действиями граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства РФ порождают гражданские права и обязанности. На основании и во исполнение указанных положений ГК РФ Федеральный закон «О взаимном страховании» допускает регулирование посредством принятия учредительных документов (устава), внутренних документов ОВС, решений органов общества и иных действий юридического лица.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6047.

2 См.: Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование. М., 2007. С. 303.

3 См.: Шиловский С.П. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (постатейный). М., 2009. С. 43.

С.О. Карибян

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЗНАКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ РЕТРОСПЕКТИВНОГО И ПОЗИТИВНОГО ПОДХОДОВ К ЕЕ ПРАВОПОНИМАНИЮ т

В статье рассматриваются вопросы реализации признаков и особенностей семейно- п

правовой ответственности в рамках ретроспективного и позитивного подходов к ее правопо- "g

ниманию. Дается характеристика семейно-правовой ответственности с позиции статутной g

с

юридической ответственности. о

Ключевые слова: семейное право, семейно-правовая ответственность; семья; охрани- о'

тельное правоотношение; меры ответственности, основания ответственности, семейное д

правонарушение. -S

т

S.O. Kariban °

REALISATION OF SIGNS AND FEATURES OF FAMILY-LEGAL 1

RESPONSIBILITY WITHIN THE LIMITS OF RETROSPECTIVE к

AND POSITIVE APPROACHES TO IT PROPONIONAL !

0)

The article examines the implementation of the features and peculiarities of family-legal M

responsibility in the framework of the retrospective and positive approaches to its proponional. и

It seems justified and necessary to characterize family-legal responsibility from the position №

of a statutory legal liability. £

Keywords: a family law, family-legal responsibility; a family; legal relation; measures of 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

responsibility, the responsibility basis, a family offence. °

2 О

6

Меры семейно-правовой ответственности, называемые в качестве специфических для семейного права — прекращение правоотношений (развод, расторже-

© Карибян Сусанна Ониковна, 2006

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса (Волжский университет имени В.Н. Та -тищева); e-mail: mcjane-88@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.