Научная статья на тему 'Полное имя Диона Кассия в эпиграфических и нарративных источниках: проблемы реконструкции'

Полное имя Диона Кассия в эпиграфических и нарративных источниках: проблемы реконструкции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полное имя Диона Кассия в эпиграфических и нарративных источниках: проблемы реконструкции»

К.В. Марков

ПОЛНОЕ ИМЯ ДИОНА КАССИЯ В ЭПИГРАФИЧЕСКИХ И НАРРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ: ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ*

Наиболее ранние источники, в которых упоминается имя римского сенатора историка Диона Кассия, датируются 229 г., т.е. временем его второго консулата. Наименование Клавдий Кассий Дион (КХ' Кастою? Alojv) устанавливается на основе найденной в Македонии надписи (АЕ. 1971, 4301), которая представляет собой официальное постановление об играх в честь императора Александра Севера (коллеги Диона по консулату). Имя Диона присутствует также в шести других надписях. В трех из них упоминается Кассий Дион (CIL 3. 3511, 5587; 6. 2998), а в других трех фигурирует имя Дион (CIL 13. 6752, 7337, 7502). Все шесть являются неофициальными посвящениями, вследствие чего имя Диона приводится в них в сокращенном варианте. Кроме того, личное имя Ауций фигурирует в одном военном дипломе 229 г. н.э.2

Наиболее ранние литературные упоминания о Дионе мы находим у Иордана и Евагрия (VI в. н. э.), который именует автора «Римской истории» Alojv о Кастою? (НЕ. 5. 24). В сочинении первого присутствует имя Дион (V. 40. F 1; IX. 58. F 2), a второй именует автора «Римской истории» Alojv ó Кастою? (НЕ. 5. 24). Ни в одном из упомянутых источников не засвидетельствован традиционно приписываемый Диону агномен Коккейан (Коккюуо?, Коккт|1ауо?), который фигурирует только у византийских авторов (Phot. Bibl. 71; Suidas, s. v. Alojv; s. v. KoKKiavó?). Впервые он упоминается в «Библиотеке» Фотия (Kacroiavó? KoKKT|iavó? fj Kokkío?) (Phot. Bibl. 71). Фотию, вероятно, была доступна одна из ко-

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Римская история» Диона Кассия как памятник исторической мысли эпохи позднего принципата: перевод с древнегреческого, научный комментарий, исследования», проект № 07-01-00047а.

1 См. о ней: Touratsoglou J.Р. Aira véai ¿тураф|.ка1 [lapTuplaL тер! тоО kolvoO тäv Макебоушу ката töv tp'ltov [leTaxpLcmaKÖv alwva / / Ancient Makedonia. Thessaloni-kai, 1970. P. 280-290. PI. LXXVII. Цит. no: GouAng A. M. Dio's Name // CIPh. 1990. Vol. 85. No. 1. P. 49-54; Martineiii G. L'ultimo secolo di studi su Cassio Dione. Genova, 1999. P. 13-14.

2 RoxanM. Roman Military Diplomas 1978-1984. L., 1985. No. 133; Kellner H.J. Neufunde und Nachträge 1983 von Militärdiplomen // BVBL. 1985. Vol. 50. S. 244. Taf. 24.

пий «Римской истории», ибо из содержания соответствующей статьи следует, что он черпал биографические сведения о Дионе непосредственно из его труда. Правда, вполне возможно, что различные варианты агномена историка восходят к работе более раннего лексикографа3. В лексионе Суда, в статье Alojv (Д 1239), мы находим следующую запись: «Дион, именующий себя Кассием, по прозвищу Коккей, он же Коккейан...»4 (Alojv ó KáauLOS- ХРЛН-0-'1''-00-?, ó èmKXr|v Kokkti'los-- o'l 8é KoKKT|Lavós"). В другой статье лексикона (К 1914) слово Kokklclvós- упоминается как óvo|ia KÚpLov (главное имя) Диона. Составители могли почерпнуть эту информацию из Excerpta Constantiniana (сокращенное название сочинения Excerpta de legatis, de insidiis, de mrtutibus et uitiis, de sententiis)5. В сохранившейся части этого документа дважды встречается имя Alojv Kokklclvós- (Cod. Peirescianus. X/XI. fol. 288"). Источник, к которому восходят варианты имени, перечисленные в статье Alojv в лексиконе Суда, точно установить невозможно. Ни в Excerpta, ни в средневековых рукописях, донесших до нас текст «Римской истории», родовое имя Кассий не упоминается6. В большинстве манускриптов присутствует лишь имя Дион7. Tria nomina, которые традиционно приписываются Диону, вместе (хотя и не в обычном порядке) встречаются только в одном источнике - труде Иоанна Цеца (XII в.). В Exegesis in Homeri Riadem (P. 108, 136 H) упоминается Alojv Kclolos- Kokklclvós-, а в Historiarum variarum chiliades (9. 572) -Kokklclvós- Kólolos- Alojv.

Таким образом, в разных источниках содержатся различные варианты имени Диона. Полное имя Диона является предметом реконструкции современных исследователей.

Наиболее надежно эпиграфическими и литературными источниками засвидетельствованы родовое имя и когномен Кассий Дион. Принятое в русскоязычной литературе и встречающееся иногда в старых зарубежных работах наименования Дион Кассий, строго говоря, не соответствует правилам римской номинации, но имеет право на существование, так как именно такой порядок был обычным в греческом употреблении (Alojv ó KdaaLOS-)*.

А. Гоуинг стремится показать, что агномен Диона Коккейан был ошибочно приписан историку в результате смешения его с известным

3 Treadgold W. Т. The Nature of Photius' «Bibliotheca». Washington, 1980. P. 53, 61-62.

4 Кассий Дион Коккейан. «Римская история». Автобиографические фрагменты и свидетельства / / Из истории античного общества. Нижний Новгород, 2008. Вып. 11. С. 242-266.

s Wilson N.G. Scholars of Byzantium. Baltimore, 1983. P. 146.

6 Gowing A.M. Op. cit. P. 50; Martinelli G. Op. ct. P. 15.

7 Boissevain U.P. Cassii Dionis Cocceiani Historiarum Romanarum quae su-persunt. В., 1985. Bd. 1. P. LXIV, LXV, LXXII.

8 Махлаюк A.B., Марков КВ. «Римская история Диона Кассия как памятник исторической и политической мысли III в. н.э. / / ВДИ. 2008. № 2. С. 38; Сагу Е. Introduction // Dio's Roman History. In Nine Volumes. Cambr. (Mass.), 1914. Vol. I. P. IX.

оратором II в. н.э. Дионом Хрисостомом, который был земляком Диона и, как считали раньше9, возможно, приходился ему дедом. Аргументация А. Гоуинга зиждется, на том, что в эпиграфических источниках данный преномен отсутствует и первое упоминание относится только к IX в. н.э. Вместе с тем уже Иордан, называя Диона автором «Гети-ки», явно смешивает его с Дионом Хрисостомом, которому аналогичное сочинение приписывает Флавий Филострат в «Жизнеописаниях софистов» (I. 7. р. 7, 14 Kayser). Таким образом, версия о том, что аг-номен Коккейан в имени автора «Римской истории» стал результатом именно этой путаницы, вполне имеет право на существование.

Существует также альтернативная версия. Например, Ф. Миллар допускал, что имя Диона действительно появилось в результате брачных связей между Кассиями из Никеи и семейством, к которому принадлежал Дион Коккейан из Прусы10.

Думается, что в пользу этой версии также можно привести ряд аргументов. Во-первых, рассмотрим вопрос об эпиграфических источниках. А. Гоуинг полагает, что если бы Диону действительно принадлежал агномен Коккейан, то он обязательно был бы упомянут в македонснкой надписи, так как она является официальным документом и, следовательно, в ней имя Диона записано целиком. Но, если в этой надписи пропущено личное имя Луций, которое упоминается в одном из источников, то мы в любом случае имеем дело с сокращением. То есть, отсутствие той или иной части имени Диона в эпиграфических источниках само по себе не является достаточным основанием для выводов.

Второй аргумент - это имя отца Диона, который известен как Марк Кассий Апрониан (PIR2. С. 485)11. Почему в этом имени присутствует лишь одна из составных частей имени Диона Кассия? Возможно, все остальные имена Дион унаследовал по материнской линии. Можно предположить, что Кассии, вероятно, получили римское гражданство от известного лидера республиканцев, когда тот вместе с Брутом находился в Малой Азии. Позднее у членов данной семьи появилось еще одно родовое имя. Возможно, кто-то из Кассиев женился на некой Клавдии, чье имя перешло к ее сыну. Имя Коккейан свидетельствует о том, что далекого предка Диона звали Коккей. Окончание -avo? указывает на имя отца, т. е. Коккейан сын Коккея12. В «Библиотеке» Фотия, и в лексиконе Суда упоминаются оба варианта данного имени. Есть, версия, что оно досталось Диону Хрисостому от императора Нервы13. Дион Кассий, действительно мог быть связан со своим тезкой, ритором из Пруссы, у которого, возможно, уже было

9 Peter H. Die geschichtliche Literatur über römische Kaiserzeit. Leipzig, 1897. Bd I. S. 431.

10 Millar F.A Study of Cassius Dio. Oxf., 1964. P. 11-12.

11 Swan P.M. The Augustan Succesion: An Historical Commentary on Cassius Dio's Roman History, Books 55-56 (9 A.D. - 14 B.C.). Oxf., 2004. P. 1.

!2 Ameling W. Cassius Dio und Bithynien // AE. 1984. Hf. 4. S. 126.

13 Ibid.

родовое имя Клавдий14. Следовательно, можно предположить, что мать Диона происходила из семьи Клавдия Диона Хрисостома. Возможен и другой вариант. Именно мать Диона была той самой Клавдией, которую Кассии (точнее Кассий Апрониан) приняли в свою семь-ю15.

Таким образом, полное имя историка, скорее всего, было Луций Клавдий Кассий Дион Коккейан. Такое имя вполне соответствует тенденциям в римской антропонимии во II в. н.э., так как в это время с одной стороны часто наблюдаются отступления от традиционного построения имени (особенно в провинциях), а с другой стороны становится модным иметь много имен.

K.V. Markov

CASSIUS DIO' FULL NAME IN EPIGRAFIC AND NARRATIVE SOURCES: PROBLEMS OF RECONSTRUCTION

According to M. A. Gowing, Dio's agnomen Cocceianus was mistakenly ascribed to him by Byzantine authors, who confused the historian with Dio Chrisostomus. Contrary to this point of view, the paper presents additional arguments in favour the version that Dio's name appeared as the result of the marriage of Cassius from Nicea and the daughter Dio Cocceanus from Prusa. Most probably, the full name of the author of "Roman History" was Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus.

14 Jones C. The Roman World of Dio Chiysostom. Cambr., (Mass.), 1978. P. 4, 7.

15 Ameling W. Op. cit. S. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.