Научная статья на тему 'Полиция России: основные этапы становления и развития'

Полиция России: основные этапы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

294
24
Поделиться
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ / КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ / КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИЦИЯ / 300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ / SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / DEPARTMENT OF THEORY OF STATE AND LAW OF THE SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA / DEPARTMENT OF HISTORY OF STATE AND LAW / SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA / LAW ENFORCEMENT SYSTEM / POLICE SYSTEM / POLICE / THE 300TH ANNIVERSARY OF THE RUSSIAN POLICE

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Нижник Надежда Степановна, Бялт Виктор Сергеевич, Демидов Александр Владимирович, Семенова Ольга Владимировна

В статье произведён обзор XIV международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)», состоявшейся в Санкт-Петербургском университете МВД России 27-28 апреля 2017 г., с изложением основных положений докладов и выступлений участников конференции 27 апреля 2017 г.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Нижник Надежда Степановна, Бялт Виктор Сергеевич, Демидов Александр Владимирович, Семенова Ольга Владимировна,

The police of Russia: the main stages of formation and development

This article was written overview of the international scientific-theoretical conference «State and Law: evolution, current state and prospects of development (towards the 300th anniversary of the Russian police», which was held at the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia on April 27-28, 2017 setting out the main the provisions of the reports and speeches of participants April 27, 2017.

Текст научной работы на тему «Полиция России: основные этапы становления и развития»

о (M

LO

Конференции

g УДК 340.12

^o Н. С. Нижник, В. С. Бялт, А. В. Демидов, О. В. Семёнова

^ НИЖНИК Надежда Степановна

^ Начальник кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России,

доктор юридических наук, профессор

lu Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-76 E-mail: n.nishnik@bk.ru

о çp

V NIZHNIK Nadezhda Stepanovna

S Chief of the department of theory of state and law, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

^ Doctor of Juridical Sciences, Professor

о Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

о Ph.: +7 (812) 744-70-76 E-mail: n.nishnik@bk.ru

л БЯЛТ Виктор Сергеевич

Доцент кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России,

с^ кандидат юридических наук

lu Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Ç Тел.: 8 (812) 744-70-76 E-mail: victorkwr@mail.ru.

н

Я BJALT Viktor Sergeevich

(j Assistant professor of department theory of state and law

« Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences

® Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

g Ph.: +7 (812) 744-70-76 E-mail: victorkwr@mail.ru

CD

И

ДЕМИДОВ Александр Владимирович Доцент кафедры теории государства и права

Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-76 E-mail: sandem@bk.ru

DEMIDOV Alexander Vladimirovich Assistant professor of department theory of state and law Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-76 E-mail: sandem@bk.ru

СЕМЁНОВА Ольга Владимировна

Заместитель начальника кафедры теории государства и права

Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-76 E-mail: sem_ov@mail.ru

SEMYONOVA Olga Vladimirovna

Deputy chief of department theory of state and law of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg. Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-76 E-mail: sem_ov@mail.ru

Полиция России: основные этапы становления и развития

The police of Russia: the main stages of formation and development

В статье произведён обзор XIV международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)», состоявшейся в Санкт-Петербургском университете МВД России 27-28 апреля 2017 г., с изложением основных положений докладов и выступлений участников конференции 27 апреля 2017 г.

Ключевые слова: Санкт-Петербургский университет МВД России, кафедра теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кафедра истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, правоохранительная система, полицейская система, полиция, 300-летие российской полиции.

This article was written overview of the international scientific-theoretical conference «State and Law: evolution, current state and prospects of development (towards the 300th anniversary of the Russian police», which was held at the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia on April 27-28, 2017 setting out the main the provisions of the reports and speeches of participants April 27, 2017.

Keywords: Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, department of theory of state and law of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, department of history of state and law, Saint-Petersburg University of MIA of Russia, the law enforcement system, police system, the police, the 300th anniversary of the Russian police.

В Санкт-Петербургском университете МВД России в 14-й раз состоялось собрание учёных, на котором были обсуждены актуальные вопросы теории и истории государства и права. В 2016-2018 гг. международные научно-теоретические конференции, организуемые кафедрой теории государства и права и кафедрой истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, посвящены 300-летию полиции России [1- 6].

XIV международная научно-теоретическая конференция «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)» прошла в Санкт-Петербургском университете МВД России 27-28 апреля 2017 г.

Конференция продолжала свою работу в течение двух дней [11]. 28 апреля к обсуждению научных проблем известными учеными присоединились начинающие исследователи - курсанты, слушатели, студенты, магистранты [12].

При подготовке конференции оргкомитет получил более 700 заявок для участия: более 300 из них - от учёных. В программу научного собрания были включены граждане из 6 государств (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы) и 44 российских городов (Архангельска, Астрахани, Балашова, Барнаула, Белгорода, Великого Новгорода, Верхнего Уфалея, Владимира, Волгограда, Вологды, Воронежа, Выборга, Домодедова, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калининграда, Кирова, Костромы, Краснодара, Кургана, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новороссийска, Новосибирска, Омска, Орехово-Зуева, Орла, Перми, Пскова, Пушкина, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Рузы, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Симферополя, Сургута, Тамбова, Хабаровска, Челябинска).

В числе российских участников - представители 111 организаций и учреждений, среди которых Институт государства и права Российской академии наук (Москва), Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Москва), Институт этнологии и антропологии Российской академии наук (Москва), Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук, Южный научный центр Российской академии наук (Ростов-на-Дону), Академия педагогических и социальных наук (Москва), Государственный Эрмитаж, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. В обсуждении вопросов конференции приняли участие сотрудники 24 образовательных организаций МВД России: Академии управления МВД России (Москва), Астраханского суворовского военного училища МВД России, Барнаульского юридического института МВД России, Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, Волгоградской академии МВД России, Воронежского института МВД России, Дальневосточного юридического института МВД России (Хабаровск), Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, Краснодарского университета МВД России, Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (Симферополь), Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (Руза), Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России (отдел по изучению проблем истории МВД России) (Москва), Нижегородской академии МВД России, Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, Омской академии МВД России, Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, Ростовского юридического института МВД России (Ростов-на-Дону), Рязанского филиала Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургского университета МВД России, Уральского юридического института МВД России (Екатеринбург), Центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, Центра подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях (Москва). В числе участников конференции - учёные, педагогические работники и исследователи, осуществляющие практическую деятельность, из 18 ведомственных вузов, 43 иных образовательных организаций, 18 практических органов -подразделений МВД России, судов, центров юридической помощи и 1 религиозной общины.

В программу конференции были включены 275 учёных W (в том числе 65 докторов наук и 150 кандидатов наук). Об- т суждение вопросов конференции осуществлялось в рамках К работы 10 секций, на которых выступили с докладами 98 § участников конференции. С

Доклады и выступления участников научного форума д получили отражение в четырех томах материалов конферен- Т ции, изданных в Санкт-Петербургском университете МВД д под редакцией профессора Н.С. Нижник [7-10]. В двухтом- т ник трудов ученых вошли статьи 258 исследователей [7; 8]. р Серьёзное внимание в научной дискуссии на конфе- у ренции было уделено организационно-правовым осно- р вам и направлениям деятельности советской милиции. о Профессор кафедры государственно-правовых дисци- о плин Орловского юридического института МВД России о имени В.В. Лукьянова, доктор юридических наук, доцент н О.Н. Мигущенко в своем докладе акцентировал внимание к на взаимодействии местной милиции с иными субъектами е профилактической деятельности в конце 1920-х - начале ° 1930-х гг. О. Н. Мигущенко обосновал вывод о том, что во- т влечение трудящихся в деятельность административных т отделов милиции компенсировало слабость кадрового состава и недостаток материальных средств, усиливало обще- В ственный контроль над органами милиции. Тесная связь д милиции и трудящихся способствовала формированию р положительного имиджа милиции и общественного мнения оо о её деятельности. и

Истории водной милиции Петрограда в начале о 1920-х годов посвятил своё исследование доцент кафедры № истории государства и права Санкт-Петербургского уни- о верситета МВД России, кандидат исторических наук, до- 7 цент А.В. Панфилец, который охарактеризовал специфику 00 функционирования водной милиции и проанализировал 0 причины её реформирования. Созданные в чрезвычайных 7 условиях Гражданской войны, органы водной милиции, по мнению А.В. Панфильца, показали свою жизнеспособность и в последующее время и накопили опыт организации и функционирования, который не потерял своей актуальности до настоящего времени.

Характеризуя нормативную основу деятельности правоохранительных органов советской России, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации С.Г. Лысенков пришёл к выводу, что в период строительства в СССР основ социализма законодатель приоритетным назначением уголовного права считал устрашение, что, в конечном счёте, приводило к значительной трансформации первоначально сформулированных отечественными юристами норм советского уголовного права.

Преподаватель кафедры технического обеспечения радиационной, химической и биологической защиты Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (Кострома), доктор исторических наук, доцент, академик Академии военных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естествознания, член-корреспондент Академии военно-исторических наук А.В. Гусев обратил внимание на проблемы, обусловленные началом Великой Отечественной войны, и при этом констатировал, что МПВО - местная противовоздушная оборона - система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти в целях защиты населения и объектов от нападения противника с воздуха и ликвидации последствий его ударов, была учреждена 4 октября 1932 г. В состав МПВО, кроме специальных кадровых частей, входили и добровольные формирования: в районах - участковые, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях - группы самозащиты. 7 октября 1940 г. МПВО перешла в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР. Это вызывалось необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны исключительно на организации вооружённой защиты государства в условиях сложной международной обстановки. Одной из важнейших составных частей системы МПВО становилась служба охраны общественного порядка и безопасности, которая создавалась на базе отделений милиции. В годы Великой Отечественной войны благодаря умелым действиям бойцов МПВО фашистским захватчикам не удалось нанести серьёзный ущерб Москве.

^ Самоотверженный труд личного состава службы охраны 2 общественного порядка и безопасности Москвы явился г<| неоценимым вкладом в дело разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Указом Президиума Верховного Совета ^ СССР от 2 ноября 1944 г. милиция Москвы была награждена ^ орденом Красного Знамени.

^ Историко-правовой анализ изменений организаци-

^ онно-правовых основ деятельности правоохранительных У органов СССР в период «оттепели» нашёл своё отражение в ^ исследовании доцента кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета р^ (Екатеринбург), кандидата исторических наук, доцента Р. Т. Москвиной, которая в своём выступлении подчеркнула, се что исторической особенностью российской политической си системы является доминирование государства, прежде всего 8 исполнительной власти, а внутри неё - силовых структур, которые в период сталинизма оформились в так называемую и «подсистему страха», основной инструмент массовых и про-§ извольных репрессий. Отказ и, что очень важно, публичное ^ осуждение массовых и произвольных сталинских репрессий 2 на XX съезде КПСС в 1956 г. повлекли за собой коренное § реформирование «подсистемы страха». По утверждению й Р. Т. Москвиной, именно смягчение политического режима, обусловленное реформой «подсистемы страха», позволило ^ сместить акценты в деятельности силовых структур СССР. ^ Характеризуя организационно-правовые основы дея-

^ тельности советской милиции, профессор кафедры теории ^ государства и права Уральского государственного юриди-« ческого университета (Екатеринбург), доктор юридических § наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации ^ С.В. Кодан обратил внимание на партийно-государственное д регулирование деятельности органов внутренних дел в ® СССР и отметил, что изучение механизмов регламентации ^ деятельности органов в советском обществе представляет И интерес с точки зрения реальных механизмов политического руководства правоохранительной деятельностью. С.В. Кодан подчеркнул, что особенностью советской социалистической государственности было создание механизмов социального управления и нормирования, в которых ведущее место принадлежало руководящим институтам коммунистической партии. РКП(б) - ВКП(б) - КПСС и советское государство с начала 1920-х гг. составили своеобразную связку «партия - государство», в котором руководящим органом выступало Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии. Члены Политбюро не только выступали как лидеры и представители руководящего звена партии, но и возглавляли центральные органы государства. Политбюро являлось центром принятия решений по наиболее принципиальным для существующего строя идеологическим, политическим, управленческим и правовым вопросам. В сфере политического руководства с первых дней существования Советского государства находилось обеспечение государственной безопасности и правоохранительная деятельность. Соответственно, и органы внутренних дел находились под политическим управлением, контролем и регулятивным воздействием РКП(б) - ВКП(б) - КПСС.

Изучение правоприменительной практики в годы Советской власти нашло отражение в исследовании заведующего кафедрой истории государства и права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), доктора юридических наук, профессора А.С. Смы-калина, посвящённом раскрытию правоохранительными органами дела 15-летнего убийцы В. Винничевского - самого молодого в СССР серийного убийцы-педофила. В 1939 г. семиклассник Винничевский был задержан курсантами Свердловской школы НКВД Ангеловым, Крыловым и Поповым, которые ранее привлекались к патрулированию города и знали ориентировки на усиленно разыскиваемого в последние месяцы похитителя детей. Приговором Свердловского областного суда от 16 января 1940 г. Винничевский был признан виновным в совершении 18 нападений с целью убийства и совершения полового сношения и убийстве 8 человек. На основании п. 1 Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» Свердловский областной суд приговорил убийцу к «исключительной мере социальной защиты» - расстрелу. После провозглашения приговора виновным было направлено прошение о помиловании, в котором он заявил, что мечтает стать танкистом и готов в бою заслужить прощение. Это прошение было отклонено.

В мае 1940 г. после трёхмесячной изоляции 15-летний убийца В. Винничевский был расстрелян.

Внимание к правоприменительной практике органов Советского государства определило интерес заведующего кафедрой уголовного процесса Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), доктора юридических наук, профессора А.Д. Прошлякова к уголовным делам генерала Власова. А.Д. Прошляков подчеркнул, что фамилия генерала Власова, добровольно сдавшегося в плен германским войскам летом 1942 г. и перешедшего на сторону врага, давно стала символом предательства Родины в годы Великой Отечественной войны. Факт измены Власова неоспорим и общеизвестен, чего нельзя сказать о формально-юридической стороне его уголовных дел. А.Д. Прошляков исследовал хронологию привлечения генерала Власова к уголовной ответственности и обнаружил, что в отношении Власова есть два вступивших в законную силу приговора к смертной казни, но разными способами. Для исполнения был выбран последний, всегда считавшийся позорным для военнослужащего - повешение.

Важная составляющая конференции - обсуждение вопросов об особенностях деятельности и перспективах развития полиции Российской Федерации. Профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации Ю.Е. Аврутин в своем докладе, посвящённом моделированию государственной политики в сфере организационно-правового строительства системы МВД России, обосновал тезис о том, что в системе МВД целесообразно иметь одну федеральную образовательную организацию (академию или университет), ориентированную на подготовку полицейских специалистов высшего звена, а также сеть учебных заведений (институтов), ориентированных на переподготовку и повышение квалификации сотрудников. На базе этих образовательных организаций, считает Ю.Е. Аврутин, можно было бы создать сеть объединенных диссертационных советов по всем научным специальностям, в которых заинтересовано Министерство внутренних дел. Формирование же органов внутренних дел специалистами младшего и среднего звена для замещения должностей в отраслевых службах и подразделениях - юристов, экономистов, психологов и т.д. - целесообразно осуществлять за счёт выпускников гражданских вузов.

Начальник кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент Н.А. Трусов в исследовании, посвящённом правовому регулированию деятельности полиции России по обеспечению реализации избирательных прав граждан на современном этапе развития государства, проанализировал практику применения правовых норм, регламентирующих деятельность полиции по обеспечению реализации избирательных прав граждан России. Н.А. Трусов отметил, что в зависимости от уровня принятия нормативных правовых актов в указанной области их можно дифференцировать на международные и национальные, и обосновал важность деятельности российской полиции в рамках реализации гражданами своих избирательных прав.

Заместитель начальника 1-го отдела (организации оперативно-служебной деятельности) Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области И.Е. Понкратова охарактеризовала российскую полицию как субъект обеспечения экономической безопасности в сфере реализации государственных программ и подчеркнула, что подразделения экономической безопасности органов внутренних дел являются важным элементом механизма обеспечения безопасности от противоправных посягательств в сфере реализации государственной политики распределения бюджетных средств посредством осуществления комплекса мероприятий в рамках государственных программ. По утверждению И.Е. Понкратовой, роль подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в реализации государственных программ очевидна. Используя весь потенциал средств и методов оперативно-розыскной деятельности, эти подразделения эффективно противостоят преступным посягательствам на бюджетные средства.

Доцент кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент А.М. Борисов проанализировал и в своём выступлении охарактеризовал опыт работы российской налоговой полиции в сфере предупреждения налоговых преступлений. А.М. Борисов обратил внимание на то, что предупреждение налоговой преступности, причиняющей наибольший и прямой экономический ущерб государству и обществу, требует глубокого и комплексного подхода. По его мнению, в работе по профилактике налоговых нарушений особое место занимают российские средства массовой информации, которые являются постоянным и надёжным проводником правоохранительной линии государства в сфере налоговой безопасности.

Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по выявлению и предотвращению вандализма (надругательства) над объектами культурного наследия, возведёнными в целях увековечения памяти защитников Отечества, стала предметом исследования заведующего кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Республика Беларусь), доктора юридических наук, профессора И.Э. Мартыненко, который аргументировано доказал, что проблемы выявления и квалификации надругательства во многом вызваны несовершенством законодательства об охране историко-культурного наследия. Духовная деградация определенных слоёв населения, считает И.Э. Мартыненко, является основной причиной вандализма, совершаемого по отношению к памятникам военно-исторического наследия. Правоохранительные органы в выявлении правонарушений в данной сфере пассивны, хотя в современных условиях очевидно, что сохранение культурного наследия становится важнейшим политико-правовым фактором обеспечения национальной безопасности, что национальные интересы в социальной сфере заключаются в сохранении культурного наследия, обеспечении защищённости духовных ценностей общества от внутренних и внешних угроз.

Анализируя правоохранительную деятельность государства в сфере информационно-компьютерных технологий, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор Л.В. Карнаушенко акцентировал внимание на актуальных проблемах, связанных с решением задач правоохранительных органов в области пресечения и борьбы с правонарушениями с использованием социальных сетей Интернета. Выявлена негативная роль социальных сетей Интернета, различных активных неформальных коммуникаторов (блогеров, лидеров мнения в социальных сетях), а также сайтов радикальной, экстремистской направленности. Л.В. Карнаушенко констатировал, что на протяжении последних лет правоохранительные органы Российской Федерации с переменным успехом противостояли так называемым группам смерти в социальных сетях Интернета. В результате активности антисоциальных коммуникаторов, реализации их потенциала деструктивного влияния на сознание, немало подростков покончили жизнь самоубийством. Как свидетельствуют результаты исследования Л. В. Карнаушенко, в настоящее время имеется ряд социальных противоречий, которые необходимо устранять для того, чтобы усилить эффективность правоохраны в сфере информационно-компьютерных технологий, виртуального пространства Интернета.

Характеризуя правоохранительную деятельность в сфере миграции, исполняющая обязанности ведущего научного сотрудника Центра публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Москва), кандидат юридических наук И.В. Плюгина отметила, что надлежащее осуществление государственного регулирования в сфере миграции невозможно без эффективно функционирующих институциональных структур, позволяющих своевременно и качественно решать поставленные задачи. Сегодня, по мнению И.В. Плюгиной, одной из характерных черт государственного управления в сфере миграции является нестабильность институциональной составляющей. И. В. Плюгина констатировала, что особенности институциональной структуры государственного управления в сфере миграции будут зависеть от целей и задач проводимой миграционной политики, имеющихся угроз национальной безопасности, политических, социально-экономических,

географических, культурных и иных факторов. В частности, М существенное возрастание риска распространения неза- т конной миграции, вполне вероятно, потребует усиления К полномочий правоохранительных органов. §

Медиативным технологиям в деятельности полиции С посвятил своё исследование доцент кафедры теории и исто- д рии права и государства Волгоградского института управ- Т ления - филиала Российской академии народного хозяйства д и государственной службы при Президенте Российской Фе- т дерации, кандидат юридических наук, доцент М.Н. Козюк, р который подчеркнул, что одной из наиболее популярных у проблем современного отечественного правового дискурса р является проблема медиации или посредничества в прими- к рении конфликтующих сторон, связанная с вступлением в о силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 27 июля 2010 г. о № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования н споров с участием посредника (процедуре медиации)». Не- к обычность ситуации сложившейся с институтом медиации в е России, считает М.Н. Козюк, заключается в том, что данный о институт, являющийся, по признанию всех специалистов, т эффективной социально-гуманитарной технологией, был из- Т начально низведён к некоей организационной конструкции о сферы коммерческих споров, призванной в большей мере В решать проблемы судоустройства, чем воздействовать на д широкий спектр социальных отношений. Поскольку органы р внутренних дел, в частности, полиция, по функциональной о направленности своей деятельности призваны участвовать и в разрешении социальных конфликтов, вполне логично рас- о сматривать их как субъектов медиативной деятельности. № Однако здесь М.Н. Козюк увидел пробел в законодательстве, о который имеет негативные последствия на практике: в свя- 7 зи с известной инертностью исторических представлений 00 полиция воспринимается как карательный орган, а время 0 требует поиска новых решений, новых подходов к осмыс- 7 лению роли полиции в современном обществе.

Расследование тяжких преступлений против личности и использование для расследований специальных знаний стало предметом специального исследования старшего преподавателя кафедры криминалистики Уральского юридического института МВД России (Екатеринбург), кандидата юридических наук О.П. Виноградовой, которая подчеркнула, что, несмотря на снижение количества официально зарегистрированных убийств, они остаются многочисленными: в 2015 г. в Российской Федерации было совершено 11 933 преступления, предусмотренных ст. 105 УК Российской Федерации (это меньше аналогичного показателя за 2013 г. на 3,5 %). Однако статистические данные корректны не в полном объёме: имеется значительное число лиц, пропавших без вести, а также обнаруживаемых ежегодно неопознанных трупов с явными признаками насильственной смерти, сведения о которых в официальную статистику об убийствах не попадают. О.П. Виноградова обратила внимание на необходимость привлечения к расследованию серийных преступлений сведущих лиц, имеющих специальные знания, - судебных экспертов, специалистов, и проанализировала приказ Председателя Следственного комитета России от 11 августа 2011 г. № 130 об обязанности использовать при расследовании серийных преступлений помощь специалистов-психологов (психиатров) для составления психологического портрета преступника.

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Н.А. Бурданова сосредоточила свой исследовательский интерес на роли полиции при решении вопросов в сфере защиты родительских прав, исходя из того, что, в соответствии Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 3 июля 2016 г.), полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; что права и обязанности родителей по воспитанию и заботе о детях отнесены к числу основных прав человека в России; что споры об осуществлении родительских прав подведомственны органу опеки и попечительства либо суду. В каких случаях граждане обращаются в органы полиции? При возникновении конфликта, подчеркнула Н.А. Бурданова, родители подают заявления в органы полиции о совершении преступления или административного правонарушения другим родителем. Предметом обращения становятся нарушение общественного порядка, в т.ч. нецензурная брань, физическое воздействие, причинение препятствий в осуществлении родительских прав, отобрание ребёнка.

^ По результатам проверки в подавляющем большинстве 2 выносятся постановления (определения) об отказе в воз-г<| буждении уголовного дела либо дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава нарушения. ^ После поступления спора на рассмотрение суда потерпевшая ^ сторона заявляет ходатайство об истребовании из органов ^ полиции материала проверки в соответствии со ст. 57 Граж-ии данского процессуального кодекса Российской Федерации. У Доказательная ценность такого материала, считает судья, ^ сопоставима с объяснениями сторон: если прибывший на место сотрудник полиции становится очевидцем событий, р^ имеющих значение для дела, например, характеризующих поведение родителей, он может быть допрошен в качестве се свидетеля. Самостоятельное обращение родителей в орга-си ны полиции не приводит к восстановлению нарушенного 8 родительского права. В пределах компетенции полиция оказывает содействие органу опеки и попечительства, суду и в разрешении споров об осуществлении родительских прав § путём предоставления информации из баз данных, характе-^ ристики родителя, обеспечения доступа в жилое помещение, 2 дознания по уголовным делам в отношении участников § родительских правоотношений.

й Современные проблемы нормативного регулирования

проведения инспекторских проверок в органах предвари-^ тельного следствия преподаватель кафедры конституцион-^ ного и административного права Волгоградской академии ^ МВД России А.Ю. Истратенков, доцент кафедры конститу-^ ционного и административного права Волгоградской акаде-« мии МВД России, кандидат юридических наук А.И. Мелихов, § старший преподаватель кафедры конституционного и адми-^ нистративного права Волгоградской академии МВД России д Г.А. Никитина изучали, используя справки инспекторских ® и целевых проверок органов предварительного следствия У на уровне субъектов Российской Федерации 2011-2014 гг. И Исследователи подчеркнули, что в системе ведомственного контроля за органами внутренних дел серьёзные перемены произошли в 2011 г.: была изменена концепция ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел, в нормативном порядке был установлен общественный контроль, а общественное мнение стало одним из трёх составляющих элементов оценки деятельности органов внутренних дел. Территориальные органы МВД России на уровне субъекта Российской Федерации получили больше полномочий в сфере ведомственного контроля, что позволяет более объективно оценивать деятельность подчиненных им подразделений и оперативно управлять ими. Одной из основных форм контроля является инспекторская проверка, которая была внедрена в практику в 1968 г. Осуществив анализ практики применения норм приказа МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации», исследователи сформулировали конкретные предложения по совершенствованию механизма проведения инспекторских проверок.

Среди обсужденных на конференции вопросов - правовой статус органов и лиц, осуществляющих полицейскую деятельность. Рассматривая проблемы формирования правового статуса учреждений системы МВД России как элементов механизма государства, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат юридических наук, доцент А.В. Кузьмин и директор по юридическому сопровождению бизнеса ООО «Международный центр правовосстановления» В.А. Лигарова обратили внимание на правовой режим некоммерческих унитарных организаций в форме учреждений, полномочия учредителя в которых осуществляет МВД России. Для решения задачи нормотворческой экономии А.В. Кузьмин и В.А. Лигарова предлагают сократить содержание уставов учреждений системы МВД России, ограничив уставы нормами, направленными на индивидуализацию организации, а общие и специальные правила, одинаковые для всех однотипных учреждений, формулировать в соответствующих Положениях, утверждаемых приказом министра внутренних дел.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент Е.Е. Новопавловская в своем выступлении охарактеризовала положения федерального закона «О полиции» как предмет рассмотрения в порядке конституционного судо-

производства и проанализировала результаты судебной практики оспаривания в Конституционном Суде Российской Федерации конституционности положений Федерального закона «О полиции». В результате проведенного мониторинга Е.Е. Новопавловская выявила следующие закономерности: 1) заявители оспаривали в Конституционном Суде Российской Федерации конституционность положений Федерального закона «О полиции» как вне связи с нормами иных правовых актов, так и одновременно с положениями иных актов, имеющих различную отраслевую принадлежность; 2) поводом к рассмотрению дела по делам исследуемой нами категории в преобладающем большинстве составляли конституционные жалобы граждан - сотрудников и бывших сотрудников органов внутренних дел; 3) в качестве заявителей выступали и представители властных структур, например, суды, указывавшие в своих запросах на необходимость оценки конституционности норм, регулирующих порядок организации и функционирования органов внутренних дел; 4) заявители высказывали неудовлетворённость правовой регламентацией различных вопросов, особенно вопросов социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей; 5) Конституционный Суд Российской Федерации по обращениям подобного рода выносил определения, часть из которых составляли определения с позитивным содержанием, когда суд указывал на ранее сформулированные им правовые позиции и вынесенные решения, имеющие значение для существа данного обращения.

Важное место среди вопросов, обсуждённых на конференции, заняли проблемы формирования партнёрских взаимоотношений полиции и гражданского общества. Профессор кафедры источниковедения Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Д.И. Раскин в своём выступлении на пленарном заседании охарактеризовал взаимоотношения полиции и гражданского общества в Российской империи. В рамках «регулярного государства», подчеркнул Д.И. Раскин, и административно-полицейские учреждения, и система органов сословного и местного самоуправления, и первые общественные организации создавались «сверху» и, по замыслу законодателя (в первую очередь, Екатерины II), должны были тесно взаимодействовать. Такое взаимодействие устанавливалось законодательно и поощрялось, когда его субъектами становились созданные по инициативе верховной власти общественные организации (например, «Вольное экономическое общество»). Выражением этой тенденции стало взаимодействие с административно-полицейскими учреждениями приказов общественного призрения, сословных органов опеки, а также таких полуобщественных учреждений, как, например, добровольные пожарные общества, «Сословие попечителей призрения разоренных от неприятеля в 1812 г.», «Императорское человеколюбивое общество» и «Императорское русское географическое общество». Взаимодействие административно-полицейских органов с различного рода обществами в сфере совершенствования городской инфраструктуры и коммунальной политики, обществами пропаганды здорового образа жизни (спортивными), обществами социальной защиты (благотворительными), обществами памяти и отчасти медицинскими и экономическими, по мнению Д.И. Раскина, имели конструктивный характер. Более конфликтно развивались эти отношения с просветительными, национальными и, зачастую, с педагогическими обществами. Отношения с объединениями деятелей литературы и искусства, научными обществами носили в основном нейтральный характер.

Исследовав сущность и признаки гражданского общества, заместитель начальника кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент О.В. Семёнова охарактеризовала гражданское общество как результат самоорганизации общественности; выделила основные этапы становления и развития концепции гражданского общества, а также предприняла попытку определить возможности взаимодействия институтов гражданского общества и органов полиции.

Историко-правовые проблемы использования выборных представителей общественности для исполнения полицейских функций в селениях Урала в ХУШ-Х1Х вв. избрал предметом своего исследования доцент кафедры теории и истории государства и права Курганского государственного университета, кандидат юридических наук

И.В. Евсеев, который в своём выступлении перечислил особенности формирования и направления деятельности выборных представителей общественности для исполнения полицейских функций (волостного головы, старосты, сотского, старшины, десятского) в посёлках уездов, волостей, станов и участков, где проживала основная масса населения России в XVIII-ХIХ вв. По мнению И.В. Евсеева, староста, старшины, десятские и квартальные надзиратели исполняли административно-полицейские функции и фактически относились к нижнему звену полицейского аппарата, который осуществлял основную полицейскую деятельность.

Проанализировав правовые основы взаимодействия правоохранительных органов и институтов самоуправления инородцев Восточной Сибири в первой половине XIX в., профессор кафедры конституционного права и теории права Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат философских наук, доктор культурологии, доцент А.И. Арзуманов в своём выступлении подчеркнул, что правовые основы данных процессов закреплялись положениями нормативных актов, принятых в XVIII в. В XIX в. организационный режим управления Сибирью обеспечивался рядом нормативных правовых актов, разработанных под руководством М.М. Сперанского. Важное значение имели утвержденные императором 22 июля 1822 г. акты, составившие особое «Сибирское учреждение». Свод 10 нормативных актов - «Сибирское учреждение», по мнению И. А. Арзуманова, явился предтечей общероссийской кодификации 1832 г. и почти на целое столетие определил характер государственного регулирования общественных отношений в Восточно-Сибирском регионе.

Профессор кафедры социологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД имени В. Я. Кикотя, доктор исторических наук, доцент О.Д. Попова обратила внимание на процесс становления гражданского общества в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. Эмпирическим материалом исследования послужили документы, характеризующие протестное движение учащихся духовных семинарий. На основе анализа мемуаров бывших воспитанников духовных семинарий О.Д. Попова сделала ряд выводов. В середине XIX в. среди семинаристов имел место живой интерес к произведениям известных западных мыслителей. Однако такая тяга к интеллектуальному чтению руководством семинарии не поощрялась. В числе «возмутительных сочинений», в частности, в Вологодской семинарии, оказались произведения Л. Фейербаха о сущности религии, статьи из журнала «Колокол». Обнаружение «возмутительных сочинений» у семинаристов Синод оценил как чрезвычайное происшествие. Такой же оценки заслужило и высказанное семинаристами желание оставить семинарию для учёбы в других учебных заведениях. Руководство РПЦ не было готово принять ни интеллектуальные стремления молодёжи, ни их попытки самостоятельно определять свою жизнь, подчеркнула О.Д. Попова.

Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и правоохранительных органов были рассмотрены на конференции и в контексте анализа истории Советского государства. Привлечение населения к охране общественного порядка в Вологодской области в 1953-1964 гг. стало предметом научного исследования профессора кафедры философии и истории Вологодского института права и экономики ФСИН, доктора исторических наук, доцента А.Л. Кузьминых, который подчеркнул, что в условиях общественных перемен, порожденных политикой Н.С. Хрущёва, привлечение общественности к борьбе с преступностью стало приоритетным направлением правоохранительной политики Советского государства. Органы милиции стали шире использовать различные формы работы с населением. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» органы милиции развернули кампанию по привлечению населения для работы в качестве внештатных работников и доверенных лиц. В 1962 г., сообщил А.Л. Кузьминых, из числа вологжан были подобраны 576 общественных участковых уполномоченных. Их кандидатуры были утверждены на исполкомах городских и районных Советов трудящихся, после чего с ними были проведены инструктивные совещания и выданы удосто-

верения внештатных работников милиции. Эффективной М формой привлечения населения к охране общественного т порядка была работа с доверенными лицами, которые К оказывали помощь в выявлении лиц, ведущих антиобще- о ственный образ жизни, способствовали изучению поду- С чётного элемента и получению сведений, представлявших д оперативный интерес. т

Профессор кафедры отечественной истории и права д Южно-Уральского государственного гуманитарно-педа- т гогического университета (Челябинск), доктор истори- р ческих наук, доцент Н.С. Сидоренко и аспирант кафедры у отечественной истории и права Южно-Уральского госу- р дарственного гуманитарно-педагогического университета к (Челябинск) Н.В. Шувалов обратились к исследованию о взаимодействия органов МВД и отрядов комсомольских о дружинников в 1985-1991 гг. в Челябинской области. н В числе основных форм взаимодействия было использо- и вание сложившейся практики создания и деятельности е добровольных народных дружин. Активное участие в о этом движении приняли студенты высших учебных заве- т дений в структурах оперативных отрядов комсомольских т дружинников двух типов (отряды, действовавшие на базе общественных пунктов охраны порядка совместно с народ- В ными дружинами в пределах закреплённого микрорайона; д и отряды, созданные по решению районного, городского р штабов дружин и районного, городского комитетов ком- о сомола, действовавшие в масштабе города или района). С и началом перестройки в сфере экономики предприятия резко о сократили финансирование отрядов ДНД, что привело в № скором времени к их ликвидации. В этих условиях возросло 0 значение отрядов второго типа. На них возлагались допол- 7 нительные обязанности по выполнению антиалкогольной 00 кампании, борьбы с курением, проституцией и наркоманией 0 среди молодежи. Основным направлением деятельности 7 отрядов комсомольских дружинников стала работа по профилактике правонарушений среди подростков. К началу 1990-х гг. эффективность правоохранительной деятельности отрядов снизилась в силу объективных причин. Но, полагают Н.С. Сидоренко и Н.В. Шувалов, опыт, накопленный отрядами комсомольских дружинников, оказался востребованным: в современной России наблюдается возрождение практики взаимодействия общественности и органов МВД в сфере охраны общественного порядка.

Начальник кафедры конституционного и международного права Омской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент М.А. Бучакова и докторант Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент О.А. Дизер в своём исследовании, посвящён-ном общественному контролю за деятельностью полиции, выявили специфику нормативно-правового регулирования общественного контроля в Российской Федерации, охарактеризовали виды субъектов общественного контроля, направления их деятельности и полномочия. Общественный контроль за полицией, полагают исследователи, является важным фактором повышения эффективности полицейской деятельности и способствует соблюдению состояния законности и дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел.

Организационно-правовые основы осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания стали предметом исследования старшего преподавателя кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидата юридических наук О.А. Петряни-ной, которая на основе анализа положений Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и практики их применения охарактеризовала порядок утверждения общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации, процедуру формирования и утверждения персонального состава общественных наблюдательных комиссий, направления деятельности и полномочия указанных общественных формирований. О.А. Петрянина обосновала необходимость обсуждения рекомендации общественных наблюдательных комиссий с руководителями территориальных органов, в чьём подчинении находится контролируемое учреждение, и необходимость соблюдения условий приватности обсуждений итогов визитов.

^ В ходе работы конференции был рассмотрен круг

2 вопросов, посвящённых проблемам формирования право-г<| вой культуры сотрудников полиции. Профессор кафедры теории государства и права и публично-правовых дис-^ циплин Казанского инновационного университета имени ^ В.Г. Тимирясова (ИЭУП), доктор исторических наук, доцент ^ А.В. Скоробогатов и заведующая кафедрой педагогической ии психологии и педагогики Казанского инновационного У университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), кандидат рЭ педагогических наук, доцент А.И. Скоробогатова обратились к исследованию вторичной правовой социализации, р^ охарактеризовав её как средство профессиональной идентификации сотрудников полиции. Исследователи обратили се внимание прежде всего на то, что профессиональное право-си сознание сотрудников полиции характеризуется высоким 8 уровнем знания юридических норм, профессиональными навыками, стереотипами (шаблонами) профессиональной и деятельности, специфической ценностной ориентацией, § специфичными нормами, регулирующими отношения вну-^ три профессиональной группы. Формирование профессио-2 нального правосознания сотрудника полиции происходит в § процессе правовой социализации - овладения индивидом У стандартами правового поведения, позволяющими ему стать актором правовой реальности. Результатом вторич-^ ной правовой социализации становится формирование у ^ сотрудника полиции профессионального юридического ^ правосознания, особенностью которого является овладение ^ знаниями юридических норм, регулирующих определённый « вид юридической деятельности, и определённых юридиче-се ских процедур.

^ Доцент кафедры отраслей права Санкт-Петербургского

д университета государственной противопожарной службы ® МЧС России, кандидат юридических наук В.Н. Чайка в У своём выступлении дала характеристику правовой культа туры сотрудников силовых структур в контексте правовой идеологии государства. Россия находится на «перекрестке ценностных ориентаций», считает В.Н. Чайка, российский правовой менталитет способен к восприятию социокультурных ценностей как с Востока, так и с Запада на осознаваемом и бессознательном уровне. Правовая культура сотрудников силовых структур является частью общей правовой культуры России. Очень важны ценностные ориентиры сотрудников полиции, основанные на высокой нравственности и нормах морали. Россия ушла от советской идеологии, другой крайностью уже на постсоветском пространстве стал западный ультралиберализм. Чтобы избежать последнего, необходимо духовное, культурное, национальное самоопределение, обращение к национальной истории. Образованные, творческие, физически и духовно здоровые молодые люди в полиции - залог успешного развития общества, государства в целом.

Правовую культуру сотрудников полиции профессор кафедры общеправовых дисциплин Алматинской академии МВД Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор А.С. Ибраева и докторант Алматинской академии МВД Республики Казахстан, кандидат юридических наук Е.Д. Рахмет рассматривают как фактор укрепления законности и снижения коррупционных рисков. В качестве мер, направленных на повышение уровня правовой культуры, исследователи предлагают улучшение социальных гарантий сотрудников, повышение престижа их профессии и уровня профессиональной подготовки. Только высокий уровень правовой культуры сотрудников полиции позволит противостоять коррупционным явлениям. Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества управления информации и общественных связей Главного управления МВД России по Краснодарскому краю С.Ю. Любин в своём выступлении рассказал о деятельности ГУ МВД России по Краснодарскому краю по увековечению памяти сотрудников полиции Кубани. С.Ю. Любин подчеркнул, что важное значение имеют: издание книги «Очерки истории органов внутренних дел Кубани (1793-1917 гг.)» (Краснодар, 2002); подготовка документально-художественного фильм «Польза, честь и слава» (2016), рассказывающего об истории полиции Екате-ринодара в начале XX в.; разработка уникального проекта -

пешеходной экскурсии по историческому центру Краснодара «Екатеринодар сыскной: хроники борьбы с преступностью» (2017); внесение в феврале 2017 г. в Городскую думу г. Краснодара ходатайства о названии вновь создаваемых улиц г. Краснодара в честь первого городничего Екатеринодара Данилы Савиновича Волкореза и помощника полицмейстера Екатеринодара Григория Спиридоновича Журавля.

Доцент кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного Центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, кандидат философских наук, доцент В.В. Степанен-ко на примере постоянно действующей экспозиции Центра подготовки миротворцев ВИПК МВД России охарактеризовал работу местных музеев, уголков истории, тематических выставок и стендов как возможность постижения истории полиции в контексте истории повседневности. Стержнем концепции истории повседневности выступает визуальный ряд в виде музейных или выставочных экспонатов, стендов, мультимедийных приложений, демонстрирующих субъективно значимую реальность в качестве цельного жизненного мира человека. Активное использование в учебном процессе системы высшего и дополнительного профессионального образования МВД России такой отрасли исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в её историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах, полагает В.В. Степаненко, позволяет оптимизировать овладение обучающимися знаниями и умениями.

Особое внимание участников конференции привлекли проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Профессор кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент М.А. Кожевина, проанализировав историю профессиональной подготовки сотрудников полиции/милиции, выделила этапы становления и развития полицейского/ милицейского образования в России. Система полицейского/ милицейского образования как отрасль государственного профессионального образования накопила богатейший опыт, отметила М. А. Кожевина. В её истории имели место несколько этапов развития: 1) начало XVIII в. - начало XX в. (дореволюционный этап): возникновение полиции как элемента государства, формирование кадрового корпуса полиции, зарождение практики подготовки полицейских;

2) 1917-1991 гг. (советский этап): создание отличной от дореволюционной системы правоохранительных органов, функционирующей на основе социалистических принципов; формирование советской милиции, создание многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров для милиции;

3) 1991 г. - настоящее время (современный этап): начинается с распадом СССР в 1991 г. и находится в стадии развития. М.А. Кожевина убеждена, что курс МВД России на последовательную переориентацию работы органов внутренних дел с преимущественно карательной на социально-обслуживающую функцию может быть реализован только высокообразованными кадрами. Только это позволит сформировать качественно новые по характеру и содержанию отношения между населением и полицией, восстановить утраченное доверие граждан. И роль исторического опыта полицейской/ милицейской школы в этом процессе трудно переоценить.

Начальник кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России кандидат исторических наук, доцент А.С. Пестру-илов исследовал становление полицейского образования в Российской империи и пришёл к выводу, что до середины XIX в. в России не было ведомственной системы полицейского образования, но потребность в ней ощущалась. Образование в 1867 г. в Санкт-Петербургской полиции полицейского резерва, а при нём - школы для подготовки лиц, желавших занять должности околоточных надзирателей и городовых (впоследствии и классных чиновников) А.С. Пеструилов считает датой создания первого ведомственного учебного заведения МВД. Резервы полиции были созданы в Москве, Киеве, Минске, Варшаве, Вильно. Позднее были открыты школы полицейских урядников: первая - в Гродно открыта 30 декабря 1879 г., 16 марта 1880 г. состоялся первый выпуск урядников, поступивших в школу. Появление полицейских учебных заведений было вызвано объективными процесса-

ми развития государственного аппарата, его усложнением и специализацией.

Начальник кафедры теории и истории государства и права Воронежского института МВД России, кандидат политических наук доцент А.В. Кирнос и профессор кафедры теории и истории государства и права Воронежского института МВД России, кандидат политических наук доцент В.А. Колесников предметом своего исследования избрали формирование и развитие образовательных организаций полиции в Воронеже в досоветский период. Одними из первых учебных заведений полиции стали школы урядников. Общий профессиональный уровень сотрудников полиции Российской империи, считают исследователи, был недостаточно высок; к 1917 г. удалось только заложить основы специального обучения полицейских, не создав цельной системы формирования кадрового состава.

Действительный член Академии педагогических и социальных наук (Москва), кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Лаптева обратила внимание на специфику профессиональной подготовки сотрудников МВД, работающих в исправительно-трудовых учреждениях. В 1970-х гг. для формирования профессионально значимых компетенций были разработаны учебные пособия, а также сборник задач по исправительно-трудовой педагогике, который был предназначен для работы со слушателями высших и средних школ МВД. В сборник было включено несколько примеров неправильных действий воспитателей, осмысление которых, как показали обсуждения со слушателями Высшей школы МВД в Москве, стали своего рода предупреждением повторения таких ошибок в процессе перевоспитания осужденных.

В числе обсуждённых на конференции вопросов - общественное мнение как критерий эффективности деятельности полиции. Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Новгородского государственного университета имении Ярослава Мудрого (Великий Новгород), кандидат юридических наук, доцент О.Е. Калпинская в своём докладе охарактеризовала общественное мнение как основной критерий оценки эффективности деятельности полиции в системе МВД России. На основании анализа данных замера общественного мнения в 85 субъектах Федерации О.Е. Калпинская сделала вывод о том, что уровень уверенности российских граждан в защищённости своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств вырос. Основными средствами повышения уровня доверия к полиции со стороны общественности О.Е. Калпинская считает: обновление общественных советов на всех уровнях системы МВД России; совершенствование принципов открытости и доступности информации о деятельности МВД России; развитие и расширение перечня предоставления государственных услуг органами полиции; улучшение организации работы «горячих линий» по различным направлениям деятельности МВД России.

Профессор кафедры философии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктор исторических наук, профессор А.Д. Попова в докладе на пленарном заседании описала памятники солдатам правопорядка как элемент механизма формирования имиджа сотрудников полиции в общественном сознании. А.Д. Попова проанализировала более 80 изображений памятников сотрудникам органов внутренних дел в различных городах России и предложила их типологию: 1) памятники, увековечивающие память о погибших сотрудниках при исполнении служебного долга (такие памятники чаще всего выполнены в форме стелы или фигуры сотрудника милиции); 2) памятники, поставленные конкретным сотрудникам (чаще всего памятники поставлены начальникам, создававшим местные органы милиции в первые годы Советской власти); 3) памятники городовым; 4) памятники героям фильмов или литературных произведений. Памятники не просто содержат символику, подчёркивающую значение деятельность милиции/полиции, они становятся источником формирования разнообразной социальной практики, которая также содействует укреплению имиджа полиции в обществе.

Особый интерес участников конференции привлекла биографика и работа секции «История полиции в лицах». Профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор исторических наук, доцент П.Д. Николаенко в своём выступлении охарактеризовал деятельность А.Д. Балашова

на поприще полицейской службы. На основании архивных М данных П. Д. Николаенко реконструировал обстоятельства т назначения А. Д. Балашова на должность московского обер- К полицмейстера, проанализировал расширение деятельности о московской полиции при его руководстве, обосновал вы- С вод о том, что действующему обер-полицмейстеру удалось д изменить общественное мнение о работе московского т полицейского ведомства в лучшую сторону. А.Д. Балашов д приобрёл необходимый полицейско-административный т опыт, который оказался весьма кстати в дальнейшем при р руководстве полицией и войсками северной столицы. у

Профессор кафедры истории России Саратовского р государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, ок доктор исторических наук, профессор Ю.В. Варфоломеев о посвятил своё исследование воспоминаниям начальника о Петроградского охранного отделения К.И. Глобачева и н реконструкции на их основе событий Февраля 1917 г. в и Петрограде. е

Доцент кафедры истории государства и права ° Уральского государственного юридического университе- т та (Екатеринбург), кандидат исторических наук, доцент т Р.А. Насибуллин проанализировал биографию выдающегося о эксперта-криминалиста М.М. Любавского, оценил его вклад В в развитие уральской криминалистической научной школы и д охарактеризовал М.М. Любавского как зачинателя примене- р ния научных методов расследования преступлений на Урале. о Целый блок вопросов, среди обсуждённых на конфе- и ренции, был посвящен международному сотрудничеству о органов, осуществляющих полицейскую деятельность. № На современном этапе мирового развития существенно о повышается роль международного права в сфере объедине- 7 ния усилий государств по различным вопросам, в т.ч. и по оо проблемам международного полицейского сотрудничества, 0 подчеркнул профессор кафедры отраслей права Санкт- 7 Петербургского гуманитарного университета профсоюзов А.И. Зябкин, отмечая, что целью такого сотрудничества является совместное противодействие международной преступности и преступности международного характера. Преподаватель кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук А.С. Миловидова исследовала механизмы полицейского сотрудничества, а доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России (Хабаровск), кандидат юридических наук, доцент О.А. Мартынова - историю создания Интерпола как организации международного сотрудничества правоохранительных органов мира. На проблемы сотрудничества Организации Объединенных Наций и международной организации уголовной полиции (Интерпол) в сфере международного миротворчества обратил своё внимание преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук П.Г. Зверев. Доцент кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук С.А. Торопкин предметом своего исследования избрал международные соглашения стран СНГ о пенсионном обеспечении сотрудников полиции, а доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат исторических наук Я.Л. Салогуб - деятельность российской администрации по организации полиции в открытом китайском порту Инкоу (Ньючжуан) (1900-1904).

Особый интерес участников конференции традиционно вызывают вопросы, касающиеся особенностей организации и функционирования полицейских систем зарубежных стран. Профессор кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России (Москва), доктор юридических наук, доцент И.А. Андреева обратила внимание на специфику изучения полицейских систем в европейской науке и произвела историографический анализ научных трудов о полицейских институтах. Особенности становления и развития полицейской системы Италии проанализировала доцент кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук О.В. Малихина. К вопросам формирования полицейского права во Франции обратилась доцент кафедры истории государства и права Московского университета МВД России

^ имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, доцент Практику полицейского надзора в сфере отправле-

2 Н.Л. Феднева. ния религиозных культов, опираясь на дело католического

г<| Старший преподаватель кафедры теории и истории священника Вальтера Кампе, проанализировала ведущий

государства и права Ростовского юридического института научный сотрудник Национального музея истории Молдовы ^ МВД России (Ростов-на-Дону), кандидат юридических наук Академии наук Молдовы (Кишинев), кандидат исторических ^ Е.С. Палухинавыявила особенности организации и прохож- наук, доцент Л.П. Заболотная.

^ дения подготовки в полицейских учебных заведениях стран Организация полицейской деятельности в Казах-

^ Евросоюза, доцент кафедры уголовного права Уральского стане XIX в. явилась предметом исследовательского У государственного юридического университета (Екатерин- интереса заведующего кафедрой теории и истории рЭ бург), кандидат юридических наук Я.С.Дикусар - специфику права и государства Национального исследовательско-профессиональной подготовки и деятельности полицейских го университета «Высшая школа экономики» в Санкт-р^ ФРГ, а доцент кафедры русского, иностранных языков и Петербурге, кандидата юридических наук, доцента культуры речи Уральского государственного юридического Р.Ю. Почекаева, а организационно-правовые основы се университета (Екатеринбург) И.А. Глубокова и заместитель становления полицейской системы Таджикистана -си директора Института юстиции Уральского государственно- предметом изучения адъюнкта кафедры теории госу-8 го юридического университета (Екатеринбург), кандидат дарства и права Санкт-Петербургского университета

юридических наук, доцент Э.Ф. Шамсумова - особенности МВД России А.Р. Абдуллоева. и системы полицейского образования в Германии на примере Доцент кафедры теории и истории государства и права

ни Берлинской школы экономики и права. Нижегородской академии МВД России, кандидат истори-

^ Предметом исследования ассистента кафедры уголов- ческих наук, доцент С.В. Ханин на примере деятельности

2 ного права и криминологии Новгородского государственно- отряда специального назначения МВД СССР «Кобальт» § го университета имени Ярослава Мудрого В.О. Карпова ста- в Афганистане охарактеризовал участие сотрудников У ла профилактика насильственных преступлений полицией милиции в обеспечении международной безопасности на ^ в ФРГ, а доцент кафедры истории государства и права Нов- евроазиатском континенте.

^ городского государственного университета имени Ярослава На секционных заседаниях выступили 98 участников

^ Мудрого (Великий Новгород), кандидат исторических наук, научного собрания.

^ доцент Е.А. Макарова сосредоточила исследовательский При подведении итогов работы конференции на за-

^ интерес на опыте законодательного закрепления правила ключительном пленарном заседании участники отметили, « Миранды в европейских странах. что поставленные для обсуждения вопросы получили раз-

се Старший научный сотрудник Института этнологии и ностороннее освещение. Работа конференции оценена как

^ антропологии Российской академии наук (Москва), кандидат плодотворная и способствующая приращению научных д исторических наук Е. А. Сорокина акцентировала внимание на знаний о полицейской системе России, сущности и спец® организации и деятельности полиции в современной Швеции, а ифике осуществления полицейской деятельности, особен-У старший преподаватель кафедры международного права Между- ностях организации и функционирования полицейских И народного университета «МИТСО» (Беларусь, Минск), кандидат систем зарубежных стран. юридических наук О.С. Звонарёва - на становлении и развитии полицейской системы в Китайской Народной Республике.

Список литературы

1. Нижник, Н. С., Стоцкий, А. П., Федоринова, Е. А., Карчевская, Н. И. Молодые исследователи - юридической науке: об участии слушателей, курсантов и студентов в международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 214-218.

2. Нижник, Н. С., Щепкин, С. С.1 Демидов, А. В.1 Семенова, О. В. Научный форум, посвящённый 300-летию российской полиции (о международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)». Санкт-Петербургский университет МВД России, 28-29 апреля 2016 г.) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 218-226.

3. Нижник, Н. С., Стоцкий, А. П., Федоринова, Е. А., Карчевская, Н. И. Научный форум молодых исследователей, посвященный 300-летию полиции России о международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)». - Часть II // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 210-214.

4. Нижник, Н. С., Щепкин, С. С.1 Демидов, А. В.1 Семенова, О. В. «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)» (о международной научно-теоретической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербургском университете МВД России). - Часть II // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 214-222.

5. Нижник, Н. С., Нудненко, Л. А. Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) // История государства и права. - 2016. - № 13. - С. 3-9.

6. Нижник, Н. С., Нудненко, Л. А. Государство и право: современное состояние, перспективы развития // Государство и право. - 2017. - № 2. - С. 111-117.

7. Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) : материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 27-28 апреля 2017 г. / под ред. Н. С. Нижник. - В 2 т. - Т. I. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 356 с.

8. Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) : материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 27-28 апреля 2017 г. / под ред. Н. С. Нижник. - В 2 т. - Т. II. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 362 с.

9. Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) : материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей. Санкт-Петербург, 28 апреля 2017 г. / под ред. Н. С. Нижник. - В 2 т. - Т. I. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 262 с.

10. Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) : материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей. Санкт-Петербург, 28 апреля 2017 г. / под ред. Н. С. Нижник. - В 2 т. - Т. II. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 291 с.

11. Нижник, Н. С., Бялт, В. С., Демидов, А. В., Семенова, О. В. Полицейская система России: генезис, эволюция, современное состояние и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 216-227.

12. Нижник, Н. С., Стоцкий, А. П., Федоринова, Е. А. «Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 228-239.

© Нижник Н. С., Бялт В. С, Демидов А. В, Семёнова О. В., 2017