ЧАСТЬ II
Ч. Н. Ахмедов
ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК КАК ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Конституция Российской Федерации провозглашает в нашей стране социальное правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства1. Реализация данной конституционной гарантии является обязанностью всех структур государства, но прежде всего — его специализированных институтов и органов. Для обеспечения конституционных гарантий государство создает свою правоохранительную систему, с помощью которой реализует указанные функции. Сама правоохранительная система является частью механизма государства. Возникает вопрос, как и каким образом правоохранительная система реализует государственную функцию по обеспечению безопасности личности и общества. Какие из социальных институтов являются приоритетными?
Вся история становления и развития европейской цивилизации свидетельствовала об эволюции системы координат общественного развития, которая зависела от разрешения проблемы становления личности конкретного общества. Человек изначально заявил о себе как о проблеме, демонстрируя вечную неудовлетворенность собой и окружающей средой. Эта неудовлетворенность сплошь и рядом заявляла о себе как о противоречии между тем, чем располагал человек, и тем, что ему хотелось бы. Это противоречие было не только источником развития человека, но и проблемным фактором трансформации индивида в личность общества. На первых порах становления общества в условиях развития семьи и оформления частной собственности, противоречие личности и общества разрешалось через институт власти авторитета конкретного общества. Власть авторитета в системе коорди-
© Ч. Н. Ахмедов, 2013
нат общественного развития осуществлялась через институт жрецов, а позже — церкви. По мере усложнения общественных отношений, когда уже перестала «работать» аристотелевская формула общества, как семьи, где складываются первичные отношения мужа и жены, родителей и детей, господина и его рабов, формируются условия трансформации власти авторитета в авторитет власти. Этот процесс затянулся во времени и достиг своего апогея в условиях Ренессанса, как общества переходного периода, где уже не работает старая шкала ценностных ориентиров, а новая еще не сложилась. Общество и личность в обществе переживают исторический вызов, который нашел свой ответ в формировании индустриального способа производства и мирового рынка сбыта произведенной продукции. Новый этап европейской цивилизации в качестве матрицы своего развития реализует формулу «товар — деньги — капитал», где уже нет места человеку как автономному, самодостаточному существу, а его место замещает социальная функция личности с определенной ментальностью и потенциалом способностей к девиантным формам поведения. Старые нормы регламента жизнедеятельности людей в обществе уступают место правовым отношениям. Политика, мораль и право заявляют о себе как о первоначальных формах реакции людей на окружающую действительность. Право обретает свою историю движения от ключевых ценностей индивида, которые он получает в акте своего рождения, до ключевых ценностей общества, в недрах которого складывается правовая парадигма. Нормы этой парадигмы обеспечиваются санкциями государства как института авторитета власти в системе координат общественного развития. Оформляется позитивное (государственное) право.
Ренессанс, как общество переходного периода, внес свой вклад не только в формирование права как новой ступеньки в нормативной пирамиде общества, но и обеспечил социальный заказ на поиск оптимальной модели авторитета власти. Первые страницы этого поиска оставил Н. Макиавелли. Последующие страницы написали Ж. Боден, И. Альтузий, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и другие. Общими усилиями сложилась новая «визитная карточка» вертикали власти, которая обеспечивала императив на уровне горизонтали коммуникаций в системе координат общественного развития. Эта модель общего нашла свое проявление в единичном, где она преломлялась через культуру конкретной ойкумены. Так складывалась национальная государственность, в истории которой через сравнитель-
ный анализ можно найти то общее, что объединяет все национальные государственности, и то единичное, что конкретизирует и характеризует специфический характер конкретного государства, деятельность которого сводится к его внутренней и внешней политике. Внешняя политика определяется особенностями и характером политики соседних государств. Что касается внутренней политики, то она обусловлена спецификой культуры конкретной ойкумены, а также взаимосвязью личных и общественных интересов. Индивид в формате своей жизнедеятельности преследует свои интересы (форма выражения его потребностей). Ориентир на свои потребности создает проблемную ситуацию межличностных отношений, затрагивающей безопасность конкретного общества. А посему нужны постоянные усилия института государства, направленных не только на защиту территориальной целостности общества, но и на пресечение девиантных форм поведения (преступности) личности в обществе.
На всех этапах своего развития российская правоохранительная система государства детерминирована представлениями о праве, о природе и сущности публичных и частных интересов, о необходимости охраны и защиты прав и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов права. Цель правоохранительной системы состояла в том, чтобы создать условия для совершенствования системы права и приведения ее в соответствие с требованиями социально-экономической и политико-правовой реальности. Поэтому важное значение приобретает изучение истории правоохранительных институтов России. Знание их компетенции, структуры и форм работы помогает объяснить события и процессы прошлого и прогнозировать наше ближайшее будущее.
Изучение историко-правовых аспектов создания и развития правоохранительных учреждений Российской империи, выяснение их социально-политической функции, места и роли в обеспечении защиты общества и государства обеспечивает богатый материал для осмысления периодов отечественной истории, позволяет сопоставить и связать прошлое с настоящим, а также при выявлении современных правовых проблем помогает определить основные тенденции, распознать негативные явления и, сделав соответствующие выводы, найти пути и способы разрешения существующих проблем. Этот подход абсолютно необходим в условиях современного государственного строительства и законотворческой деятельности.
Полиция, как один из субъектов правоохранительной системы, играла заметную роль в механизме Российского государства, обеспе-
чивая его внутреннюю безопасность. С момента своего становления на институт полиции был возложен ряд задач по защите как общества, так и личности в обществе. В какой-то период полиция успешно справлялась с возложенными на нее задачами, показывая высокие результаты своей деятельности, обеспечивая безопасность как государства, так и личности в государстве, а в какой-то период действия полиции были менее активными в защите интересов индивидов, ибо приоритетным направлением являлось обеспечение безопасности государственного (монархического) строя.
Становление и развитие Министерства внутренних дел убедительно доказывает, что на протяжении своей 210-летной истории полиция имеет положительный опыт раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, где объектом посягательств являлись интересы как государства и общества, так и отдельных граждан, которые выступают в двух ипостасях: подданные государства и личности с правом на приватную жизнь, в ходе чего они разрешают свои интересы.
Следует обратиться к историческому опыту деятельности уездной полиции Российской империи, одним из чинов которой являлся полицейский урядник.
Должности полицейских урядников (далее — урядник) были ведены в 46 губерниях, на основании Высочайшего утвержденного положения от 19 июня 1878 г. с целью устранения недостатков, существовавших в организации уездной полиции.
При создании института урядников существующая власть преследовала последовательные цели:
— создать надежную полицейскую власть на местах от правительства, способную охранять личную безопасность и права собственности сельских обывателей;
— урядники должны были стать хорошими помощниками становых приставов;
— разумными и толковыми руководителями сотских и десятских, выполняющих полицейскую повинность в качестве нижних полицейских чинов от населения.
Урядники исполняли свои обязанности на основании инструкции, утвержденной Министром внутренних дел и согласованной Министром юстиции и шефом жандармов от 28 июля 1887 г.2 Четыре раздела указанной инструкции регулировали общие и особые обязанности урядников; их обязанности по охранению личной и имущественной
безопасности, тишины, порядка и спокойствия; обязанности урядников по предупреждению и пресечению преступлений.
Обязанности, возложенные на урядников, согласно указанной инструкции, условно можно разделить на основные направления:
— пресечение, обнаружение и преследование преступлений и проступков;
— наблюдение за порядком, безопасностью и точным исполнением предписанных законом и местными постановлениями правил благоустройства;
— исполнение разных поручений, возложенных на урядников руководителями полиции;
— оказание содействия волостному и сельскому начальству;
— надзор за действиями сотских и десятских3.
В отношении пресечения, обнаружения и преследования преступлений урядник должен до прибытия на место преступления станового пристава или судебной власти принять меры к охранению следов преступления, выяснить обстоятельства совершения преступления, если преступники скрылись, то преследовать их, и если предоставляется возможность — задержать виновных.
Кроме того, к основным направлениям деятельности полицейских урядников относилось взаимодействие с мировыми и волостными судьями при рассмотрении дел, где полиция проводила дознание.
За каждым полицейским урядником закреплялся административный участок, где количество проживающего население составляло от 5 до 15 тыс. человек, а в некоторых губерниях эти цифры достигали 20 тыс.4 Протяженность участка составляла от 50 до 100 верст, а в некоторых губерниях до 300 верст5.
Урядники, постоянно разъезжая по своим участкам, наблюдали за исправностью дорог, за пожарной частью, за караулами, за чистотой на улицах, задерживали подозрительных лиц. Деятельность урядников по обеспечению порядка, безопасности и благоустройства на закрепленных за ними участках проявлялась с гораздо более широким размахом, нежели их деятельность по обнаружению и пресечению преступлений.
Объектом особого внимания урядников на своем административном участке являлось обеспечение пожарной безопасности, несоблюдение которой приносило огромный материальный ущерб, а также приводило к человеческим жертвам.
Деятельность урядника по предупреждению пожаров осуществлялась по двум направлениям:
— принятие общих профилактических мер, заключающихся как в настоянии за соблюдением предписанных правил предосторожности от огня, так и в распоряжениях при тушении пожаров;
— проведение дознания с целью установления причины возникновения пожаров, установления лиц, причастных к поджогам, а так же их розыск и задержание.
При профилактике пожаров полицейские урядники следили, чтобы в селениях были в готовности средства для прекращения пожаров, в случае пожара они должны немедленно прибыть на место, оказать содействие в тушении огня и принять меры по охране жизни и имущества жителей. Они также следили за исполнением установленных земствами правил предосторожности от пожаров6.
Имеется достаточно примеров из архивных источников, в которых, по данным губернских властей, благодаря умелым и своевременным действиям урядников, целые селения были спасены от разрушительного действия огня7.
Одну из весьма существенных и предупредительных полицейских мер составляли в селениях ночные караулы, установление которых зависело от сельских обществ, и наблюдение входило в обязанности сельских властей. Однако в большинстве случаев организация ночных караулов была крайне неудовлетворительной, в результате чего урядники во время обхода селений по ночам находили караулы в беспорядке или вовсе не находили их на местах, за что виновные привлекались к законной ответственности. Принимаемые меры уже сами по себе вызывали более исправное исполнение ночными караулами своих обязанностей, что, конечно, положительно влияло на своевременное обнаружение очагов возгорания, и как следствие сохранение личной имущественной безопасности.
Урядники следили за тем, чтобы при возведении построек сохранялись установленные между ними промежутки, и чтобы промежутки эти по узаконенным правилам были засажены деревьями, что способствовало предупреждению возникновения пожара. Были случаи привлечения урядниками к ответственности домохозяев за нарушения предписанных мер предосторожности от огня внутри жилищ, как, например, за сушку льна на печах, за неправильное устройство печей и т. п.
Весьма успешно проводилась работа урядниками по проведению дознания с целью установления причины возникновения пожаров, установления лиц, причастных к поджогам, а так же их розыск и задержание.
В отчете о деятельности полицейских урядников за 1878 год на имя императора Александра II, министр внутренних дел, статс-секретарь Л. С. Маков отмечал, что за короткое время с момента образования института урядников ими были обнаружены 58 случаев поджогов и задержаны 63 лица, совершившие поджоги8. Деятельность такого рода одновременно создавала общественное мнение среди населения о существовании полицейской власти в сельской местности в лице урядника, а с другой стороны, являлась сдерживающим фактором при совершении подобного рода преступлений со стороны других лиц.
Одним из серьезных преступлений в сельской местности являлось конокрадство, в результате которого разорялось в целом крестьянское хозяйство. Масштабность конокрадства была настолько велика, что последствием данного вида преступления в сельской местности нередко становилось разорение и обнищание крестьянских хозяйств. Отчаянные и незащищенные крестьяне обращались с массовыми заявлениями на имя министра внутренних дел о необходимости безотлагательного принятия решительных мер «к искоренению этого врага нашего крестьянства»9.
С момента образования института полицейских урядников по предупреждению и пресечению конокрадства на них возлагались обязанности преследования конокрадов, при этом они должны были особое внимание обращать на подозрительных лиц, замышляющих совершение таких преступлений.
С июня 1878 г. по 1 января 1879 г., то есть за 6 месяцев существования института полицейских урядников, ими было зафиксировано 320 случаев конокрадства, задержано 511 конокрадов и 757 ворованных лошадей — и 579 возвращены хозяевам10. Аналогичная работа продолжалась в течение 40 лет существования института полицейских урядников, очень часто губернаторы и другие должностные лица губернской власти в своих отчетах на имя министра внутренних дел приводили подобные цифры, указывающие успешную деятельность полицейских урядников по указанному направлению11.
Раскрытие, расследование преступлений и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц дейсивовали как меры предупреждения этих преступлений. Как видно из отчета Волынского губернатора, в 1877 г. на территории вверенной ему губернии было похищено 1599 лошадей, уже в 1878 г., то есть с момента появления урядника в сельской местности, было похищено 594 лошади12.
При этом необходимо заметить, что в то время как во многих губерниях по некоторым видам преступлений деятельность урядников не проявлялась вовсе, относительно конокрадства активность проявилась во всех 46 губерниях Российской империи.
Полицейский урядник часто занимался розыском украденного скота. Так, например, в Волынской губернии в 1879 г. в результате совершенных преступлений против собственности (104 кражи рогатого скота) обнаружен и возвращен скот владельцам по 92 из них13.
Вместе с тем требования урядников об исполнении различных правил благоустройства и безопасности, а главным образом составляемые ими протоколы о замеченных нарушениях этих правил, которые в большинстве случаев влекли тягостное для крестьян привлечение их к ответственности перед мировым судом, возбуждали против урядников враждебное чувство среди населения.
Возлагаемые начальством на урядников поручения, не относящиеся к их прямым обязанностям, касались выдачи разных повесток, объявлений и документов, розыска хозяев потерявшегося скота, взятия под стражу лиц, подлежавших заключению. Полицейским начальством иногда возлагались на урядников поручения, совершенно не соответствующие их служебному положению. Вследствие неясного понимания своих прав и обязанностей урядники нередко и без особых поручений со стороны начальства, дозволяли себе вмешиваться в дела, не относящиеся к кругу их деятельности.
Исторический период становления и развития института полицейских урядников сопровождался совершением ряда террористических актов, в том числе неоднократным покушением на жизнь самого императора Александра II. Все это не могло оставить без внимания разработчиков инструкции полицейским урядникам, где деятельность полицейских урядников должна была быть направлена на предупреждение и пресечение преступлений против подрыва государства, покушения
на жизнь и здоровье императора, членов его семьи, а так же других должностных лиц государственной власти.
В инструкции полицейским урядникам от 19 июля 1878 г. на урядника возлагались обязанности по предупреждению и пресечению распространения ложных слухов, направленных на подрыв государства, а также пресечению беспорядков во время публичных сборищ14.
В инструкции полицейским урядникам от 28 июля 1887 г. нашел отражение параграф 45, который регламентировал обязанности урядника в случае обнаружения преступления против государства на их участке. Перечень таких преступлений был изложен в приложении № 2 указанной инструкции. Он включал:
— составление подложных указов или предписаний и других исходящих от правительства бумаг;
— похищение бумаг или вещей из присутственных мест;
— срывание и уничтожение поставленных правительством знаков и печатей;
— взлом тюрем;
— увод и побег находящихся под стражей;
— укрывательство военных дезертиров;
— подделка гербовых бумаг, кредитных документов, фальшивомо-нетчество.
При обнаружении указанных преступлений, урядник обязан был немедленно, в течение суток, доложить о случившемся судебному следователю, прокурору, становому приставу, жандармскому офицеру, а самому принять немедленные меры по раскрытию преступлений «по горячим следам»15.
Таким образом, институт полицейских урядников в период своего существования внес существенный вклад в обеспечение безопасности общества, а так же отдельных подданных Российской империи, охраняя их жизнь, здоровье и собственность от преступных посягательств.
Проведенный анализ становления и деятельности института полицейских урядников в условиях современной реформы деятельности правоохранительных органов Российской Федерации свидетельствует о том, что есть определенный накопленный опыт конкретной правоохранительной деятельности. Эта деятельность имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства института полицейских урядников
являются основанием их реанимации в формате современной реформы, а знание недостатков позволяет избежать возможности наступить на «старые грабли».
Автор проведенного исследования обращает внимание представителей правотворческой деятельности на необходимость принять во внимание наработанный опыт института полицейских урядников и обеспечить преемственность этого института с учетом современной обстановки, когда общество переживает свой переходный период, где не работает старая шкала ценностных ориентиров личности в обществе и еще не сложилась новая.
1 Конституция РФ, ст. 2.
2 Инструкция полицейским урядникам, утвержденная Министром внутренних дел, по согласованию с Министром юстиции 28 июля 1887 г. СПб., 1887.
3 Инструкция полицейским урядникам, утвержденным Министром внутренних дел, по согласованию с Министром юстиции 28 июля 1887 г. М., 1894. С. 34-50; Извлечение из всеподданных отчетов члена Государственного Совета и сенатора Ковалевского по ревизии губернии Казанской, Уфимской и Оренбургской. С. 21-24.
4 Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 40. Д. 4. Л. 81.
5 Там же. Л. 81 об.; Ф. 1286. Оп. 39. Д. 59. Л. 1, 2, 6, 41-42, 304-339, 361-369.
6 Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878 года, п. 29.
7 Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 40. Д. 4.
Л. 83-84.
8 Там же. Л. 84 об.
9 Там же. Л. 84 об.
10 Там же. Л. 99.
11 Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878 года, п. 4; Ельсон А. Руководство для полицейских урядников при предупреждении, пресечении и исследовании преступлений и проступков, подсудных общим и мировым установлениям, с образцами донесений, сообщений, справок, актов дознания, постановлений и протоколов. С. 11-15.
12 Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 39. Д. 29.
Л. 262.
13 Там же. Л. 319.
14 Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878 года, п. 5.
15 Инструкция полицейским урядникам, с приведением разъясняющих ее узаконенных распоряжений, а так же извлечений из сенатских решений и министерских циркуляров и с приложением вопросов, которые могут быть предложены при испытании кандидатов на должности полицейских урядников / Сост. канд. прав. Н. И. Арефа. Изд. 7-е, исправленное и значительно дополненное. СПб., 1914. С. 77-78.
Информация о статье
Автор: Ахмедов Чингиз Нарман оглы — кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Название: Полицейский урядник как институт защиты частных и публичных интересов Аннотация: Должностные полномочия и реализация на практике положений служебных инструкций полицейских урядников стали главным предметом исследования данной публикации.
Ключевые слова: Российская империя, полиция, чиновничество, преступления Information about article:
Author: Akhmedov Chingiz Narman ogly — kandidat yuridicheskih nauk, docent, Sankt-Peterburgskij Universitet MVD Rossii, Saint-Petersburg, Russia, [email protected] Title: Policejskij uryadnik kak institut zashhity chastnyx i publichnyx interesov Summary: dolzhnostnye polnomochiya i realizaciya na praktike polozhenij sluzhebnyx instruk-cij policejskix uryadnikov stali glavnym predmetom issledovaniya dannoj publikacii.
Key words: Rossijskaya Imperiya, policiya, chinovnichestvo, prestupleniya