Новый университет. 2011. № 6.
ISSN 2221-7347
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
УДК 340
В. В. Мирошниченко
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ФУНКЦИИ ГОРОДНИЧЕГО В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ДОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА
Статья посвящена некоторым вопросам возникновения и становления должности городничего в Казанской губернии. Описаны основные полномочия и обязанности городничего по осуществлению своих служебных обязанностей, как городского полицейского чиновника дореформенного периода.
Ключевые слова: полиция, Казанская губерния, полномочия и обязанности городничего.
Во время своего правления императрицей Екатериной II была проведена реорганизация административно-полицейской власти в губерниях Российской империи посредством проведения 7 ноября 1775 г. губернской реформы. Одной из основных ее целей было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским функциям. На территории Казанской губернии административно-территориальная реформирование происходило в 17801781 гг.-28 сентября 1781 г. Сенат, руководствуясь Учреждениями для управления губерниями от 1775 г., своим Указом преобразовал Казанскую провинцию в наместничество в составе тринадцати уездов. [1] В каждом уездном городе, где не было коменданта, указами Сената от 5 и 18 сентября 1779 г. определялся по представлению губернского правления городничий. [2] Учреждение городовой полиции было регламентировано Уставом благочиния от 1782 г. Согласно Учреждениям, в городах губернских, каким являлась Казань, руководство полицией осуществляли полицмейстеры; в уездных городах, которых в губернии было 12, - городничие, в руках которых и сосредоточивалась полицейская власть. На основании Устава о благочинии при этих лицах учреждены были коллегиальные установления: в Казани - Управа благочиния, в уездных городах Казанской губернии - коллегиальные присутствия при полицмейстерах и городничих из заседателей, избранных городским обществом. Городничие являлись чиновниками VIII класса (уровень звания сухопутного майора). Город был выделен в отдельную административную единицу, возглавляемую городничим. В каждом уездном городе были введены городниче-ские правления, постепенно заменившие воеводские канцелярии в период времени с 17761782 гг. К примеру, Цивильское городническое правление, возглавлявшееся городничим, пришло на смену Цивильской воеводской канцелярии, возглавлявшейся воеводой. [3] Цивильское городническое правление в целях регламентирования своей деятельности получало Указы Сената, предписания Министерства внутренних дел, Департамента полиции, фиксировало распоряжения городничего; в нем велись протоколы и журналы правления, книги учета купцов, ремесленников и мещан, ведомости о ценах на продукты питания и фураж; алфавит разыскивае-
© Мирошниченко В. В., 2011.
32
ISSN 2221-7347
Экономика и право
мых лиц, а также семейные рекрутские списки. [4] Основными обязанностями городничих являлись поддержание правопорядка и всестороннее обеспечение выполнения решений Казанских губернских органов. Обязанности городничего были аналогичны обязанностям земского исправника - главы полиции в уезде, что заметно упрощало их взаимодействие при возникновении необходимости поиска беглых крестьян, обеспечении вспомогательных операций при прохождении воинских частей, выполнении работ по сбережению и охране путей сообщения. Но в отличие от исправника и других членов нижнего Земского суда, избиравшихся уездными дворянскими собраниями, городничий назначался по представлению губернского правления Сенатом. [5, с.180] Функциями судьи городничий не обладал и в случае нарушения гражданином закона, на первого возложено было проведение предварительного расследования преступления или несчастного случая для передачи в судебные или полицейские органы. Например, в 1857 г. Царевококшайский городничий Бордзузиловский посадил под арест на сутки и оштрафовал мещанина А. Петрова, проживающего в г. Царевококшайске за буйство и нанесение побоев беременной жене. [6, сноска 106] Ряд должностных обязанностей городничий выполнял совместно с городовым магистратом, к ним относились: надзор за правильностью мер и весов, осуществление мер по профилактике эпидемий и эпизоотий, контроль за соблюдением правил торговли и санитарным состоянием городских площадей и улиц. Так, в 1856 г. ввиду высоких цен на мясо в г. Чебоксары местному городничему Копылову было вменено в обязанность объяснить причины повышения цен и исправить создавшуюся ситуацию. [6, сноска 103]
Городничему были подчинены штатные и инвалидные команды, находящиеся на территории подведомственного ему города - они использовались для конвоирования арестантов, а также для борьбы с бродяжничеством и разбоем. [6, с.115] При размещении в городе или прохождении через него воинских формирований городничий обязан был снабжать войска всем необходимым и определять их на постой. Разрешение конфликтов между военнослужащими и местным населением тоже входило в круг обязанностей городничего, который при этом мог наказывать виновных. [6, с.115]
Городские магистраты, созданные еще при Петре I в начале 20-х годов XVIII в. не были подчинены местным органам общего управления - губернаторам и воеводам по вопросам промышленности и торговли. После губернской реформы 1775 г. такого подчинения тоже не было предусмотрено, но городничий мог вмешиваться в чисто торговые дела. Ст.265 Учреждений предусматривала выступление магистрата в роли защитника интересов купцов и мещан - своеобразного посредника между городничим и подданными. [5, с.229]
На городничего возлагались обязанности производства административного дознания в случае совершения преступления, ему вменялось в обязанность вести поиск и преследование воров и беглых крестьян, опираясь при этом на регламентированную помощь обывателей - жителей города. [5, с.229] При отказе в оказании помощи городничий ходатайствовал своими представлениями в суд о применении штрафных санкций к виновным: «Буде в городе окажется скопище воров или беглых людей, то городничий, не теряя времени, приложит всевозможное старание воров имать, в чем каждый дом в городе обязан подать руку помощи; и буде по следствию окажется, что где в доме воры или беглые были, и их не имали небрежением, то таковые дома подвержены пени, и городничий предложит суду, который имеет наложить на нерадивых об общей безопасности и взыскать с таковых домов с тех людей, кои дом ведают, по рублю за каждого человека, что упустили, могши его имать». [5, с.230]
Необходимо заметить, что устройство городской полиции уездных городов Казанской губернии имело свои недостатки. Ближайший недостаток его заключался в разделении полиции уездной и городской - разделении, не имевшем серьезного основания, так как большинство городов, по своим размерам и условиям жизни горожан, не отличалось от больших селений губернии и было выделено из уезда, так сказать, искусственно. При этом правительство, замещавшее важнейшие в них должности полицмейстеров и городничих, не могло располагать значительным персоналом, достойным занимать, эти, во всяком случае, трудно комплектуемые должности. Власти сами ограничили круг лиц, на которых должен был падать выбор начальства. Именно в полицмейстеры и городничие в губернских и уездных городах велено было опре-
33
Новый университет. 2011. № 6.
ISSN 2221-7347
делять или из уволенных от службы раненых, в покровительстве Комитета 18 августа 1814 года состоящих, офицеров или остальных отставных военных и гражданских чиновников. Таким образом, в занимании освободившейся должности первенство было предоставлено раненым, покровительствуемым Комитетом, вследствие чего сама служба, в глазах закона, получила значение как бы инвалидной. При этих условиях полицейское управление городов, выделенное из общеуездного, не могло ни дать местным жителям тех удобств, на которые они вправе были рассчитывать, ни властям тех выгод, которых оно ожидало. В уездных городах Казанской губернии неудовлетворительное состояние полиции дореформенного периода обусловливалось, сверх того, указанным выше способом назначения городничих из раненых офицеров. Судя по неоднократным отзывам не только казанского, но и других губернаторов, эти городничие, большей частью, не имея ни опыта подобной службы, ни знания законов, без всякого понятия о своем долге, смотря на службу как на способ к обогащению, или оставаясь в полной зависимости от своих секретарей, пользовались властью для достижения своих корыстных целей. Частые смены подобных городничих служат достаточным подтверждением такого отзыва. Подчинение города и уезда двум различным полициям производило частые столкновения, бесполезную пересылку дел и взаимное уклонение от исполнения своих прямых обязанностей городничими. Не раз бывали случаи, когда разыскиваемое полициею лицо, на протяжении нескольких лет, уклонялось от явки в полицию или от дачи показаний, потому что, имея квартиру в городе и загородный дом или имение в уезде, попеременно переезжало из одного и места в другое.
Вследствие вышеперечисленных причин городничие и городнические правления на основании «Временных правил об устройстве полиции» от 25 декабря 1862 г. были упразднены, полицейская власть, по общему правилу, стала принадлежать уездному полицейскому управлению, возглавляемому уездным исправником, которому были подчинены как сельские, так и городские поселения. [7]
Библиографический список
1. Вешняков, В. И. Экспедиция Государственного хозяйства (1797-1803) // Русская старина. -1901.- № 10. - С. 415-416.
2. Сысуев, Ю. Полиция Симбирской губернии во второй половине XIX века. дисс. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2002. - С. 47.
3. РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Ф.1, оп. 1.
4. РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Ф.78, оп. 1.
5. Российское законодательство Х-ХХ веков в 9-ти т. - Т.5. «Законодательство периода расцвета абсолютизма». - М.: Юридическая литература, 1987. - С.180.
6. Андреева, Н. Б. Губернский и уездные города Казанской губернии в 1781-1860 гг. (проблемы политической и социально-экономической истории города в полиэтническом регионе): дис. ... канд. ист. наук. - Чебоксары, 2006. - сноска 106.
7. Свод законов. (изд. 1876 г.). - Т. II. - Ст. 1279.
Статья поступила в редакцию 28.07.2011.
МИРОШНИЧЕНКО Владислав Валерианович - аспирант АНО ВПО ЦЕНТРОСОЮЗА РФ «Чебоксарский кооперативный институт».
34