Научная статья на тему 'Полицейская этика и служебный этикет сотрудника полиции в 21 веке'

Полицейская этика и служебный этикет сотрудника полиции в 21 веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3724
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЭТИКА / СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Юлия Петровна

В настоящее время этика поведения работников сферы государственного управления рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения сотрудников государственных органов имеет сложный характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний, которые формируют единое морально-этическое пространство для работников сферы государственного управления. В настоящей статье нами будет рассмотрен вопрос о служебной этике сотрудника полиции с учетом служебной деформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полицейская этика и служебный этикет сотрудника полиции в 21 веке»

10. Источники исламского права: суждение по аналогии (кияс) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://islam.globaVobshchestvo/islamskoe-pravo/istochniki-islamskogo-prava-suzMeme-po-analogii-kiyas/ (дата обращения: 17.05.2019).

11. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. 512 с.

12. Кныш А.Д., Маточкина А.И. Ислам: история, культура и практика. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2015. 159 с.

13. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. Издательский дом «УММА»; М., 2007. С. 688.

14. Мутаххари М. Исламское мировоззрение. М. Издательство «Исток». 2010. 105 с.

15. ПоповаИ.А. Источники мусульманского права // Бизнес в законе. 2009. Вып. 4. С. 60-61.

16. СанаиМ. Мусульманское право и политика: Учебное пособие. М., 2004. 97 с.

17. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал // Ежегодник либертарно-юридической теории. 2007. Вып. 1. С. 98.

18. Хадисы у шиитов и суннитов. Часть 2: Запрет записи хадисов после смерти Пророка (С): «сунниты» без Сунны // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otvetarsh313.com/hadisy-u-shiitov-i-sunnitov-chast-2 / (дата обращения: 17.05.2019).

ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКА

ПОЛИЦИИ В 21 ВЕКЕ Исаева Ю.П.

Исаева Юлия Петровна — магистр юридических наук, кафедра конституционного права, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в настоящее время этика поведения работников сферы государственного управления рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения сотрудников государственных органов имеет сложный характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний, которые формируют единое морально-этическое пространство для работников сферы государственного управления.

В настоящей статье нами будет рассмотрен вопрос о служебной этике сотрудника полиции с учетом служебной деформации.

Ключевые слова: полицейская этика, служебный этикет, сотрудник полиции, конфликт интересов, Кодекс профессиональной этики.

Этика - это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

В современном мире развитие России, ее регулирование социальных структур невозможно без этики.

Этика открывает возможности анализировать состояние кадров государственных служб: критерии и требования, предъявляемые к государственному служащему. Она позволяет рассмотреть встающие проблемы перед человеком в жизни: что есть добро и зло? Как надо жить? К чему стремиться и чего избегать? На эти жизненные вопросы этика стремилась постичь природу морали и человека и сущность моральных ценностей.

Вся территория этики государственного служащего до конца не исследована, возникают различные точки зрения о её задачах.1

Общечеловеческие качества составляют профессиональный этический облик государственной службы. Служба требует в процессе общения между служащими наличия отношений взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение и понимать их психологию. Вместе с тем честность и правдивость тесно связаны с другими нормами профессионального этического кодекса государственного служащего - его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.

1 Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 2006.

Одной из важнейших многочисленных реформ государственной службы, проводившихся в западных странах, стали возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов и качеству предоставляемых ими услуг. Растущее недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями экономики вынуждали к использованию в государственном управлении принципов и методов коммерческого менеджмента, к внедрению мер, направленных на улучшение имиджа государственных служащих в глазах граждан.

Развитие России, регулирование ее социальных структур к демократическому правовому государству невозможно без утверждения этики. Это дает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. В государственных органах отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста. 1

Важная роль в российской государственной службе принадлежит мотивационному ресурсу государственного служащего - нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Если закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Роль этики особенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, совесть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина и др.). Категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе и, в конечном счете, через них устанавливается взаимодействие морали и права. 2Этика и закон ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага. Важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг любого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, - уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку. Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную деятельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону служат народу. Непременным условием законности деятельности является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий.3

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской полиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Предназначение Кодекса4:

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации:

нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;

профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;

профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.

1 Архипова Надежда Ивановна. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ. 2011. № 4. С. 29-42.

2 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

3 Браташова Ю.А. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы : учеб. пособие / М.: РПА Минюста России, 2013.

4 Мухаметжанова В.С., Васильчев Е.И. Этический кодекс как механизм противодействия конфликту интересов на государственной и муниципальной службе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 17. С. 191-195.

3. Кодекс служит целям: 1. установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; 2. формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения; 3. регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности; 4. воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

4. Предназначение Кодекса:

A) служит методологической основой формирования профессиональной морали в органах внутренних дел;

Б) ориентирует сотрудника в ситуациях конфликта и этической неопределённости и иных обстоятельствах нравственного выбора;

B) способствует выработке у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

Г)выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением сотрудника.

5. Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации с учётом общих принципов служебного поведения государственных служащих.

Нормы и требования Кодекса соответствуют положениям Кодекса должностных лиц по поддержанию правопорядка, а также Европейского кодекса полицейской этики.

6. Неукоснительное соблюдение принципов и норм Кодекса является важным фактором качественного выполнения оперативно-служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

2. Архипова Надежда Ивановна. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ, 2011. № 4. С. 29-42.

3. Браташова Ю.А. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы : учеб. пособие / М.: РПА Минюста России, 2013.

4. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 2006.

5. Мухаметжанова В.С., Васильчев Е.И. Этический кодекс как механизм противодействия конфликту интересов на государственной и муниципальной службе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2015. № 17. С. 191-195.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ

ПАСПОРТОВ Трушкина С.И.

Трушкина Светлана Игоревна — студент, факультет государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления — филиала РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассмотрена возможность устранения фальсификаций на выборах путем внедрения нового образца документа - электронного паспорта. Автором предложена схема, по которой может быть осуществлено голосование избирателей за кандидатов. Выделены основные проблемы, с которыми возможно столкнуться при реализации данного проекта, а также приоритеты его осуществления. В заключении автор приходит к выводу, что внедрение электронных паспортов позволит выйти на новую ступень в информационном развитии нашего государства. Ключевые слова: электронный паспорт, выборы, фальсификации, электронное голосование, избирательный процесс, голосование, избиратель, информационное развитие.

УДК 342.843.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.