Научная статья на тему 'Политология воспитания'

Политология воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes sociological heritage of Jaspers abounding with theoretical ideas. It emphasizes special role of sociology in practical questions of educational process.

Текст научной работы на тему «Политология воспитания»

политология

Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 42-46. лттто" Q7 m

© В.В. Дубицкий, 2005 ^ ^

ПОЛИТОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

В.В. Дубицкий

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра политологии

644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 6 мая 2005 г.

This article analyzes sociological heritage of Jaspers abounding with theoretical ideas. It emphasizes special role of sociology in practical questions of educational process.

Развитие образовательно-воспитательного пространства неразрывно связано с политической линией поведения государства. При этом демократическое общество значительно отходит от «внедрения» в сознание людей установок и принципов поведения, не допускает того, что К. Яс-перс называл «прямолинейной властью государственного униформирования» [1, с. 356]. Государство полагается на самостоятельное освоение человеком поведенческих стандартов и правил, привлекает на «свою сторону» социальные слои и группы посредством косвенных воздействий, но вне тотального бюрократического декретирования и самоуправства (тем самым, освобождаясь от рецидивов некомпетентного вмешательства в сферу образования и воспитания). «Демократическая терпимость» и «демократический персонализм», о которых столь явственно говорил К. Манхейм, противостоят как псевдоколлективистским ориентациям, так и негативной «ато-мизации» поведения [2, с. 461]. Государственная власть в продуманной системе оценок учитывает субъективные мнения и позиции, в отличие от либеральных проектов культурно-образовательной системы, в которой абсолютизируется «рынок услуг». Как подчеркивает американский исследователь Т. Попкевиц, либеральное мышление стремится последовательно «отделять государство от гражданского общества» [3, с. 14].

Для нас очевидно, что конкретная педагогическая практика не может быть свободной от привнесения политических установок в образовательно-воспитательную сферу. Формирование личности осуществляется в границах взаимодействия государства и гражданской общности людей, предполагает созидание «продуктивного индивида», способного действовать в условиях трансформирующегося социума. Особый интерес представляет проблема формирования человека, который способен проявлять себя «свободно», вне регла-

ментированной заданности форм поведения. Но одновременно необходима способность государства «проникать» в систему воспитания, содействовать развитию контуров макроуправления образовательными учреждениями и микроуправления развитием свободных индивидов.

Переходя к анализу воспитательной практики, необходимо отметить, что современный государственный университет представляет собой особую институцию в рамках системы «власть-знание». Студенты развивают познавательные способности, приобретают инструментальные навыки, формируют социальные чувства и позиции, общие ориентации поведения, например в понимании различных «темных» и «светлых» сторон общественной жизни, хитросплетений сил и возможностей, нормальных и анормальных стандартов. Но если М. Фуко развивает теорию, согласно которой власть не является жесткой принудительной силой или господством одних социальных групп над другими, то и П. Бурдье говорит об особых «полях взаимного тяготения» индивидов и власти, о культурном производстве, в прямой связанности систем образования и мышления с политическими убеждениями [4, с. 189, 190, 216; 5, с. 11].

Взаимопроникновение пространств образования и власти образует предмет политологии воспитательной деятельности. Особый аспект заключает детерминированность этой системы по-знавательно-мотивационными установками и ори-ентациями молодого поколения. Область социального воспитания не просто обновляется, но в крайне важных чертах видоизменяет образование, его методы и принципы осуществления. Одновременно следует представлять, каким образом связаны планы воспитательной работы с происходящими в обществе изменениями, осуществляется ли их постоянное и продуманное реформирование. В противном случае невозможно взаи-

мосочетать социальную политику и политологию с практикой управления образовательными учреждениями, и воспитательные усилия приобретают абстрактный характер на основе реализации «извечных» направлений и рекомендаций.

Традиционно научно-педагогическую деятельность следует рассматривать как идеологическую практику, в границах которой преподаватель не может избегать «привнесения» точек зрения, не обязательно превратных, но относящихся именно к признакам идеологического сознания. Когда М. Вебер обосновывает императив преподавания - отделять «факты от ценностей», - им выдвигается идеальная цель или посылка, поскольку педагоги осуществляют коммуникативную функцию в общении с обучаемыми, которая предполагает «суггестию» как проповедничество, подключение механизмов внушения, заражения, подражания и т. д. Воспитательная система подчинена основным задачам развития современного общества, его структурным изменениям и прогрессивным целеустремлениям. Но это не значит, что политико-идеологические установки должны всецело определять основу воспитательной работы.

Вместе с тем социально-культурные стандарты поведения обнаруживают «соприкосновение» с политическими воздействиями государства, которые задают основные контуры всеобщего социального пространства. Так, развитие системы управления образовательно-воспитательным пространством предполагает понимание процессов на микроуровне жизнедеятельности социума. Государственная власть озабочена тем, каким образом организуется формирование личности в единстве конкретных сторон обучения и воспитания. Мы видим, отчетливо осознаем, что развитие университетов в различных аспектах связано с системой государственного управления. Между ним как специфической организацией гражданского общества - в социокультурном значении университетского сообщества - и структурами власти осуществляются сложные структурные взаимоотношения. Причем государство представляет себя в качестве доминанты по формированию гражданской общности людей на уровне получения ими образования. Исходящая от него социальная регуляция есть управляющее воздействие в направлении и реализации конкретных социальных чувств, настроений, интересов преподавателей и студентов. В реальных условиях государственное управление этим процессом осуществляется в прямом и опосредованном поряд-

В условиях демократического развития, «смягчаемого» либеральностью, принято критиковать централизованную систему воспитания. Но, на-

пример, К. Ясперс склонен считать, что государство является «формой длительного воспитания всех» [1, с. 355]. Но если тоталитарная практика целеустремлена к тому, чтобы решить «все проблемы», демократическое жизнеустройство выдвигает предположения и гипотезы по осуществлению планов воспитательной деятельности в условиях свободного развития личности, появления новых информационных взаимосвязей. Универсальные ценности глобального характера проникают в сознание людей, находящихся в различных социальных пространствах. По этой причине сказать, какие именно «результирующие» воспитательной работы являются следствием общественных преобразований, достаточно затруднительно. Каким образом связывать государственно- административные представления с конкретными видами внутривузовских отношений? На какой основе взаимосопрягаются получаемые знания и повседневная внутриакаде-мическая обстановка, которая осуществляется в современных формах обучения и преподавания?

Несомненно, что воспитательная деятельность связана с развитием вузовского управления, в свою очередь отражающего требования государственной власти. Воспитание студентов в качестве граждан конкретного общества является частью социально-политического процесса и предметом ожиданий социума. В частности, развитие гражданственности, формирование общественного воспитания предстает составной частью нового открытого общества. Его идеологи недвусмысленно говорят о «гражданском воспитании и практическом участии в гражданской жизни», начиная от элементарной «политграмоты» и воспитания социально-гражданского порядка, не ограниченного рамками формального образования [6]. Так, необходимо развивать «язык» воспитания, который предполагает усвоение ведущих моральных ценностей и норм поведения. Очевидно, что общественный прогресс по-новому ставит вопросы морального авторитета преподавателей. Если в прежний период они активно «подменяли» родителей в социальном воспитании, сегодня молодежь не восприимчива к прямым наставлениям. Необходимо не «оказывать помощь» студентам по переживанию общественных невзгод, но способствовать уяснению перспектив окружающего мира, связыванию личностного развития с целями социально-человеческой практики в поощрении самоорганизации жизни молодых людей. В этом отношении политология должна исследовать эпистемологию знания и морально-политические нормы как основу социального воспитания, направленного на приобретение необходимой идентичности с тенденциями общественной жизни.

Современное воспитание исключает преимущественное просветительство и формальную дидактику. Но каким образом соотносить личность современного студента как индивидуальности в системе характерных чувств, мыслей, намерений - ее полагание в качестве объекта унифицированного поведения и опыта. Социальная педагогика по-прежнему связана с мерами внешнего принуждения, поучением на основе бесспорных фактов, моральных предрешений, необходимостью «знать и запоминать», «учить и заучивать», «уметь слушать» нравоучительные истории и повторять аргументы в их пользу. В данном случае обнаруживается незначительная связь воспитательных усилий с реальной жизнью общества (примеры разработки «Закона о нравственности» и различных предвыборных обещаний по типу «запретить насилие на телевидении» априорно доказывают их несостоятельность). Сегодня потеря нравственного потенциала воспитания проявляется в том, что существо моральных коллизий молодежь понимает в стиле заученных фраз, когда, казалось, не должно быть очевидной зубрежки. Это значит, что сохраняется «механика» повторений, отрицательное немногословие, по своей сути, формами духовной неразвитости. Соответственно, ролевая позиция преподавателей в случае дидактических наставлений воспринимается как очередной прецедент «педагогов-диктаторов», которые готовы учить, объяснять, чему следует «верить» и «поклоняться», каким образом направлять веру в устои общества. Неудивительно, что обучаемые «отлучаются» от искренности человеческого общения, подавляется их спонтанность, развиваются ассоциации с прямым следованием нормам подобающего поведения как требованиям преподавателей. По контрасту с этим необходимо развивать равноправные и взаимообогащающие отношения, о которых выразительно говорит К. Манхейм: «.. .взаимоотношения между учителем и учеником - не такие, как между двумя носителями "сознания вообще", а как между одним возможным субъективным центром жизненной ориентации и другим, последующим... воспитывает не только учитель ученика, а и ученик учителя. Поколения находятся в состоянии постоянного взаимодействия» [7, с. 35]. Какими предстают конкретные политологические проблемы формирования личности в условиях трансформации социума и новой социально-экономической реальности?

«Власть не может рассматриваться как тотальная, а должна рассматриваться как часть архитектуры социального поля» [3, с. 57], - формулирует ведущий принцип социально-эпистемологического анализа Т. Попкевиц в ориентации на рассмотрение форм переплетения знаний с

политикой государства. «Основная проблемная цель - выявление потенциальных качеств властных структур в созидании свободно действующих индивидов» [3, с. 14, 37]. Именно на этой основе воспитание личности в образовательных учреждениях приобретает смысл и значение как главная реформа современности (вне того, чтобы считать ее эффективной исключительно в освобождении от регулятивных воздействий государства). Прежде всего образовательно-воспитательная система как часть институциональной среды есть практика общественной регуляции в способности дисциплинировать, управлять людьми, формировать их социальные качества.

Государственная власть в комплексе управляющих воздействий обнаруживает следующие концептуальные измерения. Во-первых, она связана с традиционным поведением «властных» групп и структур господства, которые доминируют над другими, т. е. с отношениями господства в конкретных общественных условиях. В частности, политические силы намеренно вносят изменения в практику воспитания и обучения, закрепляют их новое ценностное содержание, когда в результате появляется «суверенитет» власти и «присваивается» право на принятие решений в образовательно-воспитательной сфере. Например, подобное положение зримо проявляется в основах начального обучения, когда власть понимается как структурное понятие в осуществлении тотального подчинения, что особенно известно по советскому опыту. Действия властных структур сводятся к определению того, что препятствует прогрессу образования, какое может появиться сопротивление намеренным изменениям и т. д. В этом смысле Т. Попкевиц выделяет основной негативный момент: появляется «дихотомичный мир» воспитателей и воспитуемых, вызывающий ассоциацию с «монолитными сущностями». В результате упускаются из вида тонкие моменты взаимоотношений преподавателей и обучаемых, формы их диалогических взаимосвязей, не учитываются установки, ценностные представления и, соответственно, исключаются «приватный» план воздействия государства на образование, его проникновение в «пасторальный» план воспитательной работы.

Во-вторых, перспективные эффекты государственного влияния заключаются в создании возможностей для реализации способностей человека к самоутверждению. По этой причине основная стратегия децентрализованного воздействия на воспитание заключается в создании опосредствующих институтов и социальных отношений. Циркуляция власти заключает множественность взаимоотношений между макроконтекстами управления образовательной системой

и микроконтекстами управления индивидами, исключающими прямое декретирование и репрессивные меры [3, с. 56, 69]. В этом случае порождается эффективная взаимосвязь знания, власти и социально-человеческих отношений, что позволяет методам управляющего характера достигать внутренних сторон жизни людей. Одновременно способы влияния государства на воспитание, по мнению Т. Попкевица, включают разработку теоретических доктрин изменений и организацию дискурсов общественности. Власть должна проявляться как «видимый и невидимый» соучастник воспитательных трансформаций. Даже когда ее официальная регуляция не очевидна, она предполагается в качестве само собой разумеющегося влияния [3, с. 259, 290, 291, 310]. Таким образом, государственное управление образовательно-воспитательной сферой распределено по многим уровням и в результате создается ее образ как отдельной и независимой области. Но, например, доминирующие экономические концепции нужно активно переводить в план воспитательных воздействий, если государство не намерено оставаться в стороне и развивает образовательные программы по разъяснению общенациональных целей. Главная опасность заключается в том, чтобы не переводить реальные потребности общества в «глобальные» воспитательные цели и ориентации.

Т. Попкевиц показывает, что дискуссии о том, каким быть человеку, продолжаются, и люди ждут, когда реформы образования и воспитания образуют новый общественный климат, и благодаря этому происходит усовершенствование их жизни. В частности, государственное образование должно обеспечивать социальную гармонию и стабильность, понижать общественную неуверенность [3, с. 64]. В этом отношении высшая школа - управляемый государством институт, поддерживаемый с целью унификации общественных нравов, привития необходимых норм-представлений и ценностей социальным слоям и группам в обеспечении устойчивой связи между обучением и карьерой. Изменение учебных программ порождает необходимый государству «крен» в направлении жизненного роста и успеха граждан, но крайне важно, чтобы в современных условиях обучение не идеологизировалось, было если не вне политики, то вне партий. Однако может ли образование, задается вопросом Т. Попкевиц, существовать вне формального государственного аппарата?

По его мнению, образование в меньшей степени связано с государством, когда общество дезинтегрировано. Оно вынуждено оставаться на периферии общественной напряженности и только постепенно возлагает на себя задачу фор-

мирования основ воспитания, способствуя восходящей социальной мобильности. Обучаемые словно проходят государственную практику (подготовку) эффективного поведения и научаются эффективным инструментальным реакциям. Для современного общества прагматика и социальное служение - два результативных полюса в получении образования по отношению к конкретным общественно-политическим программам. При этом различные политические концепции включены в систему педагогического знания. Так, преподаватели являются не только моральными авторитетами, но и «политическими наставителями» для смягчения общественной напряженности, достижения социального согласия. Не случайно потребность государства в типах образования и воспитания является заботой о гражданском становлении человека, развитии его культурных установок, социально-трудовых навыков. Предметная насыщенность учебных занятий и программ обучения продиктована необходимостью обеспечивать сферы общественной жизнедеятельности специалистами, студентов -развитой системой ориентаций по отношению к рынку труда (что является переходом к прагма-тизированным знаниям как критерию социального развития).

Таким образом, посредством коррекции образовательно-воспитательных программ и на основе новых учебных планов государство способно влиять на стиль знания по отношению к стадиям индивидуализации общества и управления, развивать виды социальной регуляции, формировать общественные идеи, чувства и отношения. Сверхзадача - добиваться «идентичности» обучаемого с достигнутым уровнем общественных отношений, повышать его жизненную активность и развивать включенность в систему деятельности. Но это, подчеркивает Т. Попкевиц, отношения школы (воспитания) и государства, но не школы (воспитания) в государстве. Прежде всего необходимо развивать творчество в социальной педагогике, которое формирует оптимизм, веру, волевые устремления, способствующие укреплению демократии в русле мерито-кратического устройства общества [3, с. 98]. Одновременно государство влияет на профессиональный рост преподавателей и устанавливает стандарты эффективности их деятельности. «Государственная экспансия» является допустимой, если сохраняются гарантии власти по развитию демократического процесса. В частности, преподавательская практика - часть государственной политической программы, которая осуществляет переоценку образовательно-воспитательных усилий и предстает реакцией на трансформации социально-экономической и культурной жизни

общества. Причем реформирование образования и воспитания является не только «параллельным откликом» на социальные изменения, но непосредственно частью этих изменений1. В результате необходимо различать традиционное и новое значения государства для воспитания и обучения, которые сообщают маневренность образовательной политике, способствуют пересмотру критериев и приоритетов данной области. В результате следует говорить о постоянно изменяющихся подходах государства к воспитательной работе, которые являются компонентами социально-вещественных процессов и которыми обусловливается целостность системы воспитания. Допустимо также акцентировать существенную роль общественно-государственных процессов, которые и продуцируют воспитательные усилия. При этом прямое «репрессивное» влияние власти блокирует их продуктивные моменты. Влияние государства должно проявляться в качестве аспектов развивающихся социально-человеческих отношений в воспитательном пространстве. Важно понимать способы реализации властных отношений, на основе которых развертывается конкретная воспитательная работа. В свою очередь, средства ее трансляции выражают новые властные отношения.

[1] Ясперс К. Духовная ситуация времени //К. Яс-перс. Смысл и назначение истории. М., 1991.

[2] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

[3] Попкевиц Т. Политическая социология образовательных реформ. М., 1998.

[4] Вурдье П. Начала. М., 1994.

[5] Вурдье П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2.

[6] Делор Ж. Образование: Сокрытое сокровище: Доклад ЮНЕСКО для XXI века. Раздел 6. Бельгия, 1997.

[7] Манхейм К. Очерки социологии знания. М., 2000.

1Для американского исследователя дискурс власти есть объединение языков (терминов) различных дисциплин в язык воспитания, т. е. его поддержка в приоритетах государственной политики. Образование и воспитание приобретают особое политическое значение в период формирования новых экономических отношений, реконструкции социальной сферы. Но, например, отношения между обучением и экономикой как стороной воспитания не имеют прямолинейного характера. На их взаимосвязи сказываются малейшие изменения в системе культуры, экономики и политики, которые впоследствии проникают в «сердцевину» образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.