Научная статья на тему 'Политологический анализ особого вида партийных выборов в Германии - персонифицированной избирательный системы'

Политологический анализ особого вида партийных выборов в Германии - персонифицированной избирательный системы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
265
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ПАРТИЙНЫЕ ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СМЕШАННАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шапошникова Е.А.

В Российской Федерации в последнее десятилетие все отчетливее наблюдается процесс партизации политического пространства и процесса выборов всех уровней. Отечественными законодателями была выбрана обыкновенная пропорциональная система, хотя в мировой практике наблюдаются и наиболее редкие, но наиболее близкие к политической системе того или иного государства, системы выборов. Одной из наиболее интересных является персонифицированная пропорциональная система Германии. Автор дает понятие пропорциональные выборы, исследует процедуру организации и проведения выборов по пропорциональной персонифицированной системе, выделяет основные характеристики смешанной разновидности пропорциональной системы Германии, а также анализирует другие вопросы, связанные с выборами в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политологический анализ особого вида партийных выборов в Германии - персонифицированной избирательный системы»

4. Политическая имиджелогия: научно--прикладные основы: монография / Под ред. Л.Г. Лаптева, Е.Б. Перелыгиной, Е.А. Петровой. - М.: РИЦ «Русаки», 2004; Политическая имиджелогия: коллективная монография / Под общ. науч. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2006.

5. Энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Рос. Энцикл, 1997. - С. 594.

6. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - С. 135.

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБОГО ВИДА ПАРТИЙНЫХ ВЫБОРОВ В ГЕРМАНИИ - ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМЫ

© Шапошникова Е.А.*

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

В Российской Федерации в последнее десятилетие все отчетливее наблюдается процесс партизации политического пространства и процесса выборов всех уровней. Отечественными законодателями была выбрана обыкновенная пропорциональная система, хотя в мировой практике наблюдаются и наиболее редкие, но наиболее близкие к политической системе того или иного государства, системы выборов. Одной из наиболее интересных является персонифицированная пропорциональная система Германии. Автор дает понятие пропорциональные выборы, исследует процедуру организации и проведения выборов по пропорциональной персонифицированной системе, выделяет основные характеристики смешанной разновидности пропорциональной системы Германии, а также анализирует другие вопросы, связанные с выборами в Германии.

Ключевые слова: выборы, партийные выборы, политические партии, пропорциональная избирательная система, персонифицированная пропорциональная система, смешанная разновидность пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная система, или системой выборов по партийным спискам, представляет собой избирательную систему, при которой голосование происходит за список партии или список избирательного блока, борющиеся за определенное количество мест в парламенте или органах местного самоуправления. В результате голосования места в представительном органе

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления и политических технологий, кандидат политических наук.

распределяются между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей.

В зарубежных государствах пропорциональная избирательная система впервые получила свое практическое применение в Дании в 1855 г. для выборов части членов парламента - Ригсдага. Немного позже, со времен Веймарской республики [2], выборы по партийным спискам входят в политическую практику Германии.

Главной причиной, по которой система пропорционального представительства была принята в Германии, было предотвращения потери голосов избирателей. Однако применение данной системы привело к появлению многочисленных небольших партий, что значительно осложнило положение правительства [3].

Новая избирательная система была создана Парламентским советом в 1949 г. на основе основного Закона Федеративной Республики Германии -Западногерманской конституции.

Германская избирательная система представляет собой не просто выборы по партийным спискам, она классифицируется как персонифицированная пропорциональная система, выступающая в смешанной своей разновидности. Суть ее заключается в способе, котором она сочетает персональное голосование в одномандатных округах, с принципом пропорционального представительства [4]. Благодаря этому можно использовать преимущества двух систем и «более полно выявлять волеизъявление граждан».

Однако некоторые исследователи придерживаются другой точки зрения, в соответствии с которой германская избирательная система является не смешанной пропорциональной системой, а просто смешанной системой, сочетающей в себе две избирательные системы: пропорциональную и мажоритарную (каждая из них применяется на выборах органов различных уровней власти), а элементы этих систем не смешиваются [10].

Характеризуя смешанную разновидность пропорциональной системы Германии следует отметить:

- в Германии отсутствует единый федеральный округ, списки партий составляются по земельным округам, что позволяет лучше учесть потребности избирателей;

- партия может выставлять не только кандидатов в рамках списков партии, но и кандидатов-одномандатников, которые ведут свои избирательные компании в рамках партийных программ в конкретных мажоритарных округах;

- партийные кандидаты-одномандатники, которые одержали победу в мажоритарных округах, не сразу попадают в парламент, а присчи-тываются к партийным спискам (ведь партийные списки включают в себя кандидатов в рамках списков партии и партийных кандидатов-одномандатников, которые ведут свои избирательные компании

в рамках программы партии в конкретных мажоритарных округах). Дальнейшее распределение мест определяется с учетом этих партийных списков;

- окончательное распределение мест в парламенте происходит на основе полученных каждой партией доли голосов, поданных за списки партий (это доли вторичных голосов);

- далее происходит вычитание из числа мандатов, установленных для каждого земельного партийного списка, мандатов, полученных в избирательных округах. Места, которые после этого остались, занимают списочные кандидаты в соответствии с установленной очередностью;

- если у партии возникают «избыточные» мандаты, полученные в избирательных округах посредством первых голосов, т.е. в совокупности их окажется больше, чем положено в этой земле по количеству вторых голосов, то они не пропадают. Парламент страны увеличивается, и партия получает эти мандаты сверх пропорции, т.е. прямые мандаты (мажоритарных кандидатов) присчитываются к этой доле вторых голосов [5].

Так, избирательная система ФРГ представляет собой форму пропорционального представительства, при которой каждый избиратель имеет два голоса: один для избрания депутата бундестага по своему территориальному избирательному округу и один для голосования по партийным спискам. Избиратель вправе разделить свой голос между двумя партиями. Одна половина депутатов бундестага избирается простым большинством голосов по территориальным избирательным округам; другая половина формируется политическими партиями в соответствии с результатами выборов по земельным партийным спискам. Так, состав бундестага отражает соотношение сил между партиями в национальном масштабе, определяемый по итогам голосования по партийным спискам. Такой механизм формирования бундестага обеспечивает лидерам крупнейших политических партий депутатский мандат даже в случае их поражения по территориальным избирательным округам. Ни одна из политических партий не может быть представлена в бундестаге, если она не получила как минимум 5 % голосов избирателей в масштабе всей страны или 3 депутатских мандата в округах. Однако на выборах 1990 г. было сделано исключение, чтобы дать больше шансов менее организованным партиям в восточных землях, а, следовательно, и больше возможностей живущим там избирателям, поскольку они составляли всего 20 % от общей численности электората объединенной Германии.

Основная территориальная единица местного самоуправления в Германии - административные округа. В пределах нескольких сотен округов действуют городские, коммунальные и сельские органы местного самоуправления, избираемые населением на основе пропорционального представительства.

Голоса, поданные за земельный список одной партии в каждой земле, суммируются. Если эта сумма составляет менее 5 % общего числа избирателей, участвовавших в выборах, то партия не допускается к распределению мандатов. Однако эта партия может участвовать в распределении мандатов, если ее кандидаты избраны хотя бы в трех одномандатных округах, или если она представляет интересы национальных меньшинств [8].

Число мандатов, подлежащее распределению, умножается на число голосов, полученных тем или иным списком, и делится па общее число голосов, поданных за все списки. Остаток состоит из целого числа и дробной части. Целое число означает число мандатов, предоставляемых соответствующей партии. Оставшиеся нераспределенными мандаты передаются по одному тем спискам, которые имеют большую дробную часть. Далее из общего числа мандатов, полученных партией, вычитаются мандаты, полученные кандидатами от партии в одномандатных округах. Остаток показывает, сколько мандатов приходится на земельные списки, выдвинутые этой партией. Если число депутатов от этой партии, избранных по одномандатным округам, превысит общее число доставшихся ей мандатов, то появляются так называемые избыточные мандаты, и состав Бундестага увеличивается на количество этих мандатов [11] Аналогичным образом проводится распределение мандатов внутри партийных списков по субъектам федерации. Число голосов, полученных списком я соответствующей земле, делится на общее число голосов, полученных данным партийным списком по всей стране. В итоге получается число мандатов, предоставляемых каждому земельному списку [7].

Если при выборах в избирательном округе предложение о кандидатах могут вносить и политические партии, то земельные списки кандидатов могут быть представлены только партиями. Каждый кандидат может быть выдвинут только в одной земле, и в ней он может быть внесен только в один партийный список [6].

Таким образом, в Германии избиратели голосуют не просто за партийные списки, здесь имеет место персонифицированная пропорциональная система, которая сочетает персональное голосование в одномандатных округах, с принципом пропорционального представительства. Так, Германия пытается использовать преимущества двух систем, исключить возможные недостатки партийных выборов и «более полно выявлять волеизъявление граждан».

Существует мнение, что немецкая избирательная система является не смешанной пропорциональной системой, а просто смешанной системой, сочетающей в себе две избирательные системы: пропорциональную и мажоритарную (каждая из них применяется на выборах органов различных уровней власти), а элементы этих систем не смешиваются [10].

Однако, несмотря ни на что, избирательная система Германии, основанная на пропорциональном представительстве членов разных партий, уже в течение долгого времени не проявила каких-либо серьезных недостатков, причем основные принципы системы пропорциональных выборов остаются

неизменными с 1949 r. Избирательная система ФРГ лишь совершенствовалась непрерывно в течение всего периода ее существования. Так, в 1953 г. была введена система двойного голоса, а в 1985 г. метод д'Ондта при подсчете голосов был заменен методом Хэйра-Немейера [1]. Также Германия одной из первых установила избирательный порог в 5 % [9].

Конечно, в истории избирательной системы Германии имелись попытки ее свержения. Так, в 1949 г. было предпринято несколько попыток провести значительные изменения в избирательной системе в основном с целью усилить позицию более сильных партий. Но все эти попытки оказались безуспешными, и до настоящего времени в Германии существует особый вид партийных выборов - персонифицированная избирательная система.

Список литературы:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2006. - 668 с.

2. Веймарская республика - историческое название германского государства в 1919-1933 гг.

3. Германия. Рождение Веймарской республики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.world-history.ru/countries_about/2243.html (дата обращения: 11.02.2012).

4. Германия: оригинальная смешанная пропорциональная система / Энциклопедия АСЕ (исследование всесторонней информации о различных аспектах администрирования выборов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aceproject.org/ace-ru/topics/es/esy/geimamya-origimlnaya-smeshan-naya-proporcionalnaya-sistema (дата обращения: 06.11.2013).

5. Избирательное право / Под. ред. К.К. Гасанова, А.С. Прудникова. - 2-е изд., пер. и дополн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 415 с.

6. Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Максакова. - М.: Юристъ, 1996. - 512 с.

7. Информационно-аналитическая записка «Пропорциональные и смешанные избирательные системы в отдельных странах «Австрии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, ФРГ)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislature.ru (дата обращения: 12.04.2013).

8. Котегова М.А. Пропорциональная избирательная система: российский и зарубежный опыт: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 211 с.

9. Мясников А.П. Избирательная система как политико-правовой институт формирования органов государственной власти и местного самоуправления: дисс. ... докт. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2005. - 410 с.

10. Сравнительное избирательное право / науч. ред. В.В. Маклаков, науч. консультанты: А.И. Ковлер, В.И. Лысенко. - М.: Норма. - 288 с.

11. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997. - 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.