Научная статья на тему 'ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВФЕМИЗАЦИЯ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВФЕМИЗАЦИЯ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВФЕМИЗМ / ЭЗОПОВ ЯЗЫК / ЛАБОРАТОРИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА / ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА / СЮРРЕАЛИЗМ / МОНИТОРИНГ / ИНФЛЯЦИЯ / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / СИМУЛЯКР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савкин Николай Степанович

Введение. В условиях дозированной демократии радикально мыслящая научная интеллигенция для выражения достаточно острой критики существующей системы власти использует особый способ изложения материала - политологическую эвфемизацию и эзопов язык. В политике эвфемизмы используются для сокрытия истинного содержания статьи или книги в целях введения читателя в заблуждение. Методы исследования. В процессе исследования использовались диалектико-материалистический, синергетический методы, что позволяло делать объективные, научно обоснованные выводы о возможности и необходимости преодоления недостатков в неэффективном использовании достижений науки, о необходимости стимулирования активности молодых ученых, принятия комплекса мер по преодолению нищеты и бедности части населения. Особые опасения вызывает процесс формирования современной системой образования целого поколения людей, которых академик В. Б. Бетелин назвал симулякрами. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом критического анализа явлений эвфемизма и использования эзопова языка в научных исследованиях и научных сообществах, преодоления невмешательства ученых в политику является стремление государственных структур, ветвей власти активизировать политику совершенствования образовательной системы, усиления фундаментальной функции государства - учить, лечить и защищать граждан. Симулякры - термин, который редко используется нашей отечественной философией, поскольку это особое формирующееся поколение людей - дело возможного будущего. Тем не менее требует к себе пристального внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL EUPHEMISATION: A VIEW FROM SOCIAL PHILOSOPHY

Introduction. In conditions of a dosed democracy, the radically thinking scientific intelligentsia uses a special way of presenting material - political science euphemization and Aesopian language to express sufficiently sharp criticism of the existing system of authority. In politics, euphemisms are used to hide the true content of an article or book in order to mislead the reader. Research methods. In the process of research the dialectical materialistic and synergistic methods were used, which made it possible to draw objective, scientifically grounded conclusions about the possibility and need to overcome the shortcomings in the ineffective applications of scientific achievements, about the need to stimulate the activity of young scientists, and take a set of measures to overcome the poverty of a part of the population. Of particular concern is the process of the formation of a modern system of education for a whole generation of people, whom academician V. B. Betelin called simulacra. Discussion and Conclusion. The expected effect of a critical analysis of the phenomena of euphemism and the use of the Aesopian language in scientific research and scientific communities, overcoming the non-interference of scientists in politics is the desire of state structures, branches of government to activate the policy of improving the educational system, strengthening the fundamental function of the state - to teach, heal and protect their citizens. Simulacrum is a term that is rarely used by our domestic philosophy, since this particular emerging generation of people is a matter of a possible future. Nevertheless, it requires close attention.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВФЕМИЗАЦИЯ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.074-082

УДК 123.1

H. С. Савкин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: doctorsavkin@yandex.ru

Политологическая эвфемизация: взгляд со стороны социальной философии

Введение. В условиях дозированной демократии радикально мыслящая научная интеллигенция для выражения достаточно острой критики существующей системы власти использует особый способ изложения материала - политологическую эвфемизацию и эзопов язык. В политике эвфемизмы используются для сокрытия истинного содержания статьи или книги в целях введения читателя в заблуждение. Методы исследования. В процессе исследования использовались диалектико-материалистический, синергетический методы, что позволяло делать объективные, научно обоснованные выводы о возможности и необходимости преодоления недостатков в неэффективном использовании достижений науки, о необходимости стимулирования активности молодых ученых, принятия комплекса мер по преодолению нищеты и бедности части населения. Особые опасения вызывает процесс формирования современной системой образования целого поколения людей, которых академик В. Б. Бетелин назвал симулякрами. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом критического анализа явлений эвфемизма и использования эзопова языка в научных исследованиях и научных сообществах, преодоления невмешательства ученых в политику является стремление государственных структур, ветвей власти активизировать политику совершенствования образовательной системы, усиления фундаментальной функции государства - учить, лечить и защищать граждан. Симулякры - термин, который редко используется нашей отечественной философией, поскольку это особое формирующееся поколение людей - дело возможного будущего. Тем не менее требует к себе пристального внимания. Ключевые слова: эвфемизм, эзопов язык, лаборатория, академическая наука, объективная истина, сюрреализм, мониторинг, инфляция, постмодернистская философия, симулякр.

Для цитирования: Савкин Н. С. Политологическая эвфемизация: взгляд со стороны социальной философии // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. -Т. 22. - № 1. - С. 74-82. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.074-082.

Nikolay S. Savkin

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: doctorsavkin@yandex.ry

Political Euphemisation: a View From Social Philosophy

Introduction. In conditions of a dosed democracy, the radically thinking scientific intelligentsia uses a special way of presenting material - political science euphemization and Aesopian language to express sufficiently sharp criticism of the existing system of authority. In politics, euphemisms are used to hide the true content of an article or book in order to mislead the reader. Research Methods. In the process of research the dialectical materialistic and synergistic methods were

© Савкин Н. С., 2022

ПЛ Гуманитарий : актуальные проблемы ^

74 ~ - том 22, № 1, 2022

" ■ гуманитарной науки и образования ' '

used, which made it possible to draw objective, scientifically grounded conclusions about the possibility and need to overcome the shortcomings in the ineffective applications of scientific achievements, about the need to stimulate the activity of young scientists, and take a set of measures to overcome the poverty of a part of the population. Of particular concern is the process of the formation of a modern system of education for a whole generation of people, whom academician V. B. Betelin called simulacra. Discussion and Conclusion. The expected effect of a critical analysis of the phenomena of euphemism and the use of the Aesopian language in scientific research and scientific communities, overcoming the non-interference of scientists in politics is the desire of state structures, branches of government to activate the policy of improving the educational system, strengthening the fundamental function of the state - to teach, heal and protect their citizens. Simulacrum is a term that is rarely used by our domestic philosophy, since this particular emerging generation of people is a matter of a possible future. Nevertheless, it requires close attention.

Keywords: euphemism, Aesopian language, laboratory, academic science, objective truth, surrealism, monitoring, inflation, postmodern philosophy, simulacrum.

For citation: SavkinN. S. Political Euphemisation: a View From Social Philosophy. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(1): 74-82 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.074-082.

Введение

Современная критически мыслящая, радикально настроенная интеллигенция хочет высказать свои соображения по поводу ситуации в стране, дальнейших перспектив развития общества, но при этом опасается в условиях дозированной демократии, как бы не вышло слишком остро, резко, радикально, вплоть до идеи смены политической системы. Для сохранения статуса средства массовой информации, социально-политическая литература изобрели особый способ изложения материала - в форме политической эвфемизации или используя так называемый эзопов язык.

Древнегреческое слово euphemia переводится как «воздержание от неподобающих слов для завуалированного обозначения ситуации, которую неуместно обозначать прямым наименованием» (например, «афроамериканец» вместо «негр», «слабослышащий» вместо «глухой»). В политике эвфемизмы используются для сокрытия истинного содержания некоторых слов и выражений, иногда с целью введения слушателя или читателя в заблуждение или фальсификации действительности.

Существует несколько видов эвфемизмов: профессиональные, бытовые, гендерные, политкорректные и т. п. У людей, чьи профессии сопряжены с риском, существуют суеверные запреты на некоторые слова. Например, летчики и парашютисты вместо «последний» говорят «крайний», в бытовой жизни вместо слова «высморкаться» предлагают «решить проблему с помощью платка», вместо «беременная» говорят «в интересном положении» и т. д.

В ряде случаев некоторые авторы аналитических статей в средствах массовой информации используют так называемый эзопов язык, изобилующий иносказаниями, намеками, за которыми скрывается второй план, подлинный смысл, который автор не решается высказать.

Обзор литературы

О феномене эвфемизации, использовании эзопова языка, о процессах, формирующих симулякров, о кастовости образования пишут такие авторы, как академик В. Б. Бетелин, академик Р. И. Нигматулин, французский автор, представитель постмодернистской философии Ж. Бодрий-яр, французский философ, представитель

постструктурализма Ж. Делёз. Ж. Бодрийяр не только ввел понятие «симулякр» в широкий научный обиход, но и обосновал его применение в социально-культурной сфере.

Печальную картину состояния российской науки представил президент Российской академии наук А. М. Сергеев в статье «Будет нам наука»1. Главной причиной отставания науки в России он называет недофинансирование: на науку у нас тратится 1,1 % ВВП. В наукоориентированных странах (Израиль, Южная Корея, Швейцария) -4,0 %. Нацпроектом «Наука» на обновление приборной базы научных организаций Российской Федерации предусмотрено 89 млрд руб. Это годовое финансирование одного крупного европейского университета. Поэтому сегодня в Китае в 6 раз больше исследователей, чем в России, в США - вдвое. Китай - абсолютный лидер по полному числу ученых - за 20 лет оно выросло втрое. В России за это время данный показатель сократился примерно на 20 %. «Мне кажется, - отмечает далее А. М. Сергеев, - наша система среднего образования имеет крен в сторону получения формальных знаний и не заточена на креативность, воспитание творческого подхода, который так важен для уче-ного»2. Многие уезжают не потому, что за рубежом им платят большие деньги, гораздо важнее, что там есть лучшие условия для работы: ставят эксперимент, получают результат и признание. У нас же - устаревшая приборная база. «Все передовые результаты фундаментальных исследований, - говорит А. М. Сергеев, - получаются на современном оборудовании. Если у вас в лаборатории стоит старый прибор, вы с его помощью не померяете то, что ваш коллега за рубежом смог измерить на новом»3.

Это уже не пример использования эзопова языка, это «плач Ярославны» по российской науке. Кризисные явления происходят и в академической структуре: многие - и это большинство - благоденствуют наличными условиями жизни: стипендии, зарплаты, внимание властей. Реальных результатов научных исследований никто особо не требует. Была бы видимость. Небольшая группа академиков выступает иногда жестко, требовательно. Но... выходов эти дискуссии на развитие реальных экономических и социальных проблем не имеют. Они остаются в пределах академии.

Наиболее интересный вариант для угадывания скрытых смыслов представляет так называемый завуалированный эвфемизм, напоминающий хождение по тонкому льду: автор почти открыто сказал, что хотел, но чуть-чуть недоговаривает, пусть делает выводы читатель.

Методы исследования

Использованы методы преимущественно теоретико-методологического характера: диалектико-материалистический, интегративный, - реализация которых во взаимосвязи с синергетическим приемом обеспечивает определенный результат. Для выявления форм проявления эвфемизации использован метод контент-анализа как формализованного метода изучения текстовой и графической информации.

Формы проявления эвфемизации многообразны: сложносочиненное изложение, когда небольшая по содержанию мысль преподносится настолько витиевато, что уловить ее удается с трудом. Это скрытая форма ухода от объективной истины. Приведем один из примеров такого сложносочиненного изложения, о смысле которого можно только

1 Сергеев А. Будет нам наука // Аргументы недели. - 2020. - № 51. - С. 3.

2 Там же.

3 Там же.

'7/' Гуманитарий : актуальные проблемы ^

/О - я том 22, № 1, 2022

" ^ гуманитарной науки и образования ' '

догадываться: «При анализе духовных практик необходимо выявлять их содержание и смысл. "В восхождении к личному бытию открытые в исохастском опыте предпосылки синергии включали "изгнание образов и вызревание чувств" (чувств-эмоций любви и устремленности к Богу). На языке температурной метафоры эти предпосылки вызывали разогревание внутренней реальности человека, которое вело к размыканию этой реальности и дальнейшему порождению новых динамических форм. В противоположность этому, в продвижении к безличному телосу (в дальневосточных религиях -О. А.) предпосылки онтологического размыкания - это созерцательные и медитативные техники, осуществляющие изгнание всех эмоций и охлаждение внутренней реальности человека. В свою очередь это охлаждение ведет к растворению и деконструкции всех персонологических структур" [Хору-жий 2011, с. 26]»4. Так автор статьи «Идея синергии в контексте современной социальной философии» О. Д. Агапов цитирует главного редактора журнала «Фонарь Диогена» С. С. Хоружия. Такая философская богема нередко встречается в современных философских работах.

Это своеобразный философский сюрреализм. Особый скрытый эвфемизм фигурирует и в научной среде, в частности среди академического сообщества. Он проявляется в недосказанности, умолчании, трусости, нежелании рисковать своей корпорацией и др. В интервью академика Р. И. Нигматулина «Менеджеры во главе

науки подрывают технологический суверенитет России» на вопрос редактора газеты А. И. Угланова: «Почему на пресс-конференции президенту не было задано ни одного вопроса о российской науке. Почему наука не интересна ни президенту, ни журналистам?» - он отвечает, что на конференцию были допущены журналисты, которым научное сообщество неинтересно. Но «в этом виноваты и мы, ученые. Тихо сидим, молчим, пытаемся не вмешиваться ни во что, оправдываясь тем, что это политика и мы в ней не специалисты. Виновато и руководство страны»5.

Академик Р. И. Нигматулин, ведущий ученый страны, доктор физико-математических наук, научный руководитель Института океанологии, автор более 200 научных публикаций несколько раз произносит слово «смирились»: «У нас, ученых, отобрали все институты и отдали бухгалтерам, чиновникам... Сегодня они нами управляют и командуют. И мы, академики, смирились»6; «Мы уже смирились с тем, что у нас вся компьютерная техника и большинство программ покупные»7; «У нас во власти люди. довели наше народное образование по американским лекалам до плачевного. Получается, что всю эту ересь придумывают те, кто дорвался до власти и на этом основании считает, что умнее академиков. А академики сидят тихие и смирные»8.

Почему же академики такие тихие и смирные? Как ни странно, ответ оказался таким же традиционным, общим, тихим, несмелым и неоригинальным, как и ранние

Агапов О. Д. Идея синергии в контексте современной социальной философии // Фонарь Диогена.

Человек в многообразии практик. - 2015. - № 1. - С. 92-93.

Нигматулин Р. Менеджеры во главе науки подрывают технологический суверенитет России // Аргу-

менты недели. - 2020. - № 50. - С. 1.

Там же. Там же. - С. 6. Там же.

4

6

/

высказывания: «Мы так воспитаны десятилетиями. Наш народ привык робеть перед властью. Нам действительно очень тяжело прийти к руководителю государства и сказать ему прямо о наболевшем. Это очень тяжело, когда тебе надо что-то попросить и даже выпросить. Ты всегда боишься сказать что-то лишнее, потому что это может сказаться на твоей корпорации, на твоих коллегах, за которых ты отвечаешь. Это наш цивилизационный русский недостаток, сформировавшийся за XX век. Мы боимся критиковать власть. Вся Европа и Америка критикует. А у нас.. .»9.

Результаты исследования

Представлены в виде выводов, что продолжительная несменяемость власти, слабое влияние и недостаточная активность других ветвей власти, отсутствие действительной действенной оппозиции и другие причины создают ситуацию неуверенности ряда ученых в собственной правоте, необходимости активнее вмешиваться в политику.

Я сошлюсь на высказывания Н. М. Великой, доктора политических наук, декана социологического факультета РГГУ, заместителя директора Института социально-политических исследований РАН, сложившиеся на основе ежегодно проводимого мониторинга общественного мнения «Как живешь, Россия?». «Госдума в нынешних реалиях, - отмечает она, - сателлит исполнительной власти. Именно она, исполнительная власть, инициирует большинство принимаемых в Госдуме законов, тогда как депутатское законотворчество либо тщательнейшим образом корректируется в администрации президента, либо не приводит ни к каким результатам. Декоративен не только парламент - декора-

тивна сама российская многопартийность. КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" -все три так называемые оппозиционные думские партии не борются всерьез за победу над "Единой Россией", довольствуясь своими нишами. Народ устал от одних и тех же лиц во главе партий. Судебная система работает в интересах, как правило, одной партии. И избиркомы тоже. Явка на думские выборы невысокая (47,9 % в 2016 году). Низкая явка - это удар по легитимности политической системы. Правящую политическую партию даже нельзя назвать политической и правящей партией в строгом смысле. Это полукорпоративная лоббистская структура, задача которой -поддерживать крупный бизнес, государственные корпорации»10.

Несмотря на недостаточное финансирование, неэффективное реформирование (в 2013 г. Российскую академию наук, медицинскую и сельскохозяйственную академии пытались ликвидировать, передав все институты и всю хозяйственную деятельность под эгиду правительственного агентства), РАН имеет существенные достижения и научные результаты: быстрая разработка нескольких вакцин для профилактики коронавирусной инфекции под руководством академика А. Л. Гинцбурга, члена-корреспондента РАН А. А. Ишму-хаметова и профессора Р. А. Максютова, решение проблемы суперсжатия пузырьковых образований (академик Р. И. Нигма-тулин). Есть успехи в решении проблемы математического моделирования климата, академики Б. И. Нигматулин и Р. И. Ниг-матулин разработали метод прогнозного расчета экономического ущерба в кризисные годы и целесообразной компенсации ущерба из резервов.

9 Нигматулин Р. Указ. соч. - С. 6.

10 Великая Н. Кого на Руси можно любить? // Аргументы недели. - 2020. - № 49. - С. 3.

ПО ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

/О - я том 22, № 1, 2022

гуманитарной науки и образования

Несмотря на заметные достижения, в целом состояние нашей экономики вызывает серьезные опасения: сегодня Россия генерирует лишь 2,98 % мировой экономики, США - 14,75 %п. К тому же она работает преимущественно на обеспечение иностранных потребителей - и в нефтедобывающей промышленности, и в металлургии, и в нефтехимии. Наши внутренние потребности совсем скромные - мы строим мало дорог, очень мало гражданских самолетов - потребителей цветных металлов. Даже собственную страну никак не газифицируем, навязывая свой газ кому угодно. Результат - частичная потеря чувства собственного достоинства12.

Обсуждение

Своеобразной формой эвфимизации является функционирование эзоповской экономики, суть которой - в метаморфозе превращения одних видов денег (долларов) в другие (рубли), в результате чего невозможны накопления сбережений. Нет сбережений - нет и инвестиций, падает покупательная способность населения. «Сы-рьевики продают нефть или газ за доллары, потом они меняют эти доллары на рубли, чтобы платить зарплаты, налоги, совершать внутренние платежи. И чем дешевле рубль, тем им лучше, потому что за равное количество долларов они получают больше рублей. При этом зарплаты и услуги остаются на прежнем рублевом уровне»13. А. Лосев отмечает, что в стране у нас две экономики: одна внешняя, которая является частью мировой экономики, другая - внутренняя14. Внешняя экономика - это весь сырьевой

и несырьевой экспорт, биржи, финансы, рынки капитала, внешняя торговля. Внутренняя экономика - это остатки еще советской неэкспортной промышленности, муниципальные предприятия, фермерские хозяйства, бюджетники, малый и средний бизнес, где люди сами что-то создают. Внешняя экономика работает на доллары, а внутренняя - на рубли. Из этих долларов лишь небольшая часть возвращается в Россию. Курс рубля падает, происходит колоссальная девальвация рубля. Сырьевикам выгоднее, чтобы падал курс рубля.

В итоге рубль - одна из самых худших валют мира, хотя он хорошо обеспечен золотовалютными резервами (в настоящее время - 591,5 млрд долл. в эквиваленте). Но эти резервы абсолютно не задействованы, поэтому никак не стабилизируют рубль. Рубль оказывается незащищенным, хотя «каждый наличный рубль почти четырехкратно обеспечен золотовалютными резервами»15.

Внутренняя экономика - это наша повседневная жизнь, в которой инфляция прогрессирует, цены на рынке поднимаются, покупательная способность рубля падает, бедность растет. В государстве должна быть плановая экономика. Не все вопросы решает рынок. Некоторые важные отрасли экономики и социальной сферы должны регулироваться государством и находиться под защитой государства. Население платит налоги, содержит государственный аппарат, и государство должно защищать население. Как говорил товарищ Си Цзиньпин, «там, где не поможет невидимая рука рынка, поможет

11 Угланов А. Когда ждать новую разрядку // Аргументы недели. - 2021. - № 9. - С. 1.

12 Там же.

13 Угланов А. А кругом - капитализм! Латиноамериканского типа // Аргументы недели. - 2021. -№ 7. - С. 1.

14 Там же.

15 Там же.

видимая рука государства»16. К сожалению, в действительности «видимая рука государства» экономике, социальной сфере помогает явно недостаточно. Например, финансирование здравоохранения, образования, науки, культуры в долях ВВП в России более чем в 2 раза меньше, чем в Европе, затраты на космос в 20 раз меньше, чем в США по приоритету покупательной способности, не хватает квалифицированных рабочих, инженерных кадров, способных работать на современных станках. Мало своих станков, потому что нет станкостроения.

Тем не менее элементы эзоповской экономики продолжают существовать: например, в 2016 г. глава Минпромторга Д. В. Мантуров заявил, что Россия обогнала США по производительности труда. Секрет оказался прост: рубль рухнул в 2 раза -соответственно, страна стала вдвое больше производить за 1 долл.17 Можно привести еще один пример: в 2019 г. правительство Санкт-Петербурга рапортовало о росте иностранных инвестиций на 25 % за год. Хотя из города ушел почти весь финский бизнес, закрылся автогигант Ford. Оказалось, в Смольном посчитали инвестициями кредиты, взятые российскими компаниями в зарубежных банках18.

В то время как в РФ продолжают изобретать эзоповские системы сокрытия намерений, формы эвфимизированной идеологии, китайцы использовали эзоповскую экономику в прямом смысле в борьбе с бедностью, когда власти системно вручали голодным удочки вместо рыбы. Что это за удочки вместо рыбы? Это, конечно, деньги. В борьбу с нищетой Китай вложил поч-

ти четверть триллиона долларов. Причем, отмечает корреспондент А. Григорьев, не просто раздал их. Средства были вложены в образовательные программы. Оплачивалось обучение молодых людей из глухих деревень, в том числе обучение за границей. Во-вторых, были приведены в порядок все дороги, которые связывали самые отдаленные населенные пункты. В-третьих, были приняты программы расширения производства, пусть даже в ущерб сельскому хозяйству. Плюс практически полный отказ от налогов для мелких предпринимателей, чтобы они могли развиваться. Развитие местных торговых электронных площадок

19

и т. д.19

Принятие целого комплекса мер по преодолению нищеты населения позволило в Поднебесной объявить, что окончательно победили нищету. «Нищета в региональном масштабе преодолена», - сказал товарищ Си Цзиньпин. По его словам, из состояния бедности были выведены 98,99 млн жителей сельской местности, 832 уезда и 128 тыс. деревень20.

В России в мае 2018 г. борьба с бедностью была провозглашена одной из национальных целей. К 2024 г. планировалось ее сократить до 6,6 %. Но, поняв бесперспективность задуманного, отложили до 2030 г.

Заключение

Более радикальная, фундаментального уровня эзоповская метаморфоза может произойти в стране, если нынешняя система образования сформирует новое поколение людей, которых В. Б. Бетелин назвал симулякрами, когда осуществится «переформатирование человека разумного

16 Угланов А. А кругом - капитализм! Латиноамериканского типа // Аргументы недели. - 2021. -№ 7. - С. 7.

17 Терентьев Д. Застой 2.0 // Аргументы недели. - 2021. - № 6. - С. 6.

18 Там же.

19 Григорьев А. Нищета бежит из Китая на север? // Аргументы недели. - 2021. - № 8. - С. 7.

20 Там же.

80

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

том 22, № 1, 2022

гуманитарной науки и образования

в человека подчиненного»21. Это будет поколение людей, для которых ни семья, ни школа, ни страна, ни тем более государство не являются ни авторитетом, ни ценностью, ни теми, кому оно доверяет. По сути, образовательная система готовит пользователей социальных сетей в полном соответствии с утвержденными образовательными стандартами, которые предусматривают формирование общеучебных умений и навыков, некие узкие компетенции вместо классических знаний, но главное - это кастовость образования и успешное внедрение в российские умы идеи, что получение знаний всего лишь услуга, за которую надо платить. Права учителя фактически приравнены к правам низшей обслуги. Ученик - это заказчик образовательных услуг, которые ему предоставляет учитель. Учитель же в этой системе образования - не наставник ученика, а продавец образовательных услуг, покупателем которых является ученик22.

Кто такие симулякры, которых формирует современная система общественных отношений и которые станут управлять страной?

Симулякр (от лат. simulacrum «подобие, копия») - ключевой термин постмодернистской философии, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует. Симулякр - это копия без оригинала, без прообраза. Например, деньги, которые существуют в качестве фиктивной единицы, если не подтверждаются с помощью золотого запаса или товарной массы, или копии, не имеющие оригинала, знаки, не имеющие объекта в реальности.

Впервые это понятие применил Платон в значении «двойное искажение вещи относительно ее истинного бытия» [2, с. 225]. Однако наиболее активное использование приписывается Ж. Бодрийяру, который ввел его

в широкий обиход и применил для интерпретации реалий окружающего мира, употребив по отношению к социальной реальности. В работе «Войны в заливе не было» Ж. Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 г. в Персидском заливе, потому что у наблюдающих за этой войной не было возможности определить, было ли там что-нибудь на самом деле или это какие-то репортажи на экранах телевизоров [1, с. 224]. Именно в процессе имитации реальности получается некая виртуальная реальность - симулякр. Новизна подхода Ж. Бодрийяра заключается в том, что он перенес применение симулякра из сферы гносеологии и эпистемологии для описания социальной реальности.

Таким образом, в современной философской литературе расширяется содержание понятия «симулякр», под которым понимаются искажение, маскировка действительности, подлог, сокрытие непосредственного отсутствия данной реальности (нет модели, знак, скрывающий, что оригинала нет), иллюзия наличия человека (людей). Симулякры - это особая порода людей, которые существуют виртуально, это некая видимость, фантом, призрак. Это люди, которые действуют, но не творят, а имитируют. «Приход таких граждан в обозримом будущем в государственные и силовые структуры станет катастрофой для страны», - считает В. Б. Бетелин»23. Это будет завершением эзоповской метаморфозы: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Страна в настоящее время остро нуждается в радикальном изменении отношения к ней и науки, и руководства в решении проблем развития нашей цивилизации, укрепления экономики и технического суверенитета, модернизации судебной системы, снижения всевластия чиновников.

21 Чуйков А. Как слово Грефа отзовется? // Аргументы недели. - 2021. - № 8. - С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Там же.

23 Там же.

Список источников

1. Бодрийяр Ж. Дух терроризма ; Войны в заливе не было. - М. : РИПОЛ классик, 2016. -224 с.

2. Делёз Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / сост.: Е. А. Найман, В. А. Суровцев. - Томск : Водолей, 1998. - С. 225240.

References

1. Baudrillard J. The spirit of terrorism. There was no Gulf War. Moscow, 2016, 224 p. (In Russ.)

2. Deleuze J. Plato and the simulacrum. Intentionality andtextuality. Intencional'nost'i tekstual'nost'. Filosofskaya mysl'FranciiXXveka = Philosophical thought of France of the XX century. Tomsk, 1998, P. 225-240. (In Russ.)

Поступила 04.09.2021.

Сведения об авторе

Савкин Николай Степанович - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Историко-социологический институт, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: социальная философия, социальное воспроизводство в системе культуры и цивилизации, прикладная философия. Автор 188 научных и учебно-методических работ. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-1881-1691.

E-mail: doctorsavkin@yandex.ru

Submitted 04.09.2021.

About the author

Nikolay S. Savkin - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: social philosophy, social reproduction in the system of culture and civilization, the applied philosophy. The author of 188 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1881-1691.

E-mail: doctorsavkin@yandex.ru

82

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

том 22, № 1, 2022

гуманитарной науки и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.