Научная статья на тему 'Политизация русской армии в условиях революционного подъема (на примере Калужского гарнизона весной 1917 г. )'

Политизация русской армии в условиях революционного подъема (на примере Калужского гарнизона весной 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЗАЦИЯ АРМИИ / ТЫЛОВОЙ ГАРНИЗОН / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ 1917Г / СОВЕТ СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РАЗЛОЖЕНИЕ АРМИИ / СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисков Артем Сергеевич

В статье предпринята попытка проанализировать факторы, повлиявшие на процесс политизации армии весной 1917 г. на примере Калужского гарнизона. Изучаются причины, которые привели к разложению российской армии в целом, и в частности, Калужского гарнизона. Отмечаются факторы, благодаря которым стала возможна постепенная большевизация солдатской секции Совета, и как следствие, обретение реальной власти в губернском центре большевиками, которые опирались на полностью распропагандированный гарнизон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политизация русской армии в условиях революционного подъема (на примере Калужского гарнизона весной 1917 г. )»

Анисков Артем Сергеевич - аспирант кафедры Отечественной истории Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, тел.: +7(920) 613-10-35, e-mail: [email protected].

Анисков А. С.

ПОЛИТИЗАЦИЯ РУССКОЙ АРМИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОДЪЕМА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОГО ГАРНИЗОНА ВЕСНОЙ 1917 Г.)

На фоне быстро идущей глобализации события последних лет демонстрируют резкий рост напряженности и вооруженных конфликтов. Курс на мировое политическое доминирование, как отметил Президент России, фактически определил ориентацию на смену мирового порядка, что сопровождается, если не глобальной войной, то цепочкой интенсивных конфликтов локального характера [16]. В результате внешнего воздействия в последнее десятилетие в спокойных регионах мира прошли т.н. цветные революции. При этом стабильность, а часто и сама государственность сохранилась лишь там, где была сильная национальная армия. В Египте (победа на выборах (97%) Абдула Ас-Сиси) и Таиланде (военный переворот 22 мая 2014 года) именно армия стабилизировала ситуацию в стране, и вооруженные силы активно противодействуют терроризму. В этих странах попытки политизировать и развалить армию изнутри провалились, военные остались верными присяге и конституциям своих стран. Там где армия была политизирована и как следствие, атомизирована - наступил хаос.

В современных условиях, когда на примере вооруженных сил Украины мы видим новый вариант реализации «революционно-демократического» переустройства армии на националистической основе, резко возрастает актуальность научного анализа вопросов целей, факторов, методов и результатов политизации армии. Объективность такого анализа может обеспечиваться лишь комплексным историко-политологическим подходом. Сегодня особенно важно не только научное осмысление, но и воспитание объективной и правдивой историей [11].

Негативный для национальных интересов и национальной безопасности опыт политизации армии есть и у России. Длительное время этот феномен изучался исключительно на примере событий 1917 г., а сам процесс официально и в исторической литературе оценивался только позитивно, как переход армии на сторону революционных масс. Считалось, что подлинно народная победоносная революция не обходится без участия армии, разрушения старых порядков и переориентации демократического большинства вооруженных сил на цели и задачи восставшего народа [15, с. 4].

Кроме того, все это время в исторической литературе основное внимание уделялось действующей армии, фронтовым частям, а также гарнизону Петрограда. В то же время, политизация запасных гарнизонов лишь факультативно освещалась в историко-партийных работах, что противоречило задачам, ставившимся уже в советский период . Р.С. Цейтлин прямо подчеркивал: «в процессе познания вопросов большевистского влияния в массах на одно из первых мест выходят проблемы, освещающие руководство пролетарской партией объединенным выступлением солдат тыловых частей» [15, с. 11].

Опыт политизации и последующей радикализации тыловых частей действующей армии наглядно прослеживается на примере Калужского гарнизона, который в 1917 г. входил в состав Минского военного округа. В городе дислоцировалась 26-я пехотная запасная бригада. В целом, к 1 марта 1917 г. в гарнизоне проходили службу 692 офицера, и 30322 нижних чина. К 1 октября 1917 г. - 332 офицера и 23799 нижних чина [6, л. 156, 157; 7, л. 124, 382; 8, л. 503, 511 об]. Калужский гарнизон, составляя треть всех запасных частей Западного фронта, был одной из его основных тыловых баз. Исходя из численности гражданского населения Калуги - 50 тыс. человек, город фактически стал полувоенным, при этом гарнизон оказывал существенное влияние на общественно-экономический, культурный и административный облик Калуги.

Гарнизон восторженно встретил весть о свержении монархии. В ночь на 3 марта 1917 г. был образован Военно-распорядительный комитет (далее - ВРК), который избрал начальником бригады и гарнизона популярного среди солдат подполковника А.Н. Калинина. ВРК поставил оперативные задачи: укрепить новую власть, охранять общественный порядок в городе и поддерживать воин* Примечательно, что В.И. Ленин делил пропаганду «в армии» и «на театре военных действий», т.е. в первом случае речь шла, в том числе о тыловых гарнизонах, тогда как во втором - о действующей армии.

ский дух в гарнизоне, как обязательное условие победы над врагом. ВРК также выступал за войну до полной победы. Прошедшая 12 марта 1917 г. в Калуге массовая манифестация - «День свободы», показала единение всех слоев общества вокруг новой власти. «Голос Калуги» отмечал массовость, а также участие всех слоев общества, в том числе и военных [13, с. 57, 81, 87].

В связи с тем, что Калужскому гарнизону пришлось в первые дни революции выполнять функции полиции, солдаты быстро перенимали настроения крайне политизированного общества. Революционные настроения проявились на многолюдном военном собрании 18 марта, где обсуждалась Декларация прав солдата. Полное единодушие проявилось в поддержке положения Декларации об отмене дисциплинарных взысканий, отдания чести и т.п. Собрание постановило создать Совет офицерских и солдатских депутатов из существующей организации солдатских депутатов и военного комитета, а также ротные и полковые комитеты [14, с. 36]. В результате выборов в Совет был избран 41 человек: 17 солдат (41%), 23 обер-офицера (56%) и 1 чиновник [4, л. 86].

В состав Президиума Совета солдатских и офицерских депутатов вошли: председатель: прапорщик, эсер Н.И. Пароль; товарищи председателя: младший унтер офицер Енохович и подпоручик Быстров, секретарь: подпоручик Либман.

14 апреля 1917 г. на совместном заседании Советов рабочих и солдатских депутатов было признано необходимым объединение двух Советов для совместного решения общеполитических вопросов. При Совете рабочих и солдатских депутатов учреждался Исполнительный комитет в числе 5 от Совета рабочих и 10 от Совета солдатских депутатов человек, при этом сохранялись два исполкома [14, с. 46-47].

Председателем Исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов был избран эсер Н. И. Пароль, товарищами председателя - меньшевик И. А. Голубев и большевик М. П. Артемов [1, л. 17], что фактически означало создание левой коалиции в Совете.

2 мая 1917 г. Калужский Исполком Совета рабочих и солдатских депутатов отметил порядок и дисциплину в Калужском гарнизоне, отсутствие беспорядков. Совет акцентировал внимание на наличии внутренней дисциплины, без которой «армия превращается в неорганизованный буйный сброд». Совет отметил, что «по первому требованию без всякой задержки отправляются на позиции для защиты родины и свободы маршевые роты» [9, л. 6].

5 мая 1917 г. общее собрание офицеров и солдат 288 пехотного запасного полка выразило полное доверие Временному правительству, подчеркнув необходимость продолжения войны [13, с. 157-158]. Исполком Совета констатировал в мастерских и на заводах интенсивную и стабильную работу на оборону, что представлялось как заслуга Совета, который также эффективно обеспечивал без полиции и милиции общественный порядок: «Калуга может спать спокойно, не опасаясь за цельность жизни, жилища и имущества» [9, л. 6].

В то же время, как свидетельствовало командование гарнизона, с первых дней революции в нем началось неизбежное в таких случаях падение дисциплины. Индикатором стал чувствительный для армии - своеобразный барометр

* -.—ж-

армейской дисциплины, вопрос об отдании чести*. Почувствовавшие определенную свободу солдаты стали небрежно отдавать честь [4, л. 52]. Тогда как старшие офицеры по традиции сознательно относились к приветствиям солдат, молодые офицеры отвечали весьма небрежно, или совсем не отвечали на приветствие. Считая такое поведение молодых офицеров недопустимым, начальник гарнизона Калинин, просил офицеров предъявлять к самим себе больше требований, ставя на первый план, прежде всего личный пример [5, л. 81 об].

Признаки постепенного разложения дисциплины проявлялись в неисполнении солдатами приказов офицеров, торговле предметами солдатского обмундирования, снаряжения, обуви и теплых вещей [2, л. 522; 3, л. 305]. Все чаще в местных клубах отмечалось участие военнослужащих в азартных играх, были и случаи крупных проигрышей офицерами Калужского гарнизона [3, л. 373]. Уже в начале лета 1917 г. Калужский гарнизон приобрел статус самого неблагополучного из всех запасных частей Западного фронта. В докладе инспектора запасных войск Западного фронта генерал-лейтенанта Чижова, 2 июля 1917 г., за № 1034 отмечалось, что из всех городов, в которых расквартированы запасные полки Западного фронта, 26 пехотная запасная бригада как в отношении службы, так и внутреннего порядка находилась «далеко не в блестящем состоянии» [7, л. 422-423].

Характерное для революций и социальных катаклизмов падение дисциплины в армии было как следствием, так и поводом усиления политической пропаганды среди военнослужащих, тем более, что в России уже успел укоренить-

* В российской армии отдание чести всегда имело обоюдное значение. Со стороны младшего по званию оно выражало подчинение и приветствие, со стороны старшего - исполнение долга вежливости, а также личный пример строгого следования нормам устава.

ся левый радикализм [10]. Как и в истории любой революции, сразу же после Февраля началась непримиримая борьба либеральных и революционных сил за политическое доминирование, усугубляемая войной и кризисом. Обострилась борьба и в революционном, левом лагере. В.И. Ленин отмечал, что война «видоизменила десятилетиями выращенный оппортунизм, подняла его на высшую ступень, увеличила число и разнообразие его оттенков, умножила ряды его сто сторонников, обогатила их доводы кучей новых софизмов...», пришел к выводу, что «социал-шовинизм есть оппортунизм, созревший до такой степени, что существование этого буржуазного нарыва по-прежнему внутри социалистических партий стало невозможным» [12, с. 249]. Такая постановка вопроса вела к неизбежному размежеванию левых сил по всем основным политическим вопросам. При отсутствии союзников, для решения главной политической задачи - прихода к власти и установления диктатуры пролетариата, большевикам необходимо было привлечь на свою сторону армию, а если это окажется невозможным, то разложить, дезактивировать её и создать нечто новое.

В свою очередь, Временное правительство в условиях войны не смогло стабилизировать ситуацию, а либеральная идея оказалась не столь привлекательной и живучей, чтобы овладеть массами. В критический, переломный для настроений армии момент - в июне 1917 г., когда действующая армия стремилась домой, а тыловые гарнизоны не хотели на фронт, возобладали настроения дезорганизации вооруженных сил, активно и организованно подогреваемые левыми радикалами. Именно эти процессы определили развитие, а точнее, деградацию русской армии летом - осенью 1917года.

& & &

1. Государственный архив документов Новейшей истории Калужской области. Ф. П-

7694. Оп. 1. Д. 35.

2. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 1337. Оп. 1. Д. 6.

3. ГАКО. Ф. 1337. Оп. 1. Д. 16.

4. ГАКО. Ф. 1337. Оп. 2. Д. 6.

5. ГАКО. Ф. Р-109. Оп. 2. Д. 4.

6. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2060. Оп.

1. Д. 51.

7. РГВИА. Ф. 2060. Оп. 1. Д. 124.

8. РГВИА. Ф. 2060. Оп. 1. Д. 134.

9. РГВИА. Ф. 9631. Оп. 1. Д. 1.

10.Кагерманов А-С.С., Бидова Б.Б. Идеологические направления экстремизма в России конца XIX - начала ХХ вв. // Армия и общество. 2014. № 2. С. 45-48.

11.Марченков В.И., Степанищев А.Т. Воспитание историей (к 1150-летию российской государственности) // Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). Март. С. 517.

12.Ленин В.И. Крах II интернационала. // Полн. собр. соч. (5-е изд). М.: Политиздат, 1969. Т. 26. С. 209-265.

13. Общество и революция: Калужская губерния в 1917 году/ Составители И. В. Зайцев, В. В. Луговой / Под ред. В. Я. Филимонова. Калуга: фонд «Символ», 1999. 432 с.

14. Установление советской власти в Калужской губернии: Документы и материалы: март 1917 - июль 1918 г. / Под ред. К. А. Поленкова. Калуга: Изд-во газеты «Знамя», 1957. 479 с.

15.Цейтлин Р. С. Борьба большевиков за армию в период подготовки и победы Великого Октября (на материалах военных округов восточных районов России): автореф. дисс... д-ра ист. наук: 07.09.01. М., 1988.

16.Путин В.В. Выступление на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 года // Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/news/46860

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.