Научная статья на тему 'Политизация этничности в ФРГ: уроки Первой мировой войны'

Политизация этничности в ФРГ: уроки Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ТРЕТИЙ РЕЙХ / ФАШИЗМ / "ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО" / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / ЭРОС / ТАНАТОС / ETHNOS / ETHNICITY / ETHNICITY POLITICIZATION / NATION / NATIONAL IDENTITY / GERMAN EMPIRE / THE FIRST WORLD WAR / THIRD REICH / FASCISM / "VITAL SPACE" / MANIPULATION WITH CONSCIOUSNESS / EROS / TONATOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается генезис национальной идентичности в Германии. Делается акцент на таких понятиях, как «этнос», «этничность», «политизация этничности». Автор уделяет особое внимание последствиям поражения Германии в Первой мировой войне, отразившимся на доминировании национального сознания немцев в процессе самоидентификации. В данном контексте в статье рассматривается психологический аспект технологии манипуляций фашистов общественным сознанием населения Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федорова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politicization of Ethnicity in Federal Republic of Germany: Lessons from the First World War

The genesis of the national identity in Germany are considered in the article. The emphasis is placed on such concepts as «ethnos», «ethnicity», «ethnicity politicization». The author pays a special attention to the consequences of the defeat of Germany in the First World War which reflected on the domination of the national consciousness of Germans in the course of self-identification. In this context the article is considered with the psychological aspect of technology of fascists manipulations with the public consciousness of the population of Germany.

Текст научной работы на тему «Политизация этничности в ФРГ: уроки Первой мировой войны»

УДК 32.019.5;323.1;327;329.17

С. С. Федорова

ПОЛИТИЗАЦИЯ этничности В ФРГ: УРОКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны

В статье рассматривается генезис национальной идентичности в Германии. Делается акцент на таких понятиях, как «этнос», «этничность», «политизация этничности». Автор уделяет особое внимание последствиям поражения Германии в Первой мировой войне, отразившимся на доминировании национального сознания немцев в процессе самоидентификации. В данном контексте в статье рассматривается психологический аспект технологии манипуляций фашистов общественным сознанием населения Германии.

Ключевые слова: этнос, этничность, политизация этничности, нация, национальная идентичность, Германская империя, Первая мировая война, Третий рейх, фашизм, «жизненное пространство», манипуляция сознанием, эрос, танатос.

Термин «этнос» происходит от древнегреческого eGvog, первоначально служившего для обозначения различных сообществ людей и живых существ, а позднее использовавшегося как определитель народов негреческого происхождения, которых греки называли варварами. В научной традиции термин стал использоваться лишь в Х!Х в. и впервые был применен немецким ученым А. Бастианом. Немецкая этнологическая школа и немецкое понимание природы нации существенно отличались от французской и англосаксонской объяснительных моделей. В немецкой научной традиции было распространено при-мордиалистское понимание природы этнического, которое основывается на признании этничности как «осязаемой реальности», характеризующейся признаками общности расы, языка, территории, религии, культуры (Тишков, Шаба-ев, 2011, с. 54).

В данной статье под феноменом этничности вслед за В. А. Тишковым и Ю. П. Шабаевым мы будем понимать форму идентичности человека и культурную традицию, на основе которых существуют в различных конфигурациях и взаимосвязях человеческие коалиции (или группы), называемые этническими общностями (народами, национальностями или этнонациями) (Там же, с. 15).

Этничность как историко-культурное основание национализма является политическим ресурсом. Вслед за Дж. Родшильдом мы будем рассматривать политизацию этничности как процесс превращения этничности из психологического, культурного или социального фактора «в собственно политическую силу с целью изменения или стабилизации сложившихся в обществе конкретных систем неравенства среди этнических групп» (Rothschild, 1981, p. 2). Однако основной акцент будет делаться на такой форме политизации этничности, как манипуляции этническими чувствами с целью консолидации нации.

Исторически процесс формирования немецкого национального самосознания был осложнен рядом таких факторов, как вековая раздробленность на экономически не зависящие друг от друга княжества, несовпадение границ немецкого языкового пространства с государственными границами, отсутствие

© С. С. Федорова, 2014

на протяжении долгого времени единой столицы, конфессиональное разделение немецких земель на преимущественно католический юг и протестантский север. Представление о нации как об этнической целостности, говорящей на одном языке и имеющей свои особые этнические психологию и генофонд, было заложено еще во времена гуманизма и барокко. Немецкие гуманисты XV-XVI вв., опасаясь культурной ассимиляции с другими народами, возвеличивали моральные качества своей нации, идеализируя образ древних германцев (Рогожин, 2011, с. 98).

На рубеже XVIII-XIX вв. немецкие философы, пытаясь оправдать столь долгий процесс образования национального государства немцев, стремились отыскать для своей нации особый путь развития или миссию. Провозглашая исключительность своего народа, интеллектуальная элита приписывала немцам особое предназначение, включавшее миссию распространения культуры и защиты свободы (И. Г. Гердер) или же всемирно-историческую миссию нравственного совершенствования (И. Г. Фихте) (Национальная идея в Западной Европе в Новое время, 2005, с. 404-411).

С точки зрения некоторых исследователей (И. А. Петров, А. А. Рогожин и др.), важными вехами в развитии национальной идеи в Германии были эпоха Французской революции и Наполеоновских войн, Буржуазно-демократическая революция 1848-1849 гг.; однако особое место отводится Франко-прусской войне 1870-1871 гг., когда с разгромом Франции в только что объединившейся Германии набирают обороты империалистические амбиции. На данном этапе в Германии начался небывалый подъем националистических движений. Объединение страны, изменившее геополитическую обстановку в Европе, стало мощным толчком для развития промышленности и небывалого роста производства. С этого времени отмечается активное военное строительство в Германской империи. Внешнеполитические устремления немецкой политической, экономической и военной элиты нашли свое выражение в концепции «Натиск на Восток» (Drang nach Osten), которая представляла собой захватническую политику в отношении стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (Рогожин, 2011, с. 99). Эта концепция, призванная пересмотреть границы европейских государств на момент возникновения Германской империи и обеспечить передел колониальных владений, привела к Первой мировой войне. Поражение Германской империи и заключение Версальского мирного договора на тяжелых для немецкой нации условиях не могли не сказаться на национальном сознании немцев, которое в процессе самоидентификации перестало доминировать.

Для дальнейшей реализации концепции необходимости завоевания для немцев Lebensraum (жизненного пространства) правительство Германии стало использовать крайние националистические идеи — сначала для пробуждения национального самосознания немцев, а в дальнейшем и для обоснования своей экспансионистской политики (Там же). В работе «Понятие политического» К. Шмитт писал: «Не нужно, чтобы политический враг был морально зол, не нужно, чтобы он был эстетически безобразен... Он есть именно иной, чужой, и для существа его довольно и того, что он в особенно интенсивном смысле есть нечто иное и чуждое» (Шмитт, 1992, с. 36). В ситуации экономического и политического кризиса в Германии, где само национальное государство и его институты дис-

_ 171

ЛОЛИТЭКС- 2014. Том 10. № 2

Этнический фактор в Первой мировой войне

кредитировали себя, показав неспособность выработать эффективный внешний и внутренний политический курс, почувствовать себя одной нацией немцы могли лишь по отношению к «не-немцам», представленным в роли врагов.

По словам Д. Смита, политическим лидерам легко манипулировать этнич-ностью с целью мобилизации населения, особенно в периоды, когда общество сотрясают социально-экономические перемены (Смит, 2007, с. 126). После окончания Первой мировой войны Германия оказалась перед выбором пути дальнейшего развития. В условиях политического и экономического кризиса предпочтение было отдано Национал-социалистической рабочей партии Германии, умело сыгравшей на настроениях немецкого народа и сумевшей найти общий язык с наиболее влиятельными представителями экономической элиты. Национал-социалисты, добиваясь эффекта национального воодушевления для реализации внешне- и внутриполитических задач, предлагали немецкому обществу в качестве национальной идеи имперские и шовинистские концепции, соединенные с философией представителей немецкого романтизма (Рогожин, 2011, с. 100).

В мобилизации этничности не последнюю роль играют технологии манипуляций общественным сознанием. С. Г. Кара-Мурза в работе «Манипуляция сознанием» обращает внимание на то, что фашисты прибегали к эффективной пропаганде для поднятия национального самосознания: они обращались не к рассудку, а к инстинктам. С помощью целого ряда ритуалов немецкое руководство превращало аудиторию, представляющую разные слои общества, в толпу — особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением. Один из немногих близких к Гитлеру интеллектуалов, архитектор А. Шпеер, писал в своих воспоминаниях: «И Гитлер, и Геббельс знали, как разжигать массовые инстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадом расхожей респектабельности. Опытные демагоги, они умело сплавляли заводских рабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своей прихоти ее суждения» (приводится по: Кара-Мурза, 2003, с. 326).

Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила. Здесь делается упор на первый, главный в учении Фрейда, сексуальный инстинкт — эрос. Второй блок приемов, описываемых С. Г. Кара-Мурзой, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт — инстинкт смерти, танатос. Режиссеры массовых митингов-спектаклей возродили древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением, целью которых было разжигание архаических взглядов на смерть. В качестве способа ее «преодоления» они предлагали стать служителями Смерти. Так удалось создать особый, небывалый тип нечеловечески храброй армии — СС (Там же).

Сам Гитлер писал в «Mein Kamрf»: «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова» (приводится по: Там же, с. 388).

Однако когда Третий рейх потерпел крах, стало ясно, что в действительности национальное самосознание у немцев так и не было до конца сформировано.

172 -

ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 2

Немецкий политолог Г. Ланггут в книге «Немцы в поисках безопасности» подчеркивал: для формирования устойчивой национальной идентичности необходимо «укоренение национального сознания в демократических принципах» (Ланггут, 1995, с. 95), чего в Третьем рейхе достигнуто не было.

В заключение еще раз отметим, что консолидация нации преимущественно на основе противопоставления «образу врага» привела Германию к Первой мировой войне на два фронта и поражению, которое вызвало кризис немецкого национального самосознания. Уроки Первой мировой войны оказались бессмысленными, а не утихавшие империалистические амбиции партийного руководства Национал-социалистической немецкой рабочей партии подвели страну ко Второй мировой войне, повлекшей за собой еще более катастрофические последствия для Германии.

Современный этап генезиса немецкой национальной идентичности отличается отказом правительства ФРГ от активного использования противопоставления «свой — чужой» в целях консолидации нации. С точки зрения многих исследователей, правительство ФРГ опасается, что такая политика может осложнить отношения Германии со странами — членами Европейского Союза, где она на сегодняшний день играет одну из главных ролей. В рамках ЕС Германия формально воплощает идею единства нации, части которой при этом могут участвовать в процессах европейской интеграции независимо от федерального центра (Рогожин, 2011, с. 102).

Литература

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. 832 с. (Kara-Murza S. G. Manipulation with Consciousness. M.: «Eksmo», 2003. 832 p.).

Ланггут Г. Немцы в поисках безопасности / пер. с нем. М.: Прогресс, 1995. 304 с. (Langgut G. Germans in Search of Safety / transl. from Germ. Moscow: Progress, 1995. 304 p.).

Национальная идея в Западной Европе в Новое время: очерки истории / отв. ред. В. С. Бондарчук. М.: ИКД «Зерцало-М»; ИД «Вече», 2005. 496 c. (National Idea in Western Europe in Modern Times: History Essays / ed. by V. S. Bondarchuk. Moscow: IKD «Zertsalo-М»; Publishing House «Veche», 2005. 496 p.).

Рогожин А. А. Проблема генезиса немецкого национального самосознания в контексте международных отношений: история и современность // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. Ист. 2011. № 1(19). C.98-103 (Rogozhin A.A. The Problem of Genesis of the German National Consciousness in the Context of the International Relations: History and Modernity // Vestnik of Volgograd State University. Ser. 4. History. 2011. N 1(19). P. 98-103).

Смит Д. Причины и тенденции вооруженных конфликтов // Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергховского центра / под ред. В. Тишкова, М. Устиновой. М.: Наука, 2007. С. 116-131 (Smith D. The Reasons and Tendencies of Armed Conflicts // The Ethnopolitical Conflict: Ways of Transformation: Reference book of the Bergkhofsky center / ed. by V. Tishkov, M. Ustinova. M.: Nauka, 2007. P. 116-131).

Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов. М.: Издательство Московского университета, 2011. 187 с. (Tishkov V. A., Shabayev Yu. P. Ethnopolitical Science: Political Functions of Ethnicity: The textbook for higher education institutions. M.: Publishing house of Moscow university, 2011. 187 p.).

Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 35-67 (Schmitt K. Concept of the Political // Sociology Questions. 1992. N 1. P. 35-67).

Rothschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. New York, 1981. 290 p.

ЛОЯИТЖС. 2014. Том 10. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.