УДК 323.396; 37.035.91; 323.37; 353.2
ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЖИДАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ГЛАВ РЕГИОНОВ РФ СО СТОРОНЫ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУБЕРНАТОРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ)
А. И. Матюсова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
А. С. Данилова
Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Цель статьи — поиск ответа на вопросы, насколько губернаторы нового поколения соответствуют запросам, с одной стороны, федерального центра, с другой — населения, являются ли они эффективными управленцами. Авторы провели политико-психологическое исследование с использованием анализа вторичных данных аналитических центров, методов экспертного интервью, глубинных интервью с населением, case study и семантического дифференциала. В ходе исследования авторы выявили схожесть ряда требований как со стороны власти, так и со стороны населения: обе стороны хотят видеть нового, перспективного, открытого политика, способного самостоятельно решать управленческие и хозяйственные вопросы в регионе и др. Однако было отмечено, что цели и задачи, которые федеральный центр ставит перед главами региона при назначении их на должность временно исполняющих обязанности или после выборов, в некоторой степени противоречат запросу общества. Кроме того, созданный для губернаторов-«новичков» проект «Молодые технократы» в долгосрочной перспективе не будет отвечать своему названию, поскольку средний возраст губернаторов-«новичков» значительно увеличился, а предполагавшаяся ранее универсальной концепция управления любой территорией вне зависимости от принадлежности к ней оказалась недостаточно эффективной. Вместе с тем описанные в статье политико-психологические критерии стали одним из факторов, влияющих на активное обновление губернаторского корпуса, что является одновременно и трендом, и ответом на имеющиеся у губернаторского корпуса проблемы.
Ключевые слова: губернатор, глава региона, критерии отбора, политико-психологические особенности личности политических деятелей, губернатор новой волны, губернатор-новичок.
Современный политический контекст выдвигает новые требования1 к управлению на местах, в частности к представителям губернаторского корпуса. Такая ситуация складывается вследствие того, что в обществе существует запрос на обновление политической элиты; федеральная власть стремится повысить
1 Слова «запрос», «ожидания» и «требования к губернаторам» используются нами в качестве синонимов и предполагают наличие определенных качеств, необходимых губернатору новой волны для исполнения им своей роли.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021
эффективность управления регионами; старые губернаторы не справляются с вызовами современности либо выполнили свою функцию, на смену приходят новые главы регионов, молодые, технократичные, с особыми личностными качествами. Данные факторы вновь актуализировали вопрос формирования единой кадровой политики в России.
При отборе на пост губернатора субъекта РФ учитываются институциональные, региональные, политические параметры. Однако в нашей статье мы сделали упор именно на политико-психологических критериях отбора, поскольку они сегодня во многом влияют на электоральную привлекательность губернатора, на уровень доверия граждан, на социальное самочувствие населения, на протестные настроения в регионе и пр.
Мы предприняли попытку сформулировать общий перечень политико-психологических критериев отбора в губернаторский корпус и ответить на вопрос, насколько его новые представители соответствуют требованиям федерального центра и общества.
Объектом изучения выступил действующий губернаторский состав в лице губернаторов новой волны, предметом — политико-психологические требования к ним.
При написании статьи нами было выдвинуто несколько гипотез. Во-первых, ввиду того что уже с 2016 г. идет системная кадровая политика по обновлению губернаторского корпуса, мы можем предположить, что действующие губернаторы должны быть приближены к идеальным параметрам исполнителей данной политической роли для эффективного управления регионами. Во-вторых, мы предполагаем, что определенный запрос населения и власти к губернатору новой волны может объясняться как особенностью региона, так и специфичной только для данного региона ментальностью населения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В контексте рассматриваемой темы теоретическую значимость представляют работы Р. Ф. Туровского [Туровский, 2018], А. В. Понеделкова [Понеделков, 2004], И. И. Кузнецова [Кузнецов, 2010], А. В. Кынева [Кынев, 2020] и др., в которых описываются институциональные основания функционирования губернаторского корпуса.
Актуальны исследования, посвященные вопросам рекрутирования политической элиты и изучению профессиональной карьеры политиков, в том числе губернаторов. К ним можно отнести работы Е. Б. Шестопал [Современная элита..., 2015], И. С. Палитая [Палитай, Матюсова, 2020], Д. В. Покатова [Покатов, 2019], А. В. Дуки [Дука, 2019] и др. Особенностью большинства работ по губернаторской теме является выбор в качестве предмета исследования биографической составляющей губернаторов. Однако необходимо констатировать, что без внимания не остаются и политико-психологические особенности глав регионов. Так, изучение личностных качеств губернаторов отражено в работах Е. П. Добрыниной [Добрынина, 2012], А. А. Качанова [Качанов, 2006], А. В. Селезневой [Селезнева, 2010], Н. В. Бушуевой [Бушуева, 2010] и др.
Стоит отметить исследования, посвященные отдельному изучению политико-психологических особенностей губернаторов-«новичков». К этим работам относятся труды И. С. Палитая [Палитай, Майорова, 2019], С. Г Зырянова [Зырянов, 2016], авторского коллектива кафедры социологии и психологии политики МГУ им. М. В. Ломоносова [Современная элита..., 2015; Человеческий капитал..., 2012; Власть и лидеры., 2019] и др. Можно отметить, что исследований по данной теме немного, поскольку лишь с 2016 г появилась новая система отбора соискателей на пост губернатора. Она стартовала с приходом во внутриполитический блок администрации президента РФ С. В. Кириенко. Им была создана особая модель отбора управленцев, которая и предопределила требования к губернаторам-«новичкам».
Эмпирической базой исследования послужили публикации в электронных средствах массовой информации (РБК, ТАСС, «Коммерсант» и другие деловые СМИ), Telegram-каналы авторитетных отечественных политологов и политических технологов (Игоря Минтусова, Евгения Минченко и др.), доклады аналитических центров (ЭИСИ, АПЭК, «Инсомар» и др.), центров по изучению общественного мнения (ВЦИОМ и др.), материалы официального сайта президента России В. В. Путина и сайтов глав российских регионов, а также иные открытые интернет-источники2.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе были использованы: анализ вторичных данных аналитических центров, метод экспертного интервью, метод глубинного интервью с гражданами, метод семантического дифференциала.
Экспертные интервью и анализ материалов аналитических центров позволили нам судить о требованиях к новой волне губернаторов со стороны федерального центра. Сведения об ожиданиях граждан в отношении глав регионов были получены в ходе экспертных интервью и проведенного в 2020 г. на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова исследования образа идеального губернатора. В исследовании использовались методы глубинного интервью и семантического дифференциала. В общей совокупности было опрошено 350 человек из 8 регионов России. Выборка была сбалансирована по параметрам пола, возраста, образования.
В статье использован метод case study, который помог проследить, как выражены личностные качества, выбранные для анализа губернаторов в соответствии с теми критериями, которые мы выделили для проведения политико-психологического анализа. На примере действующих губернаторов-новичков» Челябинской (А.Л. Текслер), Калининградской (А.А. Алиханов) и Калужской (В. В. Шапша) областей мы проанализировали, как работают новые требования со стороны власти и граждан. Выбор данных губернаторов обусловлен тем, что, по мнению экспертов ЭИСИ, они подходят под опреде-
2 Напр.: Национальный рейтинг губернаторов (итоги 2020 года). иЯ1_: ИИр://ш881а-га1:1пд. ги/1пТо/18784.^т! (дата обращения: 08.02.2021).
ление губернаторов новой волны. Также эти главы регионов представляют субъекты разных округов РФ и отражают специфику разных групп регионов: Челябинская область — промышленных регионов страны (в основном Урала), Калининградская область — окраинных регионов, Калужская область — регионов Центральной России.
Личностные компоненты губернаторов были изучены с помощью методов качественно-количественного контент-анализа их спонтанных текстов, невклю-ченного наблюдения и анализа экспертных интервью.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Политический контекст в определенный период времени актуализирует или, наоборот, делает невостребованными некоторые типы политических лидеров именно с точки зрения особенностей их личности. Например, в 1990-е годы сильного контроля над деятельностью губернаторов со стороны федерального центра не было. Главами регионов становились, как правило, хорошо известные в субъекте федерации люди, которые смогли себя зарекомендовать как лидеры на разных ступенях власти советского периода. Они сами определяли стратегию и направление развития своих регионов. Их политика была по большей части проявлением волюнтаризма и шла вразрез с видением президента или правительства.
С началом первого президентства В. В. Путина началась глубокая трансформация внутренней политики, в том числе в губернаторском корпусе, что привело к отмене прямых выборов глав субъектов в 2004 г. Соответствующие меры были приняты с целью недопущения распада федерации, снижения автономности регионов и их глав для последующего выстраивания жесткой вертикали власти. Так появилась потребность в региональных руководителях, которые могут работать в качестве администраторов, чиновников, способных решать поставленные президентом задачи, учитывая при этом и требования общества. Такой запрос на губернаторов сохранялся вплоть до 2012 г., когда вернулись прямые выборы глав субъектов, положившие начало тренду на диалог с населением. Это вновь актуализировало спрос на губернаторов, которые могут быть не только эффективными исполнителями воли руководства, но и публичными политиками, способными к диалогу с гражданами.
В 2016 г. ситуация несколько изменилась, поскольку начался интенсивный процесс обновления и омоложения губернаторского корпуса. В политическом поле появились новые главы регионов, отличающиеся не только своим молодым по меркам большой политики возрастом, но и специфическими чертами личности. В медийной среде таких губернаторов окрестили «технократами», т. е. деполитизированными специалистами по применению управленческих технологий. Они не были похожи на своих предшественников ни биографией, ни образованием, ни профессиональным опытом и специфической управленческой подготовкой.
За электоральный период с 2016 по 2020 г. произошло значительное обновление губернаторского состава — на 66 %. На текущий момент в губернатор-
ском корпусе 54 действующих и 2 временно исполняющих обязанности губернаторов, которые пришли на свои посты в период ротации. Все они ранее не занимали аналогичные должности.
В процессе наблюдений за интенсивным процессом обновления в губернаторском корпусе в экспертном сообществе возникла дискуссия о том, кто такой губернатор новой волны и по каким критериям федеральный центр отбирает кандидатов на должность главы субъекта. В данной статье мы в рамках этой дискуссии предпримем попытку выделить в этих критериях политико-психологические качества губернаторов.
Как показывают исследования аналитических центров (ЭИСИ, «Инсомар», АПЭК и др.), экспертные интервью, материалы СМИ и прочие деловые интернет-источники, можно выделить следующий перечень требований федерального центра, предъявляемых к новым губернаторам на этапе отбора.
Среди основных требований в отношении новых глав регионов следует отметить социально-демографические характеристики.
Возраст губернатора является важным параметром, поскольку позволяет понять его жизненный опыт, специфику времени, которое влияло на его мировоззрение. В рамках нашего исследования были выделены четыре возрастные когорты среди губернаторов-«новичков» — рожденные в 1940-1950-х, 1960-х, 1970-х и 1980-х годах.
Особенностью обновленного губернаторского корпуса стало появление в нем молодых политиков, рожденных в 1980-е годы (14 %). Их средний возраст — 37 лет. Так, выбранный нами в качестве примера губернатор Калининградской области А. А. Алиханов занял свой пост в 30 лет.
Основная возрастная когорта новых губернаторов — это рожденные в 1970-е годы (48 %), затем — в 1960-е (27 %). К ней относятся главы двух других выбранных нами регионов — А. Л. Текслер и В. В. Шапша, которым на момент вступления в должность было 47 и 48 лет соответственно.
В 1940-1950-х годах родились 9 % новых глав регионов. Средний возраст представителей старших возрастных групп — 51 год.
По гендерному составу губернаторский корпус остается мужским. Хотя, как показали глубинные интервью с экспертами, распространенным является мнение, что гендерный признак не имеет значения и эффективным главой региона может быть женщина, в реальности среди губернаторов-«новичков» женщины не представлены.
Губернаторы нового поколения в большинстве своем являются городскими жителями: они родились и социализировались в городе (57 %). Это же подтверждают и выбранные нами кейсы: губернатор Калининградской области родился в г. Сухуми Абхазской АССР и в раннем возрасте переехал в Москву, глава Челябинской области родился в г. Челябинске, руководитель Калужской области — в г. Обнинске.
Среди губернаторов-«новичков» всего около 13 % тех, кто родился и рос в сельской местности, и 4 % тех, кто родился в селе, а затем переехал в город. Данные сведения приблизительные, так как место первичной социализации некоторых губернаторов выяснить не удалось.
Важной характеристикой образовательного профиля новых губернаторов является тенденция к получению второго высшего образования в области управления. Первое образование у глав регионов разное. Преобладающими являются экономическое, техническое, юридическое и военное образование. Степенью кандидата наук обладают 15 губернаторов — 27 % «новичков». Степень доктора наук имеют четыре человека (7 %). Двое из рассматриваемых нами губернаторов получили образование в области экономики (А. А. Алиханов и А. Л. Текслер), а В. В. Шапша — сначала техническое, а затем управленческое.
Проанализировав социально-демографический профиль действующих губернаторов-«новичков» и выделив основные тренды, связанные с их отбором, можно сформулировать следующее положение: типовой представитель нового поколения губернаторов — мужчина, рожденный в 70-х годах, горожанин, с двумя высшими образованиями, одно из которых управленческое, часто обладающий степенью кандидата наук.
Отметим, что все три губернатора — выходцы из своих регионов или имеют опыт работы в них до момента избрания на должность губернатора. Так, Шапша был мэром города Обнинска Калужской области, Текслер долго работал на одном из предприятий Челябинской области, а Алиханов возглавлял правительство Калининградской области.
Следующий перечень критериев связан с профессионально-деловыми характеристиками губернаторов-«новичков».
Эксперты сходятся во мнении, что губернатор нового поколения — это человек, который в зависимости от запроса может исполнять роль некого «драйвера развития», способного придать новый импульс развитию региона, или «эффективного управленца», способного налаживать процессы и решать проблемы региона и населения.
В связи с этим ключевыми характеристиками новых губернаторов и требованиями к ним со стороны власти являются: а) способность сформировать вокруг себя эффективную команду единомышленников и умение в ней работать; б) лояльность к действующей политической системе; в) наличие стратегического мышления как условие самостоятельности в принятии управленческих решений в регионе, но вписанное в рамки существующей политической конъюнктуры; г) чистая репутация.
Помимо этого, губернатор должен обладать комплексным профессиональным опытом в сфере государственного и/или корпоративного управления. К профессиональным компетенциям также относят специфичную управленческую подготовку в «Школе губернаторов», созданной на базе ведущих образовательных центров страны (ВШЭ, РАНХиГС, корпоративного университета Сбербанка и др.).
Все три рассматриваемых нами губернатора знают, как нужно встраиваться в систему и оставаться лояльными к ней. Об А. А. Алиханове эксперт сказал следующее: «Он может создавать впечатление обособленности, он молод, отличается от своих предшественников, но, по большому счету, в команде осталось много старых игроков, которые не подводили себя никакими безобразиями, соответственно, он человек, способный работать в команде, принимать даже тех, кто остался от предыдущего губернатора. Поэтому сказать, что он обособлен,
я не могу». Перед В. В. Шапшой стояла задача — удовлетворить запрос населения региона на новое лицо (предыдущий губернатор А. Д. Артамонов занимал пост губернатора на протяжении 20 лет), но при этом сохранить достижения прошлого главы региона. По мнению экспертов, «с этой точки зрения Шапша полностью отвечал запросам избирателей»3.
Выбранные нами для анализа губернаторы новой волны демонстрируют и наличие стратегического мышления. Об А. А. Алиханове эксперт говорит следующее: «У него хорошие стратегические способности, он хороший аналитик, он просчитывает на перспективу». Стратегическое мышление подразумевает хорошую память, что подтверждается словами другого эксперта об А. Л. Тек-слере: «Умение владеть и оперировать колоссальным объемом информации, запоминать, знать, помнить цифры, уметь цифры применять — все это о нем». У В. В. Шапши эксперты и население региона отмечают такие качества, как вдумчивость и спокойный характер; он не склонен к принятию импульсивных решений4. Кроме того, умение мыслить стратегически подтверждают его решения во время пандемии, оцениваемые экспертами как «быстрые и ясные»5.
Существуют требования и к личностным качествам губернаторов. В психологическом профиле губернатора должны сосуществовать такие параметры, как открытость, коммуникабельность, скромность в поведении (исполнение своих обязанностей не напоказ, негативное отношение к роскоши), что одновременно удовлетворяет и требованиям власти, поскольку эти качества формируют доверие населения, и запросу граждан на обеспечение близости к народу. Умение естественным образом выстроить доверительные отношения и расположить к себе людей также является важным качеством для глав регионов и, по сути, критерием оценки их деятельности, что отражено в утвержденном президентом России перечне показателей для оценки их эффективности6.
Мотивация губернатора нового поколения — это мотивация достижения. При этом губернатор в своей деятельности должен быть гибким и уметь одновременно и решать задачи, поставленные федеральным центром, и удовлетворять жителей своего региона. Проведя контент-анализ публичных выступлений политиков, мы пришли к выводу, что психологические и личностные качества описываемых нами губернаторов связаны с высоким показателем мотива достижений. Это подтверждается и едиными мнениями экспертов о губернаторах: «У него (Алиханова) скорее мотив всеобщего блага, помноженный на доступ-
3 Портрет губернатора Калужской области Владислава Шапши // ЭИСИ. [Электронный ресурс]. URL: https://regions.eisr.ru/analytics/ (дата обращения: 19.03.2021).
4 Губернаторы новой волны: особенности восприятия и соответствие электоральному запросу (по материалам фокус-групп в регионах) // ИНСОМАР. [Электронный ресурс]. URL: https://regions.eisr.ru/analytics/ (дата обращения: 19.03.2021).
5 Портрет губернатора Калужской области Владислава Шапши // ЭИСИ. [Электронный ресурс]. URL: https://regions.eisr.ru/analytics/ (дата обращения: 19.03.2021).
6 Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
ПОЛИТЭКС 2021. Том 17, № 3
ные ресурсы. У него нет узурпации власти, область для него как девелоперский проект, который он активно развивает»; у В. В. Шапши мотив достижения удачно сочетается высокими показателями по мотиву аффилиации. Это позволяет губернатору «лично погружаться в проблемы человека и не участвовать в гонке за статусом»7.
У губернатора должны быть лидерские качества, но его основной функцией является преимущественно управление. Лидерство как харизма и умение собирать вокруг себя массы может проявляться в критические моменты. Однако однозначно назвать исследуемых нами губернаторов лидерами не представляется возможным, поскольку они скорее менеджеры регионов, которые, применяя управленческие функции, занимаются преимущественно развитием хозяйственной составляющей, а не политической.
По стилю политического поведения губернатор новой волны — это администратор со свойственными этому типу политиков решительностью, высокими амбициями, повышенной сосредоточенностью на исполнении деловых и профессиональных обязанностей. Выбранные нами для анализа главы регионов обладают этими качествами.
Экстраверсия и высокий уровень доминирования в межличностных отношениях являются основой для стабильного функционирования губернатора в политической среде. Иногда губернаторы вынуждены быть экстравертами в силу своей публичной деятельности, как это произошло с переученным интровертом А. А. Алихановым. Достаточно высокий уровень рефлексии также является необходимым качеством для эффективного управления регионом, при этом губернатор должен быть способен быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства.
Так, основными психологическими требованиями к новым главам регионов можно назвать следующие: а) соответствие политическому стилю «администратор»; б) экстраверсия в межличностных отношениях; в) доминирование мотивов достижения; г) наличие стабильной высокой самооценки. Ключевыми качествами, которыми должен обладать современный губернатор, являются открытость, коммуникабельность, эмпатия и развитый эмоциональный интеллект.
В контексте рассмотрения данной темы в экспертной среде дискуссионным остается вопрос о роли личности губернатора при вхождении в регион. Безусловно, происхождение и наличие связей с регионом приветствуются на этапе отбора кандидата на должность губернатора со стороны власти и полностью поддерживаются жителями. При этом приоритетное значение при принятии решения со стороны власти о выборе кандидатуры будет иметь не столько личность конкретного претендента на должность, сколько региональная специфика, ментальные особенности населения и электоральные прогнозы социологов и политтехнологов.
7 Портрет губернатора Калужской области Владислава Шапши // ЭИСИ. [Электронный ресурс]. иЯ1_: https://regions.eisr.ru/analytics/ (дата обращения: 19.03.2021).
Ожидания граждан в отношении губернаторов не выглядят столь целостно. Тем не менее у населения явно присутствует запрос на обновление политической элиты, который федеральный центр отслеживает.
По мнению исследователей Института социального маркетинга «Инсомар», ключевые запросы жителей к новому главе региона сосредотачиваются вокруг таких понятий, как «открытость», «приоритет решений, а не обещаний», «борьба с коррупцией»8. Аналитики из ВЦИОМ выделяют такие качественные требования к губернаторам-«новичкам», как способность к эмпатии, умение общаться на равных, скромность и честность9. Среди личностных характеристик также ценятся энергичность, работоспособность, образованность, самостоятельность, решительность [Палитай, Данилова, 2020, с. 252].
В ходе проведенного на кафедре социологии и психологии политики МГУ им. М. В. Ломоносова политико-психологического исследования образа идеального губернатора было выявлено, что респонденты в первую очередь ожидают от губернатора морально-нравственных качеств. Внешность главы региона не играет значимой роли [Рогач, 2021, с. 106]. Кроме того, губернатор, по мнению населения, должен обладать профессиональными, деловыми, политическими качествами. Не без внимания остаются и психологические качества главы региона.
Если говорить о мотивах губернатора, то большинство участников исследования считают, что главой региона должны двигать альтруистические мотивы (власть ради дела). Меньше всего люди хотят видеть на этом посту человека с корыстными мотивами (власть ради денег).
Что касается стиля управления регионом, то здесь мнение респондентов выражено амбивалентно: с одной стороны, жители регионов хотят видеть на этом посту «настоящего хозяина территории», с другой — «эффективного управленца». Такая позиция может свидетельствовать о важности территориального фактора восприятия — исследование проходило в разных субъектах России, в каждом из которых существует определенная специфика политической перцепции.
Отдельно респонденты отмечают необходимость открытой коммуникации главы региона как с простыми жителями, так и с представителями СМИ и политическими оппонентами. Идеальный губернатор должен быть гибким руководителем, способным идти на компромиссы. Выбранные нами для анализа главы регионов также демонстрируют открытость, коммуникабельность, скромность. Так, все трое общаются с жителями своих регионов, оперативно реагируя на запросы граждан, в том числе и посредством социальных сетей10. В отноше-
8 Доклад «Инсомар» «Губернаторы новой волны: Особенности восприятия и соответствие электоральному запросу» [Электронный ресурс]. URL: https://regions.eisr.ru/analytics/ (дата обращения: 08.02.2021).
9 Губернаторы новой волны. Исследование ВЦИОМ. Декабрь 2020. Отчет по результатам социологического исследования [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/ user_upload/presentations/2020/201215_Gubernatory_novoi_volny_Mamonov.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
10 Инстаграм Антона Алиханова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/ aaalikhanov/ (дата обращения 11.03.2021); Инстаграм Владислава Шапши. [Электронный ре_ 319
ПОЛИТЭКС 2021. Том 17, № 3
нии открытости и скромности один из экспертов высказал следующий тезис об А. А. Алиханове: «Определенную роль сыграла его открытость, он совершенно спокойно ходит по городу, домой с работы может пешком пойти». Об этом же свидетельствуют и высказывания А. Л. Текслера, который старается быть максимально приближенным к образу «простого парня»: «Снял пиджак, закатал рукава — вот и всё. Я это делал всегда... А по дому — с удовольствием зимой снег лопатой расчищаю вокруг дома. Руки работы не боятся»11. Безусловно, подобная тактика поведения располагает к себе граждан региона.
Сравнивая требования в отношении губернаторов у власти и населения, мы можем отметить ряд схожих параметров. В обоих случаях присутствует запрос на нового, перспективного и результативного, открытого и готового к диалогу политика, способного самостоятельно решать управленческие и хозяйственные вопросы в регионе, имеющего чистую политическую репутацию, эмоциональный интеллект и развитое чувство эмпатии. Тем не менее различия в ожиданиях по отношению к новым губернаторам прослеживаются в тех целях и задачах, которые ставит федеральный центр при назначении на должность временно исполняющего обязанности главы региона или после выборов. Так, для жителей все чаще становится актуальным требование, чтобы губернатор был независим от Москвы, что, по сути, противоречит запросу власти; чтобы имел привязку к региону; был нацелен на продолжительное время работы в регионе. С позиции федерального центра новый тип глав регионов воспринимается иначе. Это «универсальный солдат», способный исполнять свою функцию и адаптироваться под изменяющиеся условия в любом регионе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного политико-психологического исследования губернаторов нового поколения мы пришли к следующим выводам.
Губернаторы-«новички» по многим параметрам соответствуют запросам федерального центра и населения регионов, однако несмотря на то что власть и граждане выдвигают приблизительно одинаковые требования к главам регионов, их цели несколько отличаются. Определенный набор профессиональных, личностных характеристик, который мы выделили в статье, устраивает обе стороны, но если для населения эти качества важны с точки зрения выполнения губернатором социальных и прочих обязательств перед гражданами, то для федерального центра это прежде всего инструмент для поддержания лояльности, что стало возможным в связи с выстраиванием вертикали власти в отношениях «регион — центр» [Кынев, 2020, с. 544].
сурс]. URL: https://www.instagram.com/vladislavshapsha/ (дата обращения 11.03.2021); Инстаграм Алексея Текслера. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/alexeytexler.official/ (дата обращения 11.03.2021).
11 «Не употребляйте слова "надо валить"»: интервью главы Челябинской области Алексея Текслера. [Электронный ресурс]. URL: https://74.ru/text/gorod/66144196/ (дата обращения: 11.03.2021).
Отметим, что изначально созданный для губернаторов новой волны проект «Молодые технократы» в долгосрочной перспективе может стать неэффективным. Во-первых, средний возраст губернаторов-«новичков» значительно увеличился (с 30 до 40-50 лет), во-вторых, ранее предполагавшаяся универсальной концепция, при которой глава региона может управлять любой территорией вне зависимости от его принадлежности к ней, также оказалась не столь эффективной. Примеры, рассмотренные нами в статье в качестве case study, демонстрируют обратное: у губернатора-«новичка» должны быть какие-либо связи с возглавляемым регионом, поскольку ему важно быть органичным на данной территории.
Важными остались политико-психологические критерии, которые были характерны для губернаторов со стажем. Речь идет о мотиве достижения, административном стиле управления, решительности, амбициозности, стратегическом мышлении [Современная элита., 2015, с. 56]. Однако такие личностные качества, как открытость, коммуникабельность, скромность, стали более четко актуализироваться именно с приходом к власти губернаторов новой волны.
На основании изложенного мы пришли к выводу, что описанные нами политико-психологические критерии отбора губернаторов-«новичков», с учетом которых происходило и происходит обновление губернаторского корпуса РФ, являются одновременно и ответом на вызовы современности, и неким трендом, который в последнее время сложился в политической среде. Особенно актуальным это стало из-за последних событий, связанных с эпидемией ко-ронавируса, когда от губернаторов потребовались решительность, открытое общение с населением, самостоятельность в принятии решений, проявление лидерских качеств, стратегического мышления, эмпатии, что, безусловно, стало ответом на современные вызовы.
Литература
Бушуева Н. В. Политико-психологический анализ региональных политических лидеров России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 170 с.
Быстрова А. С., Даугавет А. Б., Дука А. В., Колесник Н. В., Невский А. В., Тев Д. Б. Институ-ционализация политической элиты: источники рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2019. Т. 6, № 2. С. 22-66.
Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (19932018) / под ред. Е. Б. Шестопал, М.: Весь Мир, 2019. 656 с.
Добрынина Е. П. Политико-психологический анализ региональной власти: личность и роль губернатора: дис. ... канд. полит. наук. М., 2012.
Зырянов С. Г., Аверьянова Д. В., Алдошенко Е. В. Изучение качественных характеристик региональной элиты методом экспертных оценок // Коммуникология. 2016. № 6. 24-44.
Качанов А. А. Биографическая составляющая политико-психологического анализа губернаторского корпуса в современной России: дис. ... канд. политич. наук. М., 2006. 170 с.
Кузнецов И. И. Политические механизмы разделения властей в современной России. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. 359 с.
Кынев А. В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2020. 1030 с.
Палитай И. С., Данилова А. С. Региональные руководители нового поколения: результаты политико-психологического анализа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 54. С. 252-262.
Палитай И. С., Майорова М. А. Молодое поколение российской политической элиты: социально-демографический профиль // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2019. № 3 (837). С. 160-173.
Палитай И. С., Матюсова А. И. Губернаторский корпус РФ: сравнительный анализ механизмов отбора и каналов рекрутирования «новичков» и «старожилов» // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 4. URL: https:// evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1040 (дата обращения: 11.03.2021).
Покатов Д. В. Рекрутирование современной российской политической элиты как ротация политической и административно-корпоративной элитных групп // Власть и элиты // под ред. А. В. Дуки. СПб.: Интерсоцис. 2019. Т. 6, № 1. С. 71-97.
Понеделков А. В. Современные российские элиты: особенности генезиса. Взаимодействия и позиционирование во власти // Политическая наука. 2004. № 1. С. 138-159.
Рогач Н. Н. Место и роль представлений граждан об идеальных политических лидерах в образе идеального будущего России // Образ будущего: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции / пер. на англ. Деевой Н. А., Хохловой Е. И. Орел: Картуш, 2021. С. 106-111.
Селезнева А. В., Рогозарь-Колпакова И. И., Филистович Е. С., Трофимова В. В., Добрынина Е. П., Стрелец И. Э. Российская политическая элита: анализ с точки зрения концепции человеческого капитала // Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 90-106.
Современная элита России: политико-психологический анализ: монография / под ред. Е. Б. Шестопал, А. В. Селезневой. М.: АГРАМАК-МЕДИА, 2015. 448 с.
Туровский Р. Ф. Президентские выборы в России: возможности и пределы электоральной консолидации // Полития. 2018. №2. С. 23-50.
Человеческий капитал российских политических элит. Политико-психологический анализ / под ред. Е. Б. Шестопал, А. В. Селезневой. М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 342 с.
Матюсова Анастасия Игоревна — аспирант; [email protected]
Данилова Алена Сергеевна — аспирант; [email protected]
Статья поступила в редакцию: 27 июня 2021 г.;
рекомендована в печать: 26 июля 2021 г
Для цитирования: Матюсова А. И., Данилова А. С. Политико-психологический анализ ожиданий в отношении глав регионов РФ со стороны власти и населения (на материалах исследования губернаторов нового поколения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 3. С. 311-324. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.306
POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE AUTHORITIES' AND POPULATION'S EXPECTATIONS REGARDING RUSSIAN GOVERNORS (BASED ON RESEARCH OF THE NEW GENERATION GOVERNORS)
Anastasiia I. Matiusova
Lomonosov Moscow State University,
1, Leninskie gory, Moscow, 119991, Russian Federation; [email protected]
Alena S. Danilova
Lomonosov Moscow State University,
1, Leninskie gory, Moscow, 119991, Russian Federation; [email protected]
The purpose of the article was to find an answer to the question of how governors of the "new generation" meet the needs of the federal center and the population, and whether they are effective managers. The authors conducted a political and psychological study to answer this ques-
tion using the following methods: analysis of secondary data from analytical centers, interviews with experts, in-depth interviews with the population, case-study and semantic differential. In the course of the study, the authors revealed the similarity of a number of expectations from both the authorities and the population: both sides want to see a new, promising, open politician who can independently solve managerial and economic issues in the region, etc. However, there were also differences in the goals and objectives set by the federal center when appointing interim heads of the region or after elections, which to some extent contradicts the demands of society. In addition, the project 'Young Technocrats" created for "novice" governors does not hold up to its name because the average age of "novice" governors has increased significantly, and the previously assumed universal concept of governing any territory, regardless of its membership has not been completely effective. At the same time, the political and psychological criteria highlighted in the article are one of the factors that influence the active renewal of the governor's corps which is both a trend and an answer to the problems of the governor's corps.
Keywords: governor, head of the region, selection criteria, political and psychological characteristics of individuals, the governor of the new wave, the governor-novice.
References
Bushueva N. V. Political and psychological analysis of regional political leaders of Russia. Dis. ... cand. political sciences. Moscow, 2010. 170 p. (In Russian)
Bystrova A. S., Daugavet A. B., Duka A. V., Kolesnik N. V., Nevsky A. V., Tev D. B. Institutionalization of the political elite: sources of recruitment and career. Power and Elites, 2019, no. 6, pp. 22-66. (In Russian)
Dobrynina E. P. Political and psychological analysis of regional authorities: the personality and role of the governor: Dis. ... cand. political sciences. Moscow, 2012. 276 p. (In Russian)
Kachanov A. A. Biographical component of the political and psychological analysis of the governor's corps in modern Russia: Dis. ... cand. political sciences. Moscow, 2006. 170 p. (In Russian) Kynev A. V. Governors in Russia: between elections and appointments. Moscow, Fond «Libe-ral'naia missiia» Publ., 2020, 1030 p. (In Russian)
Kuznetsov I. I. Political mechanisms of Separation of powers in modern Russia. Saratov, Saratov University Publishing House, 2010. 359 p. (In Russian)
Palitai I. S., Danilova A. S. Regional leaders of the new generation: results of political and psychological analysis. Tomsk State University Journal. Philosophy. Sociology. Political science, 2020, no. 54, pp. 252-262. (In Russian)
Palitai I. S., Mayorova, M. A. The Young generation of the Russian political elite: socio-demo-graphic profile. Vestnik of Moscow State Linguistic University, 2020, no. 3, pp. 160-173. (In Russian) Palitai I. S., Matiusova A. I. Gubernatorial Corps of the Russian Federation: comparative analysis of selection mechanisms and recruitment channels for "novices" and "old-timers". Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2020, no. 4. Available at: https://evestnik-mgou.ru/ru/ Articles/Doc/1040 (accessed: 11.03.2021). (In Russian)
Pokatov D. V. Recruiting the modern Russian political elite as a rotation of the political and administrative-corporate elite groups. Vlast' i elity. ed. by A. V. Duka. St. Petersburg, Intersotsis Publ., 2019, vol. 6, no. 1, pp. 71- 97. (In Russian)
Ponedelkov A. V. Modern Russian elites: features of genesis. Interactions and positioning in power. Political science, 2004, no. 1, pp. 138-159. (In Russian)
Rogach N. N. The place and role of citizens 'ideas about ideal political leaders in the image of the ideal future of Russia. Image of the future: Collection of theses of the International Scientific and practical Conference, trans. on eng. by Deeva N. A., Khokhlova E. I . Orel, Publishing house "Kartush", 2021, pp. 106-111. (In Russian)
Selezneva A. V., Rogozar-Kolpakova I. I., Filistovich E. S., Trofimova V. V., Dobrynina E. P., Stre-lets I. E. Russian political elite: analysis from the point of view of the concept of human capital. Polis. Political Studies, 2010, no. 4, pp. 90-106. (In Russian)
Shestopal E. B. (ed.) Power and leaders in the perception of Russian citizens. A quarter of a century of observations (1993-2018). Moscow, Ves' Mir Publ., 2019. 656 p. (In Russian)
Shestopal E. B., Selezneva A. V. (eds). Human capital of Russian political elites. Political and psychological analysis. Moscow: Russian Association of political science (RAPN), Russian political encyclopedia (ROSSPEN) Publ., 2012, 342 p. (In Russian)
Shestopal E. B., Selezneva A. V. (eds). The modern elite of Russia: political and psychological analysis. Moscow: AGRAMAK MEDIA Publ., 2015, 448 p. (In Russian)
Turovsky R. F. Presidential elections in Russia: opportunities and limits of electoral consolidation. Politeia, 2018, no. 2, pp. 23-50. (In Russian)
Zyrianov S. G., Averyanova D. V., Aldoshenko E. V. Studying the qualitative characteristics of the regional elite by the method of expert assessments. Communicology, 2016, no. 6, pp. 24-44. (In Russian)
Received: June 27, 2021
Accepted: July 26, 2021
For citation: Matiusova A. I., Danilova A. S. Political and psychological analysis of the authorities' and population's expectations regarding Russian governors (based on research of new generation governors). Political Expertise: POLITEX, 2021, vol. 17, no. 3, pp. 311-324. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.306 (In Russian)