Научная статья на тему 'Политико-правовые взгляды Т. Мор'

Политико-правовые взгляды Т. Мор Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4671
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ / УТОПИЗМ / ТОМАС МОР / "УТОПИЯ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долбина К.С.

В статье рассматриваются политико-правовые взгляды утопистов эпохи европейского Возрождения на примере анализа творчества Томаса Мора, выявляются основные положения его учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые взгляды Т. Мор»

УДК 34.01

К. С. Долбина

студентка Российского государственного университета правосудия, г. Ростов-на-Дону

dolbina94@mail.ru

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Т. МОР Аннотация

В статье рассматриваются политико-правовые взгляды утопистов эпохи европейского Возрождения на примере анализа творчества Томаса Мора, выявляются основные положения его учения.

Ключевые слова: социализм, утопизм, Томас Мор, «Утопия».

Основателем утопического социализма считают английского мыслителя-гуманиста и политического деятеля Томаса Мора. Его произведение «Утопия» дало название данному направлению социально-политической мысли.

Утопический социализм следует трактовать как идеологию, содержащую определенные ценности, носители этих ценностей и технологий ориентированы на конкретные идеи. Их реализации добиваются политики, которые также выступают носителями этих ценностей. Одной из важнейших ценностей утопического социализма выступают идеалы равенства.

Утопии, основанная на общественной собственности, существовала на за счет того, что на всех людей без исключения была наложена обязанность трудиться. Устранение паразитизма и привлечение всех членов общества к производительному труду приводили к изобилию и как следствие к полному удовлетворению материальных нужд: «.. .так как все они заняты полезным делом и для выполнения его им достаточно лишь небольшого количества труда, то в итоге у них получается изобилие во всем» [4].

Мор, осуждая нормы, изложенные в английском трудовом законодательстве того времени, отмечал, что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, все остальное время они отдают изучению наук, музыке и другими искусствами и развлечениям: «Учреждение этой повинности имеет прежде всего ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье».

Т. Мор счел такой порядок вещей возможным и разумным, поскольку в утопии нет частной собственности, поэтому городские и сельские районы общаются на основе взаимной трудовой поддержки. Таким образом, он приложил максимум усилий для решения проблемы преодоления антагонизма между городом и селом, физического и умственного труда.

В такой ситуации денежное обращение станет ненужным. Еще сказали, что в будущем " золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах будет выносить горшки и всякие сосуды для нечистот». Основной хозяйственной единицей в Утопии считается семья.

Но в Утопии Мора есть и противоречия, так наряду с принципами равенства и справедливости, которые он провозглашал, в идеальном обществе существует рабство. Рабом на острове становятся в нескольких случаях: «.обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние либо тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление», «иной род рабов получается тогда, когда какой-либо трудолюбивый и бедный батрак из другого народа предпочитает пойти в рабство к утопийцам добровольно» и также обращаются в рабство взятые в бою сами утопийцами. Но стоит отметить, что: «Утопийцы не считают рабами ни военнопленных, кроме тех, кого они взяли сами в бою с ними, ни детей рабов, ни, наконец, находящихся в рабстве у других народов, кого можно было бы купить».

Рабы в Утопии нужны для выполнения тяжелой и грязной работы. Эта работа может быть отнесена

на содержание общественного питания, убой и подкормку скота, вырубку деревьев, ремонт дорог, очистку канав, вывозку дров и т.д. Но вся эта работа не обязательно выполняется только рабами, поэтому в утопии есть свободные граждане, берущие на себя неприятную работу по религиозным соображениям, для них это один из видов государственной службы. Структура общества такова, что количество рабов в нем незначительно. Рабство, по мнению Мура, решит проблему конкретно "неприятной работы". Это средство "перевоспитания трудом" в дополнение к наказанию за уголовные преступления .

Томас Мор, описывая идеального человека, прибегает как к либеральным, так и к реакционным идеям, например, институту рабства. Однако несмотря на то, что добродетель человека заключается в образе жизни, соответствующем его собственной природе, человек, описанный Мором, довольно серый, он полностью растворен в обществе и управляется абсолютистским государством. В Утопии физическим трудом должны заниматься все, в дела семьи и брака государство вмешивается самым существенным (декретным) образом [1, с. 121].

Конечно, в мечте Мора о бесклассовом обществе нет места частной собственности, но есть общность товаров. Государство рекомендует семьям обедать вместе, "хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает это добровольно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей пищи, когда дворец, стоящий так близко, готов роскошно и обильно", и даже одежда, за исключением некоторых случаев, должна быть такой же: "... пока они находятся на работе, они небрежно покрываются кожей либо шкурами, которая может длиться семь лет, когда они выходят на улицу, то надевают длинный плащ, покрывающий указанную грубую одежду»...у каждого из них есть одно платье, и обычно на два года..."Материальные блага не ушли, они все еще признаны, но утописты больше ценят духовные наслаждения", их считают первыми и доминирующими, большинство из них приходят, по их мнению, от осуществления в добродетели и сознании жизни без порока." [2]

При изучении творчества Т. Мора часто подчеркивает, что нравственность, описанная им, выступает синонимом идеалов Ренессанса (полной толерантности, развития науки и искусства). Но мотивы "естественного порядка", столь отчетливо видимые в" утопии", есть не что иное, как жесткий морализм, который объявлен высшим" духовным наслаждением". В конце концов, еще одна отличительная черта "утопии", которая перекликается во всех ее последующих имитациях - это убежденность ее автора в том, что человек обязан принять правила игры, которые ему предлагались. Только тогда его идейная ментальность автоматически изменится, причем изменение будет в лучшую сторону [3].

Так как основа жизни утопийцев - труд, естественно, что и воспитание должно подготовлять к этому труду. Поэтому на первом месте у Мора в деле воспитания стоит труд [1, с. 120]

«Главным занятием утопийцев, - пишет Мор, - выступает земледелие; им заняты мужчины, женщины, и все знакомы с ним. Знакомство это они приобретают с малых лет, отчасти в школах, путем преподавания, отчасти путем упражнения на полях, вблизи города, где их обучают сельскохозяйственному труду как забаве. Таким образом, они не только делаются опытными работниками, но и укрепляются также физически» [4].

Кроме того, «каждый из утопийцев обучается еще ремеслу, как совей специальности... большею частью каждый обучается ремеслу отца, потому что обыкновенно чувствует к этому склонность. Но если кто-нибудь предпочитает другое ремесло, то его принимают семью, занимающуюся последним».

Время, которое существует между работой, сном и едой, обычно дается наукам: "они, как правило, проводят публичные лекции каждый день в предрассветные часы; только те, кто специально отобран для наук, обязаны участвовать в них. Кроме них, как мужчины, так и женщины любого ранга огромной толпой стекаются послушать такие лекции, одни - одни, другие - другие, в соответствии с естественным желанием каждого. Однако если кто-то предпочитает посвятить это время своему ремеслу - а такое случается со многими, у кого нет желания проникать в какую-либо науку - то ему никто не мешает; кроме того, такое лицо даже получает похвалу, как выгодно государству».

Также стоит отметить, что ученые и наука занимают особое место в "Утопии". Ученые освобождены от физического труда, но заниматься наукой они должны в свободное время.

Таковы основные положения педагогики Мора. Если добавить к этому, что Мор был религиозным человеком и среди задач воспитания он ввел задачу развития нравственности и добродетели, а теоретическое образование посвятил священникам, то основные черты его взглядов будут исчерпаны на просвещение.

Список использованной литературы:

1. Долгашева М.В. Проблема трудового воспитания и художественно-эстетического развития личности в произведении Томаса Мора «Утопия» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2008. № 3. С. 120-124.

2. Жуковский Ю.Г. Политические и общественные теории XVI века. Схоластика. Макиавелли и Томас Мор. Реформация. Лютер, Кальвин, анабаптисты. Жан Боден // Либроком. 2012. 168 с.

3. Каутский К. Томас Мор и его Утопия / Перевод с немецкого Генкель М.А., Генкель А.Г. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 304 с.

4. Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с.

© Долбина К.С., 2019

УДК 347.97

С.С. Золотарева

Магистрант 2 курса Воронежский институт ФСИН России г. Воронеж, РФ E-mail: zss1995v@gmail.com Научный руководитель: Шукаева Е.С., канд. историч. наук, доцент, полковник внутренней службы Воронежский институт ФСИН России г. Воронеж, РФ E-mail: elena2520@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Актуальность данной статьи вызвана обострением коррупционных проявлений в российских судах в настоящее время. Цель работы заключается в необходимости изучения проблем коррупции в судебной системе с использованием методов анализа, статистики и метода теории систем и поиске решений, направленных на противодействие коррупции. В работе сделан вывод о том, что решение проблемы коррупции в судебной системе возможно лишь в случае обеспечения комплексной работы всех ветвей государственной власти и институтов гражданского общества.

Ключевые слова:

Судебная власть, антикоррупционная деятельность, справедливость, ответственность, правосудие

Проблема борьбы с коррупцией в судебной системе является очень важной, ибо умышленное нарушение материальных и процессуальных норм самими судьями подрывает конституционные основы нашего государства и общества, снижает авторитет судебной власти в стране, существенным образом ухудшает уровень судебной защиты физических и юридических лиц, прав и законных интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.