Научная статья на тему 'Политико-правовые технологии обеспечения социально-политической целостности (на примере молодежной политики России)'

Политико-правовые технологии обеспечения социально-политической целостности (на примере молодежной политики России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PUBLIC POLICY / LEGISLATION / THE MECHANISM OF THE STATE YOUTH POLICY / SOCIETY / SECURITY / STRATEGY IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамычев Алексей Юрьевич, Филиппова Мария Константиновна

Молодежная политика государства рассматривается в качестве целостной системы политико-правовых технологий. Обосновывается, что целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. В содержании работы выделяются и анализируются основополагающие проблемы и направления деятельности по совершенствованию государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal technologies for socio-political integrity (for example, Russian youth policy)

The article examines the state youth policy as an integrated system of political and legal technologies. It is proved that an integrated and consistent state youth policy is essential for sustainable development of the country and society, the growth of welfare of its citizens and improve public relations. The content of the work are allocated and analyzed fundamental problems and actions for improving the state youth policy.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые технологии обеспечения социально-политической целостности (на примере молодежной политики России)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 32.019.5

А.Ю. Мамычев1 М.К. Филиппова2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Политико-правовые технологии обеспечения социально-политической целостности (на примере молодежной политики России)*

Молодежная политика государства рассматривается в качестве целостной системы политико-правовых технологий. Обосновывается, что целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. В содержании работы выделяются и анализируются основополагающие проблемы и направления деятельности по совершенствованию государственной молодежной политики.

Ключевые слова и словосочетания: государственная политика, законодательство, механизм государства, молодежная политика, общество, обеспечение, стратегия, совершенствование.

A.Yu. Mamychev M.K. Filippova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Political and legal technologies for socio-political integrity (for example, Russian youth policy)

The article examines the state youth policy as an integrated system of political and legal technologies. It is proved that an integrated and consistent state youth policy is essential for sustainable development of the country and society, the growth of welfare of its citizens and improve public relations. The content of the work are allocated and analyzed fundamental problems and actions for improving the state youth policy.

Keywords: public policy, legislation, the mechanism of the state youth policy, society, security, strategy improvement.

1 Мамычев Алексей Юрьевич - д-р полит. наук, канд. юрид. наук, заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного права, доцент; e-mail: mamychev@yandex.ru.

2 Филиппова Мария Константиновна - ассистент кафедры теории и истории российского и зарубежного права; e-mail: buharina-masha@mail.ru.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ № МД-6669.2016.6 «Архетипические (социокультурные) основания российской публично-властной организации и ее эволюции в XXI веке».

Одной из приоритетных задач Российского государства является создание целостного механизма молодежной политики, которая призвана обеспечить развитие всех сфер жизнедеятельности молодого поколения и процесс их эффективной самореализации. Не случайно государственная молодежная политика рассматривается современными специалистами в качестве целой системы «государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [1].

В этом плане целостное развитие молодежной политики предполагает гармоничное сочетание трех основных систем интересов: во-первых, законные интересы и приоритеты саморазвития конкретной личности (молодого человека); во-вторых, общественные интересы, связанные с направлением, качеством и основными потребностями развития молодежи в конкретном обществе, с успешной социализацией и эффективным взаимодействием в сложившейся и преемственно воспроизводящейся общественной системе; в-третьих, интересы государства, ориентированные на развитие молодого поколения как мощного потенциала (социально-экономического, политического, культурного и иного) развития страны, обеспечения его безопасности и стабильности.

Следует заметить, что в современных доктринально-правовых актах в действующих системах государственных и муниципальных программ и мероприятиях не всегда можно увидеть таковой целостный подход к реализации молодежной правовой политики. в ряде случаев преобладают интересы государства, в иных ставится акцент на индивидуальное развитие молодого человека, защиту его законных интересов и потребностей. Очевидно, что целостность молодежной политики обеспечивается учетом и гармонизацией всех трех направлений развития. Такой гармоничный, целостный подход к формированию как самой правовой политики государства, так и системы приоритетов и политико-правовых технологий управленческого воздействия на общественные процессы наиболее адекватен и эффективен в аспекте обеспечения социально-политической целостности российского общества и его устойчивого развития в XXI веке.

Исходя из нормативной правовой базы РФ, молодежью считаются лица, достигшие 14-летнего возраста и не старше 30 лет, которым государство предоставляет ряд социальных льгот в экономической, политической и духовной сферах.

Таким образом, понятие молодежи связано не только с биологическим возрастом, но и с конкретно-историческими условиями, общественным строем и, прежде всего, с процессом социализации, в котором молодежь выступает одновременно объектом и субъектом.

Целостная и последовательная государственная молодежная политика - важнейший фактор устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Государственную молодежную политику следует рассматривать как одно из ключевых направлений решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и

национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан. Именно молодежь является главным «творцом» нашего будущего. И ей нужно обеспечить все необходимые условия для эффективного развития ее интеллектуального, экономического, политического и культурного потенциала.

В настоящее время в России действуют 54 федеральные целевые программы и две государственные программы. Принятые и реализуемые программы молодежной политики действуют уже несколько лет. Исполнение расходов за 2011 год по ним составило 879,03 млрд руб., т.е. 94,9% от запланированного на год. Что касается программ для молодежи, сегодня действует федеральная целевая программа «Жилище», куда входят такие подпрограммы, как «Обеспечение жильем молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

И реализация данной политики уже имеет свои положительные результаты. Так, например, в Бурятии программа действует с 2002 г., и уже за этот период времени субсидии на покупку жилья были предоставлены 1872 молодым семьям и 623 молодым специалистам. Сумма поддержки составила 412 млн руб. из федерального, республиканского и местного бюджетов. В 2012 г. 4844 молодые семьи состоят на учете в органах местного самоуправления республики как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Из них в Улан-Удэ таких семей 2227, а также 390 молодых специалистов.

Шесть молодых семей Дзержинска Нижегородской области получили жилищные сертификаты; 73 молодых семьи улучшили свои жилищные условия.

на уровне субъектов уже несколько лет действует «областная целевая программа «молодежь Дона». «областная целевая программа «молодежь Дона» на 2006-2010 годы направлена на увеличение вклада молодого поколения в социально-экономическое, политическое, культурное развитие региона путем перевода молодежи из пассивного потребителя общественных благ в активный субъект социально-экономических отношений; максимальное использование инновационного потенциала молодых граждан в интересах общества и государства, обеспечения должного уровня конкурентоспособности молодежи, проживающей в Ростовской области» [3]. Общий объем финансирования программы составил 524 382,44 тыс. руб.

На сегодняшний день в РФ существует более 427 тысяч молодежных, юношеских, школьных и дошкольных организаций. В их числе местные, региональные, межрегиональные, всероссийские и международные объединения.

В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации принципами и приоритетными направлениями являются концепции молодежной работы.

Основная цель молодежной политики - создание условий для привлечения и полноценного всестороннего интегрирования молодежи - молодежи лучшей, наиболее знающей, ответственной, нравственной и патриотичной, способной приобрести высокую квалификацию.

Основной принцип молодежной политики - дойти до каждого молодого человека, обеспечить его карьерный и профессиональный рост, социальную защиту, помочь ему в воспитании активной гражданской позиции.

Молодежная политика ведется по следующим направлениям:

1. Развитие карьерного роста:

- формирование кадрового резерва с публичным статусом принадлежности к

нему;

- широкое внедрение публичных конкурсных процедур при занятии ответственных и руководящих должностей;

- формирование молодежных коллективов по перспективной тематике, как оборонной, так и гражданской;

- академический и профессиональный рост;

- целенаправленное стимулирование защит кандидатских диссертаций до 33 лет и докторских диссертаций до 40 лет;

- избрание молодых сотрудников в научно-технические советы института и подразделений;

- содействие в подготовке и размещении открытых научных публикаций молодых авторов;

- проведение молодежных конференций, курсов, школ, семинаров, конкурсов научных работ и профессионального мастерства; организация стажировок и обменов;

- участие молодежи в международном научно-техническом сотрудничестве, в том числе международных научных конференциях;

- расширение сотрудничества с ведущими вузами России;

- широкое внедрение именных корпоративных стипендий и образовательных грантов на основе публичных конкурсных процедур.

2. Передача опыта:

- широкое развертывание института кураторства с материальным и моральным поощрением лучших кураторов;

- проведение научных и общественно-политических лекций и семинаров для молодежи, в том числе общеинститутских, с участием разных подразделений;

- проведение регулярных встреч молодежи с руководителями, ветеранами, ведущими учеными, инженерами, организаторами производства;

- просветительская и образовательная работа молодых работников со студентами и школьниками.

3. содействие молодым семьям:

- развитие молодежных жилищных программ - как ипотечных, так и служебного жилья;

- формирование полноценного и здорового образа жизни;

- поддержка массового спорта и физкультуры; содействие объединениям спортсменов;

- поддержка самодеятельных форм досуга, молодежных общественных объединений по интересам;

- туристические, образовательные, спортивные, лечебные поездки, в том числе зарубежные;

- формирование богатой, разнообразной и комфортной современной городской среды, развитие досуговых учреждений. Установление диалога молодежи с городской властью и независимыми экспертами.

4. Общественно-политическая деятельность:

- поддержка молодежных общественных объединений по всем направлениям;

- налаживание работы координационного совета молодежных общественных объединений.

5. Установление квот для молодежи:

- продвижение молодых сотрудников в депутаты городской думы, в региональные и всероссийские общественные организации;

- установление взаимодействия с всероссийскими общественными и общественно-политическими молодежными организациями. Проведение с их участием в городе и на внешних площадках (в том числе в летних молодежных лагерях) молодежных встреч по вопросам национальной безопасности, промышленной политики, развития науки и технологий и пр.

6. Формирование информационного пространства:

- создание общественного молодежного интернет-ресурса; выпуск молодежных изданий, теле- и радиопрограмм, основанных на сотрудничестве общественного молодежного актива и профессиональных журналистов; создание молодежного медиа-клуба, объединяющего молодых специалистов, студентов и старшеклассников;

- организация молодежных творческих конкурсов на лучшие социальные, культурные, художественные, издательские, информационные, образовательные проекты с премиями, публичным награждением и продвижением лауреатов;

- проведение регулярного социологического мониторинга по вопросам молодежной политики с обнародованием результатов.

Впервые в России и в СССР система мер по реализации прав молодежи в обществе и обязанности государства по защите этих прав были закреплены в едином нормативно-правовом акте в 1991 г. С 1 июля 1991 г. был введен в действие Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [4]. Данный закон способствует уточнению и регламентации комплекса социальной поддержки молодежи, которые включают в себя: выделение земельных участков, ипотечное кредитование, создание льготных условий для получения образования. Центральную позицию в данном нормативно-правовом акте занимают те вопросы, которые касаются отношений обучающихся и персонала учебно-воспитательных учреждений. Тем же законом всем зарегистрированным в установленном порядке молодежным объединениям было дано право законодательной инициативы (ранее с 1977 г. это право имел комсомол). Формально Закон СССР является действующим в Российской Федерации, хотя изменившиеся правовые и социально-экономические условия лишили его реальной базы для претворения в жизнь. Сегодня аналогичного федерального закона пока не принято. В связи с этим приходится констатировать, что довольно далеко еще до формирования

зрелой, целостной, учитывающей всю национальную специфику государственной молодежной политики.

На сегодняшний день нормативную правовую базу по вопросам организации молодёжной политики в РФ составляют:

- Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 № 1075;

- «Основные направления государственной молодежной политики», утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1;

- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г.;

- Федеральный закон от 18.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- региональные законы о молодежной политике.

И.М. Ильинский выделяет два вида молодежной политики, исходя из принципа ее субъектности [5]. Первый вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т.д.). Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.

Но государство не несет ответственности в вопросе создания благоприятных условий для эффективного регулирования деятельности молодёжных объединений и взаимодействия с ними. Также обязанностью государства как главной публичной и организующей силы является реализация надзора и контроля за деятельностью молодежных организаций во избежание развития среди них течений антигосударственной, антисоциальной, экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [6] экстремизмом со стороны общественных объединений или иных организаций считается деятельность, направленная на «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».

На современном этапе развития РФ отсутствует целостная нормативная база, которая являлась бы регулятором данной сферы отношений. Отсутствие федерального закона о молодежной политике государства порождает определенные правовые

коллизии и неоднозначное отношение к вопросам молодежной политики на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

Если обратить внимание на западно-европейский опыт, то можно отметить успешное функционирование данных программ. мировые сообщества, начиная с 1950-1960-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 г. ее Генеральной Ассамблеей была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 г. и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на международно-правовом уровне определяется основная цель молодежной политики - рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

Так, например, молодежная политика в Германии работает успешно и с каждым годом разрабатываются новые специализированные государственные программы поддержки и развития молодежных объединений, молодежной активности и проч. Главным ориентиром федерального правительства в молодежной политике выступает создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений. В связи с этим у германской молодежи формируется активная жизненная позиция, готовность к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности [9].

В этом аспекте в российской государственно-правовой организации необходимо создать и укрепить правовые, экономические и организационные условия для гражданского становления и социальной самореализации молодого населения. Поддержка молодежных общественных инициатив, содействие занятости молодежи, развитие инфраструктуры социальных служб для молодежи, развитие межрегионального и международного молодежного сотрудничества. С нашей точки зрения, необходима четкая законодательная фиксация в соответствующих нормативно-правовых актах таких дефиниций, как «молодежь», «молодые граждане», «работа с молодежью» и др. В настоящее время размытость нормативных дефиниций создает значительные трудности в осуществлении различными органами власти полномочий по реализации молодежной политики [10].

Таким образом, государство во взаимодействии с молодежными организациями, кроме законодательного обеспечения основ их деятельности, координации, сотрудничества и поддержки, осуществляет также и социально-правовой контроль в соответствии с соображениями национальной безопасности государства и социально-культурного единства общества.

1. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 1760-р.

2. Ovchinnikov, A. Sociocultural Bases Of State - Legal Development Coding / A. Ovchin-nikov, A. Mamychev, D. Mamycheva // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. -Т. 6, № 3-4. - С. 67-74.

3. Паспорт Областной целевой программы «Молодежь Дона» на 2006-2010 гг.

4. Закон СССР от 16.04.1991 г. № 2114-1, «Об общих началах государственной молодежной политики».

5. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. - М.: ГОЛОС, 2001.

6. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ.

7. Лисовский, В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи: автореф. ... канд. дисс. филос. наук / В.Т. Лисовский. - Л., 1968.

8. Скоробогатова, в. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества / в. Скоробогатова. - 2000.

9. Alexey Y. Mamychev , Andrey Y. Mordovtsev, Alla A. Timofeeva, Maria K. Filippova. Archetypal bases of governmental administration // Socio-cultural paradigm of research aspects Journal of Scientific Research and Development 3 (6): 6-10, 2016. URL: www. jsrad.org. ISSN 1115-7569.

10. Alexey Y. Mamychev, Valentin Y. Lyubashits, Sergey O. Shalyapin, Maria K. Filippova. Prognostic Problems of the Public and Power Organization of the Russian Society: Archetypes and Sociocultural Basis of Functioning and Development // International Review of Management and Marketing. ISSN: 2146-440. URL: http: www.econjournals. com International Review of Management and Marketing, 2016.

© Мамычев, А.Ю., 2016 © Филиппова, М.К., 2016

Для цитирования: Мамычев, А.Ю. Политико-правовые технологии обеспечения социально-политической целостности (на примере молодежной политики России) / А.Ю. Мамычев, М.К. Филиппова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 3. - С. 48-55.

For citation: Mamychev, A.Yu. Political and legal technologies for socio-political integrity (for example, Russian youth policy) / A.Yu. Mamychev, M.K. Filippova // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. -№ 3. - P. 48-55.

Дата поступления: 09.11.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.