Научная статья на тему 'Политико-правовые отношения СССР КНР США в период Корейской войны (1950 — 1953)'

Политико-правовые отношения СССР КНР США в период Корейской войны (1950 — 1953) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
38-я параллель / внешняя политика / военное вмешательство / Корейский полуостров / Китай / Северная Корея / СССР / суверенитет / США / Южная Корея / 38th parallel / foreign policy / military intervention / Korean Peninsula / China / North Korea / USSR / sovereignty / USA / South Korea

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иван Алексеевич Поликарпов

Статья посвящена правовым основам формирования политики Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Китая в Северо-Восточной Азии в период эскалации конфликта на Корейском полуострове в 50-е годы прошлого столетия. Проанализированы причины, обусловившие затягивание конфликта. Отмечено значение внешнеполитической обстановки в данном регионе, повлиявшей на процесс принятия военно-политических решений советским, американским, китайским руководством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal relations USSR — China — USA in the period the Korean War (1950 — 1953)

The article is devoted to the legal basis for the formation of the policies of the Soviet Union, the United States of America and China in Northeast Asia during the escalation of the conflict on the Korean Peninsula in the 50s. last century. The reasons behind the prolongation of the conflict are analyzed. The importance of the foreign policy situation in this region, which influenced the process of making military-political decisions by the Soviet, American, and Chinese leadership, is noted.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые отношения СССР КНР США в период Корейской войны (1950 — 1953)»

Закон и право. 2024. № 10. С. 38-41. Law and legislation. 2024;(10):38-41.

Научная статья УДК 342.1

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-38-41 EDN: https://elibrary.ru/ZKIIYA

NIION: 1997-0063-10/24-496 MOSURED: 77/27-001-2024-10-696

Политико-правовые отношения СССР - КНР - США в период Корейской войны (1950 — 1953)

Иван Алексеевич Поликарпов

Академия управления МВД России, Москва,

Россия, ivanpolikarpoff@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена правовым основам формирования политики Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Китая в Северо-Восточной Азии в период эскалации конфликта на Корейском полуострове в 50-е годы прошлого столетия. Проанализированы причины, обусловившие затягивание конфликта. Отмечено значение внешнеполитической обстановки в данном регионе, повлиявшей на процесс принятия военно-политических решений советским, американским, китайским руководством.

Ключевые слова: 38-я параллель, внешняя политика, военное вмешательство, Корейский полуостров, Китай, Северная Корея, СССР, суверенитет, США, Южная Корея.

Для цитирования: Поликарпов И.А. Политико-правовые отношения СССР — КНР — США в период Корейской войны (1950 — 1953) // Закон и право. 2024. № 10. С. 38—41. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-38-41 ББЫ: https://elibrary.ru/ZKIIYA

Original article

Political and legal relations USSR - China - USA in the period the Korean War (1950 - 1953)

Ivan A. Polikarpov

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia, ivanpolikarpoff@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the legal basis for the formation of the policies of the Soviet Union, the United States of America and China in Northeast Asia during the escalation of the conflict on the Korean Peninsula in the 50s. last century. The reasons behind the prolongation of the conflict are analyzed. The importance of the foreign policy situation in this region, which influenced the process of making military-political decisions by the Soviet, American, and Chinese leadership, is noted.

Keywords: 38th parallel, foreign policy, military intervention, Korean Peninsula, China, North Korea, USSR, sovereignty, USA, South Korea.

For citation: Polikarpov I.A. Political and legal relations USSR — China — USA in the period the Korean War (1950 — 1953) // Law and legislation. 2024;(10):38—41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-38-41 EDN: https://elibrary.ru/ZKIIYA

© Поликарпов И.А. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Гередина прошлого столетия — один из наиболее насыщенных событиями пери-'^»«'•одов в истории международных отношений, оставшийся в памяти как время нарастания межгосударственной напряженности [1].

Рассматривая политико-правовые советско-китайско-американские отношения в 50-е годы XX в., нельзя не упомянуть Корейскую войну. Для КНР и СССР Корейская война стала, прежде всего, империалистическим нашествием на Азию, которому был дан решительный отпор. Достаточно часто можно столкнуться с позицией, согласно которой Корейская война 1950 — 1953 гг. характеризуется как битва СССР и Китая с объединенными армиями западных держав, имевшими неоспоримое материально-техническое превосходство.

В Соединенных Штатах проблема Корейской войны представляется иначе. Американская историография на тему корейской конфронтации обширна, вместе с тем различна. В развязывании Корейской войны американцы обвиняли КНР, СССР как результат нарастающих китайско-советских противоречий между Иосифом Сталиным и Мао Цзэдуном.

Корейская война началась 25 июня 1950 г. Для СССР и КНР она стала неприятным сюрпризом, шла вразрез с планами и государственными интересами. Советская дипломатия не готовилась к переговорам, особенно в Совете Безопасности ООН. Не правдоподобно также, чтобы Корейскую войну планировали в КНР, так как китайское коммунистическое государство на тот момент существовало чуть более полугода с неразработанной административной и организационной структурой, слабой экономикой.

До июня 1950 г. главные силы китайской армии были сконцентрированы на юго-востоке, готовясь к действиям в районе Тайваня. Китайское руководство не скрывало, что считает освобождение Тайваня важной и первостепенной политической задачей [5, с. 28—31].

Корейская война заставила КНР перебросить часть войск в Маньчжурию и стала преградой в планах признания со стороны Организации Объединенных Наций. Обмен дипломатическими представителями между КНР и КНДР произошел только 13 августа 1950 г., что свидетельствует о том, что начало Корейской войны стало не только для Москвы, но и для Пекина неожиданностью.

В первый месяц Корейской войны, когда СССР предпринимал в ООН усилия, направленные на политическое разрешение кризиса и пре-

кращение огня, китайская дипломатия делала все возможное, чтобы не провоцировать еще большей напряженности и не затруднять переговоры.

Война в Корее действительно ослабила позиции КНР и угрожала молодому государству. В первый период войны как китайское, так и советское руководство действовали осторожно, в то время как США грозили атомной войной и отказывались от любых переговоров, компромиссов и мирного урегулирования конфликта.

В конце ноября 1950 г. президент США Гарри Трумэн не исключил подобного хода развития войны на полуострове. Главные усилия в устранении угрозы глобального конфликта взял на себя СССР.

Сразу после начала Корейской войны советская делегация в ООН выступила с проектом резолюции, призывавшей немедленно прекратить войну и рассмотреть положение дел в Корее с участием КНР, Северной и Южной Кореи. Это было единственное конструктивное предложение по корейскому вопросу из всех, которые были представлены в Совет Безопасности ООН. Однако Соединенные Штаты его заблокировали.

По мере нарастания опасности глобальной войны усиливалась активность советской дипломатии.

2 октября 1950 г., за три недели до вступления первых частей китайских добровольцев на территорию КНДР, министр иностранных дел СССР А.Я. Вышинский выступил с планом прекращения Корейской войны в форме проекта резолюции ООН. Документ состоял из следующих семи пунктов:

1) немедленное прекращение огня в Корее;

2) вывод из Кореи всех иностранных войск;

3) проведение общекорейских выборов в парламент;

4) создание комиссии по управлению страной, состоящей из одинакового числа представителей КНДР и Южной Кореи;

5) создание комиссии ООН по наблюдению за выборами;

6) оказание Корее экономической помощи;

7) после создания корейского правительства — приятие Кореи в ООН [2, с. 155].

Однако данное предложение было отвергнуто. Таким образом, была ликвидирована фактически последняя возможность избежать продолжения Корейской войны с участием США, КНР и СССР.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

С первых дней войны администрация президента Трумэна действовала быстро, планомерно, решительно, как государство, которое видело в развитии событий выгодную для себя ситуацию.

В день начала боевых действий, 25 июня 1950 г., по инициативе США и без уведомления об этом делегации СССР Генеральным секретарем ООН Трюгве Ли на экстренное совещание был созван Совет Безопасности ООН. При одном голосе «против» (Югославия) и при трех «воздержавшихся» (Египет, Индия, Норвегия) была принята Резолюция, гарантирующая Южной Корее «помощь ООН» в борьбе с КНДР (Резолюция Совета Безопасности ООН № 82, которая санкционировала создание «войск ООН» и «американскую интервенцию» в Корее) [4].

В первый период Корейской войны июнь — сентябрь 1950 г. войска КНДР оттеснили южнокорейские и американские части в юго-восточном направлении и достигли реки Нактонган.

3 августа 1950 г. с целью недопущения захвата войсками северной коалиции города Тэгу был взорван мост в Вэгване. Южнокорейские и американские войска, находившиеся под единым командованием генерала Дугласа Макартура, создали подобие оборонительного пояса вокруг города Пусан, так называемый Пусанский периметр, или Пусанский плацдарм. В это время США приступили к формированию «войск ООН». В этих «войсках» рядом с южнокорейца-ми и американцами воевали контингенты солдат из 15 государств — членов ООН (Великобритания, Франция, Турция, Филиппины и др.).

Во второй период (с 15 сентября до первых чисел октября 1950 г.) «войска ООН», находившиеся под американским командованием, 15 сентября 1950 г. высадили с моря крупный десант в порту города Инчхон близ Сеула. Располагая значительным превосходством в пехоте и почти полностью господствуя на море и в воздухе, десантные части вскоре заняли Сеул и начали наступление в северном направлении, в сторону 38-й параллели, разделяющей Корею на два государства [7].

Третий период (с начала октября до ноября 1950 г.) был характерен тем, что американцы предприняли попытку захватить Северную Корею : войска генерала Дугласа Макартура пресекли 38-ю параллель и начали продвигаться вглубь территории КНДР. Этот маневр означал непосредственную угрозу безопасности Китая. Вашингтон не скрывал своего намерения ликвидировать КНДР, а американские дипломаты в ООН

отвергли все предложения и требования о мирном разрешении конфликта, о прекращении военных действий.

В этой ситуации военное вмешательство Пекина становилось все более вероятным, продолжалась концентрация китайских войск в Маньчжурии.

27 октября 1950 г. отряды добровольцев Народно-освободительной армии Китая перешли реку Ялу. Отряды добровольцев переходили на территорию КНДР постепенно, учитывая создавшуюся напряженную обстановку перед лицом угрозы войны между КНР и США, последним было дано время на раздумье и на вывод своих войск.

24 ноября 1950 г. генерал Макартур отдал приказ начать наступление, целью которого был выход войск ООН к берегам реки Ялу. В ответ на это через двое суток началось массовое контрнаступление китайских войск. Положение на фронте изменилось, американские и южнокорейские войска вынуждены были начать отступление, и остановиться смогли только к концу декабря 1950 г. южнее 38-й параллели.

Правительство Г. Трумэна не решилось на использование ядерного оружия, представляя его последствия, прежде всего для самой Америки.

11 апреля 1951 г. президент Трумэн отстранил от должности главнокомандующего генерала Дугласа Макартура и отозвал в США. К противникам решения о снятии Макартура причисляли будущих президентов США генерала Дуайта Эйзенхауэра, а также сенатора от штата Калифорния Ричарда Никсона.

Начался последний, но продолжавшийся более двух лет период Корейской войны.

В июле 1951 г. без прекращения военных действий начались переговоры по вопросу о прекращении огня. Линия фронта стабилизировалась примерно вдоль 38-й параллели, но соглашение о прекращении огня было подписано только 27 июля 1953 г. [3, с. 129—130].

Война в Корее открыла новый этап в истории американо-китайско-советских отношений. Правительство Рузвельта, а потом и правительство Трумэна были нерешительными и старались держаться среднего курса, занимали выжидательную позицию. Корейская война изменила это.

На продолжительное время СССР и Китай стали для США противниками. Американские правительства (демократическое — Г. Трумэна, а затем и республиканское — Д. Эйзенхауэра) заключили ряд международных договоров и со-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

глашений с Японией, Австралией, Новой Зеландией, Тайванем и Южной Кореей, направленных против Китая и СССР.

Над КНР летали американские шпионские самолеты, а в прибрежных водах Китая патрулировали американские военные корабли, обеспечивавшие высадку на континент групп диверсантов, направляемых с Тайваня [6, с. 102—104]. Вашингтон поддержал восстание в Тибете в марте 1959 г.

Корейская война радикально изменила облик Китая в сознании американских политиков, которые стали понимать, что в мире идет становление новой политической силы, с которой придется считаться наравне с СССР.

Корейский конфликт был одним из крупнейших событий мировой истории середины прошлого столетия, результатом которого стало появление очага политической напряженности в северо-восточной Азии до сегодняшнего дня.

Список источников

1. Бармин В.А. Синьцзян в советско-китайских отношениях 1941 — 1949 гг. Барнаул, 1999. 199 с.

2. Гломбинъский С. Китай и США. М., 1975. 312 с.

3. Маметъев И.В. Итоги Корейской войны 1950 —1953 гг. в отечественной историографии // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. 2018. № 2. С. 129—133.

4. Организация объединенных наций. Совет Безопасности // Официальный сайт: 82 (1950). Резолюция от 25.06.1950. Протест против агрессии, которой подверглась Корейская Республика: URL: https://documents.un.org/doc/resolution/ gen/nr0/065/17/pdf/nr006517.pdf (Дата обращения: 01.09.2024)

5. Поликарпов И.А. Политико-правовые истоки Тайваньского вопроса // Закон и право. 2022. № 12. С. 28-31.

6. Самохин А.В. Военно-политические планы И.В. Сталина в Корейской войне // Власть и управление на Востоке России. 2010. № 3. С. 102—108.

7. Хамутаева С.В. «Корейский вопрос» в советской историографии / / Вестник Челябинско -го гос. ун-та. 2010. № 30 (211). С. 143—146.

References

1. Barmin V.A. Xinjiang in Soviet-Chinese relations 1941 — 1949. Barnaul, 1999. 199 p.

2. Glombinsky S. China and the USA. M., 1975. 312 p.

3. Mametyev I. V. The results of the Korean War of 1950 — 1953 in Russian historiography // Oil and gas technologies and environmental safety. 2018. № 2. Pp. 129—133.

4. The United Nations. The Security Council // Official website: 82 (1950). Resolution dated 25.06.1950. Protest against the aggression suffered by the Republic of Korea: URL: https://documents. un.org/doc/resolution/gen/nr0/065/17/pdf/nr006 517.pdf (Accessed: 01.09.2024)

5. Polikarpov I.A. The political and legal origins of the Taiwan question // Law and legislation. 2022. № 12. Pp. 28—31.

6. Samokhin A. V. Military and political plans of I.V. Stalin in the Korean War // Power and management in the East of Russia. 2010. № 3. Pp. 102—108.

7. Khamutaeva S. V. «The Korean question» in Soviet historiography // Bulletin of the Chelyabinsk State University. University. 2010. № 30 (211). Pp. 143—146.

Информация об авторе

Поликарпов И.А. — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 02.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Polikarpov I.A. — candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the department of state and law disciplines

The article was submitted 02.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.