УДК 070(078)
Тройнина Татьяна Витальевна
соискатель кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий специалист по взаимодействию с зарубежными партнерами организации «Спортивное вещание»
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАССМЕДИА В ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ
Troynina Tatiana Vitalievna
PhD applicant, International Journalism Subdepartment, Saint Petersburg State University, Leading expert for development of relations with foreign partners, ANO “Sports Broadcasting”
POLITICAL AND LEGAL FEATURES OF THE MASS MEDIA DEVELOPMENT IN THE UNITED ARAB EMIRATES
Аннотация:
В статье предпринята попытка анализа современного состояния медиаотрасли в ОАЭ и тенденций ее развития с учетом политико-правовых особенностей развития медиабизнеса в стране на примере анализа свободной экономической зоны «Дубай Медиа Сити», превратившейся в региональный центр размещения информагентств. В работе описаны особенности системы массме-диа в ОАЭ, функционирование которой определяется присутствием политического контроля и привлекательными условиями для иностранных инвестиций.
Ключевые слова:
массмедиа, свободная экономическая зона, медиабизнес, Дубай Медиа Сити, медиаотрасль, авторитарный режим, ОАЭ.
Summary:
The article reviews the current state of media industry in the United Arab Emirates and tendencies of its further development under the specific political and legal circumstances of media business development in the country by studying the case of a free economic zone “Dubai Media City", which transformed into the regional centre of information agencies’ location. The author describes the peculiarities of mass media system in the UAE, the functioning of which is determined by the political control and the attractive conditions for foreign investments.
Keywords:
mass media, free economic zone, media business, Dubai Media City, media field, authoritarian regime, UAE.
Процессы глобализации в XX в. спровоцировали структурные трансформации политических систем арабских стран. Особое место на периферии арабских стран занимают Объединенные Арабские Эмираты. В условиях трансформации политической системы важную роль играет современная система массмедиа. Исторически сложилось, что средства массовой информации полностью зависимы от авторитарных арабских режимов. В авторитарной модели государство осуществляет контроль над СМИ. СМИ выступают агентом государства в обществе. Тем временем медиаотрасль активно развивается в ОАЭ. Попытаемся выделить особенности активного развития сферы массмедиа в условиях авторитарного режима.
ОАЭ занимают центральное место в развитии массмедиа в странах Персидского залива. Свободная экономическая зона «Дубай Медиа Сити» представляет единственный в регионе медиакластер, где развиты все виды медиабизнеса и сосредоточены крупнейшие медиакорпорации, которые охватывают различные сферы бизнеса и целевые аудитории.
Медиаиндустрия в ОАЭ характеризуется высокой концентрацией кластеров. Привлекательная инвестиционная среда, современная инфраструктура медиазон, 100 %-ное владение капиталом и беспроцентная его репатриация предоставляют условия иностранным медиакорпорациям для производства различного рода медиаконтента [1].
Медиаотрасль считается одной из наиболее перспективных в ОАЭ и находится в непрерывном развитии. В октябре 1999 г. началось создание свободной экономической зоны, целью которой было привлечение новых современных технологий в области коммуникаций, видео- и аудиопроизводства. Свободная экономическая зона «Дубай Медиа Сити» была создана как отправная точка развития средств массовой информации ОАЭ и стала региональным центром размещения информационных агентств, издательств, интерактивных СМИ, а также организаций, занимающихся рекламной, производственной и вещательной деятельностью с гибким режимом получения лицензий и разрешений на вещание. На данном этапе «Дубай Медиа Сити» насчитывает более 1400 компаний, которые развернули свою деятельность с 2001 г. с момента открытия центра [2].
Правительство «Дубай Медиа Сити» в 2001 г. учредило награду СМИ в студенческой среде, которая получила название «Ибда’а», с целью ежегодного поощрения молодых талантов в области СМИ и журналистики в регионе.
Ключевые показатели деятельности «Дубай Медиа Сити» [3]:
- годовой рост 30-40 % по количеству зарегистрированных компаний;
- 1400 зарегистрированных компаний и около 400 компаний на листе ожидания;
- выпуск более 400 изданий различного контента.
Активное развитие медиаиндустрии ОАЭ объясняется прежде всего тенденциями диверсификации экономики, направленными на развитие ненефтяного сектора и привлечение иностранного капитала с помощью инфраструктуры свободных медиазон, в том числе в сферу массмедиа ОАЭ. Мощная финансовая поддержка массмедиа привела к насыщению рынка печатной прессы и, соответственно, оказала влияние на структуру потребительского спроса в стране, где экспатрианты составляют 78 % населения.
Трансформация политической системы в стране, обусловленная глобализационными вызовами современного мира, сохраняет политический контроль над средствами массовой информации, декорируя видимость свободы, но не оставляет право на самостоятельные действия журналистского корпуса [4].
Существующий политический режим монархии ОАЭ с присущими ему специфическими функциями политического и административного контроля ретранслирует государственные установки и повествует общий тренд развития средств массовой информации в ОАЭ под определенным влиянием процессов глобализации.
В целом влияние государства на медийную отрасль в ОАЭ может быть рассмотрено с двух позиций: с одной стороны, это строгий контроль пресс-контента всех медиапродуктов, традиционно закрепившийся за арабскими странами с авторитарным режимом правления, а с другой, -привлекательные условия налоговой и инвестиционной политики, созданные для иностранных компаний, развернувших свою деятельность в свободных экономических зонах или планирующих экспансию в экономику ОАЭ.
Конкурентное преимущество медиаотрасли ОАЭ объясняется наличием медиакластеров мирового уровня и смежных вспомогательных отраслей в стране, но тем не менее основная исторически утвердившаяся функция СМИ - обслуживание правящей политической элиты. Медиаотрасль - канал генерирования прибыли, рекламно-информационный канал и институт общества с развивающейся инфраструктурой, но отсутствием необходимых прав для открытого информационного влияния на власть.
Необходимо отметить, что медиаотрасль имеет положительную динамику развития. С помощью методики PESTEL-анализа определены факторы «макросреды», которые влияют на состояние отрасли, в том числе медиаэкономики, в частности политические, экономические, социальные, технологические и законодательные. Исключением стали только экологические факторы, не влияющие на отрасль массмедиа. По результатам проведенного PESTEL-анализа возможно сделать вывод о том, что положительная экономическая обстановка содействует развитию бизнеса. Прирост населения в ОАЭ способствует высокому спросу на продукты медийной отрасли, диверсификации рынка СМИ.
Для анализа перспектив развития медиаотрасли наиболее взвешенным является метод стратегического планирования «SWOT-анализ» с целью выявления факторов внутренней и внешней среды отрасли и разделения их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Таблица 1 - SWOT-анализ медиаотрасли в ОАЭ
Strengths - развитая сеть печатных СМИ; - печатная пресса - самый привычный вид СМИ; - обеспечение гарантированного доступа населения ОАЭ к информации; - рост интереса к СМИ, что позволяет иметь устойчивый интерес к реализации рекламных услуг Weaknesses - нехватка местных квалифицированных журналистских кадров; - нарастание конкуренции со стороны правительственных СМИ
Opportunities - увеличение спроса на информацию в связи с увеличением количества нефтяных проектов; - высокий потенциал развития нефтегазовой отрасли в регионе; - высокий уровень доходов населения - прирост спроса; - активность местных инвесторов в местные массмедиа; - государственная программа по развитию СМИ; - квалифицированные журналистские кадры (экспатрианты) Threats - доминирование со стороны местных правительственных СМИ; - возможный рост производства за счет удорожания бумаги; - возможный рост конкуренции; - участие государства в капитале СМИ; - высокий уровень износа оборудования
Проведенный SWOT-анализ как метод диагностики не выявил существенных препятствий для развития отрасли массмедиа в ОАЭ, а также продемонстрировал низкий уровень инвестиционного, социального, политического риска.
Стратегическое видение развития медиаотрасли ОАЭ нацелено на расширение аудитории, увеличение объема рекламных доходов, стимулирование интереса оплачивать качественный контент, увеличение тиража прессы и сохранение лидирующей позиции в регионе в секторе массмедиа. Информационная стратегия ОАЭ базируется на оценке рыночной конъюнктуры, опирается на сильные конкурентные стороны.
Созданная система подконтрольных государству СМИ позволяет оперативно реагировать на политические и экономические процессы и выражать интересы власти. В настоящее время в стране действует конституционное право на обеспечение достоверной информации. В данный момент перед ОАЭ стоит задача по повышению квалификации кадров и привлечению иностранных медиаспециалистов, использованию имеющейся инфраструктуры и возможностей в интересах экономики страны. Медиаиндустрия в ОАЭ находит поддержку как на государственном, так и на частном уровнях.
На сегодняшний день на Арабском Востоке представлено 9 Медиа Сити, шесть из которых расположены в ОАЭ. Это «Дубай Медиа Сити», «Дубай Студио Сити», «Интернейшнл Медиа Продакшн Зоун», «Абу Даби ТуФо54», «Рас аль-Хайма Медиа Сити» и «Крэйтив Сити» в Фуджейре. Также отметим «Медиа Продакшн Сити» в Египте, «Иорданский Медиа Сити» и «Халлей Медиа Сити» в Омане [5].
Стратегия развития в области СМИ в ОАЭ призвана обеспечить сохранение и развитие информационного пространства, а также повышение уровня информированности населения о важнейших общественно-политических, социально-культурных событиях, деятельности органов власти.
В современных условиях глобализации строительство демократического правового государства и справедливого гражданского общества приобретает огромное значение. При этом важнейшим приоритетом реформ в ОАЭ стало развитие свободы слова и создание свободных медиазон. В условиях политической модернизации страны именно СМИ становятся важнейшим каналом связи между обществом и государством.
Массмедиа находятся в стадии трансформации от исполнения традиционных вещательных функций к роли политического информатора в условиях меняющего политического ландшафта [6].
Наличие технических и финансовых ресурсов дает возможность ОАЭ позиционировать себя как самый передовой и современный центр по созданию регионального и международного медиаконтента на периферии арабских стран. Технологическое оснащение ОАЭ - ключевой фактор для производства медиаконтента и стимулирования медиаактивности в регионе, а также привлечения иностранных компаний и транснациональных медиахолдингов. Коммерциализация и либерализация, характерная на сегодняшний день для медиаотрасли, происходит параллельно c государственным контролем над отраслью в целом и возрастающей самоцензурой.
Политическая система ОАЭ имеет свои специфические черты, поэтому политическая роль массмедиа в стране ограничена, но заметна в общественной, культурной и других сферах жизни. Создание Медиа Сити, внесение изменение в закон о прессе с целью предоставления свободы слова, финансовое стимулирование развития медиаотрасли и привлечение квалифицированных журналистов - все это говорит о своевременной реакции правящего режима на состояние и развитие медиаотрасли.
В ответ на влияние глобализации и информационных революций система массмедиа ОАЭ изменилась в качественном отношении. Важно отметить, что традиционные вещательные функции традиционных арабских СМИ уходят на второй план, оставляя место для современной системы массмедиа. Медиаполитические отношения неоднозначны и противоречивы. В настоящее время СМИ выступают не только участником политического процесса, но и являются прибыльной отраслью бизнеса, имея относительную свободу от контроля со стороны государства [7].
Таким образом, средства массовой информации являются важной частью политической системы и оказывают влияние на развитие политической жизни общества. Трансформация политической системы происходит при непрерывном содействии СМИ. Для ОАЭ характерно существование цензуры над всеми средствами массовой информации, в том числе в Медиа Сити, однако допускается и наблюдается некоторая критика отдельных аспектов государственной политики, но сохраняется лояльность по отношению к правящей системе и политическим лидерам [8].
Массмедиа являются абсолютной монополией правительства, основным инструментом политической пропаганды в общей повестке дня и информационной картине страны.
С одной стороны, механизмы власти в ОАЭ активно приспосабливают политическую надстройку к глобальным тенденциям мирового развития, но с другой, идет адаптация заимствованных форм политической организации к своему уровню развития, особенностям национальной и исламской культур, следствием чего является активизация информационной политики и инструментализация пропаганды СМИ в ОАЭ. Данные аспекты служат основой баланса медиаполитической системы ОАЭ.
Образование Медиа Сити в свободных экономических зонах представляет успешную и уникальную модель адаптации авторитарной монархии к условиям современных процессов глобализации и интеграции информационного пространства с целью повышения эффективности информационных технологий и развития в стране сектора, альтернативного нефтяному [9].
В целом модель влияния государства на медийную отрасль характеризуется двумя ведущими концептами: наличием политического контроля и форм цензуры пресс-контента всех медиапродуктов, традиционно закрепившемся за арабскими странами с авторитарным режимом правления; созданием привлекательных условий налоговой и инвестиционной политики для иностранных компаний, развернувших свою деятельность в свободных экономических зонах или планирующих экспансию в оАэ, а также для медиабизнеса в целом.
Ссылки:
1. Большаков СН., Большакова Ю.М. Политико-коммуникативные модели регионального развития // Гуманитарный вектор. 2011. № 3 (27). С. 124-132.
2. Dubai Media City [Электронный ресурс]. URL: http://www.dubaimediacity.com (дата обращения: 02.06.2014).
3. World Quotient [Электронный ресурс]. URL: http://www.wordquotient.com/library/business/dubai-media-city.html (дата обращения: 03.06.2014).
4. Большаков С.Н. Внешнеполитическая стратегия США и ее отражение в СМИ // Геополитика и безопасность. 2009. № 1. С. 41-48.
5. Arab Advisors Group. Value Partners Analysis. 2009.
6. Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.
7. Комар В.И. Северная Африка: национальные модели политической культуры. М., 1997.
8. Friedman T.L. Glasnost in the Gulf. New York, 2001. February 27.
9. Fayad E. Kazan. Mass Media, Modernity, and Development. Arab States of the Gulf. Westport, Connecticut ; London, 1993.