Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО КОММУНИЗМА: Т. МОР И Т. КАМПАНЕЛЛА'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО КОММУНИЗМА: Т. МОР И Т. КАМПАНЕЛЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
179
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / КОММУНИЗМ / МОР / КАМПАНЕЛЛА / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES / COMMUNISM / MOR / CAMPANELLA / STATE / LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье представлены проекты коммунистического государства и общества. Политические и правовые идеи раннего коммунизма рассматриваются на основе «Утопии» Т. Мора и «Города Солнца» Т. Кампанеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL-LEGAL IDEAS OF EARLY COMMUNISM: T. MOHR AND T. CAMPANELLA

The article presents the projects of the communist state and society. The political and legal ideas of early communism are examined on the basis of T. Mor's «Utopia» and T. Campanula's "City of the Sun."

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО КОММУНИЗМА: Т. МОР И Т. КАМПАНЕЛЛА»

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО КОММУНИЗМА: Т. МОР И Т. КАМПАНЕЛЛА ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук, Юго-западный университет политологии и права, профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университет имени М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: frolova.msu@mail.ru

Краткая аннотация: В статье представлены проекты коммунистического государства и общества. Политические и правовые идеи раннего коммунизма рассматриваются на основе «Утопии» Т. Мора и «Города Солнца» Т. Кампанеллы.

Abstract: The article presents the projects of the communist state and society. The political and legal ideas of early communism are examined on the basis of T. Mor's «Utopia» and T. Campanella's "City of the Sun."

Ключевые слова: история политических и правовых учений, коммунизм, Мор, Кампанелла, государство, право. Keywords: history of political and legal doctrines, communism, Mor, Campanella, state, law.

На рубеже ХУ-ХУ! веков возрождение античной мысли породило новый интерес к учению Платона об идеальном государстве, в котором у первых двух сословий (правители и воины) отсутствовала частная собственность. Одним из главных отличий коммунистических проектов Нового времени от идей Платона явилось распространение общности имущества не на отдельные сословия, а на всех граждан. С разработкой проектов коммунистического общества выступили Мор и Кампанелла.

Томас Мор (1478 - 1535) - английский юрист, адвокат, политический деятель; выходец из семьи потомственных горожан Лондона. Получив образование в Оксфордском университете, Мор находился под влиянием гуманистических идей, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его лондонском доме Эразм Роттердамский написал свою бессмертную «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером (председателем палаты общин), выполнял важные дипломатические поручения короны[1]. Эразм Роттердамский отмечал, что Мор «был совершенно чужд скаредного корыстолюбия» и никогда «никому не отказывал в дружеском и добросовестном совете, заботясь больше о чужой выгоде, чем о своей». Возглавил оппозицию королю Генриху У!!, требовавшему введения новых налогов. С 1529 по 1532 г. Мор - лорд-канцлер, он надеялся использовать этот высокий пост для того, чтобы благотворно влиять на политику короля. Однако Мор хорошо понимал, что может его ожидать: «Чем выше место, тем сильнее падение с него. Если бы не милость короля, то я считал бы свое место столь же приятным, сколь Дамоклу нравился меч, висевший над его головой». Генрих У!!! приблизил к себе Мора, тем не менее, Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. По сути, Томас Мор выступил против Реформации, за что католическая церковь в 1886 г. его канонизировала.

В 1516 г. опубликовал на латинском языке трактат «Утопия» («Нигдея», место, которого нет) под названием «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», содержащий описание идеального строя. В подражание Платону работа построена в форме диалога, участниками которого являются Рафаэль Гитлодей и Томас Мор со

своим другом. В книге изображается идеальный порядок вещей, в котором, подобно идеальному государству Платона, нет частной собственности.

Структурно работа включает в себя две части: в первой части книги критикуется существующей порядок в Европе, анализируются социальные причины преступности; вторая часть книги описывает наилучшее устройство государства. Мор резко критикует общество, которое, по его мнению, само создает воров и бродяг, которых следует не казнить, а обращать на публичные работы для общественной пользы и для собственного их исправления. Больных следует распределять по монастырям. Главная причина социальных бедствий - частная собственность и вытекающие из нее противоречия богатых и бедных. «Трактиры, притоны, публичные дома и публичные дома в ином виде - харчевни, винные и пивные, наконец, разные бесчестные игры: кости, лото, мячи, шары, диск - разве все они не посылают своих приверженцев прямо на разбой, быстро лишив их денег? ...Обуздайте эти скупки богачей и их произвол, подобный монополии. Меньше кормите бездельников! Вернитесь к земледелию, возобновите шерстопрядение, чтобы стало оно почетным трудом...»[2].

Государство, по Мору, это заговор богачей против народа. Он замечал: «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах» для того, чтобы эксплуатировать бедняков, как вьючный скот и удержать в своих руках награбленное. Отсюда - сложность и запутанность законодательства. Условия жизни простого народа не позволяют ему разобраться во всех запутанных положениях закона: «Да ему и жизни на это не хватит, так она занята у него добыванием пропитания». В интересах богачей и несправедливость наказаний в отношении неимущих. Вообще советники князей устремляют свое внимание на вопросы внешней политики (как завоевать больше земель, с кем заключить союзы, на кого пойти войной и др.), автор советует бросить мысль об этих завоеваниях и заняться внутренним благосостоянием государства. Не в казне сила государства (князя), а в благосостоянии народа. Князь существует не для себя, а для народа. Властвовать над угнетенными - значит

быть не царем, а сторожем темницы: «Когда один утопает в удовольствиях и наслаждениях, а другие повсюду стонут и рыдают», это означает для правителя быть сторожем темницы. Везде, где существует частная собственность, есть несправедливости и бедствия. Так как богатство находится в руках немногих, все почести и власти достаются худшим, праздным, неспособным: «Разве справедливо и благодарно такое государство, которое расточает столь великие дары так называемым высокородным, золотых дел мастерам и прочим такого рода бездельникам или же льстецам, изобретателям пустых удовольствий?! Они нисколько не заботятся о земледельцах, угольщиках, работниках, возницах и ремесленниках, без которых не существовало бы вообще никакого государства»[3].

Исходя из этого, по Мору, существует единственный путь к общему счастью: обобществление имущества всех граждан. Рафаэль был в государстве, где царит полный коммунизм. Это государство называется Утопия.

Вторая часть «Утопии» описывает нравы и государственные учреждения утопийцев (жителей Утопии)[4]. Утопия расположена на острове, где-то около Америки. В Утопии существует общность имущества и всеобщая обязательность труда, люди ведут блаженную жизнь. По форме это государство - федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела государства. Вне сената и собраний запрещается под страхом смерти рассуждения о политических делах; только через три дня после обсуждения в сенате можно выносить решение на публику. Такая предосторожность необходима для предупреждения смут и заговоров. Устройство каждого города одинаково: в городе шесть тысяч семей; в каждой семье - от 10 до 16 взрослых. Семья занимается ремеслом, разрешен переход из одной семьи в другую. В деревнях семейство насчитывает 40 человек свободных и по два раба. Жители города обязаны проработать в сельской местности не менее двух лет. Должностные лица в государстве выборные. 30 семей выбирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (тра-нибор). Протофилархи выбираются из числа ученых; они образуют Сенат, который возглавляет князь. Князь избирается фи-лархами города из кандидатов, предложенных народом. Мор подчеркивает, что должность князя несменяема (если он не будет заподозрен в стремлении в тирании). Особенность государства, основанного на общественной собственности, заключается в методах его деятельности; органы такого государства руководят народным хозяйством и образованием. Для решения этих задач должностные лица должны быть компетентны и избираться из среды ученых. Утопийцы между собой живут дружно, «так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его

не приходится требовать насильно». У всех жителей есть один общий промысел - земледелие и ремесло, переходящее из рода в род. Однако никто не может пребывать в праздности, начальники (сифогранты) смотрят, чтобы никто не сидел в праздности и каждый бы исполнял свое дело. Только ученые и литераторы, имеющие специальное призвание, освобождаются от физического труда, чтобы иметь возможность посвящать себя исключительно умственному труду. Вообще утопийцы не удручены трудом: работают по 6 часов в день, остальное время проводят в литературных занятиях, развивающих ум. Шести часов достаточно для удовлетворения всех нужд, так как в государстве нет праздных людей и нужд гораздо меньше, поскольку в обществе нет пустых прихотей. Утопийцы носят одинаковую одежду из грубой ткани; золото и серебро хранятся только на случай войны, в мирное время из них делают цепи для рабов, ночные сосуды, чтобы вызвать к ним презрение; драгоценные камни заменяют детям игрушки. Все свои произведения семейства сносят в общие дома, откуда каждый берет, что хочет. Обедают все вместе, можно обедать и дома, но никто этого не делает, так как никто в городе не тратит время для приготовления худшей пищи. В деревнях - каждый обедает у себя.

Такое же обобществление имущества существует и между городами. Избыток продается правительством за границу. Обобществление не распространяется на семью. У утопий-цев браки строго соблюдаются; развод допускается по обоюдному согласию с разрешения сената. Философия жителей Утопии нацелена на достижение общего счастья, как высшей цели человеческой жизни, они изучают Платона, Аристотеля, Геродота, Фукидида, Плутарха. Религии у жителей Утопии разные, но все соединяются в поклонении единому Божеству. Царит веротерпимость, много сект и религий; запрещено только возбуждать религиозный фанатизм и осуждать верования других лиц. Под влиянием идей Августина Мор замечает, что дело священников - убеждать и увещевать, дело правителя и должностных лиц - смирять преступников и карать их.

Законов у утопийцев немного. В Утопии нет частной собственности, поэтому споры в обществе редки, преступления немногочисленны и нет необходимости в обширном законодательстве: «У утопийцев законоведом является всякий, ведь ... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование.». Они считают «в высшей степени несправедливым связывать . людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота - доступность понимания для всякого»; жители Утопии отвергают крючкотворов, поскольку они разбирают дела хитроумно и толкуют их изворотливо[5]. Утопийцы не одобряют и другие народы за то, что тем «не хватает бесконечных томов законов и их толкований». В Утопии «все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг». Мор высту-

пил против применения смертной казни за кражу. В Утопии лица, совершившие тяжкое преступление, обращаются в «рабство». Рабство понимается не в античном смысле: утопийцы не считают рабами ни захваченных в войне (кроме тех, кого они сами взяли в бою), ни детей рабов, ни лиц, пребывающих в рабстве у других народов, кого они могут купить. Рабство, по мнению жителей Утопии, является достаточно суровым для преступников и более выгодным для государства, чем «если бы стали они торопиться убить виновных и сразу от них избавиться. Ибо своим трудом они принесут больше пользы, чем своей смертью, а их пример на более долгий срок отвратит других от подобного злодейства». При этом для терпеливых надежда на освобождение не потеряна: «Если уймутся они от долгого страдания и выкажут раскаяние, которое подтвердит, что прегрешение печалит их более, чем наказание, то иногда прерогатива правителя, а иногда голосование народа смягчает их рабство или же прекращает его». Уто-пийцы обращают в рабство военнопленных, взятых с оружием в руках, и осужденных на казнь преступников, купленных в других странах. Рабы выполняют неприятные работы, которые есть в любом обществе (убой и свежевание скота, ремонт дорог, рубка деревьев, перевозка дров и др.). Рабы закованы в золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам). Рядом с рабами трудятся свободные жители Утопии, добровольно выполняющие эти работы: «Чем более они несут рабский труд, тем больший почет получают от остальных».

Жители Утопии стараются жить в мире. «Войны в высшей степени отвратительны как дело поистине зверское.». Войны нужны только для защиты или для избавления других народов от тирании. Целью таких войн является не завоевание, а восстановление права. Мор не знал произведений Макиавелли, но выступал против «макиавеллизма»: политика должна быть моральной; правитель должно держать свое слово; договоры должны выполняться.

Препятствием на пути построения нового общества являются жадность и гордость богачей. С помощью рациональных доводов преимущества общества, основанного на общей собственности, всеобщего равенства и общего труда Мор рассчитывал на установление этого строя.

Идеи Томаса Мора получили развитие в работах доминиканского монаха Томазо Кампанеллы (Джиана Доменико) (1568 - 1639). Сын сапожника, в детстве ему очень повезло: случай помог овладеть грамотой. Для того чтобы продолжить обучение в 14 лет он уходит в монастырь ордена св. Доменика. В 20 лет начал литературную деятельность. В политической жизни Кампанелла принял активное участие: в 1599 году организовал заговор против испанского владычества в Калабрии (южная Италия). Его арестовали и приговорили к пожизненному тюремному заключению, 27 лет провел в тюрьмах Неаполя[6, 7]. Даже тюремщики удивлялись выдержке Кампанеллы. «В оковах, но все

же свободный, один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов». Он считал своим долгом жить, чтобы рассказать о пути ко всеобщему счастью, который он открыл. Кампанелла сочиняет один трактат за другим; заучивает их наизусть, а если появляется возможность, передает написанное на волю. На свободу Кампанелла вышел в 1626 году.

Находясь в тюрьме, Кампанелла написал трактат «Город Солнца» (Civitas solis); книга была опубликована в 1625 г. Это очерк утопического государства. Рассказ ведется от имени путешественника, сообщающего о том, что он видел в неведомых странах во время кругосветного путешествия, описывает общественный строй и политическую организации «Города Солнца». Город расположен у экватора на острове Тапробана; раскинулся на холме, разделен на 7 областей, прекрасно укреплен, почти недоступен врагу. В этом обществе нет частной собственности, жители трудятся в соответствии со своими природными склонностями, которые обнаруживаются у каждого с детства, поэтому профессия солярия (жителя Города Солнца) соответствует его естественным влечениям, все исполняют возложенные на них поручения охотно. Вместе с тем, занятия земледелием, скотоводством и военным делом обязательны для всех. Все создаваемое трудом соляриев - общее достояние. Необходимое для жизни граждане получают от государства. Коль скоро, подчеркивает Кампанелла, у соляриев нет частной собственности, то не они служат вещам, а вещи служат им. Жизнь соляриев строго регламентирована. Мужчины и женщины носят одинаковую белую одежду (у женщин плащ немного длиннее), получают одинаковую пищу (питаются только в общественных столовых). Военным строем отправляются работать, отдыхать, питаться, развлекаться. Поэты воспевают полководцев, их победы, но, если они что-то присочинят, должны быть наказаны. Все сверстники называют друг друга братьями; кто старше на 22 года - зовут отцами, тех, кто моложе на 22 года - сыновьями. Обучаются наукам совместно. Имена детям даются не случайно, а в соответствии с особенностями каждого («красивый», «худой», «свирепый»). Солярии обладают знаниями всех языков. По всему свету отправляют они нарочных разведчиков и послов для ознакомления с обычаями, образами правления, историей отдельных народов. Подобно Платону Кампанелла распространял принцип общности на брач-но-семейные отношения; производственной ячейкой в этом обществе является мастерская, а не семья. Преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам.

В обществе, основанном на общей собственности, по мнению Кампанеллы, государство сохранится. Основными задачами этого государства будет организация производства и распределения, управление воспитанием граждан, что предполагало большую роль ученых и народа в осуществлении управления новым государством. Организацию государственной власти Кам-панелла изображает следующим образом. В Городе Солнца су-

ществует централизованная иерархия должностных лиц. Во главе государства (и светской и духовной власти) стоит первосвященник - «Солнце» («Метафизик»), который выносит окончательные решения по всем вопросам. Солнце (Метафизик) сведущ во всех науках, искусствах, ремеслах. Для избрания на должность Солнца кандидат должен знать историю всех народов, их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел, строение и историю неба. Ему следует ознакомиться со всеми ремеслами (освоить их применение), надо знать науки физические, математические, астрологические; необходимо постичь метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех наук и искусств; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в боге; изучить пророков и астрологию. Возрастной ценз - 35 лет. Должность Метафизика несменяема до тех пор, пока не найдется такого, кто окажется мудрее и способнее к управлению. На вопрос Гостинника: «Разве можно обладать такой ученостью? Да и неспособен к управлению тот, кто посвятил себя наукам», Мореход отвечал: «Пусть неопытен он окажется в государственном управлении, зато никогда не будет ни жестоким, ни преступником, ни тираном, так как он мудр». В его непосредственном подчинении находятся три соправителя: «Пон» («Сила» - руководит военным делом), «Син» («Мудрость» - занимается развитием наук, искусств, ремесел), «Мор» («Любовь» - управляет воспитанием, медициной, сельским хозяйством и др.). Усвоение всех наук и искусств в Городе Солнца идет через живопись (в городе стены расписаны живописью: математические фигуры, земля, звезды, обычаи, законы, нравы, алфавит, камни, минералы, металлы, моря, реки, озера, деревья, травы, ремесла, особенности их применения у разных народов, изобретатели, законодатели, военачальники). Два раза в лунный месяц созывается собрание всех граждан, достигших 20-летнего возраста. Большой Совет, как называется это собрание, намечает кандидатов на высшие должности государства и контролирует деятельность должностных лиц (с правом их смещения). На Большом Совете обсуждаются все государственно важные вопросы. Принципом власти являются всеобщее уважение и добровольное подчинение. Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (сколько добродетелей, столько и должностных лиц): Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Геометр и др. Должностным лицам помогают жрецы (определяют Библиография:

дни посевов и жатвы, ведут летопись, занимаются наукой). Есть начальники отрядов, главные мастера; существуют должности Правосудия (уголовного и гражданского), Мужества, Великодушия, Усердия, Бодрости и др. В Городе Солнца сочетается демократия и технократия. Так, предлагаются кандидатуры на какой-либо пост должностными лицами (воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов), которые знают, кто из граждан к какой должности более пригоден; обсуждаются на Большом Совете, где каждый солярий может высказаться за или против избрания данного лица, а решение о назначении на должность принимают коллегии должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел).

Военное дело обязательно для всех, женщины обучаются ему наравне с мужчинами (с 12 лет). Армия служит целям обороны страны. Если и не придется воевать, они все равно занимались бы военным делом, чтобы не изнеживаться. Кроме того, рядом есть четыре царства, которые завидуют соляриям. Побеждают всегда солярии.

У соляриев существуют право, правосудие, система наказания. Солярии спорят друг с другом только по вопросам чести. Законы в Городе Солнца немногочисленны, кратки, ясны; текст закона вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Судопроизводство ведется устно. Процесс гласный, быстрый: «Сын мой, ты прегрешил против этого священного определения (благотворительности, великодушия, др.). Читай». Выносится приговор, который воспринимается как лекарство, радость. Пытка и судебный поединок не допускаются. В «Городе Солнца» судят за малодушие, гордость, нерадивость. Наказания имеют цель исправление преступника, поэтому они должны соответствовать содеянному и воздаваться по справедливости. Прежде чем наказать, воздействуют убеждениями (разъясняют преступнику значение его проступка и призывают выразить согласие с назначенным наказанием). Для умышленных преступлений применяется принцип талиона. По трем составам (преступления против государства, против Бога, против верховной власти) назначается смертная казнь - народ забивает преступника камнями. Тюрем нет. Идеи Кампанеллы о способах учреждения такого государства неясны; коль скоро речь идет о том, что Город Солнца основан мифическим народом, склонным к умозрительным конструкциям, философии, из этого следует, что порядки соляриев являются «образцом для посильного подражания» через распространение знаний.

1. Осиновский И.Н. Томас Мор и его «Утопия» / Томас Мор. Утопия. М., 1978. С. 5-81.

2. Томас Мор. Утопия. М., 1978. С.136.

3. Томас Мор. Утопия. М., 1978. С.275.

4. Томас Мор. Утопия. М., 1978. С.171-280.

5. Томас Мор. Утопия. М., 1978. С.237-239.

6. Петровский Ф.А. Кампанелла. Биографический очерк / Кампанелла. Город Солнца. М., 1954. С.171-181.

7. Волгин В.П. Коммунистическая утопия Кампанеллы / Кампанелла. Город Солнца. М., 1954. С. 5-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.