Научная статья на тему 'Идеальное государство Т. Мора: историко-философский анализ'

Идеальное государство Т. Мора: историко-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5958
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / IDEAL STATE / ВЛАСТЬ / POWER / ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PUBLIC PROPERTY / ВОЗРОЖДЕНИЕ / RENAISSANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронцов Евгений Алексеевич

Статья посвящена историко-философской реконструкции социально-политической концепции Т. Мора. Анализируются политическая система, экономический строй, социальные отношения и мировоззрения граждан идеального государства. Автор фиксирует внимание на многомерности философской мысли английского мыслителя, что, в свою очередь, не позволяет рассматривать предложенную им модель в качестве узко политического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideal state of T. More: historican-philosophical analysis

The article is devoted to the reconstruction of socio-political concept of T. More. The article analyzes the political system, economic system, social relations and attitudes of the citizens of the ideal state. The author captures attention to the philosophical dimension of "Utopia" of More, that does not allow to consider this work as a purely social project.

Текст научной работы на тему «Идеальное государство Т. Мора: историко-философский анализ»

Е.А. ВОРОНЦОВ кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии МГГЭУ*

Идеальное государство Т. Мора: историко-философский анализ

В чем суть идеального государства? И возможно ли его воплощение? В наш прагматичный век подобного рода вопросы многим представляются бессмысленными. Но, не имея образца, оценивать социальные явления не получается. Только вот что считать образцом? Одно из самых смелых и продуманных решений этой непростой задачи было предложено выдающимся английским мыслителем Томасом Мором, автором получившей всемирную известность «Утопии».

Обращение к идейному наследию Мора обусловлено не только непреходящей актуальностью обсуждаемых им тем: мудрость и власть, человек и общество, религиозность и атеизм. Не менее важно другое. Создавая модель идеального государства, в рамках которой эти проблемы решаются, Мор напоминает нам о неразрывном единстве всех сторон общественной жизни, созидательное преобразование которой может быть только целостным. Цель настоящей работы - выявление базовых параметров предложенной Мором модели идеального государства.

По своему политическому устройству Утопия представляет собой государственное образование, в состав которого входят пятьдесят четыре города. Каждый полис связан экономическими и административными нитями с прилегающими к нему деревенскими хозяйствами.

Минимальной государственной единицей Утопии является состоящее из нескольких семей хозяйство. Хозяйства делятся на деревенские и городские. Члены хозяйств связаны родственными узами и общей производственной деятельностью. В каждом городском хозяйстве от десяти до шестнадцати взрослых. Тридцать хозяйств ежегодно выбирают себе должностное лицо, называемое филархом. Их основная функция заключается в организации и контроле над производством и потреблением в границах подвластных им хозяйств. Над десятью филархами с их хозяйствами стоит один протофиларх («первый начальник»). Протофилархи избираются ежегодно, но без необходимости их не меняют.

В каждом городе свой правитель. Он выбирается двумястами филархами путем тайного голосования из четырех кандидатов. Должность правителя пожизненна, если только он не будет заподозрен в склонности к тирании. Каждые три дня правитель собирает

* Воронцов Евгений Алексеевич, e-mail: evg-v@yandex.ru

протофилархов и они вместе разбирают общественные дела и разрешают частные споры, которых в Утопии немного.

Высшим государственным органом является заседающий в столице Сенат, который соединяет в своем лице законодательную, исполнительную и судебную функции1. Сенат формируется ежегодно из умудренных богатым жизненным опытом представителей всех пятидесяти четырех городов. Народ контролирует деятельность Сената через своих представителей. На его заседаниях всегда присутствуют по два филарха, причем всякий день разные. Сенат утверждает кандидатуры правителей городов, выносит решения по производству и распределению продуктов потребления. Принимать решения помимо Сената или народного собрания в вопросах, касающихся общественных дел, считается уголовным преступлением. Эта мера призвана предотвратить возможный заговор правителя и протофилархов, если те вознамерятся установить тиранию.

Высшие должностные лица - правитель и протофилархи -избираются из людей ученых. Власть базируется не на насилии, а на авторитете и всеобщем признании достоинств должностных лиц. «Живут утопийцы в любви, от того что должностные лица не надменны и не страшны; их называют отцами, они себя так и держат. К ним относятся как подобает: почет оказывают добровольно, а не исторгают его насильно»2.

Через весь текст «Утопии» красной нитью проходит мысль о том, что главная причина всевозможных социальных язв кроется в узаконенном праве частной собственности. «Где есть частная собственность, где всё измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо и счастливо»3.

В правильно устроенном государстве всё принадлежит всем, и никто и никогда не будет нуждаться, но при условии, что прежде позаботится о том, «чтобы были полны общественные житницы». Где нет частной собственности, там нет роскоши и нищеты, воровства и расточительства. Нет необходимости и в законодательных талмудах, частную собственность охраняющих. Отсюда простота и компактность законодательства утопийцев4. Размышляя о соотношении бедности и богатства, Мор обращает внимание и на ракурс психологический: «Разве жить вовсе безо всяких тревог, с радостной и спокойной душой не значит быть очень богатым?»5.

Раз нет частной собственности, нет и товарно-денежных отношений. Однако благодаря успешным войнам и внешней торговле, являющейся монополией государственной, в Утопии много золота и серебра. Но

1 См.: Мор. Т. Утопия. М., 1978, с. 7, 182, 200, 234.

2 Там же, с. 237.

3 Мор. Т. Утопия, с. 162.

4 Осиновский И.Н. Томас Мор и его «Утопия». Вступительная статья // Мор Т. Утопия, с. 60.

5 Мор. Т. Утопия, с.. 274.

драгоценностям здесь находят применение необычное: они служат игрушками для детей, ими «украшают» преступников, из них делают сосуды для... нечистот. В свое время эта идея привлечет внимание Ленина, который серьезно будет мечтать о ее воплощении6.

Особое внимание в описании утопического строя уделяется путям достижения необходимого материального благополучия. Главным средством реализации этой непростой задачи является всеобщая трудовая повинность. От физического труда освобождаются правители и те, кто отличается выдающимися умственными способностями - их обязывают к «основательному прохождению наук». В целом от производственной деятельности освобождается примерно 0,5% населения Утопии.

Другим важнейшим источником общественного благосостояния является отсутствие бесполезных видов деятельности, «служащих лишь роскоши да беспутству»: ростовщичества, ювелирного дела, пошива изысканной одежды. Не исключено, что эта идея заимствована Мором у Платона7.

Идеальное государство - это не только отсутствие частной собственности. Это строй, при котором правит дух взаимопомощи и порядка. Утопийцы относятся друг к другу как члены большой семьи, и потому всюду на острове чувствуют себя как дома8. Автор Утопии исходит из представления о том, что человек - существо социальное, а значит, благополучие общества и благополучие отдельного гражданина могут и должны быть согласованы друг с другом. Для случаев, когда они приходят в противоречие, мерилом должного выступает закон, утверждающий приоритет целого над частями, или, говоря иначе, общественного над личным. Базовой ячейкой общества является патриархально устроенная семья. Институт семьи поддерживается государством. Вопреки большинству коммунистических теорий, например, того же Платона или Кампанеллы, Мор сохраняет институт семьи неприкосновенным. Семья построена иерархично. Жены слушают и почитают мужей, дети - родителей, младшие - старших. Будучи правоверным католиком, Мор здесь следует не только Писанию (1 Тим. 5, 8), но и буквально повторяет Августина9.

Наряду с патриархальным укладом жизни эффективности воспитания способствуют ясность законов, единообразие нравов, а также отсутствие социальной мобильности. Человек «привязан» к своей семье, хозяйству, роду деятельности, месту жительства. Поездки в окрестности города возможны лишь с разрешения главы хозяйства, а за границу Утопии - с разрешения правителя.

6 См.: Ленин В.И.. Полн. собр. соч., т. 4, с. 225.

7 См.: Платон. Государство // Собр. соч. в 4 т. М., 1994, т. 3, с. 134.

8 См.: Мор. Т. Утопия, с. 199, 200.

9 См.: Августин. О граде Божием. Минск, 2000, с. 1033.

Верный духу возрожденческой традиции, восходящей в данном случае к Аристотелю, Мор делает своих утопийцев людьми, ценящими досуг. Свободное время они посвящают нравственному совершенствованию и наукам. Индустрия развлечений, построенная на потакании человеческим страстям, отсутствует. Надо признать, однако,

что в описании отдыха утопийцев присутствует значительная толика

10

искусственности

Дух жизни утопийцев рельефно отражается в простоте и практичности их одеяний. На работе они прикрываются кожей или шкурами, которых хватает на семь лет. Выходя на люди, надевают плащи. Носятся они большей частью по два года. Дифференциация сведена к минимуму: по-разному одеваются мужчины и женщины, люди женатые и холостые. Такой подход избавляет не только от пустых желаний, но и от неоправданных трат, причем не только на уровне отдельного гражданина, но и на уровне государства.

В Утопии нет не только денег, но и недвижимости. Смена места жительства происходит каждые десять лет, по жребию.

Важнейшей функцией государства является воспитание будущих граждан. Утопийцы «прилагают величайшее старание к тому, чтобы с самого начала еще нежные и податливые детские души впитали мнения добрые и полезные для сохранения утопического государства»11, ибо главной причиной гибели государства являются вырастающие из превратных суждений пороки.

Народовластие, отсутствие частной собственности, подчинение личных интересов общественным - все эти необходимые элементы идеального государства невозможны, по мнению Мора, без укоренения в душах граждан единого жизнеутверждающего мировоззрения. И в этом смысле едва ли правы исследователи, приписывающие Мору точку зрения, согласно которой причины зла «коренятся в общественной

Л о

обстановке»12. Одним из аргументов против этого мнения служит то обстоятельство, что и при идеальном строе в Утопии есть преступники.

Фундамент всякого продуманного мировоззрения составляют определенные религиозные и философские принципы. В Утопии существует не одна, не две, а множество религий, которые разнятся не только по всему острову, но и в каждом городе. Здесь допускаются любые культы, вплоть до обожествления выдающихся личностей и поклонения светилам. Впрочем, большинство утопийцев склоняется к идее творения и посмертного суда. Преследовать за религиозные воззрения возбраняется, ибо, по мнению утопийцев, насилие и религия несовместимы. Общественный культ отличается абстрактностью, не дающей предпочтения ни одному из вероисповеданий. В стенах

10 См.: Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени. М., 2010, с. 131.

11 Мор. Т. Утопия, с. 266.

12

Чичерин Б.Н. Политические мыслители от Древнего мира до эпохи Возрождения. М., 2010, с. 164.

собственного дома каждый волен совершать богослужение, присущее разделяемой им религии. Веротерпимость распространяется даже на атеизм, хотя его сторонники и рассматриваются как люди безумные и в гражданском отношении неблагонадежные13. Религиозные воззрения большинства утопийцев органически переплетаются с их практической философией.

Различая три вида благ - внешние, телесные, внутренние (здесь Мор следует за греками) - утопийцы отдают предпочтения благам внутренним, т. е. добродетелям. Как отмечалось, внешние блага -богатство, происхождение, слава - в Утопии значения не имеют. В то же время несмотря на присущие им набожность и аскетизм утопийцы являются гедонистами. Различаются наслаждения телесные и душевные, а также истинные и ложные. Ложные удовольствия чреваты страданиями и являются удовольствиями не по своей сути, а в силу привычки и извращенного общественного мнения. «Подобно тому, как беременные женщины по испорченности своему вкусу полагают, что

14

смола и сало слаще меда»14. К ложным наслаждениям утопийцы относят любовь к почестям, драгоценностям, охоту, азартные игры. Пользуясь античной терминологией, можно сказать, что мнимые удовольствия существуют не по природе, а по установлению. Возможно, что на Мора оказало влияние эпикурейское деление желаний, в контексте которого неестественные желания - порождение общества. С важной для Мора идеей разграничения реального и номинального мы уже сталкивались, когда говорили о мнимой ценности золота и драгоценностей.

Подведем итоги. Идеальное государственное устройство базируется на следующих пяти принципах: демократизм, отсутствие частной собственности, коллективизм, разумный аскетизм, жизнеутверждающее мировоззрение. Указанные принципы, каждый из которых получает у Мора всестороннее философское обоснование, образуют органическое единство. Игнорирование того или иного положения ведет к деформации всей конструкции и на уровне теории и на уровне практики.

Воронцов Е.А. Идеальное государство Т. Мора: историко-философский анализ. Статья посвящена историко-философской реконструкции социально-политической концепции Т. Мора. Анализируются политическая система, экономический строй, социальные отношения и мировоззрения граждан идеального государства. Автор фиксирует внимание на многомерности философской мысли английского мыслителя, что, в свою очередь, не позволяет рассматривать предложенную им модель в качестве узко политического проекта.

13 Мор. Т. Утопия, с. 211, 260.

14 Там же, с. 219.

Ключевые слова: идеальное государство, власть, общественная собственность, Возрождение.

Vorontsov E.A. The ideal state of T. More: historican-philosophical analysis.

The article is devoted to the reconstruction of socio-political concept of T. More. The article analyzes the political system, economic system, social relations and attitudes of the citizens of the ideal state. The author captures attention to the philosophical dimension of "Utopia" of More, that does not allow to consider this work as a purely social project.

Key words: the ideal state, power, public property, Renaissance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.