ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 6 (134), 2014
ДЕРЖАВИНСКИЙ ГОД В ДЕРЖАВИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК 321(091)+32.001(091)+82-94
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
© Нина Сергеевна ЦИНЦАДЗЕ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права, e-mail: [email protected]
На основе изучения разнообразных источников впервые в научно-исследовательской литературе изучаются государственно-правовые и общественные взгляды известного поэта и государственного деятеля Г.Р. Державина. Данное исследование задумано как предварение последующего изложения конкретных предложений знаменитого поэта в деле преобразований в государственной, правовой, социальной сферах.
Анализ политико-правовых взглядов Г.Р. Державина проводится на основе изучения его рукописных, т. е. неизданных работ, хранящихся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, а также ряда опубликованных публицистических работ. Уделяется внимание «Рассуждению о достоинстве государственного человека», в котором представлен державинский образ идеального чиновника. Гуманитарные взгляды Г.Р. Державина изучаются на основе анализа оды «Вельможа».
Делается вывод о том, что по политическим предпочтениям Г.Р. Державин являлся сторонником ограниченной просвещенной монархии, по правовым - приверженцем естественного права. Во взглядах на государство был очень близок к идеям парламентской монархии английского юриста, государственного деятеля, философа XVII в. Ф. Бэкона. Особое место в государственной системе Г.Р. Державин отводил правосудию и закону вообще, искренне считая, что точное следование законодательным предписаниям обезопасит страну от бед и проблем. Г.Р. Державину была свойственна морализация политики и права, обусловленная субъективным отражением многолетнего и разностороннего опыта государственной службы. Главными в системе ценностей Г.Р. Державина были патриотизм, законность и гуманизм.
Ключевые слова: Г.Р. Державин; государственно-правовые взгляды; общественные взгляды; история учений о государстве и праве; история общественной мысли; государственная деятельность.
Изучая политическую биографию Г.Р. Державина [1], необходимым является определение его взглядов на государство, право и общество. Ведь каждый политик и чиновник в своей профессиональной деятельности обязательно руководствуется конкретным набором идеологем и мировоззренческих установок. Естественно, Г.Р. Державин в этом не был исключением, поэтому в данной статье мы ставим задачу исследовать государственно-правовые и общественные взгляды известного поэта для того, чтобы понять смысл и направленность его инициатив и предложений как в период его служебной активности, так и во время отдыха от беспокойной работы на государственном поприще. Иными
словами, исследование о политико-правовых и общественных взглядах Г.Р. Державина предваряет последующее наше изложение о конкретных предложениях знаменитого поэта в деле преобразований в государственной, правовой, социальной сферах.
Наилучшим образом мнение Державина о сущности государства, права, задачах и способах управления страной, структуре общества, роли чиновничества в нем и прочее раскрывают его записки-размышления, сделанные уже на закате государственной карьеры и жизни вообще. Это мысли умудренного жизненным и профессиональным опытом человека с творческим взглядом на мироустройство. (Еще раз подчеркнем его нестан-
дартность в действиях и мыслях, о которой мы упоминали ранее). Несмотря на скудость и несистематичность первичного образования (его образование составили учитель немецкого языка Иосиф Розе, сосланный в Оренбург на каторжные работы, и казанская гимназия, где «учили вере - без катехизиса, языку - без грамматики, числам и измерениям - без доказательств, музыке - без нот» [2, с. 636]), о чем без лишнего стыда упоминал сам Гавриил Романович, его размышления, записки и прочие личные и деловые бумаги отражают глубокий ум, аналитически-проблемный подход к интересующему вопросу, ясность и последовательность изложения, демонстрируют блестящий результат самообразования, самостоятельного освоения философских и политических трактов древних и современных ему авторов, в т. ч. и иностранных. Возможно, это стало одной из причин, по которой Державин вопреки всем препятствиям и неудачам прошел путь от солдата до министра, чем он очень гордился (в терминологии западной культуры - «self-made person», т. е. человек, сделавший себя сам).
Начнем анализ политико-правовых взглядов Г.Р. Державина с его рукописных, т. е. неизданных до сих пор работ, хранящихся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Из почти 40 томов его рукописей, переданных Я.К. Гротом на хранение в Императорскую Публичную библиотеку (интересная деталь - эта библиотека была учреждена «политическим кумиром» Державина - императрицей Екатериной II в 1795 г.), особенно интересен для нас второй том «Литературные сочинения Державина» с условной рубрикацией «Мысли по разным предметам». Явная датировка сочинения отсутствует, хотя филологи А.Н. Колосков и Д.В. Лар-кович по водяным знакам на бумаге относят его к 1811-1812 гг. [3, с. 130]. Как они сообщают, впервые на этот памятник обратил внимание и дал ему общую характеристику в конце 1950-х гг. литературовед В.А. Западов, исследовавший неизданные рукописи поэта. Он-то и предложил именовать эту работу Державина «Рассуждением о науках, политике и морали», полагая, что ее текст является оригинальным и аутентичным изложением взглядов поэта. В 1965 г. он уточнил, что трактат является переводом сокращенного
изложения учения английского государственного деятеля, юриста и философа Ф. Бэкона французским просветителем А. Делей-ром (кстати, Ф. Бэкон был пэром и министром юстиции как в свое время и Державин). Несмотря на переводной характер этого сочинения, тем не менее оно содержит авторское отношение Державина к учению английского «коллеги». Выбор им для перевода именно сочинения Бэкона, как нам представляется, не случаен. Есть все основания считать, что идеи английского просветителя XVII в. были крайне близки воззрениям Державина-политика: во многих его записках и «мнениях» мы находим мысли, сходные с бэконовскими. Взять хотя бы для иллюстрации данного утверждения высказывание поэта о необходимости расширения в стране торговли, особенно экспортной, увеличении доходов казны за счет развития промышленности [4, с. 224-231; 5, с. 361-362] и др. Роднило его с бэконовским учением и одобрение в качестве единственно правильной формы правления абсолютной монархии (см. подробнее о политико-правовых взглядах Ф. Бэкона [6]).
Итак, исходя из анализа державинской переработки сочинения Ф. Бэкона, можно смело утверждать, что Державин был сторонником монархии, причем просвещенной («государи филозофы служат залогом блаженства народов») и непременно ограниченной дворянством («дворянство умеряет власть монархическую, и через собственный блеск свой приучает глаза народа определять и поддерживать блеск государственной власти, не ужасаясь оной») с тем, чтобы та не превратилась в тиранию и деспотизм, которые он всячески осуждал [7, л. 171, 190]. Идеальным правителем является тот, кто «добрый благонравный, пекущийся за государство», «отличается любомудрием и прозорливостью» [7, л. 158об., 246об.]. Власть рассматривал как персонифицированное государственное явление. От личности правителя, по его мнению, многое зависело в стране: «Величайшие погрешности в правлении происходят от погрешностей Государя» [7, л. 183об.].
Главнейшими социальными опорами монарха являются дворянство и купечество. Первое сословие, по его выражению, это «подпора престола», второе - «кровеносные
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 6 (134), 2014
сосуды» [7, л. 183об.-184]. Земледельцев называл «отцами, питающих государство» [7, л. 207]. Важным считал для поддержания гармонии в государстве и обществе компромиссы. Для того чтобы предотвращать народное недовольство, необходимо было развивать торговлю, ограничивать роскошь первых сословий, регулировать цены, поддерживать умеренные налоги [7, л. 184, 186].
Особое место в структуре государственной власти было отведено правосудию. Судья должен быть умным, приветливым, беспристрастным, справедливым. Хорошо, если судья обладает еще и состраданием [7, л. 190об.-191]. Смертная казнь как мера наказания носит скорее профилактическую функцию, предупреждая преступления в будущем. В судах не должно быть «постыдных свар и пьянства» [7, л. 191]. В сфере учения о праве Державин разделял естественно-правовой подход к нему, сближая его с позитивным, сглаживая т. н. дуализм права. Он считал, что позитивный (государственный) закон должен выражать идеи естественной справедливости [7, л. 191].
Не менее важная роль в государстве была отведена исполнительной власти - министрам («щит государей»), которые несут ответственность перед Богом, монархом и народом [7, л. 204]. Монархи по способам управления государством делятся на два вида: те, что опираются на министров, и те, кто их игнорирует. Для управления внутренними делами необходимо использовать людей «хороших сердечных качеств», а во внешнеполитических делах лучше задействовать лукавых. Вследствие того, что правитель не сможет никогда достаточно вознаградить преданных ему министров, им нужно быть умеренными и справедливыми [7, л. 246].
Относительно монархических взглядов Державина сделаем важную оговорку. Дело в том, что в проекте реформирования Сената 1801-1802 гг. он предусматривал ограничение власти самодержца (по примеру Великобритании) конституционным органом власти (т. е. обновленным Сенатом). По выражению правоведа В.А. Калягина, Державин тем самым стремился установить в стране политический режим «истинной монархии», при котором монарх действовал бы исключительно в рамках закона, а политические права дворянства и верхушки купечества были
бы существенно расширены [8, с. 119-124]. Это смелое предложение поэта-министра дало повод его современникам называть проект преобразований Сената конституцией. Более подробно суть и подоплеки данного проекта мы раскроем в следующей публикации.
В те же 1810-е гг. Державин составил, используя современную терминологию, своеобразный кодекс профессиональной этики государственного служащего - «Рассуждение о достоинстве государственного человека». В нем он представил образ идеального чиновника: государственный служащий должен быть «более других сограждан движим и руководствован сею благородною страстию (т. е. любовью к отечеству. - Н. Ц.). Он должен ею жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству». Считая, что «величие души познается из небоязненных изречений правды», Державин называл такие ключевые качества чиновника, как правдивость, благочестивость, религиозность. По его представлениям, он должен быть «открытым деловцом», а не любимчиком монарха, не расторопным царедворцем и не царским письмоводцем (по-современному, спичрайтером). Он должен был заседать с монархом в совете при нем, открыто предлагать ему свои инициативы [9, с. 635-637].
Говоря о гуманитарных взглядах Г.Р. Державина, необходимо отметить его представления об идеальном человеке-гражданине, концентрированно выраженных в его оде «Вельможа». Он должен был быть набожным; порядочным; верным семье и жене; познающим самого себя (рефлексирующим); волевым; справедливым; добрым; не жадным; скромным. Гражданин не должен был гнушаться никакой работы, какое бы высокое положение не занимал; не ждать награды за свой труд; не кичиться своим знатным происхождением [10]. Естественно, эти качества признавались и ожидались от лиц дворянского сословия.
Таким образом, по политическим предпочтениям Державин являлся монархистом (с учетом сделанной ранее оговорки можем утверждать, что конституционным), по правовым - сторонником естественного права, т. е. соблюдения изначальных прав и свобод людей, данных им от природы. Во взглядах на государство был очень близок к бэконов-ским идеям парламентской монархии. Не
потому ли приобрел славу «нелюбимого» государственного деятеля?
Особое внимание в государстве уделял судебной системе и вообще закону, искренне считая, что точное следование законодательным предписаниям обезопасит страну от внутренних и внешних потрясений. Державину было свойственна морализация политики и права. В свое понимание государственной службы он привносил элемент трогательного эмоционального восприятия. Его идеальный госслужащий (к нему относится и верховный правитель) - это некий сверхчеловек, поборовший в себе все возможные человеческие пороки. Очевидна наивность таких завышенных этических представлений и ожиданий вообще и в особенности в области государственного управления. К сожалению, и спустя двести лет человеколюбие, честность и патриотизм государственного деятеля у нас является недосягаемой планкой, почти подвигом, а человек, искренне верящий в возможность существования этих качеств в одном чиновнике, вызывает у нас ироническую улыбку.
В связи с этим на ум приходит контрастное сравнение сатирических героев повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» с описанным нами державинским идеалом государственного деятеля. Или вспоминаются колоритные персонажи ранне-советской бюрократии в рассказах М.М. Зощенко. Оставив в стороне литературные аллюзии, отметим, что Г.Р. Державина не стоит обвинять в крайнем мировоззренческом утопизме и идеализме. Скорее представленные им рассуждения о желаемом государстве, бюрократическом аппарате, правовой системе являлись реакцией на увиденное им в течение 40 лет его собственной служебной деятельности (например, как нам представляется, упомянутое ранее замечание Гавриила Романовича о том, чтобы в судах должно быть меньше склок и пьянства, явно было авторским наблюдением за отечественным правосудием, а не прямым переводом мыслей английского философа). Их можно расценить как мудрое, глубоко прочувствованное, наставление потомкам, сделанное не прогнувшимся под августейших особ и их всесильных фаворитов государственным деятелем и замечательным российским поэтом, главнейшими ценностями которого
были патриотизм, законность и гуманизм. Ведь главным делом своей жизни Г.Р. Державин считал именно государственную службу, и, находясь на любых административных должностях, старался отстаивать государственные интересы. И в этой борьбе, по его собственным словам, «был горяч и в правде черт».
1. Цинцадзе Н.С. Феномен Г.Р. Державина в государственно-политической жизни России последней трети XVIII - начала XIX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 4 (132).
2. Державин Г.Р. Сочинения с объяснениями и примечаниями Я.К. Грота: в 9 т. Спб., 1878. Т. 7.
3. Державин Г.Р. Рассуждение о науках, политике и морали (издание А.Н. Колоскова и Д.В. Ларковича) // Вече. 2013. № 25. С. 139202.
4. Державин Г.Р. Приватные мысли касательно возвышения государственных доходов // Державин Г.Р. Сочинения с объяснениями и примечаниями Я.К. Грота: в 9 т. Спб., 1878. Т. 7.
5. Державин Г.Р. Мнение о постройке мореходных судов частными лицами // Державин Г.Р. Сочинения с объяснениями и примечаниями Я.К. Грота: в 9 т. Спб., 1878. Т. 7.
6. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 201208.
7. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 247. Оп. 1. Т. 2.
8. Калягин В.А. «Конституция» Г.Р. Державина // Советское государство и право. 1987. № 8. С. 116-124.
9. Державин Г.Р. Рассуждение о достоинстве государственного человека // Державин Г.Р. Сочинения с объяснениями и примечаниями Я.К. Грота: в 9 т. Спб., 1878. Т. 7.
10. Григорьев Н.Г. Идеал человека и гражданина в оде «Вельможа» // Прилуко-Прилуцкий Н.Г. Державин. Жизнь и творчество. Санкт-Петербург; Варшава, 1911. С. 39-43.
1. Tsintsadze N.8. Реиошеи в.Я. Бег7Иау1па V gosudarstvenno-politicheskoy zhizni КоББи роБ-Ыпеу йей XVIII - паЛа1а XIX V. // Vestnik Tambovskogo ип^еге^а. 8епуа Оитапйагпуе тикг Таш^^ 2014. Vyp. 4 (132).
2. Бе^Наут О.Я. Sochineniya s ob"yasneniyaшi 1 priшechaniyaшi Ya.K. Grota: V 9 1 8рЬ., 1878. Т. 7.
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 6 (134), 2014
3. Derzhavin G.R. Rassuzhdenie o naukakh, poli-tike i morali (izdanie A.N. Koloskova i D.V. Larkovicha) // Veche. 2013. № 25. S. 139202.
4. Derzhavin G.R. Privatnye mysli kasatel'no vozvysheniya gosudarstvennykh dokhodov // Derzhavin G.R. Sochineniya s ob"yasneniyami i primechaniyami Ya.K. Grota: v 9 t. Spb., 1878. T. 7.
5. Derzhavin G.R. Mnenie o postroyke morekhodnykh sudov chastnymi litsami // Derzhavin G.R. Sochineniya s ob"yasneniyami i primechaniyami Ya.K. Grota: v 9 t. Spb., 1878. T. 7.
6. Istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy / pod red. V.S. Nersesyantsa. M., 2004. S. 201-208.
7. Otdel rukopisey Rossiyskoy natsional'noy bibli-oteki. F. 247. Op. 1. T. 2.
8. Kalyagin V.A. "Konstitutsiya" G.R. Derzhavina // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1987. № 8. S. 116-124.
9. Derzhavin G.R. Rassuzhdenie o dostoinstve gosudarstvennogo cheloveka // Derzhavin G.R. Sochineniya s ob"yasneniyami i primechaniyami Ya.K. Grota: v 9 t. Spb., 1878. T. 7.
10. Grigor'ev N.G. Ideal cheloveka i grazhdanina v ode "Vel'mozha" // Priluko-Prilutskiy N.G. Derzhavin. Zhizn' i tvorchestvo. Sankt-Peterburg; Varshava, 1911. S. 39-43.
nocTynnna b pega^nro 26.04.2014 r.
UDC 321(091)+32.001(091)+82-94
G.R. DERZHAVIN'S POLITICAL, LEGAL AND SOCIAL VIEWS
Nina Sergeyevna TSINTSADZE, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Civil Law Department, e-mail: [email protected]
Based on the study of a variety of sources for the first time in the research literature state-legal and social views of the famous poet and statesman G.R. Derzhavin is studied. This study is intended as preliminary subsequent presentation of concrete suggestions of the famous poet in the transformation of the state, legal, and social spheres.
The analysis of the political and legal G.R. Derzhavin's views is based on the study of his manuscript that is unpublished works held in the Department of Manuscripts of the Russian National Library in St. Petersburg, as well as a number of published works. The attention is paid to "Reasoning about the dignity of statesman", which presents the G.R. Derzhavin's perfect image of official. Humanitarian Derzhavin's views are studied based on the analysis of the ode "Grandee".
It is concluded that according to political preferences G.R. Derzhavin was a supporter of limited enlightened monarchy, legal-follower natural law. In the views of the state was very close to the ideas of the parliamentary monarchy English lawyer, statesman, philosopher of 17th century Francis Bacon. A special place in the state system G.R. Derzhavin gave to justice and the law in general, sincerely believing that exact following statutory regulations protect the country from the troubles and problems. G.R. Derzhavin was inherent the moralization of politics and law, due to the subjective reflection of many years of experience and multifaceted state service. The main in G.R. Derzhavin's value system were patriotism, justice and humanism.
Key words: G.R. Derzhavin; state and legal opinions; social views; history of studies of state and law; history of social thought; state activity.