Научная статья на тему 'Политико-правовые и экономико-финансовые итоги Саммита брикс 9 июля 2015 года в Уфе (Россия) как основа формирования нового международного порядка в сотрудничестве суверенных государств по обеспечению мира и безопасности'

Политико-правовые и экономико-финансовые итоги Саммита брикс 9 июля 2015 года в Уфе (Россия) как основа формирования нового международного порядка в сотрудничестве суверенных государств по обеспечению мира и безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ БРИКС / ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ САММИТОВ БРИКС / ПАРТНЕРСТВО В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПО-РЯДКА / ECONOMIC AND FINANCIAL COOPERATION OF THE BRICS SUMMIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисов Андрей Константинович

В статье утверждается, что деятельность БРИКС свидетельствует об усилении роли международного права, которое призвано выполнять роль инструмента для достижения международной справедливости на основе принципов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации ООН 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Стратегия экономического партнерства БРИКС 2015 г. показывает, что риски для мировой экономики не устранены и они связаны с высоким уровнем государственного долга и безработицей в развивающихся странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political, legal and economic-financial results of the BRICS summit July 9, 2015 in Ufa (Russia) as a basis for the formation of a new international order in the cooperation of sovereign states to ensure peace and security

This article argues that the activity of the BRICS refers to increasing the role of international law, which is intended to serve as an instrument for achieving international justice on the basis of the principles enshrined in the United Nations Charter, the 1970 UN Declaration on Principles of International Law concerning Friendly Relations and Cooperation between states. The strategy of economic partnership BRICS 2015. shows. that risks to the global economy are not eliminated and they are associated with high levels of public debt and unemployment in developing countries.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые и экономико-финансовые итоги Саммита брикс 9 июля 2015 года в Уфе (Россия) как основа формирования нового международного порядка в сотрудничестве суверенных государств по обеспечению мира и безопасности»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Политико-правовые и экономико-финансовые итоги Саммита БРИКС 9 июля 2015 года в Уфе (Россия) как основа формирования нового международного порядка в сотрудничестве суверенных государств по обеспечению мира и безопасности

САРКИСОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Доктор юридических наук, профессор международного частного права, востоковед, адвокат

Аннотация: В статье утверждается, что деятельность БРИКС свидетельствует об усилении роли международного права, которое призвано выполнять роль инструмента для достижения международной справедливости на основе принципов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации ООН 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Стратегия экономического партнерства БРИКС 2015 г. показывает, что риски для мировой экономики не устранены и они связаны с высоким уровнем государственного долга и безработицей в развивающихся странах.

Ключевые слова: экономическое и финансовое сотрудничество государств БРИКС, итоговые документы саммитов БРИКС, партнерство в целях обеспечения международного порядка.

Political, legal and economic-financial results of the BRICS summit July 9, 2015 in Ufa (Russia) as a basis for the formation of a new international order in the cooperation of sovereign states to ensure peace and security

SARKISOV ANDREI KONSTANTINOVICH

Doctor of law, Professor of private international law, attorney

Abstract: This article argues that the activity of the BRICS refers to increasing the role of international law, which is intended to serve as an instrument for achieving international justice on the basis of the principles enshrined in the United Nations Charter, the 1970 UN Declaration on Principles of International Law concerning Friendly Relations and Cooperation between states. The strategy of economic partnership BRICS 2015. shows. that risks to the global economy are not eliminated and they are associated with high levels of public debt and unemployment in developing countries.

Key words: economic and financial cooperation of the BRICS Summit Outcome BRICS partnership for the maintenance of international order.

42

№3 2015

Партнерство стран БРИКС как мощный фактор глобального развития и международного порядка

Руководители Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики, провели 9 июля 2015 г. в г. Уфе (Россия) Седьмой саммит БРИКС, который прошел под девизом «Партнерство стран БРИКС -мощный фактор глобального развития». По итогам Саммита была принята Итоговая Декларация БРИКС, в которой БРИКС намерен показать наличие новых реалий для передела торгово-экономической, энергетической, корпоративной, валютно-финансовой «картин современного справедливого миропорядка», показав, что в то время, как транснациональные финансовые корпорации все более стремятся вытеснить нации и государства из плоскости регулирования мировой экономики и международных финансовых рынков, БРИКС становится новым глобальным механизмом создания нового международного финансового и экономического правопорядка, основанного на принципах Устава ООН и повышения роли государств как основных субъектов международного права1.

Существенный прогресс при участии БРИКС достигнут после состоявшегося 15 июля 2014 г. Саммита в Форталезе, который завершился созданием финансовых институтов БРИКС: Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС) и Пула условных валютных резервов БРИКС, которые уже начали функционировать2. Эксперты уже не раз отмечали приверженность участников Саммитов БРИКС задачам повышения международного права в решении глобальных проблем современности, включая новые подходы к мировой валютнофинансовой системе3.

1 Итоговая Декларация Саммита стран-членов БРИКС в Уфе 2015 г. рЬПр://шшш.г2.ги/2015/07/09Д1ек1агас1уа-апоп8.Ь1:т1

2 Договор о пуле условных валютных резервов БРИКС, вступает в силу 30 июля 2015 г. // http://www.finanz.ru/novosti/ aktsii/dogovor-o-pule-valyutnykh-rezervov-briks

3 Ступаков Н.В. Перспективы валютно-платежного альянса и торгово-экономического партнерства стран - членов БРИКС как факторы нового мирового валютно-финансового

Несмотря на то, что Саммит БРИКС 2015 г. отразил дух укрепления солидарности и продвижения сотрудничества в рамках БРИКС на основе принципов открытости, солидарности, равенства, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества, страны БРИКС отметили необходимость дальнейшего «наращивания» совместных усилий по выработке ответов на возникающие вызовы, обеспечению мира и безопасности, содействию устойчивому росту, искоренению нищеты, неравенства и безработицы в интересах народов стран - членов БРИКС и всего мирового сообщества.

Позитивным фактором стало то, что БРИКС развивает экономико-правовые основы международного сотрудничества с развивающимися странами и странами с формирующимися рынками, а также с международными и региональными структурами, особенно с главами государств и правительств стран, входящих в Евразийский экономический союз и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), а также с руководителями государств - наблюдателей в ШОС, имея целью обеспечить устойчивый экономический рост развивающихся стран через международное сотрудничество и активное использование механизмов региональной интеграции в интересах повышения благосостояния народов наших стран4.

В современных условиях, когда идет реформа ООН и поднимается роль международного порядка и международного права, государства -участники БРИКС признали исключительную и центральную роль Организации Объединенных Наций в усилиях, предпринимаемых для поиска общих решений выхода из кризисных ситуаций.

порядка // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 1. С. 22-26. 4 В Уфимской декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по наиболее актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. http://tass.ru/ politika/2106658

43

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Действительно, международный порядок -это важнейший международно-правовой институт, который в XXI в. приобретает новое содержание как инструмент справедливой защиты интересов всех суверенных государств - членов ООН в контексте противопоставления мировому правопорядку под эгидой ТНК США и стран большой семерки. В материалах ЮНЕСКО термин «международный порядок» употребляется в трех значениях: как организационный тип международных отношений, как система ценностей суверенных народов стран - членов ООН и как юридическая структура1.

Сегодня БРИКС: 1) реально противостоит попыткам Запада замкнуть и сохранить «сектораль-ность» мира по интересам ТНК, военных блоков, «военных частных коммерческих» партнерств»; 2) противостоит созданию режима «применения разного рода санкций» вместо режима взаимовыгодного сотрудничества государств; 3) противодействует юридическому оформлению мирового порядка на принципе свободы вмешательства стран большой семерки во внутренние дела любого государства1 2.

Позиция БРИКС подтверждает, что международное право в первую очередь призвано играть роль инструмента для достижения международной справедливости на основе принципов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также всеобщей приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права в их взаимосвязи и целостности, без практики двойных стандартов и подчинения интересов одних государств другим.

1 См. подробнее: Международный порядок: политико-правовые аспекты: монография / под общ. ред. Г.Х.Шазназа-рова. М.: Наука. 1986. 231 с.

2 Итоговая Декларация Саммита стран - членов БРИКС в Уфе 2015 г. / http://www.rg.ru/2015/07/09/deklaraciya-anons.html

Таким образом, государства - члены БРИКС четко выражают устойчивое намерение содействовать утверждению справедливого и равноправного международного порядка на основе целей и принципов Устава ООН при возможно более полном раскрытии потенциала БРИКС как центра открытых международных обсуждений и координации мировой политики с целью недопущения войн и конфликтов и содействия прогрессу и развитию человечества.

В рамках Саммита 2015 г. в Уфе было отмечено большое значение заключительного документа Всемирного саммита 2005 г. о необходимости всеобъемлющей реформы Организации Объединенных Наций, включая реформу Совета Безопасности. В целях обеспечения большей представительности и эффективности на глобальные вызовы Китай и Россия придают значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают их стремление играть более весомую роль в ООН.

Страны БРИКС, осуждая односторонние военные интервенции и экономические санкции в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений, подчеркнули исключительную важность международного справедливого и мирного порядка как «единого и неделимого ядра безопасности», когда ни одно государство не может обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других государств.

Доктрина БРИКС о мирном развитии взаимоотношений государств - членов ООН основана на том, что развитие и безопасность тесно взаимосвязаны, взаимно дополняются и являются ключом к достижению устойчивого мира. Установление устойчивого мира требует всестороннего, согласованного и решительного подхода, основанного на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве суверенных государств, при укреплении координации позиций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в органах ООН по правам человека, включая Со-

44

№3 2015

вет по правам человека и комитет Генеральной Ассамблеи ООН.

На Саммите 2015 г. в Уфе страны БРИКС сформулировали и дополнили доктрину ЮНКТАД ООН по международному сотрудничеству в сфере финансирования развития. Несмотря на то, что формирование глобальной экономики и ее транснациональных структур продолжается, рост экономик суверенных государств остается слабым, и сохраняются значительные расхождения в его темпах между странами и регионами. Это объясняется сложившимися десятилетиями международными механизмами (включая ООН) транс-

граничного финансирования, налогообложения и кредитования в пользу ТНК развитых стран, получающих доходы в развивающихся странах.

То есть развитые государства и их ТНК пользуются всеми возможными формами системной перекачки денежных средств на свои территории и рынки через механизм синдицированных кредитов, долгов, финансовых инструментов, валютных свопов и др. Но даже в этих условиях государства с формирующимися рынками и развивающиеся страны остаются важными двигателями глобального роста.

Основные направления

Стратегии экономического партнерства БРИКС 2015 г.

Стратегия экономического партнерства БРИКС 2015г.1, принятая по итогам Саммита в Уфе подтверждает, что валютно-финансовые и сопровождающие их структурные реформы, корректирующие меры на национальном уровне, и поощрение инноваций важны для устойчивого роста и служат весомым и устойчивым вкладом в мировую экономику. Она отражает и стратегические интересы Российской Федерации, изложенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1 2

Это базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Он является основой для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспе-

1 Стратегия экономического партнерства БРИКС, принятая в Уфе в июле 2015 г. http://brics2015.ru

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. http://base.garant.ru/195521/

чения безопасности личности, общества и государства. Стратегия национальной безопасности должна скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов нашей страны, а также обеспечению безопасности личности, общества и государства. Это позволит повысить качество управления и обеспечения национальной безопасности и более продуктивно решать проблемы территориального развития Российской Федерации.

Стратегия экономического партнерства БРИКС 2015 г. показывает, что риски для мировой экономики не устранены, и они связаны с высоким уровнем государственного долга и безработицей в развивающихся странах, снижением инвестиций и объемов торговли, сохранением негативных процентных ставок на фоне признаков продолжительной низкой инфляции в странах с развитой экономикой. Побочные эффекты нетрадиционных монетарных политик развитых экономик вызывают пагубные колебания валютных курсов и цен на активы, а также волатильность, т. е. статистический финансовый показа-

45

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

тель, характеризующий изменчивость стоимостей потоков капитала.

Страны БРИКС заявили о необходимости укрепления диалога в рамках «Группы двадцати» в целях снижения потенциальных финансовых и иных рисков, в целях укрепления основ международного финансового сотрудничества с помощью таких механизмов как своп-линии, в целях смягчения негативных последствий разнонаправленности монетарных политик в странах эмиссии резервных валют.

Поскольку БРИКС нацелена за развитие экономического сотрудничества, ориентированного на реализацию практических шагов и планомерное углубление экономического партнерства, такое партнерство будет содействовать восстановлению «справедливых пропорций» мировой экономики, противодействию протекционизму, стимулированию высокопроизводительной занятости, снижения возможных рисков на международных финансовых рынках и укрепления устойчивого роста.

Одним из важнейших условий быстрого и устойчивого восстановления мировой экономики остается продолжение усилий по координации макроэкономической политики между всеми ведущими в экономическом отношении странами для стимулирования связи между рынками, открытости мировой экономики, характеризующейся эффективным распределением ресурсов,

свободным движением капиталов, рабочей силы и товаров, а также справедливой и эффективно регулируемой конкуренцией.

Стратегия экономического партнерства БРИКС 2015 г. исходит из того, что макроэкономическая политика управления финансовыми рынками с эффективной системой регулирования и устойчивыми уровнями резервов позволила государствам БРИКС лучше справиться с рисками и побочными эффектами, поскольку они предпринимают необходимые шаги для обеспечения экономического роста, поддержания финансовой стабильности и ускорения структурных реформ в рамках Нового банка развития (НБР) и Пула условных валютных резервов БРИКС в целях использования долгосрочного эффекта от взаимодействия.

Данная Стратегия является также ключевым ориентиром для расширения сотрудничества между странами в торговле товарами и капиталами, инвестициях, производстве и переработке полезных ископаемых, энергетике, сельском хозяйстве, науке, технологиях и инновациях, предусматривая поручения соответствующим министерствам и учреждениям предпринять практические шаги для эффективной реализации Стратегии. Важную роль в реализации Стратегии отводится Новому банку развития, Механизму межбанковского сотрудничества, Деловому совету, Деловому форуму и Совету экспертных центров стран БРИКС.

Межгосударственное банковское сотрудничество и использование потенциала «Группы двадцати» для стран БРИКС

«Группа двадцати» важна как механизм реализации интересов БРИКС по вопросам, представляющим взаимный интерес для стран БРИКС, с тем чтобы уделить большее внимание проблемам, имеющим первоочередное значение для развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, как осуществление координации макроэкономической политики в соответствии

с Рамочным соглашением «Группы двадцати» по обеспечению устойчивого, уверенного и сбалансированного роста; локализации побочных эффектов; поддержки экономической активности.

«Группа двадцати» важна как механизм устранения пробелов, возникающих от трансграничных эффектов реформы глобального финансового регулирования; адаптации к новым прави-

46

№3 2015

лам, вводимым «Планом действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» и «Общим стандартом отчетности для автоматического обмена налоговой информацией».

Идет расширение диалога между экспортно-кредитными агентствами государств - членов БРИКС: Бразильским экспортным страховым агентством, Корпорацией по страхованию экспортных кредитов Индии, Корпорацией по страхованию экспортных кредитов ЮАР, Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и Китайской корпорацией экспортно-кредитного страхования. Страны БРИКС договорились о ежегодном проведении встречи экспортно-кредитных агентств БРИКС с целью изучения возможностей в сфере сотрудничества и будущих совместных действий по стимулированию экспорта среди стран БРИКС и других государств.

Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС является основой расширения финансового и инвестиционного сотрудничества стран БРИКС в рамках подписания Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества с Новым банком развития национальными банками и институтами развития.

Первое заседание Совета управляющих НБР, Временного совета директоров и Специальной группы менеджмента по созданию Банка обеспечили «запуск» деятельности Банка, направленного на финансирование инфраструктурных проектов, проектов устойчивого развития в странах БРИКС, в других развивающихся государствах и странах с формирующейся рыночной экономикой, а также на укрепление экономического сотрудничества между нашими странами и с существующими новыми финансовыми механизмами, в том числе с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

Операционное соглашение между центральными банками стран БРИКС определяет технические параметры операций в рамках функционирования Пула условных резервных валют БРИКС

в области финансового сотрудничества в условиях глобальной системы финансовых гарантий. «Группа двадцати» является основным форумом международного финансового и экономического сотрудничества в условиях, когда США по-прежнему не ратифицировали пакет реформ МВФ 2010 г., что продолжает подрывать доверие к МВФ, его легитимность и эффективность.

США препятствуют увеличению размера квот для формирования ресурсов МВФ и пересмотру квот и голосов в пользу развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, как это было согласовано подавляющим большинством членов, включая США, в 2010 г. В связи с этим страны БРИКС активно работают над промежуточными мерами, которые смогли бы приблизить размер квотных ресурсов и распределение голосов к уровням, согласованным в рамках 14-го общего пересмотра квот 2010 г., чтобы сохранить устойчивость МВФ и его достаточную финансовую обеспеченность на основе квотных ресурсов, и в этой связи призывают других членов без промедления продолжать процесс реформ в рамках 15-го общего пересмотра квот 2015 г.

Есть международно-правовые проблемы в отношении реструктуризации суверенной задолженности. Реструктуризация задолженности зачастую проводилась слишком медленно и поздно, таким образом, она не позволяла обеспечить приемлемый уровень задолженности и доступ на рынки на долгосрочной основе. Процесс осуществления реструктуризации суверенной задолженности следует усовершенствовать в интересах как кредиторов, так и заемщиков, в рамках ООН путем усовершенствования процесса осуществления реструктуризации суверенной задолженности, а также текущей работы по укреплению договорного подхода в целях обеспечения своевременной и организованной реструктуризации.

Анализ позиций стран - членов БРИКС по международным торгово-экономическим вопросам показывает, что они поддерживают роль

47

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ВТО как организации, устанавливающей правила многосторонней торговли на товарных и финансовых рынках.

Отмечая значимость двусторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений и призывая страны - члены ООН соблюдать принципы транспарентности, открытости и совместимости с правилами ВТО, страны БРИКС намерены обеспечить их вклад в укрепление многосторонней торговой системы. В интересах стран БРИКС подтвердить наличие потенциала для расширения практики взаиморасчетов в национальных валютах между странами БРИКС и продолжать обсуждение возможности более широкого использования национальных валют во взаимной торговле и совершенствования конкурентной политики и конкурентного правоприменения.

Важно отметить, что страны БРИКС, представляя важные формирующиеся рынки и защищая интересы развивающихся стран, сталкиваются со многими аналогичными проблемами и вызовами в том, что касается экономического развития и добросовестной конкуренции, и нацелены на укрепление координации и сотрудничества между ведомствами стран БРИКС, отвечающими за вопросы конкуренции.

Посредством подписания совместного Меморандума о взаимопонимании между странами БРИКС по исследованию проблем конкуренции с особым акцентом на социально значимые секторы экономики в рамках БРИКС постепенно создается механизм сотрудничества в области разра-

ботки законодательства о конкуренции и практике его правоприменения.

Развивающиеся страны нуждаются в искоренении нищеты для достижения устойчивого развития. Поэтому, как было отмечено на Саммите БРИКС 2015 г., существует необходимость последовательного подхода, обеспечивающего всеохватную и сбалансированную интеграцию экономического, социального и природоохранного компонентов устойчивого развития стран, имеющих долги перед МВФ и относящихся к развивающимся. Такой подход предполагает выработку единой основы и набора целей, универсальных по своему характеру и применимых ко всем странам, с учетом различных национальных условий и при уважении национальных стратегий и приоритетов.

Необходимо привести в соответствие с новыми реалиями, опираясь на существующие соглашения и итоги многосторонних Саммитов и Конференций ООН по устойчивому развитию, способы и формы политической и финансово-экономической помощи ООН развивающимся странам. В этой связи БРИКС поддерживает третью Международную конференцию ООН по финансированию развития 13-16 июля 2015 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия), целью которой явилась выработка перспективной и эффективной стратегии ООН по мобилизации ресурсов на цели финансирования устойчивого развития1.

Официальная помощь для развивающихся стран играет важную роль в финансировании развития. В этой связи развитые страны должны полностью и вовремя выполнять свои обязательства. Мобилизация ресурсов из внутренних и международных источников, а также создание благоприятных внутренних и внешних условий являются ключевыми факторами роста и мобилизации ресурсов из самых разных источников и эффективного использования финансовых средств для содействия усилиям развивающихся стран по достижению устойчивого развития.

1 Международная Конференция ООН по финансированию развития 13-16 июля 2015 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия) http://www.unic.ru/event/2015-07-17/v-oon/v-addis-abebe

48

№3 2015

г) Позиция БРИКС по проблемам злоупотреблений международным налогообложением, противодействия терроризму, коррупции и преступности

Не был оставлен без внимания на Саммите БРИКС 2015 г. и вопрос участия стран БРИКС в разработке международных стандартов в области международного налогообложения и сотрудничества по противодействию «размыванию» налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, а также усилению механизмов налоговой «прозрачности» и обмена информацией в целях налогообложения.

В Декларации БРИКС 2015 г. сказано, что прибыль должна облагаться налогом там, где осуществляется экономическая деятельность, стимулирующая производство и прибыль, а негативные последствия уклонения от уплаты налогов, применения «вредных практик» и «агрессивного налогового планирования», ведущие к размыванию налогооблагаемой базы, должны быть устранены как причиняющие ущерб бюджетным интересам как развивающихся стран, так и стран БРИКС.

В этой связи страны БРИКС намерены продолжить сотрудничество:

• в рамках соответствующих международных форумов по вопросам, относящимся к Плану действий «Группы двадцати» ОЭСР по противодействию размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS), а также по созданию общих стандартов отчетности для автоматического обмена налоговой информацией;

• по оказанию помощи развивающимся странам в укреплении их потенциала налогового администрирования, а также содействие более активному участию развивающихся стран в проекте BEPS и в обмене налоговой информацией;

• по обмену знаниями и накопленным опытом в сфере налогообложения.

На Саммите в Уфе 2015 г. страны БРИКС выразили намерение последовательно укреплять взаимодействие в сфере предотвращения меж-

дународного терроризма и борьбы с ним,противодействия финансированию терроризма, подчеркивая центральную роль ООН в координации международных действий по борьбе с терроризмом, которые должны осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, международное право по вопросам беженцев и гуманитарное право. Эффективная борьба с террористическими угрозами возможна только при комплексной реализации государствами и международным сообществом всех своих обязательств, вытекающих из всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В этой связи все государства и международное сообщество должны выполнять свои обязательства и воздерживаться от политических подходов и избирательного применения.

Из выступлений представителей стран БРИКС на Саммите 2015 г. было ясно, что страны БРИКС подтверждают свою приверженность Международным стандартам борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. БРИКС выступает за всестороннее распространение ОМУ Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и стремится наращивать взаимодействие в ФАТФ, включая региональные группы по типу ФАТФ (РГТФ).

Активное международное сотрудничество в интересах противодействия распространению насильственного экстремизма и его идеологии является необходимым условием борьбы с терроризмом. При этом международное сотрудничество на этих направлениях должно выстраиваться на международно-правовой основе с учетом того, что главную ответственность за предотвращение и преодоление угроз, связанных с насильственным экстремизмом, несут правительства суверенных государств.

49

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Выражая на Саммите 2015 г. озабоченность мировой проблемой наркотиков, которая продолжает нести угрозу здоровью населения, безопасности и благополучию человека и общества, страны БРИКС отметили, что оборот наркотиков подрывает социальную, экономическую и политическую стабильность, а также устойчивое развитие. Страны БРИКС намерены бороться с проблемой наркотиков на основе комплексного сбалансированного подхода к стратегиям по сокращению предложения наркотиков и спроса на них, руководствуясь Конвенциями ООН 1961, 1971 и 1988 гг. и другими соответствующими нормами и принципами международного права.

В процессе прогнозной оценки и системного исследования международных проблем коррупции страны БРИКС единодушно подтвердили, что коррупция является глобальной угрозой, которая подрывает правовые системы государств, тормозит их устойчивое развитие и может способствовать другим формам преступности. В этой связи международное сотрудничество играет основную роль в противодействии и предупреждении коррупции, когда в обязательства государств входят меры по оказанию взаимной правовой помощи, в соответствии с нормами и принципами Конвенции ООН против коррупции и установленными на многосторонней основе принципами и нормами.

На Саммите в Уфе в 2015 г. была создана Рабочая группы БРИКС по антикоррупционному сотрудничеству стран БРИКС, которая будет работать совместно с комитетами по подготовке в ноябре 2015 г. в Санкт-Петербурге шестой сессии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции.

Страны БРИКС намерены активизировать усилия по борьбе с транснациональной организованной преступностью и ее предотвращению, продолжить работу, направленную на закрепление тематики предупреждения преступности и уголовного правосудия среди долгосрочных приоритетных направлений деятельности ООН. Особенно важно поддержать усилия Конференции государств -участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., нацеленные на повышение эффективности применения этой конвенции, включая развитие переговорного процесса по возможному созданию механизма обзора выполнения положений Конвенции и дополнительных протоколов к ней.

Страны БРИКС выступают за утверждение комплексного и всеобъемлющего подхода к решению проблемы транснациональной организованной преступности с учетом итогов XIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, состоявшегося в Дохе в апреле 2015 г., за тесное взаимодействие стран БРИКС по вопросам борьбы с транснациональной организованной преступностью и ее предотвра-щения1.

БРИКС поддерживает усилия государств по обеспечению безопасности морских путей сообщения и подчеркивает важность дальнейших совместных усилий международного сообщества в целях борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море. Стремление международного сообщества к обеспечению безопасности мореплавания должно органично дополняться судебным преследованием пиратов. Неотвратимость наказания, а также содействие осуществлению долгосрочных стратегий в области развития на суше являются ключевыми элементами повышения эффективности антипиратской коалиции.

1 Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в Дохе в апреле 2015 г. http://www. unmultimedia.org/radio/russian/archives/190552/

50

№3 2015

Также Итоговая декларация БРИКС Саммита 2015 г. коснулась проблем сотрудничества по исследованию и использованию космического пространства, которое должно осуществляться в мирных целях. С точки зрения государств БРИКС, проведение переговоров по заключению международного соглашения или соглашений в целях предотвращения гонки вооружений

в космическом пространстве является приоритетной задачей Конференции ООН по разоружению на основе обновленного проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения или угрозы применения силы в отношении космических объектов, представленного Китаем и Российской Федерацией.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Договор о пуле условных валютных резервов БРИКС, вступившем в силу 30 июля 2015 г. /http:// www.finanz.ru/novosti/aktsii/dogovor-o-pule-valyutnykh-reze rvov-briks

2. Стратегия экономического партнерства БРИКС, принятая в Уфе в июле 2015 г. http://brics2015.ru

3. Международная Конференция ООН по финансированию развития 13-16 июля 2015 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия) http://www.unic.ru/event/2015-07-17/v-oon/v-addis-abebe

4. Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в Дохе в апреле 2015 г. http://www.unmultimedia.org/radio/russian/ archives/190552/

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ Президента РФ

от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». http://base.garant.ru/195521/

6. Итоговая Декларация Саммита стран - членов БРИКС в Уф в 2015 г. http://www.rg.ru/2015/07/09/ deklaraciya-anons.html

7. Ступаков Н.В. Перспективы валютно-платежного альянса и торгово-экономического партнерства стран-членов БРИКС как факторы нового мирового валютно-финансового порядка // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 1.

8. Международный порядок: политико-правовые аспекты: монография / под общ. ред. Г.Х. Шазназаро-ва. М.: Наука, 1986. 231 с.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.