Консолидирующая роль Йоханнесбургской Декларации Десятого Саммита БРИКС 25-27 июля 2018 г. в ЮАР для обеспечения евразийской и международной безопасности
СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,
Директор Института проблем безопасности СНГ, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук
Аннотация: Определяется роль Йоханнесбургской Декларация Саммита БРИКС от 26 июля 2018 г. по поддержке глобального и безопасного развития при соблюдении Парижского соглашения по климату 2015 г. Отмечена важность роста экономик развивающихся стран, стран с формирующимися рынками и финансирования развитыми «богатыми» странами мира «бедных» государств. Подчеркнуто историческое значение Саммита БРИКС 2018 г. по развитию глобальных цифровых технологий и созданию нового формата расширенного партнерства БРИКС с третьими странами. Рассмотрены межгосударственные договоренности стран — членов БРИКС в области цифровых коммуникаций и информационной безопасности. Показаны направления и формы интеграции финансовых рынков, создания платежных систем, формирования валютных и инвестиционных фондов стран БРИКС, утвержденные Саммитом БРИКС 2018г.
Ключевые слова: Йоханнесбургская Декларация Саммита БРИКС 2018, четвертая (цифровая) промышленная революция, связи стран БРИКС в области информационных технологий, валюты и финансов, новый формат расширенного сотрудничества
Consolidating role of the Johannesburg Declaration of the Tenth BRICS Summit July 25-27, 2018. in South Africa to ensure Eurasian and international security
STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,
Director of Institute of the security problems CIS,chief redactor journal"International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences
Abstract: The role of the Johannesburg Declaration of the BRICS Summit of July 26, 2018 is defined. to support global and secure development, while respecting the Paris Agreement on Climate 2015. At the same time, the importance of growth of economies of developing countries, countries with emerging markets and financing of "poor" states developed by "rich" countries of the world was noted. The historical significance of the BRICS Summit of 2018 is underlined. on the development of global digital technologies and the creation of a new format for an expanded BRICS partnership with third countries. Interstate agreements of the BRICS countries in the field of digital communications and information security were considered. The directions and forms of integration of financial markets, creation of payment systems, formation of currency and investment funds of the BRICS countries, approved by the BRICS Summit of 2018 are shown.
Keywords: Johannesburg Declaration of the BRICS Summit 2018, the fourth (digital) industrial revolution, BRICS countries in the field of information technology, currency and finance, a new format for enhanced cooperation
Историческое значение Йоханнесбургской Декларации Саммита БРИКС от 26 июля 2018 г. для развития совместного«пространства цифровых технологий»и создания«нового формата расширенного партнерства» БРИКС с третьими странами
25-27 июля 2018 г. на Десятом Саммите стран - членов БРИКС в г. Йоханнесбурге Южно-Африканской Республики главами государств и правительств, представляющих Федеративную Республику Бразилию, Российскую Федерацию, Республику Индия, Китайскую Народную Республику и Южно-Африканскую Республику, была принята Йоханнесбургская Декларация (далее -Декларация БРИКС от 26.07.2018 г)1. Она принята в целях реализации новой стратегии БРИКС по расширению взаимодействия стран - членов БРИКС со странами Африки, инклюзивного роста и процветания сотрудничающих государств в связи с начавшейся Четвертой промышленной революцией.
Как сказано в Декларации БРИКС от 26 июля 2018 г., прошедший Десятый Саммит БРИКС, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения борца за свободу народов Африки Нельсона Манделы, является исторической конференцией представителей прогрессивного человечества, стремящихся жить согласно ценностям, принципам и приоритетам мирного сосуществования, добрососедства, демократии в целях экономического роста, продвижения развития и безопасности многонациональных культур народов всей планеты.
В мире имеют место тенденции введения ограничений индустриального развития для стран развивающихся рынков, которые предусматриваются Парижским соглашением по климату 2015 г. и иными международными соглашениями в области сдерживания роста экономик в
целях улучшения качества окружающей среды. Однако международная практика показывает, что под защитой окружающей среды часто скрываются факторы недобросовестной конкуренции транснациональных корпораций.
Энергетическая безопасность стран - членов БРИКС основывается как на расширении использования доступных природных источников энергетического потребления, так и на поощрении развития альтернативных источников энергии при привлечении инвестиций в энергетику и формировании рынка энергоресурсов. Развитие и взаимосвязанность энергетической африканской инфраструктуры содействует ее импле-ментации с инфраструктурой стран БРИКС, что поможет решить энергетические проблемы африканского континента, включая сотрудничество через механизм Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) и Программу развития инфраструктуры в Африке2.
Тем не менее, страны БРИКС настроены за выполнение Парижского соглашения по климату 2015 г., считая особенно важным процесс завершения разработки Свода правил Парижского соглашения и отмечая необходимость присоединения всех стран к Парижскому соглашению, но одновременно призывая развитые «богатые» страны предоставить финансовую помощь «бедным» государствам.
Несмотря на эти противоречивые тенденции современного понимания самой идеи интенсификации роста, Йоханнесбургский саммит был посвящен вопросам социально-экономического
1 Йоханнесбургская Декларация Десятого Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. Девиз: «БРИКС в Африке: Сотрудничество для достижения инклюзивного роста и всеобщего процветания в эпоху Четвертой промышленной революции». http://www. kremlin.ru/supplement/5323
2 Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) и Программа развития инфраструктуры в Африке. http:// naukarus.com/afrikanskiy-soyuz-tseli-i-realnost
развития участвующих в нем государств и повышению их благосостояния индустриализацией, цифровыми инновациями и другими факторами экономического роста, опирающимися на технологический прогресс. Вопросы сотрудничества в экономике, урегулировании опасных ситуаций в мире, в сфере безопасности и гуманитарного обмена стали ключевыми в деятельности БРИКС.
Шатающейся современный справедливый миропорядок, сформировавшийся после Второй мировой войны 1941-1945 гг. и распада в 19451961 гг. мировой колониальной системы, подтачиваемый доктринами НАТО о верховенстве военной силы над правопорядком, требует срочного его восстановления на основе международного права, принципов равенства и справедливости, что отвечает основным идеям сотрудничества стран - членов БРИКС.
Поддерживая Резолюции ГА ООН по содействию устойчивому развитию на период до 2030 г., в Декларации БРИКС от 26.07.2018 г. страны - участники саммита отметили, что в дальнейшем будут продвигать формирование более представительных, демократических, равноправных, честных и справедливых основ международных политических и экономических отношений для дальнейшего внедрения принципов учета многосторонних интересов государств,
приоритета международного права в межгосударственных и транснациональных отношениях, содействующих построению справедливого и равноправного правопорядка на международном уровне1.
На Саммите БРИКС 2018 г. был поставлен вопрос о партнерстве в преодолении кризисного состояния международных экономических отношений, в частности, путем институциональной реформы международных валютно-финансовых организаций, разрабатывающих глобальные стандарты финансово-экономического регулирования, а также управление в связи с Четвертой промышленной революцией2.
По оценкам экспертов разных стран, Саммит БРИКС 2018 г. в ЮАР стал историческим, поскольку на нем сделаны радикальные шаги по трансформации всей мировой экономической системы, основанной на гегемонии США3. На этом саммите Президент КНР Си Цзиньпин представил новый механизм реализации сотрудничества с БРИКС для других стран, намеренных взаимодействовать в экономических связях со странами БРИКС. Предлагаемый механизм сотрудничества называется Партнерство в области новой промышленной революции (Partnership on New Industrial Revolution - PartNIR)4.
Предлагаемый формат сотрудничества БРИКС + РartNIR позволяет присоединиться всем заинтересованным государствам, особенно государствам юга, к БРИКС и стать частью международного многостороннего сотрудничества, которое предложено называть «наиболее тесное партнерство».
БРИКС + PartNIR как глобальная реальность опирается на ближайшие перспективы перехода человечества на новый уровень развития в связи
1 Йоханнесбургская Декларация Десятого Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/07/ BRICS_2018_Declaration.pdf
2 Там же.
3 Пол Стейган (Р I Steigan) БРИКС+: новый формат, создающий новый международный порядок. https://inosmi.ru/ ро1Шс/20180806/242916138^т1
4 Саммит БРИКС от 26.07.2018 г. http://tass.ru/sammit-briks-2018
с Четвертой промышленной революцией («Индустрия 4.0»)1.
По оценкам экспертов, «Индустрия 4.0» будет способствовать внедрению автоматизированных процессов в производственные циклы, увеличивая производительность труда, стимулируя экономический рост и повышая конкурентоспо-
собность стран, лидирующих в этой автоматизированной промышленной реальности2. Поэтому для стран БРИКС, особенно для России, «Индустрия 4.0» является стимулирующим фактором, который способен вытащить их на конкурентоспособные горизонты глобализированного мирового пространства3.
Межгосударственные договоренности стран — членов БРИКС в области цифровых коммуникаций и информационной безопасности
Нормы российского законодательства уже включают стратегические ориентиры, модели, дорожные карты и механизмы построения информационного общества на 2017-2030 гг.4, которые касаются создания высокотехнологичного научного сообщества в Российской Федерации в целях интеграции с мировую цифровую экономику, повышения уровня жизни российских граждан, обеспечиваемого доступностью и качеством товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике. Использование цифрового обеспечения технологических процессов и повышение уровня цифрового образования по унифицированным стандартам стран - членов БРИКС также поможет улучшению управления сотрудничеством и безопасностью.
Как говорится в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утверж-
денной Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р5, цифровые технологии меняют конфигурацию международных экономических отношений, которые трансформируются в информационно-коммуникативные системы связей.
Бразилия, Китай, Россия, Индия, ЮАР подчеркнули на Саммите 2018 г., что необходимо учитывать в своем национальном законодательстве будущие реалии, когда многие виды традиционной индустрии потеряют функциональное значение в системе трансграничных интеграционных связей цифровой экономики и появятся новые сегменты производства, генерирующие кардинально новые виды продукции и потребностей.
На Саммите БРИКС 2018 г. была государства -члены БРИКС выразили обеспокоенность низкими темпами реформирования ООН и ее Совета Безо-
1 Концепция «Индустрии 4.0» была сформулирована в 2011 г. Президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом. Суть «Индустрии 4.0» состоит в ускоренной интеграции киберфизических систем в заводские процессы, в результате чего значительная часть производства будет проходить без участия человека. http://tass.ru/pmef-2017/ articles/4277607
2 В феврале 2017 г. Правительство РФ утвердило первую «дорожную карту» по развитию Национальной технологической инициативы (НТИ) «Передовые производственные технологии» («Технет»), цель которой - увеличение влияния России на рынке глобальных услуг, соответствующих требованиям «Индустрии 4.0», как минимум до 1,5%. Лидером развития «Индустрии 4.0» является Германия, где создан аналог Кремниевой долины (Intelligent Technical Systems OstWestfa lenLippe). Аналогичные программы запущены в Нидерландах, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии и др. В США с 2012 г. существует некоммерческая «Коалиция лидеров умного производства», объединяющая бизнес, университеты и госструктуры. http://tass.ru/pmef-2017/articles/4277607
3 Россия 4.0: четвертая промышленная революция как стимул глобальной конкурентоспособности http://tass.ru/pmef-2017/a rti c l es/42 77607
4 Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
5 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Программа „Цифровая экономика Российской Федерации"».
пасности. Реформа СБ ООН касается расширения представительства в нем стран с развивающими экономиками, что позволило бы более справедливо и эффективно отражать политические и экономические реалии, порождаемые глобальными вызовами. КНР и Российская Федерация поддержали стремление Бразилии, Индии, ЮАР активнее участвовать в международных вопросах, рассматриваемых Советом Безопасности ООН.
Основными направлениями международного сотрудничества по построению цифровой информационной инфраструктуры выступают меры стимулирования создания системных цифровых коммуникаций межгосударственного уровня, способствующих соблюдению стандартов информационного обеспечения потребностей международного сообщества.
Важным направлением сотрудничества стран - членов БРИКС является заключение межгосударственных соглашений в области информационной безопасности. 14 мая 2010 г. принято Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности1.
Позитивными моментами подписания такого документа являются унификация и гармонизация
основных понятий и терминов международного информационного права, которые используются как на евразийском, так и на южноамериканском интеграционном пространстве.
Безопасной информационной и коммуникационной деятельностью выступает деятельность, имеющая высокий уровень защиты личности, общественных и государственных функций и интересов, когда невозможно возникновение существующей или потенциальной угрозы информационным и коммуникационным средствам и технологиям, охватывающей средства обеспечения доступности, целостности, конфиденциальности и подлинности информации2. Под международной информационной и коммуникационной безопасностью подразумевается такое положение международных отношений, которое исключает любые виды нарушений стабильности миропорядка и не допускает условий для возникновения угроз государственной и международной безопасности в сфере информационных и коммуникационных средств и технологий3.
15 октября 2016 г. Россия и Индия подписали совместный договор (соглашение) о безопасных мерах использования информационных ресурсов в процессе использования коммуникативных технологий4. Соглашение принято для расширения сотрудничества России и Индии в области интенсификации прогрессивных тенденций, сопровождающихся внедрением в экономику и общество цифровых информационных технологий, направленных на их мирное использования странами. Оно преследуют мирные цели, давая возможность двум государствам реализовать свои потенциалы, включая другие страны с формирующейся экономикой и развивающиеся страны.
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности от 14 мая 2010 года (далее - Соглашение России и Бразилии 2010 г.). http://docs.cntd.ru/document
2 Статья 5 Соглашения России и Бразилии 2010 г. http://docs.cntd.ru/document/
3 Там же.
4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий от 15.10.2016 г. http://docs.cntd.ru/document/
Также как и соглашение России с Бразилией 2010 г., соглашение России с Индией 2016 г. ориентировано на перспективы выработки долгосрочной стратегии производственных, военно-технических и торгово-экономических интеграционных связей. Деятельность государств по исполнению достигнутых договоренностей согласовывается с полномочиями государственных органов по получению, поиску, распространению информационных данных. Государства вправе установить ограничения на законодательном уровне, особенно в части защиты объектов критической информационной инфраструктуры, правительственных и иных государственных учреждений, если есть необходимость усиления мер национальной безопасности.
Россия, Бразилия, Китай, Индия и ЮАР для целей международной информационной безо-
пасности реализуют взаимодействие в области распространения информации и коммуникационных средств, принимая во внимание общие угрозы современного мира в этой сфере, которые могут носить как экономический, антигуманитарный, так и военный характер. В этой связи сотрудничающими государствами разрабатываются совместные мероприятия - как правоохранительные и предупредительные меры противодействия угрозам безопасности международных информационных и коммуникационных средств связи.
Страны БРИКС в июне 2018 г. уже договорились о разработке и заключении между ними пя-тистороннего межгосударственного соглашения по сотрудничеству в области подготовки мер и «дорожной карты» по обеспечению международной информационной безопасности1.
ЙоханнесбургскаяДекларация Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. о международном финансировании и валютно-финансовом сотрудничестве
Бразилия, Китай, Россия, Индия, ЮАР на Саммите 2018 г. высказались за активизацию деятельности многосторонних банков развития, к которым относится Новый банк развития БРИКС (НБР БРИКС), финансирующий государственные и частные инфраструктурные инвестиции и проекты. Повышение его роли в предоставлении финансовых средств для частных инвестиций через Фонд подготовки проектов содействует мерам экономического, социального и экологического развития стран.
Принятая на Саммите БРИКС 2018 г. Йоханнесбургская Декларация отметила важную консолидирующую роль Южно-Американского регионального центра НБР БРИКС в г. Сан-Паулу в
Бразилии, действующего, как и Африканский региональный центр НБР БРИКС, в целях укрепления финансовых рынков формирующихся экономик и развивающихся стран на этих континен-тах2.
Нормы и принципы международного права финансирования развития, концептуальные подходы к которому уже рассматривались на саммитах Группы-20 2015-2018 гг., активно изучаемые в науке современного международного финансового права, нашли свое дальнейшее развитие в рассматриваемой декларации.
Как пишет Г.В. Петрова, большое «значение среди нормативно-правовых актов ООН, регулирующих вопросы международного финансирова-
1 Одним из результатов встречи высоких представителей стран БРИКС по вопросам безопасности стала договоренность о подготовке пятистороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере обеспечения международной информационной безопасности. https://ria.ru/worId/20180629/152367
2 Йоханнесбургская Декларация Десятого Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. http://d-russia.ru/wp-content/upIoads/2018/07/ BRICS_2018_DecIaration.pdf
ния развития, имеют нормы актов по проблемам международного регулирования отношений в сфере государственного финансирования проектов транснационального характера. С точки зрения международного права международное госфинансирование представляет собой меры финансирования, направленные на развитие, координируемое международными региональными интеграционными финансовыми организациями, межгосударственными банками развития, суверенными фондами развития государств в трансграничных инвестициях и торговле, международными фондами валютных резервов в рамках интеграционных сообществ и др.»1.
В этой связи Совет управляющих НБР БРИКС отметил необходимость инновационных подходов к вопросам финансирования проектов, направленных на развитие и укрепление региональных банков и других институтов, финансирующих развитие, которые расширяют свои функции при трансформации глобального финансового рынка. Следует подчеркнуть, что Йоханнесбургская Декларация содержит новые принципы консолидации стран БРИКС в области укрепления финансового взаимодействия их валютно-финансовых ресурсов и платежных систем для эффективной поддержки реального сектора экономики.
Интеграция финансовых рынков стран БРИКС происходит постепенно, расширением видов институциональных инвесторов, относимых к финансовым организациям, распространением торговли финансовыми услугами в трансграничных операциях государств БРИКС по нормам национального законодательства каждой страны и в соответствии с положениями Генерального соглашения по торговле услугами ВТО2.
Расширяя сотрудничество в валютно-фи-нансовом секторе в соответствии с законами о
Центральных банках государств, страны БРИКС развивают нормы международного сотрудничества центральных банков и повышения их роли в «зеленом финансировании», т.е. финансировании экологически ориентированных инвестиционных проектов в целях содействия устойчивому развитию.
Продолжается сотрудничество стран БРИКС в области обмена информацией в сфере борьбы с незаконными финансовыми потоками, включая сотрудничество в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Всемирной таможенной организации, Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) по контролю исполнения Конвенции ООН против коррупции3.
Йоханнесбургская Декларация подчеркнула, что российско-китайское, российско-индийское, российско-бразильское, российско-южноафриканское сотрудничество в финансовой сфере в последние годы развивается достаточно активно на двусторонней и многосторонней основе. Это связано с повышением роли БРИКС в создании независимых от США международных платежных систем, в увеличении объема экспортно-импортных расчетов в национальных валютах, внедрение в международные платежи китайской системы трансграничных платежей в юанях (China International Payments System - CIPS), которая уже используется рядом российских банков. При этом происходит взаимодействие платежных систем. Например, национальная российская система платежных карт (НСПК) и китайская UnionPay заключили договоры, которые предусматривают проведение внутри России валютных операций с помощью карт UnionPay в НСПК.
Задачи создания новой системы международных платежных карт и независимого рейтингово-
1 Петрова Г.В. Саммит Группы -20 в Гамбурге 2017 года и новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 26-38.
2 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS). Приложение 1В к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г. http://docs.cntd.ru/document/902340076
3 Управление ООН по наркотикам и преступности. http://www.unodc.org/unodc/ru/about-unodc/
го агентства, предусмотренные Саммитом БРИКС в Гоа 2017 г. и подтвержденные Йоханнесбург-ской Декларацией 2018 г., становятся приоритетными направлениями сотрудничества в финансовом секторе на ближайшие годы1. Значение не политизированного международного финансового анализа велико для объективной и независимой оценки состояния валютно-финансовой системы стран, которая не подвержена политическим влияниям Запада и политике МВФ. Формирующимся рыночным экономикам необходимы значительные финансовые капитальные вложения в инновации и инвестиции промышленной инфраструктуры, получаемые из национальных фондов развития и от международных системно значимых глобальных финансовых институтов. Поэтому беспристрастность рейтинговых оценок валютной и кредитно-расчетной системы особо важна в этих условиях.
Еще одним итогом Саммита БРИКС 2018 г. стало Совместное заявление о стратегическом партнерстве Российской Федерации и Южно-Африканской Республики от 26.07.2018 г.2
В нем государства подтвердили свои стремления содействовать установлению справедливых и равноправных международных отношений, основывающихся на мерах коллективной безопасности, международном праве ООН, включая широкое сотрудничество государств на принципах защиты суверенитета, равноправия государств и народов, неприкосновенности территорий, запрета на вмешательство в национальную политику государств, самоопределения наций и народов, недопустимости силового разрешения конфликтов, мирного разрешения споров.
Отмечая, что многие страны Африки находится в состоянии политической нестабильности и экономического кризиса, Россия и ЮАР заявили о выстраивании своих отношений в духе по-
нимания этих проблем и поиска мирных путей их урегулирования. В заявлении подчеркнуто, что для современного мира особенно актуально новое и более глубокое понимание и толкование международного принципа невмешательства во внутренние дела государств. Необходима более действенная реализация его в международной практике, поскольку этот принцип систематически нарушается США, которые поддерживают любое выгодное им вмешательство в национальные дела государств в целях смены законных властей и пытаются придать своим законам экстерриториальный характер.
В заключение можно сделать некоторые аналитические выводы о консолидирующей роли Йо-ханнесбургской Декларации Десятого Саммита БРИКС 25-27 июля 2018 г. в ЮАР для обеспечения евразийской и международной безопасности.
Декларация установила, что с 2018 г. БРИКС открыт для партнерства и сотрудничества со всеми странами, разделяющими идеи и принципы деятельности БРИКС во имя мира и процветания народов.
В декларации системно выстроены и озвучены разнообразные формы интеграционного сотрудничества стран - член БРИКС, которые всесторонне координируются ежегодными саммитами и органами БРИКС не только мерами совместного противодействия мировым экономическим
1 На совещаниях Делового совета БРИКС в апреле 2018 г. и в конце июля 2018 г. в числе многосторонних проектов рассматривался проект создания независимого рейтингового агентства и новой международной системы платежных карт (НМСПК). https://www.pIusworId.ru/professionaIs/novaya-mezhdunarodnaya-sistema-pIatezhnyh-kart-briks-daIee-vezde-2/
2 Совместное заявление о стратегическом партнерстве Российской Федерации и Южно-Африканской Республики от 26.07.2018 г. http://www.kremIin.ru/suppIement/5325
и политическим кризисам, но и современными конструктивными проектами экономического роста и информационно-коммуникативными приемами использования цифровых технологий нового поколения.
Обеспечение информационной и финансовой безопасности, включая, кроме всего прочего, цифровые операции электронной коммерции и внешнеэкономических сделок с использованием электронных платежей на основе международных платежных систем стран БРИКС, является приоритетным направлением взаимодействия стран БРИКС.
Обеспечение евразийской и международной безопасности во всех сферах политических, социально-экономических, информационно-технических и других общественных отношений разных стран и народов невозможно без консолидирующей роли такого глобального института, как
БРИКС, декларации саммитов которого становятся программами глобального мирного и добрососедского сотрудничества стран на основе равенства, справедливости и международного права под эгидой ООН в противовес международной политике США и их партнеров по НАТО, направленной на разжигание торговых, межнациональных войн, создание террористических формирований под лозунгами продвижения демократии.
Международные финансовые учреждения, созданные в рамках БРИКС, становятся не только аккумуляторами денежных фондов и аналитиками финансовой информации, но и непосредственными участниками крупных трансграничных операций мирового рынка долгов и инвестиций, выступая в качестве кредиторов и посредников в передаче финансовых средств важных для инвестиций и коммерческой атмосферы.
Динамика развития информационных технологий становится настолько многоаспектной и многовариантной, что электронные средства коммерции и финансов уже подразумеваются как некая аналогия с дистанционными договор-но-цифровыми формами, которые влияют на результаты сделки. Реальность такова, что расчет-но-платежные стандарты все чаще обязывают банки к исполнению банковских платежных обязательств дистанционным образом, независимо от нахождения сторон электронных расчетов.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Выступление Президента России В.В. Путина на Саммите БРИКС от 26.07.2018 г. http://tass.ru/sammit-Ь^-2018
2. Йоханнесбургская Декларация Десятого Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. БРИКС в Африке: Сотрудничество для достижения инклюзивного роста и всеобщего процветания в эпоху Четвертой промышленной революции». http://www.kremlin.ru/ supplement/5323
3. Совместное заявление о стратегическом партнерстве Российской Федерации и Южно-Африкан-
ской Республики от 26.07.2018 г. http://www.kremlin. ru/supplement/5325
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности от 14.05.2010 г. http://docs. cntd.ru/document/902366519
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в
сфере использования информационно-коммуникационных технологий от 15.10.2016 г. http://docs.cntd.ru/ document/420384231
6. План действий «Новое партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) и Программа развития инфраструктуры в Африке». http://naukarus.com/ afrikanskiy-soyuz-tseIi-i-reaInost
7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
8. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Программа „Цифровая экономика Российской Федерации"».
9. Концепция «Индустрии 4.0». Принята в 2011 г. Президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом. http://tass.ru/pmef-2017/ articIes/4277607
10. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/САТБ) Приложение 1В к Марракешско-
му Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г. http://docs.cntd.ru/ document/902340076
11. Учредительный документ о создании Управления ООН по наркотикам и преступности. http://www. unodc.org/unodc/ru/about-unodc/
12. Россия 4.0: четвертая промышленная революция как стимул глобальной конкурентоспособности. http://tass.ru/pmef-2017/articIes/4277607
13. Петрова Г.В. Саммит Группы -20 в Гамбурге 2017 года и новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 26-38.
14. Пол Стейган (Р I Steigan). БРИКС+: новый формат, создающий новый международный порядок https://inosmi.ru/poIitic/20180806/242916138.htmI