Научная статья на тему 'Политико-правовые доктрины Сократа о государстве'

Политико-правовые доктрины Сократа о государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6004
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SOCRATES / STATE / TEACHING / IDEAL STATE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симаев Артем Владимирович, Биряева Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены взгляды Сократа на понимание «государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые доктрины Сократа о государстве»

УДК:321.01:101.1

Симаев Артем Владимирович, студент юридического факультета,

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск (vsem_dobra98@mail.ru) Биряева Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры Теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», Саранск

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ДОКТРИНЫ СОКРАТА О ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация: в статье рассмотрены взгляды Сократа на понимание «государства».

Ключевые слова: Сократ, государство, учение, идеальное государство, личность.

Simaev Artem Vladimirovich, a student of the law faculty of the "National research Mordovian state University N. P. Ogarev", Saransk (vsem_dobra98@mail.ru) Biraeva Anastasia Vladimirovna, senior teacher of Department of Theory and history of state and law of the "National research Mordovian state University

N. P. Ogarev", Saransk

POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES OF SOCRATES ON THE STATE

Abstract: The article discusses the views of Socrates on the understanding of the "state".

Keywords: Socrates, state, teaching, ideal state, personality.

В наше время под государством понимается — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная

суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Известный древнегреческий мыслитель Сократ (около 470-399 до н.э.) считал, что руководить должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Истинное знание нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания, полагал Сократ. Мнение Сократа о том, что «править должны знающие» относится ко всем политическим формам. Аналогичный политический идеал правления знающих полностью расходился с принципами как демократии, так и аристократии, олигархии и тирании. Особенно Сократ резко критиковал тиранию.

В основе его позиции по отношению к различным формам государства присутствовал выдвинутый Сократом принцип законности. В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, демократию правильную и неправильную. Первая из форм правления в каждой паре - правильная, а вторая - неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала традиционной. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами и знающими, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары.

Негативно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты в Пелопонесской войне и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Сократ не верил в успешность демократии, результативность деятельности народного собрания как высшего руководящего государственного органа. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге народа к стяжательству и в безграмотности демократического органа правления.

Сократ первым предложил принцип законности, и сам его всегда принципиально придерживался. Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода, по Сократу, - это

прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные.

В настоящее время политико-правовое учение древнегреческого философа Сократа (469-399 гг. до н.э.) следует рассматривать через дошедшие до нас произведения его последователей - Платона и Ксенофонта. По имеющимся историческим источникам, сам Сократ ничего не писал.

Еще в Античной Греции древние философы - Сократ, Платон и Аристотель осуществили первые попытки к созданию учения о правовом государстве [2, с. 29]. Мыслители античности рассматривали идеи справедливости с понятиями о государстве [6, с. 24].

Сократовская диалектика является философским искусством. Для софистов было наиболее важным одержать победу в словесном споре, Сократ же старался, чтобы все участники спора приобщались к истинным познаниям.

Ксенофонт считал «Нравственный выбор между добром и злом в пользу последнего» [5, с. 32].

Они находятся в теологической бессмертной душе человека и представляет дар богов: не всем, а только философам. Сократа считали мудрым, но сам он, как и Пифагор, позиционировал себя как философ. В отличие от софистов Сократ был последователем теоретических познаний, т.е. в его изучении такое знание об объекте, которое соотносится определению предмета - единственному, дарованному богами, а не индивидуальному, взятому из меняющихся и хаотичных человеческих чувств, и восприятий.

В рассмотрении существующей проблемы он продолжал развивать свои представления о государстве. Этическая и политическая сторона оставались для него неразрывными. Делами политическими (полисными) обязаны заниматься только те, кто обладает политической добродетелью.

Полисная (политическая) добродетель, по его мнению, не искусство или талант, какой имеет, например, музыкант, а величественное искусство управления

делами государства. И обладает данным искусством незначительно число людей. В связи с этим, правителями должны быть знающие.

Знающий то, в чем находится благо полиса, не будет являться корыстным, не будет применять власть как средство получения удовольствий.

В отличие от Протагора и некоторых иных софистов Сократ не рассматривает, что каждый (свободный гражданин) может быть политическим деятелем. В тоже время он опровергал и «право сильного», которое отстаивал Калликл - преследователь неравенства «по природе».

Следует отметить, что Сократ был представителем полисного равенства, т.е. равенства всех граждан, но в отношении к политической природе не математического, числового равенства (все вправе управлять полисом), а равенства геометрического (только отдельные по своим понятиям, а, следовательно, добродетели могут достойно управлять страной). Геометрическое равенство и представляет в его понятии определенную политическую (полисную) справедливость. Полисная справедливость как явление понимающих предусматривает власть в полисе разумных, т.е. справедливых законов. Но применять следует и те законы, которые не отвечают этому высокому показателю.

Полисное устройство было таким, что оно не могла существовать без законов. Это было основной мыслью учения Сократа о законах и законности.

Если говорить о власти разумных, справедливых законов, то под ними представлялось благом для полиса как совершенной, должной формы гражданского общения. В тоже время и соблюдение действительно существующих в полисе законов, в сравнении с их отсутствием и произволом господствующих, соответствует критериям справедливости.

В таком контексте «законное и справедливое» - является одним и тем же. Сократа не смогли убедить в противоположном и аргументы о том, что сами создатели законов часто их отменяют и изменяют.

В учениях о законах и законности Сократ останавливает свой взгляд на единообразии (единомыслии) граждан как фундаменте законности, указывая, что такое единодушие является величайшим благом для полиса. Единомыслие людей

в деле подчинения законам, является также необходимым для самого развития полиса, по мнению Сократа, совсем не является правящими, а представляет итог свободного и добровольного выбора всеми полисного гражданства.

Отношения личности и государства основываются, по мнению Сократа, на договорных отношениях. Совершеннолетний житель вправе и не принимать гражданство своего государства.

Он может уехать в колонию или даже в иной полис. Те же, кто остаются, т.е. приняли гражданство Афин, таким образом, сами согласны исполнять законы.

Таким образом, единодушие жителей, находящееся в подчинении законам, предусматривает согласие каждого, кто является гражданином этого государства, подчиняться его законам. У гражданина существует выбор: либо убедить полис, либо выполнить то, что он велит, в случае отсутствия результаты беседы, в чем заключается справедливость. Имеется в виду высшая, «разумная» справедливость, но исполнить нужно в итоговом результате все, что делает государство, так как в этом, по сравнению с беззаконием, содержится справедливость.

Таким образом, гражданские обязанности являются итогом свободного выбора жителя полиса. В этом понятии Сократа следует смотреть абсолютно новую для того периода политическую мысль - мысль свободных отношений гражданина и государства.

Сократ напоминал «О вечных истинах: о добродетели и зле, о жизни и смерти, о совести» [1, с. 88]. Следует указать, что гражданин, по мнению Сократа, свободно выбирает только такой полис, законы которого он принимает обязанность соблюдать. Абсолютной и бесспорной ценностью для Сократа все же представляет не сама свобода, а полис, состоящий из свободных граждан, и его законы [5, с. 70]. Повиноваться нужно, считал Сократ, не только писаным, но и неписаным законам. Они были приняты не людьми, а богами. Таким образом, первый и основной из них - почитание богов.

К ряду таких законов следует отнести почитание родителей, благодарность своим благодетелям. От этих законов, в отличие от законов писаных, откупиться нельзя, например, бегством или применив силу. Однако и они, как и законы

писаные, людские, укрепляют основы полисной жизни, а их соблюдение обосновывается той же самой разумной полисной справедливостью. Власть разумных законов предусматривает, по Сократу, правление знающих, лучших, причем с самостоятельно выраженного одобрения граждан. Такими являются правильные формы полиса, в отличие от неправильных, где власть реализуется против воли народа и по произволу правящих.

Правильными формами Сократ считал монархию и аристократию, а неправильной - тиранию, олигархию и демократию.

Отнесение демократии к неправильным формам трактуется отрицательным отношением Сократа к современной ему демократии, где должностные лица избирались из всех граждан, в том числе и не способных к осуществлению государственных дел. В тоже время Сократ, бесспорно, являлся последователем и защитником идеи разумно обустроенного и разумно упорядоченного демократического полиса.

Таким образом, Сократ является одним из тех немногочисленных философов, чья жизнь (а в данном случае - и смерть) может являться подтверждением его мыслей. Хотя он всю жизнь отстаивал морально-философские основы политики, самого полиса, законов, законности [4, с. 12]. Он считал причастность к духовному уделу граждан, достигших значительного успеха в словах и делах, в том числе государственных [3, с. 523]. Даже отрицая те или иные нормы закона, Сократ прежде всего оставался готовым подчиняться законам.

Политико-правовое учение Сократа непосредственно или опосредованно оказало значительное воздействие на все последующее развитие античной, а затем и европейской мысли в сфере политики, государства и права.

Хотелось бы отметить, что человечество веками волновал вопрос о том, каким образом создать эффективное государство, которое формировало бы людей с высокими нравственными качествами. В настоящее время, интерес к этой проблеме не снижается, политики и обычные граждане задумываются о необходимости определенных видов политических режимов для развития

личности граждан. Сократ считал, что главным направлением преобразований в государстве должно быть стремление в воспитании человечности в личности.

Великий древнегреческий философ полагал, что государство воспитывает людей: нравственное государство воспитывает хороших, противоположное -плохих. Сократ указывает на зависимость государственных порядков и нравственности граждан. И в настоящее время каждое государство должно стремиться к воспитанию граждан с необходимыми нравственными качествами и создавать для этого специальные структуры, помогающие в развитии этой политики.

С воззрениями Сократа о государстве трудно не согласится. Он отделял демократию к неправильным формам правления. Ведь как Сократ уже подчеркнул, людьми могут быть избраны должностные лица, которые вообще не имеют представлений как управлять делами в государстве. Также он писал, что, если люди, добровольно взявшие на себя обязанность граждан какого-либо государства, должны не уклонно исполнять законы данного государства.

Библиографический список

1. Болтунов В.С. Сократ как миф // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2011. - №7. - С. 88-93.

2. Воронцов С.Г. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 4. - С. 29.

3. Демченко Т.И. О законных основаниях правового сознания // Lex russica. - 2014. - № 5. - С. 523 - 534.

4. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V-IV вв. до н.э.): Сократ //История государства и права. - 2018. - №14. - С. 12.

5. Черняховская О.М. Ксенофонт устами Сократа о нравственном выборе // Историко философский ежегодник. - 2010. - 2009. - С. 5-32.

6. Юнусов С.А. Справедливость и право во взглядах древнегреческих философов // История государства и права. - 2014. - № 10. - С. 24 - 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.