Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ФЕДЕРАЛИЗМА В УЧЕНИИ КЛАССИКОВ ОБЛАСТНИЧЕСТВА'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ФЕДЕРАЛИЗМА В УЧЕНИИ КЛАССИКОВ ОБЛАСТНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Н. ПОТАНИН / Н.М. ЯДРИНЦЕВ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ОБЛАСТНИЧЕСТВО / НАРОДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Головинов Александр Викторович

В рамках настоящей публикации проводится авторская реконструкция политико-правового идеала в наследии основоположников сибирского областничества. Установлено, что в основе политико-правового учения областничества лежала народническая идея приоритета ценностей демократического федерализма, индивидуальной свободы и общественного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND POLITICAL IDEAL OF FEDERALISM IN THE DOCTRINE OF CLASSICS OF REGIONALISM

In this article he author conducted the reconstruction of political and legal heritage of the founders of the ideal in the Siberian regionalism. It is found that the political and legal doctrine of regionalism was based on the populism idea of the priority ofvalues of democratic federalism, individual liberty and public self-management.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ФЕДЕРАЛИЗМА В УЧЕНИИ КЛАССИКОВ ОБЛАСТНИЧЕСТВА»

УДК 340.12

Александр Викторович Головинов, доцент кафедры социогуманитарных наук Алтайской академии экономики и права, кандидат философских наук

В рамках настоящей публикации проводится авторская реконструкция политико-правового идеала в наследии основоположников сибирского областничества. Установлено, что в основе политико-правового учения областничества лежала народническая идея приоритета ценностей демократического федерализма, индивидуальной свободы и общественного самоуправления.

Ключевые слова: Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, федерализм, областничество, народничество.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ФЕДЕРАЛИЗМА В УЧЕНИИ КЛАССИКОВ ОБЛАСТНИЧЕСТВА

LEGAL AND POLITICAL IDEAL OF FEDERALISM IN THE DOCTRINE OF CLASSICS OF REGIONALISM

В последние годы существенное влияние на политико-правовые процессы в современной России оказывают стихийная децентрализация и фрагментация регионально-национальной жизни. Заметная научная актуализация в последние годы сложной проблематики российского федерализма также свидетельствует о ценности теоретического багажа, накопленного областниками в процессе многолетнего изучения региональных сообществ.

Известно, что политико-правовой идеал демократического федерализма в мировоззрении основоположников областничества Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина формировалась под воздействием социальной историософии Н.И. Костомарова и А.П. Щапова.

Ключевой тезис концепции Н.И. Костомарова как раз исходил из признания того факта, что всем историческим народам свойственно имманентное наличие определенных начал федерализма, из которых при определенных благоприятных условиях может развернуться политическая система федеративного типа. Русский народ с такой точки зрения не является исключением из правил. И только неблагоприятно сложившиеся политические и иные обстоятельства, утверждал Н.И. Костомаров, помешали славянским племенам, населявшим огромную часть Евразийского континента, объединиться в подлинно федеративный союз народов. Для лидеров областнического движения подобные построения служили теоретическим базисом идеи областности, саморазвития и самоуправления регионального сообщества. Согласно разработанным ими постулатам, лишь в свободной федерации

возможно развитие «народно-областных начал».

Точно также и народнический концепт «всей земли» коренного сибиряка А.П. Щапова созвучен пониманию областниками политико-правового смысла общерусского исторического процесса. «Щапов, - писали сибирские интеллигенты, - развертывает нам картину истории с канвою областного элемента, создающего гражданственность: историк-философ поднимает областной элемент до высоты доселе недосягаемой»1. Взгляды исследователя-демократа стали для областников теоретическим обоснованием социально-философской идеи децентрализации. Суть ее заключается в ограничении всевластия имперского центра и создания национальной системы административного деления страны на самостоятельные (автономные), самоуправляемые регионы с обязательным учетом природно-есте-ственных критериев такого деления и местных особенностей социокультурного развития.

Вообще, принимая щаповскую философию отечественной государственности за некий ориентир, исходя при этом из самобытности условий складывания русского государства на базе существовавших ранее обособленных земель, сибирские областники подчеркивали, что на протяжении веков области жили в условиях фактического самоуправления. Они были полностью солидарны и с мнением Щапова, «что главный факт в истории есть сам народ, дух народный, творящий историю, сущность истории есть жизнь народная»2.

Концепт областности, как и собственно само обращение к приоритетам развития периферии, Н.М. Ядринцев и

Г.Н. Потанин считали самым жизненным и господствующим началом. Патриархи свободной Сибири были убеждены в том, что без познания разнообразных истори-ко-этнографических, культурных и этносоциальных особенностей «народно-областных начал» края невозможно понять исторические реалии русской национальной культуры. «Без точного исследования провинциальных учреждений, - писал Н.М. Ядринцев, разрабатывая данную тему вслед за А.П. Щаповым, - провинциального склада и первоначальных основных групп, из которых складывается государство, невозможно понять гений на-рода»3. Областники считали, что общечеловеческие вопросы развития могут быть локализованы в пределах местных региональных условий. Сообразно с ними, в их контексте они и должны рассматриваться.

В духе народнического антиэтатизма областниками разрабатывалась децен-трализаторская модель построения сбалансированной иерархии и разделения функций между центром и провинцией (периферией) как система «снизу-вверх». Справедливо отрицая имперскую унитарную систему централизма, Н.М. Ядринцев определял: «Русская история, основанная на идее централизации, исключающая идею областности, есть отрицание существенного, жизненного значения областей, как разнообразных органов в составе и развитии целого политического организма - всего народа»4. Само государство в гуманистической мысли сибирских реги-оналистов рассматривалось как совокупность областей, имеющих свои местные интересы, которые тесно связаны с интересами общегосударственными. Поэтому оптимальной и наиболее плодотворной

!!К

L

i/I

политической формой «народной жизни» признавалась федерация. «Только при равном и дружном, всецелом и всеобъемлющем самовыражении всех составных самобытно-общественных сил, интересов, - считал Н.М. Ядринцев, - может быть истинный, разумно-человеческий, и, по возможности, равный прогресс общества и народа»5. Развитие внутреннего потенциала регионов, с точки зрения областников, есть основополагающее условие развития и процветания всей страны, богатство которой и раскрывается в многообразии самобытных народно-областных начал. Через призму такого федералистского и региноведческого подхода, предполагающего построение иерархий снизу вверх, то есть от провинций к центру, областниками виделись задачи федеративных основ государственности, среди которых первостепенной становится вызывать потребности в изучении и развитии областей, что в свою очередь придаст самостоятельность жизни и самой области-провинции. Между тем областническая концепция вовсе не замыкалась на местных интересах.

Согласно убеждению Н.М. Ядринце-ва, «провинция есть народ, главная масса народная, которой принадлежит все...»6. Но достичь «истинно народного» общественно-гражданского процветания можно лишь тогда, когда «центр», наконец, перестанет быть помехой свободному разнообразию провинциальной жизни. Политико-правовой областнической мысли вообще была присуща диалектическая идея беспрепятственного развития, детализация и дифференциация частей как источника и естественной основы прогрессивного развития целого. Систему федеративных взаимосвязей идеологи этого движения рассматривали как альтернативную модель взаимоотношений между государством и народом (обществом), основанных по преимуществу на принципах рационального индивидуализма, которые не противоречили идее социокультурной самоорганизации общества, важнейшему внутреннему источнику самоуправления в регионах. «Народы образуют только одно огромное семейство, предназначенное делить между собой плоды земли, и этот дележ, - писал Г.Н. Потанин, - естественно сам обеспечивает согласие между народами»7. Следовательно, фактически общество способно выработать механизмы такого истинно демократического взаимодействия самостоятельно, без всякого вмешательства извне.

Представляется, что данный фактор выступает важным условием позитивной эволюции гражданского общества, в смысле возможности налаживания обратной связи между государством и народом, между центром и провинцией. Жесткий централизм же, как правило, ориентирован на

обеспечение целостности многосоставного сообщества как союза частей, в большей степени вертикально интегрированными путями, средствами прямолинейного воздействия на жизнь провинции. Нелинейные же взаимообратные связи возможны только в системе координат горизонтально построенного взаимодействия. Тем самым «патриоты Сибири» пытались теоретически перевести статус провинции - области из имперской вертикали в общерусский союз областей, создаваемый строго по горизонтали.

В ключевом разработанном вопросе гармонизации взаимоотношений центра и провинции политико-правовая концепция сибирского областничества построена на основе наиболее оптимальной модели федерализма, с учетом значимости вектора социального развития местного русского сообщества и сохранения поликультурности эндемичного разнообразия.

Так, подходя к проблеме развития провинции и уменьшения различий между центром и периферией, идеологи сибирского областничества Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин, вероятно, руководствовались народнической теорией малых дел. Ставя региональные интересы на первый план, идеологи движения пробуждали интерес к Сибири, как восточной окраине, находившейся в неблагоприятном социально-экономическом и политическом положении. В духе последовательного демократического федерализма основной акцент делался на развитие внутренней экономической инфраструктуры региона за счет профессионально грамотного и образованного населения области. Сама идея носила, безусловно, просветительский характер, поскольку просвещение населения должно было стать основой местного патриотизма, формирования самосознания, залогом политического и экономического процветания Сибири. «Вся наша пресса, - сокрушался Н.М. Ядринцев, - как и все прочие произведения нашей культуры являются исключительно центральною, подобно религии, науке, искусству и праву. сколько ни появится в ней оттенков, все они суть центрального мировоззрения. Ему вовсе не до местных нужд, когда ввиду его так много интересов всеобъем-лющих»8. Неслучайно особое значение сибирскими областниками придавалось развитию региональных социально-политических ценностей, которые должны стать интеграторами разнородных элементов, обеспечивающими в рамках локальной территории возможность межэтнического взаимодействия. Лишь тогда на практике становилась бы возможной реализация политической модели поликультурного единства. Более того, для провинциальных политических деятелей областнического направления только народ может быть ис-

тинным представителем власти, «без посредничества и никакого попечительного вмешательства».

Позже подобные умозаключения высказывалась крупным мыслителем Н. Бердяевым в работе «Судьба России». Вслед за сибирскими областниками видный национальный мыслитель утверждал: «Исторический строй русской государственности централизовал государственно-общественную жизнь, отравил бюрократизмом и задавил провинциальную общественную жизнь»9. Бердяев вообще видел опасность России в централизации и, как следствие, в унификации политической жизни. Именно поэтому, как и деятели-областники, он считал необходимым духовно-культурную децентрализацию самих недр русской жизни.

Исследуя «инородческий вопрос» с позиций гуманизма и свободного самоуправления, идеологи областнического движения подчеркивали, что только в федеративном государстве могут быть созданы условия для полновесного развития «инородческого населения». Именно в разумно автономной федеративной государственности - залог органичного развития гармонии этнокультурного многообразия. Автономная самобытность федеративных начал выступает в этом смысле важной политической гарантией сохранения уникального своеобразия сибирских народностей, немыслимого без общественного самоуправления.

Свою принципиальную оппозиционность по отношению к гипертрофированному государственническому централизму, как справедливо замечает современный автор, областники демонстрировали в своем демократическом подходе к концептуальной постановке проблем, связанных с положением коренных сибирских народов в составе Российской империи. Перспективный смысл их позиции по данному вопросу сводился к отказу от государственной политики патернализма и к признанию за народами с иными этнокультурными характеристиками права решать проблемы своего бытия в соответствии с собственными целями и нуждами. В этом «частном» сюжете областнической идеологии со всей очевидностью выражался общий центральный ее постулат о безусловном праве каждой органичной социокультурной общности - народа или целого региона - на автономию и право на свободное развитие своего потенциала. Подобный подход вытекал из признания всего объема социальных и политических прав за коренными народами, а в частности, прав на сохранение самобытных культурных традиций10.

Выступая против дискриминационных сторон региональной политики самодержавно-бюрократического «цен-

71

тра» в отношении Сибири, областники разрабатывали вопрос о земстве, которое воспринималось ими главным средством утверждения возможности хотя бы относительной самостоятельности Сибири. Земство ими воспринималось как гарант осуществления «народных форм жизни». Будущее области, позитивные перемены в жизни провинции областники связывали с введением земства как института народоправства. Этот демократический институт гарантировал бы предоставление «полных» гражданских прав, обеспечивая равновесие в социуме и определяя согласованность действий в системе самоуправления.

Отметим, что на Сибирь как восточную окраину была распространена общероссийская система административно-территориального деления и управления. В то же время на политику центральной власти оказывали определенное влияние особенности геополитического положения региона (огромная территория с низкой плотностью населения, пограничное положение, постоянный приток новых жителей из европейской части страны и пр.), которые не учитывать было невозможно. Следствием этого стали определенные колебания в политике государства по отношению к этому краю. Стремясь в соответствии с общероссийской системой максимально унифицировать управление подвластной территорией, самодержавие нередко игнорировало сибирскую специфику. Но правильно понятые центральной властью собственные интересы требовали от нее учитывать местные особенности и в перспективе переходить к управлению регионом на основе такой модели управления, которая бы имела концептуально более прочные основания.

Под внешним воздействием такой социально-политической действительности областничество как «социальный нерв» отражало внутренние процессы, философски концептуализируя их в регионалисти-ке, основанной на началах федерализма. Предлагая свой проект преодоления «колониального» статуса Сибири в составе империи, представители движения сибирского областничества строили свою идеологию с учетом требования известной политической автономии. Собственно поэтому, из-за неприятия основными политическими силами данного исторического периода федерализма как идеологии, об-

ластникам приписывали сепаратистские, центробежные устремления. Однако следует отметить, что сепаратизм базируется на национальном принципе, о котором в сибирских условиях не стоит вести и речи. На этот счет идеолог областничества Г.Н. Потанин отмечал: «Сибирь в ряду других областей, в которых появляется стремление к областничеству и автономии выделяется тем, что в ней эта идея не связана с национальной идеей. Основа сибирской идеи чисто территориальная»11.

Ценным источником для адекватной реконструкции политико-правовой программы областничества является малоизвестная статья Г.Н. Потанина «Заметки о Западной Сибири». Ключевой вывод ее вовсе не «сепаратистский». Он сформулирован в духе последовательного радикально-демократического федерализма. «Русский народ заложил здесь новые основания для продолжения своей жизни, - утверждал Г.Н. Потанин, - ...если представить в будущем Сибирь, так же населенную, как нынешняя европейская Россия, то нельзя не подумать, что центр тяготения русского государства должен перейти на нее»12. Поэтому нет смысла сводить областничество к сепаратизму. Единственную возможность для реализации всесторонних потенций индивида сибирефилы связывали с преобразованием централизованных государств в «альянсы» губерний и областей, в своего рода государства-общины. И Сибирь в их аргументации наглядно иллюстрировала эти общинные структуры, которые в областническом прогнозе должны стать основой самоуправления без национальной «подкладки».

Справедливости ради необходимо отметить, что теория демократического федерализма Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина не избежала и критических оценок со стороны общественных деятелей сибирского региона. В частности, В.Е. Во-ложанин в определенной степени обвинял областников в излишнем демократизме, направленности их теоретических разработок и практической деятельности на местные интересы, в приоритетности их начинаний в культурнической работе. «Демократические принципы, - утверждал он, - не чужды областничеству, но областники своим отношением к вопросам общерусской политической жизни сами

создают тормоз для процветания в жизнь начал последовательного демократизма»13.

Итак, в основе политико-правового учения основоположников сибирского регионализма (областничества) лежала народническая идея приоритета ценностей демократического федерализма, индивидуальной свободы и общественного самоуправления. Эти принципы и должны были стать основой для развития культурной и политической автономии сибирской «периферии». Более того, народнический концепт основных положений федералистской политико-правовой концепции областничества нашел адекватное выражение в идее безусловной самоценности и универсальной значимости народного суверенитета как предпосылки будущего социального и политического развития всего национального сообщества в России под «знаменем свободы и независимости».

1 Ядринцев Н.М. Народно-областное начало в русской жизни и истории // Восточное обозрение. 1887. №9. С. 2.

2 Там же. С. 38.

3 Ядринцев Н.М. Судьбы провинции и провинциальный вопрос во Франции // Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов Николая Михайловича Ядринцева. Красноярск, 1919. С. 138.

4 Ядринцев Н.М. Жизнь и труды А.П. Щапова // Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов Н.М. Ядринцева. Красноярск, 1919. С. 37.

5 Ядринцев Н.М. Народно-областное начало в русской жизни и истории // Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов Н.М. Ядринцева. Красноярск, 1919. С. 40.

6 Письмо Г.Н. Потанину 4 апреля 1873. // Сибирские записки. Красноярск, 1917. С. 46.

7 Потанин Г.Н. Письмо Н.М. Ядринцеву от июля 1872 г. // Письма Г.Н. Потанина. Иркутск, 1988. Т. 1. С. 99.

8 Ядринцев Н.М. Центр и окраины // Восточное обозрение. 1882. №3. С. 6.

9 Бердяев Н.А. Судьба России: Книга статей. М., 2007. С. 245.

10 Коваляшкина Е.П. «Инородческий вопрос» в Сибири: концепции государственной политики и областническая мысль. Томск, 2005.

11 Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Сибирская жизнь. Томск, 1907. С. 57.

12 Потанин Г.Н. Заметки о Западной Сибири // Русское слово. 1860. № 9. С. 194.

13 Воложанин Е. Колосов и областники // Утро Сибири. 1916. 23 сент. (№ 206). С. 3.

Alexander Viktorovich Golovinov, Associate Professor of the Department of Social Sciences and humanities of Altai Academy of Economics and Law, Candidate of Philosophical Sciences

In this article he author conducted the reconstruction of political and legal heritage of the founders of the ideal in the Siberian regionalism. It is found that the political and legal doctrine of regionalism was based on the populism idea of the priority ofvalues of democratic federalism, individual liberty and public self-management.

Keywords: G.N. Potanin, N.M. Yadrintsev, federalism, regionalism, populism.

!!K

L

i/I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.