Научная статья на тему 'Политико-правовое учение О. Конта'

Политико-правовое учение О. Конта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1624
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT / STATE / LAW / DOCTRINE / SCIENCE / SOCIETY / POSITIVISM / THEOLOGICAL STAGE / METAPHYSICAL STAGE / POSITIVE STAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Биряева Анастасия Владимировна, Юдина Диана Владимировна

В статье анализируется политико-правовое учение О. Конта: о государстве, о праве, о политики. Рассматриваются основные концепции формирования общества и социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое учение О. Конта»

УДК 340:332.02

Биряева Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры Теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск. (vyazik16@yandex. т) Юдина Диана Владимировна, студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

^^^^2017@yandex.ru)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ О. КОНТА

Аннотация. В статье анализируется политико-правовое учение О. Конта: о государстве, о праве, о политики. Рассматриваются основные концепции формирования общества и социальных институтов.

Ключевые слова: концепция, государство, право, учения, науки, общество, позитивизм, теологическая стадия, метафизическая стадия, позитивная стадия.

Biryaeva Anastasia Vladimirovna, lecturer at the Department of Theory and History of State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk.

(vyazik16@yandex. ru) Yudina Diana Vladimirovna, student of Law Faculty, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk. (yudina.di2017@yandex.ru)

POLITICAL AND LEGAL TEACHING OF O. KONTA

Abstract. The article analyzes the political and legal doctrine of O. Comte: on the state, on law, on politics. The basic concepts of the formation of society and social institutions are considered.

Keywords: concept, state, law, doctrine, science, society, positivism, theological stage, metaphysical stage, positive stage.

Понятия французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857) о государстве, праве и политике, возможно, осознать только в контексте его позитивистской теории об обществе, которая представляет доктринальную основу его политико-правового учения.

Концепция о формировании общества и всех его политических и социальных институтов было сформулировано Контом в четырехтомном труде под названием: "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" (1854 г.).

Позитивизм философа стал отблеском видимых фуроров науки в странах Европы. Вследствие научной революции, возникнувшей еще во второй половине XVII в., естествоведение сделалось независимой и влиятельной областью умственной работы, опирающейся в точную аргументированность и заметно оказывающей большое влияние в формировании производства. Развитие физики, химии, механики, биологии по-современному определял проблему взаимосвязи всех наук с философией и их всеобщего воздействия на хозяйственную и общественную деятельность людей. Нуждам заключения данной трудности соответствовал позитивизм Конта.

Позитивизм Конта был отображением видимых удач науки в странах Западной Европы. Пребывая под воздействием больших достижений в сфере естественных наук, Огюст был убежден, что в случае социологи применяли эти же методы, что и в химики, физики, в частности мониторинг, исследование, сбор экспериментальных сведений, то они сумели бы постичь тайные законы, распоряжающиеся действием и взаимоотношениями людей. По мнению автора, наука об обществе обязана исследовать общественную реальность равно так,

как науки о природе осваивают физическую. Он считал, что "социальные явления подчинены естественным законам, следовательно, они также поддаются научному диагнозу, как и другие явления" [2, С.20]. Отнюдь не случайно с целью обозначения независимой науки об обществе французский мыслитель поначалу применял термин "социальная физика".

С целью приведения в концепцию позитивных познаний Конт призывает разместить общие науки в порядке их растущей трудности и спадающей общности: биология, астрономия, химия, физика, математика, социология; позднее к данному списку он прибавил нравственность. Науке об обществе мыслитель сообщает весьма значимую ценность. Главной проблемой собственной философии Огюст находил преобразование общества на базе позитивизма, смену "ретроградной аристократии" и "анархической республики" социократией.

Ученый заявлял, что социальная функция науки - предугадывание будущего. Такое установление он причислял к социологии (социальной физике), построенной им науке об обществе. Эта дисциплина, по Конту, постигает законы общественного формирования и вызвана гарантировать трансформацию от военного быта человечества к индустриальному, при котором находят решения задачи не войн людей вопреки людей, а коллективной рациональной эксплуатации естественных ресурсов.

Конт определил закон трех стадий, которые человечество одолевает в интеллектуальном развитии и в желании постигнуть окружающий мир.

Первая стадия - теологическая (с древности и до 1300 г.) - разделяется французским мыслителем на три периода: фетишизм, политеизм, монотеизм.

Человечество вело военный быт. С переходом от одного периода к другому изменялся стиль существования. Таким образом, при политеизме образовывается рабство военнопленных, которых фетишисты уничтожали, сейчас сохраняют в живых и принуждают трудиться. Значимым шагом теологической стадии был монотеизм, возбудивший духовную власть, самостоятельную от светской. Конт возвышенно оценивал работы папы

Григория VII, при котором католическая церковь согласовала собственные специальные полномочия, не зависящие от императоров.

Метафизическая стадия включает момент с 1300 до 1800 г. Эта стадия содержит Реформацию, Просвещение, Революцию - все, что вело к уничтожению классических верований и систем. Идеи первой стадии уходят на задний план. Пробуждаются индивидуализм, либерализм, демократия, общественные и политические доктрины. Возникают определения такие, как "общественный договор" и "естественные права". Вторая стадия обладала пагубным характером. Она, несомненно, помогла людям избавиться от многолетних воображений теологического этапа. Продвижение мыслей социальности, альтруизма, положительной философии и, в особенности, формирование промышленности и науки, настроило общество к переходу в положительную стадию.

Третья стадия - позитивная (XIX в.) - обрисовывается распределением наук, вездесущим формированием ремесел и промышленности. Имуществом исторических событий является боевой дух и милитаристский стиль существования, на замену знати приходит социократия - управление ученых, располагающих социологическими познаниями. В основание духовной жизни выступают философы-позитивисты, ученые, деятели искусства, а на место прежней классической религии прибывает позитивизм как "религия человечества", с проповедью общей любви и поклонения обществу, личности, человечеству.

Конт мыслил, что в социократии исчезает необходимость в разделении на правителей и подчиненных, и кроме того в праве и в правах личности, которые он именовал пережитками теологической и метафизической стадий.

В порядке социократии гарантирована слаженная связь четырех сил на базе разделения труда:

1. обладатель насыщенной силы (материального богатства) - "патрициат" (купцы, фабриканты, землевладельцы), гарантирующий очередность

раскручивания, исполняющий тяжбы финансовые и экономические, руководящим формированием промышленности

2. священники-позитивисты - концентрация интеллекта, в чьих руках располагается исправление преступников, воспитание, образование

3. рассеянная сила (число) - рабочий класс, который является материальной силой, затребованной реализовать трансформацию к промышленному строю

4. женщины - воплощение нравственности, реализация эмоции.

Связь данных сил обязано гарантировать прогресс и порядок, высоконравственное усовершенствование общества и развитие внешних обстоятельств его проживания посредством формирования науки и промышленности.

Убеждения Огюста на право и на права человека крайне оригинальны; он отрицает и то, и другое: «Слово «право» должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово «причина» из настоящей философской речи. Из этих двух теологико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравственно и анархично, как другое (причина) иррационально и софистично» [1, С.393].

Все-таки смена права позитивной политикой и религией, а прав личности - обязанностями не обозначает, согласно проекту Конта, каких-либо посягательств на капиталистическое имущество. Мыслитель старается предоставить новейшее, позитивистское подтверждение частной собственности капиталистов.

«В нормальном состоянии человечества, - слагал Огюст Конт, - каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания. Этот всеобщий принцип должен быть применен и к собственности, в которой позитивизм видит особенно необходимую социальную функцию, предназначенную создавать и управлять капиталами, при помощи которых каждое поколение подготовляет работу для следующего за ним. Разумное понимание роли капитала облагораживает

обладание им, не ограничивая его справедливой свободы и даже заставляя ее больше уважать» [5, С.85].

Французский мыслитель разными методами стремился реализовать собственные проекты. Он адресовался к Николаю I, к Решид-паше. Не далек он был мыслям индивидуальной диктатуры, исполняемой под контролированием позитивистов. Весьма крупные ожидания Конт и его воспитанники вверяли иезуитов, с которыми устремлялись заключить религиозно-политический союз. Огюст постоянно ощущал расположения к католической церкви как "великой силе порядка". Огромной наградой католицизма он полагал разработку самостоятельной духовной власти, отвратившей большое число злоупотреблений.

В своих политико-правовых учениях Конт порицал враждебные битвы. Осуждал колониальный гнет, колониализм в целом. В мировом объединении социократии все эти достояния, пережитки "военного быта" обязаны пропасть из жизни людей.

Немалому воздействию подвергались философские мысли позитивизма. Литература и искусство очутились под воздействием позитивизма. Огюст полагал частную собственность социально нужной. Разделение на капиталистов и пролетариев - естественным и необходимым. Все без исключения данное он именовал промышленным классом. Тем не менее, Конт опровергал в завершении своей работы равенство граждан, юридическую свободу. Из-за этого его судили, осуждали, называли безумным и многое другое.

Теория мыслителя проявила существенное воздействие на дальнейшую философскую и политическую мысль буржуазии. Еще в минувшие годы жизни Конта доля его учеников образовала позитивистские церковные общины во Франции, Чили, Англии. Потом позитивизм приобрел огромное продвижение в философии и приобрел разнообразные изменения. Под мощным воздействием философии Огюста Конта сформировались континентальный юридический позитивизм и социологическая теория Герберта Спенсера.

Что качается моего мнения, то при всей своей гениальности Конт никак не основал политико-правовую программу, дарованную быть идеологической базой обширных многочисленных перемещений и политических партий. Воздействие позитивизма свелось к полному и длительному влиянию на науку.

В итоге позитивизм Огюста Конта, вопреки знаменитому утопизму единичных утверждений его теории, проявил огромное и продуктивное влияние на развитие науки. И под влиянием философского позитивизма Конта выработались социологические теории Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Леона Дюги, Максима Ковалевского.

Библиографический список

1. Воротилин Е. А. История политических и правовых учений. Учебник. / Е. А. Воротилин. - М.: 2006. - 556 с.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. Учебник. / Э. Дюркгейм. - М.: 1995. - 352 с.

3. Конт О. Курс позитивной философии / О. Конт. - СПб. : 1971. - 586 с.

4. Конт О. Дух позитивной философии / О. Конт. - М. : 2003. - 256 с.

5. Лейст О. Э. История политических и правовых учений. Учебник. / О. Э. Лейст. - М.: 1997. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.