УДК 334.723
Е.М. Семина, Т. Н. Шушунова*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: [email protected]
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
Россия обладает огромным потенциалом государственно-частного партнерства, который может быть использован при решении ряда важных задач современной экономической политики России в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Важнейшим фактором обеспечения развития партнерских отношений бизнеса и государства является политико-правовая среда, которая создает стабильные базовые условия для развития и реализации частно-государственных проектов.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, институциональная среда, цели, задачи, проблемы, факторы развития.
В современной трансформационной экономике России, когда формируются новые экономические отношения, все более
интегрированные в мировое сообщество, возникает острая необходимость в более тесном взаимодействии государства и частного сектора. С 2004 г. начинает играть все более значимую роль такая эффективная структура, как государственно-частное партнерство. Подтверждением тому служит принятие ряда нормативных актов, которые регулируют взаимоотношения частного бизнеса и государства в этой сфере: федерального закона «О концессионных соглашениях», постановлений Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ, федеральных законов «О банке развития», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др. Повышенный интерес к данному взаимодействию государства и частного бизнеса объясняется тем, что во многих странах оно позволяет эффективно решать крупные социальные и экономические проблемы путем объединения ресурсов государственного и частного секторов.
В настоящее время нет общепринятого толкования явления хозяйственной жизни, как государственно-частное партнерство [1]. Под партнерством понимается любое взаимодействие государства и бизнеса, что создает сложности в процессе реализации инвестиционных проектов, как на федеральном, так и на региональных и муниципальных уровнях. На современном этапе в зависимости от целей и методов решения тех или иных проблем, отраслей экономики, в которых разрабатывается и реализуется проект, рождается огромное количество форм и моделей государственно-частного партнерства.
Критериями отнесения к той или иной форме государственно-частного партнерства служат отношения собственности (владение,
распоряжение, пользование), степень зависимости
от государства в плане финансирования и разделения рисков и другие.
Партнерство государства и бизнеса является положительным явлением в развитии экономики страны. Каждая сторона, в процессе достижения единой цели, извлекает для себя выгоду. Объединение материальных и нематериальных ресурсов государства и частного бизнеса предоставляет возможность достичь наилучших результатов в тех областях, где присутствуют так называемые «провалы рынка» или «провалы государства».
Однако имеют место и недостатки государственно-частного партнерства, которые выражаются в противоречии интересов государства и бизнеса, слабой и неразвитой правовой среде, высокой коррумпированности государственного управления и низкой квалификации специалистов по данному профилю.
Совершенствование механизма
государственно-частного партнерства и формирование новых структур в экономической системе России в условиях ее развития обеспечивает привлечение в экономику частных инвестиций, повышение качества товаров и услуг, предоставляемых потребителям, будет
способствовать росту конкурентоспособности российского бизнеса. Все это, в конечном счете, окажет благоприятное влияние на процесс формирования инновационной экономики.
В то же время, несмотря на большое внимание ученых к проблемам становления и развития государственно-частного партнерства в России, многие вопросы остаются еще недостаточно исследованными. Нет пока полной ясности в оптимизации правомочий собственности между государством и частным сектором экономики.
Имеющийся опыт создания и функционирования государственно-частного
партнерства говорит о том, что одним из важнейших факторов обеспечения развития партнерских отношений бизнеса и государства является политико-правовая среда, которая создает стабильные базовые условия для развития и реализации частно-государственных проектов.
В России пока существуют значительные пробелы в законодательстве, регламентирующем хозяйственную деятельность на объектах государственной собственности с участием частного сектора. Отсутствуют институты публичного права и собственности, а также другие, в рамках которых функционирует вся система партнерских отношений государства и частного сектора в развитых странах. Партнерства могут вписываться в различные правовые рамки, создающие предпосылки и основу для участия бизнеса в управлении государственной собственностью. Можно выделить два способа организации партнерских отношений с позиции права. Первый вариант - это эволюционное врастание частно-государственного партнерства в действующую правовую систему непосредственно применяемого и косвенного законодательства. В совокупности образуется достаточно
разветвленная система правовых положений для нормального функционирования партнерских отношений. Она включают в себя законы, обеспечивающие различные режимы
использования государственного имущества и обмена валюты, гражданского и налогового кодекса контрактного права, законы, регулирующие инвестиционные вложения и др.
Второй вариант включает в себя разработку новых, стабильных институциональных и правовых рамок. В данном случае партнерства формируются в рамках специальных законодательных актов, а деятельность партнеров регламентируется десятками приложений, предназначенных восполнить отсутствие контрактного права.
Для того чтобы государственно-частное партнерство в России развивалось комплексно и с наибольшей эффективностью, оно должно базироваться не на отдельных законах, а на своде правовых норм. А это предполагает выстраивания сложной системы отношений и контрактного комплекса, в который следует включать, в частности, законы о концессиях, государственной собственности, иностранных инвестициях, а также ряд подзаконных актов, регламентирующие деятельность в рамках концессии. Однако, как показывает мировой опыт, первоочередной задачей в рамках устранения препятствия для успешного развития государственно-частного партнерства является принятие закона «О государственно-частном партнерстве», который позволит создать положительную динамику в эффективном решении федеральных задач, направленных на развитие долгосрочных инфраструктурных, социальных проектов,
создание новых возможностей для развития частного бизнеса.
Вместе с тем, в настоящее время федеральное законодательство идет по пути создания отдельных нормативных актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с частными лицами. Кроме того, на федеральном уровне разработано существенное количество гражданско-правовых механизмов, позволяющих «вписывать» реализацию государственно-частного партнерства в рамки существующего законодательства.
Развитию государственно-частного
партнерства препятствует и проблема перераспределения прав собственности в процессе реализации проекта государственно-частного партнерства, так как предметом государственно-частного партнерства выступает государственная собственность. В связи с тем, что проекты государственно-частного партнерства в основном носят инфраструктурный характер, то полная передача прав собственности в руки частного бизнеса влечет за собой возникновение социальных и политических напряжений в обществе. Поэтому целесообразным является передача ограниченных правомочий, как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и право на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам. Однако до сих пор в правовом плане по формам государственно-частного партнерства не закреплены права собственности каждого участника партнерства [2].
После завершения проекта на принципах государственно-частного партнерства
немаловажным является и вопрос распределения дохода между государством и бизнесом. По мнению диссертанта, доля участия каждого из участников в прибыли должна соответствовать их доле участия в общем объеме инвестиций. А для того, чтобы определить доход государства в качестве собственника уместно организовывать открытые торги среди потенциальных инвесторов.
В настоящее время существует острая необходимость перехода России от сырьевой направленности к инновационной модели развития. Двигателем данного процесса является активизация механизма государственно-частного партнерства в данной сфере. Однако в силу технологического отставания России от развитых стран в плане производства инновационных продукции, технологий, защиты
интеллектуальной собственности переход на «инновационные рельсы» протекает крайне сложно. Международный опыт показывает что нормальная промышленная политика является реакцией на деятельность и активность бизнеса, не государство подталкивает бизнес работать в том
или ином направлении, а, наоборот, он обращается за государственной поддержкой [3].
Несмотря на трудности реализации инструмента государственно-частного
партнерства, он позволяет достичь оптимальных результатов высокого качества. Успех его реализации во многом зависит от проработанной законодательной базы, налаженной
институциональной среды, экономических и
организационных решений всех аспектов существующих проблем. Государственно-частное партнерство способствует диверсификации экономики в соответствии со стратегическими целями власти, результатом чего служит высокий уровень жизни потребителей услуг, то есть общества в целом.
Шушунова Татьяна Николаевна к.т.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Елизавета Михайловна Семина студентка 3 курса Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Бруссер П. А., Рожкова С.С. / Государственно-частное партнерство - новый механичм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг, 2007. № 2, С. 29-33.
2. Игнатюк И. А. / Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика, 2006. № 8, С. 3-8
3. Вдовенко З.В. Формирование методологии эффективного управления экономическими системами — М.: Современная гуманитарная акад, 2008. — С.36-43.
Semiпа Elizaveta М1кИау1оупа, Shushunova Tatiana Nikolaevna D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
POLITICAL- LAWFUL MEDIUM AS THE FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN Russi
Abstract
Russia possesses the enormous of potentsia the scrap of state-private partnership, which mho zhet to be used for the solution of the number of the important problems of the contemporary economic policy of Russia in the number of the capital-intensive industries of the economy, in the regional and local economy, in sfe Re of small and average business. The political- lawful medium, which creates stable basic conditions for the development and realizations of particular- state projects, is the important factor of the guarantee of development of the partner attitudes of business and state
Key words: state-private partnership, investment, institutional environment, purpose, task, problem, the factors of development