Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО􏰀ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ МАРТА 2014 г.'

ПОЛИТИКО􏰀ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ МАРТА 2014 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
political economy / cross-country and crossregional comparison of institutes / economic history

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергей Жаворонков

В марте 2014 г. Россия объявила о присоединении к себе Крыма, основываясь на итогах референдума, проведенного 16 марта 2014 г. В ответ США и ЕС ввели против российских чиновников (а США – также и в отношении близких к В. Путину предпринимателей) визовые санкции и запрет на обладание активами в их юрисдикциях. Клуб «большой восьмерки» перестал существовать; фактически Россия, с одной стороны, и США, Канада, Европа и Австралия – с другой, возвращаются к ситуации до 1991 г., когда они считали друг друга главными противниками. Это чревато для России существенным снижением инвестиций, усилением вывоза капитала и экономическим спадом даже несмотря на то, что в короткие сроки эти страны не смогут заместить российский углеводородный экспорт и нанести РФ существенный экономический ущерб. В российский парламент внесены законопроекты о выдаче гражданства всем потомкам жителей Российской империи – «носителям русского языка» и об отмене выборов мэров крупных городов, однако их рассмотрение не форсируется, и, вероятно, они будут скорректированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and Economic Results of March 2014

In March 2014 Russia announced the accession of Crimea based on the results of the referendum held on 16 March 2014. In response the U.S. and EU introduced visa sanctions and a ban on the possession of assets in their jurisdictions for Russian officials (and in the U.S. this also extended to certain businessmen close to Vladimir Putin). The G8 forum ceased to exist and, effectively, Russia, on the one hand, and the U.S., Canada, Europe and Australia, on the other, returned to the situation before 1991 when they considered each other as major opponents. For Russia this may result in a considerable decrease in investment, the withdrawal of capital and an economic decline, even despite the fact that, in the short term, these countries will be unable to replace the Russian hydrocarbon exports and this will cause substantial economic damage. The Russian Parliament introduced a bill to confer citizenship on all descendants of residents of the Russian Empire who are “native speakers of the Russian language” and to cancel mayoral elections in the largest cities, however, consideration of these laws has not been accelerated and they will most probably be amendedы.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО􏰀ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ МАРТА 2014 г.»

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ МАРТА 2014 г.

Сергей ЖАВОРОНКОВ, канд. экон. наук

В марте 2014 г. Россия объявила о присоединении к себе Крыма, основываясь на итогах референдума, проведенного 16 марта 2014 г. В ответ США и ЕС ввели против российских чиновников (а США - также и в отношении близких к В. Путину предпринимателей) визовые санкции и запрет на обладание активами в их юрисдикциях. Клуб «большой восьмерки» перестал существовать; фактически Россия, с одной стороны, и США, Канада, Европа и Австралия - с другой, возвращаются к ситуации до 1991 г., когда они считали друг друга главными противниками. Это чревато для России существенным снижением инвестиций, усилением вывоза капитала и экономическим спадом даже несмотря на то, что в короткие сроки эти страны не смогут заместить российский углеводородный экспорт и нанести РФ существенный экономический ущерб.

В российский парламент внесены законопроекты о выдаче гражданства всем потомкам жителей Российской империи - «носителям русского языка» и об отмене выборов мэров крупных городов, однако их рассмотрение не форсируется, и, вероятно, они будут скорректированы.

Главной не только российской, но и мировой новостью марта 2014 г. стало присоединение Крыма к России. Еще в феврале это казалось нереальным, и объявленный референдум о статусе Крыма в составе Украины, намеченный на май 2014 г. одновременно с президентскими выборами на Украине, как минимум выглядел как средство воздействия на киевские власти, а как максимум - как вероятность появления в мире еще одной непризнанной республики, аналогичной Южной Осетии, Абхазии, Северному Кипру, Карабаху и т.п.

Однако в первые дни марта ситуация резко изменилась. 1 марта Совет Федерации рос-

сийского парламента дал В. Путину согласие на использование Вооруженных сил России «на территории Украины». 8 марта Верховный Совет Крыма изменил формулировку референдума (ранее она звучала довольно обтекаемо - «о статусе Крыма в составе Украины на основе договора») на два альтернативных вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?», а сам срок референдума сдвинул на 16 марта. Государственные чиновники Украины перестали допускаться в Крым, а воинские части Украины в Крыму были блокированы вооруженными людьми в масках, чья принадлежность к российским войскам вызывала мало сомнений.

Прошедший 16 марта референдум, по официальным данным крымских властей, прошел с явкой в 82%. 95,5% проголосовавших выбрали вариант вхождения в состав России. Противники вхождения, прежде всего крымские татары (около 12-15% населения Крыма), референдум бойкотировали. Хотя в официальных данных есть определенные сомнения (к примеру, на некоторые участки не были допущены наблюдатели и журналисты), в целом очевидно, что большинство населения Крыма действительно участвовало в референдуме и действительно поддержало вхождение в состав России.

После этого часть гарнизонов вооруженных сил Украины, находившихся в Крыму, согласились присоединиться к России, другая часть мирно эвакуировалась на территорию континентальной Украины. Новые власти объявили о национализации собственности украинских государственных компаний в Крыму, а власти российские - о денонсации соглашений о пребывании Черноморского флота

в Крыму, которые предоставляли украинской стороне существенную скидку на российский газ.

Время для спецоперации в Крыму было выбрано довольно удачно - прежде всего потому, что новые украинские власти оказались поставлены перед выбором: либо начать боевые действия в Крыму с перспективой затяжной войны на территории всей Украины, либо де-факто смириться с потерей Крыма и сосредоточиться на проведении майских президентских выборов, а также на защите восточных и южных регионов страны от повторения «крымского сценария». Они предсказуемо выбрали второй вариант. Им удалось договориться с крупным бизнесом южных и восточных регионов, представители которых (ранее входившие в команду В. Януковича) были назначены губернаторами соответствующих областей, местные легислатуры отказались от каких-либо сепаратистских шагов, а несколько лидеров «с улицы», пытавшихся штурмовать государственные учреждения, были арестованы, после чего протесты пошли на спад.

Впрочем, по состоянию на конец марта вовсе не очевидно, что войны удастся избежать, хотя ее вероятность снизилась. Официальная риторика российских властей по-прежнему не признает новые украинские власти, а также назначенные на май выборы, говоря о «легитимном президенте Януковиче», который на Украине консенсусом фактически объявлен государственным изменником, исключен из некогда правящей «Партии регионов» и потерял поддержку союзника - Коммунистической партии Украины. На территории Украины не осталось ни одной сколь-нибудь крупной партии, которая считала бы Януковича главой государства и не признавала бы назначенные на май президентские выборы.

Вместе с тем Россия согласилась на направление на Украину наблюдательной миссии ОБСЕ, а также -время от времени - ее официальные лица второго уровня контактируют с украинскими официальными лицами для обсуждения каких-то практических вопросов.

Российские официальные лица опровергают наличие планов вторжения на Украину - хотя буквально за несколько дней до назначения референдума о вхождении Крыма в состав России В. Путин также опровергал наличие соответствующих планов. Российские телеканалы сообщают фантастическую информацию о происходящем на Украине вплоть до каких-то сотен тысяч беженцев, которых никто не видел и т.п., и такие «картинки» фактически направлены на оправдание возможной военной операции.

События на Украине пока не очень сказались на внутрироссийской политической обстановке. Прошли массовые митинги в поддержку присоединения Крыма и, напротив, против войны с Украиной. Роскомнадзор запретил несколько оппозиционных сайтов, в том числе блог известного оппозиционера А. Навального в «Живом журнале» (вместе с тем сохранились его многочисленные «зеркала»). Спикер Государственной Думы С. Нарышкин опроверг информацию о возможных досрочных выборах парламента (перед этим высказывались мнения, что на фоне роста популярности власти это может иметь для нее смысл). Но мы остановимся на двух важных законопроектах, внесенных в Государственную Думу.

Во-первых, это внесенный группой депутатов от «Единой России» закон об отмене выборов мэров городов. Согласно ему отменяются выборы населением мэров городов, которые имеют районное деление (это 56 самых крупных городов, большинство столиц субъектов Федерации); более того, отменяются прямые выборы городских дум, которые должны из своего состава избирать мэра, - отныне эти думы должны быть делегированы думами районными, причем в равной пропорции независимо от числа избирателей района.

Подобной системы не существует ни в одной развитой стране и, можно сказать, она копирует какие-то феодальные системы типа Генеральных штатов во Франции. Кроме того,

эта система, если она вступит в силу, прямо нарушит предвыборные обещания В. Путина от февраля 2012 г., когда Президент обещал повсеместно ввести прямые выборы мэров городов (сейчас это компетенция муниципалитета - возможны как прямые, так и непрямые выборы мэра из числа депутатов). Внесение этого законопроекта не Президентом и не Правительством РФ, однако, оставляет шансы на его трансформацию. В случае же, если он будет принят, то возможны разные сценарии -как ожидаемый «Единой Россией», при котором народ не станет интересоваться выборами многочисленных малоизвестных депутатов в районные думы, становящиеся ключевыми согласно этой схеме, так и иной - в силу резкого сокращения числа избирательных округов каждый округ оппозиция, без особых материальных затрат, сможет обойти по принципу «от двери к двери».

Во-вторых, речь идет о внесенных Правительством РФ поправках в Закон «О гражданстве Российской Федерации». Понятно, что крымская история потребовала как минимум изменения правил получения гражданства жителями Крыма, а может быть, и гражданами Украины. Однако внесенный законопроект оказался шокирующим - согласно ему гражданство России может получить любой потомок гражданина Российской империи, являющийся «носителем русского языка». Кто им является, а кто нет, будут определять специальные комиссии органов исполнительной власти -т.е. речь не идет даже о формальном экзамене. Такой претендент должен отказаться от гражданства другой страны и выразить готовность переехать в Россию на постоянное жительство. Фактически это означает право десятков миллионов жителей Средней Азии и Закавказья «просто так» стать гражданами России - понятно, что никакой причины отказаться от гражданства бедных стран при этом не возникнет.

Кроме того, предполагается, что претендент на гражданство может два года легально находиться на территории России, что взры-

вает существующую систему защиты национального рынка труда -трудовых квот, разрешений на работу, разрешений на проживание и т.п. (сейчас приезжий, если он не получил легальных разрешений, обязан выехать через три месяца).

Законопроект не вызывал какого-то существенного информационного противодействия (прежде всего потому, что люди не понимали, о каком гражданстве идет речь, и предполагали, что - о русских в Крыму, что было бы логично), однако его рассмотрение, изначально назначенное на 21 марта 2014 г., было отложено на неопределенный срок. По-видимому, власти понимают, что либо внесенный законопроект пока «не доведен», либо опасаются реакции общества, когда ему станет известно, о каких «потомках империи» идет речь.

Что касается внешнеполитической обстановки, то она изменилась за рассматриваемый период кардинально. Можно сказать, что речь идет о самых значительных переменах в международных отношениях начиная с 1991 г. Ни события вокруг Косова, ни войны в Ираке и Афганистане, ни война между Россией и Грузией в августе 2008 г. не вызывали подобного международного резонанса.

Максимально жесткие санкции против России ввели США -они объявили о запрете въезда в страну и о замораживании активов двух десятков российских чиновников (в том числе глав нижней и верхней палат парламента С. Нарышкина и В. Матвиенко, вице-премьера Д. Рогозина, главы администрации Президента РФ С. Иванова и его заместителя А. Громова, помощников Президента РФ В. Суркова,

A. Фурсенко и С. Глазьева, ряда депутатов и сенаторов, а также руководителя государственной компании «ОАО "РЖД"» В. Якунина и предпринимателей Ю. Ковальчука (банк «Россия»), Г. Тимченко (совладелец нефтетрейде-ра Gunvor, газовой компании «НОВАТЭК», ряда строительных организацией) и братьев Ротенбергов (крупнейшие подрядчики ОАО «Газпром») - которых считают друзьями

B. Путина. Европейский союз, а также Швей-

цария, Норвегия, Канада и Австралия ввели аналогичные санкции - правда, не включив в них наиболее «чувствительных» к санкциям лиц, т.е. пятерых перечисленных предпринимателей, имеющих значительные активы в странах ЕС. Далее, единогласно было принято решение о ликвидации клуба <^8» и о возврате к формату «^7», существовавшему двадцать лет назад. Кроме того, США объявили о запрете на экспорт в Россию продукции двойного назначения.

Россия в ответ объявила персонами «нон грата» ряд американских и европейских политиков, ввела ограничения на ввоз европейской свинины и австралийской говядины, а также прекратила российский бизнес украинских политиков и предпринимателей П. Поро-шенко и Г. Коломойского (счета кондитерской фабрики первого были заморожены и ее работа остановлена, а в российский филиал банка второго была введена временная администрация). Г. Тимченко объявил, что он продал свою долю в нефтетрейдере Gunvor буквально за день до введения санкций США.

На этом этапе среди западных партнеров пока что возникли разногласия. Очевидно, что в случае вторжения России на континентальную Украину санкции будут расширены, прежде всего на бизнес, который подозревают в близости к российским властям. Голосование на Генеральной Ассамблее ООН в конце марта за резолюцию, не признающую легитимность референдума в Крыму, дало следующие показательные результаты: 100 стран проголосовали «за» (в том числе почти все развитые страны, кроме Израиля, не участвовавшего в голосовании, а также Индонезия, Малайзия, Чили, Колумбия, Азербайджан и Молдова); 11 - «против», кроме России это Белоруссия, Армения, Сирия, Судан, Северная Корея, Боливия, Никарагуа, Венесуэла, Зимбабве, Куба; 58 стран воздержались (в том числе Китай, Индия, Аргентина, Бразилия, Южная Африка, Ирак, Казахстан, Узбекистан); не голосовали Иран, Киргизия и Таджикистан. Конечно, назвать это дипломатическим успехом трудно -

скорее можно говорить о «почетном», не с нулевым счетом, поражении.

Довольно сложно рационально объяснять происходящее, когда и в России, и на Украине, и на Западе политиков и население захлестывают эмоции. Но все же попробуем.

Суть претензий к России такова: она нарушила собственные дипломатические обязательства по Будапештскому соглашению 1994 г., по которому, в обмен на отказ Украины и Белоруссии от ядерного оружия, Россия, Великобритания и США гарантировали их суверенитет и безопасность. Более того, использованная Россией аргументация («самовыражение» русскоязычного населения) означает, что завтра она может напасть не только на континентальную Украину, но и на Белоруссию, Казахстан, Молдавию. Кроме того, оказалось нарушено существовавшее десятилетия неформальное правило, согласно которому в случае отделения определенной территории от определенной страны она не присоединяется к другой, а становится независимой, -это правило, если присмотреться, соблюдалось и в случае Северного Кипра, и Карабаха, и Южной Осетии с Абхазией, и Южного Судана, и Косова и т.п.

Российская позиция состоит в том, что, во-первых, ее обязательства изменяются во времени и в отношении Украины не действуют -потому что каким-то образом суверенитет Украины был нарушен еще раньше, чем в Крыму; во-вторых, русскоязычное население имеет право на самоопределение, тем более что эти вопросы обсуждаются сейчас и в Европе - в Шотландии, Каталонии, во Фламан-дии. Ну а фактически из всего этого вытекают крах системы международной безопасности и возврат к «праву сильного». В настоящее время западные страны не готовы воевать за Украину, Молдавию или Казахстан - следовательно, российская армия по своему боевому потенциалу вполне может их захватить (однако удержать их при отсутствии поддержки населения окажется значительно более трудной задачей).

Вместе с тем Россия серьезно экономически зависит от западных стран - прежде всего от их капиталов, но и в смысле товарооборота: на европейские страны приходится более 50% российского экспорта, который представлен в основном углеводородами и составляет основу национального бюджета. Заместить их в короткое время невозможно, однако в среднесрочном периоде вполне вероятно резко снизить их долю (за счет снятия санкций с Ирана, снятия запрета на экспорт сырой нефти из США, форсирования строительства терминалов в целях снижения и регазификации газа, которое уже идет в США и Европе, замены газа на уголь и т.п.). Адекватной по объему средств замены европейскому экспорту нет -Китай готов покупать энергоносители по ценам, далеким от рыночных (например, уже почти 10 лет Россия и Китай не могут согласовать формулу цены на газ и не приступают к строительству газопровода).

Отток капитала из России еще до крымского кризиса оказался огромным - 35 млрд. долл. за январь-февраль текущего года против 63 млрд. долл. за весь 2013 г., и прогнозы говорят о том, что за первый квартал 2014 г. он может сравняться с годовым уровнем 2013 г.

Чем больше будет нарастать отчуждение между Россией и развитыми странами, тем больше население РФ будет его ощущать. И трудно не согласиться здесь с главой Коми-

тета гражданских инициатив, бывшим министром финансов РФ А. Кудриным, высказавшимся в том с мысле , что цена внешней политики, игнорирующей развитые страны, будет для России огромной. Что касается самого Крыма, то нельзя не сказать, что расходы на него будут чрезвычайными.

Из внутрироссийских событий стоит отметить еще одно. Командование кавказских боевиков официально подтвердило смерть Доку Умарова. Бывший известный рэкетир в начале 1990-х годов, он обратился к исламской религии и в череде руководителей подполья прославился тем, что объявил о присоединении к международному террористическому интернационалу и к лозунгам халифата, а не «независимости Ичкерии», как ранее. Умаров, по-видимому, умер от ран, полученных в бою.

Новым главой «подпольного сопротивления» объявлен аварец Алиасхаб Кебеков (Абу-Мухаммад), ранее бывший вторым лицом в подполье Дагестана, так называемым «кадием» (исламским судьей) и держателем кассы подполья, насчитывающей сотни миллионов, если не миллиарды, рублей, полученных изначально из российского бюджета, а затем, рэкетом, с чиновников. Это событие отражает тот факт, что основная террористическая угроза переместилась из Чечни и Ингушетии в Дагестан и она, судя по недавним терактам в Волгограде, остается довольно серьезной.«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.