Научная статья на тему 'Политика заработной платы в условиях экономического кризиса (на примере промышленных предприятий России и Беларуси)'

Политика заработной платы в условиях экономического кризиса (на примере промышленных предприятий России и Беларуси) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА / РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / POLICY OF PAYMENT LABOR / LABOR MARKET / ECONOMY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукен Татьяна Юрьевна

Рассмотрена подстройка внутрифирменной политики заработной платы к условиям экономического кризиса. Определены основные направления трансформации политики, оценка их распространенности и эффективности на промышленных предприятиях России и Беларуси, выявлены межстрановые различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAGE POLICY IN THE ECONOMIC CRISIS (CASE STUDY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA AND BELARUS)

We considered adjustment wage policy to the economic crisis. The main directions of policy transformations, evaluation of their extent and effectiveness at the industrial enterprises of Russia and Belarus are defined, crosscountry differences are detected.

Текст научной работы на тему «Политика заработной платы в условиях экономического кризиса (на примере промышленных предприятий России и Беларуси)»

УДК 331.5

ПОЛИТИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ)1

WAGE POLICY IN THE ECONOMIC CRISIS (CASE STUDY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA AND BELARUS)

Т.Ю. Стукен T.U. Stuken

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Рассмотрена подстройка внутрифирменной политики заработной платы к условиям экономического кризиса. Определены основные направления трансформации политики, оценка их распространенности и эффективности на промышленных предприятиях России и Беларуси, выявлены межстрановые различия.

We considered adjustment wage policy to the economic crisis. The main directions of policy transformations, evaluation of their extent and effectiveness at the industrial enterprises of Russia and Belarus are defined, crosscountry differences are detected.

Ключевые слова: политика оплаты труда, рынок труда, экономические институты.

Key words: policy of payment labor, labor market, economy institutions.

Изменение экономической ситуации влечет за собой подстройку рынка труда к новым условиям, которая может осуществляться различными способами: через изменение занятости, рабочего времени или заработной платы либо их сочетанием с применением как формальных, так и неформальных адаптационных механизмов.

При этом одной из основных реакций в ответ на появление кризисных тенденций в экономике на значительной части постсоветского пространства является изменение заработной платы. В существующих публикациях при изучении влияния экономического кризиса на заработную плату акцент делается на оценку эластичности заработной платы по объему производства без углубленного рассмотрения внутренних составляющих динамики заработной платы, в том числе изменения доли постоянной части, надбавок, премий, изменения формализации и прозрачности выплат и пр. Представляется, что знание конкретных механизмов изменения заработной платы в условиях кризиса способствует не только пониманию процессов, происходящих на рынке труда, но и позволяет выработать меры, направленные на регулирование рынка труда и уровня жизни населения.

Особенностью экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., является его глобальный характер. В этой связи представляют интерес особенности подстройки различных национальных рынков труда к новым условиям.

Теоретически существует ограниченное число реакций заработной платы на изменение внешней среды. Между тем институциональные особенности различных экономик определяют огромное разнообразие конкретных вариантов поведения. При сопоставимом уровне экономического развития, схожести исторических процессов и менталитета есть основания полагать, что реакция рынка труда в части изменения уровня и структуры заработной платы будет различной. Именно с этих позиций представляет интерес сравнительный анализ рынков труда России и Беларуси в современных условиях. Учитывая, что последствия экономического кризиса различны для разных отраслей, для проведения сравнительного анализа целесообразно остановиться на какой-либо одной отрасли. Такой отраслью в настоящем исследовании выступает промышленность.

Кроме того, промышленность является одной из ведущих отраслей экономики как в России, так и в Беларуси. Согласно официальным

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ-БРФФИ в рамках международного научно-исследовательского проекта РГНФ-БРФФИ «Реакция внутрифирменной политики оплаты труда на изменение экономической ситуации: сравнительный анализ Российской Федерации и Республики Беларусь», проект № 11-22-01004а/Bel.

© Т.Ю. Стукен, 2012

данным, ее доля в структуре занятых достигает одной пятой всех занятых в экономике России и четверти в Беларуси. Именно поэтому многие процессы и закономерности, характерные для промышленности, являются важными и для экономик обеих стран в целом.

В обеих странах экономический кризис затронул промышленность в большей степени, чем другие отрасли экономики, поэтому именно здесь следует ожидать наиболее заметной реакции заработной платы на изменившиеся условия. Так, в России объем промышленного производства в 2009 г. сократился на 9,3 % при общем сокращении ВВП только на 6,0 %. В Беларуси падение было менее значительным: в 2009 г. объем промышленного производства сократился только на 2 %. Это, однако, существенное снижение, если принять во внимание, что прирост ВВП в том же году составил 0,2 %, а темпы прироста объема промышленного производства за предыдущие пять лет не опускались ниже 8,7 % [1; 2].

Обе страны имеют опыт подстройки рынка труда в условиях экономического кризиса 1990-х гг., когда снижение спроса на труд влекло за собой существенное снижение заработной платы при значительно меньшем сокращении занятости. Распространенными формами приспособления являлись замораживание заработной платы, появление теневых схем оплаты, значительные задержки выплат, снижение формализации и рост непрозрачности выплат.

За прошедший период в обеих странах общегосударственные институты заработной платы, включая трудовое законодательство, законодательство о минимальной заработной плате, механизмы установления заработной платы претерпели существенные изменения. Новые институциональные механизмы сформировались и на внутрифирменном уровне.

Для выявления типов реакции зарплато-образования на условия экономического кризиса была разработана программа исследования, включающая анализ официальной статистической информации и проведение экспертного опроса. В качестве экспертов были выбраны руководители организаций, а также отделов и

служб, в функциональные обязанности которых входят вопросы заработной платы. Всего были опрошены представители 42 российских и 22 белорусских промышленных предприятий разных организационно-правовых форм из Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Ярославля, Нижнего Новгорода, Махачкалы, Новосибирска, Челябинска, Тюмени, Салехарда, Омска, Кемерова, Бийска, Иркутска, Минска, Могилева, Витебска и Гомеля. Экспертный опрос проводился как при непосредственном контакте эксперта и интервьюера, так и в режиме удаленного доступа (8куре и электронная почта). С учетом институциональной специфики рынка труда двух стран, исследование включало две группы вопросов (общие и специфические), отражающих особенности реакции предприятий на конкретные условия каждой из стран. Спектр вошедших в выборку предприятий обеих стран достаточно разнообразен - химическая и топливная промышленность, производство электроэнергии, промышленность строительных материалов, машиностроение, деревообработка, производство продуктов питания, легкая промышленность.

В данной статье представлены результаты тестирования двух гипотез:

1. Несмотря на различия в институциональной структуре регуляторов оплаты труда, экономический кризис 2008-2009 гг. в промышленности обеих стран сопровождался меньшей гибкостью заработной платы в сторону понижения, по сравнению с кризисом 1990-х гг.

2. Характеристики зарплатообразования на промышленных предприятиях России и Беларуси различаются соотношением и силой влияния общегосударственных и внутрифирменных институтов. В Беларуси, по сравнению с Россией, более высок удельный вес общегосударственных институтов, тогда как в России - внутрифирменных.

Анализ статистической информации на сайтах Росстата и Белстата (см. таблицу) позволяет сделать определенные выводы о степени гибкости заработной платы обеих стран в условиях экономического кризиса 2008-2009 гг.

Основные характеристики подстройки промышленных предприятий России и Беларуси в период экономического кризиса (2008-2009 гг.)

Показатель Россия Беларусь

Индекс объема промышленного производства (в ценах 2008 г.) 0,907 0,980

Индекс численности занятых 0,935 0,967

Индекс производительности труда 0,970 1,013

Индекс реальной заработной платы (в ценах 2008 г.) 0,980 0,970

В обеих странах сокращение объема производства вызвало и снижение занятости, и снижение заработной платы. Однако при этом снижение занятости оказалось большим по сравнению со снижением заработной платы, что свидетельствует о том, что рынки труда обеих стран реагировали на изменения типично для развитых стран. Так, например, эластичность занятости по объему производства для России составила 0,7, что вдвое выше показателей 1990-х гг. При этом в кризисный период реальная заработная плата в России сократилась в меньшей степени, чем производительность труда: одному проценту падения производительности труда соответствовало снижение заработной платы на 0,67 %. Обстоятельством, способным объяснить данную ситуацию, является то, что к началу последнего экономического кризиса российская промышленность подошла, испытывая кадровый голод, вызванный низкой заработной платой. В этих условиях дальнейшее падение заработной платы вызывало риск ухода и без того небольшой части высококвалифицированных работников и ставило под угрозу выживание предприятия.

Белорусская промышленность не была столь же сильно затронута экономическим кризисом, однако ее показатели подстройки не менее интересны. Снижение численности занятых и реальной заработной платы оказались даже более интенсивными, чем падение объема производства. Кроме того, падение реальной заработной платы имело место в условиях роста производительности труда. Таким образом, реакция заработной платы на экономический кризис действительно различается. Одной из причин такой ситуации может быть наличие на белорусских предприятиях избыточной занятости, что в сочетании с более высокими по сравнению с Россией гарантиями по оплате труда делает практически равновыгодными оба механизма подстройки.

Результаты экспертного опроса позволили получить дополнительную информацию об изменении гибкости заработной платы и механизмах ее установления. Среди вошедших в выборку российских и белорусских предприятий влияние кризиса 2008-2009 гг. ощутили 78 % организаций, при этом оценки для предприятий двух стран значимо не отличаются друг от друга. И российские, и белорусские предприятия использовали различные способы приспособления к условиям кризиса. Вместе с тем набор мер и оценка их эффективности работодателями двух стран несколько различаются. Так, наиболее популярными у российских работодате-

лей являются такие меры, как сокращение персонала, социальных льгот и затрат на развитие персонала, а также премий и надбавок. На использование каждой из них указывает 50 % экспертов и более. Белорусские предприятия реже российских прибегают к сокращениям персонала и премиальных выплат, при этом более половины предприятий адаптируются к условиям экономического кризиса посредством сокращения расходов на социальные программы и переводом работников на режим неполного рабочего времени. Сравнивая данные опроса и официальной статистики, можно отметить, что основной причиной сокращения заработной платы в экономике Беларуси является именно сокращение отработанного времени. Более низкую распространенность сокращения персонала можно рассматривать и как результат в целом более слабых для белорусской промышленности последствий экономического кризиса 2008-2009 гг.

Согласно полученным результатам в рассматриваемых странах отличается не только распространенность использования различных мер, но и оценка их эффективности. Экспертам предлагалось оценить возможные варианты приспособления по порядковой шкале от 0 баллов (совершенно неэффективно) до 3 баллов (высокоэффективно). Если российскими экспертами в качестве наиболее эффективных (2 балла и выше) отмечены сокращение персонала, социальных льгот и программ развития, то их белорусские коллеги безусловный приоритет отдают только сокращению развивающих программ.

Сравнение эффективных и использованных на практике мер показывает, что корреляция между ними у российских предприятий -

0,87, а у белорусских - только 0,66. Возможное объяснение такого расхождения заключается в том, что российский рынок труда является более гибким и позволяет работодателям использовать те меры, которые они считают более эффективными. С другой стороны, эти же результаты свидетельствуют и о более низкой социальной защищенности российских работников, недостаточно эффективном инфорсмен-те, не создающем барьеров для использования неправовых практик 1990-х гг. при адаптации к изменившимся условиям. О правомерности такого подхода свидетельствует, в частности, факт распространения задержек выплаты заработной платы именно на российских предприятиях в период последнего кризиса (21 % пред-приятий-участников опроса). В любом случае полученные результаты требуют дополнительного исследования.

И в той, и в другой стране адаптация к условиям кризиса сопровождалась не только изменением уровня заработной платы, но и институтов зарплатооборазования. Треть российских и четверть белорусских экспертов отметили, что в условиях кризиса возросли полномочия администрации при установлении заработной платы при одновременном сокращении полномочий линейных руководителей. При этом российские предприятия, в отличие от белорусских, в большей степени ориентируются на собственные финансовые возможности при определении заработной платы персонала, а каждое третье из них рассматривает сокращение выплат как важный резерв сокращения общих затрат. Почти треть российских промышленных предприятий указывает, что практикует при определении уровня оплаты труда работника либо приблизительные критерии, либо индивидуализированные схемы оплаты труда.

Напротив, особенности белорусского трудового законодательства накладывают серьезные ограничения на возможности самостоятельного зарплатообразования. Подтверждением этого факта является то, что доля предприятий, указавших на поддержку со стороны государства как на фактор, способствовавший преодолению последствий финансового кризиса, среди российских предприятий составила около 20 %, а среди белорусских - почти в два раза больше. При этом среди основных причин пересмотра заработной платы белорусские эксперты отмечают такой нетипичный для России вариант, как изменение окладов работников бюджетной сферы. Существенно чаще они ориентируются и на отраслевые соглашения, в то время как российские работодатели более гибко реагируют на изменение рыночных условий и объема производства. Одной из основных проблем, сдерживающих внедрение новых подходов к оплате труда, белорусские эксперты счи-

тают недостаточное внимание к вопросам оплаты труда в стране в целом, в то время как большинство отечественных специалистов полагают, что барьеров, сдерживающих внедрение таких подходов, не существует.

Таким образом, сравнение двух экономик показывает достаточно высокую вариативность реакции стран на условия экономического кризиса 2008-2009 гг. Российская модель обнаруживает большую адаптивность, что, с одной стороны, позволяет работодателям преодолеть последствия кризиса с меньшими потерями, а с другой - создает угрозу нарушения прав работников. Опыт Беларуси, заключающийся в поддержании социальной защищенности работников и более жестком регулировании заработной платы, заставляет работодателей искать другие, незарплатные механизмы приспособления либо нести дополнительные издержки, усиливая, тем самым негативные последствия для предприятия.

Представляется, что сравнительная оценка эффективности механизмов адаптации может быть получена только по результатам анализа выхода экономики из кризиса, скорости возвращения на докризисный уровень заработной платы, занятости, продолжительности рабочего времени и социальных льгот для персонала. В то же время уже сейчас очевидно, что уникальный опыт каждой из стран должен быть тщательно изучен с целью выявления перспективных практик и механизмов, позволяющих выбрать оптимальное сочетание гибкости рынка труда и защиты наемных работников.

1. Российская федеральная служба государственной статистики. - ИКЬ: http://www. gks.ru

2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - ИКЬ: Ийр://ЬеМа1. gov.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.