Научная статья на тему 'Политика японской официальной помощи развитию (опр) на современном этапе'

Политика японской официальной помощи развитию (опр) на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1471
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика японской официальной помощи развитию (опр) на современном этапе»



М ЕЖДУ НАРОД Н Ы И ^ ОПЫТ X

ПОЛИТИКА ЯПОНСКОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ (ОПР) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Д.Т. САФАРОВ,

аспирант Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

На сегодняшний день двустороннее сотрудничество и стабильность во внешнеэкономической деятельности играют важную роль для Японии. В конце ХХ в. на фоне экономического спада и процесса перехода японской экономики на новую модель развития проблема укрепления международного сотрудничества и дальнейшей региональной и глобальной интеграции является весьма актуальной. Реализация программы ОПР имела и имеет важное значение в становлении дипломатических взаимоотношений и развитии внешнеэкономической деятельности послевоенной Японии.

Японские власти предают огромное значение официальной помощи в целях развития, подчеркивая тот факт, что «помощь, оказываемая Японией, не только полезна для развивающихся стран, но и необходима для мира и процветания во всем мире» [1, с. 6]. Сегодня Япония занимает первое место в списке стран-доноров, выделяющих средства на реализацию программы «Официальная помощь в целях развития».

Японская ОПР имеет важное историческое значение в развитии внешнеполитической деятельности страны после второй мировой войны. Основной акцент внешнеполитического курса послевоенной Японии был сделан на национальную безопасность. Японское правительство, присоединившись к плану Коломбо, ставило своей первостепенной целью реализацию стратегии обеспечения безопасности и умиротворенной внешнеполитической деятельности. Осуществляя международную деятельность в рамках этого плана, Япония преследовала налаживание

дружественных взаимоотношений со странами Азии. Помимо внешнеполитических проблем, для Японии существовала безотлагательная необходимость налаживания внешнеэкономического сотрудничества и торговли в Азиатском регионе. Для этого первоочередной задачей ставилось разрешение всех разногласий и построенных конфликтов со странами Азии, а в особенности с ЮВА [1, с. 12].

По официальной версии МИДа Японии, японская ОПР зародилась в 1954 г., когда японское правительство решило отправить специалистов в рамках плана Коломбо. Япония насчет принятия участия в плане Коломбо стремилась решить две ключевых задачи:

1) достичь международной значимости, что ей удалось при вступлении в ООН в качестве полноправной участницы в 1956 г.;

2) наладить внешнеполитические и внешнеэкономические взаимоотношения со странами Юго-Восточной Азии, в первую очередь «в форме репараций или частичных компенсаций соседним азиатским странам как обязательство, наложенное на Японию, за поражение в войне и вклад в восстановление и экономическое развитие этих государств» [1, с. 12].

В настоящее время японская ОПР включает в себя разветвленную финансовую систему, ключевые роли в которой играют такие правительственные и международные организации, как МИД Японии, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Японский банк международного сотрудничества, Японское агентство международного

сотрудничества и др.

Помимо этого в реализацию ОПР вовлечены японские негосударственные организации, в число которых входят большие торговые предприятия, такие как Иточю, Канэмацу, Марубэни, Сумитомо, Мицуи и т.д.

Различные организации, вовлеченные в реализацию японской ОПР, рассматривают эту программу исходя из тех целей и задач, решение которых находится в их компетенции.

МИД Японии рассматривает японскую ОПР в первую очередь в качестве инструмента внешнеполитической деятельности, в то же время японский банк экономического сотрудничества - в качестве программы международного экономического сотрудничества. Международные организации под эгидой ООН рассматривают японскую ОПР в качестве инструмента для решения задач Организации Объединенных Наций. Таким образом, цели МИДа Японии в отношении японской ОПР и цели банков и др. международных институтов разнятся - разные учреждения преследуют от ОПР решение своих задач и целей.

По нашему мнению, деятельность японской ОПР на сегодняшний день многогранна - она старается отвечать требованиям всех организаций, вовлеченных в систему ее реализации.

С течением времени роль, значение и направления японской ОПР претерпевали изменения. В период зарождения она проявлялась в качестве технического сотрудничества в азиатском регионе, а к концу ХХ в. переросла в целую систему, включающую в себя множество международных организаций, а также государственных и даже частных фондов.

По мнению специалистов Японского банка международного сотрудничества, в самой Японии помощь развивающимся странам на нужды развития рассматривается в качестве «экономического сотрудничества» [2]. С этой точки зрения они рассматривают программу ОПР как часть этого экономического сотрудничества наряду с частными инвестициями и другими поступлениями. Однако ОПР отличается от них некоторыми особенностями:

- Японская ОПР реализуется за счет агентств, имеющих официальный статус (таких, как, в частности, японское агентство международного сотрудничества);

- ставит перед собой задачи предоставления помощи развивающимся странам и улучшения их благосостояния;

- содержит в себе долю безвозмездной

помощи в размере как минимум 25%.

Частью японской ОПР могут считаться любые внешние займы, имеющие безвозмездную долю в виде гранта не менее 25% [2].

Одной из основных особенностей японской ОПР является то, что она подразделяется на двустороннюю и многостороннюю. Двусторонняя ОПР, связывая Японию и страну-получателя, состоит в свою очередь из безвозмездной помощи (грантов) и займов. Двусторонние гранты в свою очередь подразделяются на безвозмездную помощь и техническое сотрудничество. Многосторонняя ОПР распределяется посредством деятельности различных институтов и международных организаций.

Безвозмездная помощь в виде грантов направляется в основном в страны с низким доходом среди развивающихся государств. Основной целью грантов является помощь в удовлетворении основных нужд людей (медицинское обслуживание, снабжение чистой водой, а также развитие сёл и агро-хозяйства) и развитие людских ресурсов. В некоторых случаях (в основном при предоставлении ОПР наименее развитым странам) гранты идут на финансирование проектов по развитию инфраструктуры страны-получателя (строительство дорог, мостов, телекоммуникаций), хотя для других стран-получателей для этих целей используются обычные займы [2].

Каждая организация, вовлеченная в систему реализации японской ОПР, имеет свои обязанности и полномочия.

Гранты предоставляются Министерством иностранных дел Японии при поддержке японского агентства по международному сотрудничеству (ЛСА).

Что же касается технического сотрудничества, то оно нацелено на достижение экономического прогресса в развивающихся странах.

Основными направлениями в рамках технического сотрудничества являются:

- отправка экспертов и японских волонтеров в страны-получатели;

- обучение специалистов из стран-получателей ОПР;

- снабжение оборудованием и материалами с целью ускорения передачи технологии [3].

Задачи технического сотрудничества затрагивают всю технологическую часть представления помощи в форме грантов, начиная от удовлетворения основных нужд людей и заканчивая предоставлением компьютерных и других высоких технологий

[4]. Техническое сотрудничество в рамках ОПР является проектно-ориентированным. Ответственность за деятельность в рамках технического сотрудничества несет в основном японское агентство по международному сотрудничеству[4].

Займы в рамках ОПР дают возможность развивающимся странам получать низкопроцентные финансовые поступления на долгосрочный период времени. Для предоставления большинства этих займов используется японский банк международного сотрудничества.

В связи с увеличением в последние годы двусторонней помощи в рамках японской ОПР, международное сообщество стало призывать Японию к более активным действиям в рамках многосторонней помощи в целях развития. И Япония начинает все активнее предоставлять многостороннюю помощь через деятельность специализированных институтов ООН. Эти институты можно разделить на две категории. К первой категории относятся международные финансовые институты, предоставляющие фонды, необходимые для реализации помощи в целях развития. Вторая категория включает в себя различные агентства при ООН, вовлеченные в экономическую, социальную и гуманитарную деятельность.

Финансовые поступления в международные финансовые институты находятся под юрисдикцией министерства финансов, тогда как поступления в агентства при ООН осуществляются под контролем МИДа Японии.

Виды займов в рамках японской ОПР:

1. Займы под проекты - это доминирующие займы, доля которых в займах ОПР высока. Эти займы идут, в частности, на финансирование инфраструктурных проектов (строительство дорог, энергетических заводов, водоканалов и оросительных сооружений), а также на покупку оборудования и финансирование различных гражданских работ.

2. Займы на инженерные работы необходимы при разработке проектов на стадии планирования.

3. Финансовые займы, осуществляемые через посредников - это двухступенчатые займы, осуществляемые через финансовые институты стран-получателей. Основной задачей данных займов является финансирование в рамках проведения определенной экономической политики страны-получателя. Эти займы направляются, в частности, на

поддержку мелких и средних предприятий в отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также на поддержку и укрепление финансового сектора страны-получателя.

4. Структурные согласованные займы - эти займы помогают странам-получателям укрепить экономическую политику, способствуя при этом развитию мировой экономики. Обязательствами по займам занимается фонд зарубежного экономического сотрудничества (OECF). Этот фонд, в частности, исследует и оценивает результативность программ стран-получателей, созданных на средства структурных согласованных займов. Займы в большинстве случаев распределяются по частям. Фонды обычно используются для осуществления платежей за импортированное оборудование, материалы, а также за предоставленные дополнительные услуги, связанные с установкой и использованием оборудования. В случае необходимости, фонды могут быть использованы при предоставлении консультационных услуг, связанных с исследованием по улучшению программ, созданных за счет структурных согласованных займов. Структурные согласованные займы часто софинансируются институтами многосторонней помощи развитию. Помимо структурных согласованных займов существуют секторные согласованные займы. Их отличительной особенностью является то, что они нацелены на проведение политики реформирования в различных секторах экономики стран-получателей.

5. В сельскохозяйственном машиностроения. Займы предоставляются только после предварительного согласования их назначения между правительствами Японии и страны-получателя.

Японский банк международного сотрудничества предоставляет займы с низкими процентами в качестве займов в рамках японской ОПР. Перед предоставлением займа в рамках японской ОПР существует так называемый цикл проекта, который состоит из шести стадий: подготовка проекта - запрос о займе - оценка проекта - обмен мнениями и соглашение о предоставлении займа - осуществление проекта - завершение проекта.

Японский банк международного сотрудничества является своеобразным финансовым институтом, осуществляемым финансирование стран-получателей за счет заемного японского капитала [5, с. 5]. При этом основной задачей банка является поддержка экспортно-импортной деятельности японских

компаний [5, с. 3].

Однако существует некоторое несоответствие между данными японского банка международного сотрудничества и публикациями МИДа Японии, согласно которым японская ОПР, являясь частью экономического сотрудничества страны, не включает в себя частные займы и движения капитала в рамках официальных и частных фондов.

Таким образом, согласно данным МИДа Японии, экономическое сотрудничество распределяется на:

1. Официальную помощь развитию.

2. Потоки других официальных фондов.

3. Потоки частных фондов.

4. Гранты негосударственных организаций [6, с. 37].

Японское агентство международного сотрудничества занимается предоставлением технического сотрудничества. Деятельность агентства в рамках технического сотрудничества включает в себя:

• принятие слушателей для обучения по программам в рамках технического сотрудничества;

• отправка японских экспертов в страны-получатели помощи;

• снабжение стран-получателей необходимым оборудованием;

• техническое сотрудничество в рамках определенных проектов;

• изучение проблем развития стран-получателей ОПР;

• отправка японских волонтеров в рамках международного сотрудничества;

• помощь в предотвращении эпидемий;

• прочее.

Правительственный бюджет японской ОПР состоит из двух частей: 1. Гранты. 2. Займы.

Что касается займов, то их распределением занимается японский банк международного сотрудничества [6, с. 38].

Необходимо отметить, что помимо японского агентства международного сотрудничества, осуществлением правительственного технического сотрудничества в рамках японской ОПР занимаются следующие организации: японский фонд, японская внешнеторговая организация (JETRO), Ассоциация международной технической образованности (AOTS), а также японская международная ассоциация развития (JODC).

Японский фонд представляет собой ассоциацию, созданную в 1972 г. правительством страны с целью повышения взаимопонимания между народами и укрепления дружбы

между Японией и другими странами [6, с. 38]. К числу этих стран относятся как развитые, так и развивающиеся страны. Одним из важных направлений деятельности японского фонда является распространение в этих странах японской культуры и ознакомление с японским языком.

Японская внешнеторговая организация была создана в 1958 г. с целью координации и стимулирования внешнеторговой деятельности Японии. С конца 1960-х основной ее функцией стало поощрение импорта из развивающихся стран. На эту организацию возложена официальная ответственность за проведение внешнеторговой политики. Основной упор делается на развивающиеся страны, их внешнеторговая деятельность с Японией поощряется. В июле 1998 г. японская внешнеторговая организация соединилась с институтом экономики развития (IDE).

Ассоциация международной технической образованности находится под юрисдикцией министерства экономики, торговли и промышленности Японии (METI). Эта ассоциация была создана в 1959 г. с целью обучения сотрудников частных иностранных компаний.

Японская международная ассоциация развития также контролируется министерством экономики, торговли и промышленности Японии. Она была создана в 1970 г. Задачи этой ассоциации - поощрять промышленное развитие в развивающихся странах и регионах, а также способствовать развитию внешнеторговых отношений между Японией и этими странами. Для достижения поставленных задач японская международная ассоциация развития занимается, в частности, отправкой японских специалистов (инженеров, управляющего персонала и др.).

Японское агентство по международному сотрудничеству играет ключевую роль в реализации технического сотрудничества в рамках японской ОПР. В 2000 г. на нее пришлось более половины (50,9%) [6, с. 39] от всего бюджета, направленного на реализацию технического сотрудничества.

Первые документы о создании стратегии развития японской ОПР, которая в дальнейшем среднесрочно планировалась на пятилетние планы, относятся к 1978 г., когда впервые был официально провозглашен первый трехлетний план программы [7].

Все программы японского агентства по международному сотрудничеству сосредоточены на людских ресурсах, распределяющих-

ся в международном сообществе [6, с. 39].

По данным японского МИДа, история агентства берет начало с июня 1962 г., когда было создано агентство по международному технологическому сотрудничеству (ОТСА), в июле 1963 г. создан японский эмиграционный сервис ^ЕМ^), а в апреле 1965 г. стартовала программа японских волонтеров по международному сотрудничеству ^О^) [4, с. 201].

Японское агентство международного сотрудничества (ЛСА) было создано в августе 1974 г., и только в октябре 2003 г. агентство стало осуществлять свою деятельность в качестве независимой организации [8].

С 1992 г., когда был проведен Саммит Земли, японское агентство по международному сотрудничеству начало активную деятельность по отношению к экологическим проблемам, и к 2003 г. объем финансирования на экологические нужды в рамках японской ОПР сильно вырос. Деятельность агентства в решении экологических проблем осуществляется в соответствии с принятым японским правительством в 2002 г. документом «Инициатива сохранения окружающей среды для устойчивого развития» (EcoISD) [9]. Деятельность агентства осуществляется по следующим направлениям:

- поддержка центров по защите окружающей среды;

- деятельность по предотвращению загрязнения воздуха;

- деятельность по предотвращению загрязнения воды;

- устранение производственных отходов;

- меры по предотвращению глобального потепления;

- меры по предотвращению кислотных дождей [9].

Для каждой схемы сотрудничества, будь то предотвращение эпидемий или отправка волонтеров, японское агентство по международному сотрудничеству принимает оценочные методы. К ним относятся, в частности, понимание и оценка условий проекта, утверждение стоимости проекта на основе пяти оценочных критериев: обоснованность, эффективность, оперативность, влиятельность, устойчивость. Эти критерии были предложены в 1991 г. Комитетом помощи развитию ^АС) [9].

Критерий «обоснованность» необходим для оценки рациональности проекта и ответа на вопрос, будет ли проект финансироваться за счет японской ОПР или же за счет правительственных средств [9].

Критерий «эффективность» отвечает на вопрос, получила (или получит) ли реализация проекта пользу? И кто получит выгоду от этого проекта?

Критерий «оперативность» отвечает на вопрос, когда доходы от проекта покроют расходы на него и будет ли возможность получить больше вложенного.

Критерий «влиятельность» отвечает на вопрос, какие позитивные и негативные влияния будет оказывать деятельность в рамках проекта?

Критерий «устойчивость» оценивает проект на то, будет ли от проекта эффективность после того, как он будет полностью создан [9].

Основными финансовыми институтами в реализации японской ОПР стали Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк, позже к ним подключился Японский Банк международного сотрудничества. Основным контролирующим и координирующим органом остался комитет помощи развитию. Крупной исследовательской организацией, одной из задач которой было исследование японской ОПР, стал созданный в 1990 г. в Японии Фонд изучения международного развития (FASID).

Новый период в истории Японской ОПР ознаменовался принятием Хартии в 1992 г.: «30 июня 1992 г. Кабинет министров Японии на своем заседании впервые утвердил Хартию японской ОПР, выражающую долгосрочную всеобъемлющую политику содействия развитию» [1, с. 12].

Этому важному событию предшествовали следующие исторические предпосылки:

1. Окончание «холодной войны» и изменение стратегической политики в Мире.

2. Распад Советского Союза.

3. Расцвет научно-технической революции.

4. Переход международной политики к глобализации и развитию интеграционных процессов.

5. Достижение Японией максимальных результатов в ходе реализации японской ОПР в 1991 г.

Основной особенностью Хартии ОПР 1992 г. является то, что она представила японскую помощь как «поддержку собственных усилий развивающихся стран по обеспечению экономического роста, основанную на философии гуманизма, признания взаимозависимости международного сообщества и сохранения окружающей среды» [1, с. 6].

Согласно первой хартии, философия японской ОПР заключается в поддержании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мира во всем мире и обеспечении мирового процветания. Реализация японской ОПР должна касаться развивающихся стран. Япония должна способствовать их устойчивому развитию [10, с. 169].

Японская ОПР, начиная с 1992 г., стала реализовываться согласно следующим принципам:

(1) технический прогресс в развивающихся странах-получателях не должен нарушать экологическую безопасность;

(2) японская ОПР не должна применяться в военных целях или в целях обострения международных конфликтов, а должна содействовать социально-экономическому развитию и повышению благосостояния развивающихся стран;

(3) предоставление японской ОПР имеет систематическую направленность, и японская помощь в целях развития должна соответствовать направлениям деятельности ООН, в первую очередь по обеспечению мира во всем мире;

(4) японская ОПР должна быть направлена на интеграцию внешнеэкономических отношений развивающихся стран и глобализацию [10, с. 169].

Особо важное значение в реализации японской ОПР в 90-е гг. ХХ в. отводилось пункту 4.

Исторически, географически, политически и экономически сложившиеся отношения со странами Азии заняли основную роль в реализации японской ОПР.

Несмотря на то, что японское правительство активно говорит о мировом масштабе помощи развивающимся странам из различных регионов мира, основная стратегия реализации японской ОПР по-прежнему остается на приоритетном развитии внешнеэкономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вследствие активного развития стран азиатского региона Япония в середине 90-х гг. ХХв. стала уделять особое внимание экологической безопасности региона и демографическим проблемам развивающихся стран.

В целях осуществления полной интеграции и разделения труда в азиатском регионе Япония стала оказывать активную поддержку помощи в рамках технологического и технического сотрудничества с развивающимися странами.

К началу 1990-х гг. система реализации японской ОПР, в частности включающая в себя научно-исследовательские институты, а также частные корпорации, была полностью

сформирована. Начиная с 1992 г. Япония стала играть ключевые роли в деятельности международных организаций.

При реализации японской ОПР правительство страны предусматривало долгосрочное сотрудничество, включающее в себя внедрение новейших достижений и технологий, улучшение инфраструктуры, развитие национальных секторов промышленности стран-получателей в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Эта направленность была отражена и в Хартии 1992 г., которая включала в себя следующие меры для эффективного использования японской ОПР:

1. Проведение политики диалога со странами-реципиентами начинается с предварительного сбора и анализа информации по этим странам, а также с изучения основы их политических намерений, требований и идей.

2. Учитывая потребности развивающихся стран на определенной стадии их развития, японская ОПР будет способствовать предоставлению максимальной помощи с помощью займов, грантов, технологического сотрудничества. Все формы помощи согласовываются и координируются.

3. Помощь в рамках ОПР будет предоставляться сообща и координироваться с другими странами-донорами, организациями ООН, финансовыми институтами, подобно японским местным правительствам и национальным организациям. Деятельность в рамках японской ОПР должна воздействовать на сотрудничество с международными организациями.

4. При реализации японской ОПР используется опыт собственного развития Японии и стран Юго-Восточной Азии.

5. В области экологического сотрудничества по программе ОПР Япония использует свои технологии и знания, направленные на сохранение сбалансированности окружающей среды при интенсивном развитии промышленности стран-получателей.

6. Японская ОПР будет оказывать помощь в передаче знаний и технологий развивающимся странам в зависимости от уровня развития страны-реципиента.

7. Передавая технологии и знания, японская ОПР стремится сотрудничать как на правительственной (государственной), так и на частной (коммерческой) основе, по развитию промышленных национальных секторов.

8. Для решения транснациональных проблем Япония в рамках программы ОПР будет

сотрудничать с международными организациями, такими как ОПЕК.

9. Более тесное сотрудничество японской ОПР, направленное на вложение инвестиций и развитие торговли, возможно при создании многостороннего сотрудничества Японии с тремя и более развивающимися странами-получателями. С этой целью необходимо поддерживать более тесное сотрудничество с такими финансовыми организациями, как экспортно-импортный банк Японии.

10. Сотрудничество и достижения Японии переданы и заложены в проекты развития стран-получателей. Для результативности и эффективной деятельности японской ОПР в будущем, проекты по развитию стран-реципиентов должны состоять из нескольких стадий. Кроме того, эти проекты должны финансироваться несколькими странами-донорами для ускорения их завершения.

11. Намечено расширение регионального обучения специалистов из развивающихся стран.

12. Решение вопроса о положении женщин в развивающихся странах должно дать определенные результаты.

13. Японская ОПР будет также оказывать содействие решению проблем социально незащищенных слоев населения в развивающихся странах-получателях.

14. В рамках ОПР будут даны рекомендации развивающимся странам, каким образом сократить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, а также между областями и регионами стран-получателей.

15. Японская ОПР не выделяет лидеров среди стран-получателей помощи при распределении финансовых ресурсов.

По мнению японских властей, одной из главных задач Японии 90-х гг. ХХ в. в отношении помощи в целях развития является понимание японским народом необходимости в реализации ОПР. С этой целью были приняты следующие меры:

- периодические публикации отчетов о деятельности японской ОПР;

- создание и развитие международных образовательных программ в целях налаживания взаимопонимания между народами Японии и стран-получателей помощи [10, с. 171].

Система реализации японской ОПР, утвержденная в Хартии 1992 г., предусматривала следующие основные мероприятия:

(1) Найм, обучение и использование спецперсонала, осуществляющего реализацию ОПР. Для того, чтобы нанять, обучить и использовать все таланты личного состава

различных организаций, вовлеченных в реализацию японской ОПР, было необходимо привлекать все больше новых экспертов, в том числе и из частных корпораций.

(2) Гарантия эффективного и результативного применения японской ОПР.

Взаимосвязь и консультации между ответственными министерствами и агентствами должны проводиться в целях достижения эффективности результатов японской ОПР. К примеру, сотрудничество между ЛСА и OECF. В то же время, полномочия этих двух организаций расширялись. Для эффективности реализации ОПР стало необходимо сотрудничество с организациями, представляющими частный сектор японской экономики.

(3) Гарантия безопасности личного состава японской ОПР, отправленного за границу. Были предусмотрены меры по обеспечению безопасности жизни персонала японской ОПР, отправленного на работу в развивающиеся страны-получатели помощи [10, с. 171].

Деятельность японской ОПР после принятия первой Хартии в своей основе продолжала преемственную политику. Однако особенностью деятельности японской ОПР после 1992 г. было то, что огромное значение отводилось на развитие глобализации и интеграционных процессов в Азии.

С 1999 г. основным принципом политики японской ОПР стала необходимость поддерживать открытую политику реформ Китая с целью дальнейшего конструктивного партнерства для строительства международного сообщества. Несмотря на снижение финансирования в рамках японской ОПР Азиатского региона, особое внимание было уделено КНР как в предоставлении гранто-вой помощи, так и в предоставлении займов, в том числе и на коммерческой основе. Было подписано соглашение на предоставление четвертого по счету двухгодичного иенового займа Китаю. В октябре 2000 г. проведено совещание по поводу 20-летнего сотрудничества Японии с КНР, состоявшееся в Пекине [10, с. 201].

В октябре 2001 г. была провозглашена новая экономическая программа сотрудничества с КНР [10, с. 201].

К началу ХХ1 в. КНР оставалась одним из первых в списке экономически приоритетных стран в области внешнеэкономической интеграции с Японией.

Японская ОПР с 1999 г. стала реализовы-ваться в следующих направлениях:

1) реализация структурных изменений для

предотвращения кризисов и для дальнейшего экономического процветания региона;

2) помощь в улучшении уровня жизни и условий жизни населения региона стран-получателей;

3) предоставление помощи в целях улучшения эффективности социально-экономического управления на макроуровне;

4) развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также реализация проектов по экологической безопасности;

5) помощь в развитии отраслей сельского хозяйства и промышленности;

6) поддержка инициатив, исходящих от таких международных организаций, как АСЕАН и ОПЕК [11].

Основные направления новой политики японской ОПР согласно Хартии 2003 г. сводились к следующему:

- Япония должна помогать тем странам, которые стремятся помочь самим себе;

- новым подходом в ОПР стало поддержание общественной безопасности;

- социальная справедливость;

- передача японских технологий и японского опыта развивающимся странам-получателям;

- углубление партнерства и сотрудничества с различными организациями, вовлеченными в реализацию международной помощи в целях развития.

Хартия 2003 г. выделяет следующие приоритетные направления реализации японской ОПР непосредственно странам-получателям помощи:

- борьба с нищетой;

- устойчивое развитие;

- решение глобальных проблем;

- поддержание мира и безопасности [12, с. 25].

В то же время, по мнению Норики Хиросэ, основной целью японской ОПР оставалось достижение национальных интересов посредством углубления интеграции Японии в международное сообщество [12, с. 25]. Эти интересы основываются на внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности страны. Основой для дальнейшего развития японской ОПР является поддержка и ее одобрение со стороны японского народа. Согласно Хартии 2003 г., новой целью японской ОПР является увеличение народного участия в международной деятельности этой программы. Кроме того, основной задачей ОПР в ХХ1 в. стало представление международной деятельности Японии в качестве страны-донора с позитивной точки зрения по

отношению к странам-реципиентам и всем международным организациям, задействованным в реализации японской ОПР.

На азиатско-африканском саммите в апреле 2006 г. Японское правительство заявило о том, что оно увеличит помощь странам Африки вдвое за следующие 3 года [13, с. 195]. Однако в то же время японскими властями подчеркивается необходимость продолжения реализации стратегии развития Восточной Азии как приоритетного региона с точки зрения интересов Японии не только с политической, но и с внешнеэкономической стороны [13, с. 195].

В плане сотрудничества Японии с Россией на сегодняшний день камнем преткновения на пути развития двусторонних отношений остается вопрос о северных территориях. Хотя экономическое сотрудничество между Россией и Японией продолжает понемногу развиваться, Япония все же не включает Россию в список стран-получателей Официальной помощи развитию. Это связано прежде всего с отголосками «холодной войны», так как ОПР традиционно предоставлялась только тем странам, политические режимы которых прямо или косвенно поддерживали США.

Проблема экономического развития постсоветской России является прежде всего «результатом политических решений, а не экономической необходимостью» [14]. Достигнутые на сегодняшний день результаты двустороннего сотрудничества между Россией и Японией не только не могут удовлетворить обе стороны, но и не отвечают их потенциалу [15, с. 50]. С одной стороны, развитые страны мира, в число которых входит и Япония, рассматривают современную Россию в качестве «развивающейся» страны и не хотят в будущем видеть в ней развитую державу [14]. С другой стороны, на сегодняшний день страны бывшего СССР уже являются получателями японской помощи (5 стран Средней Азии и 3 страны Кавказа) и пытаются интегрироваться в международное сообщество. Однако Россия все еще не стремится к интеграции экономической деятельности и не предпринимает политических решений, необходимых для активной и эффективной интеграции в Азиатском регионе. По мнению П.А. Минакира, на сегодняшний день Дальний Восток России находится на «периферии» по отношению к «большой тройке» (Япония, КНР, Республика Корея) [16, с. 9]. Опыт послевоенной Японии показывает, что активное взаимодействие с

ООН и участие в различных международных организациях типа регионального плана Коломбо играет большую роль для повышения международного статуса страны, как в политическом, так и в экономическом плане, а также способствует налаживанию двусторонних отношений.

Японская ОПР представляла и продолжает представлять инструмент внешнеполитического влияния. В то же время эта роль в конце ХХ в. начала затеняться на фоне экономических достижений страны, и многие исследователи стали рассматривать японскую помощь в целях развития только лишь в качестве инструмента для развития внешнеэкономических взаимоотношений. Японская ОПР в конце ХХ в. оказалась интегрированной в международную деятельность страны. За счет участия в программе ОПР Япония смогла достичь того статуса, который она занимает сейчас на международной арене и развить внешнеэкономическую деятельность. Об этом говорит и нежелание японского правительства сворачивать участие в программе ОПР, которое не считается с мнением народа, «уставшего» от помощи и не видящего от нее должного эффекта.

Хотя японская ОПР составляет всего менее 1 процента от ВВП Японии, следует отметить, что объемы финансирования

японской ОПР резко возросли. Причиной этого стала реализация принципа когерентности с экономическим развитием страны. Однако финансовые ресурсы японской ОПР распределялись в ущерб развивающимся странам мира. По нашему мнению, деятельность Японии в рамках программы ОПР не соответствовала поставленным целям ООН. Японская ОПР в качестве инструмента ООН реализовывалась лишь номинально, и не решила основную задачу Комитета содействия развитию, который фактически стал всего лишь консультативным органом. Японское правительство не без помощи США на протяжении 50-х и 60-х гг. ХХ в. активно вовлекалось в деятельность создаваемых в тот период времени институтов ООН и международных организаций, и создавала свои, которые в свою очередь налаживали с ООН тесное сотрудничество. Это привело к тому, что в конце ХХ в. Япония стала одной из самых активных стран-участниц ООН. Однако Япония так и не добилась полной независимости в принятии политических решений по международным вопросам, страна так и не получила статуса политического лидера в АТР [17, с. 310]. Деятельность Японии в рамках программы ОПР до сих пор направлена в фарватере внешней политики США, как это было в середине 50-х гг. ХХ в.

Литература

1. Основные данные о японской Официальной помощи развитию. - Токио: МИД Японии, 1993.

2. http://www.jbic.go.jp/english/base/about/overseas/index.php

3. Capacity development and JICA's activities. - Tokyo, 2003.

4. JICA 2004. - Tokyo, 2005.

5. Environmental report 2002. - Tokyo, 2003.

6. Japan's ODA and JICA. - Tokyo: MOFA, 2003.

7. Japan's official development assistance annual report 1992. - Tokyo, 1993.

8. http://www.jica.go.jp/english/about/hist.html

9. http://www.jica.go.jp/english/resources/publications/annual/2001 /index.html

10. Japan's Official development assistance white paper 2004. - Tokyo: MOFA, 2004.

11. http://www.mofa.go.jp/oda/history/progress2.html

12. Noriki Hirose Japan's ODA and it's policies. - Tokyo: FASID, 2004.

13. Diplomatic bluebook 2006. - Tokyo: MOFA, 2007.

14. Орлов, А. И. Менеджмент / А. И. Орлов. - М. : Изумруд, 2003.

15. Павлятенко, В. Н. Российско-японские отношения: курс на XXI век / В. Н. Павлятенко // Современная Япония: некоторые вопросы внешней и внутренней политики. - М. : ИДВ РАН, 1998.

16. Минакир, П. А. Тихоокеанская Россия: вызовы и возможности экономической кооперации с Северо-Восточной Азией / П. А. Минакир // Пространственная экономика. ДВО РАН: Институт экономических исследований. - 2005. - № 4.

17. Кистанов, В. О. Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений / В. О. Кистанов - М.: Восточная литература РАН, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.