ПОЛИТОЛОГИЯ
ПОЛИТИКА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
М. Д. Кащук
The current policy of military technical cooperation in the Russian Federation
M. D. Kashchuk
Аннотация: Статья посвящена анализу политики России в области военно-технического сотрудничества, а также перспективам его развития с иностранными государствами.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, экспорт вооружения, военно-промышленный сектор, продукция военного назначения, вооружение и военная техника.
Abstract: The article is devoted to the analysis of Russian policy in the field of military technical cooperation with foreign powers and to the prospects of its development.
Keywords: military technical cooperation, export of weapons, military industrial sector, military purpose products, weapons and military equipment.
Внешнеэкономическая деятельность России в условиях сложившихся геополитических реалий является дискурсом, который привлекает многих исследователей. Состояние военно-технического сотрудничества в современных условиях затрагивает очень большую часть населения, более двух миллионов россиян занято на предприятиях и в организациях оборонных отраслей промышленности (Пантелеев, Пантелеева, 2005: Электр. ресурс). Сегодня исторически значимая для России промышленная отрасль активно совершенствуется, при этом в очередной раз, сталкиваясь с серьезными проблемами.
Стабильное развитие и функционирование военно-промышленного комплекса, а также эффективная политика военно-технического сотрудничества РФ, приносят бюджету государства многомиллиардные прибыли, напрямую влияют на состояние национальной безопасности, экономическое развитие страны и благосостояние ее граждан, что обуславливает актуальность данной темы.
Целью данной статьи является анализ состояния военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в условиях современной внешнеполитической ситуации.
Военно-техническое сотрудничество — это особая сфера внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности любого государства. В соответствии с законом Российской Федерации, военно-техническое сотрудничество —
46
это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
Трудно переоценить место ВТС во внешней политике страны. Направленное на поиск и поддержку союзников и, как следствие, укрепление позиций страны в определенном регионе, оно, как никакая другая сфера внешнеполитической деятельности, влияет на изменение баланса сил в мире. Совместная разработка, производство, а также послепродажное обслуживание вооружения и военной техники — открывают для стран-партнеров перспективу сотрудничества и в других областях, более того, являются предпосылкой поддержки или, как минимум, лояльности в отношении внешнеполитического курса партнера.
Преобладание политической составляющей, рассматриваемой области сотрудничества, над экономической, во все времена и среди практически всех государств очевидно. Ярким примером тому служит практика СССР в области военно-технического-сотрудничества с иностранными государствами, когда экономическая сторона экспорта вооружений и других сфер военной поддержки союзников, была менее значимой в сравнении с внешнеполитическими задачами государства.
В современных условиях, правительства многих стран открыто заявляют о целях и приоритетах политики военно-технического сотрудничества. Так, после заседания правительства ФРГ 15 октября 2014 года, на котором оно утвердило промежуточный отчет о продаже немецкого оружия и боевой техники в первом полугодии 2014 года, официальный представитель канцлера Штеффен Зайберт заявил, что для Германии, разрешения на экспорт вооружений не являются элементом стимулирования экономики, они — элемент нашей политики безопасности и наших внешнеполитических интересов.
Учитывая вышесказанное, для России важно не растерять потенциал военно-технического сотрудничества, накопленный в советские времена.
В сфере экспорта вооружения и военной техники, СССР, практически не имея конкурентов в странах социалистического мира и фактически ведя борьбу лишь за рынки стран, не входящих ни в НАТО, ни в Организацию Варшавского договора, за редким исключением осуществлял экспорт в плановом порядке (Фомин, 2010а). Но выбор партнеров по военно-техническому сотрудничеству, обусловленный идеологическими соображениями, а также плановый механизм военных поставок в условиях распада системы социализма, обусловили болезненный переход военно-технического сотрудничества на коммерческие рельсы.
Практически полное отсутствие поддержки государством военно-промышленного сектора в 1990-х годах, на что прежде выделялись значительные средства, вынудило отечественные предприятия, выпускающие продукцию военного назначения, взять курс на резкое и значительное увеличение доли экспорта, а также представить на экспорт вооружение и военную технику, которая прежде была запрещена к поставке зарубежным заказчикам. Речь идет о новейших разработках. Во многом это помогло спасти ряд военных предприятий от разорения в период кризиса.
Согласно данным Центра анализа мировой торговли оружием, развитие международных связей в области военно-технического сотрудничества, а также эффективная государственная политика последних десяти лет позволили увеличить показатель экспорта вооружений почти на $11 млрд. (с $4,7 млрд. в 2002г. до $15,7 млрд. в 2013 г.). Согласно данным СИПРИ (Стокгольмский институт исследования проблем мира), в последние пять лет крупнейшими покупателями российского вооружения и военной техники (ВиВТ) являлись Индия, Китай и Вьетнам.
Степень значимости военного экспорта в общей структуре экономики России остается существенной. По соотношению объема экспорта вооружений к валовому внутреннему продукту (ВВП) Россия занимает второе место в мире после Израиля.
Здесь необходимо обратить внимание на огромный промышленный потенциал нашей страны, который позволяет постоянно наращивать производство и реализацию продукции военного назначения (ПВН) как для экспорта, так и для внутреннего рынка в рамках Гособоронзаказа. В процессе реализации плана Государственной Программы Вооружений-2020, утвержденной 31 декабря 2010 г., предприятия ВПК (военно-промышленный комплекс) загружены производственными планами на несколько лет вперед, что является реальной причиной острой необходимости расширения производственных мощностей, подготовки дополнительных профессиональных кадров. Из вышесказанного следует, что перспективы экспорта оружия обусловлены эффективной политикой и ограничены возможностями самого оборонного производства, которое, несмотря на позитивную динамику развития, требует инвестиций для наращивания мощностей, привлечения высококвалифицированных кадров с целью поддержки лидерских позиций страны по производству и экспорту отечественных типов вооружения.
Согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI) о состоянии международного рынка вооружений и военной техники, в период с 2009 по 2013 гг., общий объем поставок оружия и военной техники в мире вырос по сравнению с аналогичным периодом на 14 %. Доля России составляет 27% от общего количества поставок, что ставит ее на второе место после США (29%). Специалисты института также утверждают, что, несмотря на проблемы последних десятилетий, Россия смогла сохранить свой производственный потенциал и постоянно наращивает объемы военно-технического сотрудничества с другими странами. Так, согласно отчету Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в 2013 году поставки российской продукции военного назначения были осуществлены в 65 стран мира.
Особое внимание специалистов сегодня приковано не только к проблеме экспорта вооружений, но и к импорту, где в актуальной геополитической ситуации, появляется все больше политики, нежели коммерции.
В рамках, введенных в 2014 г. рядом стран экономических санкций против России, наблюдается ограничение импорта и экспорта продукции двойного
и военного назначения, что создает некоторые сложности и ставит новые задачи для внешнеэкономической деятельности российского государства.
Так Совет национальной безопасности и обороны Украины летом 2014 года принял решение о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией в сфере военно-промышленного комплекса. Таким образом, две страны, оборонно-промышленный комплекс которых когда-то представлял единое целое, прекратили партнерство в области военно-технического сотрудничества.
Вынужденной мерой России в ответ на решения украинской стороны явилась программа импортозамещения, которая сможет, заместить импорт украинской военной продукции уже через 2-3 года. Однако, по оценкам экспертов, этот процесс по отдельным видам продукции может растянуться на 10-15 лет.
Запрет импорта продукции военного назначения (ПВН) другими странами пока существенно не сказался на экспорте вооружения России.
Тем не менее, нельзя забывать о том, что в настоящий момент импорт ПВН в Россию не распространяется на уже действующие контракты, а касается только новых. Это значит, что еще какое-то время Россия будет поставлять вооружение и военную технику (ВиВТ) на экспорт в полном объеме.
Вместе с тем, многие технологии Россия закупала за рубежом, что было дешевле и быстрее, чем налаживать собственное производство. Теперь, не имея возможности заключать контракты на закупку комплектующих для производства продукции военного назначения (ПВН) в интересах инозаказчика, Россия, вероятно, не сможет удовлетворить потребности партнеров, которые часто требуют включить элементы ПВН иностранного производства в закупаемое вооружение и военную технику (ВиВТ). В условиях усиления конкуренции на мировом рынке вооружения, эти, казалось бы, незначительные ограничения могут нанести большой ущерб ее позициям.
Тем не менее, учитывая востребованность российского вооружение и военной техники (ВиВТ) в мире, а также репутацию надежного партнера в области ВТС, Россия имеет хорошие возможности для модернизации внешнеэкономической деятельности в области ВТС в иных направлениях.
Активное реформирование и постоянное совершенствование государственной политики в области военно-технического сотрудничества, которое происходит начиная с момента распада Советского Союза вплоть до сегодняшнего дня — очевидный процесс построения совершенно нового порядка государственного регулирования экспорта и импорта вооружения и военной техники.
Претерпев существенные изменения на рубеже веков, национальная система военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, развиваясь и совершенствуясь, продолжает доказывать свою эффективность. Политика реформирования системы ВТС, а также внешнеполитическая активность России в области решения задач национальной безопасности позволит сохранить и развить уровень, достигнутый в сфере военно-технического сотрудничества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Пантелеев, А. В., Пантелеева, Е. А. (2005) Особенности функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях переходной экономики [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики № 1-2 (13/14). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=726 (дата обращения: 12.05.2014).
Фомин, А. В. (2010a) Сборник справочных, учебных и методических материалов. Книга 1. Информационные материалы по вопросам военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. М.
Кащук Максим Дмитриевич — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, главный специалист ОАО «Компания"Сухой». Тел.: +7 (499) 374-55-90. Эл. адрес: kamaks@list.ru . Научный руководитель — д-р полит. н., профессор В. И. Бу-ренко.
Kashchuk Maksim Dmitriyevich, Postgraduate student, Department of Philosophy, political science and cultural studies, Moscow University for the Humanities; Chief officer, OAO Sukhoi. Tel.: +7 (499) 374-55-90. Email: kamaks@list.ru . Research advisor - Doctor of Political science, Professor V.I. Burenko.