Научная статья на тему 'Политика в отношении раскольников России XVIII В. (на основе правовых актов, опубликованных в полном собрании законов Российской империи)'

Политика в отношении раскольников России XVIII В. (на основе правовых актов, опубликованных в полном собрании законов Российской империи) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
880
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ИСТОРИЯ / XVIII В. / РАСКОЛЬНИКИ / ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN HISTORY / 18TH CENTURY / THE RASKOLNIKS / PUBLIC POLICY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

Отражено нормативное закрепление изменения отношения к раскольникам в Российском государстве в XVIII в. Эти изменения выразились в заинтересованности государства в возвращении раскольников в Россию при сохранении ряда социально-правовых ограничений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the legislative assignment of the changes in the attitude towards the Raskolniks in the Russian Empire of the 18th century. These changes were manifested in the state interest of the Raskolniks' return to Russia, but with the preservation of a series of social and legal restrictions for them.

Текст научной работы на тему «Политика в отношении раскольников России XVIII В. (на основе правовых актов, опубликованных в полном собрании законов Российской империи)»

А.А. Ляпкова

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ РАСКОЛЬНИКОВ РОССИИ XVIII в.

(НА ОСНОВЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ПОЛНОМ СОБРАНИИ

ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)

Отражено нормативное закрепление изменения отношения к раскольникам в Российском государстве в XVIII в. Эти изменения выразились в заинтересованности государства в возвращении раскольников в Россию при сохранении ряда социальноправовых ограничений.

Ключевые слова: русская история; XVIII в.; раскольники; политика; законодательство.

Длительное время раскольничество в России преследовалось как ересь. Результатом чего стал уход староверов в «пустыни», в глухие места в Сибири, а также бегство за границу, в частности в Польшу. Бегство русских в Польшу в XVIII в. имело негативные последствия для безопасности приграничных российских территорий, поскольку часть беглых занималась разбоем. Российские власти обвиняли в попустительстве и даже организации таких разбоев польскую сторону [1]. В результате уже при Петре I на российско-польской границе возводились заставы, целью которых было прекращение разбоев и предотвращение дальнейшего бегства крестьян в Польшу, а также формирование специальных тайных отрядов для возвращения беглых из Польши [2, 3]. Среди возвращаемых из Польши были, в том числе, и раскольники. В частности, один из важных раскольнических центров - Ветка - подвергался «чисткам» несколько раз.

При императрице Елизавете Петровне было выпущено несколько манифестов, дававших право беглым из России людям вернуться на родину. Сначала возвращаться было разрешено до 1 января 1757 г., затем -до 1 июля 1758 г. и до 1 сентября 1760 г. [4, 5]. Т. С. Мамсик насчитывает во второй половине XVIII в. 13 сроков для явки беглых разного звания, начиная 1754-1755 гг. и заканчивая 1797-1798 гг. [6. С. 128]. При Петре III также принимались указы о непрепятст-вовании возвращению из Польши и других мест беглых раскольников. За ними признавалась принадлежность к христианам [7].

Восшествие на престол Екатерины II сопровождалось выходом в свет манифеста от 22 сентября 1762 г., в котором прощались преступления и снимались «начеты и назначенные взыскания». Манифестом, в частности, предусматривалось прощение по «раскольничь-имъ (кроме прямыхъ богохульниковъ) корчемным и соляным делам» (интересно, что эти три вида преступлений, из которых два являлись экономическими, а одно - религиозным, были объединены в один пункт). Обвиняемых по таковым делам надлежало освободить из-под стражи, а «начатыя следствия» оставить [8]. В мае 1763 г. Екатерина II издала указ о прощении вины всем бежавшим за границу раскольникам и разрешении им возвращаться на родину, не боясь притеснений и «истязаний» [9]. Находившиеся на границах «военные команды» не должны были препятствовать возвращению беглых раскольников с польской территории. Более того, им вменялось в обязанность охранять раскольников «отъ всякихъ обидъ и притеснений», от их задержания или препятствования их поселению в пре-

дусмотренных местах, где губернаторы и воеводы должны были оказать «все удобьвозможныя вспоможения» [10].

Т.С. Мамсик за период с 1734 по 1803 г. насчитывает 38 манифестов и указов, касающихся возвращения беглых и прощения их вины (в этот перечень включены указы, касавшиеся беглых за границу вообще и отдельных их категорий в частности; так, ряд указов касался возвращения беглых башкирцев, раскольников, военных, но чаще такие акты касались людей «разного звания») [6. С. 201-203]. Однако поскольку христианство было государственной религией, раскольники, не поддерживавшие его в том виде, в каком оно было принято после изменений, произведенных патриархом Никоном, не могли быть полноправными гражданами государства. По отношению к ним сохранялась настороженность со стороны власти. В результате для раскольников устанавливались определенные правовые ограничения.

Согласно сенатскому указу 14 декабря 1763 г. для возвращавшихся из-за границы беглых было установлено условие: раскольники были вольны в выборе - вернуться на прежнее место жительства или же отправиться на новое поселение; однако на деле такой выбор был ограничен определенными территориями, внесенными в прилагавшийся к указу реестр. Согласно реестру возвращавшимся из-за границы (в первую очередь, из Польши) было разрешено селиться в Астраханской, Оренбургской и Сибирской губерниях, а также в Валуй-ском уезде Белгородской губернии. В реестр включались такие сибирские территории, как земли близ Тобольска, в Барабинской степи, по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и «прочимъ впдающимъ речкамъ въ оныя и в Иртышъ реку местамъ», Усть-Каменогорская крепость. Данные территории рассматривались как «выгодные к поселению» благодаря наличию лесов, богатых рыбой рек, плодородных земель [11].

Манифестом от 15 мая 1763 г., распространявшимся не только на раскольников, а вообще на всех беглых, возвращавшихся из-за границы, позволялось селиться в ближайших пограничных губерниях [12]. Однако беглецам, покинувшим свой дом уже после выхода в свет указов и манифестов о прощении, возможности выбора не предоставлялось: они возвращались хозяевам либо отсылались в Сибирь - на поселение или для прохождения военной службы. В частности, манифест 1763 г. распространялся только на тех, кто бежал до 4 декабря 1762 г. Другой указ, вышедший 30 апреля 1764 г., предусматривал создание в Сибири двух конных и пяти пехотных полков из возвращенных из Польши беглых,

включая и тех, которые были возвращены помещикам, но последние пожелали отдать их в рекруты [13].

К выбору территории поселения прибавлялась возможность статусного самоопределения: раскольники могли вернуться к своим помещикам или записаться в государственные крестьяне или купечество [11. С. 131]. То есть помещичьи крестьяне могли перейти в статус государственных по собственному желанию. При этом «во удовлетворение» помещиков, к которым не пожелали возвратиться их крестьяне, предполагался зачет рекрутов из работоспособных крестьян, а за негодных -выплата возмещения в размере 30 руб. за крестьянина и по 15 руб. за крестьянку из «собираемыхъ с нихъ же раскольниковъ доходовъ» [14].

Первоначально существовали ограничения, относившиеся к одежде раскольников и ношению ими бород. При Петре I существовал специальный налог на ношение бороды, составлявший 50 руб. в год. Бородачи, в том числе и раскольники (против которых, прежде всего, и был направлен указ), должны были носить особое платье, отличавшее их: «...зипунъ со стоячимъ клеенымъ козыремъ, ферези и однорядку с лежачимъ ожерельемъ. Только раскольщикамъ носить у оныхъ козыри красного сукна, чего для платья имъ краснымъ цветомъ не носить» [15]. Эти ограничения вводились прежде всего для выделения раскольников. Однако впоследствии условие обязательного ношения определенной одежды было отменено. За раскольниками было признано право носить бороду и одеваться в соответствии со своим религиозными воззрениями [16. С. 131].

Предусматривались для раскольников и другие меры, которые можно рассматривать как карательные - в частности, раскольники подвергались двойному налогообложению (вопросу податного оклада раскольников был посвящен целый ряд правительственных нормативных актов, изданных в 1716, 1718, 1719, 1723, 1724, 1764 гг. [16-18]). Осуществляемые с раскольников сборы должны были фиксироваться в специально отведенных для этого окладных книгах. Указом 8 февраля 1716 г. на губернаторов была возложена обязанность по сбору сведений о раскольниках и назначению для последних двойного оклада (независимо от их статуса и пола). Крестьяне должны были платить вдвое «съ тяглыхъ своихъ жеребь-евъ». Предусматривалось, что в процессе сборов будут выявлены те раскольники, которые вообще не платят налоги. Послабление было сделано только для «вдовъ и де-вокъ», с которых взимался не двойной оклад, а «противъ онаго вполы» [16. С. 130].

В 1718-1719 гг. выходили аналогичные указы, предусматривавшие двойной оклад для раскольников. Был также установлен дополнительный сбор для тайно («не у церкви и безъ венечныхъ памятей») женившихся раскольников: «рубли по три съ человека мужеска и жен-ска пола, на обе стороны поровну, а с богатыхъ и больше». Таким образом, с тайно венчанной супружеской четы взимался минимальный дополнительный налог в 6 руб. Верхний порог такого сбора не устанавливался [16. С. 130]. В Синодском указе от 7 марта 1722 г. «О присылке ведомостей о небывшихъ на исповеди и о раскольникахъ, а равно и о штрафныхъ день-гахъ в Святейший Синодъ» предусматривалось, что во всех епархиях архиереям вменяется вести ведомости по

раскольникам. В ведомостях должны были быть указаны имена и чины расколников, количество оклада, возложенного на них, был ли оклад собран в указанном размере и где хранятся собранные деньги или на какие нужды они были потрачены. Эти ведомости и собираемый с раскольников двойной оклад надлежало передавать из епархий, губерний и провинций в Синод. Запрещалось тратить эти деньги на какие бы то ни было нужды без специального разрешения Синода [19]. 9 февраля 1723 г. Петр I еще раз подтвердил внесение двойного налога раскольниками. В 1724 г. было сделано еще одно подтверждение по поводу сохранения на них двойного подушного оклада [16. С. 130].

Во время ревизии 1764 г. были пересмотрены списки раскольников, т. к. возникла необходимость выявить раскольников, не состоявших в окладе. 3 марта Екатерина II выпустила манифест, обязавший все раскольников, особенно живших в скитах, подать о себе сведения в губернские, провинциальные и воеводские канцелярии для внесения их в ревизские сказки. При этом должны были быть указаны пол, возраст, звание и состояние в окладе в предшествующий период. Двойное налогообложение отменялось для тех, кто был небезнадежен в плане религиозного перевоспитания: т. е. посещал церковь и не был замечен в «развращении» церковных догматов (т.е. таких раскольников, которых еще можно было вернуть в лоно православной церкви). При этом требовалось, чтобы раскольники давали подписки в том, что и впредь будут посещать церковь [17]. По указам 1724 и 1728 гг. налог с раскольников составлял: 1 руб. 20 коп. для купцов и 70 коп. для крестьян и в половину этого - с женщин (соответственно по 60 и 35 коп.). Согласно указу 15 июля 1728 г. сбор с раскольников взимался «не выключая увечныхъ, преста-релыхъ и умершихъ» [17. С. 1018]. В 1764 г. из оклада исключались умершие и выбывшие раскольники, не вошедшие в новую ревизию. Однако было предусмотрено, что впредь должно действовать условие указа 1728 г., т.е. сохранялась обязанность раскольников платить двойной подушный оклад за умерших и выбывших, присутствующих в ревизских сказках 1764 г. [17. С. 1018].

Указом 1728 г. был пересмотрен размер сбора с раскольников. В результате двойной подушный оклад для мужчин составил 1 руб. 40 коп. Указом 1724 г. предусматривался также дополнительный сбор «вместо помещичья дохода въ одинъ рядъ по 40 копеек съ души». В 1764 г. размер этого сбора увеличился до 1 руб. Для женщин, придерживающихся старообрядчества, подушный оклад составил 35 коп. Для купечества сохранился 80-алтынный оклад («вдвое противъ 40-алтынного оклада, въ которомъ они и поныне состо-ятъ») [17. С. 1018]. В ноябре 1764 г. в ответ на запрос Бахмутской провинциальной канцелярии, изменения, коснувшиеся раскольнического оклада, были подтверждены новым указом Сената [17. С. 1018].

Налоговыми сборами с раскольников, по указам Петра I, должны были заниматься специальные стол и контора, действовавшие при Сенате. При Екатерине I конторе была отведена функция непосредственного осуществления сборов только с раскольников Московской губернии, в остальных губерниях и провинциях с

1726 г. аналогичными сборами должно было предписано взимать «Камерирамъ, подъ смотрениемъ Губерна-торовъ и Воеводъ», в уездах и с раскольников, приписанных к олонецким железным заводам, сборами должны были заниматься земские комиссары. Комиссары должны были передавать собранные деньги каме-рирам, а те - в специально учрежденную контору. Сведения о сборах заносились в специальные книги. Раскольникам выдавались квитанции, свидетельствовавшие об уплате сборов. Ведомости о сборах поступали в Сенат, который решал вопрос о том, как необходимо распорядиться собранными с раскольников деньгами. Таким образом, налоговая функция в отношении раскольников была изъята из синодального ведомства и передана Сенату [21].

Двойное налогообложение, как и другие ограничения, имели целью предотвращение распространения раскольнических вероучений. При Екатерине I в 1726 г. было установлено, что выявленные тайные раскольники (т.е. те, кто не объявил себя, а значит, и не записан в двойной оклад и, тем более, продолжает распространять свое учение) должны записываться в двойной оклад уже по отношению к налогу, который выплачивали к тому времени «легальные», т.е. «объявившиеся» и учтенные раскольники. Эти фискальные меры (как и прочие ограничения) применялись исключительно к тем лицам, которые придерживались раскольнической веры, но не распространялись на православных членов его семьи. В случае отказа от «раскольнической прелести» двойной оклад снимался «чтобы темъ придать къ обращению большую охоту» [22].

Екатерина II в манифесте 3 марта 1764 г. особо отмечала: «Что же касается до техъ, кои православной Церкви не чуждаются, и таинства церковныя отъ пра-вославныхъ священниковъ приемлютъ, а только въ за-старелыхъ и безразсудныхъ некоторыхъ по суеверию остаются обычаяхъ, неразвращающихъ не слова Божия, ниже догматовъ и правилъ церковныхъ: то оныя, не токмо от входа церковнаго и отъ таинства ея, Святей-шимъ Синодомъ не отлучаются, но и за раскольниковъ темъ же Синодомъ непризнаваемы въ надеянии томъ, что они со временемъ, по благоразумию и кроткому поучению священниковъ, то свое безразсудное упря-моство оставятъ, и православную веру совершенно по-знавъ, во всемъ Церкви святой повиноваться будутъ; почему и отъ положеннаго двойнаго оклада освобождаются» [17. С. 397]. Это еще раз подтверждает, что двойное налогообложение рассматривалось как наказание за инакомыслие и, соответственно, отменялось по

прекращению действия условий применения. Отход от установленных православных канонов приводил к ограничению гражданской правоспособности.

Духовный регламент 1721 г. запрещал «возводить на власть» (как на духовные, так и на гражданские должности) раскольников, «чтобы не вооружать намъ на насъ же лютыхъ неприятелей, и Государству и Государю, непрестанно зло мыслящихъ» [23. С. 342]. При Петре I раскольникам и «бородачам» запрещалось занимать должности сборщиков налогов или другие ответственные должности. Их разрешалось избирать только в целовальники и «другие темъ подобныя службы, у которыхъ никого подчиненныхъ не бываетъ» [24]. То есть раскольникам запрещалось занимать руководящие посты (пусть даже и незначительные, при наличии хотя бы одного подчиненного). Нарушение этих указов вынудили Екатерину I в 1723 г. принять еще один указ, согласно которому раскольников запрещалось избирать «къ сборамъ и въ купчины», а допускать их только к приему и передаче казны (кроме подушного сбора) и счетчики. Раскольник-счетчик обязывался сопровождать казну в Санкт-Петербург. В случае выявления недочетов, ответственность несли и сам счетчик и выборщики [24].

В целом правительство на протяжении XVIII в. внимательно следило за состоянием «раскольничьих» дел. Прежде всего, это объяснялось тем, что раскольники рассматривались как определенная угроза, поскольку отступали от канонов государственной религии. В связи с этим, с одной стороны, наметилась тенденция к предотвращению побегов раскольников за границу и их возвращение, а с другой - установление определенных ограничений для раскольников. К ограничениям относились: определение территорий для расселения; первоначальный запрет на свободное ношение одежды, соответствующей религиозным взглядам; усиление налогового гнета (в том числе и существование налога на ношение бороды); запрет на допущение раскольников к исправлению выборных должностей. Распространение раскольничьих учений также преследовалось. Такие ограничения преследовали следующие цели: выделить старообрядцев из общей массы населения для того, чтобы любой мог сразу определить их принадлежность к раскольничеству; предотвратить дальнейшее распространение раскольничьих учений; недопущение раскольников к занятию административных должностей; скрытое принуждение к выводу из раскольничьего состояния (прежде всего посредством двойного налогообложения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Сенатский указ «О непропуске беглыхъ за польский рубежъ и о наблюдении стоящимъ на заставах драгунамъ осторожности отъ нападения

разбойническихъ партий выходящихъ изъ Польши» от 23 июля 1723 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание 1. Т. 7, № 4273. С. 336-338.

2. Сенатский указ «О выборе комиссаровъ для возвращения беглыхъ русскихъ людей из Польши» от 23 июля 1723 г. // ПСЗРИ. Собрание 1.

Т. 7, № 4273. С. 94-95.

3. Сенатский указ «О мерахъ для возвращения въ Россию укрывающихся въ Польше и Литве российскихъ подданныхъ, воровъ и разбойни-

ковъ» от 12 августа 1763 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11894. С. 331-334.

4. Сенатский указ «О выдаче польскихъ беглыхъ, живущихъ в Киеве» от 5 апреля 1784 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 12125. С. 703.

5. Манифест «Объ отсрочке до 1 сентября 1761 года для добровольной явки беглецовъ въ Россию, ушедшихъ въ разныя времена въ Литву и

Польшу» от 2 января 1761 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 15, № 11179. С. 595.

6. Мамсик Т.С. Побеги как социальное явление: Приписная деревня Западной Сибири в 40-90-е годы XVIII в. Новосибирск: Наука, 1978. 208 с.

7. Именной указ, объявленный Сенату генерал-прокурором Глебовым «О сочинении особаго положения для раскольников, которые, удаляясь

за границу, пожелаютъ возвратиться въ отечество съ темъ, чтобы имъ въ отправлении закона по ихъ обыкновению и старопечатнымъ кни-гамъ возбранения не было» от 29 января 1762 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 15, № 11179. С. 984-985.

8. Манифест по случаю коронования императрицы Екатерины II от 22 сентября 1762 г. «О прощении винъ впадшимъ въ преступления и о

сложении начетовъ и казенныхъ взысканий» // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11667. С. 69-70.

9. Манифест «О вызове изъ Польши и Литвы беглыхъ российскихъ помещичьихъ и всякаго звания людей; о дозволении им селиться в казен-

ныхъ волостяхъ, где кто пожелаетъ и о даче им льготъ отъ податей и работъ на 6 летъ» от 15 мая 1763 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11815. С. 247-248.

10. Сенатский указ «О распоряженияхъ по поселению выходящихъ изъ Польши беглыхъ раскольниковъ и объ отпуске ихъ безъ обидъ и удержания въ те места, кто куда для поселения идти пожелаетъ» от 20 декабря 1963 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11738. С. 140-141.

11. Сенатский указ «О позволении раскольникамъ выходить и селиться в России на местахъ означенныхъ въ прилагаемомъ у сего реестре» от

14 декабря 1763 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11725. С. 129-132.

12. Манифест «О вызове изъ Польши и Литвы беглыхъ Российскихъ помещичьихъ и всякаго звания людей; о дозволении им селиться в казен-

ныхъ волостяхъ, где кто пожелаетъ и о даче им льготъ отъ податей и работъ на 6 летъ» от 15 мая 1763 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11815. С. 247-248.

13. Сенатский указ «О приеме на поселение въ учреждающиеся въ Сибири полки изъ выведенныхъ изъ Польши беглыхъ Российскихъ поддан-ныхъ» от 30 апреля 1764 г. // ПСЗРИ. Т. 16, № 12149. С. 737-739.

14. Сенатский указ «О распоряженияхъ по поселению выходящихъ изъ Польши беглыхъ раскольниковъ и объ отпуске ихъ безъ обидъ и удержания въ те места, кто куда для поселения идти пожелаетъ» от 20 декабря 1963 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11738. С. 141.

15. Именной императорский указ, состоявшийся в Сенате «О взыскании особой подати съ бородачей и о ношении ими особаго платья» от 6 апреля 1722 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 6, № 3944. С. 641-642.

16. Сенатский указ «О позволении раскольникамъ выходить и селиться в России на местахъ означенныхъ въ прилагаемомъ у сего реестре» от

14 декабря 1763 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 11725. С. 129-132.

17. Манифест «О учинении вновь переписи незаписавшимся потаеннымъ раскольникамъ и о положении ихъ въ окладъ» от 3 марта 1764 г. //

ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 12067. С. 596-597.

18. Сенатский указ в подтверждение указа 3 марта 1764 г. «О взыскании двойного оклада съ явившихся потаенныхъ раскольниковъ» от 16 ноября 1764 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 16, № 12281. С. 963-964.

19. Указ Синода «О присылке ведомостей о небывшихъ на исповеди и о раскольникахъ, а равно и штрафныхъ денегъ въ Святейший Синодъ» от 7 марта 1722 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 6, № 3914. С. 513-514.

20. Сенатский указ «О сборе со всехъ явившихся по поданнымъ сказкамъ раскольниковъ положеннаго на нихъ оклада» от 29 декабря 1764 г. // ПСЗРИ. Т. 16, № 12301. С. 1017-1018.

21. Сенатский указ «О сборе денегъ с раскольниковъ и бородачей по окладамъ в городахъ и слободахъ Камерирамъ, а в уездах Комиссарам» от 11 марта 1726 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 7, № 4851. С. 585.

22. Сенатский указ «О мерахъ ко взысканию съ раскольниковъ и бородачей положеннаго съ нихъ двойнаго оклада; объ увещании техъ, которые захотятъ вступить в расколъ и о положении съ нихъ оклада противъ раскольниковъ вдвое и о подтверждении указа 1825 Июля 7 касательно выбора раскольниковъ въ счетчики» от 12 декабря 1826 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 7, № 4985. С. 713-715.

23. Регламентъ или Уставъ Духовной Коллегии» от 25 января 1721 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 6, № 3718. C. 315-345.

24. Указ «О неопределении раскольниковъ ни къ какимъ деламъ и о выборе ихъ только въ счетчики» от 7 июля 1723 г. // ПСЗРИ. Собрание 1. Т. 7, № 4750. С. 321-322.

Статья представлена научной редакцией «История» 4 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.