Научная статья на тему 'Политика цен на энергоресурсы в России: социально-экономический аспект национальной безопасности'

Политика цен на энергоресурсы в России: социально-экономический аспект национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ЦЕН НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / POLICY IN ENERGY PRICES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / SOCIO-ECONOMIC ASPECTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакова И.А.

Автор данной статьи анализирует политику цен на энергоресурсы в России в социально-экономическом аспекте национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policies in energy prices in Russia: Socio-economic aspect of national security

National safety of the state represents the complex system possessing multiplane structure. Social and economic making is hardly probable not the most important element in this system as a base condition of realization of other components military, technological, power, food, ecological and other kinds of safety, is maintenance of social stability, on the one hand, and effective functioning and steady development of national economy, with another.

Текст научной работы на тему «Политика цен на энергоресурсы в России: социально-экономический аспект национальной безопасности»

Политика цен на энергоресурсы в России:

социально-экономический аспект национальной безопасности

Колпакова И.А. *

National safety of the state represents the complex system possessing multiplane structure. Social and economic making is hardly probable not the most important element in this system as a base condition of realization of other components — military, technological, power, food, ecological and other kinds of safety, is maintenance of social stability, on the one hand, and effective functioning and steady development of national economy, with another.

CO oi

z •

о

о сч

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Национальная безопасность государства представляет собой сложную систему, обладающую многоплановой структурой. Социально-экономическая составляющая — это едва ли не самый важный элемент в этой системе, так как базовым условием реализации остальных компонентов — военной, технологической, энергетической, продовольственной, экологической и других видов безопасности, является обеспечение социальной стабильности, с одной стороны, и эффективного функционирования и устойчивого развития национальной экономики, с другой. Одновременное и сбалансированное решение этих вопросов — это также необходимая форма реализации ст. 7 Конституции РФ о природе российского государства как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. Полноценное выполнение этого двуединого условия — чрезвычайно сложная задача, и в то же время нельзя не признать, что она с большим или меньшим успехом решается в ряде экономически развитых государств мира. Для России же это одна из важнейших нерешенных проблем, состояние которой в ряду других социально-политических проблем Президент РФ Д.А. Медведев определил следующим образом: «Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ. Это очень большие проблемы даже для такого государства, как Россия» 2.

Основным оружием отстаивания в мирное время усиленно размываемого понятия — национальный суверенитет, с

которым напрямую связана национальная безопасность, являются экономические методы. Весьма важным среди них является управление ценами на макроэкономическом уровне, включающим в себя не только уровень национальной экономики, но и уровень мировой экономики, по сути — мегауровень.

Управление ценами в виде ценовой политики может осуществляться на разных уровнях экономики. Прежде всего оно реализуется на микроэкономическом уровне в виде ценовой политики частных фирм и на мезоэкономическом уровне в виде политики цен крупных корпораций. Однако для того, чтобы частные фирмы и корпорации, достигая основную цель, в конечном счете всегда сводящуюся к максимизации прибыли, не ущемляли общегосударственные интересы путем ухудшения структуры экономики, консервации отсталой технологической базы, снижения уровня и качества жизни широких слоев населения и не подрывали таким образом национальную безопасность, весьма важным координирующим различные интересы инструментом должна стать ценовая политика российского государства. Широко используемый во многих развитых странах мира, в России этот инструмент пока еще недооценивается, хотя подвижки в осознании его важности имеются в виде государственного регулирования тарифов естественных монополий, регулирования цен на медикаменты, временное замораживание цен на некоторые виды топлива и на продовольственные продукты. Эффективность подобного регулирования в виде разрозненных мер, не основывающихся на четкой концепции ценовой политики государ-

Старший научный сотрудник Центра финансовых исследований Института экономики РАН, кандидат экономических наук.

ства, естественно весьма невысока. Частично это связано с тем, что многие меры имеют политическую, а не экономическую мотивацию, то есть предпринимаются в канун очередных выборов.

Эффективное регулирование цен государством вовсе не отвергает самого рыночного ценообразования. Наоборот, оно предполагает наличие и использование рыночных цен, но задает ему определенные рамки, конструктивно воздействуя на них с целью получения желаемого эффекта, обусловленного общей экономической стратегией, реализуемой руководством страны.

Острейшими и важнейшими задачами, стоящими перед Россией в настоящий момент, является модернизация экономики, то есть перестройка структуры экономики в пользу ее переориентации с энергосырьевого экспорта на развитие производства и экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей, а также сохранение нацеленности экономической политики на повышение уровня жизни населения и борьбу с бедностью. При решении этих сложных задач пренебрегать столь эффективным инструментом экономической политики государства, как стратегическое управление процессами рыночного ценообразования, было бы весьма недальновидно. Более того, отказ от государственного ценового регулирования не может не иметь серьезных последствий для социально-экономического развития России, а следовательно, ее национальной безопасности.

Политика цен на энергоносители стоит особняком в ряду проблем ценовой политики, так как оказывает непосредственное и сильное влияние на многое из того, что происходит в сфере внутреннего и внешнеторгового ценообразования на продукцию промышленности, сельского хозяйства, на транспорте, в строительстве и в сфере услуг, являясь, таким образом, условием сохранения и повышения конкурентоспособности экономики страны в целом. В то же время через воздействие уровня цен на энергоносители на цены потребительских продуктов, тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ она оказывает столь же мощное влияние на жизненный уровень широких слоев населения России и социальную стабильность. Вопрос цен на бензин, в частности, это тот вопрос, который волнует значительную часть наших граждан, и необъясни-

мый зачастую ничем рост этих цен в нашей стране даже после падения мировых цен, прекращающийся, как правило, только после осуждения этого явления первыми лицами государства, способен вывести и уже выводил на улицы значительные массы протестующих.

Необходимость совершенствования ценообразования и формирования эффективной политики цен на энергоносители в экономике России, переживающей трудности становления полноценных рыночных отношений, имеет, таким образом, особую важность для поддержания социально-экономической, а следовательно, и национальной безопасности.

Не случайно проблемы ценообразования и регулирования цен на энергоносители с начала 90-х гг. ХХ в. находились в центре внимания российских экономистов.

Несмотря на активное изучение ценовых проблем в сфере российского топливно-энергетического комплекса, многие вопросы как в теоретико-методологическом, так и в практическом плане сохранили свою актуальность.

Например, требуется глубокий анализ и оценка изменения принципов ценообразования на различные энергоносители, степени зрелости и управляемости рынка энергоносителей в целом и каждого энергоресурса в отдельности. Фактически до сих пор не обобщен весь опыт трансформации ценообразования на топливно-энергетические ресурсы в переходной экономике России. Не была оценена с точки зрения эффективности ни методология, ни практика осуществления государственного регулирования цен на энергоресурсы. Между тем эта проблематика важна еще и потому, что некоторые из топливно-энергетических ресурсов являются продукцией естественных монополий.

В течение 1990-х гг. и в начале первого десятилетия XXI в. в реформируемой России был принят ряд законодательных актов, регулирующих некоторые аспекты ценообразования на энергоресурсы. Была разработана Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., в которой среди прочего были намечены основные ориентиры государственной политики ценообразования на важнейшие энергосырьевые ресурсы — нефть, газ и уголь. Были предприняты практические шаги по регулированию цен на продукцию и услуги энергетических естественных монополий. Однако задача разработки це-

со 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z •

о о

CJ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S I

н

о ф

со

лостной стратегии управления ценами на энергоносители не ставилась. Все это имеет своим следствием отсутствие существенных положительных результатов ограниченных мер по регулированию цен на энергоносители. К сожалению, в Государственной думе РФ так и не был принят к рассмотрению разработанный в 2000 г. в Комитете по экономической политике и предпринимательству проект Федерального закона о ценовом регулировании. В то же время назрела необходимость скорректировать в области ценовой политики и Энергетическую стратегию России на период до 2020 г.

Все это, а также учет большого вклада топливно-энергетического комплекса в обеспечение развития экономики России, укрепления ее национальной и энергетической безопасности и интеграции в мировую экономику и определяет актуальность разработки концепции управления ценами на энергоресурсы как части концепции государственной ценовой политики.

В рамках решения этого вопроса необходимо сформулировать и научно обосновать наиболее важные принципы и подходы к формированию политики цен на энергоносители в экономике России в условиях ее рыночного реформирования; предложить наиболее адекватные нынешнему уровню развития рыночных отношений в России, а также актуальным задачам развития экономики формы и методы политики и стратегии управления ценами прежде всего в добывающих отраслях топливно-энергетического комплекса.

Стратегия управления ценами на энергосырьевые ресурсы — это общий план осуществления долгосрочной политики регулирования цен на эти товары в российской экономике, следование которому позволит достичь общеэкономических и отраслевых целей наиболее эффективным способом. Эта стратегия должна разрабатываться с учетом роли топливно-энергетического комплекса в российской экономике, характера и степени влияния уровней и динамики этих цен на все сферы и отрасли экономики, а также взаимосвязи внутренних российских цен на топливно-энергетические ресурсы с мировыми ценами.

Топливно-энергетическому комплексу, его основным добывающим отраслям — угольной, газовой и нефтяной — принадлежит важная роль в экономике России.

Отрасли топливно-энергетического комплекса России, и прежде всего относящиеся к добывающей промышленности, сохраняют свой базисный характер, выполняя роль основной несущей конструкции экономики. На данном этапе российское государство, благодаря наличию уникального ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса позиционируется в мировой экономике как один из ведущих экспортеров энергоносителей. Эффективное использование этого потенциала не только для экспорта, но и внутри страны для стабильного, устойчивого снабжения потребителей энергоресурсами по адекватным состоянию российской экономики, предсказуемым и преимущественно стабильным ценам является основой ее экономического роста и повышения уровня жизни населения. Однако отказ от разработки и реализации государственной политики цен на топливно-энергетические ресурсы в самом начале перехода к рыночной экономике (1992—1993 гг.)3 обусловил накопление в социально-экономической сфере России, а также в ее ценовой сфере ряда острейших проблем.

В результате либерализации цен и неэффективности ограниченных регулирующих мер в стране фактически оказалась утеряна общая управляемость ценами на энергоресурсы. Административно инициированный с начала 1990-х гг. рост цен на энергоносители развился в практически бесконтрольный процесс и стал одной из основных причин возникновения гиперинфляции 1992—1994 гг.

Анализ динамики цен на продукцию и услуги отраслей ТЭКа за десятилетие, прошедшее с момента либерализации цен, показывает, что темпы их роста значительно опережали темпы роста цен на остальные товары. При этом на самом первом этапе (1992 г.) рост цен на энергоносители оказался самым высоким:

92.7 раза по топливной промышленности и 55,1 раза по электроэнергетике против

33.8 раза по промышленности в целом и 27,2 по машиностроению. После некоторого спада (во второй половине 1990-х гг.) опережающий темп роста цен на продукцию электроэнергетики и топливной промышленности возобновился и продолжается до настоящего времени4. В итоге по сравнению с 1990 г. в 2003 г. показатели роста цен в электроэнергетике и топливной промышленности составили около 70

тыс. раз и 96 тыс. раз соответственно, против 55 тыс. раз по промышленности в целом и 39 тыс. раз по продукции машиностроения (табл.1). В еще большей мере выросли цены на отдельные энергоносители, такие, например, как продукты переработки нефти — автомобильный бензин (130,7 тыс. раз) и дизельное топливо (169,9 тыс. раз). (табл.2). По сути дела, в результате либерализации цен в России установились принципиально новые соотношения цен по сравнению с теми, которые

существовали в бывшем СССР и на которых строилась вся экономическая база работы российских предприятий.

Причем эти новые соотношения характеризуются серьезными деформациями и диспаритетами, которые закрепились и воспроизводятся во всем последующем периоде вплоть до настоящего времени. Данные о накоплении ценовых диспропорций в российской экономике в течение 10 лет после либерализации цен показывает табл. 2.

Таблица 1

Индексы цен производителей по отраслям промышленности (на конец периода; в разах) 5

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Промышленность — всего

К декабрю предыдущего года 3,4 33,8 10,0 3,3 2,7 1,3 1,1 1,23 1,67 1,32 1,1 1,17 1,13

К декабрю 1990 г. 3,4 113,6 1130 3764 10350 13003 13973 17186 28700 37884 41672 48756 55094

Электроэнергетика

К декабрю предыдущего года 2,1 55,1 13,6 3,3 3,0 1,4 1,1 1,03 1,14 1,4 1,3 1,27 1,13

К декабрю 1990 г. 2,1 115,9 1573 5176 15463 20931 22760 23443 26725 37415 48640 61773 69803

Топливная промышленность

Кдекабрю предыдущего года 2,3 92,7 7,3 3,0 2,9 1,4 1,1 1,008 2,3 1,55 1,02 1,24 1,01

К декабрю 1990 г. 2,3 211,9 1555 4682 13415 18829 20926 21094 48515 75199 76703 95110 96062

Машиностроение

К декабрю предыдущего года 3,1 27,2 10,5 3,3 2,8 1,2 1,1 1,29 1,5 1,28 1,17 1,11 1,11

К декабрю 1990 г. 3,1 84,8 890 2937 8161 10122 11005 14197 21295 27257 31891 35398 39293

Таблица 2

Рост цен и тарифов в 1990-2003 гг. (в тыс. раз, 1990=1)

2001 2003

Цены производителей на промышленную продукцию 34,2 55,2

в том числе на:

• электроэнергию 51,1 75,1

• нефть 61,0 75,0

• бензин 102,8 130,7

• дизельное топливо 134,9 169,9

• газ природный 16,8 17,6

• продукцию машиностроения 38,0 46,8

Средние цены производителей на реализованную продукцию 7,4 8,2

сельского хозяйства

Начисленная зарплата наемных работников 10,7 18,1

Рассчитано по официальным данным Федеральной службы государственной статистики.

CO

Ol

z •

о о

CJ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

Эти данные свидетельствуют о крайне неблагоприятном положении, в котором оказались в результате неравномерного роста цен российское сельское хозяйство и население. Так, данные за 2001 г. показывают, что по сравнению с 1990 г. темпы роста цен на сельскохозяйственную продуктцию отстали от темпов роста цен на электроэнергию в 7 раз, а от темпов роста цен на столь необходимое для его функционирования дизельное топливо почти в 20 раз6. В последующие два года разрыв в темпах роста на сельскохозяйственную продукцию и указанные энергоресурсы увеличился, составив за 1990—2003 гг. по отношению к темпу роста цен на электроэнергию — 9 раз, а по отношению к темпу роста цен на дизельное топливо — 20,5 раза. Цена же труда за десятилетие российских рыночных преобразований росла медленнее, чем цена на электроэнергию почти — в 5 раз и чем цена на бензин — почти в 10 раз. В последующее за 2001 г. двухлетие цена труда росла более высокими темпами, чем цены на энергоресурсы, но все же общее отставание темпов ее роста от темпов роста цен на электроэнергию составило за 1990— 2003 гг. 4 раза, а на бензин — 7,2 раза.

Анализ последствий роста цен на энергоресурсы и возникновение вследствие этого ценовых диспропорций показывают, что в целом такое радикальное изменение соотношений цен крайне пагубно сказывается на развитии экономики страны.

Во-первых, повышая долю энергоиздержек в себестоимости промышленной продукции, оно ведет к существенному снижению конкурентоспособности ее продукции как внутри страны, так и за рубежом и соответственно к падению спроса, сокращению сбыта и свертыванию ее производства.

Во-вторых, учитывая масштабы страны и ее природно-климатические условия, такое изменение соотношений цен ведет к разрыву экономического пространства, резкому снижению межрегиональных связей, натурализации хозяйства отдельных регионов, резкому торможению развития таких прогрессивных процессов, как специализация и кооперирование отечественного производства как внутри страны, так и с зарубежными фирмами.

В-третьих, диспаритет цен на продукцию высокой степени обработки и энергоносителей, возникший вследствие более быстрого роста цен на энергоносители, имеет своим следствием негативные изменения структуры промышленного производс-

тва. Изменения в структуре выпуска промышленной продукции в значительной степени следуют за динамикой цен. По отношению к 1991 г. в 2001 г. удельный вес отраслей инвестиционного назначения сократился на 8,3 процентных пункта (с 49,0 до 40,7 %). На этом фоне доля ТЭКа к 2001 году выросла с 19,9 до 24,7 %, а сырьевых отраслей — с 27,3 до 29,0 %7.

В-четвертых, следствием отсутствия скоординированной политики регулирования цен на энергоносители явилось негативное изменение соотношения цен между самими энергоресурсами. На мировом рынке в последние годы сложилось довольно устойчивое соотношение цен между газом и энергетическим углем — 1:0,6 (при их исчислении в сопоставимом виде — в условном топливе). На внутреннем рынке России это соотношение выглядело в середине 1990-х гг. как 1: 0,92, а в 2002 г. составило уже 0,62:1)8. Поэтому в течение всего периода 1991—2002 гг. увеличивалось потребление газа как более дешевого и экологически чистого вида топлива в ущерб его более эффективному использованию в виде сырья. Доля угля в топливно-энергетическом балансе России продолжала снижаться и в 2003 г., что грозит подрывом позиций такой стратегически важной для развития экономики России отрасли, как угольная промышленность.

Все негативные результаты просчетов в управлении ценами на энергоресурсы в переходной экономике России свелись к снижению конкурентоспособности российской экономики в целом, к усугублению ее отсталой структуры, базирующейся на энергосырьевом экспорте.

Исследование процессов трансформации в ценообразовании на газ, уголь и сырую нефть за годы рыночных преобразований в России на мезо- и микроэкономическом уровне то есть процессов ценообразования на уровне предприятий, корпораций и отдельных рынков, показывает, что в настоящее время нельзя говорить не только о существовании внутреннего рынка природного газа, но и о завершении формирования внутренних угольного и нефтяного рынков. Так, в газовой сфере господствует ОАО «Газпром», сосредоточившее в своих руках 84 % газового бизнеса. В нефтяной сфере положение дел определяют вертикально-интегрирован -ные нефтяные компании. На свободном рынке продается лишь 18—20 % сырой нефти. На рынке энергетического угля также отмечается завышение цен вследствие

монополизации локальных рынков. Следовательно, нет оснований говорить и о сформированности механизма рыночного ценообразования на энергоносители в стране. Отрицательные последствия этого усугубляются отсутствием внятной целостной ценовой политики государства в отношении продукции отраслей ТЭКа.

Это свидетельствует о необходимости существенной корректировки ценообразования на продукцию добывающих отраслей ТЭКа по двум направлениям:

1) государственного регулирования ценообразования;

2) создания условий для формирования более эффективных рынков энергоресурсов.

При этом чем успешнее осуществляется работа во втором направлении, тем меньшее воздействие необходимо производить по первому направлению.

Национальная модель регулирования ценообразования (в том числе на энергоресурсы) должна вобрать в себя все лучшее из накопленного мирового опыта.

Во-первых, полезно учесть следующие принципы государственной политики цен, апробированные во многих развитых странах:

> целевую установку на социальные императивы;

> деидеологизацию критериев выбора регулирующих мер;

> использование широкого спектра мер и методов регулирования;

> реализацию радикальных мер после тщательной научной проработки и достижения консенсуса в обществе;

> осторожное и постепенное их осуществление;

> тщательный контроль за исполнением решений регулирующих органов, применение серьезных административных вплоть до уголовных санкций к нарушителям предписаний. Во-вторых, национальная модель регулирования ценообразования должна прежде всего адекватно отражать специфику страны: в случае России — ее географическую протяженность, суровый климат, низкую эффективность использования энергоресурсов.

В-третьих, она должна отражать специфику исторического периода: в случае России — незавершенность формирования единого всероссийского внутреннего рынка в условиях вызовов, предъявляемых экономике России глобализацией мировой экономики. Последнее обстоятельство особенно остро ставит про-

блему вмешательства государственных органов в процессы ценообразования вплоть до применения административного регулирования цен и прямого воздействия на конъюнктуру рынков энергоресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная цель стратегии управления ценами на энергосырьевые ресурсы состоит в повышении конкурентоспособности российской экономики, включающей в себя как экономическую, так и социальную компоненты.

С этой точки зрения необходимо учитывать два основных императива концепции эффективной государственной ценовой политики Российской Федерации:

> реальное развитие рынка как одного из наиболее мощных и универсальных инструментов повышения эффективности экономической системы страны и эффективности ценообразования;

> развитие технологий компенсации несовершенства или недостатков рыночных механизмов в виде целостной системы мер государственной ценовой политики.

С учетом этих императивов предлагается методологический подход к разработке эффективной стратегии управления ценами на топливно-энергетические ресурсы в системе взаимосвязей развития национальной экономики, топливно-энергетического комплекса и его экспортной базы. Он основывается на системе приоритетов и соответствующих им задач стратегии управления ценами на топливно-энергетические ресурсы (рис. 1).

Главным в этой системе приоритетов является достижение высокой конкурентоспособности экономики страны как основы ее процветания и повышения жизненного уровня ее населения. Это предполагает среди прочего проведение политики определенного сдерживания роста цен на энергоносители.

Следующим по значимости приоритетом является создание условий для устойчивого функционирования и развития самого топливно-энергетического комплекса как базовой отрасли национальной экономики, обеспечивающей энергетическую безопасность страны. Это предполагает ориентацию ТЭКа на такие уровни и структуру цен, которые создавали бы возможности для расширенного воспроизводства в отраслях ТЭКа, совершенствования структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.

со 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z •

о о

CJ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Рис. 1. Формирование приоритетов и задач стратегии управления ценами на топливно-энергетические ресурсы (ТЭРы)

И, наконец, третьим по значимости приоритетом является поддержка и развитие экспортного потенциала добывающих отраслей ТЭКа как условия реализации конкурентных преимуществ России, заключающихся в обладании природными ресурсами, и как основного на данном этапе канала получения финансовых ресурсов для комплексного развития российской экономики. Это предусматривает сохранение оптимальной разницы во внутренних и мировых ценах на ТЭРы (при изъятии большей части полученной таким образом ценовой ренты в бюджет с помощью экспортных пошлин), ценовое стимулирование, повышение эффективности энергетического экспорта (на основе повышения в нем доли продукции переработки энергоносителей и проникновения на внутренние рынки стран -импортеров энергоносителей).

Масштабы и сложность задач подобного ценового регулирования предполагают, с точки зрения автора, необходимость плотного и прозрачного взаимодействия государства и крупных энергети-

ческих компании и соответственно как можно более тесной взаимоувязанности государственной и корпоративных стратегий управления ценами на энергоресурсы. Повышению эффективности этого взаимодействия способствует включение в процесс выработки регулирующих мер как равноправных партнеров общественных организаций, которые, как показывает практика развитых стран, могут способствовать коррекции как «провалов» рынка, так и «провалов» государства в регулировании экономических процессов. Кроме того, широкое участие населения в обсуждении принимаемых решений (в том числе с использованием возможностей, предоставляемых Интернетом) и учет высказанных мнений помогут в выработке национального консенсуса по отношению к кардинальным решениям, затрагивающим интересы многих слоев российского общества.

Концепция взаимного согласования ценовой политики государства и энергетического бизнеса должна предусматривать преодоление инерции их разобщенности,

сформировавшейся в течение первого десятилетия рыночных реформ. Реализация предлагаемого подхода требует не только осуществления ряда целенаправленных мер как системы. Важно подчеркнуть, что сами эти меры могут быть разработаны и приняты лишь в условиях нового общественного климата, создаваемого консолидацией усилий власти, бизнеса, науки и общества в целом.

Эта концепция предполагает создание своеобразной двухконтурной системы (рис.2). В этой системе внешним — организационно-правовым — контуром является создание рамочных условий для координации ценовой политики государства (на федеральном и региональном уровнях) и корпораций при участии общественных организаций и других институтов гражданского общества.

Организационно-правовой контур

Рис. 2. Организационно-правовая и функциональная система стратегического управления

ценами ТЭР в России.

Внутренним — функциональным — контуром этой системы являются стратегические направления управления ценами в рассматриваемых отраслях ТЭКа:

1) на внутреннем рынке России — максимально скоординированное (с точки зрения учета эффективности использования различных энергоресур-

2)

сов, оптимальной сбалансированности интересов потребителей, производителей и государства) совершенствование рыночного ценообразования по различным видам топливно-энергетических ресурсов;

на внешнем рынке — совершенствование инструментария ценового воздействия на осуществление экспорт -

00 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■а

я <

I I-

О ф

со

О

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

ной деятельности энергетических корпораций с учетом приоритета удовлетворения потребностей внутреннего рынка по приемлемым ценам и на основе повышения ее общеэкономической эффективности. Институциональное оформление и функционирование данной системы уп-

равления в подобном виде позволят добиться синергетического эффекта в осуществлении стратегии управления ценами на энергоресурсы как составной части социально-экономической стратегии модернизации России и основы обеспечения национальных интересов и национальной безопасности России.

00

Литература и примечания

1. Конституция РФ.

2. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Российская газета. 2009. 10 сентября.

3. Либерализация цен на энергосырьевые ресурсы — нефть и уголь — началась примерно на год позже, чем на остальные продукты, в том числе на продукты переработки нефти — бензин, мазут и т.п. Тарифы на природный газ остались объектом государственного регулирования до настоящего времени (в отношении тарифов на газ, отпускаемый населению).

4. Примечательно, что одной из причин опережающего роста цен на ТЭРы (помимо влияния роста мировых цен на нефть и природный газ) являются высокие темпы роста тарифов на продукцию и услуги энергетических естественных монополий (энергетических компаний, входивших ранее в РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром»), установленные административно с начала 2000-х гг. Автор считает, что форсированное повышение цен на продукцию и услуги естественных монополий без действенного контроля за издержками и особенно за доходами их топ-менеджмента играет решающую роль в подстегивании развития инфляционных процессов в современной российской экономике.

5. Рассчитано по официальным данным Федеральной службы государственной статистики.

6. Сенчагов В.К., Дерябин А.А. Стратегические аспекты повышения роли ценообразования / Стратегический ответ России на вызовы нового века; под общ. ред. Л.И. Абалкина. М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 557.

7. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А. Ценовая политика и экономический рост // Экономист. 2003. № 5. С. 31.

8. Яновский А.Б., Бушуев В.В., Саенко В.В., Троицкий А.А. О ходе реализации в 2003 г. Энергетической стратегии России на период до 2020 г. // Нефть, газ и бизнес. 2004. № 2. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.