Научная статья на тему 'Политика царского правительства в Калмыкии в конце XIX – начале XX вв'

Политика царского правительства в Калмыкии в конце XIX – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПРАВИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / УЛУСЫ / ХАТОНЫ / ГУБЕРНИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / POLICY / GOVERNMENT / ADMINISTRATION / ULUS / HATON / PROVINCE / STATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андропов Адьян Николаевич, Команджаев Александр Нармаевич

В статье рассматриваются вопросы политики царского правительства калмыцким населением в конце XIX века. На основе анализа источников и литературы показано особенное и общее проводимой политики, путем построения системы управления местного правительства в калмыцком обществе в конце XIX века начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF TSARIST GOVERNMENT IN KALMYKIA AT THE END OF XIX CENTURY THE BEGINNING OF XX CENTURY

The article examines the policy of tsarist government by Kalmyk population at the end of XIX century. On the basis of analysis of sources and literature this shown special and general of following policy by building of a system of administration of local government in Kalmyk society at the end of XIX century the beginning of XX century.

Текст научной работы на тему «Политика царского правительства в Калмыкии в конце XIX – начале XX вв»

УДК 95 ББК 64.7

А.Н. Андропов, А.Н. Команджаев

ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КАЛМЫКИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы политики царского правительства калмыцким населением в конце XIX века. На основе анализа источников и литературы показано особенное и общее проводимой политики, путем построения системы управления местного правительства в калмыцком обществе в конце XIX века начале XX века.

Ключевые слова: политика, правительство, управление, улусы, хатоны, губернии, государственное имущество.

A.N. Andropov, A.N. Komandgaev

THE POLICY OF TSARIST GOVERNMENT IN KALMYKIA AT THE END OF XIX CENTURY THE BEGINNING OF XX CENTURY

Annotation.The article examines the policy of tsarist government by Kalmyk population at the end of XIX century. On the basis of analysis of sources and literature this shown special and general of following policy by building of a system of administration of local government in Kalmyk society at the end of XIX century the beginning of XX century.

Key words: policy, government, administration, ulus, haton, province, state property.

В конце XIX в. обнаружилась общая отсталость Калмыкии от остальной части Российской империи. В то время как в большинстве российских губерний наблюдалось бурное развитие капитализма, в калмыцких улусах продолжали сохраняться феодальные отношения. После проведения реформы 16 марта 1892 года по отмене крепостного права в Калмыкии в правительственных кругах началась разработка проектов преобразования административного, общественного и поземельного устройства калмыков. С переходом в 1903 году калмыков из ведения Министерства государственных имуществ в подчинение МВД, управление краем несколько упорядочилось, но недостатки системы попечительства все еще давали о себе знать. Совмещение в руках улусных попечителей множества обязанностей, одновременное выполнение ими нескольких функций, лишало последних полноценного рассмотрения всех насущных вопросов [5, С. 48-49].

Замечания правительственных чиновников содействовали скорейшему принятию властью решений по частичному реформированию управления Калмыкией. Провести радикальные изменения в местном административном устройстве царскому правительству так и не удалось, хотя были укреплены аймачные и, частично, улусные звенья управления. В ходе проведения административной реформы 1910г. число аймачных и хотонных самоуправляющихся единиц значительно сократилось. Соответственно уменьшились расходы на содержание многочисленного штата должностных лиц - так называемые «темные сборы». Дальнейшему реформированию системы управления Калмыкией помешала первая мировая война. Правительственная политика в Калмы-

кии сводилась к стремлению унификации управления калмыцким и русским крестьянским населением Астраханской и Ставропольской губерний [7, С. 160].

Стремление сознательной части населения Калмыкии противодействовать ограничительной политике царского правительства стало проявляться в конце XIX в. особенностью местного национального движения являлось отсутствие внутри него сословных ограничений. В него вливались представители разных социальных групп вне зависимости от национальной принадлежности, стремившиеся внести свой вклад в дело улучшения положения калмыцкого народа. В рамках национального движения в Калмыкии конца XIX - начала XX в. можно было выделить несколько тенденций: а) противодействие политике христианизации русификации, отстаивание авторитета ламаистской религии; б) расширение сети учебных заведений в Калмыкии, охват начальным образованием как можно большего числа детей, «приближение» школы к народу; в) воспрепятствование беспорядочному использованию калмыцких улусов, потраве пастбищ скотом крестьян соседних с Калмыцкой степью районов, развитие идеи национально-территориальной монополизации сферы хозяйственной деятельности; г) проведение мероприятий по разработке и внедрению новых методов содержания скота и улучшению качества животноводческой продукции, а также по использованию улусных земель [3, С. 83]. Недостатками национального движения в Калмыкии были его слабая организованность и отсутствие единства убеждений между его представителями, которых различали материальное положение, интересы и представление о нуждах народа.

Все же не следует утверждать, как это преподносилось в историографии раньше, об антинародной политике калмыцкой знати и крупных скотоводов, отражавшей лишь частнособственнические интересы. Требования, выдвигаемые ското-промышленни-ками на съездах улусных попечителей и скотоводов 1903, 1904 и 1907 гг. отвечали нуждам остальной массы калмыцкого населения. На этих съездах обсуждались проблемы, связанные с беспорядочным выпасом крестьянского скота в Калмыцкой степи, взиманием платы за выпас и др. Важное значение в ходе нарастания национального движения в Калмыкии приобрел вопрос о народном просвещении, предполагавший расширение сети учебных заведений в Калмыкии, охват начальным образованием как можно большего числа детей, приближение школы к народу. Недостатками национального движения в Калмыкии были его слабая организованность и отсутствие единства убеждений между его представителями.

Особое место в развитии Калмыкии начала XIX в. занимал аграрно-национальный вопрос, связанный с политикой царского правительства по отношению к землям калмыцких кочевий и противоречиями, сложившимися на этой почве между населением Калмыцкой степи и крестьянами-переселенцами из других губерний России. Оценивая земельную политику царского правительства в Калмыкии, следует отметить, что в целом оно пыталось удовлетворить интересы обеих сторон. Так, ввиду усиления притока крестьянства из других губерний страны, правительство вынуждено было выискивать новые возможности для изъятия земельных отрезков из оброчных статей для сдачи их в арендное пользование переселенцам. Это вызывало недовольство калмыцких скотоводов, противившихся сокращению пастбищ. С другой стороны, российское правительство провело постановления, ограничивающие выпас скота в Калмыкии русскими и украинскими крестьянами соседних сел [6, С. 89].

Разрешая аграрный вопрос в Калмыкии, царское правительство понимало его сложность и пыталось своими постановлениями сгладить возникающие противоречия, обеспечивая интересы враждующих сторон. Последствия такой двойственной политики

сказались скоро. Причиной разрастания аграрных противоречий между калмыками и славянами являлась неспособность властей правильно оценить ситуацию, принимая, где это было нужно, соответствующие меры.

Новый импульс в развитии получила и так называемая «казачья идея», зародившаяся в Военном министерстве в 1890 г. Тогда предложение о привлечении волжских калмыков к отбыванию воинской повинности в рядах Астраханского казачьего войска не встретило поддержки по двум основным причинам: 1) число калмыков Астраханской губернии превышало количество астраханских казаков; 2) сложность организации управления астраханскими калмыками и их обустройства в земельном отношении. Проведенный в 1907 г. в Калмыцкой степи опрос показал, что калмыки в основной своей массе отрицательно отнеслись к данной идее. Только в 1913 г. в Военное министерство поступило ходатайство от калмыков Малодербетовского улуса о причислении их к казачьему сословию.

Однако переход калмыков в казачество с сохранением прав на всю находящуюся в их пользовании землю, противоречил политике МВД, возникающие возможности изъятия территорий Калмыцкой степи в особый фонд для наделения безземельных крестьян. Поэтому, вопрос о переходе калмыков в казачество был закрыт [4, С. 34].

Первая мировая война внесла значительные, изменения в экономическую жизнь Калмыкии. Если в более ранний период развитие торгово-промышленного скотоводства было связано, по степенным, вовлечением региона в сеть межобластных экономических связей, то, с началом войны оно в большей степени объяснялось нарастающими потребностями фронта и тыла в необходимости мясопоставок на фронт и лошадей для кавалерии для нужд армии, ускорила, процесс формирования скотоводческого развития региона. Тяготы экономического кризиса усугубила начавшаяся в 1916 г. мобилизация калмыков на работы по строительству оборонительных сооружений в прифронтовых районах. Мобилизация 1916 г. обернулась трагедией для калмыцкого народа, поскольку из-за непривычных климатических условий, недостаточного питания и эпидемий погибло до 25% призванных калмыков.

Важным событием общественно-политической и экономической жизни Калмыкии стала развернувшаяся весной 1917 г. экономическая борьба калмыцких ловцов и рыбопромысловых рабочих. Она была вызвана нараставшими противоречиями между ловцами и рыбопромышленниками по поводу условий и оплаты труда. Перед угрозой огромных денежных потерь рыбопромышленники повысили рабочим жалованье на 80% [2, С. 226-227].

После получения известия о Февральском перевороте и свержения царского правительства в Калмыкии сохранялось относительное спокойствие. С 26 по 31 марта прошел первый съезд представителей калмыцкого народа. На нем и были приняты решения, коренным образом изменившие систему местного управления. В период подготовки съезда улусная администрация еще сохраняла власть на местах и руководила прошедшими в улусах выборами делегатов, но после его проведения институт попечительства навсегда упразднился. Были созданы улусные и аймачные исполкомы, подчинявшиеся Центральному исполнительному комитету по управлению калмыцким народом. Характерно, что в состав последнего входили чиновники бывшего Управления калмыцким народом. Такое же положение наблюдалось в улусных и аймачных исполкомах, представленных старыми служащими. Таким образом, замена старых органов власти новыми, сопровождалась в Калмыкии поверхностной перестановкой чинов администрации в относительно спокойных условиях.

На съезде представителей калмыцкого народа Астраханской, Ставропольской гу-

берний и Терской области, прошедшем 6-7 июня 1917 г., активизировала свою деятельность местная интеллигенция. Большинство ее представителей выдвинуло идею национально территориальной автономии. Но Временное правительство не спешило с удовлетворением этого требования, ограничившись постановлением 1 июля 1917 г. о введении земства в Калмыкии. В этих условиях ЦИК по УКН попытался осуществить автономию явочным путем: на бумагах комитета появилось официально не узаконенное правительством название - «Степная область калмыцкого народа». Сам факт таких действий местного ЦИКа являлся показателем слабости позиций Временного правительства в национальном вопросе.

Осенью 1917 г. в Калмыцкой степи прошли выборы в органы земского управления. Но формирование земских учреждений в Калмыкии затянулось, так и не было завершено во всех улусах в связи с организацией казачьего войскового правления. Еще с марта 1917 г. сторонники «казачьей линии» (Д. Тундутов, Н. Очиров, С. Б. Тюмень, Г. Балзанов) вели переговоры с войсковыми казачьими правительствами Дона и Астрахани. В ноябре 1917 г. калмыцкие власти окончательно присоединились к казачьей коалиции. ЦИК по УКН был переименован в Войсковое правительство Калмыцкой степи, а улусные земские управы - в окружные правления. В то же время в ряде улусов насаждение казачьего управления встретило сопротивление со стороны местного населения [1].

К середине января 1918 г. путем вооруженного выступления населения в большинстве сел Астраханской губернии была установлена власть Советов. В самой Калмыцкой степи установлению новой власти препятствовала сложная политическая обстановка, связанная с участием калмыцких казаков в контр революционном мятеже в Астрахани в январе 1918г. Советизация Калмыцкой степи затянулась до марта 1918 г.. но происходила мирным путем на основе переименования земских управ, без существенных перестановок в их структуре.

Список литературы

1. Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). - Форма 17. - Опись 2. - Дело 1049. - Лист. 40.

2. Долгополов Д.С. Общее состояние экономики Калмыкии на рубеже 19 - начале 20 веков // Вестник КИГИ РАН. - 2002. - №18. - С. 226-227.

3. Зевакин М.И. Аграрный вопрос в Калмыкии в 1905-1906 гг. // Записки КНИИ-ЯЛИ. - 1967. -Выпуск №5. - С. 83.

4. История России с древности до наших дней. Учебное пособие. - Ставрополь, 1997. - С. 34.

5. Илюмжинов К.Н., Максимов К.Н. Калмыкия на рубеже веков. - М.: Зело, 1997. - С. 48-49.

6. Команджаев А.Н. Аграрная политика царизма и аграрное движение в Калмыкии // Калмыкия в трех революциях и гражданской войне. - Элиста: КНИИЯЛИ, 1980. - С. 89.

7. Максимов К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России. - М.: Наука, 2002. - С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.