ПОЛИТИКА ТЭТЧЕРИЗМА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРАСФОРМАЦИЮ БРИТАНСКОЙ ПРЕССЫ
(НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ТАЙМС»)
УДК 327
Современный мир находится в состоянии неустойчивого политического и экономического развития. Об этом свидетельствует возросшее за последние годы общее число социальных, межнациональных, религиозных конфликтов, перманентно возникающих в различных регионах мира и бессилие управленческих структур найти выходы из сложившихся ситуаций. За последний год к имеющимся проблемам добавился кризис мировой финансовой системы, пагубно отразившийся на развитии международной экономики. В этих условиях возникает острая потребность изучения особенностей существования тех стран, которые демонстрируют пример устойчивой эволюции в условиях нынешней глобальной трансформации.
Великобритания, бесспорно, относится к числу таких государств. Нельзя утверждать, будто социально-экономические и межнациональные катаклизмы миновали ее стороной. В XX в. эта страна неоднократно входила в полосу кризисов, связанных с отставками правительств, накаленностью социально-экономической обстановки. К этому следует добавить террористические акты, происходившие в британской столице Лондоне в середине 1990-х гг. Тем не менее, эта страна достойно пережила эти испытания, не растеряла накопленный веками опыт существования демократических институтов и сегодня по-прежнему считается стабильно развивающейся политической (партии лейбористов и консерваторов одновременно присутствуют в парламенте уже более ста лет) и экономической системой (Великобритания занимает шестое место по объему ВВП по данным за 2008 год).
Представляется, что одной из причин сохранения стабильности в этой стране
М.Х. НАЗАМУТДИНОВА
является консервативность общественной жизни, которая обеспечивает преемственность основных политических и экономических идей. Немногие страны могут похвалиться незыблемостью правовых традиций, которые были присущи этому обществу. И хотя, как любая европейская страна, Великобритания развивалась в условиях перманентного чередования идей, ее основной политической ценностью всегда оставался консерватизм. С одной стороны, это выражалось в проявлениях повседневного образа жизни, приверженностью традиционным морально-этическим постулатам, а с другой, нашло воплощение в доминирующей идеологии. Уместно вспомнить, что только за последние 130 лет консерваторы находились у власти восемь десятилетий. При этом даже на тех парламентских выборах, где консерваторы терпели поражение, они всегда получали не менее трети голосов избирателей [10, P. 2-3].
Политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние десятилетия, отчетливо подтверждает исторически сложившуюся ситуацию. Придя к власти в 1979 г., консерваторы сумели после этого еще дважды победить на национальных выборах - в 1983 и 1987 гг. Более того, этот период знаменовал собой не просто развитие, а качественно новое упрочение консервативных политических идей и духовных ценностей, состоявшееся по инициативе тогдашнего премьер-министра страны от консервативной партии М. Тэтчер.
О результатах правления М. Тэтчер написаны сегодня множество монографий (Wilson E., Огден К., Перегудов С.П., Попов В.И. и многие другие). Большинство исследователей не скрывают противоречий, которыми была отмечена в
период правления М. Тэтчер жизнь британского общества. Премьер-министра называли «железной леди», провозгласившей в период кризисного состояния британской экономики курс на ограничение государственной поддержки в любых сферах, свертывание социальных программ. Была проведена коммерциализация социальных сфер образования и здравоохранения, что, по мнению М. Тэтчер, было необходимым для снижения текущих расходов государства. Тогдашний правительственный кабинет сделал все, чтобы сократить прямое государственное вмешательство в экономику, поощрив при этом конкуренцию и свободу рынка [4, с. 146]. По сути, Великобритания стала первой страной, где нашла поддержку теория монетаризма американского экономиста нобелевского лауреата М. Фридмана. Он отстаивал тезис о том, что процветание любого общества невозможно без жесткого обуздания инфляции, а этому как раз и могут помочь меры, направленные на пресечение любых форм государственной поддержки. «Чем меньше правительство вмешивается в экономику, тем меньше оно тратит денег, а, следовательно, тем меньше оно печатает, и денежная масса сокращается», - утверждал М. Фридман [2, с. 23]. И правительство М. Тэтчер свято руководствовалось в своей политике этим принципом.
Жесткий внутриполитический курс, проводимый М. Тэтчер, повлек за собой общественные недовольства и даже открытые протесты (характерным подтверждением этого стала годовая забастовка британских шахтеров в середине 1980-х гг.). Однако он продемонстрировал и ответственность «железной леди» за поступательное развитие страны и развитие частной инициативы, которая на протяжении ряда столетий была прерогативой консервативной идеологии. В отличие от лейбористов - основных соперников консерваторов на выборах в XX в., ратовавших за национализацию многих видов промышленности. Расширение социальных гарантий из государственного бюджета М. Тэтчер отвергла (в соответствии с традицией своей партии)
популистские меры. Она настояла на том, чтобы уже в первые годы ее пребывания у власти не менее 40 процентов всех предприятий, национализированных в 1945-1979 гг., были отданы в частные руки [7, P. 59]. Еще одним «коньком» ее деятельности стала поддержка малого бизнеса. Если в годы правления лейбористского кабинета Г. Вильсона-Дж. Кал-лагэна (1970-е гг.) малый и средний бизнес не получал динамичного развития, то М. Тэтчер совершила в этом отношении поистине трансформацию социального мышления.
Размышляя сегодня над феноменом реализации и практических успехов политики консерваторов, нельзя не учитывать роль британских средств массовой информации (СМИ), обеспечивших духовную поддержку М.Тэтчер в этот непростой для страны период времени.
Начать с того, что Великобритания является уникальной страной применительно к развитию СМИ. Первая газета «Куранты» («The Courant») появилась здесь еще в первой четверти XVII в. - раньше, чем во многих других европейских странах. Однако для нас значительно больший интерес представляет политизация печатных СМИ, сложившаяся в последующие столетия. Во многом благодаря тому, что газетный бизнес традиционно инициировался в этой стране обеспеченными людьми, а большинство из них, в свою очередь, были приверженцами ценностей «доброй старой Англии», периодические издания, так или иначе, отстаивали консервативные идеи. В отличие от Франции, Германии и ряда других европейских стран, где на страницах печати сталкивались различные мировоззренческие позиции, Англия исторически демонстрировала иной пример. Лондонская пресса, конечно, не избегала политических тем, а в XVIII в. даже приводила на своих страницах полные отчеты заседаний британского парламента, где сталкивались различные партийные интересы, тем не менее ее общий содержательный настрой был, конечно, прокон-сервативным. Эта традиция сохранилась на протяжении всей эволюции британских печатных СМИ.
В настоящее время в Великобритании выходит около двух десятков национальных газет как ежедневных, так и воскресных. Именно эта пресса пользуется повышенным интересом здешней аудитории. По этому поводу весьма эмоционально высказался полвека назад исследователь британской прессы Ф. Уильямс. По его словам, «никакой другой народ на земле не является столь ревностным читателем газет, как британский» [12, Р. 1]. Примечательно, что это высказывание не утратило своего значения и сегодня: на 1000 человек в Британии приходится 326 ежедневных газет, это на 35 единиц больше, чем в Германии и на 130 больше, чем в США.
Если попытаться охватить общую картину существования британских национальных изданий, то, во-первых, нельзя не обнаружить, что их суммарный тираж исчисляется миллионами экземпляров (что свидетельствует об их несравненно большей популярности на фоне региональной и местной печати). А во-вторых, подавляющее число этих газет по-прежнему остается проконсервативными - в соответствии с долгой традицией своего существования. Эту тенденцию подметили в свое время многие исследователи британских СМИ. «Ежедневные газеты, - писал журналист Дж. Эткинсон, - не делают никаких попыток, чтобы скрыть свои пристрастия... Они отражают проконсервативную точку зрения, причем преимущественно правого крыла» [5, Р. 71-72]. Аналогичное мнение выражал исследователь Т. Бэйстоу: «Какого рода наша пресса? Как она использует свою свободу? Первое, что бросается в глаза: преобладающее большинство газет про-консервативно» [6, Р. 1].
Оба упомянутых нами автора сознательно использовали в своих выводах тезис о «проконсервативности» британской прессы. Назвать ее консервативной не представляется возможным, ввиду формальной принадлежности газетного бизнеса в Британии частным интересам, а не политическим партиям. Так или иначе, но политическая позиция национальной прессы была отчетливо заметной на общенациональных выборах в преддверии правления М. Тэтчер. «Статистические данные
свидетельствуют о том, что при освещении предвыборных программ консерваторов и лейбористов в 1979 году., газеты неравномерно использовали колоночные дюймы, отдавая предпочтение взглядам консерваторов», - свидетельствовал британский журнал «Нью стейтсмен» [9, Р. 34]. Практически схожая ситуация, по признанию лейбористского еженедельника «Трибюн», обозначилась на выборах в 1983 г.: «Незадолго до голосования счет был таков: шесть из восьми британских ежедневных национальных газет выступали за консерваторов, одна - за тактический выбор между лейбористами и альянсом социал-демократов и либералов, и лишь одна -за лейбористов» [11, Р. 2]. Практически не изменилась ситуация и в ходе выборов 1987 г. Победив, М. Тэтчер публично поблагодарила британскую прессу за поддержку ее позиции [8, Р. 3].
Было бы неправомерно ставить партийно-политические пристрастия британцев в абсолютную зависимость от идейной направленности национальной прессы. Иначе невозможно объяснить, почему лейбористы, пользующиеся недостаточной поддержкой со стороны национальных печатных СМИ, все же неоднократно приходили к власти. Тем не менее полностью недооценивать роль прессы в политической ориентации населения было бы неверным, общество традиционно находится под влиянием того, какие издания оно читает, что в конечном итоге влияет на его пристрастия на парламентских выборах. «Если бы национальная печать была менее фанатичной в защите мундира консервативной партии, - резюмировал Т. Бэйстоу, - то лейбористы бы чаще завоевывали власть» [6, Р. 66].
Пребывание у власти М. Тэтчер было отмечено не только продолжающейся традицией поддержки консерваторов со стороны национальной прессы. Ею самой было сделано немало для того, чтобы посредством печатного слова консервативные ценности получили одобрение широкого большинства британского населения.
Находясь у власти, М. Тэтчер способствовала усилению процесса концен-
трации и монополизации прессы. Вся пресса Великобритании в период ее правления была сосредоточена в руках семи корпораций. Крупнейшим из этих концернов является «Ньюс Интернешнл» (дочернее подразделение «Ньюс Корпорейшн»), принадлежащий Руперту Мердоку. Газета «Таймс» входит в его состав.
«Таймс» - это традиционно качественная проконсервативная газета с богатой историей (год основания 1785). Качественная пресса освещает политику и экономику, ей присущи точность и достоверность информации. Дизайн таких газет отличается строгостью, применением ограниченного числа шрифтов. Как правило, качественные издания не бросаются в глаза крупными интригующими заголовками, броскими фотоснимками - эти привилегии остаются массовым газетам. Традиционный формат качественной прессы - А2. Качественной прессе, по мнению исследователя Корконосенко С.Г., «свойственны аналитичность, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное - надежность фактов и мнений» [3, с. 94]. Еще в XIX веке расположения этой газеты искали сильные мира сего, люди, обладающие властью: «Метод инспирирования на основе обмена мнениями между руководителями «Таймс» и главами министерств особенно регулярно практиковался в те периоды, когда к власти приходили политики, чьи взгляды разделяло руководство «Таймс» [1, с.50].
За многие годы своего существования «Таймс» претерпела множество перемен. Последняя - очень явственная, случилась, когда в 1981 году ее приобрел австралийский медиамагнат Руперт Мердок. Его медиаимперии «Ньюс Корпорейшн» принадлежат СМИ по всему миру, к самым значимым его приобретениям можно отнести: британские «Сан» (является самой продаваемой в Англии), «Таймс», «Санди Таймс», американскую газету «Уолл стрит джор-нал», кинокомпанию «20 век ФОКС», социальную сеть «Май спэйс» и еще множество брендов в Австралии, Латинской Америке, Азии. Маргарет Тэтчер требовалась поддержка своего курса усилиями СМИ. Отсюда - продажа «Таймс» Мердоку, граж-
данину другой страны. Но, если в 1966 году, когда газету покупал выходец из Канады Рой Томсон, была созвана антимонопольная комиссия, то спустя 15 лет Тэтчер ничего не сделала, чтобы сделка стала предметом рассмотрения все той же комиссии. Тем самым премьер-министр создала благоприятную почву для процесса концентрации и монополизации СМИ в британском обществе.
Р. Мердок в свою очередь опирался на политику, проводимую Тэтчер против профсоюзов, когда он организовал и осуществил свой знаменитый прорыв при Уоппинге. Медиамагнат к концу 1985 года выстроил новый редакционно-полигра-фический комплекс в пригороде Лондона в местечке Уоппинг. Целью Мердока была прибыль, ее увеличение, отказ от старой типографской печати, переход на офсет. Эта процедура неминуемо влекла за собой увольнение 6000 рабочих и специалистов традиционной типографии. Но он пошел на это, несмотря на жестокое сопротивление профсоюзов. Осада Уоппинга была ожесточенной, не обошлось без помощи полиции, в которую демонстрация кидала камни, бутылки и дымовые бомбы. В результате «Битвы при Уоппинге» (под таким названием она вошла в историю), длившейся несколько месяцев, победителем стал австралиец. Не зря один из исследователей назвал его самым великим рискованным человеком в бизнесе, у которого, что является опасным, то и возможно [13, Р. 215].
Политика Мэрдока - это трансформация содержательно-иллюстративной модели газеты «Таймс». Понятие модели используется многими отраслями науки, но в журналистике сложилось особое ее понимание. Кроме приемов оформления (то есть дизайна), модель газеты также включает в себя содержание газеты (тематика, система рубрик, жанры публикаций). Перемены Мердока коснулись и содержания, и дизайна. Во-первых, газета перешла на офсет и стала цветной (но это только в 90-е). Газета стала позволять себе более броские, местами кричащие заголовки. На первой полосе все чаще стали появляться крупные фотографии, портретные и репортажные снимки, по-
рой занимающие УУ полосы, до этого они были мельче. Верстка стала более разнообразной: в предыдущий период предпочтение отдавалось вертикальной с горизонтальными пересечениями, сейчас есть и брусковая. Газета заметно увеличилась в объеме: с 20 полос до 100.
С 2004 года газета стала выходить в так называемом компактном варианте (compact newspaper), то есть в таблоидном формате А3, что было сделано для удобства ее чтения в метро, поездах, автобусах. Эту успешную форму «Таймс» позаимствовала у газеты «Индепендент», когда благодаря формату тиражи последней увеличились. Еще одной целью введения данного формата было стремление руководства «Таймс» привлечь новых читателей. Появление газеты «Таймс» форматом A3 также было обусловлено идеями Тэтчер сделать политику консерваторов уделом не только традиционных слоев общества, но и массовой аудитории. Это было нововведением Мердока, но встретило понимание консерваторов, которым была необходима масс-медийная поддержка. Все эти перемены породили толки о таблоидизации газеты «Таймс».
Таблоидизация - процесс, происходящий на газетном рынке в последние десятилетия, характеризующийся появлением у качественных изданий признаков таблоида (формат A3, значительное количество иллюстраций, короткий объем
сообщений, броские заголовки, использование цвета). Ех-редактор «Таймс» Питер Стотхард (1992-2002), несмотря на все нововведения, отрицал любые намеки на «таблоидизацию» газеты. Также курс на таблоидизацию отверг собственный корреспондент газеты «Таймс» в России Энтони Халпин, он настаивал на том, что газета остается прежней и что аудитория остается прежней [Из специального интервью Энтони Халпина автору статьи. Сентябрь, 2008]. Но, несмотря на официальные заявления, трансформация газеты очевидна.
Так оказались взаимосвязаны консервативная политика, консервативная психология общества и пресса в Британии. Это подтверждает зависимость СМИ от этих двух факторов, потому что СМИ тесно связаны в своем развитии с политической реальностью.
Тесные связи между Р. Мердоком и М. Тэтчер привели к изменению модели «Таймс». А через это - влияние на сознание аудитории, произошла революция в сознании, основанная на консервативных ценностях. Сегодня эти ценности живы, несмотря на присутствие у власти лейбористов, они вынуждены считаться с психологией общества. Все это свидетельствует, что понимание политики СМИ невозможно представить вне политического и духовного ландшафта, в котором они действуют. И в этом воздействие Тэтчер безусловно.
1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002.
2. Денискина В.Я. Политический портрет М. Тэтчер. М., 1991.
3. Корконосенко С.Г.Основы журналистики. М., 2001.
4. Современный консерватизм / под ред. С.П. Перегудова, В.А. Скороходова. М., 1992.
5. Atkinson J. The Media: a Christian View. London, 1979.
6. Baistow T. Fourth-Rate Estate: The Anatomy of Fleet Street. London, 1985.
7. Holmes M. Thatcherism: Score and Limits 1983-87. London, 1989.
8. Morning Star. 1987. 1 1 June.
9. New Statesman. 1986. 19 Dec.
10. Norton P. and Aughey A. Conservatives and conservatism. London, 1981.
11. Tribune. 1983. 10 June.
12. Williams F. Dangerous Estate: The Anatomy of Newspapers. London, 1957.
13. Wintour С. The rise and fall of Fleet Street.