Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
Ф.С. Мусин
ПОЛИТИКА СССР НА ВНЕШНИХ РУБЕЖАХ В 1939-1945 гг.
В статье рассматриваются мероприятия органов государственного управления СССР по обеспечению безопасности на внешних рубежах. Рассмотрены мероприятия по усилению охраны государственной границы в условиях войны.
Ключевые слова: пограничная политика, война, граница, СССР, Германия, безопасность.
F.S. Musin
POLICY OF THE USSR AT EXTERNAL BOUNDARIES IN 1939-1945
In article actions of state bodies of the USSR for safety at external boundaries are considered. Actions for strengthening of protection of frontier in the conditions of war are considered.
Keywords: boundary policy, war, border, USSR, Germany, safety.
Период с 1939 по 1945 г. характеризовался напряженностью и остротой военно-политической обстановки на внешних рубежах СССР, активными действиями иностранных разведок, многочисленными провокациями. Это обусловливалось сложной международной обстановкой, сложившейся накануне и в ходе Великой Отечественной войны, угрозой, а затем и началом широкомасштабной агрессии против Советского Союза.
С началом Второй мировой войны, вплоть до середины сентября 1939 г. советское правительство воздерживалось от каких-либо действий. И только 17 сентября, когда германские войска уже штурмовали Варшаву, а польское правительство эмигрировало за границу и ее военное поражение стало очевидным, советские войска перешли советско-польскую границу и заняли западные земли Белорусии и Украины, отторгнутые Польшей в начале 20-х гг. ХХ в. У Советского Союза и Германии появилась общая граница. В условиях соприкосновения советских и германских войск в конце сентября 1939 г. страны заключили договор «О дружбе и границе», которым оформлялись новые геополитические реальности на территории Польши, Прибалтики, западных районов СССР. Новая линия государственной границы СССР по линии рек Нарев, Буг, Сан была отодвинута на запад от жизненно важных центров СССР на 250 - 300 км. Освобожденные районы решением сессии Верховного Совета СССР от 1 и 2 ноября 1939 г. были включены соответственно в состав Украинской и Белорусской ССР.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
141
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
Стремясь к скорейшей реализации в свою пользу достигнутых соглашений с Гитлером, советское руководство предпринимало дипломатические усилия в целях заключения договоров о взаимной помощи с Прибалтийскими странами. В период с 28 сентября по 10 октября 1939 г. состоялось подписание договоров с Латвией, Эстонией и Литвой, что означало их переход в сферу интересов СССР. В июне 1940 г. в Прибалтийские республики были введены 10 советских стрелковых дивизий и 7 танковых бригад. В Таллин прибыли боевые корабли Балтийского флота, в Двинск - отряд легких боевых судов. Во всех трех республиках произошла смена правительств. После победы на выборах левых сил в республиках установилась советская власть. На первых заседаниях сеймов и Государственной думы были приняты декларации с просьбой включить эти страны в состав СССР. VII сессия Верховного Совета СССР, состоявшаяся 3-5 августа 1940 г., приняла решение о вхождении Литвы, Латвии и Эстонии в состав Советского Союза.
В связи с переносом государственной сухопутной границы СССР в Прибалтике она стала проходить не в 70, а в 670 км юго-западнее Ленинграда. Значительно улучшились условия защиты границ и со стороны Балтийского моря, поскольку закрывался проход вдоль советского побережья Балтийского моря и Финского залива. Границу приняли под охрану войска вновь
сформированного Прибалтийского округа. Одновременно аналогичные процессы произошли в Бессарабии и Северной Буковине. По решению VIII сессии Верховного Совета СССР от 12 августа 1940 г. была образована Молдавская ССР. Северная Буковина была включена в состав УССР. Граница СССР на данном участке отодвинулась на 200 км к западу и стала проходить по рекам Прут и Дунай. Для ее охраны 1 сентября 1940 г. был образован Молдавский пограничный округ.
По окончании советскофинляндской войны, 12 марта 1940 г. состоялось подписание мирного договора и протокола к нему. По этому договору граница на Карельском перешейке отодвигалась от Ленинграда на 150 км. К СССР отошли Выборг, Выборгский залив с островами, западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кякисалма, Сортавала, Суо-ярви, территория в районе Куолояр-ви. Советскому Союзу передавались полуострова Рыбачий и Средний, сдавался в аренду на 30 лет полуостров Ханко, прикрывавший вход в Финский залив.
Чрезвычайно сложной в 19391941 гг. была военно-политическая обстановка на южных и дальневосточных рубежах Советского Союза. Территория Турции, Ирана и Афганистана в те годы стала ареной ожесточенной борьбы за сферы влияния между Англией и Францией, с одной стороны, Германией, Японией и Италией - с другой. Это оказывало соответствующее влияние на внеш-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
142
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
неполитический курс прогермански настроенных правящих кругов Турции и Ирана. Военные власти этих стран активизировали строительство инженерных сооружений, дорог и аэродромов, концентрировали войска вблизи советской границы, вооружали и готовили для действий на сопредельной территории вооруженные банды.
Япония методично наращивала разведывательно-подрывную деятельность против Советского Союза на маньчжурской границе. Основными приемами внедрения японской агентуры на советскую территорию являлись: переброска «перебежчиков в поисках лучшей жизни», засылка агентуры из числа военнослужащих под видом дезертиров, вербовка японских и китайских граждан для работы на концессионных предприятиях в СССР. В этих непростых условиях в апреле 1941 г. Советский Союз заключил с Японией пакт о ненападении. В условиях начавшейся Второй мировой войны, нарастания агрессивности японского милитаризма этот пакт давал возможность СССР снизить накал напряженности, стабилизировать японо-советские отношения и таким образом упрочить безопасность своих дальневосточных рубежей.
Япония вела подготовку к нападению на базы США. Опасаясь войны на два фронта, она рассчитывала, что Советский Союз, заключив пакт, прекратит оказывать помощь Китаю в его борьбе против японской агрессии. Кроме того, пы-
таясь усилить противоречия между СССР, с одной стороны, Англией и Францией - с другой, Япония стремилась убедить Советский Союз в своем “миролюбии”. «Смысл этого пакта, - отмечалось в секретном "военном дневнике" генштаба японской армии, - лишь в получении времени на подготовку к войне против СССР» [1. С. 122].
С июля 1940 г. гитлеровское руководство активизировало подготовку к войне против Советского Союза. Игнорируя все попытки СССР урегулировать отношения дипломатическим путем, Германия приступила к стратегическому развертыванию вермахта на советской границе. С августа 1940 г. там почти ежедневно совершались вооруженные провокации и нарушения. Только на белорусском участке государственной границы во втором полугодии 1940 г. произошло 187 конфликтов [4. С. 119]. Учитывая сложную обстановку на границе, советское правительство в 1939-1941 гг. приняло ряд мер по укреплению пограничных войск НКВД СССР, усилению охраны государственной границы. Надежности охраны западной границы способствовало также установление строгого пограничного режима. Так, 1 февраля 1940 г. Совет народных комиссаров устанавливал на западной границе пограничный режим в 7,5-километровой пограничной полосе. Постановление имело целью затруднить проникновение и передвижение нарушителей границы в пограничной полосе и создать благоприятные условия пограничникам
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
143
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
для их обнаружения и задержания.
В предвоенный период НКИД, НКО СССР, НКВД и Главное управление пограничных войск проделали большую работу по уточнению прохождения линии границы с Германией, Румынией, Финляндией, Японией и Маньчжурией, определению порядка ее охраны и правил поведения пограничных войск в процессе служебнобоевой деятельности.
В результате трагического для нашей страны исхода приграничных сражений Великой Отечественной войны армия Вермахта в короткие сроки продвинулась в северовосточном направлении на 400-450 км, в восточном - на 450-600, юговосточном - на 300-350 км, захватив территорию Латвии, Литвы, значительную часть Эстонии и Украины, почти всю Белоруссию, вышла на дальние подступы к Ленинграду, создала угрозу Смоленску и Киеву. Чтобы остановить надвигавшуюся лавину, требовалось быстрое развертывание новых воинских формирований. В конце июня - первой половине июля 1941 г. командование войск НКВД по решению правительства приступило к формированию из состава пограничных и внутренних войск 15 стрелковых дивизий. Шесть из них были созданы в самое короткое время.
Тяжелая обстановка требовала от военного командования принятия срочных и решительных мер по наведению твердого порядка в тылу, создания надежной системы его
охраны. К сожалению, заблаговременно подобные меры в предвоенных мобилизационных планах не предусматривались. Подготовка войск, командных кадров к решению задач по охране тыла в период боевых действий перед войной не велась. Незнание возможностей противника по ведению подрывной работы сказалось в первые же часы после нападения Вермахта. В этой связи 25 июня 1941 г. Совет народных комиссаров СССР специальным постановлением возложил охрану тыла действующей Красной армии на войска НКВД [2. С. 252].
В условиях войны в 1944 г. в состав СССР была принята Тувинская Народная Республика, что привело к образованию нового участка советско-монгольской границы. Указом Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1944 г. Тува стала автономной областью Советского Союза.
Важное военно-политическое значение имело восстановление западной границы СССР. Для возобновления ее охраны Государственный комитет обороны в постановлении от 8 апреля 1944 г. обязал НКВД СССР сформировать управления пограничных войск западных округов и 34 пограничных отряда [3. С. 417]. Выход на государственную границу пограничных войск и восстановление ее охраны осуществлялись по мере освобождения советской территории от противника. К концу 1944 г. была полностью восстановлена охрана всей западной государственной границы СССР.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
144
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
На Крымской конференции в феврале 1945 г., когда уже был ясно виден близкий крах Третьего рейха, главы правительств СССР, США и Великобритании подписали соглашение, в котором предусматривалось, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников. Цели вступления Советского Союза в войну с Японией заключались в том, чтобы, выполняя союзнические обязательства, ускорить окончание Второй мировой войны, устранить постоянную угрозу нашим дальневосточным границам, возвратить отторгнутые Японией Южный Сахалин и Курильские острова, помочь странам Азии освободиться от японской оккупации.
В ходе военной кампании советские войска освободили и заняли Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 г. Вторая мировая война закончилась.
С началом Великой Отечественной войны военно-политическая обстановка резко обострилась также и на ближневосточном и дальневосточном направлениях, в пределах которых проходила южная и восточная граница СССР. Японские, турецкие, иранские и афганские правящие круги буквально с первого дня войны содействовали гитлеровской Германии в быстром разгроме СССР. Внутри своих стран и на границе с СССР они форсировали проведение завершающих ме-
роприятий по подготовке к войне против Советского Союза, ожидая для нападения лишь подходящий момент. Являясь надежными партнерами Гитлера, они осуществляли враждебные акции на наших границах в рамках политического курса, согласованного с фашистской Германией, применяя все формы вмешательства с целью дестабилизации обстановки в приграничных районах СССР, отвлечения значительной части его сил от фронта.
Сложность и напряженность обстановки требовали принятия необходимых мер по усилению охраны границы СССР на ее южном, восточном и дальневосточном участках, перегруппировки сил, совершенствования тактики их действий. Руководство страны приняло ряд мер по реорганизации структуры и увеличению численности пограничных войск, оснащению их более эффективным вооружением. В начале войны после объявления мобилизации согласно постановлению Государственного комитета обороны СНК СССР на развертывание частей, охранявших южный и восточный участки границы, было направлено 25240 человек.
В процессе охраны южного и восточного участков государственной границы СССР в период войны пограничными войсками было пресечено большое количество различного рода провокаций противника. Так, весь июль 1944 г. афганские пограничные власти ежедневно обстреливали советских пограничников и местное население пригра-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
145
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
ничных районов, занимавшееся вблизи границы сельскохозяйственными работами. О создавшейся конфликтной обстановке было доложено в Министерство иностранных дел, а затем в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить советским пограничникам провести ответные санкции против организаторов вооруженной провокации. Разрешение было получено и 1 августа 1944 г. по трем афганским пограничным постам был нанесен удар нескольких минометных батарей и пограничной авиации с применением 50 и 100-килограммовых фугасных и осколочных бомб. В результате такого удара афганские пограничные посты частично были разрушены, было убито и ранено 68 афганских солдат и офицеров, в том числе и командир пехотной роты, прибывшей на усиление. С советской стороны были ранены лишь два местных жителя. После ответных санкций по территории Афганистана обстановка стабилизировалась. Прибывший из Иттткашима. пограничный комиссар дал распоряжение всем афганским пограничным постам прекратить обстрел советских пограничников и местного приграничного населения, не допускать возникновения на границе вооруженных пограничных инцидентов и конфликтов.
Таким образом, целенаправленная пограничная политика и надежная охрана внешних рубежей
в годы Второй мировой войны в известной мере стали сдерживающим фактором для правящих кругов соседних государств, и прежде всего Турции и Японии, пытавшихся провоцировать на границе военные столкновения, в больших масштабах совершать разного рода диверсии. В результате успешных действий на фронтах Великой Отечественной войны и за столом переговоров с союзниками, Советский Союз стал одной из великих держав мира. В его состав были включены новые территории на западе и востоке. Из 12 государств, с которыми Советский Союз имел теперь сухопутную границу, 7 встали на путь социалистического строительства. Между ними возник новый тип отношений и новый «тип границы», который представлял доброжелательные межгосударственные отношения, уважение суверенитета, неприкосновенности территории и нерушимость государственной границы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Дальневосточный пограничный. Хабаровск, 1983. С. 122
2. Испытанные войной. Пограничные войска (1939-1945 гг.). М., 2008.
3. На страже границ Отечества. История пограничной службы: Краткий очерк. М., 1998
4. Чугунов А.И. Граница накануне войны. Из истории пограничных войск. 1939-июнь 1941 гг. М., 1985.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
146
Сведения об авторах
1. Авдеев Максим Евгеньевич, Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области
2. Баранов Сергей Александрович, доцент кафедры информационно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат технических наук, доцент
3. Белозерцев Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России
4. Бобков Александр Иванович, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат философских наук, доцент
5. Буньковский Дмитрий Владимирович, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ВосточноСибирского института МВД России, кандидат экономических наук
6. Буш Михаил Павлович, старший преподаватель кафедры криминалистики Восточно-Сибирского института МВД России
7. Ващенко Валентин Александрович, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института МВД России
8. Гаврилов Дмитрий Анатольевич, преподаватель кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России
9. Гальцев Сергей Александрович, начальник кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат философских наук, доцент
10. Герасимов Павел Анатольевич, начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области
11. Г рибунов Олег Павлович, начальник кафедры криминалистики Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
12. Демаков Владимир Иванович, доцент кафедры информационно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат технических наук, доцент
13. Джурук Дмитрий Сергеевич, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в органах внутренних дел Восточно-Сибирского института МВД России
14. Добжанская Елена Викторовна, начальник организационнометодического и лечебно-профилактического отдела Медико-санитарной части Министерства внутренних дел России по Иркутской области
15. Егорова Наталья Юрьевна, доцент кафедры иностранных языков и культуры речи Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат филологических наук
16. Изаксон Раиса Андреевна, преподаватель кафедры общеправовой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
147